Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

История ПФР

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 130 000 специалистов.

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

  • центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
  • отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
  • управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы возложена функция по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;
    • выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
      • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
      • администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
      • назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
      • ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
      • формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
      • адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
      • реализация Программы государственного софинансирования пенсии;
      • реализация международных соглашений.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий.

Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о ПФР, утверждённым 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. 

Изначально основной функцией ПФР был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27.09.2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе ПФР был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.    

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.   

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоял из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей, в 2010 году - более 564 млн рублей, в 2011 - 1,0  млрд рублей, в 2012 году - 1,052 млрд рублей, в 2013 году - более 800 млн рублей.  

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.  

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. 

С 2008 года ПФР реализует Программу государственного софинансирования пенсии. Сегодня ее участниками являются более 15 800 000 россиян.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась. 

В первую очередь, ПФР провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая была направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу  добавилось по 1%. 

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона. 

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.  

С 1 января 2015 года пакетом соответствующих законов  в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Установлено три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Накопительная часть пенсии выделена в самостоятельный вид пенсии. На формирование и назначение пенсий по государственному пенсионному обеспечению (социальных пенсий, за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) новый порядок не распространяется. 

Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы  любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть интернет для предоставления государственных услуг или справочной информации. 

Международное сотрудничество

Пенсионный фонд Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество в области государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, участвует в подготовке и реализации договоров и соглашений о социальном обеспечении с иностранными государствами.

Международное сотрудничество ПФР направлено на создание положительного имиджа страны как социального государства, основной целью которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предоставление государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, а также гарантирование каждому гражданину социального обеспечения по возрасту, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

  • Межгосударственное сотрудничество

Представители ПФР принимают активное участие в работе межправительственных и межведомственных комиссий и других органов в области социального обеспечения и пенсионного страхования с иностранными государствами.

Фонд в рамках своей компетенции устанавливает связи и развивает партнерские отношения с представительствами международных организаций в Российской Федерации, дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации по вопросам социального обеспечения и пенсионного страхования.

В пенсионной системе России в 2015 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

Новая пенсионная формула

С 1 января 2015 года вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования – так называемая «новая пенсионная формула». Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную.

Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 баллов.

Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году с каждым годом.

Стоит отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.

С 1 января 2015 года стоимость пенсионного балла составит 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 3 935 рублей. Но уже с 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год – прогнозно на 11,5%.

Все сформированные на сегодня пенсионные права при конвертации в пенсионные баллы сохраняются, их размер не будет уменьшен.

Все уже назначенные пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не могут быть уменьшены.

Личный кабинет застрахованного лица

В январе 2015 года Пенсионный фонд России запускает новый электронный сервис «Личный кабинет застрахованного лица». Он позволит гражданам допенсионного возраста в режиме реального времени узнать о своих уже сформированных пенсионных правах. Кабинет будет размещен на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru, доступ к нему получат все пользователи, прошедшие регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на сайте госуслуг.

Через Кабинет гражданин сможет узнать о количестве накопленных пенсионных баллов и длительности стажа, учтенных на его индивидуальном счете в ПФР. Важно отметить, что все представленные в Кабинете сведения о пенсионных правах граждан сформированы на основе данных, которые ПФР получил от работодателей. Поэтому, если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, у него появляется возможность заблаговременно обратиться к работодателю для уточнения данных и представить их в ПФР.

 При этом сервис позволяет узнать, сколько пенсионных баллов гражданину может быть начислено в 2015 году. Для этого достаточно ввести в соответствующее окно ожидаемый ежемесячный размер своего дохода от трудовой деятельности до вычета НДФЛ. Максимальное количество баллов, которое можно набрать в 2015 году – 7,39.

Для удобства пользователей предусмотрена функция мгновенного формирования и печати извещения о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина («письма счастья»).

Кроме того, сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о добровольных взносах в рамках Программы государственного софинансирования пенсии и средствах госсофинансирования.

В Кабинете можно воспользоваться усовершенствованной версией уже известного всем пенсионного калькулятора. С 2015 года калькулятор становится персональным. В новой версии он учитывает уже сформированные пенсионные права в пенсионных баллах и стаж.

Основной задачей калькулятора по-прежнему является разъяснение порядка формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии, а также демонстрация того, как на размер страховой пенсии влияют такие показатели, как размер зарплаты, продолжительность стажа, выбранный вариант пенсионного обеспечения, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком и др.

Повышение пенсий и социальных выплат

С 2015 года индексация страховых пенсий будет осуществляться через индексацию стоимости пенсионного балла. На 1 января 2015 года его стоимость составляет 64,1 рубля. В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию стоимости коэффициента с 1 февраля 2015 года на 7,5%, однако стоимость балла будет проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год – 11,5% (ожидается). Вместе со страховой пенсией на фактический уровень инфляции 1 февраля будет проиндексирована и фиксированная выплата к ней (аналог нынешнего фиксированного базового размера).

В итоге февральской индексации среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2015 году составит не менее 12 844 рублей.

С 1 апреля 2015 года на фактически сложившийся индекс роста уровня прожиточного минимума пенсионера – не менее 12,3% – будут проиндексированы социальные пенсии. В результате в 2015 году среднегодовой размер социальной пенсии составит не менее 8 496 рублей.

1 апреля размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) будут проиндексированы на 5,5%.

Материнский капитал

Размер материнского капитала с 1 января 2015 года будет проиндексирован и составит 453 026 рублей, что на 23,6 тыс. рублей больше, чем в 2014 году. На выплату его средств в 2015 году в бюджете ПФР заложено до 344,5 млрд. рублей. Это на 43,5 млрд. рублей больше, чем в 2014 году. Направления использования материнского капитала остаются прежними: улучшение жилищных условий семьи, обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, увеличение пенсии мамы.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2015 году остается на уровне 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2015 году будет проиндексирован и составит 711 тыс. рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2015 году составит по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

Численность работников организаций, которые должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снижается с 50 до 25 человек. То есть теперь, если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью. При этом уже почти 90% страхователей уже перешли на электронное взаимодействие с ПФР.

С 2015 года суммы страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды работодатели должны определять точно: в рублях и копейках. До 2015 года суммы страховых взносов определяли в полных рублях.

Помимо этого с 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

В 2015 году индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере и чья величина дохода превышает 300 тыс. рублей, впервые уплачивают 1% от суммы превышения величины дохода за расчетный период. Этот 1% необходимо уплатить не позднее 1 апреля, следующего за отчетным годом.

Программа государственного софинансирования пенсии

31 декабря 2014 года закрывается вступление в Программу государственного софинансирования пенсии. У всех тех, кто успеет стать участником Программы до этого срока, есть возможность сделать первый взнос для ее «активации» – до 31 января 2015 года включительно.

Таким образом, всем тем, кто вступил или вступит в программу в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и сделал или сделает первый взнос до 31 января 2015 года включительно, государство обеспечит софинансирование добровольных взносов на будущую пенсию в течение 10 лет (с года первого взноса) при условии уплаты взносов в сумме не менее 2 000 рублей за год.

Выбор варианта пенсионного обеспечения

Граждане 1967 года рождения и моложе в 2015 году имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии.

Выбор варианта будет напрямую влиять на количество пенсионных баллов, которое гражданин может набрать за год. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, – 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии – 6,25.

При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий следует помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов.

Важно отметить, что в 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы – 22% – начисленных страховых взносов.

Выплата средств пенсионных накоплений

В 2015 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.

Важно отметить, что с 2015 года вносятся изменения в сроки обращения за назначением единовременной выплаты. Напомним, если при выходе на пенсию объем пенсионных накоплений гражданина в общей сумме его пенсии составляет пять или менее процентов, пенсионные накопления выплачиваются в виде единовременной выплаты. Теперь, с 2015 года, если гражданин получил свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты, следующая единовременная выплата может быть произведена ему не раньше, чем через пять лет. Данное изменение в первую очередь касается участников Программы государственного софинансирования пенсии, являющихся пенсионерами.

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Ранее, 21 ноября, Государственная Дума приняла законопроект в третьем чтении, Совет Федерации одобрил законопроект 26 ноября.

Бюджет ПФР на 2015 год сформирован по доходам в сумме 6 995,17 млрд. рублей(на 11,2% больше, чем в 2014 году). Бюджет ПФР по доходам составит 9% ВВП Российской Федерации.

Расходы бюджета ПФР в 2015 году составят 7 618,15 млрд. рублей, что на 18,7% выше уровня 2014 года. Бюджет ПФР по расходам составит 9,9% ВВП Российской Федерации. Превышение расходов над доходами в распределительной составляющей бюджета ПФР в 2015 году обеспечивается за счет привлечения остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2015 года в сумме 221,1 млрд. рублей. Помимо этого разница в расходах и доходах в сумме 401,8 млрд. рублей обусловлена нахождением в ПФР во временном размещении средств пенсионных накоплений, которые в случае вхождения негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений будут переданы в соответствующие НПФ.

Прогноз поступления страховых взносов в ПФР в 2015 году: свыше 3,9 трлн. рублей

Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2015 году прогнозируется на уровне 3,904 трлн. рублей. В том числе прогнозируется поступление взносов от самозанятого населения (плательщиков, не производящих выплаты наемным работникам) на уровне 86,28 млрд. рублей, поступления дополнительных страховых взносов за работников, занятых на вредных или опасных производствах (по спискам №1, 2 и т. н. «малым» спискам) – 88,91 млрд. рублей.

Прогнозный уровень поступления страховых взносов более чем на 6,4% превышает прогнозный уровень поступлений страховых средств на ОПС в 2014 году.

Расчет поступлений страховых взносов на ОПС осуществлен на основе прогноза Минэкономиразвития РФ по фонду заработной платы в стране (в 2015 году прогнозируется на уровне 19,022 трлн. рублей).

Тариф страховых взносов на ОПС для работодателей, использующих наемный труд, остается прежним: 22% + 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов (в 2015 году – 711 тыс. рублей за год). Дополнительный тариф страховых взносов на ОПС для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2015 году составляет по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

Численность пенсионеров в России увеличивается

Прогнозируется, что в течение 2015 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 600 тысяч человек – с 42,1 млн. человек до 42,7 млн. человек.

Увеличение численности получателей пенсии в ПФР по сравнению с 2014 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в РФ и тем, что с 1 января 2015 года пенсионеры Республики Крым и города федерального значения Севастополя будут получать пенсии по линии ПФР.

Основным видом пенсий в России в 2015 году будет страховая пенсия (в 2014 году – это страховая часть трудовой пенсии). Численность ее получателей на начало 2015 года составит 38,8 млн. человек. Еще свыше 3,3 млн. человек являются получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при этом около 3 млн. пенсионеров – получатели социальной пенсии.

Пенсии в России – растут

В 2015 году впервые размер страховых пенсий будут устанавливаться по новой пенсионной формуле с учетом стоимости пенсионного коэффициента, СПК (стоимости «пенсионного балла»). На 1 января 2015 года его размер составляет 64,1 рубля. В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию стоимости коэффициента с 1 февраля 2015 года на 7,5%, однако пенсии будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год.

Индексация фиксированной выплаты в 2015 году будет произведена так же с 1 февраля на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год. Размер фиксированной выплаты с 1 января 2015 года составит 3 935 рублей в месяц.

Напомним, что новый порядок расчета пенсий предусматривает формирование пенсионных прав граждан на страховую пенсию в пенсионных баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах). А сумма пенсии рассчитывается как сумма ИПК х СПК + фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости).

При этом средний размер страховой пенсии в течение 2015 года увеличится на не менее чем 837,97 рублей (с 11 207,8 до 12 045,77 рублей), а социальной пенсии – на 901,73 руб. (с 7 577,56 до 8 479,29 рублей).

Таким образом, среднегодовой размер страховой пенсии в 2015 году составит не менее 11 970 рублей, что соответствует 167,2% к прожиточному минимуму пенсионера.

С 1 апреля 2014 года размер социальной пенсии будет проиндексирован на фактически сложившийся индекс роста уровня прожиточного минимума пенсионера – не менее 11,9%. В итоге в 2015 году среднегодовой размер социальной пенсии составит не менее 8 255 рублей, что соответствует 115,3% к прожиточному минимуму пенсионера.

В соответствии с бюджетом ПФР, средний размер пенсии в течение 2015 года увеличится на не менее чем 846 рублей: с 10 937,48 рублей (на 1 января 2015 года) до 11 783,29 рублей (на 31 декабря 2015 года). Для сравнения: на 1 января 2014 года средний размер пенсии в России составил 10 029,56 рублей.

Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2015 году запланированы на уровне 6,172 трлн. рублей  (это на 10,9% выше, чем в 2014 году).

Из них расходы на выплату страховой пенсии запланированы в сумме 5,650 трлн. рублей. Это на 558,1 млрд. рублей (11,0%) больше, чем запланировано на выплату трудовых пенсий на 2014 год (5,092 трлн. рублей).

Пособия и социальные выплаты в 2015 году

Пенсионный фонд России осуществляет социальные выплаты свыше 16,07 млн. федеральных льготников: ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и т.д.

В соответствии с  бюджетом ПФР, 1 февраля 2015 года размеры ежемесячной денежной выплаты будет проиндексирован на 5,5%. В 2015 году Пенсионный фонд России направит на выплату ЕДВ 410,1 млрд. рублей (на 9,1 млрд. рублей больше, чем в 2014 году).

Россияне, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, продолжат получать компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2015 году запланированы на уровне 35,2 млрд. рублей. Неработающим родителям детей-инвалидов и инвалидов с детства Пенсионный фонд России осуществляет ежемесячные выплаты в размере 5 500 рублей. Общий размер выплат в 2015 составит 30,3 млрд. рублей (на 4,24 млрд. рублей больше, чем запланировано на 2014 год).

Эти выплаты позволяют повысить уровень материального обеспечения свыше 760 тысяч российских семей.

Материнский капитал за 8 лет вырос почти в 2 раза

В 2015 году Пенсионный фонд России продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также выплату средств материнского капитала.

В соответствии с бюджетом ПФР, на эти цели в 2015 году может быть направлено до 344,5 млрд. рублей. Это на 43,5 млрд. рублей больше, чем в 2014 году.

Увеличение расходов связано с ежегодным ростом числа российских семей, использующих средства материнского капитала на улучшение жилищных условий, образование детей, а также финансирование накопительной пенсии матери. На сегодняшний день свыше 5,6 млн. семей в России получили в ПФР сертификат на материнский капитал, причем более половины из них (почти 2,9 млн семей) уже направили средства материнского капитала на решение жилищных вопросов.

Размер материнского капитала ежегодно индексируется. В 2007 году - первый год действия этой программы поддержки семей с двумя (и более) детьми – он составлял 250 тыс. рублей. С 1 января 2015 года размер материнского капитала составит 453 026 рублей, что на 23,6 тыс. рублей больше, чем в 2014 году.

1 млрд. рублей – на социальные программы

В 2015 году в бюджете Пенсионного фонда России заложен 1,0 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на социальные программы. Субсидии предоставляются на социальные программы, связанные с укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров на принципах софинансирования расходов субъектов РФ.

Предоставление таких субсидий – ежегодная практика Пенсионного фонда России. Основными направлениями субсидий является строительство и ремонт учреждений социального обслуживания, приобретение технологического оборудования и предметов длительного пользования субъектами РФ. Адресная помощь оказывается неработающим пенсионерам на частичное возмещение ущерба в связи с чрезвычайными ситуациями или стихийными бедствиями.

Персонифицированный учет пенсионных прав граждан

Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии гражданина являются страховые взносы, которые уплачивают за него работодатели в течение всей трудовой жизни.

Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР. В этой системе в течение всей трудовой деятельности гражданина фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчета пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, и в первую очередь – о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии и количестве заработанных пенсионных баллов. Где бы гражданин ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах его работодателей в пенсионную систему поступают в ПФР и хранятся как его индивидуальные сведения. Эта информация конфиденциальна и хранится с соблюдением установленных правил, предъявляемых к хранению персональных данных граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации проводит регистрацию в системе ОПС всех россиян, включая детей и подростков. С момента регистрации ПФР открывает гражданину индивидуальный лицевой счет со страховым номером – СНИЛС.

СНИЛС – это идентификатор персональных данных в информационном обмене всех ведомств России. С его помощью формируются регистры граждан, имеющих право на получение государственных социальных услуг и социальных льгот, а ведомства самостоятельно запрашивают друг у друга обходимые документы. Таким образом, тратится меньше времени на получение справок, документов и самих государственных услуг. СНИЛС используется для идентификации пользователя на портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, где можно получить ключевые государственные услуги: бланки и информацию для получения паспорта, информацию о соцпомощи, налогах, штрафах в ГИБДД, выписку с индивидуального лицевого счета в ПФР и другое.

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка) является документом, подтверждающим регистрацию гражданина в системе ОПС. В нем указаны следующие данные:

  • страховой  номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • фамилия, имя, отчество застрахованного лица;
  • дата и место рождения;
  • пол;
  • дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

Страховой номер индивидуального лицевого счета является уникальным и принадлежит только одному человеку.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации