Учет туроператорской деятельности

Тема 4. Учет туроператорской деятельности

План лекции:

1.  Роль туроператора на рынке туруслуг. Виды туроператоров.

2. Основные функции туроператора.

3. Гражданско-правовые отношения между основными участниками туриндустрии.

4. Учет затрат и калькуляция себестоимости туристского продукта.

 

1. Комплектацией туристического продукта, то есть формированием набора услуг под названием «тур» занимаются туроператоры. Туроператор составляет дифференцированные туристические продукты из составляющих услуг в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов.

Кроме того, туроператор определяет цены на сформированный им тур и политику скидок. Кроме формирования туров туроператоры осуществляют их продвижение на рынке путем участия в специализированных ярмарках. выставках, организации рекламы, издания каталогов, буклетов и т.п.

Туроператор - это организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.

Главной рыночной ролью туристских организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Это специфический туристический вид бизнеса.

Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и рост конкуренции повлияли на формирование структуры туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.

По виду деятельности туроператоры бывают:

-операторами массового рынка - они продают большое число турпакетов, в которые часто включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом в места развития массового туризма;

-специализированными операторами — они специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране. определенном виде туризма и т.д.).

В свою очередь, специализированные операторы подразделяются на туроператоров:

•    специального интереса (например, организация сафари в Африке);

•   специального места назначения (например, фирмы специализируются только на Англии или Испании);

•   определенной клиентуры (молодежные туры, бизнес-туры, семейные  туры и т.д.);

•    специальных мест назначения (например, турбазы и т.п.);

•    использующих определенный вид транспорта (автобусы, теплоходы и т.д.)

По месту деятельности туроператоры бывают:

-местными (внутренними) - они ориентируют турпакеты в пределах страны происхождения;

-выездными - они ориентируют турпакеты на зарубежные страны;

-операторами на приеме - они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, в общем смысле туроператоров принято разделять на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры — это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями. Отличием их от туристических агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего (по нормам Всемирного туристического объединения) из не менее чем трех услуг: размещение; транспортировка туристов; любая другая не связанная с вышеназванными услуга.

Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы страны.

Рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, то есть комплектующие туры и программы обслуживания туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.)

2. Основные функции туристических организаций: комплектующая; сервисная; гарантийная.

Комплектующая функция - это комплектация тура из отдельных услуг -для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров рецептивных - для инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг - для турагентств.

Сервисная функция - это обслуживание туристов на маршрутах и в офисе при продаже пакетов туров.

Гарантийная функция - это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристическим услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне.

Согласно действующему законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, кто предоставляет эти услуги - она сама или третье лицо (поставщик услуг).

В процессе реализации и организации потребления туристского продукта происходит обслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организации потребления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль "туризм".

3. При продвижении туристского продукта до конечного потребителя между туроператором и турагентом заключаются посреднические договоры (договор поручения, комиссии, агентский договор).

По договору поручения одна сторона - «Поверенный» обязуется совершить от имени и за счет другой стороны — «Доверителя» определенные юридические действия, а по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), заказчик же обязуется оплатить эти услуги.

По договору комиссии одна сторона - «Комиссионер» обязуется по поручению другой стороны - «Комитента» за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По агентскому договору одна сторона - «Агент» обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны - «Принципала» юридические и иные действия от своего имени, но за счет «Принципала»

Все выше сказанное можно объединить в одной таблице:

Виды договоров турагента (ТА) с туроператором (ТО)

Условия совершения сделки с туристом (Т)

Права и обязанности по сделке с туристом

Договор турагента (ТА) с туристом (Т)

Договор комиссии (ТА - комиссионер, ТО - комитент)

От имени ТА, но за счет ТО

у ТА

Договор купли-продажи

(ТА - продавец, Т - покупатель)

Договор поручения (ТА - поверенный, ТО - доверитель)

От имени и за счет ТО

у ТО

Договор между ТА и Т не заключается

Агентский договор (ТА - агент, ТО - принципал)

От имени ТА или от имени ТО, но всегда за счет ТО

у ТА, если сделка совершена от его имени

Договор купли-продажи

(ТА - продавец, Т - покупатель)

у ТО, если сделка совершена от его имени

Договор между ТА и Т не заключается

 Кроме того, следует упомянуть и другие виды договоров, характерные для туристской деятельности. Например, «Договор воздушной перевозки пассажира». По такому договору авиационное предприятие - «Перевозчик» обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив пассажиру место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа -также и доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу.

«Договор чартера» (фрахтования воздушного судна) предусматривает, что одна сторона- «Фрахтовщик» обязуется предоставить другой стороне-«Фрахтователю» за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты или для иных целей. В процессе организации международного туризма к числу важнейших поставщиков услуг относится зарубежный партнер (туристская фирма, гостиница или другие субъекты индустрии туризма) казахстанского туроператора.

При заключении международных контрактов между сторонами необходимо учитывать нормативные акты законодательства, относящиеся к сфере международного сотрудничества, межправительственные соглашения и договоры, нормы международного права, выработанные мировым сообществом для регулирования международной торговли услугами, к которой относится международный туризм.

Взаимоотношения между казахстанскими и зарубежными туристскими фирмами, как правило, оформляются договором о сотрудничестве в сфере международного туризма, рассчитанного на реализацию не одного, а нескольких туров в течение длительного периода (не менее одного года).

Договор базируется на разделении обязанностей сторон друг перед другом и туристом: казахстанская сторона формирует туристские группы и предоставляет туристам услуги по страхованию, международной перевозке, паспортно-визовому оформлению; зарубежный контрагент организует прием казахстанских туристов и оказывает туристам услуги по размещению, питанию, экскурсионное обслуживание, трансфер, услуги гида.

Этим определяется специфика структуры договора о сотрудничестве в сфере международного туризма и специфика содержания его статей.

4. Понятие «туристский продукт» можно использовать для того, чтобы представить формирование его себестоимости аналогично готовой продукции производственной деятельности. Себестоимость производимого продукта при этом формируется из стоимости приобретенных туроператором услуг и прочих затрат туроператора.

Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс может быть представлен путем реализации инклюзив-туров или пэкидж-туров.

Инклюзив-туры - применяются при авиаперевозках, стоимость перевозки туристов к месту назначения и обратно определяется на основе специально разработанных инклюзив-тарифов, которые могут быть на половину ниже обычных. Клиентам сообщается общая (паушальная) цена инклюзив-тура без разбивки на отдельные виды услуг.

Пэкидж-туры - это предоставление клиенту полного комплекса услуг, в которые могут и не входить транспортные услуги. Они организуются по определенной, заранее рекламируемой программе. Структура туров определяется исходя из состава туристов, их покупательской способности, от страны туризма, характера ассортимента и качества предоставляемых услуг.

Затраты согласно МСФО 2 «Запасы» в части формирования состава и классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» относятся на себестоимость продукции (т.е. на себестоимость турпродукта).

Важнейшим участком бухгалтерского учета в туристских организациях, осуществляющих туроператорскую деятельность, является учет затрат на формирование туристского продукта и определение его себестоимости.

В соответствии с МСФО 2 «Запасы» в части формирования состава и классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), регламентирует состав затрат, а также перечень статей затрат, методы распределения по видам продукции (работ, услуг).

Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над расходами, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как туристской организации в целом, так и ее отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства туристского продукта. В наиболее общем виде, в качестве типовой, рекомендуется следующая группировка производственных затрат:

1.  Затраты на приобретение прав на услуги сторонних организаций, используемых в целях формирования туристского продукта;

2.  Затраты, связанные с деятельностью персонала;

3.  Затраты подразделений туристской организации, участвующих в формировании туристского продукта;

4.   Накладные расходы.

В статью «Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемых при формировании туристского продукта» следует включать затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги:

-          по размещению и проживанию, у организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;

-          по транспортному обслуживанию (перевозке) у организаций-перевозчиков и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности у организаторов чартерных программ, а также у обладателей прав на такие услуги;

-          по питанию, у организаций общественного питания и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав, на такие услуги;

-          по экскурсионному обслуживанию у экскурсионных бюро и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности у организаторов круизов, сафари, горовосхождений и т.п., а также у обладателей прав на такие услуги;

-          по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний у медицинских учреждений и организаций, санаториев, профилакториев и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;

-          по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки);

-          на услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера у организаций культуры, спорта и иных организаций оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;

-          на услуги по страхованию туристов в период турпоездки, в том числе страхованию туристов от несчастных случаев и медицинскому страхованию в период турпоездки;

-          на услуги гидов-переводчиков, сопровождающих;

-         на иные услуги, используемые при производстве туристского продукта.

В статью «Затраты, связанные с деятельностью персонала» рекомендуется включать:

-    затраты на оплату труда персонала, включая работников, выполняющих работы на основании договоров гражданско-правового характера;

-    отчисления от оплаты труда;

-    затраты, связанные со служебными разъездами персонала.

По статье «Затраты подразделений туристской организации. участвующих в формировании туристского продукта» должны быть отражены затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта посредством выполнения отдельных видов работ и услуг.

К указанным подразделениям туристской организации относятся гостиницы, дома отдыха, кемпинги, спортивные сооружения, специальный туристский транспорт и т.п.

По статье «Накладные расходы» необходимо отражать затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства они носят комплексный характер и в состав этих расходов входят все элементы затрат:

-   расходы на содержание и эксплуатацию зданий и помещений хозяйственного назначения, механизмов, инвентаря, включая амортизацию и ремонт, а также затраты на коммунальные услуги и техническое обслуживание;

-   затраты на оплату труда хозяйственных работников;

-   отчисления от оплаты труда;

-   затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая затраты по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов;

-   затраты, связанные с арендой имущества, используемого в туристской деятельности;

-  затраты, связанные с освоением новых туров;

- затраты на охрану труда и технику безопасности, включая затраты связанные с приобретением аптечек и медикаментов, средств наглядной агитации, по предупреждению несчастных случаев и заболеваний, расходы на улучшение условий труда и т.п.

-   представительские расходы, связанные с производственной деятельностью туристской организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных, прибывших на переговоры с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) туристской организации и ревизионной комиссии;

-   прочие затраты, связанные с производством туристского продукта.

Учет затрат и калькулирование себестоимости туристского продукта можно организовать применением позаказного метода.

Для этого на каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка, в которой учитываются затраты по заказу в течение всего срока его формирования.

После составления заказа бухгалтерия открывает калькуляционную ведомость для учета фактических затрат.

Прямые затраты относятся на соответствующий заказ на основании первичных документов. Косвенные затраты, которые непосредственно не относятся к какому-либо определенному заказу, распределяются между всеми заказами путем распределения пропорционально основным расходам.

В течение срока выполнения заказа затраты учитываются как незавершенное производство. По окончании формирования заказа подсчитываются затраты на выполнение заказа. Подсчитанные затраты становятся фактической себестоимостью заказа. Себестоимость единицы продукции определяется делением суммы затрат по статьям калькуляции на количество заказа (турпутевок).

В туристских организациях имеющих подразделения, участвующие в процессе производства туристского продукта посредством выполнения отдельных видов работ и услуг, можно применять также попроцессный метод. При использовании этого метода объектом отнесения затрат является подразделение, которое выполняет технологическую операцию, необходимую для основного производства.

Затраты на каждую операцию, выполняемую такими подразделениями, распределяются по единицам туристского продукта. Преимущество пооперационного метода состоит в «привязке» калькуляции к технологическому процессу формирования туристского продукта.

В управлении затратами туристской организации важная роль отводится способам исчисления себестоимости объекта калькулирования и единицы продукции. Всю совокупность применяемых в туристских организациях способов калькулирования можно отнести к следующим группам:

-  способ прямого расчета;

-  способ пропорционального распределения затрат;

- комбинированный способ.

Формирование туристского продукта может происходить по заказу туристов либо посредством самостоятельных инициативных действий туроператора по заключению договоров.

Учет затрат по формированию туристского продукта по существу представляет собой обычную схему организации учета предприятия, реализующего продукцию собственного производства.

При этом продукцией собственного производства является туристская услуга в виде сформированного тура, реализуемого туристу в виде туристской путевки или ваучера.

Исходя из этого, бухгалтерский учет можно вести по схеме, принятой для предприятий, реализующих продукцию собственного производства или, как обычно ее называют, «по производственной схеме».

Можно предположить следующие варианты отнесения на счета финансового учета операций, связанных с формированием себестоимости туристского продукта.

Первый вариант

Учет расходов по формированию себестоимости туристского продукта ведется на счете 8110 «Основное производство».

Для учета расходов по формированию себестоимости затрат подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта, рекомендуется применять счет 8310 «Вспомогательное производство». С кредита счета 8310 «Вспомогательное производство» фактическая себестоимость выполненных работ и оказанных услуг списывается на счет 8110. По окончании отчетного периода количество сформированных туров по ее видам должно быть оценено и оприходовано по фактической себестоимости на счет 1320 «Готовая продукция» (по рекомендуемому субсчету « Турпродукт»).

Данный вариант формирования себестоимости туристского продукта могут применять туроператоры работающие как на въездной, так и на выездной туризм.

Второй вариант

Если на момент поступления заказа от туриста у туроператора уже имеются приобретенные права на комплекс услуг, то заказ будет выполняться на их основе.

При этом стоимость услуг в части сформированных туров можно сразу списывать на счет реализации следующим образом:

 

Содержание операции

Корреспонденция

счетов

Дебет

Кредит

1 .Предварительная оплата прав (гарантий) на получение различных услуг (по отправке, размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию и возвращению туристов и прочих услуг)

1610

1010, 1030

2.Отражение НДС по приобретенному у сторонних организаций услугам, если местом фактического оказания будет Республика Казахстан.(за исключением международных перевозок ст. 224 НК РК.)

1420

1010, 1030

3.Списание авансом оплаченных расходов по приобретению прав (гарантий) на получение услуг на себестоимость реализованных услуг.

7010

1420

4.Списание на себестоимость реализованных услуг собственных расходов и расходов подразделений, участвующих в производстве туристского продукта

7010

3350, 8310

5. Списание на себестоимость реализованных услуг накладных расходов, связанных с обслуживанием процесса производства

7010

8410

 

Туроператоры кроме производственных расходов, связанных с формированием турпродукта, несут также расходы, связанные с реализацией продукции потребителям. Эти расходы называются коммерческими.

Расходы, не включаемых в себестоимость запасов и признаваемых расходами периода, определили:

-      общие и административные расходы;

-      расходы по реализации запасов;

-      расходы по вознаграждениям.

Расходы периода списываются в том отчетном периоде, в котором они были произведены. В туристских организациях к расходам, связанным с реализацией турпродукта, относятся:

-  расходы на содержание работников аппарата управления организации и ее структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание служебного автомобильного транспорта и компенсацию за использование личных автомобилей для служебных поездок;

-   оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией;

-  расходы на рекламу, включающие расходы на объявления в печати, радио и телевидении, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках и другие аналогичные затраты. Расходы на рекламу, входящие в состав коммерческих расходов, для целей налогообложения рекомендуется включать на вычеты в пределах установленных нормативов;

-   оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;

-  расходы на организованный набор работников с оплатой услуг организаций по подбору кадров, оплату обучения по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

-  расходы на командировки административного персонала;

-  расходы по содержанию и аренде основных средств общехозяйственного назначения;

-  расходы по лицензированию и сертификации по туристской деятельности;

-   затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям (турагентствам), оказывающим туроператору коммерческие услуги;

-   налоги, сборы и отчисления с имущества, недвижимости;

-  расходы по вознаграждениям;

-  прочие расходы.

Для учета расходов, связанных с управлением туристской организацией, продвижением и реализацией туристского продукта используют активные счета 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг, 7210 «Административные расходы», 7470 «Прочие расходы». Аналитический учет по этим счетам ведется по статьям расходов в соответствии с утвержденной сметой.

 

Рекомендуемая литература:

1.     Аврова И.А. Организация бухгалтерского и налогового учета в туризме: научное издание / И. А. Аврова. - М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2003. - 206 с.

2.    Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях: учебник / В. Л. Назарова. -Алматы Экономика, 2005. - 253 с.

3.     Самойленко А.А. География туризма: учеб. пособие/А.А. Самойленко. -Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2006. -359 с: ил.

4.   Организация туризма и гостиничного бизнеса в Республике Казахстан. Курс лекций/Сост.: Жунусбекова Б.Б.; - Алматы: Вектор. 2004. - 98 с.

5.   Туристская деятельность: основные принципы бухгалтерского учета// Бухгалтерские налоговые расчеты - 2005. - № 19-20. - с. 21-24.

Контрольные задания для СРС:

1. Учет расходов.

Учет туроператорской деятельности