ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

ТЕМА 5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

  1. Институциональные основы экономики общественного сектора

С ростом объема и разнообразия общественных благ, повышением требований к качеству жизни и усилением тенденции к местному самоуправлению и корпоративности, а также к общественной самостоятельности и инициативе личности, институциональная организация общественной экономики стала более сложной, границы между общественным и рыночным секторами экономики стали более гибкими и подвижными, появились различные организационные формы их взаимодействия. Так, некоторые виды общественных благ обладают свойствами, чертами частных благ и могут быть платными, а также быть предоставлены частным образом. Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, дающая возможность отделить функцию потребления от функции оплаты и организовать коллективное потребление независимо от организации производства общественных услуг.

Например, если раньше государственные и муниципальные органы власти представляли вертикальную интеграционную структуру, которая включала в себя одновременно производство и коллективное потребление платных смешанных общественных благ, то в последние годы часто можно наблюдать такую ситуацию, когда государственные (муниципальные) службы выступают как коллективный потребитель, выражая запросы граждан подведомственной территории на соответствующие общественные блага. Они могут также заключать контракты как с государственными организациями, так и с частными предприятиями на производство общественных благ. В этих условиях имеется возможность одно из звеньев государственной структуры сделать фондодержателем и поставить в финансовую зависимость от него другие звенья, например, поликлинике или семейному врачу предоставить в соответствии с нормативом определенный объем общественных финансовых ресурсов, чтобы пациенты могли выбрать стационарные медицинские учреждения. Выбор общественных услуг может быть организован с помощью предоставления каждой семье и каждому гражданину социального ваучера — образовательного, жилищного, полиса на социальное страхование, талона на получение продовольствия и т.д. В данном случае речь идет о бюджетно-финансовых взаимоотношениях между внутренними структурами общественного сектора, которые приобретают характер внутренней конкуренции и являются частью квазирыночного механизма.

Однако немало смешанных общественных услуг предоставляются государственным (муниципальным) органам управления как структурам коллективного потребления частным образом, т.е. путем заключения городскими властями контрактов с частными фирмами. Поэтому широко распространенной формой участия частного капитала и частного предпринимательства в общественном секторе является система контрактно-договорных отношений, в том числе концессия и франчайзинг.

В условиях концессии частной фирме передается ответственность не только за управление бизнесом, но и за финансирование. Типичной моделью концессии является подход, основанный на принципе «строительство-эксплуатация построенного объекта и передача прав собственности».

Муниципальные власти передают частной фирме право на строительство, эксплуатацию и управление объектов инфраструктуры на строго установленный в соответствии с договором срок, по истечении которого основные фонды передаются в общественный сектор. Срок концессии определяется с учетом окупаемости и нормы прибыли на вложенный капитал.

Существующий институциональный механизм допускает, с одной стороны, предоставление общественных благ частными фирмами и конкуренцию с государственными поставщиками общественных благ. С другой стороны, государственные органы власти имеют дело только с частной формой предоставления общественных благ. Это предполагает конкуренцию на входе экономического пространства, где будет осуществляться хозяйственная деятельность частного поставщика общественных благ. Для создания такой конкуренции контрактная система, в том числе концессия и франчайзинг, организуется на тендерной основе путем открытой аукционной продажи лицензий и других контрактных прав.

Успех контракта или франчайзинга в общественном секторе зависит во многом оттого, насколько добросовестно и справедливо организованы условия аукциона для продажи контрактных прав и лицензий, насколько ясно проведена спецификация контракта, т.е. насколько четко определены цели и сроки действия договора. Важно, чтобы условия контракта легко поддавались проверке, ясно были видны стимулы и в то же время была возможность эффективно обеспечить рынок продажи лицензионных прав частным фирмам.

В последнее время возрастает значение финансирования производства социально значимых благ не за счет налоговых поступлений и государственных бюджетных расходов, а непосредственно за счет собственных средств населения. Переход от полного бюджетного финансирования к финансированию на основе частичной оплаты стоимости услуг потребителями вносит существенные изменения в институциональный механизм общественного сектора. Придание бюджетным учреждениям статуса некоммерческой организации в определенном смысле позволяет разрешить возникающее в настоящее время противоречие между бюджетным финансированием и платностью предоставляемых услуг.

Соотношение коммерческих и некоммерческих начал в общественном секторе определяется структурой и соотношением различного вида общественных благ. На крайних полюсах целого ряда общественных благ находятся чистые общественные блага и общественные блага, имеющие много общего с чистым частным благом. В промежутке между ними имеются различного рода смешанные общественные блага, ближе или дальше стоящие от соответствующего полюса. Так, социально-культурные услуги являются смешанным общественным благом, но по масштабности внешнего эффекта их воздействия на общество и их социальной значимости они ближе всего к чистому общественному благу.

В зависимости от места на шкале ряда общественных благ доля коммерческого и некоммерческого начал в их финансировании может быть равной и при этом неодинаковой будет институциональная модель управления производством и потреблением таких благ. Институциональный механизм в общественном секторе определяется не только шкалой ряда общественных благ, соотношением коммерческих и некоммерческих начал, но и особенностью организации налогообложения и финансирования соответствующих общественных благ.

Отнесение институциональных структур к государственному (общественному) либо частному сектору осуществляется в зависимости от характера собственности и порядка финансирования. Доходы, т.е. ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных учреждений и организаций, занятых предоставлением благ населению, образуются в основном за счет обязательных платежей экономических субъектов, т.е. строятся на основе глобального налогообложения. В случае смешанного финансирования институциональная структура, предоставляющая соответствующее благо, может быть отнесена к частному либо к государственному сектору экономики по преобладанию порядка финансирования.

На местном уровне большую роль играют самоуправляющиеся организации типа добровольной ассоциации домовладельцев , жилищные и садоводческие кооперативы, клубы по интересам. Эти институциональные структуры функционируют на базе совместной коллективной собственности и формируют общественно-добровольный сектор. Парафискальные платежи в отличие от налогов, в том числе целевых, не обязательно устанавливаются высшим законодательным органом. Они обычно регулируются исполнительной властью и местными властями, а также правлением и представительными органами управления самоуправляющейся ассоциации. Как правило, парафискальные платежи не поступают в государственный и местный бюджет. Что же касается сборов и пошлин, то они могут быть обязательными и факультативными, устанавливаться в централизованном порядке и на местном уровне.

Сборы, пошлины относятся к квазиналогам, поскольку, с одной стороны, они в обязательном порядке взимаются с граждан, а с другой — их уплата носит добровольный характер и поэтому их взимание удовлетворяет обе стороны. Поскольку сборы и пошлины выполняют функцию цены, платы за оказание услуги, то взаимосвязь между экономическими субъектами приобретает характер чисто рыночных, коммерческих отношений.

Система целевых налогов, парафискальных платежей и взносов создает экономическую базу суверенности добровольных ассоциаций и общественных организаций. Общественно-добровольным сообществам принадлежит ведущая роль в формировании плюралистической демократии, ориентированной на широкое активное участие граждан в демократических процессах, на самореализацию и самоутверждение личности, на ее всестороннее развитие. Центральным звеном современной демократической системы, гарантирующим свободу личности и реализацию ее интересов, должны стать различного рода ассоциации, заинтересованные группы сообщества.

  1. Особенности частно-государственного предпринимательства

Частно-государственное предпринимательство в условиях рынка имеет ряд характерных признаков: во-первых, существует тесная зависимость финансов предприятий от государственных финансов, приоритетное размещение госзаказов и госзакупок среди государственных предприятий, предоставление льготных кредитов и субсидий, установление на их продукцию и услуги льготных цен.

Во-вторых, государство осуществляет патерналистский подход к принадлежащим ему предприятиям в области занятости и соци- ального обеспечения, режима труда и отдыха, а также требований к предотвращению их несостоятельности и банкротства.

В-третьих, управление предприятием строится на принципе административного подчинения и строгой субординации, делегирования государством директорскому корпусу предприятия функции исполнения обязанности собственника-государства — быть уполномоченными государственными служащими.

В-четвертых, интересы предприятия продиктованы общественными интересами, частные выгоды подчинены общественным. Экономический расчет частных затрат и выгод носит неформальный характер и цены устанавливаются как расчетные или в режиме монопольного рынка.

К особым направлениям деятельности частно-государственных предприятий следует отнести следующие:

  1. Определение миссии частно-государственного предприятия (позиционирование частно-государственного предприятия), их цели, имиджа, узнаваемости.
  2. Участие частно-государственного предприятия в реализации государственных и муниципальных программах (по видам программ, по партнерам, по статусу частно-государственного предприятия).
  3. Участие частно-государственного предприятия в реализации Федерального закона «О принятии федерального бюджета на текущий год» (обслуживание расходных статей бюджетов).
  4. Структурный анализ деятельности органов государственной власти (мониторинг и анализ государственных программ и государственных закупок).
  5. Законотворческий процесс (анализ законодательных инициатив и участие в законотворческом процессе).
  6. Благотворительность/спонсорство (участие в реализации и разработке спонсорских программ).
  7. Создание совместных рабочих групп (поддержка актуального объема и уровня контактов).
  8. Информация о производимом продукте для органов государственной власти.

  1. Организационно-правовые формы государственных предприятий

На протяжении XX столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В экономически развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от '/5 до валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и существует большой риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства заключается не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач.

К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия, государственные коммерческие предприятия, акционерные общества со 100%-м государственным капиталом, а также акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет или «золотая акция».

Казенные предприятия

Казенными называются предприятия, имущество которых принадлежит государству, т.е. государственные предприятия. Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этих предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

Акционерные общества с государственным капиталом

Чтобы обеспечить проведение государственной структурной и промышленной политики, органы государства должны обладать таким действенным инструментом влияния на управленческие решения акционерных обществ (АО), как закрепленный в государственной собственности пакет акций. В отличие от казенных предприятий акционерные общества с государственным капиталом функционируют в условиях рынка. Их основной задачей является получение прибыли (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. По критерию участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы акционерных обществ: АО, в которых 100% капитала принадлежит государству, и АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или «золотая акция».

В случае создания акционерного общества со 100%-м государственным капиталом оно призвано решить задачу совмещения достаточно плотной зависимости предприятия от структур государственного управления и высокой степенью самостоятельности для достижения коммерческих целей.

Еще одну возможность влияния на управление акционерным предприятием дает «золотая акция». Она предоставляет своему владельцу право вето при принятии собранием акционеров решений по вопросам, входящим по общему правилу в его исключительную компетенцию, к числу которых можно отнести контроль за организационными преобразованиями акционерных обществ и заключению сделок на суммы, которые могут подорвать имущественную базу общества. Необходимо также отметить, что выпуск «золотой акции» дает возможность одновременно сохранить управляемость предприятием со стороны государства и продать частным инвесторам практически все акции акционерного общества (исключая одну, «золотую»).

  1. Понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций

Понятие и виды некоммерческих организаций

Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученный доход между участниками( Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 8 июля 1999 г.) «О некоммерческих организациях».) Развитие таких организаций можно отнести ко второй половине XX в. Некоммерческий тип хозяйствования имеет следующие особенности.

Во-первых, доходы, получаемые при данном типе хозяйствования, не приобретают форму прибыли и не распределяются в виде дивидендов между людьми, создающими некоммерческую организацию, работающими в ней или причастными к контролю над ней. Поэтому-то некоммерческие организации называются неприбыльными. Вместе с государственными бюджетными учреждениями они формируют неприбыльный сектор экономики, который часто рассматривается в качестве третьего сектора экономики. Хотя некоммерческие организации не являются в традиционном смысле акционерными обществами (здесь отсутствует акционерный капитал), однако существует определенный механизм контроля за их деятельностью (особенно финансовый) со стороны попечителей, вкладчиков-учредителей и налоговых служб. Контроль над деятельностью некоммерческих организаций может быть разной степени жесткости, реализуясь в большей или меньшей самостоятельности их управленческих структур.

Во-вторых, важная особенность некоммерческого типа хозяйствования состоит в ориентации на максимизацию достижения специфических целей организаций, зафиксированных в ее уставе. Целью деятельности некоммерческих организаций является удовлетворение социально-благотворительных, культурно-образовательных и иных общественно-полезных потребностей. Некоммерческими организациями чаще всего бывают учебные заведения, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профиля, симфонические оркестры, музеи, а также религиозные организации, благотворительные фонды и др. Все они, будучи субъектами рыночной экономики, заботятся о собственных доходах, но их экономические интересы подчинены стремлению как можно полнее реализовать свои конкретные миссии. Чтобы добиться этого, экономические интересы некоммерческих организаций сознательно ставятся в сравнительно узкие рамки, а формирование стратегии их деятельности и общий контроль над ее осуществлением возлагаются на тех, кто не может получить персональную выгоду от максимизации прибыли, зато заинтересован в престиже организации и успешном выполнении ею своей миссии.

В-третьих, бюджет некоммерческих организаций формируется зa счет:

  • всего населения в виде правительственных субсидий и налоговых льгот;
  • членских взносов;
  • благотворительных вкладов, имущественных взносов организаций и частных лиц;
  • поступлений на общественно-полезные цели, ради которых эта некоммерческая организация и создана.

В зависимости от преобладания указанных выше источников финансирования принято различать следующие типы некоммерческих организаций:

  • учреждения, главным источником финансирования которых являются государственные расходы;
  • некоммерческие организации, финансируемые преимущественно за счет членских взносов;

• некоммерческие организации, представляющие собой благотворительные организации и фонды, для которых основным источником поступления средств являются благотворительные вклады, пожертвования населения и организаций.

При этом следует обратить внимание на два момента:

  1. возможность образования юридического лица без регистрации оставлена в законодательстве только для общественных и религиозных организаций (объединений), а также для некоммерческих партнерств;
  2. некоммерческие организации создаются, как правило, с правами юридического лица.

Учредительными документами некоммерческих организаций являются устав либо учредительный договор. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Следует также отметить, что в собственности некоммерческих организаций может находиться любое имущество, поэтому некоммерческие организации в зависимости от формы собственности могут быть подразделены на государственные, муниципальные и частные организации.

К государственным некоммерческим организациям, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), ее субъектам — республикам, краям, областям и т.д. (собственность субъекта Российской Федерации), относятся крупнейшие образовательные, научные, медицинские, культурные, информационные центры, библиотеки, музеи.

Муниципальные некоммерческие организации включают общеобразовательные школы, детские сады, поликлиники, отделы социального обеспечения и др. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также муниципальным образованиям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Одной из функций государственных и муниципальных некоммерческих организаций является предоставление в равном количестве общественных благ каждому члену общества, которое возможно в данный момент времени и без которого дальнейшее экономическое и социальное развитие общества затруднительно. Таким образом, обеспечивается поддержание определенных стандартов потребления общественных и социально значимых благ.

Государственные и муниципальные некоммерческие организации имеют свои преимущества и недостатки. К преимуществам относится центральное регулирование процесса производства и распределения с соответствующим выделением необходимых ресурсов. Это создает предпосылки равных возможностей в сфере потребления общественных благ. К недостаткам относятся неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание общественных благ, отсутствие экономических стимулов для эффективной работы, бюрократический стиль управления и т.д.

К частным некоммерческим организациям относятся организации, основанные на различных формах негосударственной собственности, по отношению к ним часто используется термин «негосударственные некоммерческие организации».

Основными признаками негосударственных некоммерческих организаций являются:

  • добровольность образования;
  • инновационный характер развития;
  • экономия издержек производства при высоком качестве конечных результатов деятельности;
  • эффективное использование возможной прибыли.

Негосударственные некоммерческие организации, будучи основаны на частной форме собственности, действуют в общественных интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип плюрализма и равных возможностей для всех членов общества.

В рыночной экономике на негосударственные некоммерческие структуры возлагаются функции, которые ранее традиционно выполнялись государством. Функционирование негосударственных некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством экономических благ. Их деятельность, напротив, расширяет структуру общественных потребностей, создает возможности для дополнительного альтернативного предоставления продуктов потребителям. С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами экономики и социализации экономики, что положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества.

С учетом отмеченных выше положений некоммерческие организации в зависимости от целей функционирования, особенностей финансирования и затрат подразделяются на рыночных и нерыночных производителей.

К рыночным некоммерческим организациям относятся:

  • некоммерческие организации, занятые рыночным производством;
  • некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия.

Рассматриваемые некоммерческие организации обычно финансируются за счет взносов и отчислений со стороны соответствующей группы коммерческих предприятий.

Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, — организации, предоставляющие продукцию другим институциональным единицам бесплатно или по ценам, которые не ниже себестоимости. Такого рода некоммерческие организации не в состоянии получать финансовую выручку. Поэтому основным источником их финансирования являются регулярные взноси учредителей, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, трансферты и др. Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, могут быть разделены т две основные группы:

  • некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством;
  • некоммерческие организации, предоставляющие нерыночные блага домашним хозяйствам, финансируемые в основном м счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов.

Наибольшая активность работы некоммерческих организации отмечается в США и наблюдается в деле охраны окружающей среды, обеспечении быта бездомных, улучшении условий жизни н труднодоступных местностях, медицинских исследованиях, орт низации образования за счет пожертвований в благотворительные фонды, создании и поддержании религиозных общин.

В России негосударственные некоммерческие организации возникли уже на рубеже XVIII—XIX вв. Наибольшее же их распространение приходится на конец XIX — начало XX в. Второе свое рождение они отсчитывают с 1987—1990 гг. Особенно быстрый рост числа негосударственных некоммерческих организаций наблюдается в России с 1992 г. Таким образом, нынешний этап развития негосударственных некоммерческих организаций в нашей стране представляет в значительной мере возрождение былых российских традиций. Анализ данных, публикуемых Росстатом, показывает, что численность некоммерческих организаций в нашей стране постоянно растет.

Основные формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворигельных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Рассмотрим подробнее особенности источников финансирования некоммерческих организаций и тем самым выделим три основных типа таких организаций.

К первому типу некоммерческих организаций относятся учреждения, которые создаются собственниками для осуществления социально-культурных и иных функций некоммерческого характepa. Наиболее распространенным типом такой некоммерческой организации является государственное учреждение, главным источником финансирования которого являются бюджетные средства, и оно, как и казенное предприятие, осуществляет право оперативного управления, т.е. право владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом. Здесь действует институт доверительного управления. Передача имущества в доверительное управление не влечет за собой передачу прав собственности доверительному управляющему. Доверительный управляющий обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться этим имуществом, если оно приобретает за счет средств, выделенных ему по смете. Но оно имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность и за счет доходов от этой деятельности приобретать имущество, самостоятельно им распоряжаться и учитывать его на отдельном балансе.

Второй тип некоммерческих организаций представляет собой общественные, религиозные организации, добровольные объединения, ассоциации (союзы). Отличительной чертой этих некоммерческих организаций является организация их на основе членства и финансирование преимущественно за счет взносом участников (членов). Объединение членов (участников) некоммерческих организаций происходит на основе общности их интересом для удовлетворения общественно-полезных потребностей. Они не сохраняют право на переданные ими некоммерческим организациям имущество и членские взносы, но они и не отвечают по обязательствам этих организаций, а последние не отвечают по обязательствам своих членов. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Третьим типом некоммерческих организаций являются фонды. Они не имеют членства. Они учреждаются гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для достижения социальных, благотворительных, культурно-образовательных и других общественно полезных целей. Кроме того, к некоммерческим организациям принято относить потребительские кооперативы и объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

В заключение еще раз перечислим основные источники доходов, расходов и особенности налогообложения некоммерческих организаций.

Доход некоммерческой организации

Некоммерческая организация для ведения своей деятельности должна иметь определенный доход. К основным источникам фор мирования дохода некоммерческой организации относятся:

  • взносы участников организации;
  • поступления от учредителей;
  • добровольные взносы и пожертвования;
  • целевые поступления;
  • средства из государственного бюджета;
  • выручка от платной реализации товаров и услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты);
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие, не запрещенные законом, поступления.

Право привлекать дополнительные источники формирования дохода предоставляется некоммерческим организациям в обмен на обязательства создавать преимущественно общественные блага, оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, любительские, общественные интересы отдельных групп населения, возможную прибыль не распределять между учредителями (участниками) некоммерческой организации (исключение составляют потребительские кооперативы).

Порядок поступления вступительных и регулярных взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами либо решением ее органов управления.

Механизм регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Состав расходов некоммерческой организации

Функционирование некоммерческой организации связано с осуществлением определенных расходов. Их можно подразделить на следующие виды:

  • расходы по выполнению основной уставной деятельности (административно-хозяйственные расходы и расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений);
  • расходы, связанные с предпринимательской деятельностью;
  • средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;
  • потери и списания.

Распределение расходов некоммерческой организации зависит от формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий. Если учредителем является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на таком уровне, чтобы некоммерческие организации имели возможность обеспечить возмещение эксплуатационных доходов, расширить материально-техническую базу, осуществить капитальный ремонт, произвести денежный расчет с работниками и др. Нормативное финансирование осуществляется на основе специальных расчетных показателей, которые наиболее полно отражают результаты функционирования той или иной некоммерческой организации.

Налогообложение некоммерческих организаций

В России налоговый статус некоммерческой организации во многом зависит от ведения или отсутствия предпринимательской деятельности. Если некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от уплаты всех налогов. В случае ведения предпринимательской деятельности некоммерческая организация обязана уплачивать налог на прибыль и налог на добавочную стоимость, а также другие налоги и сборы. Однако и в этом случае предусмотрены льготы как для отдельных некоммерческих организаций, так и по отдельным видам их деятельности.

Ряд существенных налоговых льгот предоставляется некоммерческим организациям федеральным законодательством. Эти льготы действуют на всей территории России. Кроме того, на местном уровне и уровне субъекта Федерации, как правило, предоставляются дополнительные льготы в части налогов, поступающих в их бюджет. Часто при этом налоговые льготы на уровне субъекта Федерации или местном уровне довольно значительны.

  1. Благотворительная деятельность

Благотворительность

Право на благотворительную деятельность является неотъемлемой ценностью гражданского общества, обеспечивающей гражданам и негосударственным организациям, созданным по инициативе граждан, свободу от диктата государства, его органов и чиновником. Указанное право служит основной для конструктивного диалога между государством и гражданским обществом в вопросах определения приоритетов и особенностей деятельности, направленной на достижение общественного блага.

Понятие «благотворительная деятельность» характеризуется двумя базовыми признаками.

Первый — добровольное осуществление указанной деятельности.

Вторым признаком благотворительной деятельности является ее бескорыстность. Этот признак позволяет различать благотворительность и благотворительный маркетинг: спонсорство в отличие от благотворительности, средства, потраченные на благотворительный маркетинг, — не пожертвования, а вложение средств, так как подразумевают возвращение инвестиции. Под бескорыстностью понимается оказание поддержки не только на безвозмездной, но и на льготной основе.

Обращает на себя внимание самый широкий круг форм, в которых в соответствии с законом может осуществляться благотворительная деятельность: выделение денежных средств, передача товаров как приобретенных, так и собственного производства, и иные формы, включая предоставление своего труда гражданами.

Цели благотворительной деятельности трактуются в российском законодательстве весьма широко. Так, наряду с целями социальной поддержки и защиты граждан, которые традиционно относятся к целям благотворительной деятельности, в их число включен целый ряд целей, которые обычно признаются общественно значимыми, социально-приоритетными, и т.п.

Вместе с тем в соответствии с законодательством РФ не является благотворительной деятельностью оказание поддержки коммерческим организациям, а также политическим партиям, движениям, группам и компаниям.

Участники благотворительной деятельности

Благотворители — это граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

  • бескорыстной, т.е. безвозмездной или на льготных условиях передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения объектами права собственности;
  • бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг юридическими лицами.

Добровольцами признаются граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда (т.е. труда, который не оплачивается) в интересах благополучателя, в частности, благотворительной организации.

Участниками благотворительной деятельности являются также благополучатели, каковыми признаются граждане и юридические ища, получающие благотворительные пожертвования или (и) пользующиеся трудом добровольцев.

Благотворительная организация

Благотворительной деятельностью занимаются благотворительные организации. Благотворительной может быть признана организация, обладающая тремя признаками.

Во-первых, некоммерческая организация.

Во-вторых, неправительственная (негосударственная и немуниципальная) организация.

В-третьих, если благотворительная организация создается для реализации целей, путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Из последнего следует, что благотворительная организация не может создаваться для оказания поддержки только своим учредителям, членам, какому-то конкретному человеку, организации или группе персонально поименованных лиц.

Формы благотворительных организаций

Действующее в РФ законодательство предусматривает возможность создания благотворительных организаций в трех формах: общественной организации (объединения), фонда и учреждения.

Общественной организацией (объединением) признается добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Следует подчеркнуть, что под фондом здесь понимается не специфическая финансовая организация (такое понимание сегодня является весьма распространенным), для которой характерна специализация на финансировании общественно полезной деятельности (выдача грантов, выделение пособий, предоставление денежной помощи нуждающимся в иных формах), а одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Понимаемый таким образом фонд может осуществлять самые разнообразные виды деятельности, т.е. статус фонда могут иметь, например, детский приют, бесплатная больница для малообеспеченных и т.п.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Закон предусматривает, что благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, только если ее учредителем (собственником) является благотворительная организация. Такое требование закона может объясняться тем, что в противном случае, т.е. если бы собственником имущества благотворительной организации могло выступать любое лицо, в том числе коммерческая организация, возникли бы споры о целесообразности и обоснованности предоставления налоговых и иных льгот благотворительным организациям.

Учредители благотворительной организации

Учредителями благотворительной организации могут быть физические и(или) юридические лица.

Физические лица могут выступать учредителями благотворительных организаций, создаваемых в формах общественной организации (объединения) и фонда. При этом учредителями общественной организации должно быть не менее трех физических лиц.

Юридические лица могут выступать учредителями фондов и учреждений. При этом учредителем (собственником) учреждения может выступать только одно юридическое лицо, являющееся благотворительной организацией.

Физические и юридические лица могут совместно учреждать фонды и общественные объединения. В последнем случае необходимо выполнение двух условий. Во-первых, юридические лица сами должны являться общественными объединениями, и, во-вторых, число физических лиц должно быть не менее трех.

В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ учредители (участники, члены) не имеют имущественных прав в отношении благотворительных организаций, созданных в формах общественной организации (объединения) и фонда. Они не отвечают по обязательствам этих организаций, а последние не отвечают по обязательствам своих учредителей (участников, членов).

Учредитель благотворительной организации, созданной в форме учреждения (в качестве такового может выступать только благотворительная организация), является собственником ее имущества. Он вправе изъять излишки, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за благотворительным учреждением, и распорядиться им по своему усмотрению.

  1. Роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.)

Теория государства и права подчеркивает, что самоуправление предполагает совпадение субъекта и объекта управления, другими словами, участие граждан в решении всех касающихся их вопросов. Местное самоуправление выполняет две взаимосвязанные и неотделимые задачи. С одной стороны, как одна из частей системы разделения властей, оно противостоит авторитаризму и укрепляет демократические свободы. С другой стороны, за счет применения механизмов низовой демократии местное самоуправление позволяет повысить эффективность производства услуг общественным сектором. Эти две функции можно охарактеризовать как политическую и социально-экономическую. Отметим, что они могут рассматриваться лишь в совокупности, как две стороны одного явления. Поэтому развитие местного самоуправления в демократической России является столь же важной задачей, как и развитие федерализма. В федеративном государстве развитие местного самоуправления находится в непосредственной зависимости от степени зрелости самого федерализма.

Природа института местного самоуправления — самоорганизация населения, что позволяет, по сути, отнести местное самоуправление к явлениям общественной жизни. Это институт, который играет не менее важную роль, чем свобода совести и другие конституционные основы демократической системы. Он задумывался в российской Конституции как стратегический, долговременный инструмент, как среда формирования гражданской инициативы.

Отвечая на две общественные потребности — в эффективном управлении и развитии демократии, местное самоуправление создается не только в целях лучшей управляемости или приближения общественных услуг к населению, но и для гарантии свободы личности, развития гражданской самостоятельности и ответственности. Оно способствует развитию саморегулирования, которое является основой устойчивости общества и государства.

Территориальное самоуправление — самоорганизация граждан для самостоятельного осуществления инициатив местного значения. В этих условиях особое значение приобретает совместная работа органов местного самоуправления с другими институтами гражданского общества, максимально приближенными к уровню повседневной жизни. При этом некоммерческие организации, задействованные в решении местных социальных проблем, могут иметь различные формы организации.

Местные сообщества можно разделить на две группы. Первая это «территориально-административные» местные сообщества, которые определяются как объединения всех граждан, постоянно проживающих в границах территориального образования, признанного территорией местного сообщества. К этой группе относятся, например, объединения граждан по месту жительства, функционирующие в системе территориального общественного самоуправления (ТОС) населения. Решение местных задач эффективно на уровне ТОС (при наличии достаточного объема соответствующих ресурсов и полномочий) вследствие непосредственной близости к нуждам местного сообщества и имеет следующие особенности:

  • появляется возможность учета значительно большего спектра проблем жителей, нежели на уровне целого муниципального образования;
  • создаются условия для более рационального использования материальных, финансовых, организационно-технических и других ресурсов конкретной территории;
  • абсолютное большинство реально действующих органов ТОС исключительно конструктивно настроены на решение конкретных задач в сферах своей компетенции;
  • они ближе других институтов как гражданского общества, так и государства к реальным интересам населения муниципального образования вследствие артикуляции указанных интересов в процессах непосредственного взаимодействия.

Более того, ТОС предполагает активное участие жителей в решении социальных проблем территории, без чего местное самоуправление остается простой формальностью.

Вторую группу составляют «территориально-функциональные» местные сообщества, которые можно определить как объединения некоторого числа граждан, проживающих на территории данного поселения, основанные на общности потребностей и жизнедеятельности, выполняющие определенные функции в сфере местного самоуправления. Примером являются негосударственные некоммерческие организации (НКО), существование которых представляет собой один из результатов самоорганизации граждан и местном самоуправлении.

Некоммерческие организации могут преследовать различные цели. Основные из них:

  • рассмотрение и обсуждение проектов соответствующих нормативных документов, предложений по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты;
  • взаимное информирование органов местного самоуправления и НКО об основных направлениях социально-экономической политики, о развитии муниципального хозяйства и деятельности некоммерческих организаций;
  • рассмотрение и обсуждение проектов муниципальных программ, условий привлечения к их реализации организаций третьего сектора;
  • обсуждение мер финансовой и материально-вещественной поддержки органами местного самоуправления организаций третьего сектора.

Негосударственные некоммерческие организации создаются * низу» по инициативе самих граждан для реализации интересов

и удовлетворения потребностей не только членов данной организации, но и членов более широких социальных общностей. Эти организации способны взять на себя удовлетворение подавляющею числа потребностей населения в системе местного самоуправления, что делает их элементом этой системы. В основном данные организации занимаются предоставлением благ узколокального характера Причем обнаруживается фискальная эквивалентность — связь между пользой, выгодой граждан и их налоговыми платежами Чем группа меньше, тем она однороднее, тем сильнее проявляется фискальная эквивалентность, учитываются предпочтения людей К примеру, эффект от функционирования клубов по интересам, местных общественных самоуправляющихся ассоциаций, организованных на основе добровольной кооперации взносов, представляет собой эффект клубного, коллективного блага. Членские взносы и сборы, взимаемые на коллективные, клубные нужды, выполняю! функцию цены. С их помощью регулируются численность и состав членов клуба, а также качество работы и уровень использования материальной базы.

Таким образом, роль низовой демократии в решении местных социальных проблем очень существенна. В этой связи отметим, что ТОС может осуществляться в форме местных референдумом, собраний (сходов), конференций граждан, деятельности выборных органов (советов, комитетов и т.д.), а также через должностных лиц общественного самоуправления. Границы территории, на которой действует общественное самоуправление, устанавливаются соответствующими представительными органами местного самоуправления на основе предложений жителей этой территории, исходя из исторических, культурных, социально-экономических и иных признаков, а также в пределах архитектурно-планируемых зон и жилищных комплексов.

Территориальное общественное самоуправление в городах осуществляется, как правило, в границах избирательных округов.

В целях координации деятельности общественного самоуправления, повышения его эффективности в решении вопросов местного значения ТОС могут объединяться в союзы и ассоциации. Союзы и ассоциации ТОС регистрируются представительными органами местного самоуправления.

Принципы общественного самоуправления Общественное самоуправление осуществляется на принципах

  • широкого участия граждан и их объединений в выработке, принятии и реализации решений вопросов местного значения;
  • самостоятельности и самоуправления;
  • законности;
  • гласности;
  • выборности органов общественного самоуправления, их подконтрольности и подотчетности населению;
  • сочетания интересов ТОС с интересами муниципальных образований.

Основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами общественного самоуправления

Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают необходимые условия для осуществления органами общественного самоуправления своих полномочий, способствуют формированию их собственной экономической и финансовой основы, оказывают необходимую методическую и финансовую помощь.

Органы местного самоуправления по взаимному соглашению с органами общественного самоуправления могут наделять последних частью своих полномочий по осуществлению социально-экономического развития территории, передавать им в пользование объекты местного хозяйства, а также часть своих финансовых, материальных и иных ресурсов.

Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов общественного самоуправления строятся на договорной основе.

Компетенция органов общественного самоуправления

Компетенция органов общественного самоуправления определяется общим собранием (сходом), конференцией жителей, исходя из добровольно принимаемых обязательств, а также переданных полномочий органами местного самоуправления соответствующей территории и закрепляется в Положении «О территориальном общественном самоуправлении».

Орган общественного самоуправления может добровольно принять на себя обязательства по охране окружающей среды, сохранению и эксплуатации жилого и нежилого фондов, объектов социальной сферы, по воспитанию детей и молодежи, организации досуга населению, по содействию благотворительности и движению милосердия, охране правопорядка, защите прав потребителей товаров и услуг; проводить социологические исследования, осуществлять контроль над сферой обслуживания населения, деятельностью жилищно-коммунального хозяйства, решением иных вопросов местного значения.

Орган общественного самоуправления вправе вносить вопросы в повестку дня заседания выборочного органа местного самоуправления, а их представители имеют право участвовать при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

Советы микрорайонов, уличных, квартальных комитетов

Комитеты входят в систему территориального общественного самоуправления населения и являются первичным звеном самоуправления собственников и нанимателей жилых помещений. Территория деятельности соответствующего комитета определяется представительным органом местного самоуправления либо территориального общественного самоуправления.

Комитет избирается на общем собрании (сходе) жителей при условии, что на собрании (сходе) присутствует не менее половины жителей соответствующей территории. Комитет избирается открытым или тайным голосованием на срок не более срока полномочий соответствующего представительного органа местного самоуправления. Срок устанавливается общим собранием (сходом) и закрепляется положением о комитете.

Комитеты в своей деятельности подотчетны и подконтрольны общему собранию (сходу) жителей.

Компетенция комитетов определяется положением о них. Соответствующие органы местного самоуправления, территориального общественного самоуправления могут передавать комитетам некоторые свои полномочия на договорной основе.

Домовые комитеты в населенных пунктах

Домовые комитеты входят в систему территориального общественного самоуправления населения и являются его первичным звеном.

Территория деятельности домового комитета определяется представительным органом местного самоуправления и объединяет один или несколько домов, а также прилегающие территории.

Домовой комитет организует жилищное самоуправление в целях:

  • улучшения условий эксплуатации жилых и подсобных помещений;
  • оказания помощи в организации ремонта жилья;
  • проведения благоустройства прилегающей территории;
  • оказания помощи одиноким и инвалидам, другим нуждающимся жителям;
  • содействия правоохранительным органам в организации охраны общественного порядка;
  • содействия органам местного самоуправления и органам территориального общественного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Домовой комитет избирается на общем собрании (сходе) жильцов домов, корпусов, подъездов из граждан, в них проживающих. Председатель домового комитета избирается на собрании (сходе) либо на заседании домового комитета. Домовые комитеты в своей деятельности подотчетны общему собранию (сходу) жителей. Отчеты домовых комитетов заслушиваются на собраниях (сходах) не реже одного раза в год.

В заключение остановимся на вопросе о государственной поддержке объединений.

В Федеральном законе «Об общественных объединениях» предусмотрены принципиально новые формы государственной поддержки объединений, связанные с передачей им материальных ресурсов, которые могут осуществляться в трех самостоятельных формах: в форме государственных грантов, т.е. целевого финансирования конкретных программ общественных объединений по их заявках, путем заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение определенных работ и предоставление услуг, а также в форме социального заказа на выполнение различных государственных программ и поручений.

По механизму правового осуществления такой поддержки эти формы представляют собой различные виды гражданско-правовых договоров, а с точки зрения содержания отношений между общественными объединениями и государством они различаются по степени инициативы участников этих отношений. В случае получения государственных грантов инициатива объединений максимальна, поскольку в этом случае государство, обладая бюджетными ресурсами на решение социальных задач и устанавливая их приоритетность, может выделить часть таких ресурсов под определенные проблемы. При этом общественные объединения, составляя свои заявки, самостоятельно предлагают, что именно нужно сделать в этой сфере и каким образом, сколько на это необходимо ресурсов и какой результат оправдает сделанные вложения. Государственным органам нужно будет л ишь сравнивать и выбирать предоставленные заявки.

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте институциональные основы формирования экономики общественного сектора.
  2. Чем определяется порядок отнесения институциональных структур к общественному либо частному сектору экономики?

  1. Опишите основные признаки и факторы, определяющие развитие частно-государственного предпринимательства.
  2. Какие существуют основные организационно-правовые формы государственных предприятий?
  3. Раскройте роль и функцию «золотой акции» в управлении акционерным обществом.
  4. Дайте характеристику понятия «некоммерческая организация».
  5. Каковы основные виды и формы некоммерческих организаций?
  6. Опишите экономические основы функционирования некоммерческих организаций.
  7. Раскройте основные признаки и особенности благотворительной деятельности в РФ.
  8. Опишите место и роль низовой демократии в формировании институтов гражданского общества.
  9. Охарактеризуйте особенности взаимоотношений органов местного самоуправления с органами общественного самоуправления.
  10. Какие существуют формы государственной поддержки общественных объединений?

PAGE \* MERGEFORMAT1

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА