Криминологическая характеристика преступлений, совершенных по неосторожности
Лекция 10. Криминологическая характеристика преступлений, совершенных по неосторожности
10.1. Понятие и общая характеристика преступлений и их виды
Неосторожная преступность является сложным собирательным понятием, которым объединяются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, совершенные по неосторожности, посягающие на различные виды общественных отношений. Для оценки неосторожной преступности в криминологии применяются те же количественно-качественные показатели, что и для всей преступности в целом (состояние, уровень, структура, динамика). При этом необходимо иметь в виду, что некоторые виды неосторожных деяний характеризуются высокой латентностью.
Опасность неосторожной преступности определяется прежде всего тем вредом, иногда весьма значительным, который причиняется обществу неосторожными преступлениями.
В зависимости от того, в какой сфере совершаются те или иные деяния, неосторожная преступность может быть следствием:
1) бытовой неосторожности;
2) технической неосторожности;
3) профессиональной неосторожности;
4) должностной неосторожности.
В связи с тем, что в неосторожной преступности основную долю составляют дорожно-транспортные преступления, а в их профилактике главную роль играют органы внутренних дел, необходимо подробнее рассмотреть именно эту разновидность уголовно-наказуемых деяний, являющихся составной частью дорожно-транспортных происшествий.
Дорожно-транспортные преступления это совершенные виновно дорожно-транспортные происшествия (ДТП), повлекшие наступление предусмотренных уголовным законом последствий. Именно в сфере последствий лежит грань между преступлением и проступком в процессе дорожного движения, поскольку от того, какие наступили последствия (предусмотренные уголовным законом или иными нормами), одно и то же нарушение может быть квалифицировано либо как преступление, либо как административный деликт. Поэтому предупреждение нарушений правил дорожного движения и их любых последствий является одновременно и профилактикой дорожно-транспортных преступлений.
В статистике преступности органы внутренних дел учитывают нарушение правил безопасности движения, повлекшие смерть потерпевшего, по линии ОКП, а все остальные по линии других служб.
Анализ статистических данных показывает, что число дорожно-транспортных преступлений в расчете на 10 тыс. единиц транспортных средств имеет тенденцию к постепенному сокращению. Это свидетельствует об отсутствии прямой зависимости между темпами роста автомобилизации и числом дорожно-транспортных преступлений1.
Понятием ДТП охватываются различные по своему характеру происшествия на транспорте, влекущие не только уголовную, но и дисциплинарную, административную и иную ответственность, а также происшедшие без вины участников дорожного движения.
МВД Республики Казахстан установлен единый порядок учета ДТП, основной целью которого является оценка состояния аварийности, анализ причин и условий ДТП и принятие мер к их устранению.
В 2007 году на дорогах страны зарегистрировано 15942 ( 0,6 % к 2006 году) дорожно-транспортных происшествия, при этом погибло 4365 (+2,2 % к 2006 году) и ранено 18951 ( 2,3 % к 2006 году) человек. Рост ДТП отмечается в Южно-Казахстанской (+20,8 % к 2006 году) области.
Среди нарушений Правил дорожного движения, допускаемых водителями, из-за которых возникают ДТП, наиболее распространенными являются:
превышение установленной скорости;
управление транспортным средством в нетрезвом состоянии;
выезд на полосу встречного движения, нарушение правил обгона;
несоблюдение очередности проезда, нарушение правил проезда перекрестков;
управление транспортными средствами с неисправностями;
несоблюдение дистанции; неподчинение сигналам регулирования, несоблюдение требований дорожных знаков или разметки;
нарушение правил перевозки людей;
нарушение правил проезда пешеходных переходов и др.
Если ранее по вине нетрезвых водителей ежегодно совершалось около одной трети ДТП, то начиная с 1991 г. в большинстве регионов страны этот показатель стал снижаться и составляет ныне около одной пятой от общего количества ДТП. Значительную роль в этом сыграли меры по реализации нового антиалкогольного законодательства и усиление не его основе деятельности органов внутренних дел (УДП) по борьбе с таким опаснейшим нарушением в сфере дорожного движения, как управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Однако сейчас острота проблемы возросла.
Для пешеходов наиболее характерными нарушениями, способствующими возникновению ДТП, являются: переход через проезжую часть в неустановленном месте; неожиданный выход из-за транспортных средств, сооружений, деревьев и т.п.: нетрезвое состояние и т.д.
53,6 % от общего количества ДТП происходят в сельской местности. При этом показатель тяжести последствий ДТП в сельской местности почти в два раза выше, чем в городах. Наиболее криминогенной группой среди водителей, управляющих транспортными средствами в сельской местности, являются трактористы. Ежегодно по их вине совершается около семи тысяч ДТП, каждое третье из которых в результате управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Преступные нарушения правил безопасности движения, повлекшие смерть потерпевшего, в среднем составляют около 2 % от числа преступлений, регулируемых по линии ОКП, а не повлекшие смертного исхода около трети преступлений по линии других служб. Удельный вес дорожно-транспортных преступлений в регулируемой местности составляет в среднем 6 %. Около 50 % нарушений правил безопасности движения, повлекших преступные последствия, совершается в городах.
2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ, СОВЕРШАЮЩИХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Лица, совершающие неосторожные преступления, характеризуются неопределенными особенностями, отличающими их от умышленных преступников. Для неосторожных преступников менее, чем для умышленных, характерно наличие криминогенных свойств личности. Однако нельзя не отметить, что многим из них присущи такие черты, как безразличие к общественным интересам, пренебрежение к правилам безопасности, общая недисциплинированность и т. д. Именно из этих черт и свойств личности складывается легкомысленно-безответственное отношение виновного к правоохранительным объектам и своим обязанностям по отношению к ним. Поэтому лица, совершающие неосторожные преступления, исходя из характера их антисоциальной направленности и ценностных ориентаций, могут быть выделены в самостоятельную группу при криминологической классификации преступников.
Неосторожным преступникам присущи различная интенсивность антиобщественной направленности, степень недисциплинированности. «Диапазон социальной деформации личности этой категории преступников настолько широк, что он сближает некоторых из них с правопослушными гражданами и в то же время в отношении другой части этих лиц нивелирует сколько-либо серьезные различия с личностью умышленных преступников»1.
Определенные различия в криминологической характеристике лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления, могут быть обусловлены также тем, к какой категории относится лицо, управляющее транспортным средством, т.е. является ли оно водителем-профессионалом или водителем-любителем. Так, для водителей-любителей характерен в целом более высокий уровень образования, чем для водителей-профессионалов, однако последние в своей общей массе более квалифицированно управляют транспортными средствами, чем водители-любители, и т.д. Это обстоятельство диктует необходимость индивидуального подхода к разновидностям неосторожных преступников при проведении профилактической работы.
Среди привлекаемых к уголовной ответственности по делам, связанным с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, абсолютное большинство составляют лица, имеющие право на управление транспортными средствами и допустившие преступное нарушение правил безопасности движения.
Постоянный рост числа индивидуальных владельцев автомототранспортных средств оказывает заметное влияние на состояние аварийности: автомотолюбителями совершается более 60 % аварий от их общего числа.
Среди лиц, совершивших преступное нарушение действующих на транспорте правил безопасности движения, женщины составляют около 1,5 %, что ниже доли женщин в общем составе преступников. Это объясняется в основном тем, что традиционно профессия водителя относится к разряду «мужских», а также тем, что женщины проявляют большую аккуратность при вождении транспортных средств, они более дисциплинированы на дороге и менее склонны к нарушениям правил.
Среди совершивших дорожно-транспортные преступления лица в возрасте 1824 лет составляют одну четвертую часть, столько же лица в возрасте 2529 лет, 30-летние и старше составляют около половины от общего количества лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления.
Подавляющее большинство лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, заняты общественно полезным трудом: на долю неработающих приходится около 3,5 %.
Доля общего рецидива среди лиц, совершивших преступления, составляет около 5 %, т.е. ниже доли рецидивистов среди всех преступников. Однако и по этому относительно невысокому показателю можно судить о наличии у определенной части водителей устойчивого негативного отношения к соблюдению правовых норм.
3. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРОИСШЕСТВИЙ
Действия участников дорожного движения регламентируются специальными правилами. От того, насколько совершенны основные компоненты дорожного движения, образующие систему «человек-автомобиль-дорога», а также от качества его регулирования, зависит уровень обеспечения безопасности дорожного движения.
Главным компонентом процесса дорожного движения является человек и в первую очередь водитель транспортного средства. Водитель должен обладать высокими профессиональными качествами, развитым чувством долга и ответственности, хорошо знать Правила дорожного движения. Статистика свидетельствует, что подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий и преступлений происходит по вине нерадивых, безответственных, недисциплинированных водителей, которые либо сознательно, умышленно нарушают предписанные им нормы поведения, проявляя тем самым грубое пренебрежение к своим обязанностям (соблюдению правил дорожного движения), либо допускают небрежное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно оценивая дорожную обстановку.
Наличие перечисленных личностных свойств у определенной категории водителей транспортных средств является следствием дефектов общего воспитания, когда в человеке с детства не формируются такие качества, как дисциплина, ответственность, уважение к окружающим и их интересам. Таким лицам ничего не стоит с легкостью нарушить любой запрет в угоду своим индивидуалистическим интересам. Немаловажную роль играют и недостатки, пробелы в профессиональной подготовке водителей, а также в их нравственно-правовом воспитании. У многих из них выработаны уважение к правовым нормам, их четкое понимание и безусловная готовность исполнять содержащиеся в них правила предосторожности в любой ситуации, высокая техническая культура.
На морально незрелую, социально недисциплинированную личность также отрицательно действуют имеющие место факты нарушений Правил дорожного движения со стороны других лиц, которые по тем или иным причинам остались безнаказанными, собственный опыт безнаказанного правонарушающего поведения.
Легкомысленно-небрежное отношение к своим обязанностям по управлению автомобилем выражается в том, что водитель невнимательно относится к оценке дорожных условий, не контролирует должным образом стремительно изменяющуюся дорожную ситуацию, в результате чего он оказывается не в состоянии адекватно среагировать на возникшую опасность. При этом либо с запозданием принимаются правильные меры для ликвидации этой опасности, либо выбирается ошибочный вариант поведения, который нарушает норму закона.
Быстрая, точная и правильная оценка дорожной ситуации может быть объективно осложнена жесткими временными рамками, условиями плохой видимости при определенных погодных условиях и т.п.
Определенную роль в оценке дорожной ситуации играют психологические свойства и состояния личности. Своевременная и правильная оценка сложившейся на дороге обстановки затруднительна для человека неуравновешенного или, наоборот, слишком медлительного, не обладающего быстрой реакцией и умением быстро принимать решения. На возможность адекватно оценить и принять правильное решение влияют также различные отрицательные эмоции, болезненное или утомленное состояние.
Субъективные причины и условия дорожно-транспортных преступлений и других происшествий, происходящих по вине пешеходов и других участников движения, в основном те же, что и у водителей.
Дорожно-транспортным происшествиям и преступлениям способствуют различные объективные факторы (или условия), которые могут быть разделены на технические, организационно-управленческие и организационно-правовые.
К числу технических условий ДТП следует отнести то, что современные автодороги не всегда отвечают возросшим требованиям, которые диктует развивающаяся автомобилизация. Многие магистрали имеют низкую пропускную способность, плохое качество дорожного покрытия, недостаточную освещенность, не всегда подвергаются своевременному и качественному ремонту. С плохим состоянием дорог связано 12,6 % дорожно-транспортных происшествий. Некоторые транспортные средства имеют конструктивные недостатки, что сказывается на их безопасной эксплуатации, не все они снабжены средствами так называемой пассивной безопасности (привязные ремни, амортизационные устройства и т.п.).
Под организационно-управленческими условиями понимаются различные факторы, в частности, дефекты в организации дорожного движения. Например, в последнее время наблюдаются случаи произвольной, не вызываемой объективной необходимостью установки дорожных знаков. Недостатки в техническом обслуживании и ремонте автомобилей приводят к тому, что многие из них вынужденно эксплуатируются с неисправностями, а это создает дополнительную опасность возникновения ДТП. Несовершенна и система профессионального отбора и обучения водителей. В условиях возрастающей интенсификации дорожного движения требования к лицам, желающим получить права на управление транспортным средством, должны быть повышены.
Дорожно-транспортным происшествиям (и преступлениям) способствуют и условия организационно-правового порядка, заключающиеся в недостаточном знании участниками дорожного движения соответствующих правил и плохой организации их изучения.
Кроме того, с возрастанием интенсивности и плотности дорожного движения осложняется и осуществление надзора за движением. Далеко не все случаи превышения водителями скорости и управления в нетрезвом состоянии выявляются. Определенную негативную роль играет и недостаточная нормативная урегулированность всего комплекса вопросов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения.
4. ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРОИСШЕСТВИЙ
Обеспечение безопасности дорожного движения сложная многоплановая проблема. Поэтому меры по предупреждению ДТП и дорожно-транспортных преступлений должны носить комплексный характер.
Следует иметь в виду, что деятельность по предупреждению ДТП непосредственно влияет на динамику дорожно-транспортных преступлений. Поскольку грань между ними лежит в сфере последствий, а нарушения могут быть (и бывают) совершенно идентичны, профилактическая работа, направленная на предупреждение как дорожно-транспортных происшествий, так и дорожно-транспортных преступлений, может быть в целом качественно однородна.
В настоящее время в нашей стране в основном сложилась государственная система обеспечения безопасности дорожного движения, включающая в себя разветвленную сеть органов и организаций, каждая из которых в пределах своей компетенции осуществляет меры по предупреждению ДТП и снижению их тяжести и последствий.
Особое место среди них занимают органы внутренних дел и их специализированная служба безопасности дорожного движения (УДП-ОДП).
На службу дорожной полиции, в частности, возложены следующие функции:
регулирование движения транспорта и пешеходов;
выявление и пресечение нарушений Правил дорожного движения;
контроль за содержанием дорожной сети;
надзор за техническим состоянием транспорта;
регистрация и учет автомототранспортных средств;
учет и анализ ДТП и причин и условий их возникновения, а также принятие мер к их устранению;
применение к нарушителям установленных законом мер воздействия;
организация и проведение агитационно-пропагандистской работы.
Характеризуя содержание деятельности УДП, можно сказать, что все свойственные ей функции в конечном счете имеют профилактическую направленность, поскольку их осуществление подчинено одной главной цели обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществляя регулирование дорожного движения, выявляя и пресекая нарушения Правил дорожного движения, сотрудники УДП обеспечивают четкое, бесперебойное и безопасное функционирование транспорта, укрепляют дисциплину всех участников движения.
От общей численности сотрудников УДП 70 % составляют сотрудники отдельных батальонов дорожной полиции, основной задачей которой является поддержание установленного порядка в дорожном движении.
В профилактической деятельности УДП важное место отводится надзору за техническим состоянием транспортных средств. Проведение периодических технических осмотров, контроль за осуществлением автотранспортными предприятиями мероприятий по содержанию транспортных средств в исправном состоянии, выборочный контроль исправности транспорта на улицах и дорогах и т.д. важное условие безаварийной работы транспорта, предупреждения возможных дорожно-транспортных происшествий и преступлений.
Осуществляемый УДП контроль за состоянием дорожной сети также имеет большое профилактическое значение, поскольку направлен на снижение числа ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог.
На службу УДП возложена также задача вести учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения. От того, на сколько хорошо налажены учет и анализ, в известной мере зависит эффект профилактических мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых службой УДП. Данные об аварийности с целью выявления присущих ей тенденций могут анализироваться по времени года и суток, дням недели; по местам возникновения ДТП; по определенным автопредприятиям и т.д. Результаты такого анализа позволяют не только выявить причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий и преступлений, но и разрабатывать конкретные, целенаправленные и эффективные меры по их профилактике.
Определенное внимание в этой работе следует уделять и анализу сведений о лицах, пострадавших в ДТП. Обобщенные данные помогают точнее определить объекты профилактического воздействия и повысить его действенность.
Агитационно-пропагандистская, правовоспитательная работа среди водителей автотранспортных средств, широких слоев населения включает: разъяснение законодательства, правительственных документов по вопросам безопасности дорожного движения, информирование граждан о дорожно-транспортных происшествиях и преступлениях, их причинах, условиях и последствиях, а также о проделанной и планируемой на перспективу работе по повышению безопасности дорожного движения. Эта работа может проводиться с использованием как средств массовой информации (печати, радио, телевидения), так и устной пропаганды (лекций, бесед, докладов, консультаций), наглядной агитации (плакатов, памяток, проспектов, информационных листовок и т.п.)
Специфической формой воспитательно-профилактического воздействия на участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов) являются смотры по безопасности дорожного движения, операции, рейды, тематические конкурсы и кинофестивали, агитпробеги.
В деле предупреждения дорожно-транспортных происшествий и преступлений наряду с организационными, техническими и воспитательными мерами определенное место занимают и правовые меры.
Так, служба УДП может применять к нарушителям Правил дорожного движения и иных нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, административно-правовые меры воздействия. Применение к нарушителям административно-правовых норм оказывает профилактическое воздействие на все категории участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов), население в целом.
В предупредительной работе службы УДП оказывают помощь различные общественные формирования.
Значительную помощь службе дорожной полиции в профилактике дорожно-транспортных происшествий и преступлений оказывают внештатные сотрудники. Они могут выполнять различные функции, например, участвовать в надзоре за соблюдением Правил дорожного движения, в их пропаганде, в разработке профилактических мер, в розыске скрывшихся с места ДТП водителей, в розыске угнанных транспортных средств и т. д.
Осуществляя профилактическую деятельность, подразделения службы ОДП взаимодействуют с другими службами органов внутренних дел. Так, совместно с сотрудниками УРАП-УКП и СО-СУ личный состав УДП принимает участие в мероприятиях по розыску похищенных или угнанных автомототранспортных средств.
Свой вклад в профилактику ДТП и преступлений вносят и следственные аппараты, реализуя возложенную на них уголовно-процессуальным законом обязанность внесения представлений о причинах и условиях совершения преступлений по каждому конкретному уголовному делу. Большое профилактическое значение имеют публичные выступления сотрудников СО-СУ перед населением с лекциями и беседами по разъяснению действующего законодательства об уголовной ответственности за дорожно-транспортные преступления.
Криминологическая характеристика преступлений, совершенных по неосторожности