Логопедические игры для подготовки детей к звуковому анализу слов


Логопедические игры для детей 4-7 летИгры для подготовки детей к звуковому анализу словИгры можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например выделение звука в начале и в конце слова.И дети, как показывает практика,допускают здесь многочисленные ошибки. В связи с этим необходимо усилить подготовку детей к звуковому анализу. Форма подготовки – разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда, упражнения по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной.

Игра «Матрёшки идут на день рождения».

Цель: уточнение представлений детей о величине предметов. Ознакомление со словом – термином «величина».

Ход игры.Логопед сообщает детям, чтоу бычка сегодня день рождения /показывает фигурку бычка/. К нему в гости пришли матрешки: одна большая - Настасья, другая поменьше – Настя, третья маленькая – Настенька /логопед поочередно вводит в игру фигурки разных по величине матрешек/. «матрёшки принесли бычку подарки: цветы, капусту и сухари».Логопед выкладывает перед фигуркой бычка цветы разные по величине и спрашивает: «Угадаешь ли ты, бычок, кто какой цветок принёс тебе в подарок?Давайте, ребята, и мы подумаем вместе с бычком, кто какой цветок принёс ему в подарок».

Логопед предлагает рассмотреть детям картинки:«Все цветы красивые, по цвету одинаковые – красные. Только один цветок большой.Другой поменьше. Он средний.Третийеще меньше. Он маленький. Все цветы одинаковые по цвету, но разные по величине. И матрешки тоже разные по величине: Настасья большая, Настя средняя, Настенька маленькая.Догадался бычок: большой цветок подарила Настасья. Она самая большая. А вы, ребята, догадались, кто подарил бычку маленький цветок, а кто – средний? Средний немного поменьше большого цветка и немного побольше маленького».

Сравнение цветков по величине, соотнесение их с матрешками, тоже разными по величине, служат образцом для самостоятельных упражнений детей в узнавании и выборе предметов, разных по величине.

Логопед ставит матрёшек в ряд по линии, а дети раскладывают около каждой из них предметы: большого размера – возле Настасьи, среднего – около Насти, маленького – около Настеньки. Таким образом, они определяют, кто какие подарки принес для бычка.

Игра «Матрёшки в магазине».

Цель: упражнение детей в узнавании и выборе предметов, различных по величине. Закрепление слов, обозначающих величину. Уточнение содержания слова «величина».

Игра «Матрёшки и бычок».

Цель: уточнение представлений детей о составе ряда. Ознакомление со словами:ряд, место, начало, середина, конец, слева, справа, впереди, позади, рядом, первый, последний.

Ход игры. Логопед рассказывает детямисторию прогулки матрешек и бычка. Бычок попал в беду: упал в яму. Логопед предлагает помочь матрешкам спасти бычка. Слова истории сопровождаются действиями с игрушками. «Как-то раз,матрешки – Настасья, Настя и Настенька повели бычка на прогулку.Бычок бежал впереди по тропинке, смотрел по сторонам, ворон считал, под ноги не смотрел, и вдруг угодил в яму.Подбежала к нему Настасья, ухватила его за рожки, тянет из ямы, а вытащитьне может. Позвала

НастасьяНастю /логопед ставит матрешку Настю с противоположной стороны бычка/.Настасья за рожки бычка, Настя – за хвост бычка. Тянут бычка из ямы, а вытянуть не могут. Бычок мычит, ему больно». С участием детей, логопед восстанавливает ряд по линии: бычок, Настасья, Настя. Затем продолжает:«Позвала Настя Настеньку.Настасья за рожки бычка, Настя за Настасью, Настенька за хвост бычка». И снова «ошибается»: ставит Настеньку не в ряд, а с другой стороны. «Тянут, а вытянуть не могут». Дети опять помогают поставить Настеньку на место в ряд.

- Где ее место? – спрашивает логопед. – Позади Насти?

- Да, позади Насти, за Настей.

«Настенька нашла свое место, - говорит логопед. – Она встает последняя. За ней никого нет. Здесь конец ряда.Вот мы и помогли матрешкам вытащить бычка из ямы.

Затем логопед убирает фигурки и просит детей вспомнить, в каком порядке они стояли за бычком.

Жестом,указывая на обозначенное место, спрашивает: «Чье это место? Кто здесь стоял самый первый? Кто был последним? Кто стоял в начале ряда? Где начало ряда? Ближе к правой или левой руке?». И т. д.

Дети могут реагировать на задание жестом, но одобрения заслуживают те, которые начинают сами использовать слова: «ряд», «в ряд», «в начале», «слева», «место», «первая», «последняя».

Игра«Кто ушёл и кто пришёл?»

Цель:наблюдение измененийв составе ряда. Уточнение и закрепление значений слов: место, ряд.

Игра «Прятки с матрёшками»

Цель: Уточнение и закрепление понятий: слева, справа, между, первый,последний,в середине.

Научиться определять позицию звука в слове на слух, а тем более графически на схеме, для ребёнка долгое время данная задача является непосильной, так, например,называя «.. в начале слова…» кружок кладёт не слева направо, представляя расположение звуков, а наоборот, и подобные ошибки долго преследуют ребёнка, создавая дискомфорт в настроении малыша. В этом случае, как вспомогательное средство, можно использоватьтаблицы-рисунки, где голова изображённого объекта на этой таблице является началом слова, туловище – серединой слова, а хвост – концом слова.

Игра «Лисичка и колобок».

Цель: Определение позиции звука в слове. Уточнение понятий: первый, последний, в середине.