Введение в философию (пропедевтика)

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ (пропедевтика)

Слово «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости», «любомудрие» (phileo - люблю + sophia - мудрость). Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.)

Объект философии — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве

Философия как система делится (разделы философии) на следующие разделы: история философии, гносеология (теория познания), которая в свою очередь делится на философию языка и философию логики; онтология (учение о бытии), философская антропология (учение о человеке), социальная философия (учение об обществе), которая в свою очередь делится на философия хозяйства и философию права; философия истории (учение об основныхзакономерностях развития истории), философия культуры, философия ценностей (аксиология), эстетика (учение о красоте), нравственная философия (этика), философия образования, философия религии.

Фундаментальные проблемы философии, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;

2. Методологическая - заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;

3. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности;

4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции– расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация,

увеличение достоверности знания;

5. Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей – морально- нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции –быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

6. Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения. Совершенствования общества.

7. Воспитательно-гуманитарная – распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ, способствовать укреплению морали, помочь человекуадаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

8. Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Дать определение философии - значит перейти указать на ее общие, существенные признаки, присущие любому философскому учению. Но предварительное определение философии предполагает выяснение того, чем философия не является, в чем ее существенное отличие от таких родственных ей форм духа, как религия, искусство, наука. Т.о. философию можно определить как мыслящее рассмотрение предметов в их отношении к первичным причинам и конечным целям сущего как единого целого.

Рассматривая данное определение, отметим что 1) Философия есть особый вид знания. Всякое знание является либо созерцанием, либо понятием. Созерцание - это единичное представление (например, философия в образе женщины), понятие же это общее представление. Познание посредством понятий есть мышление

Философия как «мыслящее рассмотрение предметов» есть понятийное знание, знание общего в единичном или единого во м н о г о м .

С религией и искусством философию роднит то, что их предмет имеет всеобщий характер (Бог, прекрасное, истина, бытие) Однако, в отличие от философии, в религии и искусстве всеобщее содержание предстает непосредственному внешнему созерцанию и, далее, представлению и чувству. Не случайно, что они обращаются к сердцу и душе человека, к его чувству и настроению.

Философия - это рассмотрение предметов в метафизическом (Метафизика - (др.-греч. — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового) свете, то есть в свете первых причин и конечных целей, которые не могут быть даны в чувственном опыте. Это позволяет понять особенности философского способа мышления Правда, мышление характерно не только для философии. Это вообще то, что отличает человека от животного. Оно присуще и обыденному, и научному сознанию. Однако обыденное мышление не поднимается выше эмпирических понятий, пересыпанных различного рода представлениями и образами. Также и научное мышление не выходит за рамки эмпирических понятий и направлено на конечные предметы и явления. Только философия, в которой определяющую роль играют чистые понятия и идеи, исследует предметный мир в отношении к безусловному, абсолютному. Философия ставит метафизические, предельные вопросы и пытается отвечать на них с помощью чистых понятий разума

2) Философский способ мышления означает направленность сознания не только на объект, внешний мир, как это имеет место в религии или науке, но одновременно и на субъект, на само мыслящее Я. Философский разум есть высшее соединение сознания и самосознания, то есть знания о предмете и знания о себе. Таким образом, исследуя предмет, философия постоянно имеет в виду и самого мыслящего субъекта, акт его мышления, то, что это именно он создает понятие о предмете.

Однако такой подход вовсе не означает, что философское познание субъективно. Оно одновременно выражает и субъективную достоверность («я мыслю») и объективную достоверность. («я мыслю не свое чистое сознание, но внешний ему предмет»).

Отсюда следует, что, познавая мир, человек познает самого себя. Высшая философская заповедь «Познай самого себя» - означает, познать истину.

3) Философия как мыслящее рассмотрение предметов означает, что сущностное определение философии возможно только в процессе самого философствования. Желание дать дефиницию философии прежде самого философствования или в отрыве от него, по меткому сравнению Гегеля, подобно намерению научиться плавать прежде, чем броситься в воду. Философия лишена того преимущества, которым обладают другие науки; она не может исходить из предпосылки, что предмет ее знания дан заранее в качестве представления, что он противостоит познанию как нечто внешнее.

Философствование и философия. Предельное метафизическое вопрошание и предельное противоречие (антиномия).

Философствование - это создание целостной, вероятностной модели интерпретации всеобщих законов бытия т.е. это личностная жизненная почва философия. Оно вырастает из фундаментального философского настроения. Фундаментальное философское настроение есть род особого интеллектуального напряжения, открытость основам мира, желание и способность участвовать в его бытии. Это некая причастность к бесконечному. Каждый человек испытывает потребность в философствовании в той мере, в какой он захвачен философским настроением удивления, тоски, ужаса, любви, восхищения, благоговения и т.п.

Главное отличие философии от философствования состоит в том, что философия преображает случайное философское настроение в систематическое и методическое размышление.

Философствование как осознание и осмысление субъективного настроения заканчивается постановкой неких общих вопросов таких как «Зачем я живу?», «Бессмертна ли душа?», «В чем причина зла?» и т.п.

Философия же начинается с постановки этих вопросов, выраженных в явной или неявной форме, и пытается систематически исследовать их путем логического рассуждения. Чтобы понять метод философского исследования, а следовательно, саму суть философии, необходимо ближе присмотреться к этим общим вопросам. Суть этих вопросов в том, что они захватывают и вовлекают («ставят под вопрос») и самого вопрошающего, что они не могут быть решены на основании опытных данных и что в силу этого на них нельзя дать однозначный, завершенный ответ. Такие вопросы можно назвать предельными, а способность разума задаваться такими вопросами - предельным, метафизическим вопрошанием.

Пытаясь ответить на эти вопросы, философия впадает в антиномии (от греч. antinomia- противоречие в законе), то есть в утверждение двух противоположных определений одного и того же предмета. Антиномичность философии есть свидетельство того, что предмет и понятие о предмете совпадают, но совпадают только отчасти, только до известного предела, который и обнаруживается в антиномии.

Исторические условия философствования.

Возникновение философии относится к рубежу 6 в. до н. э. В это время на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.

Философия зародилась в очагах цивилизации:

— Древней Индии;— Древнем Китае;— Древней Греции;— Древнем Риме.

Родоначальниками философии принято считать:

— Лао-цзы (Китай);— Шакьямуни (Индия);— Заратустра (Персия);— Фалес (Древняя Греция);— Анаксимен (Древняя Греция);— Анаксимандр (Древняя Греция).

Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления.

Их главной заслугой было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации. Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир.

Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейших характеристик мироздания.

Основной вопрос философии.

Каждая философская теории яимеет стержневой, главный вопрос вокруг которого выстраивается вся система. Так, для Сократа – проблема человека, для философов Нового времени – поиск всеобщего метода познания и т.д. Однако нет ни одной философской системы, которая не отвечала бы на вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? Именно этот вопрос является главным для философии, составляет основу любого философского построения.

В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

Материализм признет, что материя (объективная реальность) является о первичным началом в сфере бытия, а идеальное (идея, дух, сознание) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Виды материализма:

· Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный)– это первоначальный вид материализма, согласно которому окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес

Милетский, Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др.).

· Метафизический (механистический) материализм Нового времени – в основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж.Ламетри.

К.Гельвеций и др.)

· Диалектический материализм – представляет органическое единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя

приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития (К.Маркс, Ф.Энгельс). Сознание– свойство материи отражать саму себя. Бог - идеальный образ, созданный человеком для объяснения непонятных явлений.

· Вульгарный материализм – сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей – материя производит сознание как «печень желчь» (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Идеализм признает первичным идею, дух, сознание по отношению к материи. (Материя - Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. Дух, философское понятие, означающее невещественное начало, в отличиеот материального, природного начала). · . Объективный идеализм провозглашает независимость идеального начала не только от материи (Платон, Фома Аквинский, Гегель).

· Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).

Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus – один, единственный и ipse - сам), согласно которому с достоверностью можно говорить о существовании только моего собственного «Я» и моих ощущений.

Специфические черты философского знания:

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный

аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом

виде;

- главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;

- предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя всенаучное знание, не стоит над ним;

- имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.)

- носит предельно общий, теоретический характер;

- содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук;

- во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

- является совокупностью объективного знания, ценностей,

нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

- имеет качество рефлексии – познание обращено как на окружающий мир. Так и на само себя);

- испытывает на себе cильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

- в тоже время динамично– постоянно развивается и обновляется;

- ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога,

его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

PAGE 4

Введение в философию (пропедевтика)