Организация «как открытая система»

Тема 1. Организация «как открытая система».

1.1. Определение и признаки организации

1.2 Функции организации

1.3 Организационно-правовые формы и виды организаций.

1.4 Централизованная и децентрализованная организация.

Открытая система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают свое сырье и человеческие ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков из внешнего мира, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаимодействующие с окружающим миром, используют депозиты, обращают их в кредиты и в инвестиции, используют полученную прибыль для поддержания самих себя, для развития, для выплаты дивидендов и уплаты налогов.

1.1 Определение и признаки организации.

Организация – составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, комбинирующий труд, выполняемые индивидуальными или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, так, что обеспечиваются наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного приложения знаний работников.

Однако термин «организация» характеризует и определенную структуру, в которую объединяются люди для достижение своих целей, т.е. объект менеджмента.

Некая группа должна нескольким обязательным требованием, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

Наличие по крайне мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получим важное определение.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Выделяются 6 основных признаков организации:

  1. Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.
  2. Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.
  3. Саморегулирование . Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Каждый день возникают десятки и сотни проблем, по которым необходимо принимать эффективные решения. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.
  4. Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во-вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям. В любой организации можно легко найти такой внутриорганизационный центр: здесь находится главное руководство, сосредоточены средства связи и управления.
  5. Организационная культура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.
  6. Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты. Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить. Способность преодолеть эти негативные явления за счет определенной избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей и следует относить к устойчивости организации.

1.2 Функции организации:

  1. Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.
  2. Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.
  3. Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.
  4. Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.
  5. Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников.
  6. Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.
  7. Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.

Таким образом, деятельность организации представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, производственных, психологических и прочих функций. Четкое выполнение группой своих функций является залогом эффективности ее работы.

1.3 Организационно-правовые формы и виды организаций.

Организационно-правовая форма — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Различают следующие виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов:

Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами, коммерческими организациями:

  • Товарищества
    • Полные товарищества
    • Товарищества на вере
  • Общества
    • Общества с ограниченной ответственностью
    • Общества с дополнительной ответственностью
  • Акционерные общества
    • Открытые акционерные общества
    • Закрытые акционерные общества
  • Унитарные предприятия
    • Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
    • Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
  • Прочие
    • Производственные кооперативы

Организационно-правовые функции хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами, некоммерческими организациями:

  • Потребительские кооперативы
  • Общественные объединения (в том числе религиозные объединения)
    • Общественные организации
    • Общественные движения
    • Органы общественной самодеятельности
    • Политические партии
  • Фонды (в том числе общественные фонды)
  • Учреждения (в том числе общественные учреждения)
  • Государственные корпорации
  • Некоммерческие партнерства
  • Автономные некоммерческие организации
  • Общины коренных малочисленных народов
  • Казачьи общества
  • Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
  • Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств
  • Территориальные общественные самоуправления
  • Товарищества собственников жилья
  • Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества

Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов без образования юридического лица:

  • Паевые инвестиционные фонды
  • Простые товарищества
  • Представительства и филиалы
  • Индивидуальные предприниматели
  • Крестьянские (фермерские) хозяйств

Полное товарищество — вид хозяйственных товариществ, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарно-субсидиарную ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.

Наименование должно «содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова „полное товарищество“, либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов „и компания“ и слова „полное товарищество“»

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками.

Участники полного товарищества называются полными товарищами и могут быть только индивидуальными предпринимателями и (или) коммерческими организациями (при этом они не могут больше принимать участия в других полных товариществах). Количество участников не должно быть меньше двух. Следует отметить, что права и обязанности участников распределяются пропорционально их вкладам в складочный капитал, при этом размер доли не влияет на реализацию своих прав участниками. Решение принимаются в полном товариществе единогласно, а в случае, если это предусмотрено учредительным договором ПТ, большинством голосов.

Минимальный и максимальный размеры складочного капитала не ограничены.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках.

Если вследствие понесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера его складочного капитала, полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом, внесённым в развитие чего-либо (дела или проекта). В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.

Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора.

Полными участниками товарищества на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Количество участников не должно быть меньше двух. Вкладчиками могут быть граждане, юридические лица, учреждения (если иное не установлено законом).

Полный товарищ обязан:

  • вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;
  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества;
  • участвовать в деятельности товарищества в соответствии с условиями учредительного договора;
  • воздержаться от совершения от своего имени и в своих интересах или в интересах третьих лиц сделок, однородных с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества.

Вкладчик в товариществе на вере вправе:

  • получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором;
  • знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества;
  • по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;
  • передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу.

Вкладчик обязан:

  • внести вклад в складочный капитал. Внесение вклада удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью - учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Общество с дополнительной ответственностью — это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Открытое акционерное общество — это акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции.

Особенности:

  • неограниченное число акционеров;
  • свободное обращение акций на рынке;
  • отсутствие необходимости внесения денежных средств в уставный капитал предприятия до его регистрации и открытия накопительного счёта.

Закрытое акционерное общество — акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определённого круга лиц.

Основные различия между закрытым акционерным обществом (ЗАО) и открытым акционерным обществом (ОАО):

  1. Число акционеров:
    •  — для ЗАО не более 50, если превысит, то ЗАО должно преобразоваться в ОАО;
    •  — для ОАО не ограничено.
  2. Преимущественное право на приобретение акций, отчуждаемых акционерами общества:
    •  — для ЗАО акционеры пользуются преимущественным правом по цене предложения третьему лицу (похоже на распределение долей в ООО);
    •  — для ОАО преимущественное право не допускается.
  3. Распределение акций:
    •  — для ЗАО среди учредителей либо заранее определённого круга лиц;
    •  — для ОАО распределение акций среди неограниченного круга лиц (открытая подписка).
  4. Уставный капитал:
    •  — для ЗАО от 100 МРОТ;
    •  — для ОАО от 1000 МРОТ.

Унитарное предприятие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. 

Производственный кооператив (артель) — коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц.

Потребительский кооператив — это одна из разновидностей кооперативов. Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Фонд  — некоммерческая организация, распоряжающаяся капиталом, создаваемым для благотворительных, социальных или иных общественно-полезных целей.

Государственное учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В зависимости от собственника выделяют:

  • Государственные учреждения — учредителями выступают различные государственные органы
  • Муниципальные учреждения — учредителями выступают различные муниципальные образования
  • Частные учреждения — учредителями выступают физические или юридические лица.

Государственные или муниципальные учреждения бывают:

  • бюджетными
  • автономными
  • казёнными

1.4 Централизованная и децентрализованная организация.

Особую значимость имеет вопрос о том, как разделить деятельность сотрудников организации по горизонтали, т.е. определить какие задачи должна решать каждая структурная единица. Другой важный момент построения организации - это деление работ по вертикали. Кроме того, если норма управляемости становится слишком высокой, то линейные полномочия должны быть делегированы и введены дополнительные уровни управления, чтобы не допустить потери координации.

Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными, децентрализованные организации - это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно централизованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.

Преимущества централизации и децентрализации.

Преимущества централизации:

  1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
  2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при кой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.
  3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.

Преимущества децентрализации:

  1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для го информации и, как следствие го, сложности процесса принятия решений.
  2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, кый ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.
  3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью го подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в ем подразделении, как независимый предприниматель во всем ем бизнесе.
  4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. При м предполагается, что талантливыми руководителями не рождаются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при м сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.

Организация «как открытая система»