Учет турагентской деятельности

Тема 5. Учет турагентской деятельности

План лекции:

1.  Основные различия между турагентами и туроператорами.

2. Варианты организации деятельности у турагента. Особенности их учета.

 

1. Турагентская деятельность - это деятельность физических или юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором.

Турагентство - достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Конкуренция подталкивает туристические фирмы к поиску своей ниши в турбизнесе при помощи приспособления к реальному спросу с учетом различий между отдельными группами потребителей. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.

Турагенты, как правило, реализуют туры туроператора. Это организация-посредник, работающая непосредственно на туристском рынке с туристами и получающая комиссионное вознаграждение. От качества работы турагента во многом зависит, какой именно тур, какого оператора выберет покупатель. Ошибки турагента в момент продажи тура, например недостоверная информация, неправильное оформление документов, задержка оплаты и т.п. могут полностью испортить туристу отдых, поэтому работа турагента является ответственной и существенной на рынке туруслуг.

Основные задачи турагентства:

-полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т.д.;

- продвижение этой информации с помощью рекламы;

-организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.

Особенности деятельности турагента состоят в следующем:

1.  Турагент реализует туристу сформированный туроператором тур, на тех условиях, которые предлагаются туроператором. При этом турагент является только посредником между туристом и туроператором. Предел его ответственности, как правило, ограничивается надлежащим предоставлением полной информации об условиях путешествия, правах и обязанностей туриста, третьих лиц и своевременной оплаты туроператору.

2.             При наличии у туриста каких-либо претензий по качеству предоставленного туристского обслуживания, по объему оказанных туристских услуг, их рассмотрение осуществляется турагентом и туроператором в порядке, предусмотренном договором. Причем сведения о туроператоре должны быть указаны в договоре на туробслуживание туриста, это требование закона. Претензии по качеству турпродукта турист может предъявить как туроператору, так и турагенту по всему перечню услуг указанных в турпутевке.

3.      При непосредственном взаимодействии с туристом турагент может подобрать туроператора, предлагающего туры того качества и в том объеме, который необходим в данном случае. Турагент свободно ориентируется на рынке туруслуг и должен помочь туристу выбрать соответствующий тур наиболее надежного туроператора.

4.      Цена на турпродукт, предлагаемая турагентом, как правило, не выше чем у туроператора, поскольку турагент реализует туры туроператора на его условиях, а иногда и ниже чем у туроператора, поскольку агенту необходимо привлечь больше клиентов и он жертвует частью своей комиссии для понижения цены тура.

Существенная разница между туроператором и турагентом состоит в том, что турагент не участвует в формировании тура, а покупает его у туроператора готовым к реализации или реализует его по поручению туроператора.

Кроме этих различий с точки зрения бухгалтерского учета можно выделить следующие различия между турагентами и туроператорами:

- по системе доходов:

Туроператор имеет некоторый туристический продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристический продукт со своим механизмом ценообразования. В это время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического продукта. Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты, номера в гостиницах и т.д.) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг;

- no принадлежности туристического продукта:

Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент выражает покупательский интерес.

В предпринимательской деятельности в сфере туризма наиболее часто встречается совмещение функций туроператора и турагента в одной туристической организации. Например, туристическая фирма предлагает сформированный ею тур по Испании, выступая как туроператор. В то же время она реализует тур в Финляндию, сформированный другим туроператором, выступая как турагент. Наиболее крупные туроператоры не работают с частными клиентами, осуществляя продажу своих туров через агентскую сеть.

2. В отличие от туроператоров организации-турагенты не формируют турпродукта, а продают туры, полностью сформированные сторонними туроператорами, оказывая при необходимости дополнительные услуги.

Концепция правовой организации туристской деятельности у турагентов основана на отношениях купли-продажи туристского продукта.

Практически деятельность турагентов может быть организована в двух вариантах:

В первом случае они по существу приобретают туристский продукт в собственность и далее продают его от своего имени, при этом часто говорят, что турагент занимается «куплей-продажей путевок».

Во втором случае турагент выступает действительно как агент, т.е. посредник по продаже туристского продукта по агентскому договору, как комиссионер по договору комиссии или поверенный по договору поручения. При этом он реализует турпродукт от своего имени или от имени владельца турпродукта, но за счет владельца, получая при этом посредническое вознаграждение.

Первый вариант

Рассмотрим вариант реализации турпродуктов, приобретенных турагентом для дальнейшей перепродажи. В данном случае купленные турпутевки представляют собой аналог товара и по способу, и по цели приобретения (перепродажа без переработки).

При ведении бухгалтерского учета по этому варианту следует ориентироваться на схемы, применяемые предприятиями торговли.

Рекомендуемые проводки:

1.    Приобретение путевки у туроператора для продажи туристам или другим фирмам:

Д-т 1330 «Товары »

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

2.    Налог на добавленную  стоимость  по  приобретенным у туроператоров путевкам:

Д-т 1420 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

3.    Перечисление денежных средств туроператору:

Д-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

К-т 1010 «Денежные средства в кассе»; 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах».

4.    Приобретение услуг сторонних организаций, связанных с реализацией турпутевки:

Д-т 1330 «Товары»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

5.      Отражение НДС с услуг сторонних организаций:

Д-т 1420 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»;3390 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность».

6.    Списание стоимости реализованной путевки по цене приобретения:

Д-т 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг»

К-т 1330 «Товары»

7.    Отражение дохода от реализации турпутевок, переданных покупателям по договорной (продажной) стоимости:

Д-т 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»

К-т 6010 «Доход от реализации продукции и оказании услуг»

8.    На сумму начисленного НДС по реализованной турпутевке:
Д-т 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»

К-т 3130 «Налог на добавленную стоимость».

Второй вариант

Турагент может выступать как посредник, оказывая сторонней туристской организации услуги по реализации туристского продукта за определенное вознаграждение по посредническому договору. И в этом случае турагент заключает с туристом договор возмездного оказания услуг.

Если турагент работает по договору комиссии, то договор купли-продажи на дальнейшую реализацию турпродукта заключает от своего имени, если договор поручения - от имени доверителя, если по агентскому договору, то возможны оба варианта.

Условия заключения посреднических договоров оказывают существенные ограничения на участие посредника в расчетах.

Все расчеты по сделкам на поставку товаров, совершаемым представителем (агентом, поверенным) от имени доверителя (принципала), должны проводиться исключительно с расчетного счета доверителя. Фактически это означает запрет на участие поверенного или агента в расчетах. Не допускается зачисление представителем на свои счета доходов (вознаграждения) по указанным сделкам ранее зачисления выручки от них на расчетный счет доверителя.

Во-вторых, если посредник действует по договору комиссии или по агентскому договору, предусматривающему совершение сделок агентом от своего имени, то вся оплата, полученная им по сделкам, за исключением вознаграждения, должна быть перечислена в течение трех дней на счет комитента (принципала). Такой порядок расчета должен быть предусмотрен посредническим договором.

В-третьих, посреднику (поверенному, комиссионеру, агенту) не может поручаться исполнение юридических действий, вытекающих из правоотношений доверителя (комитента, принципала), регулируемых налоговым законодательством. Это означает, в частности, что посреднику не может быть поручена уплата налога в бюджет за доверителя или выплата заработной платы лицам, состоящим в трудовых отношениях с доверителем.

Размер вознаграждения при посреднической деятельности устанавливается в виде четко фиксированной суммы, либо в процентном отношении от суммы сделки.

Бухгалтерский учет при этом ведется по обычной схеме, используемой в посреднической деятельности.

Вознаграждение, полученное за оказание посреднических услуг, является доходом турагента и отражается на счетах 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг».

Собственные расходы, связанные с получением вознаграждения, учитываются на счете 8110 «Основное производство».

Реализация турпродукта отражается по одному из ниже приведенных вариантов:

Первый вариант. Турагент не участвует в расчетах по реализации туристского продукта:

  1. Отражение предоставленного туроператором вознаграждения за оказанные посреднические услуги:

Д-т 1010 «Денежные средства в кассе»;1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»

К-т 6010 «Доходы от реализации продукции и оказания услуг»

2.0тражение НДС с комиссионного вознаграждения:

Д-т 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»

К-т 3130 «Налог на добавленную стоимость»

3.Отражение собственных расходов, связанных с оказанием посреднической услуги:

Д-т 8110 «Основное производство»

К-т 3350, 3310,3390,1030,1010 и т.д.

4. Отражение собственных расходов, связанных с управлением фирмы:

Д-т 7210 «Административные расходы»

К-т 3350, 3310,3390,1030,1010 и т.д.

5.Определение себестоимости реализованных услуг:

Д-т 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг»

К-т 8110 «Основное производство».

б.Списание в конце отчетного периода расходов, связанных с оказанием посреднической услуги и расходов периода:

Д-т 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)»

К-т 7010, 7210,7310.

Второй вариант. Турагент участвует в расчетах по реализации туристского продукта. Полученный для реализации объем турпродукта следует учитывать у турагента на забалансовом счете «Товары, принятые на комиссию».

1.Получено от туроператора право реализации турпродуктов (по продажной стоимости):

Дт «Товары, принятые на комиссию».

2.Поступление на счет турагента денежных средств от покупателей за реализованные по посредническому договору турпродукцию (турпутевки), в том числе НДС по облагаемому обороту:

Д-т 1010 «Денежные средства в кассе»;1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»

К-т 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».

3.Оплачены счета разных организаций, за оказанные от   имени турагента услуги, в рамках посреднического договора, в том числе НДС:

Д-т 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

К-т 1010 «Денежные средства в кассе»;1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах»

4.Начислено комиссионное вознаграждение по посредническому договору в рамках определенного процента:

Д-т 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»;

К-т 6010 «Доход от реализации продукции и оказании услуг».

5.Начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет с суммы вознаграждения:

Д-т 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»

К-т 3130 «Налог на добавленную стоимость».

6 .Списаны проданные товары - турпутевки:

К-т -забалансовый счет «Товары, принятые на комиссию».

7. Перечислены  средства  туроператору  за  вычетом  вознаграждения  и расходов, произведенных от своего имени в рамках посреднического договора:

Д-т 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»

К-т 1030 «Денежные средства на текущих банковских стетах»

8. Отражение собственных расходов, связанных с оказанием посреднической услуги:

Д-т 8110 «Основное производство»

К-т 3350, 3310,3390,1030,1010 и т.д.

Рекомендуемая литература:

1. Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях: учебник / В. Л. Назарова.

Алматы Экономика, 2005. - 253 с. 13.Скала В. Деятельность туристских агентств//Файл бухгалтера - 2004.- № 47

-с. 11-18.

Контрольные задания для СРС:

1. Нормативно-правовое регулирование договор посредничества.

Учет турагентской деятельности