Михаил Ромм о создании кинофильма Обыкновенный фашизм




В перерыве между двумя художественными фильмами я решил сделать фильм документальный. Я думал, что это легко. Случаи, когда режиссеры художественного кино берутся за создание документальных лент, не так уж редки. Я могу сослаться на творчество А. Довженко, С. Герасимова, Ю. Райзмана, С. Юткевича, на свой опыт. Работа над документальным фильмом - школа правды, и потому тех, кто посвятил себя игровому кинематографу, время от времени тянет к точности изображения, к документальности. Впрочем, у меня не было желания изменять игровому кинематографу, которому я отдал тридцать лет жизни. Дело было в другом: меня заинтересовал материал и важность темы. Повторяю, я думал, что сделать это будет не трудно: снимать ничего не надо, и самое сложное, что есть в художественном кино - долгая и кропотливая подготовка к съемкам и сами съемки, - здесь не нужны. Напротив, думал я, здесь неисчерпаемое количество готового материала - сиди и монтируй. Но я ошибся. Оказалось, что задача, которая стала передо мной, невероятно трудна.



Почему же я все-таки взялся за эту работу? Читать