Мастер класс для педагогов


Мастер - класс для педагогов "Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста "Развитие игровой деятельности детей дошкольного возрастаМастер-класс проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов.

Мастер-класс для педагогов рассчитан на неограниченное количество участников. Продолжительность — 30 минут. Занятие для педагогов включает в себя две части: организационную и практическую.

Цель: Развитие игровых умений детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Ведущий: Прежде чем мы начнем наш мастер – класс, позвольте вам зачитать целевые ориентиры ФГОС, на которые я опиралась при разработке данного мастер – класса:

- ребёнок обладает развитым воображением, творческими способностями.

- способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.

- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

- хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

- способен к волевым усилиям в разных видах деятельности.

- ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.

- ребёнок способен к принятию собственных решений.

Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир.

- Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры:

•Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.

•Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.

•Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети — большие фантазеры.

•Не будьте занудами. Не отвлекайте ребенка, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.

•Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья.

•Помните, что состязательность в игре — это, не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

«Если ребенок не играет, он либо болен, либо перепедагогизирован» (Н. К. Крупская).

В своей работе я опиралась на учебно-методическое пособие В. В. Панфилова «Игровое действо в драматургии праздника» и согласна с его мнением о том, что «главное в игре – ощущение Радости. Обратите внимание на корневую основу слов: РАдость, пРАздник, игРА. Радость – это основное чувство Игры. Игра, не приносящая Радость – плохая игра. Игра, как и все целостное, имеет свойство делиться на мелкие составные части. Это принцип той же игрушки «Матрешка». Как большая «Матрешка» делится на более мелкие «матрёшечки», так и Игра делится на игровые принципы». Предлагаю вашему вниманию двадцать два игровых принципа Владислава Панфилова.

Игровые принципы:

игра

конкурс

аттракцион

аукцион

викторина

лотерея

потеха

забава

розыгрыш

прикол

затея

состязание

фант

хороводные игры

игры в кругу

игро-танцы

танцевальные игры

песня

игро-песня

комикс-игра (игровое представление)

занятие

Остановимся на некоторых из них:

Конкурс – конкурсный принцип игры требует выявления лучшего. В игре лучшего выявлять не нужно, да и какой «лучший» может быть в прятках или жмурках? А в конкурсе лучший должен выявляться. Одна из задач ведущих – игровиков: дать всем участникам шанс испытать радость победы. Пусть маленькой, но победы. А если уходят проигравшие, то они должны уходить с радостью участия в конкурсе, а не ущемления своего человеческого достоинства. Предлагаю провести вам несколько конкурсов:

Конкурс «Загадочное письмо»

Каждая команда получает письмо. Его нужно расшифровать: найти скрытые в нем названия сказок или имена сказочных героев.

1. Снежная королева решила устроить бал. Пригласила квартет и бременских музыкантов. Съехались гости из разных стран. Все хвалили новое платье короля. Золушка была в красивом платье и опять потеряла туфельку. Волшебник Изумрудного города показывал фокусы, Василиса Премудрая принесла аленький цветочек. А Серебряное копытце подарил каждому по драгоценному камешку. Хоттабыч быстро отправил всех по домам.

(Снежная королева, Квартет, Бременские музыканты, Новое платье короля, Золушка, Волшебник Изумрудного города, Василиса Премудрая, Аленький цветочек, Серебряное копытце, Старик Хоттабыч.)

Конкурс «Лучшая швея».

Количество участников: 10 – 30. Материальное обеспечение. Тонкая веревка или тесьма (длиной 2-3 м.) для каждой команды. Игроки делятся на две команды (по 5 – 10 человек). В каждой команде выбирается «швея», которой вручается веревка. По команде ведущего, «швеи» начинают «пришивать» членов своей команды друг к другу, продевая веревку через их одежду. Выигрывает та «швея», которая сделает это быстрее других. Игрокам команды разрешается помогать «швее» себя «пришивать». Примеры и дополнительные материалы. «Пришивать» игроков можно через петли одежды, ремешки часов, бусы, шлевки брюк, манжеты и т. п.

Конкурс "Поварята "

Выбираются 2 ребёнка. В коробке лежат пластмассовые овощи и фрукты – 5 овощей, 5 фруктов. Ставятся 2 стула, на каждый - по кастрюльке. Один ребёнок должен помочь маме сварить компот, поэтому он должен собрать все фрукты и положить их в свою кастрюльку. Другой собирает все овощи, так как он помогает маме сварить суп. По сигналу начинается игра. Выигрывает тот, кто первый собрал всё необходимое и не ошибся в выборе. Игру можно повторить ещё раза два с новыми участниками.

Аукцион - Публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену». Фактически – это некое театрализованное представление, в котором участвуют товары, деньги, покупа-тели, зрители и ведущий аукциона.

«Музыкальные города»

Задание этого аукциона – вспомнить и назвать города, в названиях которых встречаются ноты.

Варианты: Уфа («фа»), «Череповец» («ре»), Усольск («соль»), Сибай «си»), Донецк («до») и т. д.

Викторина – ответ на заданный вопрос. Самая известная викторина – это загадка, хотя и стоит в этом принципе особняком, поскольку «загадка» самодостаточна, как игровая форма. В нее, при желании могут входить и ребус, и шарада и т. п., которые, по сути, своей являются загадками. Но, в отличие от них, «загадка» – очень древняя игровая форма. Через «загадку» шли и освоение мира, и познание его секретов, и особый (не скучный) взгляд на быт, и развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления. И, вообще, «загадка» несет мощное развивающее начало. Представьте себе мир без «загадки».

Например, в детских садах и школах загадки, как правило, познавательные, а на праздниках и праздничных мероприятиях – развлекательные.

Развлекательные загадки тоже делятся на шутливые, прикольные, обманные. Эти «загадки» опять же делятся на «детские» и на «взрослые»: детские загадки идут в любой аудитории, а взрослые загадки детям не рекомендуются.

Обычные загадки

Он отважный и веселый,

Дружат с ним Пьеро, Мальвина,

Только жаль, не любит школу

Ваш приятель...(Буратино)

Уймись, уймись, колдунья злая,

Себя надеждами не тешь-ка,

В лесу семь гномов повстречает,

Спасется наша...(Белоснежка)

Она легко, как по канату,

Пройдет по тоненькой веревочке,

Она жила в цветке когда-то,

Ну, как зовут ее? ...(Дюймовочка)

Он ходит с длинной бородой,

Он очень жадный, хитрый, злой,

Но все ж не испугает нас

Страшный дядя...(Карабас)

Обманные загадки для детей.

Над лесом солнца луч потух -

Крадется царь зверей… (лев)

Загадка вот для малышей:

Кого боится кот …(собаку)

Под луною песни петь

Сел на веточку …(соловей)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая …(белка)

В малине понимает толк,

Хозяин леса, страшный …(медведь)

Красоту в хвосте нашел

Птица гордая …(павлин)

Ты на друга посмотри -

Сколько глаз у друга …(два)

Если знаний полна голова,

Значит, в школе получишь ты…(пять)

Не умеешь считать и писать,

Значит, в школе получишь ты…(два)

Это должен каждый знать:

Лап у кошки - ровно...(четыре)

Игры в кругу или хороводные игры

Хороводные игры – это игры, где мы вместе соучаствуем, вместе помогаем, спасаем, вместе радуемся. Хороводная игра – это прямой контакт: руки об руки друг друга, рукой за руку друга, руки на плечи друг другу. Хороводная игра – это развитие коллективного мышления, коллективного взаимодействия, взаимной поддержки, «чувства локтя»… Обратите внимание: при объяснении хороводной игры - слово «друг» звучит постоянно. Хороводной игрой могут быть и «змейки», и «круги», и «паровозики», и «ручейки» и т. п.

Кубик-оркестр

Автор игр "Весёлые кубики " Елена Матвиенко

Задачи. Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Ход игры

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

Целесообразно разбить детей на подгруппы.

По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.

«Каравай»

Одного из играющих – лучше самого маленького или именинника – ставят посередине. Все остальные становятся вокруг, берутся за руки и идут хороводом по кругу и запевают: «Как на Машины именины испекли мы каравай…» (называть надо имя того, кто стоит посередине). После этого останавливаются и поют: «Вот такой вышины! – продолжая держаться за руки, поднимают их как можно выше и даже привстают на цыпочки. Затем поют: «Вот такой нижины!» – опускают руки и приседают на корточки. Потом все встают и продолжают петь: «Вот такой ширины!», расширяя круг как можно больше, но не расцепляя рук. Затем все опускают руки и идут к Маше со словами: «Вот такой ужины!» – до тех пор, пока круг со-всем не сузится. И, наконец, опять расширяя до первоначальной ширины круг, надо спеть: «Каравай, каравай, кого любишь – выбирай!» После этих слов Маша подходит, например, к Вове, берет за руку и выводит его на середину. Маша при этом может спеть следующие слова: «Я люблю, признаться, всех, а вот Вову больше всех!» И хоровод повторяется много раз. Выбирать одного больше двух раз за всю игру запрещается. А заканчивается игра после того, как все ребята побывают «именинниками». Эта игра еще и интересна тем, что она несет в себе ненавязчивый игровой манок: играющие вызывают друг друга и, как правило, отказников в этой игре не бывает.

Игро-танцы и Танцевальные игры

Игра «Танцевальная считалочка»

Пока играет музыка – вы танцуете, а как только она остановится, на меня смотрите, какую цифру вам скажу - по столько человек вы вместе собираетесь.

Заключение:

Про игру и ее принципы можно говорить бесконечно, но значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.

Список литературы:

1. Панфилов В. В. Игровое действо в драматургии праздника. Учебно – методическое пособие. – М.: АПРИКТ, 2004. – 103 с.

2. Развивающие игры «Веселые кубики», Е. Ю. Матвиенко в журнале «Музыкальный руководитель» (№ 5. 2008г.)