Философия и методология науки

Тема 5. Философия и методология науки

Метафизические корни и основания науки.

Наука - в широком (собирательном) смысле - это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности.

Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и опытом, научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование.

Таким образом, наука – одна из форм общественного сознания.

Наука, по словам М. Хейдеггера, - это способ, каким для нас предстает все, что есть, т.е. сущее в целом

Наука уходит своими корнями в определенный способ восприятия сущего и понимания истины.

В основе античной episteme (знание) лежит философское истолкование сущего как присутствия, а истины - как непотаенности, самораскрытия сущего через человека.

На основании этого символом античной науки можно считать логику в
самом широком смысле этого слова, как искусство выражения сущего, природы («фюсис») в слове.

В средневековой «доктрине» сущее воспринимается как сотворенное Богом. Истина сущего дана в откровении Священного писания. Наука - это свод знаний учителей церкви и все, что связано с разъяснением и толкованием их учений

В эпоху Возрождения человека становится точкой отсчета для сущего в целом: он противостоит сущему, оценивает и представляет себе сущее.

Новое время превращает человека в субъект (т.е. лежащий в основании всего), а сущее - в объект (т.е. нечто противолежащее, или, точнее, противостоящее).

Структура научного познания

Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Имеет такие задачи как: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Уровни научного познания:

- эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей;

- теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Формы научного познания - научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.

Методы научного познания - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Научный факт — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Гипотеза — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение (Н) и эксперимент (Э):

Н) Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования; Э) Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных факторов совершается переход к общим положениям. (форма мысли, в к-рой осуществляется переход от частного знания к более общему)

Дедукция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. (переход от общего к частному)

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

В истории науки было предложено два принципа позволяющих провести границу между научными теориями и тем, что наукой не является.

Первый принцип – принцип верификации: любое понятие или суждение имеет научный смысл если оно может быть сведено к эмпирически проверяемой форме.(которое можно проверить)

Американский философ Карл Поппер предложил другой принцип – принцип фальсификации - один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез,- теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. Теория неопровержимая в принципе не может быть научной.

Направления в методологии науки.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис позитивизма: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Позитивизм основанн в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Эрнестом Реннаом. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России — Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.

Идеи позитивизма были преобразованы в трудах Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна (1889 — 1851) и др. Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).

Неопозитивизм или логический позитивизм - является школой философии, которая имеет идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях.

Постпозитивизм — завершающая стадия развития позитивизма. Характерный признак — тотальная критика главных идей логического позитивизма. Постпозитивисты сделали акцент на изучении не логики науки, а ее истории, что в немалой степени способствовало проведению многочисленных исследований социальных и культурных аспектов развития науки.

Научные революции и смены типов рациональности.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира.

Научная картина мира – это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, даже самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

Наиболее общие виды научных революций в истории науки: 1. Внутридисциплинарные научные революции – происходящие в рамках отдельных научных дисциплин. 2. Междисциплинарные научные революции – происходящие в результате взаимодействия и обмена научными идеями между различными научными дисциплинами. 3. Глобальные научные революции – наиболее известными из которых являются революции в естествознании, приводящие к смене научной рациональности.

Фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три.

  1. Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики
  2. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде…. Развитие и преобладание механистическая картина мира.
  3. Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Где переворот совершила релятивистской (относительной) теорией пространства, времени и гравитации (Энштейн). Так же эту н.р. обусловили сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.)

Синергетика— междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

Специфика социально-гуманитарного познания.

Социально-гуманитарные науки отличаются от естественных прежде всего по объекту исследования. Т.к. Во-первых, конкретная история индивидуализирована, социальные и культурные процессы и явления нельзя изучать в условиях социального экспериментирования. Во-вторых, в структуру и содержание объекта социально-гуманитарного познания с необходимостью входит субъект познания. В-третьих, исследование объекта осуществляется в социально-гуманитарном знании с ценностных позиций, поскольку субъект познания, будучи сам частью социальной системы, оказывается нагруженным идеологическими предпосылками, предрассудками, некритически воспринятыми установками и т. п.

Особенностью социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект представлен дважды: как познающий субъект (индивид, научное сообщество или общество) и как часть объекта познания, т.к. в обществе действует наделенный разумом и волей.

PAGE 5

Философия и методология науки