Конспект урока по истории Новая экономическая политика 9 класс


Урок истории в 9 классе по теме « Новая экономическая политика ».

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, практический

Основные понятия: НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия, гражданская война, идея «НЭП всерьез и надолго, но не навсегда».

Задачи урока:

1.Раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа,

2.показать отношение к НЭПу разных слоёв общества советской России.

3.продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Двадцатый век для России это время больших потрясений. Вспомним основные события и даты.

Разминка-Блиц - опрос «Знаешь ли ты даты и термины?».

1.1904-1905гг

27 февраля 1917

25 октября 1917

1914-1918гг

1918-1920гг

1905-1907гг

2. Интервенция, гражданская война, мировая война, сепаратный мир.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Малая гражданская война».

За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций.

К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 13 млн. человек, промышленное производство уменьшилось на 70%. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца 19 века, резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня, растет детская беспризорность, это явление приобретало угрожающие масштабы. Народ был измучен.

За 4года Первой мировой войны по общему уровню Россия отброшена на десятилетия назад:

- по добыче угля – к концу 19 века;

- по выплавке чугуна – в 2 раза меньше, чем в 1857г

- по производству сахара - в 45 раз меньше довоенного периода;

- прекратилось движение на 30 дорожных линиях;

- производство сельскохозяйственной продукции – уменьшилась в 2 раза.

Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис.

Это время называют «малой гражданской войной».

Проблемный вопрос: Что такое «Малая гражданская война»?

Доказать на примерах истории.

1)Массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А. С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.

Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».

2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в КронштадТЕ .

Требования:

1) немедленные перевыборы Советов;

2) ликвидация продразверстки и продотрядов;

3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;

4) свобода торговли;

5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий

3)забастовки рабочих в Петрограде – «колыбели революции» ( из-за отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий).

События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадский мятеж, по определению Ленина, «был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров».

Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил. В стране кризис.

Предположите пути выхода из него.

1.Продолжение политики «военного коммунизма» т. е.террор, репрессии, продразверстка и т. д.

Последствия - еще большая вооруженная борьба со стороны населения.

2.Полное удовлетворение требований мятежников.

Последствия - оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии

3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны – делается временная уступка небольшевистским силам.

Ленин не без колебаний выбирает третий путь. Осуществление этой политики началось с марта 1921 года, на Х съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу).

Переход к теме урока.

Какие изменения произошли в Советской России, к какой политике они привели, в чем сущность этой реформы и какую оценку она получила в обществе.

Далее учитель предлагает заслушать письмо из 1921 года и одним словом выразить каждое событие, описанное в документе.

«Дорогой друг!

Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!

Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.

Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.

Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.

Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина — высокая продразверстка, засушливый 1920 год.

Твой друг Н.»

По ходу работы с документом на доске составляются причины введения НЭПа, ученики делают записи в тетрадь.