ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ЛЕКЦИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

Ф.а. - в широком смысле — филос. учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения; в узком смысле — течение зап.-европ., преим. нем., философии 1-й пол. 20 в.

Согласно Канту „антропология есть учение, касающееся знания человек изложенное в систематическом виде. Термин «антропология» имеет универсальное применение, т.к. человек — предмет исследования многих наук, как естественных, так и гуманитарных.

Проблема человека не являлась одной из центральных мировой философии. Предметом специального, систематического исследования в качестве отдельной дисциплины - философской антропологии - она стал лишь в первой половине XX века. До этого проблематика философской антропологии растворялась в этике и политике (Конфуций, Сократ), в теологии и философии религии (Августин, Паскаль, Фейербах,), в мировоззрении в целом (Пик делла Мирандола), в психологии и теории познания (Декарт, Гоббс, Локк,), в социологии (Маркс) и т.д.

Перелом произошел в XX веке, когда предельно обострилось сознание конца света, заката западной цивилизации, когда резко возросла ответственность человека за судьбы мира.

Философская антропология в своем классическом виде явилась продуктом западной (преимущественно немецкой) философской мысли XX века. В то же время русская философия в лице таких ее представителей, как В.И. Несмелов, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, Л.П. Карсавин и др., дала образец религиозно-философской антропологии.

Основное различие между двумя этими типами антропологических учений в том, что западная философия рассматривает проблему человека преимущественно в соотношении с Космосом, природой, историей. Русская же философия рассматривает проблему человека прежде всего в соотношении с Богом.

1.Сущность человека. Биологическое и социальное вразвитии

человека.

Человек– это живая система, представляющая единство трех составляющих:

биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.)

психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.)

социального (мировоззрение, ценностные установки, знанияи умения и т.п.)

Человек существо целостное - соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное - способное к любому виду деятельности; уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и само-преодолению.

Индивидуальный человек – часть живой природы, он неповторим в силу своих биологических особенностей (генетического кода, веса, роста, темперамента и т.д.). Однако стать человеком он может только в обществе.

Несомненно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Но соотношение соотношение этих двух начал, является предметом научных дискуссий. Существует два основных подхода в решении этой проблемы: биологизаторский и социологизаторский.

Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Как пример - Социал-дарвинизм и учением Ч.Дарвина о естественном отборе и эволюции.

Социологизаторские концепции, напротив, возвышают влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. Т.о. в формировании человеческой личности играют большую роль и биологические задатки, и социальное воспитание.

2.Смысл и назначение человеческого бытия.

Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни.

В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни:

1.Гедонизм – жить, значит наслаждаться;

2.Аскетизм – жизнь – это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира;

3. Этика долга – жизнь – это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей ит.д.)

4. Утилитаризм – жить– значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей;

5. Эвдемонизм – жизнь – понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека

6. Прагматизм – цель оправдывает любые средства ее достижения.

3. Индивид. Индивидуальность. Личность.

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только емуприсущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода.

Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта

данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией).

Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре:

1) физическая личность– это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины;

2) социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах.

3) духовная личность – ценности и идеалы которые составляют тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу

человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях,

3. Деятельность и ее основные виды.

Деятельность – это специфическая человеческая форма активности по к окружающей природе, другим людям и обществу, посредством которой человек целесообразно преобразует окружение в своих интересах. Существуют разные классификации деятельности, ее подразделяют на материальную и интеллектуальную, трудовую и нетрудовую (например, игра – это свободная от утилитарных потребностей деятельность человека), на рутинную и творческую.

Посредством деятельности:

- человек обеспечивает себя средствами существования– пищей,

одеждой, жильем и т.п.– это хозяйственная, экономическая деятельность;

- посредством взаимодействия и общения с другими людьми

человек производит различные социальные связи, можно сказать,

производит и изменяет общество– это социальная деятельность;

- своей деятельностью люди преобразуют природу и творят мир

культуры – «вторую природу».

Структура деятельности. Всем формам деятельности присуща некоторая общая структура. В ней различаются, прежде всего, субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект– это то, на что она направлена. Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы. Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств. Цель – это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность.

Потребности и мотивы деятельности – это то, что побуждает человека к деятельности. Человеку для нормальной жизни требуется

удовлетворение многочисленных потребностей.

Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что

необходимо для поддержания его жизни и развития его личности.

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с этими

потребностями.

Существуют разные классификации потребностей. Обычно их

разделяют на материальные, социальные и духовные, соответственно

трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Американский психолог А. Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности. К первичным относятся физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.д..; потребности в безопасности и стабильности существования.

Вторичные, более высокие потребности, включают в себя: социальные:

потребность в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к

себе и т.п.

Известную типологию социальных действий разработал немецкий

социолог Макс Вебер. Он выделил четыре их основных типа.

1.Целерациональное действие, которое совершается при ясном

и рациональном обдумывании целей и средств их достижения.

Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или

ученого-исследователя.

2. Ценностно-рациональное действие – это также рационально

обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а

убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу,

к высшей ценности (религиозной, нравственной и т.п.).

3. Традиционное действие, которое совершается по привычке,

по обычаю, по ритуалу. Это, например, приемы труда крестьян или

ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по

традиции и неменялись веками.

4. Аффективное действие, которое совершается под влиянием

сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым,

рациональным расчетом.

Т.о., можно сделать вывод, что жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек есть деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое сознание.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ