Евгений Иванович Носов
Будущий прозаик Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево под Курском в семье деревенского слесаря.В 1927 году семья переехала на Украину в город Артемовск, где отец работал на стройке. Вернулись в Курск в 1929 году, родители устроились работать на завод. Каждое лето Евгений Носов проводил в деревне у бабушки.В 1943 году после окончания восьми классов ушел на фронт. Воевал рядовым солдатом-артиллеристом в армии маршала К.
К. Рокоссовского, форсировал Днепр, брал Минск, Белосток. Зимой 1945 года под Кенигсбергом был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале, что и описал позже в рассказе «Красное вино победы».После войны закончил среднюю школу, на два года ехал в Среднюю Азию в город Талды-Курган, где работал художником-ретушером в газете «Семиреченская правда».
Там же впервые стал печататься.В 1951 году вернулся в Курск. Первый его рассказ «Радуга» был опубликован в курском альманахе в 1957 году.
В 1958 году вышла первая книга «На рыбачьей тропе», через год еще одна – «Рассказы».Первый большой успех пришел с книгой, изданной в Москве, «Тридцать зерен» (1961). Учился на Высших литературных курсах при Литинституте, здесь подружился с В. Астафьевым, В. Беловым, Б.
Можаевым. Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести: «Шопен, соната номер два», «Шумит луговая овсяница», «За долами, за лесами», «Красное вино победы».В 1977 году вышла главная его книга, «Усвятские шлемоносцы», посвященная самому началу Великой Отечественной войны и великому преображению народа, перестройке его с мирного на военный лад. В годы перестройки много писал острых публицистических статей, осуждающих разрушение традиционных основ общества.
Евгения Носова, также как и Виктора Астафьева, можно отнести одновременно к представителям так называемой «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Впрочем, эти два направления всегда были близки в нашей литературе, ее авторы ценили друг друга, да и политически, в общественных схватках, они тоже, как правило, держались друг друга. Впрочем, и герои-окопники, сплошь и рядом, были из русских деревень: один менталитет, одна общность.В 2001 году Евгений Носов вместе с Константином Воробьевым (тот посмертно) были удостоены литературной премии Александра Солженицына. Евгений Носов при жизни был очень дружен и с Василием Беловым, Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым.
Правда, после публикации романа Астафьева «Прокляты и убиты» и ряда его поздних выступлений в своем письме резко раскритиковал этот поворот Астафьева, призвал его не отворачиваться от народа и своего поколения. Умер Евгений Носов в Курске 13 июня 2002 года. Герой Социалистического труда (1990), лауреат Государственной премии РСФСР им. Горького (1975) за книгу «Шумит луговая овсяница».
В 2005 году в издательстве «Русский путь» вышло собрание сочинений Е. И.Носова в 5-ти томах.
Евгений Носов о себе:Я родился студеным январским вечером 1925 года в тускло освещенной избе своего деда. Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города Курска.Из деревенского окна виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература – главная стезя моей жизни.Детство всегда впечатлительно, и я до сих пор отчетливо помню, как в Толмачево нагрянула коллективизация.
Как шумели сходки, горюнились забегавшие к нам бабы-соседки и как все ходил и ходил по двору озабоченный дед, заглядывал то в амбар, то в стойло к лошади, которую вскоре все-таки отвел на общее подворье вместе с телегой и упряжью.На рубеже тридцатых годов отец с матерью поступили на Курский машиностроительный завод, и я стал городским жителем. Отец освоил дело котельщика, клепал котлы и железные мосты первых пятилеток, а мать стала сито-пробойщицей.
И я ее помню уже без деревенской косы, коротко подстриженной, в красной сатиновой косынке. Об этом периоде моей жизни можно прочитать в повести «Не имей десять рублей», а также в рассказах «Мост», «Дом за триумфальной аркой», «Красное, желтое, зеленое».Жилось тогда трудно, особенно в 1932-1933 годы, когда в стране были введены карточки и мы, рабочая детвора, подпитывали себя едва завязавшимися яблоками, цветами акации, стручками вики.
В 1932 году я пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы, в общем-то, не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом сокровищ», клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали.
А между тем исподволь подкрадывалась Вторая мировая война. Я учился уже в пятом классе, когда впервые увидел смуглых черноглазых ребятишек, прибывших к нам в страну из сражающейся республиканской Испании. В 1939 году война полыхала уже в самом центре Европы, а в сорок первом ее огненный вал обрушился и на наши рубежи. В 1943 году, после освобождения Курска, пришел и мой черед идти на войну.
На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками – кто кого… Или ты его, или, если промазал, он тебя.
Уже в конце войны в Восточной Пруссии немецкий «Фердинанд» все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире.К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, я вернулся в школу, чтобы продолжать прерванную учебу. На занятия я ходил с еще незажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастерке (другой одежды не было), при орденах и медалях.
Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше многих из них на целую войну.Закончив школу, я уехал в Казахстан, где так же, как потом в Курске, работал в газете. Корреспондентские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления, которые безотказно питали и по сей день питают мое писательское вдохновение. Много дает мне и постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночевок у костра, наперечет знаю все курские травы. Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию.
Источник: «Серебряный век простонародья». / В. Г.Бондаренко.
– М.: ИТРК, 2004