Исследование взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний подростков с успешностью обучения в школе

PAGE \* MERGEFORMAT36

Содержание

Введение 3

Глава I . Теоретические основы акцентуации характера подростков 5

1.1 Понятие характера 5

1.2 Понятие акцентуации. Типы акцентуаций характера 8

Глава II. Исследование взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний  подростков с успешностью обучения в школе 16

2.1 Общая характеристика успешности обучения 16

2.2 Практическое исследование связи акцентуации характера и психических состояний  подростков с успешностью обучения в школе 20

Заключение 26

Список литературы 29

Приложение 30

Введение

Актуальность темы заключается в том, что подростковый возраст является одним из наиболее важных в становлении личности человека. В этом возрасте происходит перестройка ранее сложившихся отношений с окружающей действительностью, осуществляется своеобразный переход во взрослую жизнь. Успешность данного перехода во многом зависит от способности человека приспосабливаться к новым социальным и психологическим ситуациям. Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и условиям деятельности, затрагивающий все уровни функционирования человека, понимается как адаптация.

Под акцентуацией характера в психологии понимается отдельной усиление его черт, что без сомнения оказывает своё влияние как на общение личности, так и на её деятельность. Исследованиями, связанными с акцентуацией характера личности занимались в разное время такие известные психологи, как Э. Кречмер, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.

Характер и его акцентуации влияют на отношения человека к окружающему миру, к людям и к общению с ними, а также к той деятельности которой человек занимается. Это в полной мере относится к такой специфической деятельности, как учебная деятельность.

В школьный период, особенно на его начальном этапе, учебная деятельность является одной из основных в жизни ребёнка. В процессе этой деятельности формируется и развивается его личность, появляются и получают развитие психические новообразования. Учебная деятельность являет собой значительную часть жизни школьника. Однако сам процесс протекания учебной деятельности, его успешность, а как следствие и успешность школьника, во многом являются зависимыми от личностных свойств ученика, в том числе и от характерологических черт. Акцентуации характера личности и психические состояния  подростков имеют непосредственную связь с успешностью обучения в школе. Одни акцентуации характера могут способствовать учению, получению знаний и педагог может опереться на них в своей практической работе. Иные акцентуации характера, несмотря на знания учащегося, могут занижать его успешность, являясь, по сути, определённым препятствием в учебной работе. Всё это говорит об актуальности проблемы взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний школьника с его успешностью.

Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Актуальным является определение взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации и акцентуаций характера. Как известно, акцентуации характера как крайние варианты нормы при психотравмирующих условиях, создают “почву” для возникновения нервно-психических заболеваний.

Объект исследования – подростки.

Предмет исследования - акцентуация характера и психических состояний  подростков

Целью исследования явилось выявление взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний  подростков с успешностью обучения в школе.

Задачи курсовой работы:

- дать понятие характера в целом;

- рассмотреть понятие и типы акцентуаций характера;

- дать определение успешности бучения;

- провести исследование взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний  подростков с успешностью обучения в школе.

Гипотеза исследования - существует взаимосвязь акцентуации характера и психических состояний  подростков с успешностью обучения в школе.

Глава I . Теоретические основы акцентуации характера подростков

1.1 Понятие характера

Характер - это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера - это черты личности, но не все черты личности - черты характера. Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенномотношении:

- к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

- к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);

- к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);

- в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности [10].

Характер обнаруживается в тех видах деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Так, одни люди предпочитают сложные виды деятельности, для них удовольствием является поиск и преодоление трудностей; другие же выбирают наиболее простые и беспроблемные пути. Для одних будет существенным, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они будут довольствоваться тем, что справились с работой не хуже других, пусть добились посредственного качества.

Характер всегда многогранен. В характере могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, а связаны воедино, образуют более или менее цельную структуру характера. Структурность характера обнаруживается в зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности, самостоятельности, самоотверженности и щедрости. От человека трусливого можно ожидать приниженности и угодливости по отношению к сильному, конформизма, недоверчивости и осторожности и т.д.

Какова связь темперамента с характером? Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость - меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте [5].

Среди черт характера некоторые выступают как основные, задающие общую направленность его проявлениям. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Цельность характера не исключает полностью его противоречивости, доброта иногда вступает в конфликт с принципиальностью, а чувство юмора – с ответственностью. Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями и другими особенностями направленности личности. Вместе с тем некоторые черты характера определяются направленностью личности, совместимы с определёнными моральными принципами и убеждениями, иногда даже обязательно сопутствуют им.

В общении с другими людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Так, манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Основное отличие характера от темперамента (который тоже является индивидуальным свойством человека) состоит в том, что характер обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Показательно для характера отношение человека к себе. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм, у других – подчинение собственных интересов интересам семейным, дружеским, групповым. Характер обнаруживается также в отношении человека к делу, окружающему предметному миру. Ценными считаются добросовестность, серьезность, ответственность, противоположные легкомысленности, формализму. В характере заложена своеобразная программа типичного поведения человека в определённых обстоятельствах. В качестве черты характера может рассматриваться степень выраженности у индивида мотивации достижения поставленной цели. Так, решительный человек переходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длительной борьбы мотивов. Тактичность как черта характера способствует проявлению осторожности в высказываниях, что предполагает учет обстоятельств и проблем, существенных для людей, с которыми человек общается [11].

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Таким образом, характер представляет собой своеобразную систему свойств личности: направленности, воли, интеллектуальных и эмоциональных свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности. А также активного взаимодействия личности среды. Характер, отражая образ жизни человека, сам сказывается на его образе жизни.

1.2 Понятие акцентуации. Типы акцентуаций характера

«Акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [6].

Нередко акцентуация характера развивается на основе прирожденных особенностей темперамента человека и обусловлена врожденными физиологическими особенностями организма.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых случаях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных, привычных для человека условиях. Акцентуации характера большинства типов в подростковом возрасте сказываются наиболее выраженными. К концу подросткового периода проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированными настолько, что выявляются лишь при особых обстоятельствах [7].

Рассмотрим типы акцентуаций характера и соответствующие им неблагоприятные стили воспитания.

Гипертимный тип.

Гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым.

Главная черта гипертимных подростков - почти всегда хорошее, почти приподнятое настроение. Лишь изредка проявляются вспышки гнева, вызванные стремлением окружающих подавить энергию подростка, подчинить его своей воле. Такие подростки плохо переносят жесткую дисциплину, ситуации одиночества, лишения общения.

Для гипертимного подростка характерна жажда деятельности, они не выносят однообразной обстановки и монотонного труда.

Перечисленные особенности гипертимных подростков можно сопоставить с гипопротекционным стилем воспитания, когда контроль за поведением ребенка носит формальный характер и подросток оказывается предоставленным самому себе.

Циклоидный тип.

У подростков циклоидного типа отмечается вялость, упадок сил, апатия и раздражительность. Их начинает тяготить общение с окружающими людьми. Циклоидные подростки тяжело переживают мелкие неприятности, неудачи. Данный тип акцентуации характеризуется сонливостью и снижением аппетита. Такие подростки могут отвечать раздражением и гневом на укоры и замечания, хотя в глубине души впадают в еще большее уныние [7].

Поведение циклоидов отличается своеобразием: в период подъема подростки выглядят как гипертимы, бросаются в глаза несвойственные им желание вежде и всюду острить и шутить; в период спада легко раздражаются и ссорятся с другими по пустякам.

Прошлое для подростков циклоидного типа более привлекательно, чем будущее, поэтому они стремятся к стабильности, стереотипности, устоявшимся привычкам, вкусам, ритуалам.

При эмоциональном отвержении родители не проявляют искренней любви и ласки по отношению к подростку, не оказывают поддержку. Ребенок чувствует искусственность заботливого отношения к себе, некую двойственность, чем и можно объяснить проявление нестабильности поведения с окружающими.

Лабильный тип

Основная черта подростков лабильного типа - крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко от незаметных для окружающих поводов. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Маломотивированные смены настроения создают у окружающих впечатление легкомыслия, поверхностности. На самом деле лабильные подростки отличаются глубиной чувств, большой и искренней привязанностью. Они предпочитают дружить с теми, кто способен прореагировать на возникшие эмоции (как положительные, так и отрицательные) [8].

Лабильные подростки любят компании, новую обстановку, находя в них новые впечатления. Чуткость к знакам внимания, похвалы, благодарности не сочетаются ни с заносчивостью, ни с самомнением.

Неблагоприятной ситуацией для данного типа является эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц, либо разлука с ними. Следовательно, необходимо наладить эмоциональный контакт с подростком, обеспечить духовную поддержку и оптимистический настрой.

Астеноневротический тип.

Повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности являются главными чертами астеноневротического типа акцентуации характера. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и эмоциональных напряжениях. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающих иногда по ничтожному поводу. Склонность к ипохондризации выражается в прислушивании подростка к своим телесным ощущениям, подверженности обследованиям и осмотрам.

Астеноневротические подростки тянутся к сверстникам, но быстро устают от их компании, предпочитая одиночество или общение с одним близким другом.

В будущее представители данного типа предпочитают не заглядывать, т.к. это повышает и без того высокую тревожность. Но и настоящее их тоже не удовлетворяет.

Формой психологической защиты астеноневротического подростка является раздражительность и «уход в болезнь». Для данного типа акцентуации характера неприемлема доминирующая гипопротекция, когда подросток вынужден постоянно быть под наблюдением. Подростку важно организовать нормальный, здоровый образ жизни путем чередования умственных и физических нагрузок [4].

Сенситивный тип.

В подростковом возрасте обозначаются две главные черты сенситивного типа: чрезмерная впечатлительность и периодически возникающее чувство собственной неполноценности. Для данного типа характерны рано формирующееся чувство долга и ответственности, чрезмерные требования к себе и окружающим. В себе подростки видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств.

К родным сохраняется детская привязанность. У представителей сенситивного типа выявляется охотное подчинение опеке со стороны старших. Выраженной бывает гиперкомпенсация. Подростки ищут самоуважения не там, где могут раскрыться их способности, а в той области, где чувствуют слабость.

На будущее надежд не возлагают, настоящее их не удовлетворяет, а в прошлом видят лишь отрицательные отзывы в свой адрес (истинные или мнимые), обиды, насмешки, унижения.

Сенситивные подростки воспринимают окружающий мир тревожно, поэтому работа должна быть направлена на укрепление чувства уверенности в себе, поскольку источник дисгармонии - глубокая внутренняя неудовлетворенность собой, чего не может быть при эмоциональном отвержении подростка родителями.

Психоастенический тип.

Для представителей психоастенического типа характерными являются нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу; а также легкость возникновения навязчивых опасений, действий, страхов, мыслей, представлений. Психологической защитой от постоянных тревог за будущее становятся придуманные приметы и ритуалы, педантизм и формализм.

Нерешительность в действиях особенно видна в колебаниях, когда необходимо сделать самостоятельный выбор, а уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. У психоастенических подростков наблюдается реакция гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и неуверенности, которая проявляется неожиданными самоуверенными суждениями, скоропалительными действиями [8].

Места наименьшего сопротивления для таких подростков - ситуации, предъявляющие повышенные требования к чувству ответственности. Когда ребенок предоставлен сам себе, он вынужден делать самостоятельный выбор, принимать ответственные решения при гипопротекционном стиле воспитания.

Шизоидный тип.

В подростковом возрасте бросается в глаза замкнутость, отгороженность от окружающего, нежелание устанавливать контакты, неумение сопереживать, внутренний мир зачастую заполнен фантазиями и увлечениями у представителей шизоидного типа. Многие поступки кажутся взрослым неожиданными и непонятными, т.к. им предшествует скрытая мотивация.

Подросток шизоидного типа может раскрываться перед незнакомыми людьми, когда его внутренний мир закрыт для близких людей.

Сдержанность в проявлении чувств, неподатливость влиянию со стороны, сохранение дистанции с окружающими не позволяют устанавливать тесные контакты.

Условия жестких взаимоотношений проявляются в душевном безразличии друг к другу, пренебрежением интересами и нуждами других членов семьи не может не отразиться на подростке шизоидного типа; замкнутость и «уход в себя» служат психологической защитой подростка.

Эпилептоидный тип.

Склонность к злобно-тоскливого настроения, аффективная вспыльчивость, напряженность инстинктивной сферы, иногда достигающей аномалии влечений, туго подвижность и инертность психических процессов являются отличительными чертами эпилептоидного типа.

Аффекты отличаются большой силой и продолжительностью, возможны ярость, брань, побои. Характерны стремление к властвованию, установлению выгодных для себя порядков в группе, склонность к азартным играм, мелочная скрупулезность, консерватизм и дотошное соблюдение правил и порядков [11].

Из увлечения представители эпилептоидного типа предпочитают азартные игры. Накопительные увлечения связаны со страстью к обогащению, а в спорте кажется заманчивым то, что позволяет физическую силу или какие-то навыки.

Эпилептоидные подростки не переносят материальных утрат и неподчинения себе; они не в состоянии унять свое властолюбие и необузданную ревность.

Данные отличительные особенности подростка являются «копией» жестких взаимоотношений с родителями, когда на ребенке взрослые срывали зло, расправлялись за мелкие проступки и не послушание. Такая атмосфера отражается на поведении подростка по отношению к другим людям.

Истероидный тип

У подростков истероидного типа характерными чертами являются эгоцентризм, жажда внимания окружающих к своей персоне, восхищения, почитания, удивления, сочувствия. Таких подростков пугает перспектива остаться незамеченными.

Истероидный подросток претендует на роль лидера в группе путем пускания «пыли в глаза» историями о своих удачах и приключениях.

Поскольку по большому счету истероидные подростки стремятся в первую очередь привлечь к себе внимание окружающих, это может быть связано с недостатком внимания, заботы, опеки со стороны родителей [3].

Неустойчивый тип.

Рано выявляется у детей неустойчивого типа тяга к развлечениям, удовольствиям, к праздности. В подростковом возрасте отличительными чертами являются нарушения поведения, делинквентность, поиск необычных впечатлений, стремление высвободиться из-под родительской опеки.

Очень плохо подростки неустойчивого типа переносят одиночество. Поэтому проявляется реакция группирования к уличным компаниям. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять положение лидера.

Любимое времяпрепровождение - пустая болтовня с приятелями, любовь к азартным играм. К спорту такие подростки питают отвращение.

Конформный тип.

Отличительная черта подростков конформного типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему окружению. Их жизненное правило - «думать как все», «поступать как все», стараться, чтобы все было «как у всех». Конформные подростки не любят выделяться, с недоверием относятся к незнакомцам, неспособны противостоять своему окружению, трудно осваиваются в непривычной обстановке.

Такие подростки очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, постоянством окружения, поэтому они не переносят крутых жизненных перемен.

Планы на будущее неопределенны, например, решающим фактором в выборе профессии или учебного заведения может послужить тот факт, что так поступило большинство приятелей [7].

Для подростков неустойчивого и конформного типа местом наименьшего сопротивления является самостоятельное проявление волевых качеств и возникновение резких жизненных перемен. У таких подростков нет близкого контакта с родителями, которые могут оказать моральную поддержку и вселить уверенность в своего ребенка, т.е. характерна гипопротекция как стиль семейного воспитания.

Таким образом, число черт характеров, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языках, чрезвычайно велико. Вариативность характерологических черт и акцентуаций характеров проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественном выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, возникает акцентуация характера. Слабое звено в характере обнаруживается лишь в тех ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера индивида, могут переноситься им без напряжения, не доставляя неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности и к психопатии.

Глава II. Исследование взаимосвязи акцентуации характера и психических состояний  подростков с успешностью обучения в школе

2.1 Общая характеристика успешности обучения

Понятие «успешность» является наиболее часто применимым для оценки учебной деятельности в последнее время. При этом наряду с «успешностью» исследователи часто употребляют понятия «эффективность», «продуктивность», «результативность» и т.д., которые часто применяются для оценки одних и тех же характеристик учебной деятельности. Данное разногласие в точках зрения исследователей так же присуще и самому понятию «успешности» учебной деятельности. Поэтому, прежде чем выявлять критерии «успешности», необходимо проанализировать цели, функции, сущность и содержание учебной деятельности.

Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев первыми разработали подход к учению как деятельности, в рамках деятельностного подхода. С.Л. Рубинштейн понимал учение как «…особый вид деятельности, для которого научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью» [14].

А.Н. Леонтьевым были выделены у человека следующие виды опыта: врожденный, индивидуальный и прижизненно усваиваемый. Он показал, что для развития личности человека самым важным является усвоение социального опыта, причем этот опыт усваивается индивидуально. Все продукты человечества, материальные и духовные, содержат этот опыт и ребенок, взаимодействуя с ними, приобретает «человеческие» способности. Воспитание и обучение есть не что иное, как вид усвоения и воспроизведения культурно-исторически заданных способностей. При этом эти способности играют основополагающую роль в развитии человеческой психики, так как предмет культуры является следствием развития способностей всего человечества и их продуктом [8].

Так же А.Н. Леонтьев подчеркивал приоритетность воспитания над обучением, так как воспитание как раз формирует мотивы учебной деятельности. А как мы знаем, мотивы обладают смыслообразующей функцией и порождают тот самый смысл, в результате которого происходит развитие в процессе учебной деятельности [8].

В рамках деятельностного подхода было показано, что учебная деятельность существует наряду с игровой и трудовой деятельностью человека и является одним из трех основных видов деятельности. И является производным видом деятельности от трудовой.

Учебная деятельность в системогенезе деятельности рассматривается как формирование психологической системы деятельности у индивида в процессе научения. Конечным результатом же научения является сформированность оперативности всех элементов системы деятельности. В этом контексте мы понимаем обученность, итоговый результат учебной деятельности, как образование целостной системы психологической регуляции, включающей в себя целеполагание и развитую мотивационную сферу деятельности.

Усвоение является основным содержанием учебной деятельности и определяется строением и уровнем развития учебной деятельности, в которую оно включено. Усвоение возможно не только в учебной деятельности, но и в других видах деятельности, в игре, в процессе решения практических задач и т.п.

Содержание учебной деятельности включает в себя взаимосвязанные формы теоретического сознания людей (научного, художественного, нравственного, правового). Потребностью и мотивом учебной деятельности выступает теоретическое отношение к действительности и способы ориентации, соответствующие ему. Содержанием являются теоретические знания. Они понимаются как единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий.  Итоговым результатом учебной деятельности является сформированность теоретического мышления и теоретического сознания у обучаемого. Теоритическое мышление, сменяющее эмпирическое, является тем новообразованием учебной деятельности школьника, на основе которого выстраивается дальнейшая структура приобретения новых знаний.

Многие исследователи считают, что основной функцией учебной деятельности является не получение результатов, а индивидуальное развитие самих учащихся. В ходе этого процесса обучаемый субъект превращается в заинтересованного во взаимоизменении и способного к нему.
На основе проведенного анализа можно выделить следующие функции учебной деятельности:

Развитие субъекта учебной деятельности (его мотивации, способов деятельности и т.д.).

Создание условий для целостного развития и становления учащегося.

Социализация учащегося, социальное становление на основе сформированных потребностей и интересов.

Рассмотрев основные психологические характеристики учебной деятельности, можно перейти к выявлению критериев ее успешности. Для этого, прежде всего, необходимо разграничить понятие «успешности учебной деятельности» со смежными понятиями.

Очевидно, что понятие «успешность учебной деятельности» указывает на процесс протекания учебной деятельности и результат. При этом протекание процесса учебной деятельности должно вести к ожидаемому результату, который соответствует целям учебной деятельности. Поэтому критерии успешности могут быть определены исходя из ее целей и требований к протеканию ее процесса [8].

Исходя из этого понимания понятия «результативность» и «эффективность» связаны больше с результатом учебной деятельности и, соответственно, являются более узкими по отношению к понятию «успешность учебной деятельности». Несмотря на это, есть расхождения в понимании у разных авторов.

Так высоко интеллектуальный ученик, при отсутствии мотивации перестает учиться и его интеллект начинает снижаться.
Предположительно высокая самооценка ученика должна приводить к выбору им более трудных заданий, а значит развитию способностей. Однако влияние самооценки недостаточно выявлено.

Благополучные дети более успевающие. Таким образом мы приходим к выводу, что «успешный» ученик – это тот, кто помимо высокой отметки еще и обладает высокой субъектной активностью. А это, прежде всего, высокая познавательная мотивация, мотивация достижений, позитивное отношение к учению и школе, эмоциональное благополучие. А так же наиболее объективной является итоговая средняя годовая отметка. Мотивация учения, позитивное отношения к школе, эмоциональное благополучие коррелируют с обобщенной академической успешностью и отражают ее обусловленность.

Успех всего учебного процесса, а также уровень успешности ученика зависит от множества факторов, среди которых важное место занимают факторы психологические. Среди них – мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов восприятия, внимания, воображения памяти, мышления и речи, наличие у обучаемых волевых качеств. К числу психологических факторов успешности учебной деятельности и высокой успешности в обучении относится и умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями, товарищами по классу, интеллектуальная развитость и сформированность учебной деятельности.

Большое значение в процессе совершенствования процесса обучения, в деле повышения успешности учащихся имеют их индивидуальные личностные качества, среди которых особое место занимают характерологические черты. Опираясь на проявления социально ценных характерологических свойств воспитуемого, родители и педагоги должны стремиться развить и упрочить эти свойства, а отрицательные – ослабить или хотя бы компенсировать, возместив социально значимыми качествами. Знание характерологических особенностей учащегося является важным условием эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.

Таким образом, успех всего учебного процесса, а также уровень успешности ученика зависит от множества факторов, среди которых важное место занимают факторы психологические. Среди них – мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов восприятия, внимания, воображения памяти, мышления и речи, наличие у обучаемых волевых качеств. К числу психологических факторов успешности учебной деятельности и высокой успешности относится и умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями, товарищами по классу, интеллектуальная развитость и сформированность учебной деятельности.

2.2 Практическое исследование связи акцентуации характера

и психических состояний  подростков

с успешностью обучения в школе

Выявление черт характера и его акцентуации требует более или менее длительного систематического изучения школьника в различных видах деятельности, в различных ситуациях и преимущественно при соответствующих типичных обстоятельствах. Зная доминирующие черты характера, его акцентуации можно предвидеть, как школьник будет поступать в учебной деятельности, а также как взаимосвязана акцентуация характера и психические состояния с успешностью в обучении школьника.

Наше практическое исследование связи акцентуации характера школьников с их успешностью мы разделили на два этапа. На первом этапе мы исследовали акцентуацию характера школьников с помощью методики, полное описание которой представлено в приложении (Приложение). Своё исследование мы проводили с 8 учениками. Результаты первой части исследования представлены в таблице «Акцентуация характера школьников».

Таблица «Акцентуация характера школьников»

Тип характера

Фамилия, имя

Сумма баллов

I (Застревающий тип)

Александрова С.

12

III (Гипертимный тип)

Домин Т.

11

Иванова А.

16

IV (Демонстративный тип)

Козловская С.

13

VII (Возбудимый тип)

Кулик Р.

18

Чеб М.

12

XII (Эмотивный тип)

Васько Е.

11

XIII (Дистимичный тип)

Головнич Е.

12

Во второй части нашего исследования мы провели сравнительный анализ учащихся с различными типами акцентуации характера и психическими состояниями с их успешностью в обучении. Мы выяснили, что в процессе учебной деятельности и на успешность учащихся значительное влияние оказывает акцентуация характера ученика. Остановимся более подробно на том, какое влияние оказывают отдельные акцентуации характера на учебную деятельность и успешность детей (по результатам нашего исследования).

Застревающий тип – «зацикливается» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид. Его служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам чаще бывают активной стороной в конфликтах. Концентрация на обиде влекут за собой часто не только проблемы в личных взаимоотношениях, но и сказываются на отношении к предмету и на успешности школьника. Отношение к предмету у школьников застревающего типа акцентуации характера опосредовано его отношением к педагогу. Устойчивость аффекта и обидчивость проявляются у застревающего акцентуанта и во взаимоотношениях со сверстниками, приводят к желанию отомстить. С такими школьниками необходимым является проведение работы по педагогической коррекции. Педагоги нечасто обращают внимание на ярко выраженную застревающую акцентуацию, а часто представители этого типа являются учащимися с асоциальной направленностью.

В учебной деятельности и в результатах успешности школьники с застревающей акцентуацией характера проявляют себя по-разному. Зачастую они невнимательны, сосредоточены «на своём», не всегда точно и полно воспринимают и усваивают учебный материал. Такое положение непременно отражается и на успешности в обучении. Из-за невнимательного отношения к учению, успешность у этих школьников снижается, но при этом они не чувствуют своей вины за это. Вину за неудовлетворительные отметки они могут возложить как на учителя, так и на своих сверстников. Такое смещение акцентов, «поиск виноватых» может привести к конфликтной ситуации, в которую вовлекаются и учителя, и товарищи по классу. При такой невнимательности, замкнутости, «заторможенности», такие учащиеся могут быть активными, при условии использования определённых методов взаимодействия во время учебного процесса. Учитель должен уметь найти индивидуальный подход к такому учащемуся, создать условия для его работы и организовать качественный и объективный контроль. В этом случае ситуация с успешностью может значительно исправиться.

Гипертимный тип акцентуации характера проявляется в учебном процессе в виде неусидчивости и недисциплинированности. Поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Неудовольствие может перерастать в негативное отношение педагога к такому учащемуся. В целях предупреждения формирования у педагогов устойчивого негативного отношения к учащемуся-гипертиму целесообразно проводить коррекционную работу не только с такими учащимися, но и с педагогами. Педагогам следует учитывать, что в основе недисциплинированности и неусидчивости лежат определённые характерологические особенности, а не негативная учебная мотивация. При работе с такими учащимися следует иметь в виду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуациях строгой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и контроля. В таких ситуациях не только повышается вероятность нарушения дисциплины со стороны учащегося, но и возникает опасность внезапных вспышек гнева, конфликта с педагогами.

Успешность школьников с гипертимной акцентуацией характера может быть самой различной: от неудовлетворительной до отличной. Такие учащиеся всегда хотят быть первыми, и учебная деятельность не является исключением. Они стараются посредством учебной деятельности поднять свой авторитет среди своих товарищей-одноклассников. Если учащийся-гипертим имеет способности к учению, то это, без сомнения ему удаётся. Если же он отвечает не правильно, то вину старается переложить на учителя, что может повлечь за собой конфликтную ситуацию. Учителю необходимо знать умственные способности и умственное развитие таких учащихся для того, чтобы уметь не только поддержать их в процессе учёбы, но и постараться «сгладить острые углы» в общении и межличностных контактах таких ребят.

Демонстративный тип отличается стремлением таких школьников быть в центре внимания, добиваться своих целей любой ценой. В процессе работы со школьниками, имеющими подобную акцентуацию характера педагогу необходимо быть очень осторожным. Так, следует быть осторожным в разоблачении фантазий и выдумок демонстративных акцентуантов. Для них невыносимо угроза разоблачения, она может повлечь за собой самые различные реакции, в том числе и опасные.

Школьники подобного типа акцентуации характера очень ярко проявляют её в процессе учебной деятельности. Даже при незнании материала, при неуверенности в правильности свого ответа они всё равно будут работать, стараться оказаться первыми. Они будут стараться привлечь к себе внимание остальных самыми различными средствами – слёзы, обморок, скандалы, ложь и т.д.

Возбудимый тип отличается повышенной раздражительностью, несдержанностью, агрессивностью, угрюмостью, занудливостью, однако возможными являются и льстивость, и услужливость. Школьники с подобной акцентуацией характера активно и часто конфликтуют. В учебной деятельности этот тип характеризуется импульсивностью поведения, неконтролируемым побуждениями, нетерпимостью к замечаниям. Для работы со школьниками подобного типа акцентуации характера у педагога необходимо выработать готовность к проявлению неконтролируемых действий, импульсивности или агрессивности со стороны акцентуанта, необходимо обучить педагога некоторым методам саморегуляции и технике эффективного общения.

Эмотивный (эмоциональный) тип проявляет себя чрезмерной чувствительности, ранимости, глубоких переживаниях малейших неприятностей, излишней чувствительности к замечаниям, неудачам. Эмотивную акцентуацию в характере школьника учителя часто не замечают, игнорируют такие особенности школьника, как повышенная чувствительность и впечатлительность, характерные для эмотивного типа. Представители этого типа наиболее чувствительны к тому, что их не понимают, чувствуют свою изоляцию и отчуждённость, эмоциональную депривацию, остро реагируют на любые оплошности в поведении педагога и родителей. В процессе учёбы такой школьник может замкнуться в себе из-за малейшего замечания учителя, даже если оно правомерно. По мнению таких школьников, к ним относятся очень предвзято. Учителю необходимо иметь в виду все эти особенности эмотивного типа акцентуации характера в педагогической практике. Следует быть очень осторожным с оценкой поведения таких ребят, замечания необходимо делать им крайне осторожно, по возможности избегая всеобщего услышания.

Успешность школьников с эмотивной акцентуацией очень разнится, в зависимости от предмета. При наличии заметных умственных способностей такие дети могут иметь высокую успешность. Эти школьники, являясь чувствительными натурами, имеют обычно высокую успешность по музыке, по изобразительному искусству, по литературе, т.е. там, где необходимы не только знания, но и для полного понимания предмета, необходимо ещё и чувствовать материал и уметь его переживать.

Дистимичный тип акцентуации характера проявляется в постоянно пониженном настроении, грусти, замкнутости, немногословности, пессимистичности. Такие школьники тяготятся шумным обществом, с товарищами близко не сходятся. Этот тип школьников по-своему проявляет себя в учебной деятельности, дистимичная акцентуация по-своему влияет на успешность ученика. В учебной деятельности они предпочитают работать самостоятельно, обычно не принимая никакой помощи из вне. При работе в группах стараются быть пассивной стороной. Они не любят отвечать у доски, замыкаются в себе, даже при условии, что знают ответ или выполнили задание правильно. Такое поведение накладывает особый отпечаток на их успешность. Учитель может принять замкнутость ученика за незнание предмета и поставить неудовлетворительную отметку. Такой ученик никогда не будет вступать в открытый конфликт. При этом школьники с дистимичной акцентуацией характера бывают интеллектуально развитыми, могут иметь хорошие умственные способности. Педагог должен учитывать особенности характера такого учащегося, стараться опереться на его сильные стороны. В процессе работы с таким учеником эффективно могут проявить себя групповые методы, где каждый должен быть ответственным за какую-либо конкретную часть работы.

Таким образом, мы представили обобщённые характеристики связи акцентуации характера школьников с успешностью, которые вывели из проведённого нами практического исследования и доказали выдвигаемую гипотезу.

Заключение

Как известно, подростковый возраст характеризуется реакцией эмансипации, алкоголизацией, девиантным поведением. Эти черты проявляются в различных типах акцентуаций характера. Именно в подростковом возрасте акцентуации характера выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.

Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние.

Для подросткового возраста термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте не сформирован еще и тип характера и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах.

При акцентуациях характера его особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное — особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими.

На основе проанализированной литературы нами было выявлено, что понятие «успешность обучения» имеет прямое отношение к успешности учебной деятельности, и имеет результативную и процессуальную характеристики. К результативной составляющей относится академическая успешность. К процессуальной составляющей относится учебная мотивация, познавательная активность, тревожность, как фактор влияющий на предыдущие компоненты.

В педагогической психологии под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которая складывается и проявляется в деятельности и общении, обусловливая типичные индивидуальные способы поведения. Индивидуальные особенности, которые образуют характер, относятся в первую очередь к воле и эмоциям, но в известной мере и к уму. Проявления характера – комплексны и в ряде случаев практически не поддаются классификации по волевым, эмоциональным или интеллектуальным процессам (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др. характерологические особенности личности).

Акцентуация характера понимается как чрезмерное усиление различных его черт, которое зачастую может граничить с патологией. Существуют различные классификации акцентуации характера школьника. Основными типами акцентуации характера являются следующие: гипертимный (или гиперактивный), циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный типы. Знание этих акцентуаций и опора на них в практической деятельности педагога является одним из условий успешности протекания процесса обучения школьника.

Становление характера происходит в условиях включения личности в различные социальные группы (в семье, среди друзей, в неформальном объединении и т.д.) В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития межличностных отношений, у школьника могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость принципиальность, твердость, а в другом – скрытность, конформизм и слабохарактерность.

Различные акцентуации характера по-разному проявляют себя в учебном процессе и по-разному влияют на успешность школьников. Так, например, застревающий тип «зацикливается» на своих чувствах, мыслях, его несговорчивость, склонность к затяжным склокам чаще бывают активной стороной в конфликтах. Задачей учителя является найти индивидуальный подход к такому учащемуся, создать условия для его работы и организовать качественный и объективный контроль, что, несомненно, может исправить ситуация с успешностью. Гипертимный тип акцентуации характера проявляется в учебном процессе в виде неусидчивости и недисциплинированности и педагогам следует учитывать, что в основе недисциплинированности и неусидчивости лежат определённые характерологические особенности, а не негативная учебная мотивация и отношение к предмету. Демонстративный тип отличается стремлением быть в центре внимания, добиваться своих целей любой ценой. Школьники подобного типа акцентуации характера очень ярко проявляют её в процессе учебной деятельности: даже при незнании материала, при неуверенности в правильности свого ответа они всё равно будут работать, чтобы всегда оказываться первыми. Возбудимый тип, который отличается повышенной раздражительностью, несдержанностью, агрессивностью, угрюмостью и занудливостью, в учебной деятельности этот характеризуется импульсивностью поведения, неконтролируемым побуждениями, нетерпимостью к замечаниям. Эмотивный (эмоциональный) тип проявляет себя чрезмерной чувствительности, ранимости, глубоких переживаниях малейших неприятностей, излишней чувствительности к замечаниям, неудачам, а успешность школьников с эмотивной акцентуацией может очень разниться, в зависимости от предмета.

Исследование акцентуации характера школьника является очень сложным и длительным по времени. Однако использование знаний об акцентуации характерологических особенностей школьников является одним из залогов успешности обучения и одним из показателей индивидуального подхода педагога к ученику, что является непременным условием учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Список литературы

  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 2010. - 496 с.
  2. Березин Ф.Б. “Психическая и психофизиологическая адаптация человека”. М., 2008. С.13—21.
  3. Воробьев В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии // Обозр. психиат. и мед. психол. - 2013. - N 2. -С. 33-39.
  4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика. – В книге Избранные труды. М., 2010 г.
  5. Ганнушкин П.Б. Психология эмоций. Тексты /под ред. В.К. Вилюнас и Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 252-279.
  6. Иванов Н.Я., Личко А.Е. “Патохарактереологический диагностический опросник для подростков”, М., С.-Петербург “ФОЛИУМ”, 2011.
  7. Китаев-Смык Л.А. “Психология стресса”. – М.: Наука, 2013.
  8. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 64 с.
  9. Маклаков А.Г. “ Общая психология”.- СПб.: Питер, 2012. -592с.
  10. Немов Р.С. “Психология” т.1, М., “Просвещение” “Владос”, 2010.
  11. Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я., М., 2011.
  12. Психология индивидуальных различий. Тексты/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 288-318.
  13. Реан А.А. “Психология человека от рождения до смерти”. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2012.-656с.
  14. Рубинштейн, С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 2011. С. 182—192.

ПРИЛОЖЕНИЕ