Понятие, метод и система криминологии

Раздел I. Общая часть

Тема 1. Понятие, метод и система криминологии

План лекции:

  1. Понятие криминологии.
    1. Наука криминологии. Предмет, цели и задачи криминологии.

1.3. Методология и методики криминологии

1.4. Взаимосвязь науки криминологии с различными отраслями юридических наук и другими отраслями знаний

1.1. Понятие криминологии

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos" (учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство, что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность", более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности". Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления. В этом состоит ее отличие от уголовного права. Таким образом, мы имеем дело с социолого-правовой наукой.

Таким образом, криминология - это общетеоретическая наука о преступности: она изучает сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и воспроизводства; личность тех, кто совершил преступления, а также формы и методы социального воздействия на преступность в целях предупреждения, профилактики и минимизации ее негативных последствий.

Объектом криминологии - являются общественные отношения, связанные с преступностью и другими правонарушениями, причинами и условиями преступности, местом и ролью личности преступника в системе общественных отношений, а также с решением задач по предупреждению и профилактике правонарушений.

Предмет криминологии является исследование преступности как негативного социального явление, т.е. закономерности преступности во всех ее проявлениях, детерминации и причинности преступности, подверженности преступности различным воздействиям, а также форм и методов социального реагирования на преступность и изучение личности преступника.

Таким образом, криминология изучает проявления следующих четырех объективных закономерностей:

- преступность во всех ее проявлениях;

- личность преступника;

- детерминация и причины преступности;

- предупреждение (профилактика) преступности.

Под преступностью в криминологии понимается исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность (целостность) всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени, которое с позиции общественных интересов относится к разряду социальной патологии и оценивается отрицательно.

Личность преступника определяется в криминологии как система социально-демографических, социально-ролевых, социально - психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

Причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), представляют собой совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических и т.п. явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие.

По своей сути предупреждение преступности или иначе называемая - профилактика преступности (эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими) - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

1.2. Наука криминологии. Предмет, цели и задачи криминологии

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением, как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Из всего сказанного можно констатировать, что содержание криминологии как науки - это исследование и оценка преступности, ее изменений, региональных и социально-групповых различий, их оценка; исследование и оценка процессов детерминации и причинности преступности, ее изменений и различий; разработка рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований.

Учитывая потребности и интересы данной науки разделим цели на: теоретические и практические.

Теоретическая цель криминологии проявляется в словесном формировании желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью.

Практическая цель криминологии состоит в выработке научных и практических рекомендаций, положений и выводов по повышению эффективности борьбы с преступностью. Практические цели формируются с учетом профессиональной подготовленности кадров, их материально-технического, финансового обеспечения и реального времени.

Цели криминологии также важно разделить на ближайшие, перспективные и конечные. Все цели естественно должны рассматриваться с позиции единства, но с соответствующей конкретизацией.

Цели и предмет определяют ее задачи, которые определяются "общими задачами обществознания и конкретизируются задачами борьбы с преступностью на современном этапе развития нашего общества". Основными задачами криминологии являются:

В первую очередь - получение достоверных знаний обо всем том, что составляет ее предмет; научное объяснение и прогнозирование криминологических явлений; существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений. Определение общей политики в развитии науки, т.е. анализ имеющихся наработок (советского периода), сохранение ценных научных исследований и безоглядного отказа от "догматических и искажающих истину положений". Внедрение в практику теоретических знаний, особенно в части прогнозирования и планирования (проведение криминологических экспертиз и т.д.).

Следующей задачей выделяется изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью, Здесь важное место должно быть уделено анализу международно-правовых документов, достижений науки, в т.ч. и криминологической, участие в международных организациях (Интерпол, ассоциации полицейских и пр.), различных конференциях и семинарах. Научно-обоснованное обеспечение отдельных видов преступлений, в т.ч. и "новых" для нашей страны.

Осуществляя научные исследования, входящие в предмет и определяя первоочередные на сегодняшний день цели, криминология пользуется тремя основными функциями:

  • эмпирической (или собирательной), которая состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе собранного практического материала, т.е. когда исследователь выясняет, как протекает тот или иной процесс;
  • теоретической (объяснительной), которая позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности, т.е. когда исследователь стремится выяснить, почему данный процесс протекает так, а не иначе;
  • прогностической (предсказательной), которая определяет возможное развитие явления или процесса, т.е. когда исследователь стремится заглянуть в будущее и раскрыть перспективы развития изучаемого явления, процесса, а также возможность позитивного влияния на них.

Система курса криминологии: система науки и система учебной дисциплины - понятия во многом совпадающие, но не идентичные. Исходя из особенностей контингента обучаемых, конкретных задач учебного процесса и других соображений, в систему науки при ее трансформации в учебную дисциплину могут вноситься те или иные коррективы, порой весьма существенные.

По уровню обобщения в криминологии как науке выделены две части: общая и особенная. В общей части криминологические явления и понятия анализируются в целом, обобщенно, без выделения специфики видов преступлений. В ней, в частности, рассматриваются предмет и метод криминологической науки, даются общее понятие и основные черты преступности, личности преступника, причины и условия ее возникновения и воспроизводства в целом и по отдельным видам, меры по предупреждению преступности и др.

В особенной части криминологии вышеозначенные теоретические положения излагаются применительно к более конкретным и частным проблемам, криминологическая характеристика дается по соответствующим видам преступлений либо по особенностям социального положения преступников, и приводятся специфика их предупреждения. Особенная часть в криминологии более динамична, чем общая, так как она отражает быстро меняющуюся картину преступности и ее причин.

1.3. Методология и методики криминологии

С учетом вышеуказанных задач, целей, функций и проблем необходимо разобраться с криминологической методологией. Это - один из самых сложных вопросов.

Методология и методика любой науки имеет важное значение, так как они всегда привязываются к предмету исследования и определяют надежность и достоверность его результатов.

Методика и методология – два разных определения.

Методологическая база криминологии – это система принципов и способов организации и построения ее деятельности, которая определяет научную достоверность исследований и их результатов. Методология – это глубокое, всестороннее, верное познание социальных явлений.

Методология криминологического исследования, как и любого другого, зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Предмет криминологического исследования - закономерности поведения преступника, их детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект – преступность в различных проявлениях, продуцирующих ее влияние, и влияющие на ее явления, процессы, характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия.

Методология современной отечественной криминологии, определяющая методы криминологических исследований, общую принципиальную тенденцию в подходе к оценке тех или иных фактов социальной действительности, базируется "на материалистической сущности и диалектическом характере взаимодействия явлений".

Под методикой понимается – совокупность конкретных приемов, способов, методов, средств (инструментов) сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях и личности преступников, а также о мерах борьбы с ней. Несмотря на их частный характер, они также имеют общенаучное значение, так как могут быть использованы в смежных с криминологией науках для изучения пограничных с криминологией проблем (например, проблемы отклоняющегося поведения и т.п.

Конечным результатом исследований должны быть практические выводы с предложениями, рекомендациями о совершенствовании практики борьбы с преступностью, улучшении деятельности правоохранительных органов и других субъектов профилактики. Поэтому в понятие методики следует включать и методы разработки таких выводов, предложений, рекомендаций.

Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.

Из общенаучных методов криминология использует:

  • описание,
  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • восхождение от абстрактного к конкретному,
  • гипотеза,
  • системно-структурный анализ,
  • исторический метод,
  • сравнение,
  • динамические и статистические методы.

Описание. Это систематическое изложение сведений, характеризующих изучаемый объект в совокупности или какой-нибудь один из специально заданных его параметров. Например, описание феномена преступности несовершеннолетних, описание признаков, характеризующих преступный профессионализм и т.п.

Наблюдение. Это изучение предмета исследования непосредственно в процессе жизни. В криминологических исследованиях этот метод отличается своеобразием. Он используется при обследовании условий жизни лиц, совершивших преступления, при изучении процесса исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, при анализе эффективности профилактических мер и т.п.

Различают три вида наблюдения: включенное, наблюдение-участие и самонаблюдение. Разница между ними состоит в степени активности наблюдающего лица.

Особенно интересен, но имеет ограниченное применение метод включенного наблюдения, при котором наблюдатель выполняет роль участника наблюдаемой группы, являясь ее полноправным членом.

Самонаблюдение может осуществляться по заданию исследователя конкретной проблемы работником правоохранительных органов, судьей, адвокатом и т.п., приглашенными к участию в исследовании этой проблемы.

Эксперимент. Планируемое в научных целях воспроизведение какого-либо явления или события применимо в криминологии в весьма ограниченных масштабах. Нельзя, например, экспериментально воспроизвести преступное деяние. В то же время иногда сама жизнь ставит эксперименты, изучить которые обязан криминолог. Например, в ряде регионов РК в настоящее время будет вводиться суд присяжных. Изучение эффективности его деятельности, воздействия его практики на состояние преступности - задача криминологии.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Научная абстракция означает отвлечение в процессе познания от несущественных сторон изучаемого явления с целью сосредоточения на его основных, существенных чертах. Научная абстракция - необходимая ступень в познании объективного мира. При этом важно и практически выявить, изучить, как научная абстракция соотносится с конкретными фактами, как она воплощается в действительности.

Гипотеза. Любому научному исследованию предшествует построение гипотезы, т.е. научно обоснованного предположения, определяющего общее направление исследования.

Системный подход. Такой подход предполагает "рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов". Использование этого метода означает, что преступность рассматривается как социальное явление, которое анализируется во взаимодействии с социальной системой и ее структурными элементами (политикой, экономикой, культурой и др.).

Исторический метод. Этот метод используется для изучения преступности в развитии, с его помощью прослеживаются особенности развития преступности за определенный период времени.

Разновидностью исторического метода является сравнительно - исторический, в ходе использования которого можно сравнить состояние преступности в целом или одних и тех же ее видов (например, корыстной, корыстно-насильственной, насильственной) в разные исторические периоды.

Динамический (длящийся, лонгитюдный) метод. Этот метод заключается в изучении одного и того же объекта в разные периоды. Временные интервалы изучения могут быть различны - 3-5, 10-15 лет и т.д., важно лишь, чтобы исследование велось по одному и тому же объекту и по одной и той же методике.

Статистический метод. Он находит широкое применение в криминологических исследованиях, что вполне понятно. Преступность — это социальное явление, которое может быть представлено через ряд количественных показателей (число зарегистрированных за год преступлений, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, число раскрытых преступлений всего и по отдельным видам - убийства, кражи и т.п..

Также в криминологии имеются свои собственные "инструменты", определяемые выборочно для изучения конкретных проблем. Их, как уже было сказано ранее, называют методиками.

Для решения конкретной научной проблемы используются следующие методики конкретного криминологического исследования:

  • опросы,
  • экспертные опросы,
  • анкетирование документов,
  • методики психологического анализа личности и др.

Опросы. В зависимости от цели исследования могут опрашиваться представители различных групп населения - преступники (рецидивисты, несовершеннолетние и т.д.), работники правоохранительных органов и т.п. Модификации опросов - это беседы, интервью. Чаще всего опросы проводятся по заранее разработанной анкете, содержащей перечень вопросов, ответы на которые хотел бы получить исследователь.

Экспертные опросы. Такие опросы требуют для своего проведения выбора высококвалифицированной группы опрашиваемых, жизненный и профессиональный опыт которых позволяет считать их мнение своеобразным эталоном при решении тех или иных проблем. В качестве таковых обычно приглашаются работники правоохранительных органов, научные сотрудники и т.п.

Анкетирование документов. Это способ получения информации из документов. Как правило, анкетированию подвергаются уголовные дела, личные дела осужденных, содержащихся в ИУ. Однако возможно получение информации и из других документов: актов различного рода экспертиз, надзорных и наблюдательных производств и т.п. Для изучения документов целесообразно составлять анкету, программу. Это позволяет строго формализовать полученную информацию, а в дальнейшем использовать вычислительную и компьютерную технику.

Методика психологического анализа личности. Это тестирование определенного круга лиц для выявления способности к определенному виду деятельности, изучения интеллектуальных возможностей, направленности к агрессии и т.п.

1.4. Взаимосвязь науки криминологии с различными отраслями юридических наук и другими отраслями знаний

Криминология является социально-правовой наукой, поскольку изучает как явления и факты общественной жизни, так и преступность (преступления) и поэтому имеет тесные связи с науками правового цикла и рядом социальных наук.

Криминология, являясь одной из отраслей знания, может выступать в качестве самостоятельной системы с присущими ей системными признаками и в то же время криминология - как комплексная наука тесным образом связана с другими отраслями знания, посредством органического впитывания в себя элементов других наук.

Как отмечено выше, криминология - это система разнородных по своей дисциплинарной принадлежности знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение преступности.

Криминология тесно связана со многими науками. О применении положений философии для исследования криминологических проблем уже говорилось, когда речь шла о методологических основах криминологии. Связана криминология и с прикладной социологией, которая изучает формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях. Криминологу необходимы знания экономики. Связь криминологии с экономической наукой определяется, прежде всего, тем, что часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находится в сфере экономики. Имеет свои экономические характеристики и сама преступность, ее последствия. Наконец, выделяются экономические меры в комплексе средств воздействия на преступность и ее детерминанты. Тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной, которая является одним из основных источников сведений о преступности, мерах и результатах борьбы с нею, а также о личности преступника. Наряду с этим криминология широко использует данные и приемы демографической, экономической, социально-культурной и других отраслей статистики. Криминология тесно связана с психологией, различными ее отраслями (общей, социальной, юридической и пр.) Данные психологической науки имеют особое значение для исследования субъективных причин и условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения, а также для разработки важных аспектов криминологической профилактики. Криминология связана с педагогикой. С использованием положений и выводов педагогической науки используются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятные условия нравственного формирования личности в семье, школе, воинском коллективе и в других видах социальной среды. Одной из существенных характеристик личности преступника является ее нравственно-педагогическая запущенность. Опираясь на достижения педагогической теории и практики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей и лиц, которые могут встать на преступный путь. Наличие определенного влияния демографических процессов на преступность обусловливает связь криминологии с демографией. Процесс математизации науки в целом потребовал расширения и упрочения связей криминологии с математикой.

Несомненно, тесные связи существуют между криминологией и психиатрией. Криминология изучает преступное поведение, которое зависит в ряде случаев от наличия у виновного психического заболевания. Значит, криминологу надо знать, какие психические болезни влияют на поведение человека и как. Кроме того, в уголовном праве есть понятие вменяемость – невменяемость. Для определения их используются данные психиатрии. Криминологу важно разграничить поведение вменяемых и невменяемых, поскольку последнее по уголовному праву не признается преступным. Связана криминология и с другими неюридическими науками, например с генетикой, прогностикой и т.д. Тесные связи существуют между криминологией и практически всеми юридическими науками, в особенности с теми, которые относятся к так называемому криминальному циклу.

Возникшая в недрах науки уголовного права криминология сохранила прочные связи с этой наукой. Уголовное право определяет границу явлений, которые изучает криминология. Последняя, прогнозируя развитие преступности, обращает внимание уголовного права на необходимость криминализации определенных правонарушений и декриминализации тех из них, которые утрачивают признак общественной опасности. Например, в настоящее время именно криминологи обратили внимание на пробелы в уголовном законе, касающиеся борьбы с коррупцией, организованной преступностью и т.д.

Следует особо подчеркнуть тесную связь криминологии с социологией уголовного права. Социология уголовного права, изучающая социальную обоснованность и эффективность уголовного закона и практики его применения, тесно соприкасается с криминологической теорией предупреждения преступности, которая рассматривает роль уголовно-правовых мер в системе предупреждения и профилактики правонарушений.

Связь криминологии с наукой уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права прослеживается наиболее выпукло применительно к общей для них проблеме предупреждения рецидива преступлений. Изучая рецидивную преступность, криминология способствует рациональному решению различных вопросов исполнения наказаний, совершенствования деятельности исправительных учреждений. Широкий социально-правовой подход к проблеме рецидива преступлений и борьбы с ним, характерный для криминологии, предполагает необходимость учета и всесторонней оценки мер исправительного воздействия на осужденных, их роли и эффективности.

Криминология связана также с наукой уголовного процесса. Как известно, уголовно-процессуальный закон включает обстоятельства, детерминирующие совершение преступлений, в предмет доказывания по уголовному делу; формулирует соответствующую юридическую обязанность органов дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда; устанавливает определенные формы процессуального реагирования на выявленные криминогенные факторы. Все это означает, что для уголовно-процессуальной науки, практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др.

Имеются у криминологии точки соприкосновения и с криминалистикой, которая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника) и ее предупреждении. Положения криминологии используются в криминалистических теориях о следственных версиях, о планировании расследования и пр. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины и условия.

Криминология тесно связана с теорией и практикой оперативно - розыскной деятельности. Оперативно-розыскные меры, для того чтобы они были "прицельными" и, следовательно, эффективными, должны опираться на полные, достоверные и точные знания о том, что они в соответствии с законом направлены, т.е. оперативные работники должны исходить из правильных представлений о закономерностях современной преступности, ее характерных тенденциях, конкретных формах преступных проявлений, особенностях личности, механизме индивидуального противоправного поведения, "преступном почерке" различных категорий правонарушителей и т.д.

Связь криминологии с наукой конституционного права определяется, прежде всего, тем, что многие положения Конституции РК имеют самое непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, законов и правил общежития.

Связь криминологии с административным правом обусловлена, во-первых, значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административного взыскания, предупреждения и пресечения); во-вторых, ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности субъектов криминологической профилактики (в определении их задач, функций, компетенций и т.д.). Оба эти аспекта регулирования общественных отношений нормами административного права особенно значимы для предупредительной работы

Связана криминология и с иными юридическими науками: гражданского, трудового и других отраслей права. Эта связь обусловлена главным образом тем, что многие нормы соответствующих отраслей законодательства используются для правового обеспечения мер криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.

В целом можно сказать, что тесная связь и взаимное обогащение криминологии прослеживается со всеми общественными науками. Это, во-первых, объясняется тем, что преступность охватывает все сферы жизни, а, во-вторых, она требует углубленного изучения человека и его поведения.

1.5. Понятие преступности и ее признаки. Уровень, структура и динамика преступности

Понятие преступности - центральное в криминологии. Говоря о преступности, мы всегда имеем в виду множество преступлений, совершенных за определенный период в конкретном месте (государство, регион, город и т.п.).

В нашей криминологической науке используется определение, понимающее преступность, как “социально-правовое, относительно массовое явление, включающее совокупность запрещенных уголовным законом общественно-опасных деяний, совершенных в течение определенного периода времени на конкретной территории”.

Преступность характеризуется тремя основными показателями: уровнем, структурой и динамикой.

Уровень преступности является количественной характеристикой, измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах преступности. Официальная статистика использует два показателя:

- количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и

- по данным о судимости.

Состояние преступности - это число совершенных преступлений и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенное время. По территориальному признаку состояние преступности военнослужащих в пограничном округе, например, может быть представлено как совокупность отрядных показателей (или показателей совокупности преступлений и лиц, их совершивших на пограничных заставах и КПП). По временному признаку состояние может определяться за месяц, квартал, полугодие, год и т.д.;

Уровень преступности - уровень исчисляется из количества преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное число жителей, например, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уровень преступности в данном толковании и называется коэффициентом преступности.

Последней характеристикой преступности называется - динамика преступности, то есть изменение ее уровня и структуры за тот или иной период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.), т.е. темп и направление изменений основных черт совокупности преступных деяний. Анализ динамики преступности в научно-практическом отношении имеет, по меньшей мере, две цели:

1. Дать представление об изменениях показателей за прошедший период, выявить тенденции и закономерности этих изменений;

2. На их основе осуществить прогноз о возможном характере преступности в ближайшем и отдаленном будущем, что является основой необходимого оптимального криминологического планирования мероприятий по борьбе с ней.

Вышеперечисленные показатели преступности определяются на базе анализа уголовной статистики. Между тем она не содержит полных данных о фактической преступности, ибо за ее пределами остаются сведения, касающиеся латентной части этого социального явления, т.е. в преступности выделяется зарегистрированная и латентная преступность. Ученые выделяют несколько групп латентных преступлений. Первую группу составляют преступления, которые вообще не стали известными соответствующим органам. К другой группе относятся выявленные преступления с не установленным преступником. Третью группу образуют раскрытые преступления, не повлекшие по процессуальным причинам обвинительного акта либо приговора. Четвертая группа - это преступления, по делам о которых имеется вступивший в законную силу приговор, но не все деяния осужденных были известны органам правосудия и учтены в обвинительном акте.

1.6. Понятие причин преступности и их характеристика

Криминология изучение преступности связывает с уяснением причин и условий, вызывающих это негативное социальное явление. Причинами преступности называется совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне - совершение конкретных преступлений.

Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.

Проблема причин преступности решается в нашей стране в соответствии с философской теорией причинности.

Условия преступности – это такая совокупность явлений и фактов объективной реальности, которые не порождают преступность, но служат определенными обстоятельствами действия причин преступности во времени и пространстве, влияя на нее, обеспечивая благоприятную ситуацию для ее возникновения и существования.

Основное различие причин и условий в том, что, причина порождает преступность, в то время как условие этому лишь способствует, обеспечивая возможность действия этой причины.

В отечественной криминологической литературе принято выделять следующие основные классификации причин и условий преступности:

- по уровню действия (субординации);

- по содержанию;

- по направленности (механизму их действия);

- с точки зрения временной и пространственной распространенности.

1. Классификация причин и условий преступности требует уровневого подхода к ним или, как он еще называется, «по уровню действия», «по уровню функционирования (субординации)». С этой точки зрения следует различать несколько видов этого подхода.

Первый из них:

- причины и условия преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности общественно-опасных деяний - преступлений;

- причины и условия различных групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);

- причины и условия отдельных видов преступлений - убийств, хулиганства, воинских и пр.

Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

Уровни эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности на каждом из них не тождественно.

2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. По содержанию криминологические детерминанты преступности подразделяются на:

- политические,

- экономические,

- идеологические,

- социально-психологические,

- организационно-управленческие.

Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами. Это криминологическая классификация.

Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные имеет и иную, философскую интерпретацию.

Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)

Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и пр.)

3. Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия. Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.) Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.)

4. И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:

- причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);

- причины и условия, действующие а) на всей территории государства, б) отдельных его регионах и специфических зонах (портовые города, курортные зоны, прилегающие к государственной границе и пр.), в) а также имеющие местный, локальный характер.

Указанные обстоятельства существенны для организации противодействия преступности - разработки и осуществления соответствующих профилактических мероприятий.

1.7. Понятие предупреждения преступности. Система мер по борьбе с преступностью

В криминологии предупреждение преступности рассматривается, во-первых, как важное средство социального регулирования общественных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-экономического, организационно-правового и воспитательного порядка; в-третьих, как сочетание различных уровней предупреждения преступности, воплощенных в деятельности неоднородных субъектов.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее исходное понятие. Предупреждение преступности – это деятельность государственных и общественных органов и организаций, направленная против преступности с целью удержания ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин.

Политика в области предупреждения преступности должна быть основана на определенных принципах. К принципам предупреждения преступности относятся:

- законность,

- демократизм,

- гуманизм,

- справедливость,

- научность.

Система предупреждения преступности включает в себя:

- объекты предупреждения (профилактики) преступности;

- основные уровни и формы предупреждения (профилактики) преступности;

- меры предупредительного воздействия на преступность;

- субъекты, осуществляющие предупреждение (профилактику) преступности.

К объектам предупреждения преступности относятся процессы и явления различного порядка. Во-первых, к их числу нужно отнести, прежде всего, экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обусловливают состояние и динамику преступности. Степень связи с преступностью вышеперечисленных факторов может быть различной. Познание ее с помощью криминологического анализа определяет масштабы профилактической деятельности и ее эффективность. Во-вторых, к числу объектов следует отнести деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным: профессиональный, административно-управленческий, технологический и т.п. В-третьих, к объектам профилактической деятельности можно отнести личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

В зависимости от масштабов и целей применения профилактических мер уровни предупреждения преступности разделяются на:

- общесоциальный;

- специально-криминологический;

- индивидуальный.

Общесоциальный уровень предупреждения преступности (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешении противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. д. Составляющие его меры являются необходимым элементом социально-экономического строительства, улучшения нравственно-психологической и духовной сфер общества, а в целом – в совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества.

Специально-криминологически уровень предупреждения преступности (криминологическая профилактика) характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений. Масштаб их применения меньше, чем общесоциальных мер, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т.д.

Индивидуальный уровень предупреждения преступности (индивидуальная профилактика) включает в себя деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами и, связано с индивидуально-профилактическим воздействием на них. Задача такого воздействия состоит в позитивном изменении системы ценностных ориентации человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения в социально одобряемом направлении.

Классификация мер предупреждения преступности проводится по следующим основаниям:

- в зависимости от характера социальной детерминации преступности (по социальному уровню);

- по объему применения;

- по масштабу осуществления;

- по объекту воздействия;

- по степени радикальности;

- по направленности и виду (содержанию).

1. В зависимости от характера социальной детерминации преступности (по социальному уровню) меры профилактического воздействия делятся на

- общесоциальные;

- специальные (криминологические);

- противодействующие социальным патологиям.

К общесоциальным мерам предупреждения преступности относятся изменения в социально-экономической сфере, направленные на поднятие жизненного уровня членов общества, качества их жизни. Стабилизация положения в экономике и на потребительском рынке, повышение платежеспособности широких слоев населения в совокупности являются предпосылками предупреждения экономической и иной преступности. Сокращению бытовой, насильственной и иной преступности способствуют мероприятия по решению жилищной проблемы, укреплению семьи, улучшению условий труда и быта женщин, охране материнства и детства, организации досуга и т. п.

Специальная (криминологическая) профилактика включает меры, направленные на выделение, устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить (или совершить повторно) преступления.

Специальное предупреждение в зависимости от момента применения делится на раннее, непосредственное и предупреждение рецидивной преступности.

Однако существует совокупность мер, которые соединяют в себе черты общесоциальной и специальной профилактики. Поэтому можно говорить о выделении наряду с общесоциальным и специальным предупреждением преступности промежуточного уровня профилактики: мер общесоциальных по содержанию, но специализированных на борьбу с аномалиями в обществе (социальными патологиями).

2. По объему применения меры, направленные на предупреждение преступности (общие и специальные), делятся на осуществляемые в рамках:

- всего общества;

- определенных социальных групп (предупреждение преступности в среде несовершеннолетних, мигрантов, ранее судимых и т.п.);

- определенных контингентов населения, характеризующихся отрицательным поведением (алкоголики, наркоманы, бродяги и т.д.);

- только и отношении определенных лиц (индивидуальная профилактика).

3. По масштабу осуществления различают предупредительные общегосударственные, региональные (республика, область, город), местные (район, микрорайон, предприятие) меры.

4. По объекту воздействия различают предупреждение преступлений по их видам (предупреждение экономической преступности, предупреждение квартирных краж и т.п.).

5. По степени радикальности различают меры:

- предупреждающие возможность возникновения криминогенных ситуаций;

- нейтрализующие криминогенные ситуации;

- полностью устраняющие криминогенные ситуации.

6. По направленности и своему конкретному содержанию меры предупреждения всех уровней, масштабов и объемов классифицируются на:

- экономические;

- социальные;

- организационно-управленческие

- идеологические;

- медицинские и психолого-педагогические;

- технические;

- правовые.

Субъектами предупреждения преступности (преступлений) являются органы, учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица (служащие) и отдельные граждане, на которых законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распространению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений, а равно удержанию от перехода на преступный путь и обеспечению ресоциализации лиц, склонных к рецидиву преступлений.

Субъекты предупреждения преступности подразделяются на три основные группы. Первая группа включает в себя субъекты общесоциальной профилактики, к которым относятся центральные и местные органы власти и управления, а также общественные формирования, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи (министерства, органы местного управления, партии, профсоюзы, церковь и др.).

Во вторую группу входят субъекты специально-криминологической профилактики. К которым относятся:

- государственные органы, выполняющие правоохранительные функции (МВД, КНБ, прокуратура, налоговая и таможенные органы, органы юстиции, суд и др.);

- государственно-общественные органы, выполняющие правоохранительные функции (комиссии по делам несовершеннолетних при акиматах и др.);

- частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач (частные охранные структуры, добровольные отряды охраны правопорядка и др.).

Третья группа объединяет субъектов, осуществляющих индивидуальную профилактику. К ним относятся сотрудники государственных правоохранительных органов (участковый инспектор, инспектор по делам несовершеннолетних и т.п.), работники иных государственных учреждений (например, специальных учебных заведений для несовершеннолетних правонарушителей); отдельные граждане (например, общественные инспектора).

В настоящее время, когда система предупреждения преступности в Казахстане находится на стадии становления (за последние годы она фактически развалилась), основной груз реальной профилактической работы несут службы и подразделения органов внутренних дел.


Понятие, метод и система криминологии