Финансовое регулирование экономики. Государственный бюджет

Тема 8. Финансовое регулирование экономики. Государственный бюджет

План

8.1. Содержание финансовой политики правительства: цели и инструменты.

8.2. Налоговая система. Виды налогов, субъекты, объекты и принципы налогообложения.

8.3. Государственный бюджет: доходы и расходы. Дефицит (профицит) бюджета. Государственный долг.

8.4. Роль министерства финансов, Казначейства в организации финансовой системы страны.

8.1. Содержание финансовой политики правительства: цели и инструменты.

Финансовая политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами управления, по учету требований объективных экономических законов при совершенствовании финансовых отношений для эффективного управления экономикой

Целью финансовой политики является мобилизация финансовых ресурсов на базе экономического роста, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества. Эта цель реализуется посредством обеспечения финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющихся в макроэкономической сбалансированности, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются: зависимость от конечной цели; макроэкономическая сбалансированность всех видов экономической деятельности; консолидация интересов всех членов общества; учет требований экономических законов; учет внутренних и внешних экономических условий и реальных финансовых возможностей.

Финансовая политика, с одной стороны, подытоживает результаты работы всех звеньев хозяйственного комплекса, и прежде всего финансовой системы, а с другой - не только задает вектор развития системе воспроизводства, но и является определяющим фактором нормального функционирования экономической и социальной сферы общества на перспективу.

Составляющие финансовой политики: бюджетная, налоговая, таможенная, ценовая, инвестиционная, денежно-кредитная сферы.

В рамках бюджетной политики решаются задачи, связанные с определением: структуры доходной и расходной части бюджета; величины бюджетного фонда в объеме ВВП; доли бюджетных средств, распределяемых между центром и субъектами; пропорций распределения расходов между бюджетами всех уровней; направлений обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга и другие принципиальные задачи.

Налоговая политика в контексте мер общей финансовой политики решает задачи налогообложения юридических и физических лиц с целью мобилизации средств в доходную часть бюджета.

Таможенная политика предоставляет множество финансовых инструментов для осуществления различных моделей товарообмена:

а) политика протекционизма по отношению к отечественным товаропроизводителям предполагает более высокие таможенные пошлины на ввозимые конкурирующие с отечественными товары;

б) политика открытой экономики заинтересована во ввозимых товарах, что предполагает низкие таможенные барьеры и импортную интервенцию товаров на отечественный рынок.

Главной задачей таможенной политики является создание с помощью финансовых рычагов таких экономических условий, которые необходимы для укрепления позиций национальной экономики на мировом и внутреннем рынках.

Сфера активных мер ценовой политики в условиях рыночной модели хозяйствования распространяется на следующие области ценообразования: на цены и услуги организаций - естественных монополий (организации связи, железнодорожные транспортные организации, организации, предоставляющие коммунальные услуги); цены на продукцию нефтедобычи и энергетического комплекса); цены за использование природных ресурсов и недр страны; цены продукции видов экономической деятельности, имеющих стратегическое назначение.

Инвестиционная политика преследует цель обеспечить поступательный экономический рост и на этой основе стабильное увеличение экономического потенциала страны. Курс на инновационное развитие предполагает мобилизацию финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и направление их преимущественно в разработки и проекты, носящие инновационный характер.

Денежно-кредитную политику осуществляет Центральный банк, который формально самостоятелен в своих решениях относительно финансовой политики, проводимой государственными финансами. Центробанк обеспечивает сопряженность кредитной, валютной и процентной политики, косвенно влияя на инфляционный и инвестиционный процессы, создавая предпосылки для устойчивости национальной валюты и платежного баланса.

Содержание финансовой политики формируется поэтапно. Кратко его можно представить в виде основных направлений - этапов деятельности:

1) разработка собственно концепции финансовой политики (с учетом общей концепции экономического роста в масштабах национальной экономики), определение ее основных направлений, главных целей и задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансами, т.е. осуществление конкретных действий на каждом этапе развития экономики, применительно к специфике каждого объекта управления и решаемой задачи.

4) финансовый контроль: анализ результатов и их соответствия с параметрам финансового планирования, анализ степени совпадения с ожидаемым результатом, выявление результирующего эффекта, оценка социальных последствий, внесение коррективов (в случае негативных последствий).

Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям: по уровням управления; по временному критерию; в зависимости от объектов воздействия. Остановимся несколько подробнее на особенностях критериев.

1) по уровням управления выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;

2) по временному критерию финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер.

Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде.

3) в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов.

Важной содержательной частью финансовой политики является формирование адекватного ей финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности субъектов управления в области финансов. Подробнее финансовый механизм и его элементы будут рассмотрены в четвертом разделе.

Типы финансовой политики. История развития финансовых отношений насчитывает не одно столетие. За это время финансовая наука тщательно проверяла выявленные в ходе теоретического анализа положения и закономерности, с тем чтобы выработать практические рекомендации для государственных органов и населения как реальное руководство к действию. Многие из этих рекомендаций заложили основу для финансового законодательства, позволили классифицировать типы финансовой политики, а также составили суть преобразований хозяйственной системы в условиях капиталистического способа производства (табл. 1.2.2).

Классический тип финансовой политики являлся основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х гг. XX в., основывался на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723- 1790) и Д. Рикардо (1772-1823), а также их последователей.

Базовые характеристики классического типа финансовой политики: невмешательство государства в экономику; сохранение свободной конкуренции; минимизация государственных расходов и налогового бремени; использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Таблица 1.2.2. Характеристика типов финансовой политики государства

Характеристика типов финансовой политики государства

Расходы бюджета, сводившиеся в основном к расходам на военные цели, включали кроме этого выплату процентов по государственному долгу и его погашению и расходы по управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные) должна была создавать необходимые поступления денежных средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельность была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

Регулирующий тип финансовой политики. Получил развитие во многих странах мира с конца 20-х гг. XX в. и действует, претерпевая определенные изменения, в нынешнее время. В основу положены труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей.

Базовые характеристики регулирующего типа финансовой политики: Возникла в период нестабильности и экономического спада. Основывалась на необходимости активного вмешательства государства в экономику с целью стимулирования потребительского спроса и обеспечения с помощью финансового механизма антициклического развития экономики. Основным инструментом вмешательства в экономику признавались государственные расходы (повышение заработной платы, дешевые кредиты населению, льготные условия предпринимательства, заимствования и т.п.), за счет которых формировался дополнительный потребительский спрос. Это неизбежно повлекло за собой рост предложения и обеспечило в результате высокий уровень занятости (полную занятость) населения. В этой ситуации главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне его расходов.

Большое внимание в предложенном финансовом механизме уделялось системе государственного кредита, на основе которого проводилась политика дефицитного финансирования. В системе управления финансами выделились отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, а также контролем за поступлением налогов и управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х гг. XX в. стабильный (антициклический) экономический рост, высокий уровень занятости населения и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран ее применивших.

В 70-х гг. XX столетия в основу финансовой политики экономически развитых стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, она существенно его ограничила. Финансовый механизм в этих условиях состоял в необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

Исходя из поставленных задач, регулирующая финансовая политика подразделяется на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика реализуется за счет роста государственных расходов и снижения налогового бремени.

Если правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

Политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью предотвращения кризиса перепроизводства и инфляции спроса. Сдерживающая политика подразумевает:

- уменьшение правительственных расходов;

- увеличение налогов.

В зависимости от методов реализации существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, реализуемая за счет так называемых встроенных стабилизаторов.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными инструментами дискреционной финансовой политики являются:

- общественные работы;

- социальные программы;

- правительственные закупки; -государственные инвестиции;

- изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

- управление налоговым гнетом.

Под недискреционной финансовой политикой понимают некоторые способности финансовой системы к самостоятельной стабилизации, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства государственных регулирующих органов. Например, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику.

Различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную и посткейнсианскую системы регулирования, что приводит к их конвергенции.

Планово-директивный тип финансовой политики применялся в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой; основывался на преобладании государственной формы собственности на средства производства, что позволяло осуществлять централизованное прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в мирных условиях с целью нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Финансовое регулирование экономики. Государственный бюджет