Финансовая деятельность государства

Тема №1: «Финансовая деятельность государства»

1. Понятие финансов и их юридическое значение.

2. Правовое и экономическое понятие финансов.

3. Понятие финансовой деятельности государства.

4. Финансовая система государства и её состав.

5. Методы осуществления государственной финансовой деятельности.

Вопрос №1: «Понятие финансов и их юридическое значение».

Финансовое право – ведущая и важнейшая отрасль права. Финансы служат материальной основой существования государства, источником денежного обеспечения реализации его функций. Через финансовые рычаги государство активно влияет на социальное и экономическое развитие страны.

Термин «финансы» произошёл от латинского finis – конец дела, срок уплаты чего-либо, прекращение тяжбы. К этому примыкает латинский глагол finare (finire) – окончить, урегулировать спор (обычно денежный). В средневековой латыни появились слова finantio, financia, означающие наличность, доход, обязательный денежный платёж. В Германии слово finans в 16-17вв носило негативный характер и означало взяточничество, ростовщичество, коварство, хитрость, обман. Однако уже в 18 в. французское finance стало означать совокупность государственного имущества, государственное хозяйство, приходы и расходы государства.

В этом значении, а оно в конце 19 в. было воспринято и некоторыми представителями юридической науки, термином «финансы» охватывались не только денежные средства, но и материальные ценности, принадлежащие государству. Но со временем всё более и более финансы рассматривались как исключительно денежная категория. Таким образом, в широком значении понятие «финансы» выступает в качестве синонима понятию «деньги». Но следует отметить, что далеко не все денежные отношения могут быть признаны финансовыми. В силу этого существует узкое значение понятия «финансы», которым охватываются денежные средства государства и юридических лиц. И, наконец, в специальном значении под финансами понимаются лишь государственные деньги, сосредоточенные в процессе распределения совокупного общественного продукта в фондах денежных средств.

Для юриста знание финансового права – важнейший элемент его профессиональной подготовки. В какой бы должности не работал юрист, он обязательно столкнётся с применением финансово-правовых норм. Для следователя – это вопросы квалификации правонарушений в области финансов, которые образуют самые различные составы: уголовные, административные и финансовые. Такие как уклонение от уплаты налога, несвоевременная подача налоговой декларации, нецелевое использование бюджетных ассигнований, несвоевременный возврат бюджетных ссуд и многие другие. Эти же вопросы встанут перед судьёй и адвокатом, участвующим в процессе. Прокурор обязан обеспечить надзор за точным и единообразным применением финансового законодательства, а выступая в качестве государственного обвинителя в суде – поддержать обвинение по преступлениям в сфере финансов. Работники юридических фирм должны оказать помощь своим клиентам в защите их прав, что особенно часто возникает в сфере налогообложения и валютных операций. То же самое касается и юрисконсультов предприятий и организаций.

Решить все эти вопросы без понимания сущности финансов, характера финансовых отношений и их отличия от других видов денежных отношений, знания природы финансово-правовых норм, наличия представлений о строении финансовой системы государства и элементах его финансовой деятельности невозможно.

Вопрос №2: «Правовое и экономическое понятие финансов».

Для юристов выяснение точного значения термина «финансы» важно, во-первых, для определения сферы применения финансового права, во-вторых, для ограничения этой отрасли права от смежных отраслей, предметом которых так же выступают те или иные денежные отношения. Связано это прежде всего с тем, что финансово-правовое регулирование денежных отношений с юридической точки зрения характеризуется императивностью, а с социальной – определённой жёсткостью. Посредством этого регулирования государство, например отчуждает деньги налогоплательщиков в свою собственность, предписывает как использовать деньги и т.п. Поэтому в конечном счёте теоретический вопрос о понятии «финансы» - это практический вопрос о границах допустимости применения государством императивных установлений при регулировании денежных отношений и границах экономической свободы граждан и хозяйствующих субъектов.

В качестве экономической категории финансы обычно определяют как совокупность определённых отношений, именуемых «финансовыми». Точнее, финансы представляют собой систему особых экономических отношений, являющихся финансовыми отношениями.

Вопрос №3: «Понятие финансовой деятельности государства».

Финансовую деятельность государства можно определить следующим образом: это деятельность государства, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то органов по созданию денежной инфраструктуры страны и по обеспечению её надлежащего функционирования, а также по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов.

Государство осуществляет финансовую деятельность и как собственник денежных средств, сосредоточенных в определённых фондах.

Финансовая деятельность государства имеет своим объектом деньги различных видов собственности, и оно, осуществляя такую деятельность, действует не только как собственник, но и как властвующий по отношению к чужой собственности субъект в силу принадлежащих ему прерогатив публичной власти.

Финансовая деятельность не должна выступать в качестве разновидности предпринимательской деятельности. Коммерциализация деятельности чревата искажением сути и назначения государства и грозит обернуться весьма отрицательными экономическими последствиями.

Объёмы финансовой деятельности тех или иных государств различны и зависят от той идеологии и экономических доктрин, которыми эти государства руководствуются, а так же от характера экономики, существующей в данной стране.

Главной целью финансовой деятельности должно являться создание благоприятных условий для нормального функционирования социально-экономических структур общества.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает три главных задачи:

  • Создание денежной инфраструктуры общества и обеспечение её нормального функционирования;
  • Добывание денежных средств для обеспечения самого себя и функционирования своей деятельности;
  • Воздействие с помощью денежных рычагов на социально – экономические процессы, происходящие в обществе, которые государство полагает благоприятными для этого общества.

В идеале финансовая деятельность государства должна строиться на следующих принципах:

  1. учёт потребностей общества и подчинённость его интересам;
    1. гласность и публичность, подконтрольность и подотчётность обществу;
    2. предсказуемость и доступность общественному пониманию;
    3. законность;
    4. научная обоснованность, рациональность и эффективность;
    5. экономичность и бережливость в расходовании денежных средств;
    6. плановость и нормативность.

Вопрос №4: «Финансовая система государства и её состав».

В материальном смысле финансовая система представляет собой совокупность денежных фондов. Под денежным фондом понимается относительно обособленная часть денежных средств, предназначенная для определённых целей и имеющая относительную самостоятельность функционирования.

В экономическом смысле каждый фонд опосредован финансово-экономическим институтом, представляющим собой совокупность по формированию, распределению и организации использования денежного фонда.

Финансовая система представляет собой совокупность определённых финансово-экономических институтов.

Понятие финансовой системы в широком значении представлена тремя группами институтов, которые опосредуют:

  1. денежные средства населения;
  2. денежные фонды юридических лиц;
  3. денежные фонды государства.

При понимании финансов в узком значении выделяют три крупных сферы:

  1. финансы предприятий, учреждений, организаций;
  2. страхование;
  3. государственные финансы.

По мнению большинства экономистов и юристов финансовая система включает в себя следующие институты:

  • бюджетная система
    • внебюджетные централизованные и децентрализованные целевые фонды
    • финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства
    • имущественное и личное страхование
    • кредит (государственный и банковский)

Вопрос №5: «Методы осуществления государственной финансовой деятельности».

По своему материальному содержанию финансовая деятельность государства представляет собой процессы добывания денег и их расходования путём распределения. Эта деятельность осуществляется определёнными методами.

Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приёмы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и организацию использования денежных фондов входящих в состав финансовой системы этого государства.

  • Методы формирования денежных фондов.
  1. Принудительное и безвозвратное изъятие денежных средств у их владельцев.
  2. Принудительно-возвратное изъятие денежных средств.
  3. Добровольно-безвозвратное привлечение денежных средств.
  4. Добровольно-возвратное привлечение денежных средств.
  5. Привлечение денежных средств на основе реализации государственных услуг.
  6. Обращение в доход государства денежных средств, полученных от реализации и использования государственного имущества.
  7. Эмиссия.

  • Методы распределения денежных фондов.
  1. Финансирование, т.е. безвозвратное предоставление денежных средств.
  2. Кредитование, т.е. предоставление денежных средств на условиях возвратности.
  3. Выполнение государством своих финансовых обязательств.

  • Методы организации использования денежных фондов.
  1. Установление назначения денежных фондов.
  2. Установление порядка использования средств, полученных из государственного денежного фонда.
  3. Установление порядка и нормативов распределения прибыли государственных предприятий.
  4. Установление финансовых нормативов и лимитов выделения денежных средств.
  5. Планирование использования денежных фондов.
  6. Осуществление контроля за использованием денежных фондов.

Финансовая деятельность государства