Анализ использования персонала на базе САЛОНА КРАСОТЫ «ОЛИВЕМ»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Анализ деятельности САЛОНА КРАСОТЫ «ОЛИВЕМ»………………5

1.1. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия…..5

1.1.1. Характеристика и структура предприятия……………………………5

1.1.2. Анализ объемов реализации услуг………………………………...……6

1.1.3. Анализ качества услуг…………………...……………………………….8

1.1.4. Анализ наличия и эффективности использования основных производственных фондов………….………………………………………….9

1.1.5. Анализ обеспеченности и эффективности использования оборотных средств……………………………………………………………...11

1.1.6. Анализ себестоимости услуг……………………………………………13

1.1.7. Анализ финансового состояния предприятия……………………….14

1.1.8. Анализ прибыли и рентабельности услуг…………………...……….21

1.1.9. Анализ отрасли и конкуренции…………………………………….….22

2. Анализ использования персонала……………………………….………..23

2.1. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и использования фонда оплаты труда…………………………………………………………...23

2.2. Анализ использования фонда рабочего времени…………….……….26

2.3. Анализ производительности труда……………………………………..28

2.4. Анализ социальной защищенности членов трудового коллектива..29

2.5. Выводы по результатам анализа деятельности………………………30

Список литературы…………………………………………………………...31

Дневник практики…………………………………………………………….32

ВВЕДЕНИЕ

Опыт доказал, жизнеспособность и эффективность рыночного механизма в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса. В условиях рынка предприятие является главным объектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безошибочно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.

Рыночная экономика ориентирует фирмы на удовлетворение спроса и потребителей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме необходимую для развития прибыль. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень их деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

Рынок характерен постоянным стремлением к повышению эффективности производства.

Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. В условиях рынка каждое предприятие вправе использовать любые оценки эффективности развития собственного производства. Особенности функционирования рынка также отторгают деление эффективности на общую и сравнительную, поскольку возможности способа развития производства и выбора наилучшего варианта зависят от рыночной конъюнктуры.

Рыночная же стихия сложна, и переход к рынку обуславливает возможность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления производством, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.

Для того, чтобы предприятие могло нормально функционировать и развиваться, оно должно получать доходы, прибыль, увеличивать денежные накопления.

Важным фактором роста прибыли, зависящим о деятельности предприятий, является рост объема производимой продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

Целью практики является всесторонне ознакомление с предприятием и технико-экономический анализ его деятельности. Я провела анализ салона красоты «Оливем» расположенным в г. Санкт-Петербург.

I. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САЛОНА КРАСОТЫ «ОЛИВЕМ»

1.1. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия

1.1.1. Характеристика и структура предприятия

Лучшие салоны красоты г. Санкт-Петербурга борются за право сделать Вас яркими, изящными, уверенными в себе и неотразимыми. Оригинальные причёски, современный уход за кожей, ногтями, волосами, различные процедуры по оздоровлению и очистке организма – арсенал средств обширен и при правильном применении может привести к поистине волшебному преображению. Всего за несколько часов превратиться из скромной Золушки в яркую, обаятельную, изысканную принцессу, настоящую королеву любого вечера – да, теперь это возможно, и действительно хороший салон красоты может стать Вашей доброй феей.

Однако, наша внешность, наше здоровье – величайшие ценности, подаренные нам природой. Их так сложно улучшить, но так легко погубить… А значит, необходимо очень ответственно подходить к вопросу выбора салона красоты, даже в СПб, где средний уровень подобных заведений достаточно высок. Только ответственные, квалифицированные мастера имеют право заниматься Вашей внешностью! Они должны быть не только настоящими художниками, но и подлинными профессионалами в своём деле! Только в этом случае можно гарантировать результат, достойный Вашей красоты и очарования!

Салон красоты «Оливем» - профессиональный салон красоты, г. Санкт-Петербурга. Дружный коллектив салона имеет высокую профессиональную квалификацию, дорожит своей незапятнанной репутацией и отличается креативностью и высоким творческим потенциалом. Причёски, уход за кожей и ногтями – основные сферы деятельности нашего салона красоты. Причёски для свадеб, юбилеев, эксклюзивные причёски для любого торжественного случая, а также процедуры для волос, наращивание ногтей и другие виды ухода за ногтями, массаж, солярий и многое другое – это именно то, что предлагает салон.

Организационная структура салона красоты «Оливем» представлена на рисунке 1.

Рис. 1.1.1. Организационная структура салона красоты «Оливем».

1.1.2. Анализ объемов реализации продукции

Основные экономические показатели салона красоты «Оливем» 2008 год был для Компании благоприятным, динамичным и успешным. Значительный прирост был достигнут по доходам от услуг перманентного макияжа и наращивания волос, благодаря жесткой экономии затрат Компания достигла уверенного прироста чистой прибыли (Таблица 1.).

Таблица 1.

Основные экономические показатели салона красоты «Оливем»

Основные экономические показатели

Единицы измерения

2007 г.

2008 г.

Темп изменения показателей 2008/2007 (%)

выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

млн. руб.

17570,60

19772,40

112,53

в т.ч. доходы от услуг перманентного макияжа

млн. руб.

16561,50

18926,60

114,28

Расходы

млн. руб.

12785,50

14274,90

111,65

Прибыль от продаж

млн. руб.

4785,00

5497,50

114,89

Прибыль до налогообложения, млн.руб.

млн. руб.

1632,80

2640,40

161,71

Чистая прибыль, млн.руб.

млн. руб.

1184,40

1826,80

154,24

Бурный рост спроса на услуги салона красоты как у населения, так и у корпоративных пользователей позволил Компании увеличить в 2008 году выручку от объема предоставления услуг на 12,53%.

Доходы от перманентного макияжа увеличились на 14,3% по сравнению с 2007 г. и достигли 18 926,6 тыс. руб. Доходы от услуг салона населению составили 10 178,7 тыс. руб., удельный вес доходов от населения 53,8 % в общей сумме доходов от услуг салона. Существенной статьей в структуре доходов от услуг салона являются доходы от услуг парикмахеров (47,9 %) (Таблица 2.).

Таблица 2

Структура доходов по видам и категориям потребителей за 2008 год

Виды услуг

Всего (без НДС), тыс. руб.

в том числе от населения

Доходы от услуг салона - всего, в том числе

18926624,30

10178758,90

услуги перманентного макияжа

3767802,80

1652835,50

услуги парикмахеров

9068557,70

6794295,50

услуги мастеров маникюра и педикюра

2865461,10

1478449,90

услуги массажиста

4487,80

1557,10

услуги лечения волос

2895460,00

0

прочие

330854,90

251620,90

1.1.3. Анализ качества продукции

Насколько качественными являются услуги салона, предлагаемые салоном красоты «Оливем» можно выяснить путем расчета удельного веса стоимости услуг, на качество которых поступили жалобы покупателей, в общем объеме реализации (табл. 3).

Таблица 3

Показатели качества предлагаемых услуг салоном красоты «Оливем»

Показатель

Единица измерения

2007 год

2008 год

1. Объем реализации услуг

млн.руб.

17570,60

19772,40

2. Стоимость услуг, по которой поступили жалобы покупателей

млн.руб.

1,5

0,7

3. Удельный вес стоимости услуг, по которой поступили жалобы покупателей

%

0,009

0,004

Произведенные расчеты показывают, что в каждом рассматриваемом периоде имеет место относительно небольшой процент жалоб покупателей на качество продукции.

В 2007 году жалоб поступило больше, т.к. именно в этот период предприятие стало сотрудничать с несколькими новыми поставщиками продукции необходимой для салона, качество товаров которых было недостаточно изучено на практике.

В 2008 году – удельный вес стоимости продукции, по которой поступили жалобы потребителей, стабилен. В связи с этим можно сделать вывод, что салон красоты «Оливем» оказывает качественные услуги.

Сотрудники салона постоянно работают над улучшением качества предоставляемых услуг путем анализа наиболее часто поступающих жалоб и отказа от поставщиков, недобросовестно оказывающих свои услуги.

1.1.4. Анализ наличия и эффективности использования основных производственных фондов

На основе данных приведенных в Таблице 4. видно, что на начало 2008 года наибольшую часть в структуре имущества салона занимают основные средства 79,8% и их стоимость составляет 33 022 381 тыс. руб. Основные фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов в любой промышленности (имеются в виду основные и оборотные фонды, а также фонды обращения). Они определяют производственную мощь предприятий, характеризуют их техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности. Состав и структура основных фондов салона представлена в Таблице 4.

Таблица 4

Основные средства салона красоты «Оливем»

Наименование показателя

На начало отчетного года

Поступило

Выбыло

На конец отчетного года

Структура

Откло-нения

На начало года

На конец года

%

Здания

5 208 171

60 525

(15819)

5 252 877

10,89

10,11

0,86

Сооружения и передаточные устройства

17 743 728

975 808

(65723)

18 653 813

37,09

35,89

5,13

Машины и оборудования

22 096 550

2 953 358

(540549)

24 509 359

46,19

47,16

10,92

Транспортные средства

469 512

29 129

(7 901)

490 740

0,98

0,94

4,52

Вычислительная и оргтехника

1 365 308

658 095

(29 539)

1 993 864

2,85

3,84

46,04

Жилой фонд

29 997

0

(2 054)

27 943

0,06

0,05

-6,85

Земельные участки и объекты природопользования

3 529

58

(0)

3 587

0,01

0,01

1,64

Другие виды основных средств

917 738

132 517

(12 393)

1 037 862

1,92

2,00

13,09

Итого

47 834 533

4 809 490

673978

51 970 045

100

100

8,65

По состоянию на 1 января 2008 года салон не переоценивал основные средства. Данные по изменению стоимости основных средств представлены в Таблице 5.

Таблица 5

Изменение стоимости основных средств

2008 год

2007 год

Первоначальная стоимость на начало года

47 834 532

45 275 317

Увеличение стоимости, всего

4 451 955

2 883 484

в том числе за счет:

приобретения новых объектов

1 234 043

711 630

строительства, модернизации и реконструкции действующих объектов

3 215 993

2 162 279

в т. ч. безвозмездного получения

-

9 945

прочий приход

1 919

9 575

Уменьшение (выбытие) стоимости, всего

(316 443)

(324 269)

в том числе за счет:

реализации

(30 264)

(55 332)

списания

(272 567)

(258 542)

прочего выбытия

(13 612)

(10 395)

Итого изменение первоначальной стоимости основных средств

4 135 512

2 559 215

Первоначальная стоимость на конец года

51 970 044

47 834 532

Накопленная амортизация на начало года

(14 812 151)

(12 457 021)

Изменение амортизации, всего

(2 623 120)

(2 355 130)

Начислено амортизации за период

(2 891 992)

(2 616 752)

Прочий приход амортизации

(19 317)

(20 587)

Амортизация по выбывшим объектам:

по реализованным

22 460

38 469

по списанным

244 202

229 952

по прочим выбытиям

21 527

13 788

Накопленная амортизация на конец года

(17 435271)

(14 812 151)

Остаточная стоимость на начало года

33 022 381

32 818 296

Остаточная стоимость на конец года

34 534 773

33 022 381

Основную долю приобретенных и построенных основных средств составляет оборудование и средств на общую сумму 4 268 464 тыс. руб., что составляет 95,9% от общей величины введенных основных средств.

Первоначальная стоимость основных средств, по которым начислено 100% амортизации (полностью изношенные основные средства), но продолжающих находиться в эксплуатации по состоянию на 31 декабря 2008 года составляет 4 708 971 тыс. руб. (на 31 декабря 2007 года - 3 615 037 тыс. руб.).

Из общей суммы вложений 2008 года в строительство, модернизацию и реконструкцию объектов основных средств капитальные вложения в сумме 1 161 814 тыс. руб. произведены в целях приведения зданий салона в соответствие с требованиями нормативных актов.

В 2008 году салон капитализировал в стоимость незавершенного строительства проценты по заемным средствам в сумме 1 286 тыс. руб. (2007 год – 4 480 тыс. руб.) по ставкам, указанным в условиях получения кредитов и займов, средства которых были направлены на финансирование объектов строительства нового здания для салона.

Прочие внеоборотные активы (статья 150 баланса) на исследуемый период составили 4,47% в общей структуре.

2.1.5. Анализ обеспеченности и эффективности использования оборотных средств

Анализ обеспеченности оборотными активами салона красоты «Оливем» представлен в таблице 6.

Таблица 6

Анализ обеспеченности оборотными активами салона красоты «Оливем»

II.ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы

965 735

875 970

2,34

2,05

-89 765

-9,29

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

1 073 686

652 396

2,6

1,53

-421 290

-39,24

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

9 644

4 192

0,02

0,01

-5 452

-56,53

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

1 210 569

1 687 811

2,93

3,96

477 242

39,42

Краткосрочные финансовые вложения

121 064

13 176

0,29

0,03

-107 888

-89,12

Денежные средства,

236 923

495 570

0,57

1,16

258 647

109,17

Прочие оборотные активы

918

836

0,002

0,002

-82

-8,93

Величина денежных средств увеличилась на 258 647 тыс. рублей. За 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличилось поступление денежных средств по текущей деятельности салона на 496 014 тыс. руб., поступление от инвестиционной деятельности так же увеличилось на 73 803 тыс. руб., поступление денежных средств по финансовой деятельности возросло на 280 706 тыс. руб., а это больше на 3,5% чем в 2007 году. Увеличился объем направленных денежных средств на оплату труда, выплату процентов и расчетов по налогам и сборам на 2,09% и в 2008 году составил 21 327 950 тыс. руб. Уменьшилось поступление денежных средств на погашение займов, погашение обязательств по финансовой аренде и выплату дивидендов на 12,04% или на 1 631 075 тыс. рублей по сравнению с 2007 годом.

По статье Краткосрочные финансовые вложения за 2008 год сумма резко снизилась на 89,12% или 107 888 тыс. руб. и составила на конец 2008 года 13 176 тыс. рублей. На 56,5% снизилась дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и на конец 2008 года составила 4 192 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям снизился на 39,24% и составил на конец года 652 396 тыс. руб. На 30,95% произошло понижение в сумме раздела отложенные налоговые активы.

Незначительное снижение наметилось по статье «Запасы» в том числе стоимость запасов, материалов и других аналогичных ценностей за вычетом резерва на снижение стоимости материальных ценностей и по статье «Прочие оборотные активы» на 8,93%.

Общая сумма резерва под снижение стоимости материальных ценностей на 31 декабря 2008 года составляет 24 824 тыс. руб. (на 31 декабря 2007 года - 7 293 тыс. руб.), в том числе в основном по строительным материалам - 9 589 тыс. руб. (на 31 декабря 2007 года - 8 тыс. руб.), по СПА средствам - 2 848 тыс. руб. (на 31 декабря 2007 года - 5 758 тыс. руб.).

1.1.6. Анализ себестоимости продукции

Расходы по обычным видам деятельности за 2008 г. составили 14 274,9 млн. руб., по сравнению с 2007 г. увеличились на 11,6 % (Таблица 7).

Таблица 7

Основные расходы предприятия салона красоты «Оливем»

Наименование

Сумма расходов, млн. руб.

Удельный вес в общей сумме расходов, %

Изменения

Темп роста, %

2007 г.

2008 г.

2007 г.

2008 г.

абсолютное, млн. руб.

Относи-тельное, %

Затраты на оплату труда

4244,90

4297,70

33,20

30,11

52,80

0,5

101,24

Отчисления на социальное страхование

1051,00

1047,60

8,22

7,34

-3,40

0,0

99,68

Амортизация основных фондов

2608,00

2887,50

20,40

20,23

279,50

2,8

110,72

Материальные затраты

1467,80

1667,00

11,48

11,68

199,20

2,0

113,57

Расходы по услугам операторов связи

995,50

1738,30

7,79

12,18

742,80

7,4

174,62

Услуги сторонних организаций

1122,40

1250,40

8,78

8,76

128,00

1,3

111,40

Прочие расходы

1295,90

1386,40

10,14

9,71

90,50

0,9

106,98

ИТОГО

12785,50

14274,90

100,00

100,00

1489,40

14,9

111,65

В общей сумме затрат салона наибольшую долю занимают затраты на оплату труда – 30,1 %. По данной статье в 2008 г. расходы составили 4 297,7 млн. руб., что на 52,8 млн. руб. или на 1,2% больше по сравнению с 2007г.

Рост амортизационных отчислений на 10,7% обусловлен увеличением основных фондов в отчетном году. Увеличение материальных затрат на 13,6% вызвано ростом цен на материалы, комплектующие и запасные части, повышением тарифов на тепло- и энергоносители. Удельный вес материальных затрат в общей сумме расходов за отчетный год составил 11,7%.

Рост расходов по услугам операторов связи в 1,7 раза по сравнению с 2007г. вызван изменением методологии взаиморасчетов с операторами мобильной связи (введение системы CPP «платит звонящий»). Удельный вес затрат по данной статье в общей сумме расходов увеличился с 7,8% в 2007г. до 12,2% в 2008г.

Увеличение расходов услуг сторонних организаций на 11,4% обусловлен ростом расходов на текущий и капитальный ремонт, а также увеличением расходов по агентским вознаграждениям.

Рост прочих расходов на 7,0% обусловлен увеличением обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, увеличением расходов по программным обеспечениям и базам данных (Oracle E-Business Suite).

1.1.7. Анализ финансового состояния предприятия

При анализе финансового состояния предприятия предполагается расчет показателей платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Платежеспособностью считается способность предприятия погасить свою кредиторскую задолженность за счет тех или иных источников и элементов оборотных средств.

Таблица 8

Показатели соотношения основных и оборотных средств

Показатель

Уровень показателя

на начало года

на конец года

изменение

1

Удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса (коэффициент финансовой автономии предприятия)

0,34

0,35

+0,01

2

Удельный вес заемного капитала (коэффициент финансовой зависимости)

0,66

0,64

-0,02

3

Коэффициент текущей задолженности

0,32

0,28

-0,04

4

Коэффициент долгосрочной финансовой независимости

0,67

0,71

-0,04

5

Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом

0,49

0,55

-0,06

6

Коэффициент финансового левериджа (плечо финансового рычага)

2,02

1,8

-0,22

Чем выше уровень первого, четвертого и пятого показателей и чем ниже уровень второго, третьего и шестого показателей, тем устойчивее ФСП. Из Таблицы 8 видно, что доля собственного капитала имеет тенденцию к небольшому увеличению. За отчетный год она повысилась на 1%, так как темпы прироста собственного капитала выше темпов прироста заемного капитала. Плечо финансового рычага уменьшилось на 0,22 процента. Это свидетельствует о том, что финансовая зависимость предприятия от внешних инвесторов несколько понизилась.

Важными показателями, характеризующими структуру капитала и определяющими устойчивость предприятия, являются сумма чистых активов и их доля в общей валюте балансе. Величина чистых активов (реальная величина собственного капитала) показывает, что останется собственникам предприятия после погашения всех обязательств в случае ликвидации предприятия. Определяется она следующим образом: из общей суммы активов вычитаются налоги по приобретенным ценностям, задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров, целевое финансирование и поступления, долгосрочные финансовые обязательства, краткосрочные финансовые обязательства (краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность и расчеты по дивидендам).

42 664 690 тыс. руб. - 15 112 616тыс. руб.-12 359 166 тыс. руб.=15 192 908 тыс. руб.

Величина чистых активов является довольно условной, поскольку рассчитана по данным не ликвидационного, а бухгалтерского баланса, в котором активы отражаются не по рыночным, а по учетным ценам. Тем не менее, видно, что их величина значительно превышает уставной капитала.

Так же одним из важнейших показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности (Таблица 9), с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.

Вторая группа (А2) – это быстрореализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.

Третья группа (А3) – это медленнореализуемые активы (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов). Значительно больший срок понадобится для превращения их в готовую продукцию, а затем в денежную наличность.

Четвертая группа (А4) – это труднореализуемые активы: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.

Таблица 9

Характеристика активов предприятия по уровню ликвидности

Наиболее ликвидные активы

357 987

Быстро реализуемые активы

1 221 130

Медленно реализуемые активы

2 039 421

Трудно реализуемые активы

37 722 762

Итого активы

41 341 300

Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия:

Таблица 10

Характеристика пассивов баланса по степени срочности их оплаты

Наиболее срочные обязательства

4 143 731

Краткосрочные обязательства

8 533 715

Долгосрочные обязательства

14 084 118

Собственный капитал и другие постоянные пассивы

14 579 736

Итого пассивы

41 341 300

Таблица 11

Рекомендуемые значения абсолютных финансовых показателей ликвидности баланса

Показатель

Формула расчета показателя

Рекомендованное значение, тенденция

Разность наиболее ликвидных активов и наиболее краткосрочных обязательств

А1-П1

>=0

Разность быстро реализуемых активов и краткосрочных обязательств

А2-П2

>=0

Разность медленно реализуемых активов и долгосрочных обязательств

А3-П3

>=0

Разность собственного капитала и других видов постоянных активов

П4-А4

>=0

Проведем финансовый анализ показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости салона красоты.

В результате сопоставления активов и обязательств по балансу на начало года выявляется несоответствие значений всех абсолютных финансовых показателей ликвидности рекомендуемым значениям:

А1-П1=-3 785 744<0

А2-П2=-7 312 585<0

А3-П3=-12 044 697<0

П4-А4=-23 143 026<0

Это свидетельствует о недостаточности наиболее ликвидных активов (денежных средств в данном случае) для оплаты срочной кредиторской задолженности, о недостаточности быстро реализуемых активов для покрытия краткосрочных обязательств. Последние два показателя говорят о невозможности поступления платежей в отдаленном будущем, а самое главное – отсутствие у предприятия собственного капитала и других постоянных пассивов в достаточном количестве для обеспечения потребности в оборотных активах, что необходимо для соблюдения минимального условия финансовой устойчивости салона.

В течении отчетного года значения абсолютных показателей ликвидности практически не улучшились.

Можно сделать вывод, что салон на данном этапе не в состоянии погашать свои обязательства наличными денежными ресурсами. Для нашего салона время превращения активов в наличность процесс, скорее всего длительный, что говорит о неликвидности баланса и о невозможности изыскания платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов).

Наряду с абсолютными показателями, для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия необходимо рассчитать относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов – Кт.л.) – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия оборотными активами оборотных пассивов. Коэффициент характеризует в какой степени все краткосрочные обязательства обеспечены оборотными активами. Рекомендованные значения, тенденции от 1 до 2.:

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Характеризует прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Рекомендованное значение от 1 и выше.

;

Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. Рекомендованное значение от 0,2 до 0,5.

;

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств, определяется отношением запасов ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Характеризует степень зависимости платежеспособности предприятия от запасов при мобилизации средств от их конверсии в деньги для покрытия краткосрочных обязательств. Рекомендованное значение от 0,5 до 0,7.

;

Из рассчитанных коэффициентов можно сделать вывод, что салон красоты имеет очень низкий коэффициент абсолютной ликвидности, что говорит о маленькой гарантии погашения долгов перед поставщиками сырья и материалов. Очень низкий показатель коэффициента быстрой ликвидности говорит о том, что в составе оборотных активов очень малую долю составляют денежные средства и их эквиваленты. К тому же у анализируемого баланса очень низкий запас резервов для компенсации убытков, о чем говорит очень низкий коэффициент текущей ликвидности.

Очевидно, что коэффициент текущей ликвидности и доля собственного оборотного капитала в формировании оборотных активов меньше норматива, но наметилась тенденция роста этих показателей.

На основе рассчитанных коэффициентов можно охарактеризовать структуру баланса салона красоты «Оливем» как неудовлетворительную. салон имеет большую, как краткосрочную, так и долгосрочную задолженность по кредитам и займам. Доля собственного капитала в общей валюте баланса не велика, а долгосрочные и краткосрочные обязательства значительно превышают собственные средства Общества.

По всей видимости, большой долговой рычаг является главной проблемой компании. С учетом неблагоприятной текущей конъюнктуры рынка долговых обязательств, можно предположить, что такой долговой рычаг заставляет компанию «ходить по тонкому льду». Если рост конкуренции со стороны других аналогичных компаний приведет к снижению рыночной доли салона, проблема с задолженностью может усугубиться.

1.1.8. Анализ прибыли и рентабельности продукции

Производственно-финансовая деятельность салона в 2008 году была направлена на достижение уверенного роста показателей эффективности (Таблица 12).

Таблица 12

Показатели эффективности работы предприятия

ПОКАЗАТЕЛИ

2007 г. 

 2008 г.

темп роста, %

EBITDA, млн.руб.

6 307,60

7 348,00

16,49

Рентабельность EBITDA, %

35,9

37,2

1,30

Рентабельность по прибыли от продаж, %

27,2

27,8

0,60

Рентабельность по прибыли до налогообложения, %

12,8

18,5

5,70

Рентабельность по чистой прибыли, %

9,3

12,8

3,50

Рентабельность активов,%

2,8

4,38

1,58

Показатель EBITDA увеличился на 16,49% и составил 7 348,00 млн. руб. (показатель EBITDA рассчитывается как сумма прибыли до налогообложения, амортизационных отчислений и процентов к уплате), рентабельность показателя EBITDA по итогам 2008 г. достигла 37,2 %, превысив на 1,3 процентных пункта показатель 2007 г.

1.1.9. Анализ отрасли и конкуренции

Конкурентная стратегия салона красоты «Оливем» основывается на выявлении сильных и слабых сторон конкурентов; на заботе о качестве предлагаемых услуг; на политике снижения цен и предоставления накопительных скидок; на предоставлении максимального количества сопутствующих услуг; на максимальном удовлетворении запросов покупателей с различными доходами и т.д.

Основными конкурентами салона красоты «Оливем» являются салоны «АРКАДИЯ», «ЛС-Студия», «Sona».

Так как преимущества и недостатки вышеперечисленных организаций во многом схожи, целесообразнее будет рассмотреть их отличительные признаки (табл. 13).

Таблица 13.

Отличительные признаки предприятий-конкурентов

Наименование предприятия-конкурента

Отличительные признаки

«АРКАДИЯ»

Приоритетное направление деятельности – заказ услуг по дисконтным картам.

«ЛС-Студия»

Площадь салона позволяет предоставлять больше услуг.

«Sona»

Ориентирован на клиентов с высокими доходами.

За 7 лет работы, салон красоты «Оливем» выработал неизменные принципы работы. Именно поэтому все косметические и парикмахерские услуги проводятся на лучших профессиональных линиях, таких как Guinot (Франция) и Germanie de Capuccini (Испания), Creative, Gehwol.

II. Анализ использования персонала салона красоты «Оливем»

2.1. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и использования фонда оплаты труда

Таблица 14

Укомплектованность по штатному расписанию на 1 января 2009 года

Должность

Количество работников

Директор

1

Зам. директора

1

Администратор

1

Гл. бухгалтер

1

Зам. гл. бухгалтера

1

Экономист

2

Инспектор по кадрам

1

Ст. кассир

1

Кассир

2

Парикмахеры

20

Мастера по маникюру

25

Мастера по педикюру

25

Массажисты

15

Мастер татуажа

6

Врач консультант

3

Всего

В данном разделе проведем анализ состава работников и проиллюстрируем динамику их численности.

Таблица 15

Анализ структуры персонала предприятия и его квалифицированности

Показатели

2007 год

2008 год

Абсолютное отклонение 2008 к 2007

Темп прироста % 2008 к 2007

чел.

%

Чел.

%

Списочная численность, всего, в т.ч.:

95

100

105

100

10

10,5

Работники

высокой квалификации

20

21

23

22

2

15

Работники средней квалификации

63

66

72

69

9

14,3

Работники низкой квалификации

12

13

10

9

-3

-16,7

Результаты таблицы 15 показывают, что состав салона красоты значительно изменился.

Значительно увеличилась численность персонала в 2008 году и составила 105 человек, что является на 10,5% выше аналогичного показателя за 2007 год. При этом значительно увеличилось количество работников высокой и средней квалификации – 15% и 14,3% соответственно. В то же время уменьшилось количество работников низкой квалификации - -16,7%.

Такие изменения в сторону повышения профессионализма персонала обусловлены проводимой руководством предприятия политики по улучшению общей квалифицированности кадров, что в итоге предопределило текучесть кадров на предприятии.


Таблица 16

Движение рабочей силы

Показатели

2007

2008

Абсолютный прирост 2008 к 2007 году

Относительный прирост % 2008 к 2007 году

1

Состояло работников на начало периода

90

98

8

8,9

2

Принято всего, чел.

10

8

-2

-20

3

Выбыло всего чел., в т.ч.:

5

1

-4

-80

4

по собственному желанию;

3

1

-2

-66,7

5

Уволено за нарушение трудовой дисциплины

2

-

-2

-

6

Состояло работников на конец периода, чел

95

105

10

10,5

7

Среднесписочная численность, чел.

92,5

101,5

9

9,7

8

Коэффициент оборота по приему, % (стр2/стр7)

10,8

7,9

-2,9

-26,8

9

Коэффициент оборота по выбытию, % (стр3/стр7)

5,4

1

-4,4

-81,5

10

Коэффициент общего оборота, %((стр2+стр3)/стр7)

16,2

8,9

-7,3

-45,1

Из анализа движения рабочей силы видно, что в 2008 году значительно выросла среднесписочная численность населения по сравнению с 2007 на 9,7%. При этом уменьшилось количество людей принятых на работу в 2008 по сравнению с 2007 годом на 20%. Однако сократилось и число уволенных на 80% за аналогичный период. Таким образом, можно сделать вывод, что работники довольны условиями труда и уровнем заработка.

В то же время на предприятии большое внимание уделяется дисциплине. Об этом говорит тот факт, что в 2008 году не было уволено ни одного работника за нарушение дисциплины. При этом уменьшилось количество уволившихся по собственному желанию на 66,7% в 2008 году по сравнению с 2007.

За анализируемый период уменьшился оборот по приему работников на 26,8%, еще значительней уменьшился оборот по выбытию на 81,5%. В итоге коэффициент общего оборота в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшился на 45,1%.

Данные по таблице 16 отражают результаты планомерной работы руководства предприятия, направленной на привлечение квалифицированных специалистов. В то же время кадровая политика направлена на создание наиболее благоприятных условий работы, внутриорганизационного микроклимата, а также иных факторов, способствующих «удержанию» специалистов.

2.2. Анализ использования фонда рабочего времени

Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним рабочим за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени.

Таблица 17

Баланс рабочего времени на одного среднесписочного работника

№ стр.

Показатели

2007

2008

План к 2008

Абсолютное отклонение 2008 года от:

Относительный прирост % 2008 года от:

2007

плана

2007

плана

1

Календарный фонд рабочего времени, в т.ч.

365

365

365

-

-

-

-

2

Праздничные

12

16

16

4

-

3,3

-

3

Выходные

103

101

100

-2

1

-1,9

1

4

Номинальный фонд рабочего времени (стр1 – стр2 – стр3)

250

248

247

-2

1

-0,8

0,4

5

Неявки на работу, дни, в т.ч.

13

14

8

1

4

7,7

40

6

Ежегодные отпуска

6

8

8

2

-

33,3

-

7

болезни

5

5

-

-

-

-

-

8

прогулы

2

1

-

-1

-

-50

-

9

Явочный фонд рабочего времени, дни (стр4 – стр5)

237

234

240

-3

-6

-1,3

-2,5

10

Продолжительность рабочего дня, час

8

8

8

-

-

-

-

11

Бюджет рабочего времени, час, (стр.9*стр.10)

1896

1872

1920

-24

-48

-1,3

-2,5

12

Предпраздничные сокращенные дни, час.

9

5

3

-4

2

-44,4

66,7

13

Полезный фонд рабочего времени, час, (стр.11-стр.12)

1887

1867

1917

-20

-50

-1,1

-2,6

Из анализа таблицы 17 видно, что номинальный фонд рабочего времени в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшился на 0,8%, но превышает план на 2008год на 0,4%.

В 2008 году по сравнению с анализируемым годам возросло количество дней неявок на работу на 7,7%, а по сравнению с плановыми показателями на 40%. В то же время увеличилось количество дней отпусков по сравнению с 2007 годом на 33,3, при этом данный показатель полностью совпадает с плановым.

Уменьшилось количество дней прогулов на 50%. Уменьшение данного показателя связано с проводимыми руководством предприятия мероприятиями по сокращению прогулов.

По сравнению с 2007 годом в 2008 уменьшился явочный фонд рабочего времени и как следствие бюджет рабочего времени на 1,3%, по сравнению с планом показатель 2008 года ниже на 2,5%.

Однако вышеперечисленные показатели не полностью отражают состояние использования работников. Более полно использование трудовых ресурсов можно оценить при помощи показателя фонда рабочего времени

Таблица 18

Фонд рабочего времени

№ стр.

Показатели

2007

2008

Абсолютный прирост 2008 года к 2007

Относительный прирост 2008 года к 2007 году, %

1

Среднесписочная численность рабочих

92,5

101,5

9

9,7

2

Явочный фонд рабочего времени, дни

237

234

-3

-1,3

3

Продолжительность рабочего дня, часов

8

8

-

-

4

Фонд рабочего времени, ч. (стр1 * стр2 * стр3)

170995

187633

16638

9,7

Таким образом, несмотря на уменьшение явочного фонда рабочего времени в целом фонд рабочего времени вырос на 9,7%, что в абсолютном выражении составило 16638 часов. Такое увеличение стало возможным благодаря привлечению новых сотрудников.

Однако фонд рабочего времени не дает полной характеристики эффективности работы трудовых ресурсов на предприятии, поэтому для ее расчета необходима оценка эффективности использования персонала.

2.3. Анализ производительности труда

Таблица 19

Производительность труда

№ стр.

Показатели

2007

2008

Абсолютный прирост 2008 к 2007 году

Относительный прирост 2008 к 2007 году в %

1

Денежная выручка

17570,60

19772,40

2201,8

112,53

2

Среднесписочная численность, чел.

92,5

101,5

9

9,7

3

Производительность труда, год. (стр1 / стр2)

189,95

194,8

4,85

102,5

В итоге 2008 года по сравнению с 2007 производительность труда выросла на 2,5%, что предопределенно ростом денежной выручки за анализируемый период на 12,53%.

В то же время следует учитывать, что работники – это, прежде всего живые люди, от результатов деятельности которых зависит функционирование предприятия. Поэтому, чтобы обеспечить нормальную бесперебойную работу предприятия, необходимо постоянно мотивировать персонал, а также внедрять новые технологии для совершенствования трудового процесса.


2.4. Анализ социальной защищенности членов трудового коллектива салона красоты «Оливем»

В салоне красоты предусмотрены следующие направления социальной защиты работников:

- предоставление и оплата очередных и учебных отпусков, а также отпусков по больничному листу;

- оказание материальной помощи нуждающимся сотрудникам;

- выплата пособий к юбилейным датам, свадьбе, при уходе на пенсию, на рождение детей и т.п.;

- оплата новогодних подарков в детских садах и школах сотрудникам с детьми;

На практике же происходит следующее. Оказание материальной помощи зачастую осуществляется не в полном объеме, который необходим сотруднику, а зависит от решения руководства, на которое, в свою очередь, могут повлиять как межличностные отношения, так и наличие свободных денежных средств на данный момент. Например, в 2008 году из 29 заявлений от сотрудников полностью были удовлетворены 15, частично удовлетворены 12 и 8 остались без внимания.

На решение руководства о выплате пособий к праздничным датам влияет стаж работы сотрудника на предприятии.

Таким образом, в салоне красоты «Оливем» полностью и в обязательном порядке осуществляются только те меры социальной защиты сотрудников, которые строго регламентированы трудовым законодательством.

Выводы по результатам анализа деятельности салона красоты «Оливем»

Доходы от перманентного макияжа увеличились на 14,3% по сравнению с 2007 г. и достигли 18 926,6 тыс. руб. Доходы от услуг салона населению составили 10 178,7 тыс. руб., удельный вес доходов от населения 53,8 % в общей сумме доходов от услуг салона. Существенной статьей в структуре доходов от услуг салона являются доходы от услуг парикмахеров (47,9 %). В 2008 году – удельный вес стоимости продукции, по которой поступили жалобы потребителей, стабилен. В связи с этим можно сделать вывод, что салон красоты «Оливем» оказывает качественные услуги.

Сотрудники салона постоянно работают над улучшением качества предоставляемых услуг путем анализа наиболее часто поступающих жалоб и отказа от поставщиков, недобросовестно оказывающих свои услуги.

Можно сделать вывод, что салон на данном этапе не в состоянии погашать свои обязательства наличными денежными ресурсами. Для нашего салона время превращения активов в наличность процесс, скорее всего длительный, что говорит о неликвидности баланса и о невозможности изыскания платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов).

По всей видимости, большой долговой рычаг является главной проблемой компании. С учетом неблагоприятной текущей конъюнктуры рынка долговых обязательств, можно предположить, что такой долговой рычаг заставляет компанию «ходить по тонкому льду». Если рост конкуренции со стороны других аналогичных компаний приведет к снижению рыночной доли салона, проблема с задолженностью может усугубиться.

Список литературы

  1. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. «Методология экономического анализа деятельности хозяйственного объекта», Москва «Финансы и статистика», 2007;
  2. Бухгалтерская отчетность – Форма №1 за 2008 год;
  3. Бухгалтерская отчетность – Форма №2 за 2008 год;
  4. Бухгалтерская отчетность – Форма №3 за 2008 год;
  5. Бухгалтерская отчетность – Форма №4 за 2008 год;
  6. Бухгалтерская отчетность – Форма №5 за 2008 год;
  7. Годовой отчет салона красоты «Оливем» за 2008 финансовый год;
  8. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. "Анализ финансовой отчетности" - практикум, Москва "Дело и Сервис", 2008;
  9. Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности салона красоты «Оливем» за 2008 год;
  10. Федорова Г.В. «Учет и анализ банкротств», учебное пособие, ООО «Омега-Л», 2008.

ДНЕВНИК

учебной (производственной, преддипломной) практики

Студента специальности 080507 курс ______ группа _____

________________________________________________

Примерно числа потом пусть исправят.

Дата

Характеристика выполненной работы

Подпись руководителя

01.08.09 по 07.08.09

Знакомство с учредительными документами, история развития салона красоты «Оливем» изучение организационной структуры и направлений деятельности предприятия.

08.08.09 по 15.08.09

Изучение организационной структуры и направлений деятельности предприятия, изучение бухгалтерской отчетности, анализ бухгалтерской отчетности, выявление положения предприятия (оценка финансового состояния, анализ показателей деятельности)

16.08.09 по 18.08.09

Анализ бухгалтерской отчетности, выявление положения предприятия (оценка финансового состояния, анализ показателей деятельности), анализ формирования и распределения прибыли в салона

19.08.09 по 22.08.09

Анализ численности и структуры персонала, анализ системы управления персоналом организации.

Конкурентные позиции.

23.08.09 по 26.08.09

Знакомства с работниками, оценка их трудовой деятельности

27.08.09 по 31.08.09

Завершение прохождения практики в салоне красоты «Оливем»

Печать предприятия

PAGE 32

Экономист

Зам. директора

Зам.гл. бухгалтера

Специалист по кадрам

Специалисты

Гл. бухгалтер

Кассир

Генеральный

директор

салона

Анализ использования персонала на базе САЛОНА КРАСОТЫ «ОЛИВЕМ»