Спортивное право

Тема 2. Спортивное право.

  1. Понятие спортивного права. Предмет, метод спортивного права.
  2. Принципы спортивного права.
  3. Спортивные правоотношения.
  4. Источники спортивного права.

  1. Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.

В юридической науке принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права. Для комплексной отрасли характерно соединение разнородных институтов базовых и специальных отраслей. При этом комплексные отрасли права – это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Примером комплексных отраслей в системе белорусского права являются жилищное, банковское, информационное право. Сюда же следует отнести и спортивное право.

Нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное. Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли.

Спортивное право – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.

Исходя из соотношения понятий «спорт» и «физическая культура» как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать «физкультурно-спортивным правом», однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта, с некоторой долей условности мы именуем как «спортивное право».

С точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу взаимосвязанных своеобразных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Предмет спортивного права составляют спортивные отношения — особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную деятельность и (или) подготовку к ней. К спортивным отношениям ограничено применение принципа эквивалентности.

В правовой науке различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые. Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета, их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы: - использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

- обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;

- использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;

- учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

- ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

- обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

- восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры;

- обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

- целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

- учета правил спортивной этики и др.

Функции спортивного права:

1) регулятивная – заключается в регламентации физкультурно-спортивных правоотношений, характеризуется следующими положениями:

- определение субъектного состава

- определение круга юридических фактов

- формирование прав и обязанностей участников

2) охранительная – в основе данной функции находятся запрещающие правовые нормы, она заключается в правовом воздействии, направленном на охрану физкультурно-спортивных отношений. Она включает в себя установление санкций и определение состава правонарушения, образующих основания для юридической ответственности

Говоря о системе спортивного права система следует отметить что как и любая другая отрасль права она включает в себя институты спортивного права.

В силу комплексной природы спортивного права состав институтов в нем двойственен:

- с одной стороны, в нем можно выделить уникальные, не свойственные для других отраслей права институты: институт борьбы с допингом, институт драфта, институт видов спорта, институт единой спортивной классификации, институт спортивных сборных команд и др.

- с другой стороны - иные правовые институты, характерные для других отраслей права, представлены в спортивном праве со значительной спецификой, обусловленной своеобразием спортивной деятельности: институты гражданства, разрешения споров, юридической ответственности, трудового договора, перехода работников от одного работодателя к другому, аттестации работников, договора присоединения, спонсорства, страхования, агентирования, лицензирования; государственного контроля, признания и др.

2. Принципы спортивного права.

Принципами права признаются основополагающие начала, ключевые положения права, определяющие и выражающие его сущность. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах или выводиться логически из их совокупности.

Можно выделить общеправовые (межотраслевые) и специальные

Обозначим следующие общеправовые (межотраслевые) принципы.

1. Принцип законности.

В его основе применительно к горизонтальным отношениям, складывающимся в сфере физической культуры и спорта лежит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом (общедозволительное регулирование). Напротив, органы государства, воздействуя в определенных случаях н а физкультурно-спортивные отношения, должны применять другой принцип - запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное регулирование).

2. Принцип уважения прав и основных свобод человека - государство в процессе любой деятельности, в том числе и в сфере физкультурно-спортивного движения, обязано обеспечивать права человека.

3. Принцип свободной экономической деятельности - каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе в сфере физической культуры и спорта.

4. Принцип государственного (экономического, финансового и т.п.) регулирования рыночных отношений – очевидно, что рыночная экономика, в том числе в сфере физической культуры и спорта, может функционировать лишь в условиях определенного государственного регулирования.

Под специальными принципами спортивного права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих весь комплекс отношений в сфере физкультурно-спортивной деятельности, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методам правового регулирования в спортивном праве. К ним можно отнести следующие:

1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности и обеспечение права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения.

2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Республики Беларусь.

3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта.

4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта.

5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта.

6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий.

7) уважение и соблюдение международных обязательств Республики Беларусь в области физической культуры и спорта.

8) содействие развитию физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите (дети из многодетных семей, дети-сироты).

9) взаимодействие государственных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта с общественными физкультурно-спортивными образованиями.

10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам.

11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

12) принцип соревновательности.

13) принцип честной игры.

  1. Спортивные правоотношения.

Спортивные правоотношения следует рассматривать как волевые, урегулированные нормами спортивного права и находящиеся под охраной государства общественные отношения. Они возникают между субъектами физической культуры и спорта в процессе осуществления физкультурно-спортивной деятельности.

Характеризуя спортивные правоотношения, следует очертить ряд их специфических признаков:

1) наличие специального субъекта – участника физкультурно-спортивной деятельности;

2) наличие специальных объектов, к которым, в частности, следует отнести физическую культуру и физическое воспитание, массовый, профессиональный и любительский спорт, имидж спортивной организации, способности и авторитет человека (выдающиеся личности в сфере спорта и т.д.), спортивную промышленность и физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения и другие объекты спорта;

3) опосредованность через спортивные правоотношения государственной политики в области физической культуры и спорта, что предполагает прямое или косвенное участие государства в данных правоотношениях;

4) особенность порядка и способов защиты прав участников физкультурно-спортивной деятельности, которая, в частности, состоит в том, что в случае нарушения прав субъекты спортивных правоотношений используют главным образом несудебные формы защиты (дисциплинарные комитеты спортивных федераций и т.п.), а также защиту посредством спортивного арбитража;

5) тесная связь спортивных правоотношений с требованиями спортивной этики (социальными нормами и правилами спортивной этики, а также мерами этической и социальной ответственности).

Субъектами спортивных правоотношений являются носители предусмотренных спортивным законодательством прав и обязанностей. Субъектный состав спортивных правоотношений можно дифференцировать на несколько групп:

1) республиканские органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта (Министерство спорта и туризма РБ), местные органы исполнительной власти, подведомственные им организации.

2) Олимпийский комитет Республики Беларусь, Параолимпийский комитет Республики Беларусь.

3) республиканские и местные спортивные организации, в том числе федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, др.

4) спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан.

5) детско-юношеские спортивные школы, клубы физической подготовки, спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки.

6) образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов;

7) профессиональные спортсмены и спортсмены-любители, тренеры, спортивные судьи, спортивные врачи, спортивные агенты и менеджеры и другой персонал физкультурно-спортивной сферы.

8) болельщики спортивных команд и спортсменов.

9) потребители (покупатели, клиенты и т.д.), приобретающие физкультурно-оздоровительную и спортивную продукцию.

10) предприятия спортивной промышленности (юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие физкультурно-оздоровительную, спортивную и туристскую продукцию для реализации) , а также посредники по сбыту спортивной продукции (дистрибьюторы, дилеры, маклеры и т.д.).

11) средства массовой информации, участвующие в пропаганде физической культуры и спорта, рекламе спортивной продукции (телекомпании, информационные агентства, редакции газет, журналов и т.д.).

Под объектом спортивного правоотношения следует понимать то благо, по поводу которого оно возникает и относительно которого существует субъективное право и корреспондирующая ему юридическая обязанность. В зависимости от характера и видов спортивных правоотношений их объекты могут быть разнообразными.

1. Материальные блага, участвующие в физкультурно-спортивном обороте, в частности физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристские товары (услуги), физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения.

2. Нематериальные блага, связанные с физической культурой и спортом, например деловая репутация спортсмена или спортивной команды, изображение спортсмена, фирменное наименование спортивной организации, товарные знаки и знаки обслуживания (спортивная символика), телевизионные права на спортивные мероприятия и т.д.

3. Действия субъектов спортивного права в различных сферах, (физического воспитания, профессионального и любительского спорта), а также разного рода физкультурно-спортивные работы и услуги, их результаты. Объектами спортивных правоотношений являются действия как физические (работа профессионального спортсмена по договору со спортивным клубом), так и юридические (заключение трудового контракта между профессиональным спортсменом и спортклубом через агента, действующего от имени доверителя на основании агентского договора или договора поручения).

4. Продукты интеллектуальной деятельности, входящие в сферу физической культуры и спорта, в том числе исключительные права на них. Это могут быть, например, новые технологии, научные открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения в данной сфере.

5. Спортивная информация, включающая, например, статистические данные о динамике изменения параметров, отражающих результативность выступлений спортсменов на спортивных соревнованиях.

6. Способности и имидж спортсмена (спортивной команды) как объект спортивных правоотношений также могут представлять своего рода «товар». Речь в данном случае идет, в частности, о выдающихся спортсменах и их коллективах. Последнее время все чаще коммерческие сделки совершаются в отношении спортивных «звезд».

7. Спортивная промышленность, представляющая собой совокупность промышленных предприятий, осуществляющих производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения.

Под содержанием спортивного правоотношения следует понимать составляющие его субъективные права и обязанности, представляющие меру возможного и должного поведения.

В качестве оснований возникновения для спортивных правоотношений характерны, в частности, следующие юридические факты:

1) норма закона или другого нормативного правового акта (например, при реализации государственной политики по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в области физической культуры и спорта).

2)административный акт (например, государственная аккредитация спортивной федерации).

3) договор и иные сделки (например, договор на оказание физкультурно-оздоровительных услуг).

В зависимости от структуры межсубъектной связи и степени определенности субъектов можно классифицировать спортивные правоотношения на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях управомоченному лицу противостоят как обязанные строго определенные лица. В абсолютных правоотношениях управомоченному лицу противостоит неопределенное число лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права.

4. Источники спортивного права.

Внешним проявлением неоднородного, комплексного характера спортивного права является наличие разных источников, его формирующих.

Система источников спортивного права включает в себя:

- национальные источники спортивного права;

- международные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере спорта.

К национальным источникам спортивного права относятся:

1. законодательные акты:

- Конституция РБ

- Законы РБ: Закон «О физической культуре и спорте» - данный закон является базовым отраслевым законом, создающим фундамент в правовом регулировании рассматриваемой сферы.

Закон «О физической культуре и спорте» не является единственным актом законодательства, регулирующим вопросы физической культуры и спорта. К ним также можно отнести и другие законы Республики Беларусь («О защите прав потребителей», «О туризме»)

В законодательство о спорте помимо актов, непосредственно регулирующих отношения, связанные со спортом, можно также отнести нормативные акты других отраслей права, в частности: Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Хозяйственный процессуальный кодекс, Бюджетный кодекс и Уголовный кодекс Республики Беларусь.

2. акты законодательства:

- указы Президента РБ,

- постановления Правительства РБ,

- акты Министерства спорта и туризма РБ

- решения органов местного управления и самоуправления.

К международным нормативным актам, регулирующим отношения в сфере спорта относятся:

1. международные документы общего характера: нормы общего международного права регламентируют сотрудничество государств в различных сферах международных отношений, и действие ряда таких норм распространяется в том числе на сферу спортивного движения (Устав ООН, декларации и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, решения Международного суда, др.).

2. специальные международные документы, посвященные непосредственно спортивной сфере:

а) международные договора - они являются результатом согласования воли различных государств, принимающих в них участие.

Закон РБ «О ФКС» определяет что, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора Республики Беларусь

Можно выделить следующие основные из них:

- разнообразные двусторонние соглашения РБ с другими странами о сотрудничестве в сфере спорта.

- Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей (19.08.1985): устанавливает принципы международного сотрудничества в области предотвращения насилия на спортивных мероприятиях; меры, направленные на предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей спортивных мероприятий и др.

- Конвенция против применения допинга (16.11.1989.): регулирует отношения, связанные с его употреблением; устанавливает меры, направленные на ограничение его доступности, а также принципы международного сотрудничестве в этой сфере.

б) международные межведомственные соглашения-декларации в сфере спорта, документы межгосударственных конференций и т.п

Можно выделить следующие основные из них:

- Международная хартия физического воспитания и спорта (21.11.1978г):

Рассматриваемая Хартия, как следует из преамбулы, принята с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, а также компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею, распространять и применять ее. Определяет, что физическое воспитание и спорт являются важной составляющей жизни общества. В ней провозглашается, что каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития личности. В Хартии говорится, что физическое воспитание и спорт содействуют сохранению и улучшению здоровья и разумному проведению человеком досуга, обогащают общественные отношения и развивают спортивный дух, необходимый для жизни общества. Важное значение имеют положения статей 9 и 10 Хартии, согласно которым государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации призванны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту. Такое содействие должно заключаться в принятии нормативных правовых актов, обеспечении материальной поддержки, а также в использовании других мер поощрения, стимулирования и контроля. Особое место отводится сотрудничеству между государствами, международными и региональными правительственными и неправительственными организациями, способствующему поддержанию мира, укреплению взаимного уважения и дружбы и создающему благоприятный климат для решения международных проблем.

- Кодекс спортивной этики (1992): в основу положены принципы этического характера, являющиеся неотъемлемой частью всей спортивной деятельности, спортивной политики, создает этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями не только в спорте, но и в современном обществе, устанавливает ответственность за соблюдение справедливой игры перед правительствами, спортивными и относящимися к спорту организациями, а также отдельными лицами.

- Спортивная хартия Европы (15 мая 1992 г.)- призывает правительства создавать благоприятные условия для занятий спортом, включающие гарантии получения знаний по физическому воспитанию и овладению физическими навыками, гарантии заниматься спортом и физической активностью в безопасных для здоровья условиях; защищать и развивать моральную и этическую базу спорта, человеческое достоинство и безопасность и др.

в) нормативные акты международных спортивных организаций. К ним можно отнести:

- Олимпийская Хартия, принятая МОК.

Данный документ впервые увидел свет в 1894 г. в Париже, когда члены Учредительного собрания объявили о возобновлении современных Олимпийских игр на подобие эллинских и создании главного (верховного) субъекта управления международного олимпийского движения – Международного олимпийского комитета. Несмотря на то, что на протяжении более ста лет международное олимпийское движение претерпевало структурные изменения (появились новые организации и объединения, направления) Олимпийская хартия с многочисленными дополнениями и изменениями и сегодня остается законодательным источником современного олимпизма.

Она содержит семь основных разделов, отражающих суть и структуру олимпийского движения. Первый раздел: основополагающие принципы – отражает роль и значение Олимпийской хартии. Второй раздел: олимпийское движение – в нем дается характеристика международному (национальному) олимпийскому движению, перечень его составляющих, функции и цели, символика. Третий раздел: Международный олимпийский комитет (МОК) – разъясняет юридическую силу, статус, функции и организационную структуру данного субъекта. Четвертый раздел: национальные олимпийские комитеты – дается пояснение порядка зачисления, требования к национальным объединениям, функции, роль в МСД и т.п. Пятый раздел: международные федерации (ассоциации, союзы) по видам спорта – перечисляются летние и зимние виды спорта, входящие в программу игр, взаимодействие МОК (НОК) с этими объединениями. Шестой раздел: Олимпийские игры – он содержит всю необходимую информацию по организации и проведению этого форума. Седьмой раздел: протокол – эта часть документа содержит основные требования к арбитражу, церемонии открытия и закрытия игр, формы приглашения и аккредитации участников.

- уставы и другие нормативные документы, устанавливающие юридический статус и регламентирующие деятельность МОК, Международного параолимпийского комитета (МПК), международных федераций по видам спорта и многих других международных спортивных организаций (например, Правила соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ), Дисциплинарный кодекс Международной федерации футбола, Медицинский кодекс МОК, Всемирный антидопинговый кодекс (ВАДА), Кодексом спортивного арбитража, др.).

Спортивное право