Учет других видов деятельности
Тема 8. Учет других видов деятельности
План лекции
1. Учет страхования туристов.
2. Учет реализации авиабилетов.
3. Учет оформления выездных документов.
1. Страхование - это система отношений по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
Страхование заключается в распределении убытка (ущерба) одного страхователя между всеми страхователями.
Объектами страхования в туризме являются как туристы (отдельные граждане), так и туристские фирмы. Наличие полиса страхования выезжающих за рубеж обязательно для въезда в страны Шенгенской группы. Для въезда в остальные страны такая страховка не является строго обязательной, но приобретается практически всегда.
Особенности страхования в туризме касаются непосредственно страхования туристов.
Туристские фирмы как юридические лица пользуются рядом услуг страховых компаний. Однако в туристском бизнесе существуют дополнительные виды добровольного и обязательного страхования. Существуют следующие виды страхования:
- медицинское;
- жизни и здоровья;
- имущества;
- на случай задержки транспорта;
- на случай плохой погоды во время нахождения туриста на отдыхе (курорте);
- ассистанс;
- на случай непредставления совсем или недостаточного предоставления услуг туризма;
- имущественного риска в шоппинг-туре в случае нарушения таможенных правил, конфискации товара или отказа в пропуске пересечения границы;
- расходов, связанных с невозможностью совершить поездку;
- ответственности владельца автотранспортных средств.
Рассмотрим подробнее некоторые виды страхования туристов.
Медицинское страхование туристов обычно покрывает расходы на:
- медицинские услуги;
- услуги стационаров;
- перевозку машиной скорой помощи;
- приобретение лекарств;
- уход за больным, вызванные несчастным случаем или внезапным заболеванием;
- транспортировку тела на родину (в случае смерти за рубежом) при репатриации больного в РК;
- передачу срочных сообщений;
- приезд родственника;
- досрочное возвращение.
Популярность этого вида страхования все время возрастает в связи с ростом количества казахстанцев, выезжающих в зарубежные страны и с тем, что стоимость медицинских услуг за границей значительно выше и оплатить их самостоятельно большинство отечественных туристов не в состоянии. Практика работы туристских фирм показывает, что страховой полис при поездке за границу это не роскошь, а жизненная необходимость.
Для того чтобы выданный в РК полис был принят зарубежной медицинской организацией, страховая компания, его выпустившая, должна быть хорошо известна. Поэтому казахстанские страховые компании вынуждены пользоваться услугами зарубежных партнеров: страховых или сервисных компаний с мировой известностью.
Некоторые страховые компании предлагают своим клиентам в дополнение к медицинскому и другие виды страхования:
- от несчастных случаев;
- гражданской ответственности;
- финансовых рисков, связанных с отменой поездки, и др.
Кроме того, полис обеспечивает целый комплекс медицинских услуг: - амбулаторное и стационарное обслуживание;
- экстренную стоматологическую помощь;
- оплату стоимости медикаментов по назначению врача;
- расходы по транспортировке больного, включая перевозку на родину.
Если обеспечением услуг по полису занимается международная сервисная служба, то при наступлении страхового случая его владельцу достаточно позвонить по указанному в полисе телефону. Ему будет обеспечена не только срочная помощь, но и даны практические советы, что играет важную роль в незнакомой обстановке. При этом все расходы по медицинскому обслуживанию застрахованного понесет страховщик.
В настоящее время очень часто выезжающим за рубеж туристам казахстанские страховые компании предлагают полисы с очень низким лимитом ответственности, который не соответствует уровню цен на медицинское обслуживание за рубежом, а также полисы без участия достаточно серьезных зарубежных партнеров. Следует иметь в виду, что низкие тарифы, предлагаемые страховой компанией, не являются признаком ее успеха в конкурентной борьбе.
Специфика медицинского страхования такова, что чисто ценовой конкуренции в нем не должно быть, так как удешевление полиса достигается в основном либо за счет невысокого качества страховой услуги, либо за счет занижения лимита ответственности. Страхователь, купивший такой полис, рискует не только не получить медицинскую помощь (многие страховщики работают по принципу компенсации в РК расходов застрахованного, которые он наличными оплатил за рубежом), но и получить отказ в визе в посольстве.
При страховании туристов на случай плохой погоды страховщик несет ответственность, если во время нахождения застрахованных лиц на отдыхе в течение установленного договором времени имели место оговоренные неблагоприятные погодные условия (большое количество осадков, сильное волнение моря, низкая температура воздуха и т.д.).
Ассистанс - особый вид страхования туристов или специалистов, командированных за рубеж, в целях оказания им помощи на месте в технической (ремонт автомобиля), денежной или иной форме. Ассистанс -это перечень услуг (в рамках договора) оказываемых в нужный момент в натурально-вещественной форме и/или в виде денежных средств через техническое, медицинское и финансовое содействие.
Объектом страхования ответственности владельцев средств автотранспорта является их гражданская ответственность за возможное нанесение вреда другим лицам при дорожно-транспортном происшествии. Нанесенный материальный ущерб и другие затраты, связанные с нанесением увечья пострадавшим гражданам, подлежат возмещению страховой компанией. По этому виду страхования оплачивается материальный ущерб, связанный с восстановлением пострадавших транспортных средств и другого имущества, производятся оплата расходов на лечение пострадавших граждан, протезирование, усиление питания, переквалификацию, возмещение потери семейного дохода в связи с увечьем или смертью пострадавших, включая выплату пожизненной пенсии детям или другим родственникам.
В международном страховании страхование ответственности владельцев автотранспорта известно под названием "зеленая карта".
"Зеленая карта" - это система международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельца. Свое название она получила по цвету и форме страхового полиса.
Туристская организация должна гарантировать туристу возмещение его расходов в случае внезапного заболевания или несчастного случая во время поездки. Такое требование установлено Законом «О туристской деятельности в Республике Казахстан». Для этого туристская организация (туроператор или турагент) заключает договоры со страховой компанией (договор поручения или агентский договор).
Порядок расчетов туристской организации со страховой компанией по посредническому вознаграждению устанавливается в условиях договора. Обычно денежные средства, полученные от туристов по договорам страхования, перечисляются на счет страховой компании за вычетом суммы вознаграждения. Бухгалтерский учет затрат по страхованию туристов зависит от способа оформления туристской путевки. В данной ситуации возможны два варианта:
1. Турист оплачивает услуги по страхованию в составе стоимости путевки. В этом случае расходы по страхованию включаются в себестоимость турпутевки.
2.Турист возмещает расходы по страхованию отдельно, сверх стоимости путевки.
Операции по страхованию туристов, осуществляемые туристскими организациями освобождаются от НДС.
Турист, приобретая страховой полис, возмещает турфирме затраты по уплате страховых взносов плюс некоторое посредническое вознаграждение.
Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по страхованию туристов:
1 .Получена от туристов оплата за страхование:
Д- т 1010
К-т 3390
2. Оплачено страховой организации по договору страхования:
Д-т 3390
К-т 1010,1030
3. Огражение дохода от оказания услуги по страхованию:
Д-т 3390
К-т 7470
4.0тражение расходов, связанных с оказанием услуг по страхованию:
Д-т 8110
К-т 3350, 1010, 1030, 3390, 1280
5.Списание расходов, связанных с оказанием услуг:
Д-т 7010
К- 8110
Застрахованный турист вместе с путевкой получает от турфирмы страховой полис. Этот полис является бланком строгой отчетности. Его турфирма получает от страховой компании (причем турфирма может получать от страховщика уже заполненный бланк либо заполнять его сама). В последнем случае турфирма в течение всего срока действия посреднического договора отчитывается перед страховой компанией об использовании полисов, указывая в отчете даты заключения договоров страхования с туристами и выдачи полисов, номера заключенных договоров и выданных полисов, а также паспортные данные застрахованных туристов. Как правило, отчет предоставляется страховой компании до начала тура.
2. По казахстанскому законодательству туристская организация может заниматься одновременно туроператорской, турагентскои и другими видами деятельности.
Продажа авиационных билетов туристской организацией может выполняться как по агентскому поручению перевозчика, так и самостоятельно при наличии сертификата и аккредитации IATA (Международной ассоциации авиационных перевозчиков).
Наибольший интерес представляет первый вариант - когда туристское агентство наряду с продажей туристских путевок (туров) за границу осуществляют продажу международных авиабилетов.
Основанием для названной деятельности является Агентское соглашение, по которому турагенство выступает в качестве Агента и действует в качестве от имени и по поручению Перевозчика.
Согласно Агентскому соглашению Агент обязуется оформить и продавать авиабилеты по маршрутам Перевозчика и от его имени на основе требований и правил и в строгом соответствии с действующими тарифами Перевозчика. Отношения турагентов с авиакомпаниями по оформлению авиабилетов аналогичны отношениям по приобретению турпродуктов.
Оформляется международная авиаперевозка единым перевозочным документом авиабилетом. Суммы, получаемые Агентом за их продажу, поступают в полном объеме на его текущий банковский счет (или кассу). Согласно условиям Агентского соглашения все суммы, полученные Агентом за продажу перевозок, включая комиссионное вознаграждение Агента, являются собственностью Перевозчика и доверяются Агенту от имени Перевозчика на хранение до тех пор, пока не будут произведены необходимые взаиморасчеты за проданные перевозки между сторонами.
Турагентства получают бланки авиабилетов от авиакомпаний и учитывают их на забалансовом счете 006 « Авиабилеты », что отражается в бухгалтерском учете следующей записью:
Дт 006 «Авиабилеты»
При продаже кассир агентства заполняет бланк авиабилета и превращает его в билет. Если юридическое или физическое лицо забронировало билет, то бланк заполняется заранее и некоторое время хранится в турагентстве.
Бухгалтерские записи при реализации авиабилетов по агентскому соглашению:
1.Отражена стоимость реализованных авиабилетов (без НДС при оформлении перевозки едиными международными перевозочными документами):
Д-т 1010,1030
К-т 1210
2.Начислено авиакомпании за реализованные билеты (за вычетом комиссионного вознаграждения):
Д-т 1210
К-т- 3310
3. Перечислены денежные средства, полученные от покупателей (за вычетом комиссионного вознаграждения) авиакомпании:
Д-т 3310
К-т 1030.
4.Отражена сумма комиссионного вознаграждения:
Д-т 1210
К-т 6010.
5. Начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения:
Д-т 1210
К-т 3130
6.Отражены собственные расходы, связанные с оказанием посреднической услуги:
Д-т 8110
К-т 3310,3390, 3350,1010,1030 и т.д.
7. Отражение НДС, принятого в зачет по приобретенным услугам:
Д-т 1420 «НДС к возмещению»
К-т 3310,3390, 3350,1010,1030
8. Определение себестоимости реализованных посреднических услуг:
Д-т 7010
К-т 8110.
3. В перечень услуг туристских организаций по оформлению выездных документов могут включаться:
- подготовка туристам документов для выезда (обеспечение бланками и их заполнением);
- фотоуслуги;
- оплата за туристов госпошлины;
- получение визы и т.п.
Услуги туристских организаций по оформлению виз, паспортов могут включаться в стоимость путевки, либо оплачиваться туристами отдельно.
В своей повседневной деятельности туристские организации часто сталкиваются с проблемой учета с обособленным оказанием этих услуг. При этом важно уточнить, как формируется облагаемый оборот по НДС.
За визовое оформление посольствам и консульствам оплата производится в иностранной валюте. Туристские организации за оформление паспортов также оплачивают государственную пошлину. При этом услуги туристской организации за оказание услуг туристу должна быть обложена НДС. Услуги же уполномоченных органов (ст.225 НК) НДС не облагаются.
Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по визовому оформлению паспортов (визовая поддержка):
- Получена от туристов оплата за визовое оформление паспортов:
Д-т 1010
К-т 3390
- Оплачено за визовое оформление паспортов (без НДС):
Д-т 3390
К-т 1010,1030,1280.
- Отражение дохода от оказания услуг:
Д-т 3390
К-т 6280.
4. Отражение расходов, связанных с оказанием услуг:
Д-т 8110
К-т 3310,3390, 3350,1010,1030 и т.д.
5. Списание расходов, связанных с оказанием услуг:
Д-т 7010
К-т 8110
Рекомендуемая литература:
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М. Б. Биржаков; Национальная академия туризма, Балтийский международный ин-т туризма. - 2-е изд., перераб. и доп. - : Невский Фонд ; М. ; СПб. : ИД Терда", 2006. - 509 с.
2. Сейдахметова Ф.С. Международные стандарты финансовой отчетности (общий обзор и разъяснения): научное издание / Ф.С. Сейдахметова, 3. Сейдахметова, Г. Сейдахметов; Под ред. Ф.С. Сейдахметовой. - Алматы: Lem, 2003.-68 с.
3. Морган Н. Реклама в туризме и отдыхе: учеб. пособие: пер. с англ. / Н. Морган, А. Причард. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 467 с.
4. Как вести учет у турагентов и туроператоров-Алматы: Издательский дом «Бико», 2006. - 60 с.
5. Исабаева Б.З. Бухгалтерский учет туристской деятельности// Бизнес класс -2006.-№ 12-с. 2-23.
Контрольные задания для СРС
1. Термины в страховании туристов.
2. Учет имущественного страхования туристов.
3. Действия застрахованного в случае наступления страхового случая.
Учет других видов деятельности