Философия и методология науки
Тема 5. Философия и методология науки
Метафизические корни и основания науки.
Наука - в широком (собирательном) смысле - это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности.
Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и опытом, научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование.
Таким образом, наука одна из форм общественного сознания.
Наука, по словам М. Хейдеггера, - это способ, каким для нас предстает все, что есть, т.е. сущее в целом
Наука уходит своими корнями в определенный способ восприятия сущего и понимания истины.
В основе античной episteme (знание) лежит философское истолкование сущего как присутствия, а истины - как непотаенности, самораскрытия сущего через человека.
На основании этого символом античной науки можно считать логику в
самом широком смысле этого слова, как искусство выражения сущего, природы («фюсис») в слове.
В средневековой «доктрине» сущее воспринимается как сотворенное Богом. Истина сущего дана в откровении Священного писания. Наука - это свод знаний учителей церкви и все, что связано с разъяснением и толкованием их учений
В эпоху Возрождения человека становится точкой отсчета для сущего в целом: он противостоит сущему, оценивает и представляет себе сущее.
Новое время превращает человека в субъект (т.е. лежащий в основании всего), а сущее - в объект (т.е. нечто противолежащее, или, точнее, противостоящее).
Структура научного познания
Научное познание это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Имеет такие задачи как: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Уровни научного познания:
- эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей;
- теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Формы научного познания - научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.
Методы научного познания - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Научный факт отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Проблема может быть теоретической или практической.
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
Гипотеза научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
Теория наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Ключевой элемент любой теории закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.
Метод понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение (Н) и эксперимент (Э):
Н) Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования; Э) Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis разложение) процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis соединение) процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция (лат. inductio наведение) путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных факторов совершается переход к общим положениям. (форма мысли, в к-рой осуществляется переход от частного знания к более общему)
Дедукция (лат. deductio выведение) метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. (переход от общего к частному)
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia соответствие) сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
В истории науки было предложено два принципа позволяющих провести границу между научными теориями и тем, что наукой не является.
Первый принцип принцип верификации: любое понятие или суждение имеет научный смысл если оно может быть сведено к эмпирически проверяемой форме.(которое можно проверить)
Американский философ Карл Поппер предложил другой принцип принцип фальсификации - один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез,- теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. Теория неопровержимая в принципе не может быть научной.
Направления в методологии науки.
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus положительный) философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис позитивизма: все подлинное (позитивное) знание совокупный результат специальных наук. Позитивизм основанн в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 1857). Во Франции этого течения придерживались Эрнестом Реннаом. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 1873) и Герберта Спенсера (1820 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 1893) и Эрнст Геккель (1834 1919), в России Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.
Идеи позитивизма были преобразованы в трудах Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна (1889 1851) и др. Философия этих мыслителей получила название неопозитивизма. В дальнейшем идеи представителей неопозитивизма нашли развитие в трудах постпозитивистов (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун и др.).
Неопозитивизм или логический позитивизм - является школой философии, которая имеет идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях.
Постпозитивизм завершающая стадия развития позитивизма. Характерный признак тотальная критика главных идей логического позитивизма. Постпозитивисты сделали акцент на изучении не логики науки, а ее истории, что в немалой степени способствовало проведению многочисленных исследований социальных и культурных аспектов развития науки.
Научные революции и смены типов рациональности.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира.
Научная картина мира это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, даже самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Наиболее общие виды научных революций в истории науки: 1. Внутридисциплинарные научные революции происходящие в рамках отдельных научных дисциплин. 2. Междисциплинарные научные революции происходящие в результате взаимодействия и обмена научными идеями между различными научными дисциплинами. 3. Глобальные научные революции наиболее известными из которых являются революции в естествознании, приводящие к смене научной рациональности.
Фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три.
- Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики
- Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде…. Развитие и преобладание механистическая картина мира.
- Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Где переворот совершила релятивистской (относительной) теорией пространства, времени и гравитации (Энштейн). Так же эту н.р. обусловили сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.)
Синергетика междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.
Специфика социально-гуманитарного познания.
Социально-гуманитарные науки отличаются от естественных прежде всего по объекту исследования. Т.к. Во-первых, конкретная история индивидуализирована, социальные и культурные процессы и явления нельзя изучать в условиях социального экспериментирования. Во-вторых, в структуру и содержание объекта социально-гуманитарного познания с необходимостью входит субъект познания. В-третьих, исследование объекта осуществляется в социально-гуманитарном знании с ценностных позиций, поскольку субъект познания, будучи сам частью социальной системы, оказывается нагруженным идеологическими предпосылками, предрассудками, некритически воспринятыми установками и т. п.
Особенностью социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект представлен дважды: как познающий субъект (индивид, научное сообщество или общество) и как часть объекта познания, т.к. в обществе действует наделенный разумом и волей.
PAGE 5
Философия и методология науки