Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

ГУМАНИТАРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

(институт, факультет)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Практическая педагогика»

На тему: «Опыт реализации принципа культуросообразности обучения

старших дошкольников».

Студентка Е.Н.Искаева

Группа ППОбз-1033

Преподаватель М.О.Смирнова

Тольятти 2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………стр. 3

Глава 1. Теоретические основы опыта реализации принципа культуросообразности обучения в дошкольном образовании..…стр. 5

§ 1. Исторические аспекты применения культуросообразности

обучения в образовательном процессе………………………………стр. 7

§ 2. Роль и место культуросообразности в образовательном

процессе со старшими дошкольниками……………………………...стр. 9

§ 3. Глоссарий рассматриваемого опыта…………………………….стр. 11

Глава 2. Педагогические условия для приобщения

дошкольников к традиционной народной культуре……………стр. 13

§ 1. Сравнительный анализ результатов диагностики усвоения

детьми 6-7 лет русской народной культуры…………………………стр. 21

Заключение…………………………………………….……………….стр. 29

Список используемой литературы…………………………………...стр. 30

Приложение…………………………………………………………..…стр. 32

Введение

«Слава нашей стороне, Слава русской старине!

И про эту старину Вам рассказывать начну

Чтобы все вы знать могли о делах родной земли».

Н.Кончаловская

Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

Проблема: принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры.

Объект: процесс приобщения старших дошкольников к русской народной культуре.

Предмет: русская народная культура как средство культуросообразности обучения.

Цель: выявить способы приобщения старших дошкольников к русской народной культуре.

Задачи исследования:

1. раскрыть сущность понятия принципа культуросообразности обучения;

2. охарактеризовать функции и методы деятельности педагога по реализации принципа культуросообразности обучения;

3. проанализировать опыт реализации принципа культуросообразности обучения.

Гипотеза: мы предполагаем, что проведение детских праздников и развлечений, разучивание русского фольклора, русских народных игр, тематика которых охватывает главные элементы русской культуры (в частности, устное народное творчество, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.) будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к русской народной культуре.

Методы исследования: обзор литературы по данной теме (проанализировано более 15 источников), изучение передового педагогического опыта, теоретический анализ педагогических идей, эмпирические методы (беседы, игровые упражнения, наблюдения).

База исследования: СП ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани, подготовительная к школе группа.

Глава 1. Теоретические основы опыта реализации принципа культуросообразности обучения в дошкольном образовании.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура». Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. [11; 8]

В современной практике дошкольного образования представлено значительное количество программ, которые решают задачи приобщения детей дошкольного возраста к народным культурным традициям. Но вместе с тем, все представленные программы предполагают в основном только работу с детьми по ознакомлению с культурой какой-либо отдельной этнической группы, не учитывая при этом особенности поликультурной среды, в которой воспитываются дошкольники, тем самым, оставляя без внимания потребности в национальной самоидентификации детей других национальностей. Исходя из вышесказанного, необходимо рассмотреть особенности формирования представлений о традиционной народной культуре у детей дошкольного возраста.

По утверждению К.Д.Ушинского, опыт культуры старшего поколения передается через произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, игры и игрушки, народные праздники, опыт семейного воспитания. Средствами народной культуры являются фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку. [8;43]

§ 1. Исторические аспекты применения культуросообразности обучения в образовательном процессе.

Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Фридрик Вильгельм Адольф Дистерверг (1790-1866), который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живёт человек, т.е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся родиной ребёнка. Этот принцип отразил тенденцию формирования национальных государств и национальных культур и получил широкое признание в педагогике XIX-XX вв. Русские педагоги также развивали эту идею. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой писали о народности воспитания. П.Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры, которую трактовал как совокупность религии, быта и нравственности народа.

В СССР принцип культуросообразности иногда трактовался как противоречащий установкам классовости и интернационализма, декларативным утверждениям о развитии культуры каждого народа как национальной по форме и социалистической по содержанию. Вместе с тем полного отказа от принципа культуросообразности в советской педагогике не произошло. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий (Шацкий С.Т., 1980), В.А. Сухомлинский (Сухомлинский В.А., 1979; см. аннотацию) и др.

Толкование термина «культура» многозначно и зависит от сферы применения. Слово «культура» пришло из латинского языка и переводится как – обработка, возделывание. «Культура» представляет собой очень сложное, многогранное явление. Как форма деятельности «культура», в конечном итоге, предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека.

Социолог С.Радугин рассматривал «культуру» в широком смысле слова как специфическую генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которую они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

По словам известного ученого, культуролога Г.Н.Волкова, «культура» понимается как созданное и накопленное человечеством материальное и духовное богатство, которое служит дальнейшему развитию, приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности.

С.Фролов же полагал, что «культура» - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, закон и обычаи, а также способности и привычки, приобретаемые и достигнутые человеком как членом общества.

В связи с этим весьма обоснованно звучит введенное академиком Д.С.Лихачевым понятие «культура» – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией». [2; 134]

§ 2. Роль и место культуросообразности в образовательном процессе

со старшими дошкольниками.

Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования.

Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями - это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа.[4;67]

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях, это - сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. Фольклор является наиболее яркой сферой выражения идеала в области духовной культуры. Основной чертой фольклора является тесная связь с окружающей жизнью. В само понятие «фольклор» входят все виды устного народного творчества – пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, а так же считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д. Фольклор способствует приобщению ребенка к культуре своего народа, активизация к поощрению, движению и активной деятельности. А также играет немало важную роль в забавах и развлечениях. [9;13]

§ 3. Глоссарий рассматриваемого опыта.

Воспитание – это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

Гуманистические ценности – это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия.

Декоративно-прикладное искусство – вид художественной деятельности, границы которой определяются не предметом, а спецификой творческого метода.

Знания – это совокупность сведений, познаний.

Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

Культуросообразность – это учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.

Личность – человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок.

Народная культура – это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ.

Нравственность – это совокупность норм, определяющих поведение человека.

Обучение – это целенаправленный, систематический, планомерный процесс формирования сознания (знания, умения, навыки, способы действий, ценностные ориентации, убеждения, идеалы и т.д.) подрастающего поколения.

Обычаи – это отражение сущности нации, показатель того, чем она живет, о чем думает, во что верит.

Пестушки – один из видов устной поэзии для детей младенческого возраста.

Поликультура – культура многих народов.

Потешки – это игра, цель которой – обеспечить малышу знакомство с миром.

Прибаутки – это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи.

Социокультурные нормы – это механизмы управления человеческим поведением.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Фольклор – художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно поэтическое творчество.

Глава 2. Педагогические условия для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре.

Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания.

Анализ основных психолого-педагогических исследований показывает, что не всякий педагогический процесс в одной и той же мере способствует поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста. Следовательно, встаёт вопрос об определении комплекса педагогических условий, наиболее эффективно обеспечивающих процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными праздниками.

В работу по ознакомлению детей с народными традициями на подготовительном этапе были включены различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Основной путь воспитания здесь – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре – танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам.[1;12]

Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.[5;7]

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимали народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.[12;24]

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделялось подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для старших дошкольников. [13;10]

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, особенным образом сочетаются слова и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучие будущего. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.

Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках», «Семейные традиции»; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным праздничным традициям в рукописных журналах «Пасха», «Широкая Масленица» «Рождественские обычаи и обряды». Так же было организовано родительское собрание «Традиционная народная культура как средство всестороннего воспитания детей». Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Нами был создан перспективный план по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Тема занятия

Цели и задачи занятия

1.

В тереме расписном я живу…

Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

2.

Праздник “Осенины – осени именины”.

Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины.

3.

Мебель наших предков.

Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком.

4.

Деревенская посуда.

Дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации

5.

Народные промыслы.

Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

6.

Ой вы гости, господа.

Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки “Каша из топора”.

7.

Матрешка – игрушка на все времена.

Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу.

8.

Рукомойник.

Продолжить знакомить детей с бытом и жизнью людей. Познакомить с рукомойником. Закрепить знания частей предмета и их назначение.

9.

Хохломские узоры.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоции у детей, желание самим создавать узор.

10.

Нитки. Ткачество.

Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть.

11.

Городецкая роспись.

Рассказать о городе Городце и Городецкой росписи. Познакомить с пословицами и поговорками о мастерстве.

12.

Одежда наших предков.

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

13.

Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы.

Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами.

14.

Дымковская игрушка.

Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам.

15.

Женские головные уборы.

Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

16.

Гжельские узоры.

Познакомить с гжельскими узорами, учить выделять основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвет, декоративность, разнообразие элементов росписи.

17.

Сказания и поверья русского народа.

Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей.

18.

Леший.

Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы.

19.

Масленица.

Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку.

20.

Сердце матери лучше солнца греет.

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

21.

Русская народная кукла.

Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей.

22.

Жестовские подносы.

Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов.

23.

Фольклор – народная мудрость.

Познакомить детей с русским фольклором. Познакомить с многообразием его форм.

24.

Русская печь.

Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней.

25.

Какой бывает фольклор?

Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми.

26.

Комплексное занятие “Русская изба. Посиделки”.

Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками; учить составлять узор на разных материалах (бумага, ткань), красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение наших предков к природе.

27.

Москва: древняя столица.

Дать детям представление о становлении русской столицы, о первых ее жителях, первых постройках, животном и растительном мире того времени.

28.

Богатыри земли русской.

Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей.

29.

Русский самовар и чаепитие на Руси.

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

30.

Щи да каша – пища наша.

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

31.

Филимоновская игрушка.

Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек.

32

Эх, лапти мои, лапти липовые.

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта.

33.

Комплексное занятие “Рукодельница и себе и людям радость приносит”.

Знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц; продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям; обогащать словарь пословицами, поговорками, словами “рукодельница”, “мастерица”, “вышивальщица”; развивать умение видеть красоту растений, упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов.

34.

Занятия и ремесленничество русского народа.

Дать представление о занятиях и ремесленничестве русских людей; рассказать о том, как рано дети начинали помогать родителям по хозяйству; знакомить детей с новыми словами; прививать любовь и уважение к труду людей.

§ 1. Сравнительный анализ результатов диагностики усвоения детьми

6-7 лет русской народной культуры.

База исследования: СП ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани.

Возраст испытуемых: 6 – 7 лет.

Количество детей: 15 человек.

Методика на выявление уровня этнической культуры.

1. Знание содержания русских народных сказок.

2. Умение узнавать героев в произведениях изобразительного творчества.

3. Знание истории русского костюма.

4. Знание народных игр, игрушек.

5. Знание русского народно-прикладного искусства.

6. Эмоционально-положительный отклик на красоту природы.

7. Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

8. Физическое воспитание.

9. трудовое воспитание.

10. Продуктивные виды деятельности.

Ф.И.ребенка

Теоретические знания

Практические знания

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Марина А.

+

+ -

+ -

+

+ -

+

+ -

+ -

+

+

Средний

Егор К.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Влад Г.

+

+ -

+

+ -

+

+

+ -

-

+ -

+

Низкий

Надя Р.

+ -

+

+ -

+

+ -

+

+ -

-

+

+

Низкий

Рита Р.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Ваня С.

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

+

+

+

Средний

Рома А.

+

+ -

+

+

+

+

+

+

+ -

+

Средний

Артем Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Полина К.

+

+

+

+

+ -

+

+

-

+

+

Средний

Настя М.

+ -

-

+

+ -

+ -

+

+ -

-

+

+

Низкий

Кирилл З.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Диана М.

+ -

+

+

+

+ -

+

+ -

+ -

+

+

Средний

Алена П.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Никита У.

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

-

+

+

Средний

Вова О.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Критерии к таблице.

Высокий уровень.

- Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

- Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

- Знает сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

- Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

- Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

- Знает историю русского и украинского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).

- Имеет представление о народных промыслах и использует их элементы в своих работах.

- Умеет отличить архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.

Средний уровень.

- Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи.

- Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.

- Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.

- Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.

- Знает некоторые элементы русского и украинского народного костюма и различает головные уборы.

- Имеет практические умения по работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.

Низкий уровень.

- Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.

- Знает народные приметы.

- Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.

- Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним.

- Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов.

Таким образом, мы определили уровень ознакомления дошкольников с этнической культурой русского народа.

Методика «Народы, национальности».

1. Фамилия, имя, возраст, пол.

2. Национальность родителей.

3. К какому народу относишь ты себя?

4. Какой язык (языки) знаешь? Какой считаешь родным? На каком языке говорят в семье, дома? На каком языке любишь слушать сказки?

5. Каких известных земляков (поэтов, писателей, композиторов, ученых и т.д.) ты знаешь? Кем гордится народ, к которому ты себя относишь, и ты сам?

6. Есть ли отличия между твоим народом и другими? Если есть, то, какие?

Ф.И.ребенка

Вопросы

Уровень

1

2

3

4

5

6

Марина А.

+

+

+

+ -

+ -

+ -

Средний

Егор К.

+

+

+

+

+

+

Высокий

Влад Г.

+

+ -

+

+ -

+ -

+ -

Низкий

Надя Р.

+

-

+

+ -

+

+

Средний

Рита Р.

+

+

+

+

+

+

Высокий

Ваня С.

+

+ -

+

+

+ -

+ -

Средний

Рома А.

+

+ -

+

+ -

+ -

+

Средний

Артем Б.

+

+

+

+

+

+

Высокий

Полина К.

+

+ -

+

+

+ -

+

Средний

Настя М.

+

-

+ -

+ -

+ -

+ -

Низкий

Кирилл З.

+

+

+

+

+

+

Высокий

Диана М.

+

+ -

+

+ -

+ -

+ -

Низкий

Алена П.

+

+

+

+

+

+

Высокий

Никита У.

+

+ -

+

+

+

+ -

Средний

Вова О.

+

+

+

+

+

+

Высокий

Диагностическая методика

«Картинки»

Материал: картинки 1. «дети красят яйца на Пасху», 2. «сжигание чучела», 3. «катание с горы», 4. «колядование».

Детям предлагалось рассмотреть картинки и назвать, какие события или праздники на них изображены.

Ф.И. ребенка

Картинки

Уровень

1

2

3

4

Марина А.

+

+ -

+

+ -

Средний

Егор К.

+

+

+

+

Высокий

Влад Г.

+

+ -

+

+ -

Средний

Надя Р.

+

+ -

+

+ -

Средний

Рита Р.

+

+

+

+

Высокий

Ваня С.

+

+ -

+

+ -

Средний

Рома А.

+

+

+

+

Высокий

Артем Б.

+

+

+

+

Высокий

Полина К.

+

+ -

+

+ -

Средний

Настя М.

+

+

+ -

+ -

Средний

Кирилл З.

+

+

+

+

Высокий

Диана М.

+

+ -

+

+ -

Средний

Алена П.

+

+

+

+

Высокий

Никита У.

+

+

+ -

+ -

Средний

Вова О.

+

+

+

+

Высокий

Беседа «Народные традиции».

1. Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома?

2. Какие народные праздники ты знаешь?

3. Какие праздники отмечают в твоей семье?

4. Как вы готовитесь к празднику (называется тот праздник, который обозначил ребенок).

5. Какие народные песенки, потешки, считалки, игры ты знаешь?

6. Назови народные игры, в которые ты любишь играть?

7. С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?

Ф.И. ребенка

Вопросы

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

Марина А.

+

+ -

+ -

+ -

+ -

+

-

Низкий

Егор К.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Влад Г.

+

-

+ -

+ -

+ -

+

-

Низкий

Надя Р.

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

Средний

Рита Р.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Ваня С.

+

+ -

+

+ -

+ -

+

+

Средний

Рома А.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Артем Б.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Полина К.

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

Средний

Настя М.

+

+

+ -

+

+ -

+

+ -

Средний

Кирилл З.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Диана М.

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

Средний

Алена П.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

Никита У.

+

+ -

+ -

+

+

+

+ -

Средний

Вова О.

+

+

+

+

+

+

+

Высокий

На основе выполненного анализа можно утверждать, что большинство детей из группы имеют высокий и средний уровни. Дети продемонстрировали прекрасные знания русского фольклора, знание национальных праздников, традиций, обычаев.

Заключение

Проведенные исследования подтвердили, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. Народная педагогика, как одно из проявлений духовной культуры, складывалось под воздействием исторических, социально- экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа. Поэтому уже с раннего возраста надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.

Используемая литература

  1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
  3. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.
  4. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
  5. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.
  7. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006. - 204 с.
  8. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.-230с.
  9. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 12 – 24.
  10. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
  11. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.
  12. Миловский А.С. Песнь - жар птицы: Рассказы о народных праздниках. - М.: Детская литература, 1987.— 190с
  13. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е, доп. – М., 1994. – 242 с
  14. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.:Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  15. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. М.: АРКТИ, 1992. – 149с.
  16. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2006.-360с.
  17. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 2003.-257с.

Приложение № 1

Игра «Путешествие по народным праздникам»

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках, их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.

Игровая задача: достичь финиша первым.

Игровые действия:

1. Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;

2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.

Правила игры:

Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное число очков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько у него лишних очков. Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках.

На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных. Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать сначала.

Ход игры: Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.

Варианты игры:

1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний. Количество играющих детей — от 3 до 6 (дети могут играть парами).

2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.

На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народными, праздниками, когда их отмечают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством и т.д.

Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:

1. Пояснить пословицу.

2. Рассказать как играть в подвижную игру.

3. Отгадать загадку.

4. Назвать сказку и др.

Приложение № 2

Проблемные ситуации и дидактические игры

«Чей подарок лучше?»

Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.

Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество друзья и подарили разные подарки. Наташа - вместе с мамой вышила и подарила красивую салфетку, Иван – заколку для волос, Люда подарила деревянную птичку счастья, а Марина подарила куклу Барби. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате?

Рекомендации для педагогов: в процессе обсуждения ситуации рассмотрите, почему дети решили подарить именно эти подарки, какой подарок подарили бы они, какой подарок бы выбрали для себя. Необходимо подвести, что в каждый подарок вложен смысл пожелание добра и радости, каждый подарок ценен по-своему.

«Для какой игры посылка?»

Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности.

Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались. Детям необходимо рассмотреть содержание посылок и определить, кто прислал посылки.

«Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»

Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа.

Задача: закрепить и обобщить представления детей о народных праздниках.

Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: «Название праздника», «Народная песня», «Музыкальные произведения», «Народный костюм», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальное имя», «Особенности сельского хозяйства», «Живая и неживая природа», «Литература».

Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек, большее количество человек может разбиться на мини-группы, делающие ход и вместе отвечающие на вопрос — картинку сектора игрового поля. Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, — необходимо рассказать какое-либо произведение устного народного творчества, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Сказка» — значит, ребенок рассказывает русскую народную сказку).

I этап — перед началом игры дети выбирают карточку с названием праздника, а во время движения по секторам ориентируются лишь на свою карточку.

II этап — карточки лежат на игровом поле. Двигаясь по секторам, ребенок каждый раз берет новую карточку с названием сектора.

На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога.

Приложение № 3

Консультация для родителей

Тема: «Изготовление традиционных тряпичных кукол»

Цели и задачи:

  • Ознакомить с традиционной тряпичной игрушкой, расширить знания по традиционной русской культуре.
  • Дать представление о видах и назначении тряпичной куклы.
  • Ознакомить с техникой изготовления игровой куклы и куклы - обереги.

Вступительное слово воспитателя

Все взрослые когда–то были детьми и любили играть. Только много лет назад игрушки были другие, не похожие на современные. Они были самодельные. Первой и любимой игрушкой была куколка, сшитая из мягких, ярких лоскутков, которую вешали над колыбелькой младенца, чтобы ребенок смотрел и забавлялся.

По своему назначению традиционные куклы делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы – обереги.

Куклы – обереги не были игрушками. Они, по поверьям, должны были защищать человека от злых сил. Такие куколки делались из домотканых льняных лоскутков и льняной кудели. (Кудель – обработанный, вычесанный, шелковистый лен). Кудель закатывали, «валяли» в белую льняную тряпочку, перевязывали крестиком грудь льняной же ниткой. Теперь куклу можно рядить в яркую юбку, пришивать льняную косу с ленточкой. Кукла – оберег всегда была женского рода, безликая и безрукая. Это связано с тем, что тряпичная фигурка была олицетворением женского божества, которому поклонялись первобытные люди в эпоху раннего язычества. Это божество имело коварный характер: оно было способно и дарить жизнь, и отнимать ее, по этому ее взгляда боялись.

Исследователи имеют различные версии происхождения и значения женских изображений самых ранних времен:

- почитание женщины – прародительницы;

- использование женских изображений в охотничьей магии;

- представление о мифической покровительнице домашнего очага;

- отражение общественного уважения к женщине;

- представление о материнских предках, символе единения и родственной связи членов общины, фетиш идеи продолжения рода.

Эти версии не подтверждают фактами. Сопоставление и анализ археологических и исторических материалов позволяют сделать вывод, что создание женских статуэток и изображений женщин было связано с мифическим существом женского пола. Оно могло иметь не вполне человеческие черты (например, хвост, лапы вместо рук и ног) и являлось по первобытным представлениям «матерью зверей», способствующей, с одной стороны, умножению диких животных, а с другой стороны успешной охоте на них. Отсюда миф о богине, олицетворяющей рождение и смерть. Именно ее изображали древние люди со времен палеолита. Она считалась грозным божеством, ее взгляда страшились.

Женский демон славянских сказок баба яга – «не увидит». До наших дней сохранилась детская игра, где фигурирует «слепая баба». В греческой мифологии Ламиа – женское чудовище, пожирающее детей; Ламиа считалась безвредной, если была лишена глаз. Женоподобное чудовище – горгона взглядом убивала все живое. Поверье о том, что взгляд сверхъестественного существа может убить человека, имеет глобальный характер и существует, по меньшей мере, уже 25 тыс. лет.

Нередко кукол делали задолго до рождения ребенка и укладывали в зыбку. Со слов девяностолетней женщины записано, что ее бабушка, узнав, что у нее будет ребенок, принялась мастерить куколку. Когда родилась дочка, эта куколка лежала с ней в колыбели и женщина думала, что ее дитя защищено. Дочка выросла, и у нее родился свой ребенок. Тогда бабушка достала из сундука куколку и снова положила ее в колыбель с младенцем.

Желая уберечь беззащитного ребенка в свое отсутствие, родители наивно наделяли неодушевленный предмет сверхъестественной силой.

Кроме уже перечисленных кукол, были куклы: «Купавка», «Ангелочек», «Коза», «Домашняя Масленица», а так же кукла «Кузьма и Демьян» и кукла «День и Ночь» и др.

Каждая из них имела свою историю возникновения и символику назначения.

Приложение № 4

Анкета для родителей

«Приобщение детей к истокам русской культуры».

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

a) как жили наши предки? б) какими занимались ремёслами? в) как сеяли хлеб? г) какую на Руси носили одежду?

2.Знаете ли Вы русские праздники?

3.Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

4.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?

9. Какие народные игры Вам известны?

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

11.Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)?

Опыт реализации принципа культуросообразности обучения старших дошкольников