ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИИ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
Лекция. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИИ
ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ.
1.Общество как саморазвивающаяся система. Структура
общества: четыре подсистемы.
Общество это особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей. Общество не просто совокупность индивидов, это, прежде всего, система связей, отношений и связеймеждуними. Общество включает в себя четыре взаимосвязанных сферы или подсистемы
1.экономическую _______(совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ).
2.социальную систему внутреннего устройства общества,
включающую в себя: а) большие и малые социальные группы (нации классы, слои и т.д., т.е. общности людей, объединенных по какому- либо признаку - разделение труда, национальный фактор, собственности на средства производства и т.д.);
б) социальные институты формальные и неформальные объединения, организации, учреждения, выражающие волю и защищающие интересы людей и социальных групп;
3. политическую совокупность учреждений и организаций (государство, политические партии и профсоюзы, общественные организации), которые регулируют отношения в обществе.
4. духовную _______ духовное производство и духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей.
Ядром духовной жизни общества является общественное сознание совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, настроений людей, присущих обществу на определенном этапе развития.
Общественное сознание различается по уровням и формам. Первый уровень обыденное сознание (непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности).
Второй уровень теоретическое сознание. Ему соответствует общественная идеология совокупность теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп.
К формам общественного сознания относятся политические, правовые, моральные, научные и религиозные взгляды.
2.Основные подходы в понимании причин развития общества в социальной философии.
В социальной философии нет единой точки зрения в объяснении причин развития общества (что является движущим фактором?) и различия между ними. Все многообразие концепций можно свести к четырем подходам:
1. натуралистический общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Главныйфактор, оказывающий воздействие на всю социальнуюжизнь это географическое положение и климатические условия. Основатель данного подхода считается Ш.Монтескье, который в «Духе законов
писал, что власть климата сильнее всех властей.
2. идеалистический - в качестве объединяющего начала общества выступает духовное. Это может быть идея единого Бога, величия нации (Германия ХХ в.), построения светлого будущего (СССР) и т.д.
3. материалистический - главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, которые определяют всю «идеальную» сферу правовые, политические, нравственные взгляды, а не наоборот, как в идеалистическом подходе.
Здесь можно назвать теорию К.Маркса.
4. плюралистический учитывающий все факторы, воздействующие на развитие общества. Взависимости от конкретного этапа развития данного общества на первый план выходит тот или иной фактор.
3. Понятие культуры. Материальная и духовная культура.
Культураи цивилизация.
Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возделывание, обработку, «культивирование» земли.
В самом широком смысле культура это все созданное человеком, вся совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за всю историю.
Под культурой также понимают:
1) «социальную наследственность» или «социальную память», которые не передаются биологическим путем;
2) внутреннее духовное развитие и богатство человека;
3) образ жизни определенного народа (например, культура
ДревнегоЕгипта илиКитая).
Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходит социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества.
Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.
С этим связана и третья ценностая функция культуры. Осваивая культуру, человек приобретает ориентации, которые позволяют ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое и т.п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.
Важна также, особенно в современном обществе, четвертая развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве.
Различают материальную и духовную культуру. Материальная
культура охватывает материальное производство. Она определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи и т.п. и является показателем уровня практического освоения человеком природы.
Духовная культура это духовное производство: идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормыи т.д.
Понятие цивилизации зародилось в античности как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения.
Всовременной обществоведческой литературе понятие «цивилизация» не имеет однозначного определения и используется по меньшей мере
в пяти смыслах:
1) как синоним культуры (А.Тойнби);
2)как стадия разрушения локальной культуры, ее закат
(А.Шпенглер);
3) как следующая за варварством высшая ступень развития
человечества (эпоха Просвещения);
4) мировое сообщество государств и народов;
5) как ступень развития региона или этноса (его материально- технический прогресс).
В настоящее время цивилизацию определяют как локальную межэтническую общность, которая формируется на основе единой исторической судьбы народов, проживающих на одной территории с высоким уровнем сходства форм и механизмов организации жизни
общества.
В рамках цивилизации складывается определенное сходство в хозяйственно-экономической деятельности, политическо-правовых системах, религиозных представлениях, системах образования ивоспитания.
4.Предмет «философии истории» и ее этапы развития.
Философия общества, взятая в ее временном аспекте это философия истории. Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Плутарх,Августин, Гегель , О.Шпенглер, А.Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития.
Античная философия истории рассматривала мир как завершенный Космос, которому присущи гармония и цикличность. Древние греки видели везде круговорот, касалось это Космоса или жизни человека.
Христианская философия истории (средневековая философия)преодолевает античную идею круговорота. Сотворение мира и человека, грехопадение, приход
Христа, Страшный суд это узловые пункты истории человечества. Т.о. История имеет начало (сотворение мира) и конец (Страшный _____суд).
Философия Нового времени вырабатывает рациональное объяснение хода исторических процессов. Сам разум признается источником прогресса (Ф.Бэкон, Р.Декарт), поступательного от менее совершенного к более совершенномудвижению общества. Показатель этого движения наука и техника, все большее овладение природой
человеком. Время и ход истории считаются линейными процессами.
5.Формационный и цивилизационный подходы.
В настоящее время в философии истории четко оформились две
модели социального движения общества: линейная (формационная) и циклическая.
Циклическая модель рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом. Социальная система не может существовать вечно. Общество проходит все стадии роста
возникновение, развитие, расцвет и разрушение - после которого либо исчезает, либо находит в себе силы и возможность все начать с начала.
В Х1Х-ХХ вв. цивилизационный подход представлен
Н.Данилевским, К.Леонтьевым, О.Шпенглером, А.Тойнби,
П.Сорокиным, С.Хантингтоном. Появляется само понятие «цивилизация, имеющее несколько значений:
1. триумф и распространение разума не только в политической, но и моральной и религиозной области, просвещенное общество в противовес дикости и варварству
2. страна (народ) в развитом состоянии
Н.Данилевский («Россия иЕвропа») выделяет десять цивилизаций (культурно-исторических типов в его терминологии): египетскую, древнесемитскую аравийскую, китайскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, европейскую (романо-германскую Все культурно-исторические типы и народы, их составляющие, рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают.
О.Шпенглер («Закат Европы») называет восемь внешних культур:
египетскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (грекоримскую), арабскую (магическую), мексиканскую и западную (фаустовскую). Рождение культуры есть пробуждение внешней души. Когда огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию стадию цивилизации, признаки которой: космополитизм, города -гиганты, безверие, масса вместо народа. Каждой из них присущи особое мирочувствование, особые желания, надежды и страсти. Поэтому до конца понять и почувствовать культуру может лишь тот, кто душой принадлежит именно к ней.
А.Тойнби («Постижение истории») выступает против такого «художественного» подхода. Его анализ рационален. Как и все представители этого подхода, он выделял в цивилизации стадии возникновения роста, надлома и распада. Однако Тойнби считает,
что любая цивилизация в любой момент может сойти с циклической дистанции истории. Из 37 цивилизаций Старого и Нового света он называет пять живых: западное общество, объединенное западным христианством; православно-христианское или византийское;
исламское; индуистское и дальневосточное. Тойнби полагал, что развитие цивилизаций происходит благодаря усилиям творческих личностей. Философ четко сформулировал критерии цивилизационной идентичности: религия, история, язык, обычаи, культура.
Согласно формационному (линейному) подходу существует единая история
человечества, все страны проходят одни и теже этапы развития, развитие человечества в целом прогрессивно, критерий прогресса развитее науки и техники.
К формационному подходу обычно относят
1) теорию общественно-экономических формаций К.Маркса (о ней уже рассказывалось выше)
2 )теорию постиндустриального развития общества, автор
Д.Белл. СогласноД.Беллу, всемирная история делится на три стадии:
доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на сменудругой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
В доиндустриальном, которое еще называют традиционным,
определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с
церковью и армией как главными институтами. В индустриальном
обществе промышленность_____, с корпорацией и фирмой во главе. В
постиндустриальном теоретическое знание (наука), с университетом
как местом его производства и сосредоточения.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу
94
сопровождается превращением производящей экономики в
обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой
производства. Изменяется социальная структура: классовое деление
уступает место профессиональному. Собственность как критерий
социального неравенства теряет свое значение.
5
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИИ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ