Изобразительное искусство Кто такой художник? Фантазируем и учимся. Тренируем наблюдательность. Детали - скачать бесплатно
Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О. А., Ковалевская Е. Д. Изобразительное искусство (
Разноцветный мир ). Учебник. 1-й класс. – М.: Баласс, 2015.
Урок 1-2.
Тема. Кто такой художник? Фантазируем и учимся. Тренируем наблюдательность. Детали.
1ЛР: Расширение художественно-эстетического кругозора: знакомство с видами изобразительного искусства; освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов: овладение приёмами работы цветными карандашами, в технике аппликации.
2ЛР: формирование умения эмоционально воспринимать произведения различных видов искусства, умения выражать своё отношение к ним; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач, развитие наблюдательности; воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать при выполнении коллективных заданий.
Обязательный минимум содержания. Знать, какими качествами должен обладать художник (Н). Отличать профессии, которые может освоить художник (Н). Иметь Понятие о том, чем могут различаться предметы (Форма, Размер, Цвет, Характер, Детали) (Н). УметЬ ХарактеризоватЬ предметы по этим признакам (П). Выполнить Практическую Работу на с. 2–3 Рабочей тетради на освоение этих понятий (Н). КоллективнаЯ ТворческаЯ Работа
Городок : Учиться Работать В Группах. Применять полученные знания (П). (Н – Необходимый Уровень, П – Программный Уровень.)
Содержание |
Формирование УУД, Технология оценивания |
||
Действия учителя |
Действия учеников |
||
1-й урок |
|||
I. Создание проблемной ситуации. |
Учитель записывает тему урока, рассказывает детям сказку о юном художнике и предлагает ответить на вопросы. – Жили-были три брата. Отец их с матерью умерли, так что всё хозяйство держалось на братьях. Старшие-то братья были умельцами, дело у них в руках так и горело, так и спорилось, а младший непутёвый, за что ни возьмётся, всё из рук валится. Бывало, кормит цыплят, а сам какую-нибудь букашку разглядывает, все цыплята по двору разбегутся. Пойдёт по воду, да найдёт камень необычный и сидит любуется, век воды не дождёшься. Ругали его братья. Однажды остановился у их дома купец и попросился переночевать. Накормили его братья, напоили, а купец в благодарность им подарил краски с кисточками. Старшие братья на них даже внимания не обратили, а младший обрадовался и рисовать стал. Целый час возился, а потом рисунок свой братьям показал. Засмеялись братья: Где же это ты видел, чтобы по небу вместо облаков овечки да кораблики плыли? Посмеялись и пошли на улицу, дрова рубить. Вышли, глянули на небо, да так и ахнули: плывут по небу облака, все как одно на овечек похожие, а одно вдруг – раз, и в Жар-птицу превратилось. Остолбенели братья, а младший стоит и хихикает, он-то всегда знал, что так бывает. 1. – Почему младший брат смог нарисовать то, что другие братья даже не замечали? 2. – Как вы думаете, кем станет младший брат? 3. – Какие ему для этого необходимо развить в себе качества и умения? 2 1 |
Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): 1. – Он был наблюдательным. 2. – Скорее всего, он станет художником. 3. Отвечают, но затрудняются. |
Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами. 3. Небольшой пересказ простого текста. 4. Простой план. Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т. ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Личностные результаты 1. Оценивать однозначные поступки как плохие или хорошие с позиции нравственных и эстетических ценностей. 2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных и эстетических ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 6. Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели. |
II. Формулирование проблемы. |
– Вы назвали многие качества, но не все. Какой у вас возникает вопрос? 2 1 |
Какие ещё качества и умения нужно развивать, чтобы стать художником? Возможен другой вариант проблемного вопроса. |
|
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 4–5. – Рассмотрите Рисунки 1–6, скажите, чем заняты люди, изображённые на рисунках, там, где это возможно, назовите их профессии. Если дети затрудняются, учитель сам называет профессии, даёт при необходимости им краткую характеристику и предлагает детям назвать номер соответствующего рисунка. – Назовите качества и умения, необходимые художнику. 1 2 1 |
1. Дети рассматривают рисунки, отвечают с помощью учителя на вопросы (возможные варианты ответов): – Художник книги, скульптор, живописец, модельер, мастер народных промыслов. – Наблюдательность, трудолюбие, умение работать с различными материалами, усидчивость, умение фантазировать, хорошую память и др. Учитель записывает их на доске. |
|
2. Учитель предлагает открыть учебник на С. 6, ответить на вопросы. – Мы тоже будем развивать в себе эти качества и начнём с наблюдательности. Рассмотрите Рис. 1 И ответьте на вопрос: чем похожи, а чем отличаются нарисованные на нём цветные карандаши? 1 2 1 |
2. Дети рассматривают рисунок, отвечают (возможные варианты ответов): – У них одинаковая форма, размер, но разные цвета, настроение и характер. Некоторые весёлые, а некоторые грустные. |
||
3. – Обратите внимание на задания и вопросы, расположенные ниже Рисунка 1, Они отмечены значками, на с. 2 вы увидите, что они обозначают. Рассмотрите их и скажите, что каждый из них значит? – А теперь давайте изучим Памятку 1 на с. 57–58. Рассмотрите рисунок на с. 57 и назовите самое главное правило при работе с цветными карандашами. – Какие материалы понадобятся для работы? Далее учитель объясняет и показывает, как держать карандаш, наносить штриховку и предлагает выполнить задания 1–2 на с. 2 в Рабочей тетради. 1 2 2 4 |
3. Отвечают. – Порядок на столе. – Бумага, карандаши, ластик, точилка. Выполняют. |
||
IV. Выражение решения проблемы. |
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на вопрос: – Какие качества и умения мы развивали на этом уроке? – До каких качеств и умений мы ещё не добрались? 2 1 6 |
Дети отвечают (возможные варианты ответов): – Наблюдательность, усидчивость, память, умение работать цветными карандашами. – Умение фантазировать. |
|
V. Применение знаний (продуктивные задания). |
Учитель предлагает рассмотреть забавные фигурки в учебнике на с. 6, ответить на вопрос и выполнить задание 3–4 на с. 2–3 в Рабочей тетради. 1 1 4 |
Выполняют. |
|
VI. Итог урока. Рефлексия. |
Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы. Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки (красный – я молодец, зелёный – мне нужно ещё поработать, синий – сегодня не мой день и т. д.). 3 1 6 |
Выполняют. |
|
VII. Домашнее задание. |
1. – Изучить схему на с. 3 в Рабочей тетради и выполнить задание 5. Назовём его Домик с весёлыми соседями . 2 4 2. – Принести цветную бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, ластик, бумагу, выполненное задание ( Домик с весёлыми соседями ). |
Записывают. |
|
2-й урок |
|||
I. Актуализация знаний. |
Учитель предлагает ребятам вспомнить тему и проблемный вопрос предыдущего урока и ответить на вопросы: – В каких профессиях может проявить себя художник? – Какие качества и умения необходимо развивать будущему художнику? – Какими материалами мы работали в прошлый раз? Каковы правила работы с данными материалами? 1 |
Отвечают. При необходимости учитель сам напоминает детям тему и проблемный вопрос урока. |
|
II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 7, рассмотреть рисунки 2–4 и ответить на вопрос: – Что делает животных, изображённых на рисунках художника Ватагина, особенными, непохожими друг на друга? – А ещё они различаются деталями (описывает филина). Опишите подробно жирафа и мартышку. – Что необходимо художнику делать, чтобы развить в себе наблюдательность? 1 2 1 |
1. Дети рассматривают рисунок, отвечают (возможные варианты ответов): – Они разные по размеру, по форме, по цвету. Описывают. – Обращать внимание на детали. |
|
2. – Попробуем понять, что значит быть наблюдательным и обращать внимание на детали. Откройте Рабочую тетрадь на С. 4 и выполните Задания 1–2. 1 2 |
Выполняют. |
||
3. Учитель предлагает ребятам выполнить коллективную работу Городок в технике аппликации (основу для аппликации можно подготовить заранее, это может быть лист тонированной бумаги). Учитель объясняет ребятам правила работы в технике аппликации (с. 59–60 учебника) и правила выполнения коллективных работ (с. 54 Рабочей тетради). Можно использовать следующий план: 2 3 1 3 5 Обсуждаем и выбираем лучшие из домашних заготовок ( Домики с весёлыми соседями ). Ребята, домашние работы которых выбрали для общей композиции, размещают их на листе и приклеивают, остальные в это время вырезают нарисованных зверей из альбома. Первая группа садится вырезать зверей, вторая подходит к работе, размещает уже вырезанные фигурки и приклеивает, садится на место. Первая группа добавляет своих зверей. Кого-то из детей можно попросить дорисовать фломастером или маркером травку и тропинки между домиками. |
Выполняют под руководством учителя. |
||
III. Выражение решения проблемы. |
– Скажите, пожалуйста, какие качества и умения понадобились вам для выполнения данной работы? 2 1 6 |
Дети отвечают (возможные варианты ответов): – Наблюдательность, усидчивость, память, умение работать цветными карандашами и в технике аппликации, умение фантазировать, умение работать сообща, уважать чужой труд. |
|
IV. Применение знаний (продуктивные задания). |
– Давайте сочиним сказку о нашем Городке и его жителях. Для этого каждый из вас пусть придумает по одному предложению и друг за другом по цепочке озвучит его. 2 |
Выполняют. |
|
V. Итог урока. Рефлексия. |
Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки (красный – я молодец, зелёный – мне нужно ещё поработать, синий – сегодня не мой день и т. д.). 3 1 6 |
Выполняют. |
|
VI. Домашнее задание. |
– Принести цветные карандаши, ластик, точилку. |
Записывают. |
© ООО
Баласс , 2012 6