Туризм как явление общественной жизни

Тема 1. Туризм как явление общественной жизни

План лекции:

1.  Сущность и экономическое содержание туризма. Основные понятия.

2. Формы, виды и разновидности туризма.

3. Правовые основы туристской деятельности в РК.

1. Туристский бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Значение туризма в мире постоянно увеличивается, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

Туризм (от фр. Tourisme Tour - прогулка, поездка) - это получение удовольствия, удовлетворение любознательности.

После того как первая жизненно необходимая потребность (выжить) перестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимая потребность - потребность в информации, а, следовательно, в путешествиях.

Потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.

Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль национальной экономики.

Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль "туризм". Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.

Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:

-          туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;

-          туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;

-          путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

-          туризм - это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, то есть турист возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания;

-          туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.

Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать со следующих позиций:

1.  Туризм - это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры.

2.                 Особенность туризма как диверсифицированного, межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.

3.                 Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции.

4.                 Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.

Туризм, как диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, представляет собой туристскую индустрию. Туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Развитие туристской индустрии в РК является следствием повышения уровня благосостояния населения. Доступность туристических услуг, их качество и разнообразие являются преимущественным фактором в выборе формы отдыха. Привлекательность туристического бизнеса для предпринимателей обусловлена следующими причинами:

-    небольшие стартовые инвестиции;

-    растущий спрос на туристические услуги;

-    высокий уровень рентабельности;

-    минимальный срок окупаемости затрат.

Туризм - это смежная отрасль. Например, социологи видят в туризме фактор, положительно влияющий на умственное и моральное развитие человека. Они также выделяют следующие значения туризма на общество:

-    политическое; воспитательное; культурное; биологическое; экономическое.

Туроператорская деятельность — это деятельность юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию, продвижению и реализации своих туристских продуктов туристским агентам и туристам.

Турагентская деятельность — это деятельность физических или юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором. Отличие между ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме деятельности по продвижению и реализации туристического продукта, еще и формируют этот продукт.

Турпродукт — это совокупность услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемых в период его туристского путешествия и в связи с этим путешествием (размещение, перевозка, питание, экскурсии, услуги инструкторов туризма, гидов, гидов-переводчиков) и др. услуги, оказываемые в зависимости от целей поездки.

Турпутевка - это документ, подтверждающий факт передачи турпродукта.

Турист - путешественник, проживающий в месте назначения не менее 24 часов, цель поездки которого - отдых, бизнес, семья, определенная миссия, встреча.

Тур - индивидуальное или групповое путешествие, состоящее из комплекса услуг (перевозка, проживание в гостинице, экскурсии, трансфер, питание).

Туроператор - компания, специализирующаяся в планировании, составлении туров (туристических маршрутов) и продающая турпутевки посредством турагентов или непосредственно туристу.

Турпакет - туристический план (маршрут), охватывающий основные элементы отдыха: транспорт, размещение, экскурсии и др. услуги.

Транзит - провоз пассажиров из одной страны в другую через промежуточную страну.

Трансфер - встреча или проводы в аэропорту (на вокзале).

Чартерный рейс - рейс, заказанный эксклюзивно для специальной группы людей, которые принадлежат одной организации или их перелет организуется от одного имени (например, туроператором). Чартерные рейсы обычно намного дешевле, чем регулярные рейсы авиалиний по расписанию. Эти рейсы могут осуществляться дополнительными самолетами или самолетами, выполняющими регулярные рейсы.

Инструктор туризма - профессионально подготовленное физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию и опыт прохождения туристских маршрутов.

Культура обслуживания - характеристика обслуживания туристов, выражающаяся в этике общения обслуживающего персонала с потребителями услуг, комфортности и эстетичности среды обслуживания.

Программа обслуживания туристов - это перечень услуг, достопримечательных объектов и досуговых событий, предоставляемых туристам в определенных последовательности, времени, месте и условиях обслуживания.

Туристские ресурсы - природно-климатические, исторические, социально-культурные, оздоровительные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Туристский ваучер - документ, подтверждающий право туриста на услуги. входящие в состав тура, и факт их оплаты.

2. Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется классификацией его форм.

Под классификацией форм туризма следует понимать их группировку по однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

Каждая форма туризма характеризуется своеобразием потребностей туристов и предполагает соответствующий набор услуг, удовлетворяющих эти потребности.

В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют:

-    формы туризма;

-    виды туризма;

-    разновидности форм туризма.

Форма туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны, то есть в основе деления туризма на формы лежит страновой признак.

По этому признаку выделяют две формы туризма: внутренний и международный.

Внутренний туризм - это отечественный туризм, то есть внутри своей страны.

Международный туризм - это туризм в другую страну, то есть иностранный туризм. Другими словами, международный туризм означает поездки с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства, более точно: международный туризм - это система путешествий, осуществляемая на основе межгосударственных договоров.

Международный туризм бывает въездной и выездной.

Въездной туризм- это путешествия в пределах РК лиц, не проживающих постоянно в РК.

Выездной туризм- это путешествия лиц, постоянно проживающих в РК, в другую страну.

Международный туризм играет важную роль в мировых экономических отношениях.

Международный туризм развивается под влиянием множества факторов, которые можно объединить в три группы: демографическую, экономическую, социальную.

Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в страну или данный регион.

Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данного региона страны являются пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из страны или данного региона.

Формы туризма по видоизменению наиболее характерного признака делятся на отдельные разновидности. К этим характерным признакам относятся: главная цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристского потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.

В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности форм туризма: рекреационная, познавательная, научная, деловая.

Рекреационный туризм - туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения.

Познавательный (культурный) туризм -путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

Научный туризм- посещение конгрессов, симпозиумов с последующими экскурсионными поездками.

Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.

По характеру организации путешествия выделяют: индивидуальный, групповой, организованный, самодеятельный (неорганизованный),

стационарный, передвижной, социальный туризм.

Путешествие человека (семьи) по собственному плану, включающему определение районов посещения, продолжительности остановок, условий ночлега и т.п., называется индивидуальным, а путешествие в составе группы по плану туристского хозяйствующего субъекта называется групповым туризмом.

Путешествие одного или группы туристов по точному маршруту и регламенту, установленным туристским хозяйствующим субъектом, называется организованным туризмом.

Путешествие одного или группы туристов, не связанных никакими взаимными обязательствами с туристским хозяйствующим субъектом, называется самодеятельным туризмом.

Стационарный туризм связан с постоянным местом размещения туриста на весь период действия туристской путевки (на морском берегу, турбазе и т.п.).

Передвижной туризм - это туризм, связанный с путешествием (круизы, туры).

Социальный туризм - это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством или профсоюзами на социальные нужды.

По интенсивности продаж турпутевок различают -постоянный и сезонный туризм.

По продолжительности пребывания туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм.

В зависимости от используемых транспортных средств для передвижения туристов различают следующие разновидности форм туризма:

  • туризм с использованием личного транспорта туриста;
  • туризм с использованием общественного транспорта.

Потребность людей в туризме вызывается различными мотивами. Мотив как побудительная причина связан в туризме с конкретной потребностью определенной группы людей.

Основными мотивами туризма являются:

-          отдых, досуг, развлечения;

-          стремление к познанию;

-          спорт;

-          лечение;

-          паломничество;

-          гостевые (в том числе посещение родственников);

-          деловые (конгрессные).

3. В настоящее время в Казахстане развита сеть туристских компаний, услугами которых мы пользуемся, желая провести свой отдых комфортно и безопасно. Правовые, экономические, социальные, организационные основы туристской деятельности как одной из отраслей экономики РК определены:

-          Законом РК от 13.06.2001 г. № 211-2 «О туристической деятельности в Республике Казахстан» с изменениями от 04.12.2003 г.;

-          Постановление Правительства РК «Об утверждении правил лицензирования туристской деятельности» от 14 сентября 2001 года N 1213 (с изменениями и дополнениями от 29 октября 2004 г. N 1130, от 15 марта 2006 годаИ 168);

-          Государственный стандарт РК СТ РК 1195-2004 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

-          Государственный стандарт РК СТ РК 1142-2002 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Термины и определения».

Туроператорская   и  турагентская  деятельность   подлежит  обязательному лицензированию и сертификации.

Рекомендуемая литература:

1.  Закон РК "О туристской деятельности в РК" от 13 июня 2001 г. N 211-Й (с изменениями и дополнениями от 4 декабря 2003 года N 503).

2.            Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М. Б. Биржаков; Национальная академия туризма, Балтийский международный ин-т туризма. - 2-е изд., перераб. и доп. - : Невский Фонд ; М.; СПб. : ИД Терда", 2006. - 509 с.

3.            Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -288с.

4.            Государственный стандарт РК СТ РК 1142-2002 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Термины и определения». Утвержден и введен в действие приказом Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства индустрии и торговли РК от 23 ноября 2002 г. N 475.

5.            Самойленко А.А. География туризма: учеб. пособие/А.А. Самойленко. -Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2006. -359 с: ил.

6.            Крамар Н. Бухгалтерский учетв туризме // Бухгалтер и налоги- 2005. - № 12-с. 23-25//http://www.bin.kz/12_05/12_05.asp

Контрольные задания для СРС

1.  Процедура получения лицензии на осуществление туристской деятельности в РК.

2.             Договор на туристское обслуживание в РК.

Туризм как явление общественной жизни