Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности

ТЕМА 1.20

Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности

Требования к компетентности по теме

знать и уметь раскрывать сущность понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура личности»; знать и уметь обосновать необходимость, цель и задачи экономического воспитания в школе;

знать и уметь раскрывать содержание понятия «экономическая позиция», уметь характеризовать пути и методы формирования экономической позиции учащихся, знать основные показатели ее сформированности;

знать и уметь раскрывать сущность понятия «профессиональное самоопределение»; уметь обосновать системный подход к профессиональному самоопределению, уметь характеризовать его этапы:

знать и уметь обосновать профориентационные возможности процесса обучения и внеклассной воспитательной работы; знать и уметь характеризовать формы профессионального просвещения и практической подготовки школьников к выбору профессии; уметь их проектировать и осуществлять в педагогической практике.

Основные вопросы

1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности.

2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности.

3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению.

4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе.

Понятия темы

Экономическое воспитание, экономическая культура личности, экономическая позиция учащихся, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация.

Рекомендуемая литература

1. Ботько, А. В. Экономическое воспитание школьников в условиях развития рыночной экономики: методическое пособие : в 2-х ч. Ч. 1 / А. В. Ботько. — Гродно : УО «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2003. — 94 с.

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30Л2.2006 г. № 8/15613) // Зборнiк нарматыўных дакументаў МА Рэспублш Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9—40.

3. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей ; Юрайт, 1999. — С. 283-287; 306-320.

4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. —
М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 315—320.

5. Степаненков, Н. К Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2007. —С. 284—305.

6. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : Унiверсiтэцкае, 2000. — С. 400—416.

1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности

Социально ориентированная, наукоемкая экономика, труд в интересах личности и всего общества являются приоритетами идеологии белорусского государства. Социально-экономические преобразования, научно-технический прогресс и переход к рыночным отношениям диктуют необходимость осуществлять экономическое воспитание уже в школе. Поэтому экономическое и трудовое воспитание учащихся — важнейшие направления воспитательной работы учреждений образования по формированию базовой культуры учащихся.

Экономическое воспитание в школе необходимо для воспитания членов общества, способных правильно понимать происходящие социально-экономические процессы, выполнять экономические функции (потребителя, работника, соискателя рабочего места, собственника, налогоплательщика, вкладчика, предпринимателя и другие), а также для формирования основ экономических знаний и умений принимать решения в жизненно важных ситуациях социально-экономического характера. Экономические знания являются неотъемлемым элементом системы знаний школьников об обществе, а экономические взгляды, идеи, убеждения, установки — составной частью их научного мировоззрения.

Экономическое воспитание — целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направлен-ное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и экономически значимых качеств личности (трудолюбия, организованности, экономности, предприимчивости, инициативности, самостоятельности, ответственности и др.). Целью экономического воспитания выступает формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы и способного участвовать в экономической жизни страны.

Экономическая культура личности есть синтез системы знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих ей успешно действовать в производственно-экономической сфере. В соответствии с этим формулируются задачи экономического воспитания в общеобразовательной школе (см. схему 62).

Задачи экономического воспитания

Формирование экономической грамотности, экономичес-кого сознания, развитие основ экономического мышления

Воспитание экономически значимых качеств личности: трудо-любия, экономности, инициативности, организованности
и др.

Развитие нравственно-ценностной мотивации в процессе усвоения учащимися экономических знаний, формирования умений и навыков экономической деятельности

Формирование умения самостоятельно приобретать и применять экономические знания на практике

Включение школьников в практическую деятельность (трудовую, природоохранную, организаторскую и др.), позволяющую актуализировать и закрепить экономические знания, формировать экономические умения и навыки, опыт нравственно-ценного экономического поведения

Содействие профессиональному самоопределению учащихся

Схема 62

Основу экономического мышления и экономической грамотности личности составляют: понимание ею сущности экономических законов, экономических процессов и явлений в рамках экономической системы своей страны и мировой экономики; способность анализировать экономические процессы; знание основ хозяйственной жизни семьи, предприятия (фирмы), всего общества в целом.

Способность человека выполнять отдельные экономические действия или определенную экономическую деятельность называется экономическим умением. Например, к полезным умениям и навыкам такого рода можно отнести работу на компьютере, умение сделать расчет, осуществить анализ хозяйственной деятельности, разработать бизнес-план, подсчитать нормы и массы прибыли, определить размеры налогов, составить домашний бюджет и другие. Определенные умения и навыки необходимы для делового общения, самостоятельного выбора объекта труда, планирования и организации своей работы, покупки и продажи продукции, установления цены, создания и популяризации рекламы. Кроме того, нужно уметь организовать свое рабочее место, свой рабочий день, определить последовательность выполнения предстоящей работы и т. п.

Опыт экономической деятельности приобретается в ходе практической деятельности. Экономические мотивы деятельности — это то, что побуждает человека к этой деятельности, определяет его экономические поступки и поведение в целом. Экономические мотивы могут быть личными или общественно значимыми. Личные мотивы непосредственно связаны с потребностями человека. Совпадение личных и общественных экономических интересов - показатель высокого уровня экономической культуры личности.

Воспитание вышеназванных компонентов экономической культуры личности сопровождается формированием ее экономической позиции как системы отношений к социально-экономическим процессам и экономическим институтам общества, а также к разным видам экономической деятельности и к себе как субъекту экономических отношений (гражданину, работнику, потребителю, налогоплательщику и т. п.) и деятельности. Экономическая позиция — это взгляды, представления, установки личности, в которых проявляется ее отношение к экономической стороне действительности.

Показателями сформированности экономической позиции учащихся могут выступать интерес к экономической сфере жизни общества; понимание и позитивное отношение к экономической политике государства и экономической системе страны, умения приобретать и применять экономические знания для анализа, объяснения экономических явлений и событий, уровень сформированности базовых экономических качеств (бережливости, трудолюбия, организованности, предприимчивости и других), необходимых для эффективной экономической деяиельности.

2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности

Формирование экономической позиции школьников осуществляется в процессе изучения учебных предметов (истории, географии, химии, биологии, математики, технологии или трудового обучения и других); в процессе внеклассной воспитательной работы и факультативных занятий по экономике; в ходе общественно полезного или производительного труда и собственно экономической деятельности.

Учебные предметы содержат достаточно разнообразные экономические знания и обеспечивают усвоение учащимися основньгх экономических понятий. Для формирования экономической позиции личности необходимо в рамках этих предметов, а также сложившейся практики политехнического образования, общественно полезного и производительного труда обновить и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу экономической деятельности учащихся. Например, на уроках физики, биологии, химии школьники узнают об использовании в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда, на уроках математики решают задачи экономического содержания, на уроках информатики овладевают компьютерной грамотностью.

В Республике Беларусь разработана программа факультативного курса по экономике, а также программа экономического воспитания школьников (А. В. Ботько и др.). В ходе внеклассных занятий экономической тематики у учащихся начальной школы формируются «ростки» экономических знаний: представление об экономике, деньгах, домашнем хозяйстве, семейном бюджете и его планировании, труде вообще и организации трудовой деятельности в семье, экономии в быту, торговле, цене, экономических ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, роли банков в экономике и т. п. У учеников младших классов необходимо формировать представления о человеке как о бережливом, экономном и хорошем хозяине.

Учащиеся 5—9-х классов получают представление о структуре экономики города (района), республики, государственном бюджете, внешнеэкономических показателях; рассматривают проблемы развития мировой экономики (международная торговля, международная экономическая интеграция, типы экономических систем, проблема ограниченности экономических ресурсов, глобальные проблемы человечества и др.). Для учащихся основной школы полезной будет информация об основных категориях рыночной экономики, проблемах экономики переходного периода, обсуждение таких тем, как «Человек на рынке труда», «Человек и бизнес», «Человек в мире информации».

Старшеклассники усваивают знания по следующим разделам: «Экономика предприятия» (понятие о предприятии, виды, организация, финансирование предприятий и т. п.), «Основы предпринимательской деятельности» (сущность предпринимательства, особенности рыночного ценообразования, конкуренция и структура рынка, маркетинг, реклама, менеджмент, этика бизнеса и т. п.). Для выработки экономических умений и навыков, а также умения применять экономические знания учащимся можно предложить создать компанию (фирму) в условиях школы (по А. В. Ботько). Это может быть выпуск школьной (межшкольной) газеты, выпуск кондитерских изделий, оказание услуг в строительстве (организация школьной строительной бригады) или в сельскохозяйственном производстве, оказание репетиторских услуг и т. п. Определив вид производимых товаров или услуг, учащиеся распределяют обязанности, выбирают название компании, определяют руководителей, составляют устав, проводят маркетинговые исследования, разрабатывают финансовый план. На основе этого составляют бизнес-план (описание продукта, маркетинговый план, финансовый план, организационный план, перспектива развития), который отвечает на вопрос о целесообразности занятия данным направлением предпринимательской деятельности. Затем происходит регистрация фирмы, решаются вопросы финансирования и на практике реализуется организационный план. Школьная компания работает обычно несколько месяцев, и на протяжении всего срока ее работы ответственные лица осуществляют текущий контроль за ее деятельностью. К окончанию срока работы подготавливается отчет с подробным анализом деятельности школьной компании и решаются вопросы о ее закрытии.

Методы и формы формирования экономической позиции разнообразны: беседы, рассказ, лекции, дискуссии, дебаты, экскурсии, викторины, встречи с представителями разных профессий, руководителями образцовых предприятий и хозяйств, ролевые или деловые игры, занятия кружка юных экономистов, информационные часы, просмотр кинофильмов экономической тематики, решение задач производственного характера, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности изобретения, того или иного вида трудовой деятельности и другие.

Формирование экономической позиции, нравственных и экономически значимых качеств школьников предполагает включение их в общественно полезный или производительный труд, который требует экономически эффективной организации: планирования, нормирования и механизации труда, учета его эффективности и результативности. В общественно полезной трудовой деятельности учащиеся вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Важно при этом, чтобы дети осознавали эти отношения с позиций нравственности и их экономического значения.

Решению задач экономического воспитания, в частности, формированию у учащихся чувства хозяина школы, способствует участие их в разных формах школьного самоуправления, создание в школе атмосферы бережного отношения к общественному имуществу, учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности и т. п.

Вышесказанное позволяет утверждать, что эффективность экономического воспитания в большей степени зависит от согласованных действий школы, семьи, общественности. Экономическое воспитание реализуется в тесной связи с трудовым воспитанием и подготовкой учащихся к выбору будущей профессии.

3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению

Необходимой составляющей учебно-воспитательной работы школы является профессиональная ориентация учащихся. Основная цель профессиональной ориентации — подготовить школьников к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами, помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, произ-водственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении в соответствии с их способностями и с учетом рынка профессий (А. Д. Симоненко, К. К. Платонов и др.). Как следует из определения, педагоги школы осуществляют профессиональную ориентацию учащейся молодежи наряду с другими специалистами. Профориентацию учащихся наряду со школой проводят внешкольные образовательные учреждения, учебно-профессиональные комбинаты, предприятия, центры занятости и профориентации.

Исследователи рассматривают профессиональное самоопределение в двух значениях. С одной стороны, это деятельность самого выбирающего профессию (оптанта), направленная на профессиональное самопознание, поиск путей профессионального развития и совершенствования (М. С. Ковалевич); процесс формирования личностью своих отношений к профессионально-трудовой среде и способ самореализации в ней (С. Н. Чистякова); процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый личностью на основе анализа своих данных и соответствия их требованиям профессии (А. М. Кухарчук).

С другой стороны, это педагогическое руководство развитием учащихся как субъектами трудовой и будущей профессиональной деятельности. В этом значении профессиональное самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями обшества в квалифицированных кадрах (Н. К. Степаненков).

Большинство педагогов полагает, что процесс профессионального самоопределения не завершается выбором профессии и профессиональной подготовкой по выбранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и профессионального пути. В этом аспекте профессиональное самоопределение — это процесс становления личности как субъекта трудовой и профессиональной деятельности, важнейшим этапом которого является выбор профессии (по М. С. Ковалевич).

Профессиональное самоопределение учащихся происходит под воздействием внутренних (психических) и внешних факторов (см. схему 63, с. 153).

Современные социально-экономические условия (научно-технический прогресс, переход к рыночной экономике) усложняют и обостряют проблему профессионального самоопределения. Появление рынка товаров и услуг сопровождается возникновением рынка рабочей силы. Конкуренцию на рынке труда выдерживают высоко-квалифицированные работники. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, интеграция и кооперирование отраслей производства требуют работников с широким общим и политехническим образованием. В то же время специализация отдельных отраслей производства унифицирует функции работников, требуя от них высокой узкопрофессиональной подготовки.


Средства массовой информации; материальное положение; влияние родителей, других взрослых, сверстников

Рекомендации педагогов, психологов и других специалистов

Познавательные потребности, потребности в самоопределении, самореализации, «Я-концепция» личности

Использование проф-ориентационных возможностей образовательного процесса; технологии обучения и воспитания

Профессиональная направленность: знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности и т. п.

Факторы профессионального самоопределения учащихся

Потребности рынка, возможности трудоустройства по избранной специальности в будущем

Практическая «проба сил»: участие в разных видах трудовой или профессиональной деятельности

Первичные потребности, задатки, темперамент, состояние здоровья и другие генетически обусловленные свойства личности

Схема 63

Таблица 21

I этап

II этап

III этап

IV этап

Профессиональное просвещение

Профессиональное убеждение

Практическая подготовка к выбору и получению профессии

Дифференциация и корректирование профессиональной

направленности учащихся

Воспитание готовности
к выбору труда и профессии (установки
на выбор профессий, востребованных обществом). Ознакомление с социально-экономичес-кими и психологичес-кими аспектами выбора профессии.
Расширение знаний учащихся об отраслях народного хозяйства и профессиях.
Пропаганда профессий средствами массовой информации, литера-туры, искусства

Обоснование необходимости разностороннего развития личности в ходе выбора профессии. Формирование мотивов этого выбора с учетом личных и общественных интересов. Создание условий для самовыражения и самоутверждения в выборе профессии. Помощь в принятии решения о выборе профессии или учебного заведения для реализации своих профессиональных намерений

Организация практических занятий в ходе изучения общеобразовательных предметов
и трудового обучения. Организация трудовой деятельности учащихся (труд по самообслужи-ванию, общественно полезный, производи-тельный труд для школы, микрорайона школы, в помощь предприятиям и другим субъектам хозяйствования хозяйственно-бытовой труд в домашних условиях и т. п.)

Учет типологических половозрастных и индивидуальных особенностей школьников в ходе профориентаци-онной работы. Коррекция склонностей, способностей к избираемой профессии в рамках отрасли, специальности и т. п. Коррекция выбора профессии с учетом состояния здоровья.

Дифференциация фак-

торов профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение связано с риском получить специальность, которая в дальнейшем может оказаться невостребованной, поэтому выпускник школы должен быть готов к возможности неоднократной смены профессии или специальности. Особенностью современного профессионального самоопределения является и то, что профессиональная деятельность нередко теряет для старшеклассников личностную значимость; становится для них только средством достижения материального благополучия или успеха.

Содержание воспитательной работы по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении направлено на решение следующих задач:

формирование у школьников представлений о рынке труда, о востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала;

развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам учащихся; убеждение в необходимости развития профессионально значимых способностей и качеств;

практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, разностороннее развитие учащихся (знание иностранных языков, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, здоровый образ жизни, организаторские умения и т. д.);

дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от пола, возраста, склонностей, способностей, интересов, состояния здоровья и других индивидуальных особенностей учащихся.

Н.К. Степаненков указывает на необходимость системного подхода к профессиональному самоопределению (профессиональной ориентации) школьников. Он реализуется через последовательность этапов (см. таблицу 21, с. 153).

4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе

Все предметы учебного плана средней общеобразовательной школы обладают профориентационным потенциалом. В ходе их изучения при условии применения педагогами развивающих личностно ориентированных образовательных технологий развиваются профессионально значимые склонности, способности, интересы учащихся, раскрываются политехнические основы выбора и получения профессии.

Средствами профессиональной ориентации школьников выступает изучение научных основ производства и формирование практических умений и навыков на уроках и факультативах естественно-математического цикла. Например, целенаправленное формирование расчетно-вычислительных, контрольно-измерительных, общетрудовых, конструктивно-экспериментальных и других умений, развитие технического мышления на практических и лабораторных занятиях будет способствовать сознательному и обоснованному выбору профессии финансово-экономического профиля, в сфере машиностроения или транспорта. Умения и навыки в области биологии и других естественнонаучных дисциплин могут использоваться школьниками в сельскохозяйственном труде или труде в сфере общественного питания. Наибольшими возможностями для практической подготовки к выбору профессии располагает трудовое обучение, в ходе которого учащиеся получают информацию и овладевают первоначальными трудовыми операциями по разным профессиям и специальностям.

Логическим продолжениям профориентационных возможностей учебного процесса является внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Наиболее распространенными ее формами являются кружки (предметные, межпредметные, тематические, теоретического или прикладного направления, художественного или технического творчества), научно-технические клубы, малые академии, ученические конструкторские бюро и др. Так, в ходе кружковых занятий учащиеся готовят рефераты, конструируют и собирают приборы и оборудование, чертят схемы, изготавливают модели, выполняют заказы промышленных или сельскохозяйственных предприятий. В качестве эффективных форм профессиональной ориентации школьников зарекомендовали себя смотры талантов, конкурсы профессионального мастерства и творчества, олимпиады, турниры смекалистых, выставки технического творчества или результатов трудового обучения. Профессиональному самоопределению учащихся содействует приобщение учащихся к традициям трудовых и творческих коллективов через совместные производственные дела, субботники, экскурсии, спортивные соревнования, туристические подходы и т. п.

Многообразие занятий по интересам и трудовых дел позволит выявить и развить познавательные и профессиональные склонности, воспитать трудолюбие и творческое отношение к труду, развить техническое мышление, сформировать качества и умения будущих рационализаторов, изобретателей, исследователей.

Во многих учреждениях образования оформляются уголки профориентации. В них подобраны разнообраз-ные материалы, плакаты, альбомы, подготовлены монтажи, мультимедийные презентации профориентационного характера. Организуются выставки лучших работ участников конкурса о любимой профессии «Все о профессиях»; оформляются стенды «Куда пойти учиться» или «Куда пойти работать»; вывешиваются рекомендательные списки литературы и т. д.

Практическая подготовка школьников к выбору профессии осуществляется во внеурочной деятельности учащихся (трудовой, игровой, организаторской, природоохранной, конструкторской, художественно-
исполнительской и др.). Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по самообслуживанию, общественно полезный труд, производительный труд.

В этих видах трудовой деятельности при правильной их педагогической инструментовке (см. схему 64, с. 15: воспитываются положительное отношение к труду, трудолюбие, ответственность, стремление качественно выполнить трудовые действия, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческий подход к трудовой деятельности, уважение к людям труда, бережливое отношение к результатам труда, взаимопомощь, коллективизм, умение организовать индивидуальную и совместную работу, навыки соблюдения техники безопасности и другие свойства личности.

По мнению исследователей, в современной школе должна быть такая трудовая деятельность, которая развивала бы не только трудовые и физические, но и интеллектуальные, социальные, коммуникативные, эстетические и другие способности детей. Например, на базе школы могут осуществляться различные технические, природоохранные, производственные программы, программы восстановления и сохранения историко-культурных памятников, сохранения народных ремесел и промыслов, программы милосердия и благотворительности и т. п. Необходимы трудовые дела, связанные с заботой о людях, с облагораживанием условий жизни школы, ее ближайших районов.

Технология организации трудовой деятельности

1. Планирование

2. Инструктаж участников и четкое организационное начало

3. Обеспечение
орудиями труда

4. Контроль за
ходом трудовой деятельности

5. Оказание своевременной помощи, консультирование и т. п.

6. Оценка результатов индивидуальной или групповой трудовой деятельности

Схема 64

Важное направление профориентационной работы школы — координация деятельности и взаимодействие с центрами занятости и профориентации, с шефствующими предприятиями, внешкольными учреждениями, общественностью, а также с родителями учащимся.

Нетрудно заметить, что экономическое, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся осуществляются в педагогическом процессе в единстве и взаимосвязи друг с другом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность понятий «экономической воспитание», «экономическая культура личности». Назовите цель и сформулируйте задачи экономического воспитания учащихся.

2. Определите понятие «экономическая позиция». Каковы показатели сформированности экономической позиции учащихся?

3. Охарактеризуйте пути, содержание и методы формирования экономической позиции учащихся с учетом их возрастных особенностей.

4. Установите взаимосвязь понятий «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение» учащихся. Назовите внутренние и внешние факторы профессионального самоопределения личности.

5. В чем заключается системный подход к профессиональному самоопределению? Охарактеризуйте его этапы.

6. Каковы профориентационные возможности процесса обучения в школе?

7. Охарактеризуйте формы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, содействующие профессиональному самоопределению школьников.

Глоссарий

Экономическое воспитание— целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и качеств личности.

Экономическая позиция личности — система отношений личности к социально-экономическим процессам, экономическим институтам общества, а также к разным видам экономической деятельности и к себе как субъекту экономических отношений (гражданину, потребителю, налогоплательщику и т. д.) и деятельности. Экономическую позицию составляют взгляды, представления, убеждения, установки личности, в которых проявляется ее отношение к экономической стороне действительности.

Профессиональная ориентация — система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Профессиональное просвещение — получение учащимся информации об отраслях народного хозяйства и о мире профессий, ознакомление с социально-экономическими и психологическими аспектами выбора профессии.

Профессиональное самоопределение — процесс становления личности как субъекта трудовой и профессиональной деятельности, важнейшим этапом которого является, выбор профессии.

Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности