«Равноденствие» О. Мандельштама на уроке литературы


Есть иволги в лесах, и гласных долгота

В тонических стихах единственная мера,

Но только раз в году бывает разлита

В природе длительность, как в метрике Гомера.

Как бы цезурою зияет этот день:

Уже с утра покой и трудные длинноты,

Волы на пастбище, и золотая лень

Из тростника извлечь богатство целой ноты.

(1914)

Опорные вопросы для анализа стихотворения: Что означает слово "равноденствие"? Какие образы преобладают в стихотворении – звуковые или зрительные? Почему? Можно ли определённо назвать время года, которое описывается в стихотворении? Сколько в тексте глагольных форм? Что можно сказать о динамичности стихотворения? Какова лексика стихотворения? Каких существительных больше – конкретных или абстрактных? Назовите рифмы. Есть ли в них смысловая сочетаемость? Найдите тропы. Какие строчки непонятны? Как можно объяснить строку "Уже с утра покой и трудные длинноты"? Как понять выражение "золотая лень"? В каких отношениях находятся природа и творчество?

Равноденствие – не конкретная точка года (21 марта или 23 сентября), а сложный метафорический образ. С одной стороны, перед нами картина Природы, конкретная жизнь: иволги в лесах, волы на пастбищах, тростник, с другой – Описание событий в романах и других произведениях, рождение поэтического произведения: гласных долгота, тонические стихи, метрика Гомера, богатство целой ноты. В каких же отношениях находятся природа и творчество? Противопоставлены? Сопоставлены? Объединены? Скорее последнее. Об этом говорят и два метафорических сравнения: "разлита // В природе длительность, как в метрике Гомера" и "как бы цезурою зияет этот день". Здесь возникает смысловое наложение: цезура – не только "постоянный словораздел в стихе", но и пауза в природе, слово "зиять" означает не только "обнаруживать пустоту, провал", но и таит поэтический смысл: "зияние" – стечение двух или более гласных. Кстати, середина строки – "цезурОю зияет" – наглядно показывает зияние гласных.

Преобладание "звуковых" образов, смысловая сочетаемость рифм долгота–разлита, мера–Гомера, день–лень, длинноты–ноты, малое количество глагольных форм (всего три), а также двухстрофная, как бы "зеркальная", "опрокинутая" друг в друга композиция стихотворения – всё способствует созданию сложного метафорического образа.

Равноденствие – день равновесия не только в природе, но и в душе человека, которая, откликаясь на красоту, гармонию природы, рождает творчество. Художественное пространство расширяется от явления природы до понятия творчества. Человеку дано слиться с красотой мира, ощутить её присутствие в себе и выразить это в творчестве – великом таинстве жизни.

Можно также увидеть, что в словах "и золотая лень // Из тростника извлечь богатство целой ноты" заключены метафоры-цитаты, которые имеют как бы три перекликающихся источника:

А) стихотворение Мандельштама «Из омута злого и вязкого...» (1910):

Из омута злого и вязкого

Я вырос тростинкой, шурша,

И страстно, и томно, и ласково

Запретною жизнью дыша;

Б) Ф. И. Тютчева: "И ропщет мыслящий тростник" («Певучесть есть в морских волнах...»);

В) Г. Паскаля: "...человек лишь тростинка, слабейшее из творений природы, но тростинка мыслящая".

Перед нами стихотворение-метафора. Именно с помощью метафоры "возможно подлинное прозрение в таинственную сущность жизни" (В. М. Жирмунский).