Проблемы развития банковской системы в Республике Казахстан

Содержание:

Введение..............................................................................................................….....3

1 Возникновения банковской системы в Республике Казахстан…......……….....5

1.1 Основные этапы возникновения банковской системы…………..………5

1.2 Банковская реформа суверенного Казахстана……………………………9

2 Современное состояние банковской системы в Республике Казахстан...........10

2.1 Национальный банк - государственный банк Республики Казахстан....10

2.2 Коммерческие банки - основное звено банковской системы ............…..13

2.3 Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным банком......18

2.4 Отношение между коммерческими банками и их клиентурой........…….19

3. Проблемы развития банковской системы в Республике Казахстан................22

3.1 Совершенствовании системы государственного управления………….22

3.2 Долгосрочное финансирование жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования…………………………………………..24

Заключение...................................................................................................…..........27

Список использованных источников……………………………………………...29

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью данной работы является характеристика банковской системы Республики Казахстан. Задачами курсовой работы являются освещение основных проблем, стоящих перед банковской системы страны, её особенности и структура, а также воздействие экономического кризиса на банковскую систему нашей страны. Кризисное экономическое состояние нашей страны в переходе экономики в рыночные отношения наблюдается во всех сферах общества, прежде всего в сферах финансов, денежного обращения и кредита, и в банковской системе. Прочеты в экономической политике государства, приватизации и разгосударствление собственности, реформы ценообразования стали питательной средой для расширения внеэкономических методов перераспределения национального дохода (спекуляция, хищения, приписки), для развития теневой экономики.

Банковская система Казахстана сложилась в условиях гиперинфляции. Проводимая правительством жесткая бюджетная политика, направленная кроме всего прежнего на значительное снижение инфляции, не могла не сказаться на деятельности банков. В сложившихся условиях банки лишаются значительной степени прибыли, связанной с высоким уровнем инфляции. Эти обстоятельства вынуждают банки заняться изменением портфеля своих активов, пассивов с целью повышения эффективности и прибыльности. Наиболее заметными недостатками в балансах банков являются достаточно низкий удельный вес обязательств перед физическими лицами, низкий уровень работающих активов, большая сумма невозвращенных ссуд. Для убыточных кредитов в кредитном портфеле банковской системы республики составляет 16%.

На современном этапе банковская сфера в Казахстане – это один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. В нашей республике действует двухуровневая банковская система, верхним уровнем которой является Национальный банк Казахстана как Центральный банк государства; второй уровень- это коммерческие банки. Последние, прежде жестко регулировавшиеся, теперь получили большую самостоятельность и функционируют в условиях усиливающиеся межбанковской конкуренции. В сете сегодняшних проблем казахстанской экономики, связанных с преодолением кризисных явлении и инфляционных процессов, дальнейшее развитие и совершенствование банковской системы имеет огромную практическую зависимость.[1]

Банковская система в рыночной экономике выполняет триединую роль. Во-первых, развитие структуры коммерческих банков управляет системой платежей. Огромное большинство коммерческих сделок производится путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами посредством чеков либо электронных переводов. Во-вторых, наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения в производственную, коммерческую сферу. И, в третьих, коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой Национального банка, регулируют количество денег, находящихся в обращении в той или иной экономической системе.

В последние годы банковская система Казахстана растет быстрыми темпами и остается наибольшим сегментом финансового рынка. На сегодняшний день общее количество банков составило 35 банков второго уровня, в том числе 1 государственный, 15 банков с иностранным участием (включая 9 дочерних банков банков-нерезидентов Казахстана) и АО «Банк Развития Казахстана».

ГЛАВА 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

1.1 Основные этапы возникновения банковской системы

Усилия республики по созданию современной банковской системы получают высокие оценки со стороны международных финансовых организаций и независимых экспертов.

Главной задачей реформирования банковской системы республики было максимальное сокращение централизованного перераспределение денежных ресурсов и приближение функции Национального банка к классическим функциям Центрального банка. Условно весь процесс реформирования банковско-финансовой системы можно разделить на 3 этапа.

Первый этап (1988-1993) –зарождение как таковой банковской системы, характеризующиеся становлением новых рыночных отношений и обре-тением независимости. Первые сдвиги в этом направлении были проделаны в 1987 году. После принятия совместного постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР, было решено преобразовать существовавшую до того моно банковскую структуру в двухуровневую- центральный эмиссионный банк и государственные специализированные банки: Агропромбанк, Внеш-экономбанк, Жилсоцбанк, Промстройбанк, Сбербанк, которые хотя и являлись самостоятельными структурами, на деле в них сохранялась централизованная система управления и распределения кредитных ресурсов, а именно не был соблюдён основной принцип бюджетной системы – добро-вольность и взаимовыгодность. Поэтому они ни о каком соперничестве конкурентов речь не могла идти. Этот шаг не принёс никаких рыночных преобразований.[2]

Первые рыночные преобразования произошли в 1988 году, после при-нятия союзного Закона «О кооперации», заложившего основные принципы рыночных отношений в сфере банковской деятельности и появления первых коммерческих банков. Нарушенная структура стабильных межотраслевых и межреспубликанских связей, ранее формировавшихся под воздействием единого командного центра, поставила перед объективной необходимостью создания альтернативного финансового механизма, способного обеспечить в новых рыночных условиях достаточное функционирование предприятий, пересматривающих своих хозяйственных взаймоотношения через плоскасть выгодности. Учредителями таких банков становились независимые предприятия, кооперативы, ассоциацииновые субъекты развивающейся рыночной экономики. Создание этими субъектами коммерческих банков преследовало две цели:

- разнообразить банковские услуги, повысить оперативность удовлетворения потребностей предприятий в заёмных средствах и сделать систему кредитования более гибкой и мобильной по сравнению с той, которая существовала в специализированных банках;

- обособить от централизованного государственного перераспределительного процесса оборот финансовых ресурсов рыночных субъектов.

Однако на первый взгляд положительные динамичные процессы развития экономической ситуации в стране носили стихийный характер неподкрепленной соответствующей законодательной базой. Закон 1988 года «О кооперации» уже не отвечал новым, рыночным отношениям хозяйствования, являясь слишком общим в формулировках четко не определивших функции коммерческих банков и их взаимодействие с Центральным банком.

В октябре 1990 года был принят Декларация «О государственном суверенитете Республики Казахстан, обусловившая дальнейшие развитие и совершенствование рыночных отношений в банковской финансово-кредитной сфере. Одним из таких дальнейших шагов укрепления рыночных принципов стало принятие в декабре 1990 года Закона Казахской СССР «О банках и банковской деятельности в Каз.СССР».Этим законом был ликвидирован институт специализированных банков и закреплена, до того формально функционирующая двухуровневая банковская система. Государственный банк Каз.ССР и сеть коммерческих банков. Главная идея нового закона заключалась в создании новой двухуровневой системы, отвечающей рыночным требованиям.[3]

Закон кардинально изменил статус центрального банка, сделав его независимым от исполнительных и распорядительных органов государственной власти. Учредителем Государственного банка Казахской ССР выступил Верховный совет, которому Государственный банк был подотчетен в своей работе, предоставляя ежегодный отчет, баланс и свободный баланс банковской системы Республики.

Помимо этого Государственному банку Казахстана переходят полномочия по выдаче разрешений на учреждение банков второго уровня, что вдвойне ускорило и без того практический неконтролируемый процесс возникновения коммерческих банков. Только за период с 1991 по 1992 число банков увеличились с 72 до 150, а к 1993 их количество увеличились до 204 единиц.

Таким образом, этот этап характеризуется резким экстенсивным ростом банковской системы, подчас не контролируемым государством. Большинство банков этого времени строили свою финансовую политику за счет высоких темпов инфляции, позволяющих брать краткосрочные ссуды за счет централизованных кредитных ресурсов, пополнявших в первую очередь торговые операции. Всё это вело к постоянному повышенному спросу на кредитные ресурсы и дальнейшему ужесточению нарастающих темпов инфляции. Единственно верным, а скорее возможным на тот момент решением, способным хоть как то стабилизировать положение в банковской системе, и, тем самым, выровнять нарастающие темпы инфляции по средством надзора за неконтролируемой денежно- кредитной эмиссией, было дальнейшее ужесточение контроля за коммерческими банками.

Так, в мае 1993г принимается Закон Республики Казахстан «О банках в Республике Казахстан», в котором были заложены основные функции и полномочия банков второго уровня. Ужесточены требования Национального Банка Казахстана не только на получение разрешения для открытия банков, но и за нарушение действующими банками, установленных пруденциальных нормативов. В целом этот эакон был направлен на повышение ответственности банков второго уровня за оздорорвление и проведение конструктивной денежно- кредитной политики, способной стать “локомотивом” проводимой государством экономической политики.

Однако, не имея реальных инструментов монетарного регулирования, поскольку присутствие Казахстана в рублёвой зоне подразумевало отсутствие полной финансовой самостоятельности, в частности неспособность контролировать объемы денежного обращения, макроэкономическая политика Национального банка и Министерства финансов продалжает носить характер следования в фарватере российской политики, ограничиваясь попытками простого реагирования на изменения экономической ситуации, которая в этот период была чрезвычайно динамична и плохо предсказуема: янв.1992-либерализация цен; май 1992-соглашение “о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйствующими организациями стран- участниц Содружества Независимых государств”, октябрь 1992- соглашение “О единой денежной системы и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства”, январь 1995гг.- учрежден Межгосударственный банк, призванный обеспечить расчеты странами СНГ и координировать работу национальных банковских систем. И эта бессистемность имела место до тех пор пока Ценральный банк России, в свою очередь, не выставил за сохранение Казахстана в рублевой зоне несколько невыполнимых условий: обмен безналичных денег произвести в соответсвии два к одному, объединить золотовалютные средства, а наличных новых российских рублей при этом будет выделяться Казахстану только на полгода и в счет государственного долга.[4] В свою очередь, Правительством Казахстана было принято решение о введении собственной национальной валюты- тенге. И уже 15 ноября 1993 г. вся ответственность валюты перешла от Центрального банка России к Национальному банку Казахстана.

Этот факт в полной мере позволяет говорить не только о развитии самостоятельного денежного кредитного рынка, но и о начале вторго этапа развития банковско- финансовой системы Казахстана, характеризующего становлением независимой банковской системы, позволяющей республике вырабатывать и провадить собственную валютно- финансовую политику. И уже начиная с 1994г. реализация денежно-крелитной политики Национальным Банком стала осуществляться различными инструментами.

Первые месяцы (ноябрь-декабрь1993) инфляцию удавалось сдерживать за счет ввода фиксированных цен на энергоресурсы, а также ограничения роста заработной платы. Краткосрочная перспектива динамики курса тенге данная Министерством экономики на 1999г., предполагала рост темпов инфляяции на 600% по отношению к базе (15.11.93г.). Однако па истечении первого квартала 1994г. стал очевиден факт недооценки. Правительством сарьезных трудностей денежной реформы. Инфляционные параметры резко контрастирует с исходной точки. Так, рост отраслевых индексов цен в промышленности за январь-апрель 1994г. превзашел все ожидания: сводный индекс по отраслям характеризуется в среднем 421,2% в промышленности этот показатель составляет 467,2%.

Тогда перед правительством встала острая необходимость в разработке и реализации комплексной программы макро стабилизации, которая бы базировалось на принципах обоснованности мер и последовательности шагов её реализации. Главным, основным источником макро стабилизации было и остается - развитие производства, но что об этом говорить при темпе инфляции, равном 104% в месяц в среднем за 1994г., в результате чего образовались огромные дебиторские и кредиторские задолженности между предприятиями. Так, просроченная кредиторская задолженность предприятий на 1 декабря 1994г. достигла 32,7 % от общей суммы кредиторской задолженности(10,2 % от ВВП).

Реально политика стабилизации стала претворяться в жизнь с июля 1994г., после принятия 15-месячной программы действии правительства по углублению реформ и выход из экономического кризиса, где основной задачей явился- курс на жестокую антиинфляционную политику, результатом которой стало значительное снижение темпов падения курса тенге на конец 1994г. Национальный банк с 1994г. вел постоянное сокращение денежной массы как главный инструмент борьбы с инфляцией.[5] До 1998г. политика сжимания денежной массы велась сокращением объема эмиссии денег с одновременным изъятием 10-12 млрд. тенге денежной массы из обращения. Использование таких мер, как снижения контроля в сфере бюджетной и кредитной политики и крайне жесткое расходование государственных средств, позволило снизить инфляцию с 24% в 1994г. до 4% в1995г. Ставка рефинансирования снизились с 275% в 1994г. до 65% в 1995г.

С этого времени в банковском секторе происходит жесткая селенция, обусловленная снижением темпов инфляции до положительной нормы ставки рефинансирования, приведшей к неспособности некоторых банков конкурировать на новом, более качественном уровне, когда существовавшие процентные ставки привели к абсолютной нерентабельности функционирования, а в дальнейшем и к банкротству банков, чьей основной статьей дохода явилось доходы по вознаграждениям (диаграмма 1).

В апреле 1994г. минимальный размер установленного фонда банков возрастает до 0,5 млн. долларов и в дальнейшем ещё несколько раз пересматривается в сторону увеличения. В этот период была распространена практика объединения нескольких мелких банков в один крупный.

Результатом явилось сокращение числа банков уже в 1994г. до 184 единиц, а в 1995г. на который пришлось наибольшее число сокращении, численность банков уменьшилась ещё на 54 единиц.

1.2 Банковская реформа суверенного Казахстана

Для дальнейшей реализации программы стабилизации в свете монетарной политики Правительству Казахстана необходим был надежный финансовый институт в лице банков второго уровня. Так, в начале 1995г. был взят курс на дальнейшее реформирование банковского сектора, основной целью которого была оптимизация банковского сектора до количества, способного качественно и надежно обеспечивать страну денежными ресурсами. Этот период открывает новый, третий этап банковской реформы суверенного Казахстана.

Во исполнение этого решения в марте 1995г. принимаются сразу два указа Президента Республики, имеющие силу закона, «О банках и банковской деятельности» и «О Национальном банке Республики Казахстана», которые действуют и поныне с некоторыми изменениями и дополнениями.

По экономическим причинам, в 1996г. была внесена поправка в Закон «О банках и банковской деятельности», позволившая Национальному банку по согласованию с Правительством вмешиваться в деятельность коммерческих банков, имеющих отрицательный размер капитала. А именно, осуществлять принудительный выкуп акций и реализовать их новому инвестору по цене покупки. В общем, в течение 1995-1997г.г. вся практика регулирования была нацелена на соблюдение банками второго уровня нормативов безопасного поведения, создание стимулов и условий для внутренней реорганизации банков. В результате ужесточения политики Национального банка из 184 банков со 11042 филиалами, действовавших в конце 1994г., к концу 2000г. в Казахстане осталось 48 банков с 418 филиалами. Из них по форме собственности: 1-государственный, 1-межгосударственный, 16-с участием иностранного капитала, из них 12-дочерние.[6]

Таким образом, государство пыталось сформировать действенный меха-низм косвенного воздействия на экономику страны и создания благоприятных макроэкономических условий. В целом, нужно отметить, что на данном этапе проводимая политика Правительства показала свою эффективность и результативность. Цели, поставленные на тот момент – стабилизация уровня инфляции и создание эффективной банковско- финансовой структуры выполнены. Устойчивость банковской системы подтвердилась при переходе в апреле 1999г. от регулируемого к свободно плавающему обмену курса тенге.

ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА

2.1 Национальный банк - центральный банк Республики Казахстан

По закону «О Национальном банке Республики Казахстан» Национальный банк Республики является Центральным банком Казахстана и представляет собой верхний уровень банковской системы.

Национальный банк – юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, которое составляют денежные резервы , включая собственные золотовалютные резервы, другие материальные ценности . Источниками формирования имущества являются доходы, полученные от банковской деятельности, доходы от ценных бумаг, дотации из соответствующих бюджетов.

Согласно статье 9 Закона, Национальный банк формирует уставный фонд в размере 10 млрд. тенге за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета, стоимости переданных в распоряжение Национального банка государством основных фондов и отчислении от полученной Национальным банком прибыли.

Национальный банк по существу является унитарным органом. Государство – единственный подписчик и владелец уставного фонда. Основные фонды состоят из здании, сооружении, оборудования, транспортных средств и других ценностей, а оборотные средства – из принадлежащих банку собственных денежных средств.[7] Национальный банк образует резервный и другие фонды. Резервный фонд формируется в размере уставного фонда, пополняется за счет собственной прибыли и предназначается исключительно за счет покрытия потерь и возмещения убытков по проводимым операциям согласно положению об этом фонде. Прибыль Национального банка за финансовый год определяется как разница между доходами и расходами, относящимся к данному финансовому году, включая в себя списание амортизации активов; в том числе части стоимости выпуска банкнот и монет, которую можно амортизировать на срок не более одного года. Оставшаяся часть прибыли после формирования уставного, резервного и других фондов перечисляется в республиканский бюджет. Национальный банк и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов налогов и сборов.

Основные задачи Национального банка – обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан. На Национальный банк Казахстана также возлагаются:

  • разработка и проведение государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношении, способствующих достижению целей экономического развития Казахстана и его интеграции в мировую экономику;
  • содействие обеспечению стабильной денежной, кредитной и банковской системы;
  • защита интересов кредиторов и вкладчиков банков на основе разработки правил регулирования деятельности банковских и иных кредитных учреждении и контроль за их соблюдением.

Основные направления деятельности Национального банка:

  • управление кредитными ресурсами и денежным обращением в стране;
  • организация и осуществление инкассации денежной выручки через подведомственные ему организации;
  • разработка положении, правил и методических инструктивных нормативных актов по осуществлению кредитных, расчетных и кассовых операции в народном хозяйстве обязательных для исполнения всеми банками, ведение учета и организация отчетности банков.
  • Лицензирование банковской деятельности, выбор форм методов денежно- кредитного регулирования;
  • контроль и надзор за банковской деятельностью;
  • составление свободного баланса банковской системы страны;
  • проведение научно- исследовательских и аналитических работ;
  • разработка правил и порядка осуществления валютных операции, проведение единой валютной политики и д.р.

Кредитные ресурсы Национального банка формируется за счет:

  • собственных средств;
  • денежных средств, привлеченных другими банками и размещенных на договорной основе в Национальном банке;
  • средств, привлеченных из за пределов Казахстана;
  • государственных специальных фондов и временно свободных средств бюджета.

Главная цель Национального банка республики –обеспечить бесперебойное снабжение экономики платежными средствами, создать условия для функционирование всей кредитной системы страны, наладить систему расчетов, регулировать банковскую деятельность. Он не конкурирует с другими финансово- кредитными институтами и не ставит в своей деятельности цели получения прибыли. Национальный банк делает по существу то, что делают коммерческие и другие кредитные учреждения своей клиентуре хозяйствующими субъектами и населению.[8] Его клиентура – коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Именно поэтому Национальный банк называют « банком банков». Национальный банк для выполнения функции «банка банков»:

  • хранит резервы коммерческих банков;
  • выдает коммерческим банкам краткосрочные ссуды на краткосрочные нужды;
  • осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе;
  • ведет надзор и контроль за деятельностью банков.

Важная функция Национального банка- хранение вкладов банков, сберегательных и других финансово- кредитных учреждении. Национальный банк Казахстана в целях поддержания банковской системы в целом представляет кредит банкам на аукционной основе, ломбардные кредиты и посредством операции РЕПО.

На момент введения ( в конце 1993г.) аукционные кредиты позволяли, в отличие от преобладавших тогда директивных кредитов, установить реальные (рыночные) процентные ставки по кредитам. К аукционам допускаются банк, выполняющие экономические нормативы, устанавливаемые Национальным банком, и условия по ранее предоставленным централизованным кредитам. Аукционные кредиты банкам – временный инструмент денежно- кредитной политики, используемый до возникновения действенного межбанковского рынка.

Предоставление ломбардного кредита банками ограничено только лимитом Национального банка, устанавливаемого исходя из задачи контроля над денежной массой. Ломбардные кредиты могут привлекать все банки- резиденты, получившие лицензию на осуществление банковской деятельности и имеющие в структуре своих активов государственные ценные бумаги, залог этих бумаг. Ставка по ломбардным кредитам устанавливается выше ставки рефинансирования и обычно бывает не ниже ставок межбанковского рынка.

Операции РЕПО – финансовая операция, состоящая из двух частей: в первой части (открытие РЕПО) Национальный банк продает ценные бумаги первичному дилеру ( в качестве первичных дилеров выступают только банки, имеющие специальную лицензию) с одновременным обязательством участников во второй части сделки (закрытие РЕПО) Национального банка выкупить данные ценные бумаги, а первичного дилера - возвратить их обратно Национальному банку в обмен на денежные средства в срок, установленный договором РЕПО. Операция обратного РЕПО отличается от операции РЕПО тем, что приоритетности РЕПО Национального банка покупает ценные бумаги, а первичный дилер при закрытии РЕПО их выкупает. Данная операция используется для краткосрочного кредитования банков или же изъятия (в случаев целесообразности исходя из задачи регулирования денежной массы) избыточной ликвидности банков.[9]

Национальный банк осуществляет межбанковские безналичные расчеты. Для этого он ведет счета банков – корреспондентов.

Национальный банк является основным организатором системы как межбанковских расчетов, так и расчетов в народном хозяйстве в целом. В связи с этим выполняет функции:

  • контроля за масштабами безналичного и наличного денежного оборота;
  • единого расчетного центра страны на единый методологической основе для всей банковской системы;
  • унификации и установления правил расчетов, порядка ведения учета и отчетности .

В соответствии с Законом «О национальном банке Казахстана» Национальный банк выполняет следующие функции и операции:

  • проводит государственную денежно- кредитную политику в Казахстане путем регулирования объема денежной массы в обращении, является единственным эмитентом банкнот и монет на территории Казахстана;
  • участвует в обслуживании внутреннего и внешнего долгов Республики Казахстан, гарантом которых является Правительство Казахстана;
  • выдает разрешение на открытие банков, дочерних банков на территории Республики и дает согласия на открытие филиалов и представительств банков как на территории Казахстана, так и за ее пределами, а также выдает лицензии на осуществление банковских операции;
  • в установленном им порядке проводит обязательную экспертизу проспектов эмиссии ценных бумаг банков до их регистрации;
  • осуществляет контроль и надзор за деятельностью банков, а также организации осуществляющих операции, по купле, продажи и обмену иностранной валюты, и устанавливает им пруденциальные нормативы;
  • осуществляет регулирование уровня банковских процентных ставок в Казахстане путем изменения официальных ставок.[10]

В случаях невозможности приостановления инфляционных процессов в Казахстане методами денежно- кредитного регулирования Национальному банку предоставляются права по ограничению кредитных вложении и изменению процентных ставок по операциям банков;

  • определяет порядок, системы и форму расчетов в Казахстане, организует функционирование платежной системы, обеспечивающей современное и бесперебойное проведение межбанковских расчетов в казахстанских тенге;
  • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в Казахстане и вправе, проводить все виды валютных операции;
  • устанавливает перечень , формы, сроки предоставления бухгалтерской, статистической и иной отчетности банками , а также организациями, осуществляющими операции по купле, продаже, и обмену иностранной валюты, для обеспечения контрольных и надзорных функции;
  • устанавливает правила учета, хранения, перевозки и инкассации наличных банкнот и монет, участвует в обеспечении перевозки , хранения и инкассации банкнот и монет, создает резервные государственные фонды (банкнот и монет);
  • составляет и регулярно публикует сводный баланс банков Казахстана и собственный баланс;
  • разрабатывает прогнозные расчеты по внутренним и внешним активам;
  • осуществляет иные функции полномочия и права в соответствии с законодательством Республики Казахстан

2.2 Коммерческие банки – основное звено банковской системы.

Нижнее звено кредитной системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждении, непосредственно обслуживающих народное хозяйство и предоставляющих широкий диапазон финансовых услуг на коммерческих началах. Это коммерческие, кооперативные и частные банки, объединенные в банковских законодательствах под общим названием коммерческих банков.

Коммерческие банки – это старейшая и наиболее массовая группа кредитных учреждении, выполняющих большинство финансовых операции и услуг, известных в практике предпринимательства в рыночной экономике. Сегодня коммерческий банк способен предложить своим клиентам до 200 разнообразных продуктов и услуг. Такая широкая диверсификация операции позволяет коммерческим банкам сохранять своих клиентов и оставаться прибыльными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре.

Осуществляя депозитно - ссудные операции, коммерческие банки выполняют роль финансовых посредников. Эта деятельность банка приносит реальную пользу всем заинтересованным сторонам. Вкладчики пользуются тем, что их депозиты выплняют функцию средства обращения и функцию ликвидных активов, а в ряде случаев ещё и приносят проценты. Заемщики пользуются ссудой на достаточно длительные периоды времени. Не будь коммерческих банков, ни одной крупной фирме вообще не удалось бы вести деловые операции, выступая в качестве заемщика и мелких фирм, распологающих временно свободными денежными средствами. Естественно, что и банки извлекают прибыль из этих операции. Они получают доход, назначая более высокую ставку процента по ссудам, чем та, что они выплачивают по вкладам.

Коммерчесие банки представляют своим клиента удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денег и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности.

Банковскии кредит – весьма удобная и во мноих случиях незаменимая форма финансовых услуг, она позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосаблиать к ним усилия получения ссуды.Рост кредитов, выданных банками субьектам малого предпринимательства составил на 1 октября 2004г. 41.3% . Доля указанных кредитов в совокупном ссудном портфеле банковского сектора составила на отчетную дату 17,6%.

Говоря о современных коммерческих банках, необходимо подчеркнуть, что как и другие звенья кредитной системы, они постоянно эволюционируют. Меняется формы операции, методы конкуренции, система контроля и управления.

Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функции, которые отличают их от других органов. Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действии в интересах клиента. В основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения какой- либо потребности К основным традиционным услугам в настоящее время по прежнему относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд. За 9 месяцев в 2004г. общая сумма обязательств банка второго уровня увеличилась на 517,4 млрд.тенге (34,7%) и составила 2008,7млрд.тнг. В структуре обязательств банков вклады физических лиц за отчетный период выросли на 18,6% и их доля в структуре вкладов на 1 окт. 2004гсоставила 30,5%.Вклады юридических лиц составили 69,5%. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли.[11] Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов. Сегодня универсальные банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практический все аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. В то же время другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг. Сеть коммерческих банков способствует становлению денежного рынка, экономической основой которого является наличие временно свободных средств у юридического и физического лица, а также государства и использование их на удовлетворение краткосрочных потребностей экономики и населения .Коммерческие банки практически занимаются всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операции, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» банки могут выполнять следующие операции:

- привлечение депозитов на платной основе;

- ведение счетов клиентов и банков корреспондентов, их кассовое обслуживание;

  • предоставление юридическим и физическим лицам краткосрочных и долгосрочных кредитов на условиях возвратности, срочности, платности;
  • финансирование капитальных вложении по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;
  • выпуски собственных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитив, депозитных сертификатов, акции и других долговых обязательств) в порядке, предусмотренном законом;
  • приобретение права требования поставок товара и оказания услуг, принятия риска исполнения таких требовании и инкассации этих требовании (факторинг);
  • оказание брокерских услуг по банковским операциям, выступать в качестве агента клиентов по их риску;
  • услуги по хранению документов и ценностей для клиентов (сейфовый бизнес);
  • финансирование коммерческих сделок, в том числе без права продажи (форфейтинг);
  • оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью;
  • осуществление лизинговых операции.

При наличии специальной лицензии Национального банка банки могут осуществлять другие банковские операции, в т.ч проведение операции с иностранной валюты; привлечение денежных вкладов населения ; оказание услуг по пересылке денег (инкассация).[12]

Группируя эти операции коммерческих банков, можем сформировать выполняемые ими основные функции:

  • аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережении и накоплении (депозитные операции);
  • кредитование экономики и населения (активные операции);
  • организация и проведение безналичных расчетов;
  • инвестиционная деятельность;
  • прочие финансовые услуги клиентам.

Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и превращения их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Аккумулирование – это первая традиционно базовая функция коммерческих банков. Пассив банка состоит из собственного капитала и привлеченных средств. Собственный капитал - важная и неотъемлемая часть кредитных ресурсов банка, хотя он составляет лишь до 10 % всех его ресурсов. Банки для осуществления своих активных операций используют свыше 90 % денежных ресурсов за счет привлеченных средств, т.е. банки аккумулируют временно свободные денежные средства своих клиентов, основную часть которых составляют депозиты, под которыми понимаются все срочные и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных. Работа банков по привлечению денежных средств во вклады (депозиты) в целях прибыльного их размещения называются депозитными операциями. Именно на их основе формируется основная часть кредитных ресурсов коммерческих банков.

К не депозитным пассивам относятся операции с закладными листами и банковскими облигациями. Суть этих операций состоит в мобилизации банками денежных средств взамен выдачи определенных ценных бумаг.[14]

Таким образом, одной из традиционных базовых функций коммерческих банков является мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, а также аккумуляция других пассивов путем выполнения не депозитных операций. Депозитные и не депозитные пассивы мобилизуются путем стимулирования и хранения на счетах в банках выплатой вкладчикам процентов, оказания им расчетно-платежных услуг.

Вторая традиционно – базовая функция коммерческих банков – кредитование экономики и населения. Эта функция относится к важнейшей области банковской деятельности и к активным операциям банков. Благодаря ей банки и относятся к кредитному институту. Выполнение коммерческими банками функций кредитования предполагает постоянное совершенствование кредитного механизма, внедрение методов и форм кредитования, обеспечивающих упрощение техники, выдача ссуд, снижение трудоемкости, кредитных операций.

Кредитование в Казахстане осуществляется и регулируется Законами «О Национальном банке Республики Казахстан», «О банках и банковской дея-тельности в Республике Казахстан», а также Правилами краткосрочного креди-тования экономики в Казахстане, утвержденными Национальным банком от 11 февраля , 1994 г которые обязательны к применению банками всех форм собст-венности и видов. Предоставление краткосрочных ссуд осуществляется бан-ками, имеющими официальный статус, который определяется разрешением На-ционального банка на открытие банка и наличием лицензии на проведение бан-ковских операций. Ссуда предоставляется кредитоспособным заемщикам неза-висимо от форм собственности, они могут быть выданы и при наличии просро-ченной задолженности по ссудам, если это не носит длительного характера.[15]

Третья функция коммерческих банков – организация и проведение безналичных расчетов. Она относится к банковским услугам, клиентам, или комиссионным операциям банков. Выполнение данной функции связано прежде всего с концентрацией и хранением на банковских счетах свободных денежных средств хозяйства, государства и населения. Коммерческие банки открывают различные виды счетов: расчетный, текущий, лицевой и т.д. Безналичные расчеты – движение денег банковского оборота, т.е. перечисления денежных сумм в виде записей по сметам, хозяйственных органов в порядке выполнения ими обязательств по платежам. Широкое развитие безналичных расчетов позволяет значительно ограничить сферу движения наличных денег и сократить издержки обращения, связанной с затратами труда для изготовления, транспортировки, хранения и учета денежных знаков. Внедрение эффективных форм безналичных расчетов способствует ускорению платежей и оборачиваемости денежных средств в расчетах и в конечном счете ускорению банковского оборота денег. Безналичные расчеты денег опосредствуют «Обмен веществ», хозяйственные связи в народном хозяйстве и от их четкости и непрерывности зависит общая эффективность функционирования экономики в целом. Значение безналичных расчетов состоит прежде всего в том, что они способствуют кругообороту фондов хозяйственных органов, завершению хозяйственных сделок. Исходя из этого, роль банков при выполнении своих функций как посредника в расчетах, огромны, и от четкой и эффективной работы зависит нормальное функционирование народного хозяйства.

Все коммерческие банки эмитируют в безналичный оборот платежные средства в процессе кредитования хозяйственных органов и населения, которые хранят на счетах в этих банках свои средства. Безналичные расчеты, проходящие через банк, увеличивают его ресурсы, позволяют ему аккумулировать свободные денежные средства в расчетах на нужды кредитования экономики и населения.

По заявлению Председателя Национального банка Казахстана, влияние мирового финансового кризиса на финансовый рынок Казахстана проявилось лишь в ухудшении мировой конъюнктуры на рынках экспортных товаров Казахстана, а также в повышенном спросе на иностранную валюту и росте доходности на рынке государственных ценных бумаг. Все это не могло не сказаться и на общей структуре доходов и расходов банков второго уровня

Если на начальных этапах превалировали доходы, связанные в основном с получением вознаграждения, в 1996г. их доля в общем объеме доходов составила 67,6% в 1998г.-49,9%, то на март 2001г.-уже з8,1%, что говорит об увеличении банками представляемых услуг- увеличились доходы банка от обслуживания клиентов, комиссионных сборов, от продажи активов, т.е. от универсализации банковской деятельности. Основную же часть доходов по вознаграждениям по ссудам, предоставленными юридическими лицами (кроме банков), которые составили 70%, 77%, 83% за 1997-1999г.г. соответственно в общей сумме доходов по вознаграждениям. Этому способствовало повышение ставок вознаграждения (интереса) по кредитам, общее увеличение размера совокупного кредитного портфеля банков и улучшение его качества, активизация банков на валютном рынке и переоценка иностранной валюты. Рост непредвиденных доходов банков явился следствием проводимой банками работы по возврату активов, списанных в предыдущие годы за баланс.

Что касается расходов, то основная их часть приходиться на расходы, не связанные с выплатой вознаграждения, причем, если в 1996г. они составляли 49,6%расходов, в 1997г.уменьшились до 45%, то в 1996г.выросли до 90, 9%, а на 01.03.2001г. составили 70,9%(см. Приложение В).

В расходах, связанных с выплатой вознаграждения, основная часть пришлась на расходы по депозитам физических лиц в 1996г.и 1997г., где они составляли 27,7% и 36, 3% соответственно. В 2000г. на часть расходов, связанных с выплатой по депозитам клиентов пришлось 63,4%.

2.3. Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным банком

Взаимоотношения банков с Национальным банком Республики Казахстан строятся на принципах определенных статьей 41-51 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Национальный банк своей деятельностью способствует нормальному функционированию всей банковской системы в интересах развития и укрепления денежно- кредитной системы республики, своевременно обеспечивает банки нормативными документами по вопросам банковской деятельности, участвует в подготовке кадров для банковской системы, оказывает методическую помощь в работе банков.

Национальный банк не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Его регулирующие и контрольные функции ограничиваются Законом «О Национальном банке Казахстана».В целях обеспечения финансовой устойчивости банков защиты интересов их кредиторов и клиентуры, а также для укрепления денежного оборота Национальный банк устанавливает экономические нормативы , обязательные для выполнения банками и их филиалами, имеющими самостоятельный ежедневный баланс. Эти нормативы применяются также к дочерним банкам и банковским объединениям. Национальный банк осуществляет контроль за соблюдением банками обязательных нормативов, правильным применением издаваемых ими нормативных актов в соответствии с полномочиями, определенными Законом «О Национальном банке Республики Казахстан». Банки обязаны предоставлять Национальному банку балансы, отчеты и другие документы, связанные с банковской деятельностью. При этом полученные сведения не подлежат разглашению.

Национальный банк может в любое время с выездом на место проверить в банке необходимый вопрос соответственно со своими полномочьями.[16] В случае обнаружения нарушении банками пруденциальных нормативов, Национальный банк предписывает сроки и иные условия для устранения нарушении. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Казахстане», в случае систематического нарушения пруденциальных нормативов и нормативных актов Национального банка, неисполнения его предписании в отношении сроков и условии для проведения банковских операции в соответствии с нормативами, непредставления или предоставления недостоверной отчетности, подведения итогов года с убытками, Национальный банк может ставить вопрос перед учредителями банка о проведении мероприятии по финансовому оздоровлению банка, о смене его руководства, реорганизации или ликвидации банка, применять санкции в виде:

  • взыскания денежного штрафа установленного законодательством;
  • списания с размещенного в Национальном банке резервного фонда задолженности банки- дебитора;
  • изменения отдельных нормативов, предусмотренных статьей 42 настоящего Законодательства;
  • Принятия на себя временного управления банком в случае, предусмотренном Законом «О Национальном банке Республики Казахстан»
  • Отзыва лицензии на совершение некоторых видов банковских операции
  • Изъятия в бюджет доходов, полученных в результате неправомерных действии банка.

Правила бухгалтерского учета в банках, характер и объем отчетных и иных материалов устанавливаются Национальным банком.

2.4 Отношения между коммерческими банками и их клиентурой

Усиление конкуренции между банками за привлечение клиентов требует от банков особого внимания к вопросам организации отношении с клиентами, установления с ними партнерских отношении. По статье Закона «О банках и банковской деятельности в Республики Казахстан» банки выступают как равноправные партнеры, осуществляют свои операции на рынке свободных кредитных ресурсов.

В своей деятельности они конкурируют друг с другом, предоставляя своим клиентам лучшие условия для размещения средств, получения кредитов, более широкий спектр банковских услуг. Банки несут ответственность перед своей клиентурой. Экономическая работа банка с клиентами охватывает все стороны деятельности банка – от привлечения клиента в банк до проведения различных банковских операции по его счетам. Привлечение клиентов требует от банков проведения определенных работ – реклама, разработка по внедрению новых видов услуг, ведение переговоров, предварительный анализ финансового состояния, подготовка и заключение различных договоров и др. Все эти работы тесно связаны с деятельностью банка по управлению его активами и пассивами.[17]

Работа с клиентами строится на основе заключения различных видов договоров: о расчетном, кассовом и кредитном обслуживании, совместной деятельности, открытии и ведении депозитных счетов и др. Открытие текущих и расчетных счетов клиентов и проведение операции по ним производится на основе договоров о расчетном и расчетно- кассовом обслуживании. В договоре о расчетном обслуживании указываются условия открытия расчетного и текущего счета и проведения операции по нему. В договоре расчетно- кассовом обслуживании кроме этого ещё, регламентируется порядок ведения кассовых операции. Порядок расчетов должен обеспечить гарантию прохождения документов в установленные сроки. Материальная ответственность банка при ненадлежащем исполнении банковских операции оговаривается в этом договоре. В случае ненадлежащего исполнения банковских операции банки или клиенты несут ответственность в соответствии с положением об экономических санкциях за нарушение порядка проведение безналичных расчетов Республике Казахстан, утвержденных Парламентом Республики Казахстан.

При осуществлении совместной деятельности банка и клиента заключается договор о совместной деятельности, в котором оговариваются права и обязанности сторон и порядок финансирования и распределения прибыли между ними.

Кредитование клиента производится на основании кредитного договора, заключенного между банком и клиентом, он регулирует сроки, условия и порядок предоставления и погашения ссуд, права и обязанности сторон, гарантию и процентные ставки по ссудам. В некоторых банках используется на ряду с кредитным договором (он заключается на ряд лет) и кредитные протоколы. Последние составляются на текущий год. В них уточняются отдельные моменты, например, общие и специфические критерии эффективности и условия предоставления отдельных видов кредитов.

Договор об открытии и введении депозитных счетов содержит сведения о сроке, на который открывается данный депозит, порядке выплаты процентов по нему, порядке изъятия средств с данного депозитного счета.

Все указанные договоры определяет характер взаимоотношении банков с клиентами. Они заключается между ними в результате переговоров, предварительного тщательного изучения деятельности друг друга. Банк анализирует финансовое состояние и кредитоспособность партнера по определенной методике, чаще всего на основе четырех групп показателей: ликвидности, оборачиваемости, привлечения средств и прибыльности.[18]

Все вышеназванные договоры могут быть расторгнуты как по инициативе банка так и по инициативе клиента. Порядок и условия расторжения заключенных договоров оговариваются. Причинами расторжения договора могут быть: не выполнения одной из сторон своих обязательств, невозможность выполнения своих обязательств, злоупотребление одной из сторон при выполнении своих обязательств и др.

Текущая экономическая работа с депозитами – одно из важнейших направлении деятельности банка по управлению пассивами. Она предполагает анализ движения средств по счетам клиентов банка и выявления возможностей трансформации более ликвидных групп депозитов в менее ликвидные. Такой анализ помогает банку выявить недобросовестных клиентов и нарушителей платежной дисциплины. Подобная информация может потребоваться банку при решении вопроса о предоставлении кредитов этим клиентам в случае выявления у них потребности в кредите. Другим направлением текущей работы с депозитами является выявление потребностей клиентуры в новых видах банковских услуг и совершенствование форм расчетов.

Банки по договоренности с клиентом устанавливает порядок и сроки предоставления в кредитный отдел баланса и других отчетных форм заемщика и на их основе анализирует финансовое состояние клиента и его кредитоспособность. Банки принимают в качестве обеспечения своевременного возврата кредита залог, поручительства и обязательства в формах, принятых в банковской практике.

В соответствии со статьей 36 Закона «О банках и банковской деятельности в Казахстане» в отношении клиентов, не выполняющих своих обязательств по своевременному возврату кредитов и других платежей, банк вправе применить следующие меры:

  • взыскать ссуду досрочно;
  • направить на погашение существующей задолженности любые средства, имеющиеся на счетах этих клиентов;
  • реализовать заложенное имущество.

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан такие заемщики могут быть объявлены неплатежеспособными. Претензии банков к своим клиентам по выданным им кредитам и процентам не имеют срока давности. Банки гарантируют тайну по операциям, счетам и служащие банка обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам клиентов и корреспондентов банка. Справки по операциям, счетам и вкладам банка юридических лиц выдаются судам, арбитражным судам, органам дознания, следствия и прокуратуры, аудиторским организациям, а также налоговым органам по вопросам налогообложения. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кроме своих клиентов и их законных представителей, судам и следственным органам по делам, находящимся в их производстве.

В целях защиты интересов вкладчиков банки могут осуществлять коллективное страхование банковских депозитов.

Система страхования вкладов должна гарантировать возмещение убытков владельцам всех вкладов до фиксированной суммы в случае банкротства или неплатежеспособности банка.

Все споры, возникающие между банками и их учредителями, другими клиентами, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан.[19]

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

3.1 Совершенствовании системы государственного управления

Банковский сектор Республики Казахстан в последние 15 лет динамично развивается. В настоящее время продолжаются процессы добровольной реорганизации банков путем их слияние, присоединения или преобразования в кредитные товарищества либо добровольной ликвидации. Несмотря на снижение банков, сохраняется тенденция улучшения количественных и качественных показателей банковской системы.

Финансовая сфера Казахстана продолжает совершенствоваться. В частности, Указом Президента Республики Казахстан «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» от 31 декабря 2003 г. реорганизовано государственное учреждение «Национальный банк Республики Казахстан» путем выделения из него государственного учреждения « Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций»

Вновь образованный единый орган по финансовому надзору в Казахстане как отдельное юридическое лицо начал работать с января 2004г. В целях организации единой системы государственного регулирования финансового рынка Казахстана Национальному банку в соответствии с указами Президента Казахстана ранее были переданы функции и полномочия Национальной комиссии по ценным бумагам, а также Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов. С завершением процесса по созданию единого органа Республики Казахстан по финансовому надзору данное агентство будет осуществлять банковский и страховой надзор, а также регулировать рынок ценных бумаг и деятельность накопительных пенсионных фондов.[20]

В указе Президента Республики Казахстана «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030г.» от 15 августа 2003г., подчеркивается, что в настоящее время Национальным банком подготовлены концептуальные положения развития финансового сектора Республики Казахстан, которые определяют основные направления деятельности участников финансового рынка на соответствие стандартам Евросоюза с 1 января 2007года.

В рамках данной концепции предполагается: подготовка перехода к принципам инфляционного таргетирования; дальнейшая либерализация валютного режима; создание самостоятельного единого регулирующего органа по надзору за финансовым рынком ; совершенствование методов текущего надзора и внедрение систем корпоративного управления и управления рисками в банках , страховых организациях , накопительных пенсионных фондах ; создание кредитного бюро ; развитие инфраструктуры страхового рынка и активизация деятельности его профессиональных участников (страховых брокеров, актуариев и уполномоченных аудиторов); совершенствование системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц с учетом международных стандартов; внедрение Национальной межбанковской системы платежных карточек; развитие систем ипотечного кредитования и жилстройсбережений; дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов.

Таким образом, сегодня в свете нового Указа Президента Республики Казахстан «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» от 31 декабря 2003г. Национальный банк сосредоточится на выполнении классических функций центрального банка – реализации денежно-кредитной политики, валютном регулировании, организации платежной системы, ведении денежно-банковской статистики, формировании и прогнозе платежного баланса.

Банки достаточно активно кредитуют реальный сектор экономики. В настоящее время около 60% всех активов банков направлено на кредитование экономики. Вышеуказанный факт свидетельствует о том, что по структуре активов Казахстан уже достаточно приблизился к универсальным банкам развитых стран, которые также имеют в настоящее время высокую ликвидность и кредитный портфель в сумме 60-65% от совокупных активов. Наиболее финансируемыми отраслями по результатам за первое полугодие 2003г. являются оптовая и розничная торговля (28,1%), сельское хозяйство (9,5%), нефтегазовый сектор (9,3%), пищевая промышленность (5,9%), строительная индустрия (5,8%).

Обязательства банковского сектора по состоянию на 1 октября 2003г. составляют 871,1млрд. тенге (5,6млрд.USD), что обусловлено притоком денег в банковскую систему в рамках введения системы гарантирования (страхования) вкладов населения и роста доверия к банкам.

Вместе с тем, положительная динамика активов банковской системы обеспечивается ростом капитализации банков. К примеру, прирост активов за девять месяцев текущего года составил 2252,4 млрд. тенге, при этом собственный капитал банковской системы вырос на 33,2%.

Сохраняющиеся позитивные тенденции позволяют утверждать, что уже в ближайшие годы казахстанская банковская система с этапа активного реформирования и перехода к международным стандартам может перейти к новому этапу устойчивого развития и совершенствования банковского дела.

В настоящее время банки все более активно диверсифицируют собственную деятельность, в том числе путем создания финансовых групп, в которые входят организации, осуществляющие деятельность на рынках ценных бумаг, страховых и пенсионных, а также лизинговых услуг.

В соответствии с международной практикой надзора за финансовыми организациями при наличии тенденции, свидетельствующих о консолидации финансовых услуг в рамках одной финансовой организации или аффилиированной финансовой группы, необходимым является организация единого государственного регулирования и надзора за финансовыми услугами.

В настоящее время, в рамках совершенствования процедур и практики консолидированного надзора в Национальном Банке Казахстана создано подразделение, осуществляющее функции лицензирования, регулирования и надзора над всеми субъектами финансового рынка, являющихся поставщиками финансовых услуг. Вместе с тем, в целях создания правового режима организации и деятельности консолидированного надзора Национальным Банком разработан законопроект о государственном регулировании и надзоре за финансовыми услугами. В случае его принятия будет создан независимый орган финансового надзора. Следует отметить, что данная модель консолидированного надзора выбрано Казахстаном не случайно, тщательно был изучен мировой опыт. Например, в таких развитых государствах как Великобритания, Германия, Канада, Австралия, Бельгия, Япония и ведущих странах с переходной экономикой как Латвия, Венгрия, Эстония уже успешно работают аналогичные системы регулирования финансового сектора. Такая схема более эффективна для развития финансового сектора, совершенствования финансовых инструментов и улучшения качества финансового посредничества.[21]

3.2 Долгосрочное финансирование жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования.

Важное место в политике рефинансирования Национального банка занимает система ипотечного кредитования. Правительством республики была одобрена концепция долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования. В скором времени система ипотечного кредитования будет развиваться параллельно с функционированием строй сберегательных банков. Ещё в 2000г. в стране был принят закон «О жилищных строительных сбережениях Республики Казахстана». По расчетам Национального банка, в ней может принимать участие около 15-20% населения в отличие от ипотечного кредитования, которое доступна лишь для 5% граждан. Развитие системы стой сбережения должно стать перспективным делом прежде всего для частных инвесторов, и интерес к этому бизнесу проявляют австрийские, немецкие структуры, а также отечественные банкиры , готовые развивать этот вид банковских услуг вместе с крупными западными партнерами.

Внедрение системы строительных сбережений позволит решить следующие задачи:

- улучшить жилищные условия граждан;

- создать ещё одну систему мобилизации внутренних сбережений, временно свободные средства которой могут быть вложены в государственные ценные бумаги и депозиты;

- создать стимул для развития строительной промышленности, а, следовательно, и инвестиций в целом;

- создать новые рабочие места и т. д.

В настоящее время остро стоит вопрос о создании жилищного строительного банка, который будет привлекать строительные вклады и выдавать жилищные займы. Источником финансирования жилищного строительного банка будут являться либо бюджетные средства, либо средства иностранных инвесторов (предположительно германских), представителей зарубежных жилищных сберегательных учреждений.[22]

В целях расширения спектра предоставляемых банками услуг, развития безналичных платежей, а также повышения прозрачности операций в розничной торговле будут продолжены работы по созданию национальной платежной системы и обеспечению функционирования единого процессингового центра платежных карточек. Данная система платежных карточек будет иметь ряд преимуществ. Банки смогут повысить уровень предоставляемого сервиса, связанные с выпуском и обслуживанием платежных карточек, минимизировать временные затраты на обработку платежей с использованием платежных карточек. Невысокие тарифы приведут к повсеместному использованию платежных карточек населением в сфере торговли и бизнеса, и, следовательно, к увеличению объемов безналичных платежей.[23]

Кроме того, Национальным Банком осуществляется работа по усовершенствованию нормативной правовой базы деятельности организаций,

осуществляющих отдельные виды банковских операций, ломбардов и кредитных товариществ (в том числе –сельских) (далее – небанковские организации), деятельность которых направлена на обслуживание субъектов малого и среднего бизнеса. В рамках вышеуказанной работы на рассмотрение Парламента Республики Казахстан были вынесены 2 законопроекта «О микро кредитных организациях» и «О кредитных товариществах».

Как показывает международный опыт, в целях снижения объемов участия населения в приобретении услуг теневого финансового посредничества не-обходимо создание организаций взаимного кредитования, особенностью которых является аккумулирование денег участников для последующего оказания участникам за счет накопленных денег финансовых услуг. При этом, принципиальным в деятельности организаций взаимного кредитования является:

  • участие в уставном капитале физических и юридических лиц;
  • возможность свободного вступления в состав участников;
  • паритетность всех участников в управлении деятельностью организаций взаимного кредитования.

Международные стандарты взаимного кредитования и практика многих стран свидетельствуют, что вкупе с созданием упрощенного порядка создания, лицензирования и регулирования деятельности организаций взаимного кре-дитования реализация вышеуказанных принципов способна обеспечить необ-ходимые условия для создания населением организаций взаимного креди-тования, более известных в международной практике как кредитные товарищества или кредитные союзы.

Вышеуказанные законопроекты предусматривают упрощение процедуры открытия, лицензирования и регулирования кредитных товариществ, воз-можность создания микрокредитных организаций и нормы микрокедитования.

Получит дальнейшее развитие и почтово-сберегательная отрасль Респу-блики Казахстан, целью которой является формирование эффективной почтово-сберегательной системы, предоставляющей широкий спектр как почтовых, так и финансовых услуг на базе современных технологий и прогрессивных форм финансового сотрудничества. Развитие данной системы позволит создать бла-гоприятные условия для притока новых сбережений в финансовый сектор по-средством расширения перечня предоставляемых услуг населению, особенно в сельской местности.

Многие существующие проблемы рынка кредитных услуг позволит снять создание кредитного бюро. Наличие надежной и полной информации по заемщикам будет также способствовать росту кредитования клиентов и уменьшит кредитные риски банков.[24]

Внедрение в банках второго уровня с 2003г. международных стандартов бухгалтерского учета повысит прозрачность и адекватность составляемой ими финансовой отчетности. В связи с этим Национальным Банком в со-трудничестве с Министерством финансов Казахстана и Палатой Аудиторов Ка-захстана будет продолжаться работа по созданию института сертифи-цированных аудиторов. Кроме того, Национальным Банком будут предпри-няты меры по приближению деятельности субъектов рынка аудиторских услуг, осуществляющих проверку деятельности банков второго уровня, к международным стандартам аудита.

Таким образом, по мере развития финансового сектора будет осуще-ствляться и совершенствование надзорных методов. В течение предстоящих 3-4 лет Национальный Банк Республики Казахстан будет продолжать работу по полному достижению требований Основных принципов эффективного ба-нковского надзора, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору. В частности, будет продолжена работа по:

  • совершенствованию в банках систем управления рисками;
  • совершенствованию системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц;
  • совершенствованию консолидированного надзора;
  • достижению прозрачности в банковской деятельности и внедрение в банках систем, препятствующих отмыванию денег и прохождению через банковскую систему теневых капиталов;
  • содействию улучшению качества предоставляемых банками услуг и развитие добросовестной конкуренции между банками.

Заключение

В рамках данной курсовой работы был проведен анализ банковской системы Республики Казахстан, раскрыты основные особенности, структура, ее преимущества и недостатки. На сегодняшний день банковская система Казахстана признана самой финансово- устойчивой и гармонично развивающейся системой среди стран Содружества Независимых государств. Банковский сектор является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики Казахстана. Для чего была направлена реформа банковской системы. Главной задачей реформирования банковской системы республики было максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и приближение функции Национального банка к классическим функциям Центрального банка. К концу реформирования банковской системы государство пыталось сформировать действенный механизм косвенного воздействия на экономику страны и создания благоприятных макроэкономических условий. По моему мнению проводимая политика Правительства показала свою эффективность и результативность. Цели, поставленные на тот момент – стабилизация уровня инфляции и создание эффективной банковско – финансовой структуры выполнены. Происходит не только количественный рост показателей деятельности банков, но и улучшается количество и качество банковских услуг. На протяжении нескольких лет, особенно начиная с 2000г. банковская система Казахстана, несмотря на пессимистические прогнозы динамично развивается. Продолжаются процессы консолидации и оздоровления банковского сектора. Несмотря на валютный кризис 1999г. банковская система избежала системного кризиса. Сохранилось ее жизнеспособное ядро и повысилась способность оказывать базовые банковские услуги на клиентском рынке. В результате чего уже к концу 1999г. начался процесс дальнейшего восстановления и реструктуризация банковской системы в Казахстане. Это отчетливо проявилось в постоянной капитализации действующих банков, увеличении притока средств клиентов и вкладов граждан, восстановление ликвидности и прибыльности большинства действующих кредитных организации и проведении процедур банкротства в отношении неплатежеспособных кредитных институтов.[25]

В Казахстане процесс восстановления и укрепления банковской системы продолжается с улучшением макроэкономической ситуации и усилением политической стабильности в обществе. Крайне слабое развитие местных банков в отдельных регионах нашей республики объяснимо вполне объективными причинами – низким социально- экономическим потенциалом в одном случае и недостаточным вниманием исполнительной местной власти и предпринимателей – в другом. Незаполненную нишу в регионах в основном занимают филиалы банков других регионов. Прежде всего на сокращение мелких и средних банков повлияло и их финансовое состояние, а частные изменения Национальным банком минимальных размеров уставного капитала банков второго уровня в сторону увеличения и такое решение всегда давало преимущество крупным банкам. А также на сокращение количества действующих кредитных организации не могло не оказать свое влияние принятое в свое время Национальным банком положение «О переходе банков второго уровня к международным стандартам». С поставленной задачей в этом документе могло справиться только крупные банки.

Список использованных источников:

  1. Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31.08.1995 г.
  2. Закон « О Национальном банке Республики Казахстан» от 1998г.
  3. Донцова Л.В ,Жарковская Е.П . Банковское дело, М-2005
  4. Лаврушин О.И Банковское дело, М-2005г.
  5. Муркин Д.А.Становление банковской системы Казахстана. Суверенный Казахстан на рубеже тысячелетия, Астана « Елорда», 2004г. С.141-163
  6. Сейткасимов Г.С. Деньги. Кредит. Банки: Учебник /Под редакцией профессора – Алматы: 2005г. - 300 с.
  7. Сеткасимов Г.С. Банковское дело, Алматы: 2005г.-322с.
  8. Виноградов Т.Н. Банковские операции. Уч. Пособие Ростов на Дону-2006
  9. Пещанская И.В Организация деятельности коммерческого банка Уч.пособие М-2005
  10. Свиридов О.Ю Денгьи.Кредит.Банки. Уч пособие М-2004
  11. Тагирбекова К.Р Основы банковской системы .Банковское дело М-2001
  12. Тавасиев А.И. Банковское дело, М-2004г.
  13. Аханов С Банковская система в условиях глобализации //Саясат –2004 №2 стр70-74
  14. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Е.Ф. Жукова – М.: Банки и биржи, 2003.
  15. Донцов С Банковская система Казахстана – институциональный инвестор Национального фондового рынка //Аль-Пари 2004 №2-3 стр.40-46
  16. Етекбаева Б Новый статус Национального банка Казахстана //Фемида 2004 №2, стр 34-36
  17. Зиябеков Б О развитии банковской системы Республики Казахстан // Банки Казахстана –2006г.№5 стр 21-27
  18. Искакова З.Д // Банки Казахстана № 4 (70) 2003г.,стр. 12-15
  19. Казбекова И.С Некоторые особенности совершенствования банковской деятельности в переходной экономике //Вестник Каз-НУ-экономич.часть 2004 №3 стр 34-37
  20. Котенина А. Развитие банковской системы в Казахстане //Транзитная экономика 2005 №1 стр29-35
  21. Национальный банк Казахстана // Статистический бюллетень, №7, 2003г.
  22. Марченко Г. // Банки Казахстана №12(66) 2003г.,стр.8-12
  23. Марченко Г Пути развития банковской системы Казахстана //Банки Казахстана №9 2006 стр 2-5
  24. Агенство по Регулированию и Надзору финансового рынка и финансовых организаций «О состоянии финансового рынка и финансовых организаций» // Банки Казахстана - №10. – 2004.- стр.18-21
  25. Усоскин В.М Современный коммерческий банк: управление и операци М-2005г.
  26. Черкасов В.Е Банковские операции, финансовый анализ. М-2005г.

Проблемы развития банковской системы в Республике Казахстан