Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания
ТЕМА 1.18
Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания
Требования к компетентности по теме |
знать и уметь раскрывать сущность понятий «метод воспитания»; уметь обосновать ориентированность воспитательного взаимодействия на ценностные отношения; знать и уметь осуществлять классификацию методов воспитания; знать и уметь характеризовать методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и отношений, методы контроля и самоконтроля в воспитании; уметь раскрывать условия выбора и эффективного применения методов; знать и уметь давать общую характеристику форм воспитательной работы, осуществлять их классификацию; уметь проектировать применение и сочетание методов, средств, форм воспитания в различных видах педагогического взаимодействия. |
Основные вопросы |
1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания. 2. Методы формирования сознания личности. 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся. 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности. 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании. 6. Общая характеристика форм воспитательной работы. |
Понятия темы |
Метод воспитания, средство воспитания, классификация методов воспитания, методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и отношений, методы контроля и самоконтроля в воспитании, форма воспитательной работы. |
Рекомендуемая литература |
1. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / Л. И. Маленкова. М. : Педагогическое общество России, 2002. С. 310346. 2. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. Кн. 2 : Процесс воспитания. С. 94136; 146177. 3. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 4. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. М. : Изд. центр «Академия», 2000. Гл. VI, XI, XII. 5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. С. 330347. 6. Харламов, И Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. Минск : Унiверсiгэцкае, 2000. С. 327348. |
1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания
Под методами воспитания понимают способы совместной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания. В теории и методике воспитания помимо термина «метод воспитания» существует термин «метод педагогического воздействия». Соотношение этих понятий определяется соотношением понятий «педагогическое взаимодействие» и «педагогическое воздействие» (см. тему 1.9, с. 65).
Метод педагогического воздействия можно охарактеризовать как способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности. Метод воздействия, согласно Л. И. Маленковой, рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика и состоит из трех частей: предписывающей («Что надо сделать?»), аргументирующей («Зачем надо сделать?»), методической («Как лучше сделать?»).
Существуют разные подходы к классификации методов воспитания. В общепризнанной классификации, предложенной Г. И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами (см. табл. 15).
Таблица 15 |
||
Методы воспитания |
||
I группа |
II группа |
III группа |
Методы формирования сознания личности |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения |
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения |
Убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и другие |
Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и другие |
Создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и другие |
Данная классификация методов в настоящее время дополнена группой методов контроля и самоконтроля в воспитании.
Представляет интерес классификация методов воспитания, в основу которой положена структура личностных качеств (И. Ф. Харламов). В данной классификации выделяют:
Методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения. Это группа основных методов, которые играют определяющую роль в развитии и формировании личности. К ним относятся методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения).
Методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности. Это группа вспомогательных методов, выполняющих регулятивно-коррекционную роль. К ним причисляют методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.
Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смысле) совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса. Средствами воспитания (в широком смысле) является все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т. п. Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии, материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной и письменной форме достижения культуры (по Н. Е. Щурковой).
Особой проблемой в теории и методике воспитания является выбор методов и средств воспитания. Peшая эту проблему, педагог учитывает цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности школьников, уровень их воспитанности, уровень развития детского коллектива, ценности и нормы отношений, складывающиеся в семье и ближайшем окружении учащихся. Следует учесть и уровень квалификации самого педагога, его методическое мастерство.
2. Методы формирования сознания личности
Методы убеждения, внушения, объяснения, рассказа, беседы, лекции, диспута, примера используются в процессе формирования сознания личности, ее чувств, взглядов (представлений, понятий), убеждений. Это методы воз действия прежде всего на интеллектуальную сферу личности. Ранее (см. тему 1.13, с. 94) была дана общая характеристика этих методов и раскрыта их специфика как методов обучения. Охарактеризуем основные из данных методов с учетом их воспитательной специфики.
Убеждение процесс логического обоснования (доказательства) какого-либо суждения или умозаключения. Этот метод предполагает наличие определенной информации в сообщении воспитателя и осознанное отношение к ней воспитанников. Убеждение как словесное воздействие опирается на интеллект слушающего, апеллирует к его знаниям, жизненному опыту. Данный метод способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию их готовности защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней. Используя убеждение как метод воспитания, педагог, например, разъясняет учащимся сущность социальных и духовных отношений, норм и правил поведения. Учащиеся при этом осмысливают, оценивают и усваивают их, утверждаются в своих взглядах, позициях или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного педагогом, воспитанники формируют свою систему взглядов на окружающий мир и человека. Самоубеждение метод самовоспитания, в основе которого лежат логические выводы, сделанные самим учеником. Используется им в процессе осознанного самостоятельного формирования взглядов на мир и самого себя.
В процессе воспитания убеждение обычно дополняется таким методом, как внушение, так как всякий говорящий обычно внушает. Внушение метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них на ум и волю воспитанника. Внушение осуществляется как вербальными, так и не-вербальными средствами (интонация, мимика, жесты и т. п.). В основе внушения лежит доверие и снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Поэтому слова говорящего с необходимостью вызывают) у слушающего те представления, образы, чувства и т. п., которые изначально имелись в виду. Использование метода внушения способствует переживанию детьми своих поступков и эмоциональных состояний. Процесс внушения сопровождается или может иметь результатом самовнушение: воспитанник внушает сам себе ту или иную эмоциональную оценку своего поведения. Следует учитывать, что внушенная информация прочно входит в сознание человека, отказаться потом от сложившейся точки зрения ему трудно. Поэтому злоупотреблять внушением нельзя. Кроме того, при весьма настойчивом воздействии может последовать обратная реакция.
Большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения, деятельности других людей. Метод положительного примера используется в первую очередь для возбуждения у школьников потребности к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и свойств. В процессе воспитания педагог опирается на положительные примеры жизнедеятельности ученых, писателей, общественных деятелей, людей, совершивших ратный или трудовой подвиг. На языке факта и события персоналия выдающейся личности открывает воспитанникам пласты культуры (Н. Е. Щуркова), вызывая у них интерес. Учащиеся с помощью педагога пытаются понять мотивы поступков известных личностей. Воспитательное влияние оказывает также пример самого учителя (его эрудиция, нравственная культура, отношение к своей работе и т. п.), а также положительный пример сверстников. Действие метода положительного примера основано на механизме подражания. Опираясь на идеал, примеры, достойные подражания, педагог создает условия, при которых у воспитанника формируются умения анализировать жизненные ситуации, свое поведение и поведение других людей. В результате он может сам изменить свое поведение, регулировать свои поступки.
Методы убеждения, внушения и положительного примера могут применяться как самостоятельные методы, но чаще всего они реализуются как приемы в рамках других методов формирования сознания: рассказа, беседы, лекции, диспута.
Рассказ монологический метод изложения преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Большое значение этот метод имеет при организации ценностно-ориентационной деятельности детей, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. Широко применяется рассказ при изложении биографического материала, описании предметов, художественных образов, природных явлений, событий общественной жизни. С помощью рассказа можно вызвать положительные нравственные (сопереживание, сочувствие, радость, гордость и т. д.) или отрицательные (негодование и т. п.) чувства по поводу негативных действий или поступков героев рассказа, раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения, вызвать желание подражать положительному примеру и т. п.
Беседа диалогический (вопросно-ответный) метод воспитания. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют целью привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам действительности, к себе и другим людям. Важно, чтобы содержание беседы было связано с личным опытом ребенка, с его практической деятельностью. Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое подводит учащихся к предстоящему обсуждению как к личностно значимому, а не надуманному делу. Затем педагог предоставляет материал для обсуждения и ставит вопросы, отвечая на которые учащиеся приходят к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительной части беседы педагог подытоживает все высказывания, формулирует выводы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой нормы в практике поведения.
Помимо бесед с группой учащихся (классом) проводятся и индивидуальные беседы. Ошибочно проводить их только в связи с нарушениями дисциплины. Индивидуальные беседы правильнее проводить по плану, в определенной системе, тогда они носят профилактический, упреждающий характер.
Метод лекции как монологический словесный метод изложения материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений, также широко используется в воспитательной работе. С его помощью излагается сущность той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания.
Дискуссия и ее разновидность диспут в процессе воспитания применяются как методы формирования суждений, оценок, убеждений. Обязательным их условием является наличие двух или более противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Но в отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое учеными решение, диспут не требует определенных и окончательных решений. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.
Дискуссия и диспут в большей степени соответствуют возрастным особенностям старших подростков и старшеклассников, для которых свойственны поиски смысла жизни, стремление ничего не принимать на веру. Важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали проблему, значимую, жизненно важную для учащихся. Тему дискуссии или диспута могут подсказать сами школьники, они же могут участвовать и в разработке вопросов, выносимых на обсуждение.
3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
К методам данной группы относятся: приучение, упражнение, метод воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и другие.
Приучение как метод наиболее эффективен на ранних возрастных этапах для дошкольников и младших школьников. Применение этого метода требует соблюдения ряда педагогических условий. Предписывая детям тот или иной образ действий, необходимо выразить его в коротком и ясном правиле. Важно показать образец воспитываемой формы поведения, создать положительное отношение к ней. Для выработки привычки требуется время. Данный метод предполагает контроль и самоконтроль за выполнением действий; благожелательное заинтересованное отношение учителя к детям; анализ возникающих трудностей, обсуждение способов дальнейшей работы в выбранном направлении.
Особенно результативной будет организация такой деятельности учащихся, в процессе которой они незаметно для себя, непринужденно привыкают к нужной форме поведения. В некоторых случаях задача научиться вести себя определенным образом ставится открыто, например, быть вежливым, дисциплинированным и т. п. Возможен и третий путь: вызвать у учащихся стремление воспитать в себе то или иное качество личности. Это стремление и будет побуждать ребенка овладевать соответствующими привычками. Большое значение в приучении ребенка к определенным формам поведения имеет его режим жизнедеятельности. Этот режим должен быть целесообразным (разумным), последовательно осуществляемым, конкретным и понятным для ребенка.
В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности. В авторитарной педагогике приучение часто сопровождается наказаниями и напоминает дрессировку (жесткое приучение). Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения и предписывает применять метод приучения, например, в комплексе с игровыми методами. Метод приучения разновидность метода упражнения, рассматриваемого в теории воспитания как многократное повторение определенных действий и поступков с целью их доведения до уровня привычки. Упражнение в этом контексте есть упражнение в правильном, жизненно значимом поступке. В ходе упражнения повторяются не только действия и поступки, но и мотивы, их вызывающие.
Достаточно продуктивным методом организации деятельности и поведения учащихся является такой метод, как поручение. Суть его заключается в передаче воспитаннику определенных функций в выполнении тех или иных общественно полезных дел и ответственности за них. В деятельности учебной группы (детского объединения) могут применяться самые разнообразные по содержанию поручения: учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые и др. По времени они могут быть эпизодические, кратковременные, длительные; по сменяемости сменяемые и постоянные.
Основными требованиями к реализации данного метода являются: объяснение общественной и личностной значимости поручаемого задания, показ образцов и сообщение критериев оценки результатов поручаемого дела (обучение выполнению задания), учет склонностей, интересов и возможностей воспитанников, соблюдение принципа добровольности и поощрения инициативы, творческого подхода к выполнению задания, оказание помощи в выполнении поручения, гласность в оценке результатов порученного дела, контроль за его выполнением.
Метод воспитывающих ситуаций это метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. Они предполагают специальную организацию таких условий, такой внешней обстановки, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, те или иные представления, чувства, мотивы, поступки. По сути это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему (нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.). Ученику предоставляется возможность выбрать определенное решение из нескольких вариантов (например, промолчать, сказать правду, ответить «не знаю» и т. п.).
Педагогическое требование один из исходных методов организации и стимулирования деятельности учащихся. Это педагогическое воздействие на сознание воспитанника, целью которого является стимулирование или, наоборот, торможение тех или иных его действий или поступков. Стратегия педагога в применении данного метода состоит в постепенном переходе педагогического требования в требование самой группы, а затем и воспитанника к самому себе. Первоначально требование педагога выступает как конкретная задача, которую необходимо решить в ходе той или иной деятельности.
По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки. Косвенное требование (совет, просьба, намек, одобрение, выражение доверия) отличается от прямого тем, что вызывает психологические факторы: переживание, интересы, стремления учащихся. Прямые требования часто вызывают отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Этими требованиями можно сформировать внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении (лицемерие, двойственная мораль).
Требование, с помощью которого педагог сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования учащихся друг к другу, «организованные» воспитателем, опосредованные требования. Отражением требований группы является общественное мнение, которое соединяет в себе оценки, суждения, волю учебной группы. У опытного педагога общественное мнение может выполнять функцию педагогического метода.
4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
Каждый из охарактеризованных выше методов воспитания обладает при умелой педагогической инструментовке стимулирующим воздействием. Вместе с тем существует группа методов педагогического процесса, специально направленных на решение этой задачи.
Выделяют методы стимулирования и мотивации интереса к разным видам деятельности и методы стимулирования долга и ответственности. К первой группе, например, относится создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в разных видах деятельности, а также игра, дискуссия, методы рефлексии и другие. Вторая группа представлена следующими методами: разъяснение личностной и общественной значимости того или иного вида деятельности, формирование у школьников соответствующего убеждения; предъявление требований; упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков деятельности; соревнование и другие. Охарактеризуем названные методы (часть из них рассмотрена выше).
К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом:
Ситуация авансирования доверием (А. С. Макаренко) характеризуется тем, что создаются условия для выражения доверия со стороны других детей или значимого для ребенка взрослого.
Ситуация свободного выбора школьник ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности и пр.
Ситуация соотнесения (X. Й Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка на основе уже имеющегося опыта. Педагог создает подобную ситуацию, например, тогда, когда необходимо побудить школьника к самовоспитанию.
Ситуация успеха (О. С Газман, В. А. Караковский и другие) создается в том случае, когда нужно поддержать группу учащихся, отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах и т. п. Необходимым условием при этом является желание личности или группы достигнуть успеха и приложить к этому усилия.
Ситуация творчества (В. А. Караковский) заключается в создании условий для развития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др.
Ситуация соревнования (А. Н. Лутошкин) вызывает желание быть лучше, а также соответствующее ему волевое усилие и, как результат, достижение лучших показателей. Это подтверждается обычно и официальным признанием: призовое место, количество баллов, диплом, грамота и т. п. Соревнование это метод стимулирования активности воспитанников путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками. Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с одноклассниками или другими детьми, приобретает новый социальный статус. Он также учится реализовывать себя в разных видах деятельности. Соревнование по успеваемости не проводится (можно сравнивать только темпы личного продвижения в развитии). Вместе с тем можно соревноваться по таким показателям, как добросовестное отношение к учению, выполнение домашних заданий, внешний вид школьных принадлежностей и учебников, дисциплинированность на уроках и т. п. Действенность соревнования повышается при насыщении деятельности учащихся ситуациями переживания успеха.
Традиционными методами стимулирования деятельности и поведения являются методы поощрения и наказания. Поощрение способ выражения положительной оценки действий учащихся, общественного признания того образа действия, который избран и реализуется учеником на практике. Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведения, возбуждает позитивные эмоции, вселяет уверенность в собственных силах. Формы поощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и другие. Несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует осторожного применения. Поощрение должно оценивать не столько результат, сколько мотив и способ деятельности. Ученик не должен приучаться ждать награды за малейший успех. Важно, чтобы поощрение было естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Особенно нуждаются в поощрении несмелые, неуверенные ученики, а также те, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Следует наблюдать за тем, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам учебной группы. Педагог должен заботиться о том, чтобы не было «захваленных» учеников и учеников, обойденных вниманием.
Отношение к наказанию как методу воспитания в педагогике неоднозначно и противоречиво. Наказание такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство вины перед собой и другими, чувство стыда, дискомфорта, неудовлетворенности собой. Это состояние может перерасти в потребность изменить свое поведение. Известны такие виды наказания, как наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, порицание, осуждение. Эти методы могут реализовываться по логике естественных последствий, как наказания-экспромты или как традиционные наказания. Наказание в форме естественных последствий наиболее приемлемо. В любом случае наказание должно быть справедливым, осознаваемым воспитанником (анализ причин и условий, приведших к проступку), не должно унижать его достоинство, причинять ему моральные или физические страдания.
Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Недопустимо наказывать по подозрению. Если ученик нарушил правило поведения непреднамеренно, случайно, то учитель может ограничиться индивидуальной беседой или простым замечанием. Неправильно применять метод наказаний в целях стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности ученика. Рекомендуется избегать групповых наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. В целом наказаниями нельзя злоупотреблять. Педагог должен быть уверен в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
5, Методы контроля и самоконтроля в воспитании
Методы контроля и самоконтроля в воспитании это способы, с помощью которых определяются результаты разнообразной деятельности учащихся, а также педагогической деятельности учителя. К данной группе методов относятся прежде всего методы диагностики воспитанности учащихся. Они используются для изучения уровня воспитанности учащихся и уровня воспитательной работы учителя и школы в целом. Если же диагностика уровня воспитанности дополняется оценкой, прогнозированием воспитательного процесса, отслеживанием его хода, результатов, перспектив развития, то говорят о педагогическом мониторинге. Методы контроля и самоконтроля в воспитании позволяют осуществить обратную связь и в целом управление этим процессом. Они позволяют характеризовать результативность и оценивать эффективность процесса воспитания.
Под эффективностью воспитательного процесса понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания. Оценка эффективности воспитательного процесса невозможна без изучения деятельности и поведения воспитуемых, то есть без применения методов педагогической диагностики. Критериями и показателями воспитанности учащихся могут выступать критерии и показатели сформированности основных компонентов базовой культуры личности (мировоззрения, нравственной, эстетической, гражданской, экологической культуры, здорового образа жизни, культуры профессионального самоопределения).
К основным методам контроля относятся: наблюдение, беседа, опросы, анализ результатов общественно полезной деятельности учащихся, деятельности органов ученического самоуправления, включение учащихся в такие виды деятельности, в которых они могут проявить те или иные личностные качества.
При изучении и оценке воспитательной работы педагога учитывают его умение планировать и осуществлять все направления воспитания, умение осуществлять отбор содержания, методов, средств и форм воспитания, использовать их оптимальное сочетание в конкретном педагогическом взаимодействии, умение осуществлять личностно ориентированный подход к воспитанникам и другие показатели.
6. Общая характеристика форм воспитательной работы
Формы воспитания (воспитательной работы) как конкретные формы педагогического процесса осуществляются во внеурочной воспитательной работе классными руководителями и другими педагогами. Чаще всего эти формы проводятся в рамках классных часов (часов классного руководителя) в соответствии со школьным расписанием или общешкольных мероприятий. В теории воспитания форму воспитательной работы характеризуют как выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся. Форма воспитательной работы организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. Одна и та же форма может отражать разное содержание.
Формы воспитательной работы (по Е. В. Титовой) |
||||||
Мероприятия события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них |
Дела общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе |
Игры воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения |
||||
Схема 58 |
Существуют разные подходы к классификации форм воспитательной работы. По классификации Е. В. Титовой, существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры (см. схему 58).
По количеству участников формы воспитания подразделяются на индивидуальные, групповые, массовые (см. схему 59).
Формы воспитательной работы по количеству участников |
||||||
Индивидуальные (воспитатель воспитанник): беседа, задушевный разговор, обмен мнениями, консультация, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы и другие |
Групповые (воспитатель группа детей): советы дел, творческие группы, органы самоуправления, кружки, этические и эстетические занятия, беседы, диспуты, игры, викторины, конкурсы, разные формы трудовой деятель-ности и другие |
Массовые (воспитатель несколько групп, классов): дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования, клубы и другие |
||||
Схема 59 |
Кроме того, различают (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова) следующие формы воспитательной работы:
а) по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
б) по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;
в) по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные
(от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся);
г) по времени подготовки: формы воспитания без включения учащихся в предварительную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку;
д) по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами деятельности и ее организаторами выступают сами воспитанники;
е) по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, результат которых выработка общего решения (мнения); формы, результат которых общественно значимый продукт.
Все классификации взаимосвязаны. В зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к разным классификациям.
Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела (КТД), чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.
Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников. Вместе с тем использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая обычно выстраивается вполне определенная форма работы.
Предпочтительным является вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей. Конструирование новой формы может идти таким образом: выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Другой способ построения формы: за основу берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите понятие «метод воспитания». Как оно соотносится с понятием «метод педагогического воздействия»?
2. Какие подходы к классификации методов воспитания вам известны?
3. Что понимают под средствами воспитания?
4. Охарактеризуйте убеждение, внушение, положительный пример как методы (приемы) формирования сознания личности.
5. Раскройте сущность и назначение методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?
6. Назовите методы воспитания, специально направленные на стимулирование и мотивацию деятельности и отношений учащихся. Дайте их краткую характеристику.
7. Каковы функции методов контроля и самоконтроля в воспитании?
8. Определите понятие «форма воспитания (воспитательной работы)». Осуществите классификацию форм воспитательной работы по разным основаниям.
9. Назовите формы воспитательной работы, которые традиционно проводятся в общеобразовательной школе. Дайте их краткую характеристику.
Глоссарий
Метод воспитания способ совместной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников, направленный на достижение целей и решение задач воспитания.
Метод педагогического воздействия способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности,
Средства воспитания (в узком смысле) совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса.
Средства воспитания (в широком смысле) все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т. п.
Форма воспитательной работы выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся.
Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания