Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности

ТЕМА 1.19

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической

и гражданской культуры личности

Требования к компетентности по теме

знать и уметь раскрывать сущность мировоззрения личности, его внутреннюю структуру; знать и уметь обосновать педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся;

знать и уметь раскрывать сущность и структуру нравственной культуры личности; знать и уметь определить цель, задачи, содержание воспитания нравственной культуры учащихся разного возраста;

знать и уметь раскрывать сущность и структуру эстетической культуры личности; знать и уметь охарактеризовать средства формирования эстетической культуры учащихся; знать и уметь определять задачи и содержание этого направления воспитательной работы с учетом возрастных особенностей школьников;

знать и уметь раскрывать содержание понятий «гражданская культура», «гражданственность», «политическая культура», «правовая культура» личности; уметь обосновать критерии (показатели) сформированности гражданских качеств личности;

знать и уметь охарактеризовать цель, задачи, содержание, педагогические условия, возрастную специфику воспитания гражданской культуры и ее компонентов.

Основные вопросы

1. Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся.

2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания.

3. Воспитание эстетической культуры личности школьников.

4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся.

Понятия темы

Мировоззрение, научное мировоззрение, взгляды, убеждения, идеалы, нравственная культура, эстетическая культура, гражданская культура, гражданственность личности, политическая культура, правовая культура.

Рекомендуемая литература

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнiк нарматыўных дакументаў МА Рэспублкi Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9—40.

2. Лихачев, Б, Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М. : Прометей ; Юрайт, 1999. — С. 274—283; 292—297; 321—354.

3. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2 : Процесс воспитания. — С. 163—172.

4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. —
М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 300—314; 320—325.

5. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2007. —С. 231—284; 317—329.

6. Харламов, И. Ф, Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : Унiверсiтэцкае, 2000. — С. 368—399; 418—444;
454-474.

1. Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся

Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общеста и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни (по И. Ф. Харламову). Мировоззрение есть высшее интегративное отношение личности к себе и окружающему миру Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся — важная педагогическая задача.

В структуре мировоззрения выделяют объективные (вся совокупность знаний человека) и субъективные взгляды, убеждения, идеалы) компоненты (см, таблицу 16).

Таблица 16

Структура мировоззрения личности

Объективные компоненты

Субъективные компоненты

Знание (как принадлежность индивида) — образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т. п. Это по сути описательно-констатирующие суждения личности, связанные с осмыслением и пониманием объективных природных и общественных явлений.
Основу мировоззрения составляют знания о природе, обществе, человеке (о самом себе), мышлении и др. Для того чтобы знания стали взглядами и убеждениями, вошли в общую систему ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, приобрести для нее субъективный смысл

1. Взгляды человека — принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т. п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений, и определения своего отношения к ним.

2. Убеждения человека—знания (идеи, концепции, теории и т. п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремится увлечь ими других людей. Это идеи, относящиеся к разным сферам жизни человека и общества, которые индивид глубоко осознал и эмоционально пережил.

3. Идеалы — осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Нравственные идеалы — представления о нравственно совершенной личности, о лучших ее качествах, которые стали стимулом и регулятором развития индивида. В этом смысле идеал человека — мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким индивид хочет и стремится стать

В педагогике выделены следующие функции мировоззрения (по И, Ф. Харламову):

Информационно-отражательная функция заключаются в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.

Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.

Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.

В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское (см, схему 60, с. 142). Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести.

Религия и атеизм как два типа мировоззрения стоят у истоков европейской культуры. Каждый из них имеет собственную систему ценностей. Религией накоплен опыт размышления о человеке — его природе, смысле и назначении, смерти и бессмертии, отношении к добру и злу, опыт духовно-нравственного самосовершенствования. Религия оказала и оказывает влияние на духовный облик людей, стиль мышления, на искусство. Религиозное мировоззрение целенаправленно формируется в семье или в религиозных учебных заведениях. Атеизм—тип мировоззрения, основанный на целостном научном видении мира, в образе которого нет места сверхъестественному.

Научное мировоззрение формируется у учащихся в результате последовательного овладения научными, в частности, философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности. Это достаточно длительный, постепенный, противоречивый процесс.

Виды мировоззрения

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д.

Обыденное (житейское) ми-ровоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических, не всегда систематизированных представлений о мире

Схема 60

Возрастные возможности формирования мировоззрения школьников учитываются при проектировании содержания образования (см. таблицу 17).

Таблица 17

Возрастные особенности формирования мировоззрения

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Пониманию учащихся доступны некоторые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие)

Создаются благоприятные условия для овладения учащимися диалекгико-материалистической картиной мира в процессе изучения систематических курсов основ наук, У подростков невелик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются стройностью, полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений

Важнейшее новообразование — са-мосознание личности — определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающего мира. Это создает основу для формирования фундаментальных методологических идей, прочных взглядов и убеждений учащихся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности. Складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профес-сиональному самоопределению старшеклассников

Помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся педагогическими условиями формирования мировоззрения школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.

Критериями сформированности мировоззрения личности являются:

знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки мировоззрения;

устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;

развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;

проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.

2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания

Все отношения человека к окружающему миру (к природе, обществу, культуре и т. д.), по сути, есть отношения к самому себе и другим людям. Поэтому воспитание нравственной культуры как ядра духовной сферы личности лежит в основе всей системы воспитания. Методологической основой этого направления воспитания является этика — отрасль философии, изучающая мораль. Мораль — форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми. Моральная норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственность — освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности. Нравственное сознание — синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т. д. Нравственные чувства — форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нравственные понятия, оценки, убеждения и т. п. становятся реальными побуждениями к деятельности. Нравственная воспитанность — общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности.

Нравственная культура личности — степень (мера) освоения личностью морального опыта общества, выражающаяся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, в способности к нравственному выбору, в уровне сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения.

Таблица 18

Возрастные особенности воспитания нравственной культуры личности

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Формирование первоначальных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формирование нравственного отношения к природе, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду

Приобщение к общечеловеческим ценностям (дружба, милосердие и т. д.), формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования. Формирование нравственного опыта. Изучение внутриколлективных отношений, уровня воспитанности подростков. Выделение нравственного аспекта во всех видах деятельности. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно-гигиеническая культура подростка, формы общения со сверстниками и взрослыми, этикет взаимо-отношений между полами и т. п.
с применением групповых и инди-видуальных форм воспитания. Профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение конфликтов со взрослыми и сверстниками

Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и т. д.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования.

Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т. п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников

В основе нравственной культуры ребенка (взрослого) лежит гуманное отношение к людям. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и переживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. К таким свойствам относятся уважение, вежливость, справедливость, сочувствие, эмпатия, терпимость, доверие, самокритичность, дисциплинированность, честность и другие. Воспитание этих и подобных качеств личности основывается на ее потребностях в эмоциональном контакте, в уважении окружающих, в самоуважении, в приобщении к духовному миру другого.

Нравственно-этическая культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения — синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представлена формами поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т. п.). В них находят внешнее выражение моральные и этические нормы поведения. {Поведение — это деятельность, объектом которой непосредственно или опосредованно выступает другой человек.)

Основными критериями сформированности нравственной культуры личности являются:

1) развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);

2) развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору;

3) сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения. В соответствии с этими критериями педагогу следует:

Организовать целенаправленную работу по нравственному просвещению учащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и т. д.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.

Включить детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку. Большое значение в процессе воспитания нравственной культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деятельность учащихся.

Актуализировать все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом; взаимодействие образовательного учреждения с социальным окружением; духовные ценности, на которые ориентированы педагоги и т. д.).

Задачи и содержание данного направления воспитательной работы, как и всех других направлений, определяются возрастными особенностями учащихся (см. таблицу 18, с. 143).

3. Воспитание эстетической культуры личности школьников

Воспитание нравственной культуры взаимосвязано с воспитанием эстетической культуры, также являющейся важнейшим компонентом духовной культуры личности.

Эстетическая культура — компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

Эстетическое сознание — совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус — это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т. п.) учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, чувств, вкусов и убеждений, а также на развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Средствами воспитания эстетической культуры являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида. В частности, в основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умение воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако в первую очередь нацелена на формирование художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область
«Искусство» (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и другие).


Рассмотрим возрастную специфику данного направления воспитания (см. таблицу 19).

Таблица 19

Возрастные особенности воспитания эстетической культуры личности

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Формирование эстетического отношения к природе, общечеловеческим нравственным ценностям, развитие образного мышления учащихся, фантазии средствами различных видов искусства.
Формирование эстетического отношения к природе через практическое участие в эстетизации окружающей среды (уход за растениями, животными, бережное отношение к естественной природе). Использование искусства в формировании представлений учащихся о красоте природы. Формирование эстетических чувств, эмоционального отношения, любви к родной природе в процессе приобщения детей к поэзии, литературе, изобразительному искусству, архитектуре.

Обращение внимания на эстетику поведения и внешний вид детей. Сведение к минимуму бесед общего, разъяснительного характера. Проведение игр, театрализации, практикумов, утренников, викторин, встреч и
т. п. с широким привлечением литературы, музыки, изобразительного материала, видео-, кино-материалов, а также детской самодеятельности

Формирование полноценного эстетического (художественного) восприятия, способности к самостоятельным эстетическим оценкам; развитие эмоциональной сферы, творческого потенциала средствами искусства, развитие умений и навыков художественно-творческой деятельности: формирование эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде.
Формирование эстетического восприятия произведений искусства в процессе эстетического просвещения (устные журналы, беседы, лекции, экскурсии в музеи, филармонию, театры и т. п.; просмотры видеофильмов, чтение книг по искусству), творческой деятельности подростков (конкурсы, выставки и т. п.). Формирование эстетических оценок учащихся в процессе написания отзывов, рецензий, статей, организации игр, викторин, работы с искусствоведческой литературой и т. п. Стимулирование подростков к эстетическому анализу произведений искусства. Формирование умений и навыков художественно-творческой деятельности средствами литературного, изобразительного творчества, театральной самодеятельности, которые не только способствуют эстетическому развитию подростков, но и удовлетворяют их потребность в общении со сверстниками

Формирование эстетического компонента мировоззрения, развитие эмоционально-чувственной сферы, умений осознанного восприятия эстетики бытия, оценки произведений искусства и литературы, самооценки поведения и деятельности. Формирование эстетического отношения к профессиональной деятельности. Организация творческих объединений на основе само-организации и самоуправления, в которых старшеклассники будут углублять свои знания в области национального и мирового искусства и литературы, развивать свои творческие способности

4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся

Введение школьников в систему общественных отношений есть процесс воспитания у них культуры отношений к своему народу (нации) и другим народам (нациям), к своей малой родине, стране, государству и обществу в целом. Результатом такого воспитания, а также самоопределения учащихся в социальной сфере будет их гражданская культура.

Гражданская культура — интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформированности готовности личности к исполнению гражданского долга. Основу гражданской культуры личности составляет ее гражданственность. Гражданственность может рассматриваться (по А. В. Беляеву) в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом, педагогическом, социально-педагогическом аспектах (см. схему 61, с. 146).

Социально-правовой

аспект гражданственности

Достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством, к укреплению социальной стабильности. Служит характеристикой степени цивилизованности государства, общества, определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества, с отдельными гражданами

Морально-этический

аспект гражданственности

Уровень нравственной культуры общества, нравственный императив, оцени-вающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответствен-ность, достоинство, совесть, патриотизм, неравнодушное отношение к жизнен- но важным проблемам, гуманность, милосердие

Социально-психологический аспект гражданственности

Чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к ро-дине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость

Социально-педагогический аспект гражданственности

Понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности

Педагогический аспект гражданственности

Интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами. Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них — патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к социальному и профессиональному самоопределению, культура межнационального общения и другие

Схема 61

Итак, гражданственность — качество, характеризующее человека как сознательного и активного гражданина. Это качество выражается в знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимости и умении отстаивать общественные интересы, в выполнении гражданского долга, непримиримости к антигосударственным проявлениям, умении сочетать личные интересы с общественными (по Л. А. Козинец, Е. Ю. Крикало).

В качестве критериев сформированности гражданской культуры учащихся могут быть выбраны следующие ее проявления: наличие знаний о Конституции и других важных законах Республики Беларусь, уважение этих законов, знание гражданских прав и обязанностей, потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества, В соответствии с ними содержание работы по воспитанию гражданской культуры нацелено на воспитание чувства ответственности за свой дом и порядок в нем, за судьбу Отечества; на усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни: на стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности; на развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; на формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.

Содержание работы школы, педагогов по воспитанию национальной культуры школьников состоит в воспитании любви к родному краю, развитии чувства принадлежности к определенной нации, народу, национального самосознания; в укреплении связи между поколениями, формирований интереса к языку, истории и культуре Беларуси; в воспитании уважения и интереса к культуре, правам других народов, населяющих Беларусь и другие страны. Средствами для этого является деятельность детей по изучению национальной культуры и истории, краеведческая деятельность, изучение истории и культуры других народов, забота о культурных, исторических памятниках, природе своей страны, а также народная музыка, песня, фольклор, танец, народные промыслы и т. п. Таким образом, воспитание национальной культуры нацелено на воспитание патриотизма как важнейшего качества личности, выражающегося в чувстве любви к своему Отечеству и готовности защищать его интересы.

Вышесказанное позволяет определить условия воспитания гражданской культуры и патриотизма:

осознание учащимися сущности гражданственности и патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа и других народов, живущих в Беларуси;

воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь), органам государственной власти;

формирование у школьников морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитникам Отечества, воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;

пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;

формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;

включение учащихся в социально значимую деятельность, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления;

повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин.

Правовая культура личности — составная часть ее гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности. Работа педагогов по ее воспитанию включает помощь учащимся в усвоении знаний о праве, об основах законодательства Республики Беларусь, доведение до сознания учащихся требований правовых норм, стремление к тому, чтобы эти требования (нормы) приобрели для них личностный смысл и стали руководством в повседневном поведении. Важной педагогической задачей также является обогащение опыта эмоционально-ценностных отношений школьников к правовым нормам, опыта решения жизненных проблемных ситуаций, формирование умений и навыков законопослушного поведения, готовности действовать юридически грамотно в различных жизненных ситуациях, профилактика противоправных действий.

Воспитание правовой культуры предполагает в качестве условий совершенствование системы защиты интересов, прав и обязанностей учащихся, контроль за их соблюдением; организацию правового просвещения всех участников педагогического процесса; создание в учреждениях образования атмосферы взаимоуважения, взаимоответственности; взаимодействие учреждений образования, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций в воспитании правовой культуры школьников.

Так, учащиеся начальной школы знакомятся с основными положениями Конституции Республики Беларусь, своими правами и обязанностями. Подростки учатся строить свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе усвоенных нравственных и правовых норм. У старшеклассников продолжает формироваться представление о себе как субъекте правовой культуры общества. Они учатся принимать самостоятельное решение (сознательно делать выбор) в различных жизненных ситуациях в соответствии с нравственными и правовыми нормами, самореализуясь при этом в той или иной общественно значимой деятельности. Постепенно происходит осознание прав человека как ценности.

Объектами ценностных отношений учащихся являются идеология и политика белорусского государства, основными идеями которых выступают: государственный суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, социальная справедливость, экономическое благосостояние. Политическая культура — составная часть гражданской культуры личности, характеризующая степень овладения политическими ценностями государства и общества, опытом социально значимой деятельности; уровень сформированности политической грамотности, выражающейся в наличии у школьников знаний истории, различных политических учений, политологии и умении ориентироваться в системе политических взглядов и отношений. Формирование политической культуры школьников осуществляется в процессе приобретения ими социального и политического опыта, опыта общественной деятельности, усвоения политических ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь, понимания сложности социально-политических процессов.

Воспитанию политической культуры способствуют следующие условия: ознакомление учащихся с основами политических знаний; изучение истории белорусского народа и народов других стран на уроках обществоведческого цикла или в ходе спецкурсов; формирование умений жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму; проведение информационных часов, работа информационно-пропагандистких групп в учреждениях образования; включение школьников в социально значимую деятельность с учетом индивидуальных особенностей; педагогическая поддержка социальных инициатив учащихся.

Как и все другие направления воспитательной работы, воспитание политической культуры осуществляется с учетом возрастных возможностей учащихся (см. таблицу 20).

Таблица 20

Возрастные особенности воспитания политической культуры личности

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Формирование «ростков» политических знаний, понимание значений понятий «Президент», «Национальное собрание РБ», «депутат», «демократия», «выборы»; усвоение знаний о государственной символике РБ, истории детских общественных организаций, названий детских газет и журналов. Формирование умений рассказывать о прочитанном в газетах и журналах, кратко передавать смысл услышанного по радио или телевидению. Обучение основам дискуссии на общественные темы, используя при этом спонтанно возникающие ситуации диалога на волнующие учащихся темы. Формирование интереса к участию в детских общественных организациях, к общественно-политическим мероприятиям, проводимым в учреждениях образования

Проявление интереса к политике, к участию в общественно значимых мероприятиях. Накопление знаний о политических процессах в стране и мире, институтах государственной власти, формирование личностного отношения к явлениям политической жизни. Помощь педагогов в образовании и работе детских и юношеских объединений и организаций социальной инициативы. Организация диалогов на политические темы, разъяснение смысла политических терминов. Создание условий для правильного понимания учащимися демократии и социальной справедливости. Общее политическое просвещение, проводимое в традиционных формах. Индивидуальная работа с учащимися — участниками неформальных объединений так называемого демонстративного типа, а также деструктивных групп и организаций

Просвещение политико-правого характера, направленное на систематизацию политических знаний (закрепление знаний об устройстве государственной власти Республики Беларусь, ознакомление с названиями политических партий, отличиями их политических программ, процедурой выборов, правами избирателей). Проведение воспитательной работы в данном направлении через организационные формы, связанные с демократизацией работы выборных органов самоуправления, с воспи-танием на материале историко-патриотического характера и т. д. Выработка умения противостоять чуждому идеологическому влиянию и воздействию деструктивных групп и организаций. Привлечение к деловым играм на политические темы, к конкурсам политических рефератов, заметок в газете, к дискуссиям по отдельным политическим темам.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «мировоззрение». Раскройте его внутреннюю структуру.

2. Какие функции выполняет мировоззрение в развитии личности?

3. Сформулируйте педагогические условия и охарактеризуйте возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся.

4. Раскройте сущность и структуру нравственной культуры личности.

5. Сформулируйте основные педагогические задачи в области воспитания нравственной культуры учащихся. Какова возрастная специфика этого направления воспитания?

6. Установите взаимосвязь между структурой эстетической культуры личности и содержанием воспитательной работы по формированию эстетической культуры.

7. Каковы пути, средства, возрастная специфика воспитания эстетической культуры учащихся?

8. Раскройте сущность и критерии сформированности гражданской культуры личности. Назовите условия воспитания у школьников гражданской культуры и патриотизма.

9. Каким образом учитываются возрастные особенности школьников в процессе воспитания их правовой и политической культуры? Приведите примеры.

Глоссарий

Мировоззрение — специфическая форма сознания человека, включающая обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества, понимание места человека в мире и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни.

Нравственная культура личности — компонент культуры личности, степень (мера) освоения морального опыта общества, выражающаяся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, в способности к нравственному выбору, в уровне сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения.

Культура поведения — совокупность форм поведения человека в повседневной жизни, в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы поведения.

Эстетическая культура личности — компонент культуры личности, включающий эстетические (художественные) знания, чувства, потребности, идеалы, интересы, эстетический вкус, эстетическое отношение к природе и искусству, а также опыт эстетической (художественной) деятельности.

Гражданская культура личности — интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформированности готовности личности к исполнению гражданского долга.

Гражданственность —характеристика человека как сознательного и активного гражданина; интегративное качество, проявляющееся в знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимости и умении отстаивать общественные интересы, непримиримости к антигосударственным проявлениям, в выполнении гражданского долга, умении сочетать личные интересы с общественными.

Патриотизм — качество личности, выражающееся в чувстве любви к своему Отечеству и готовности защищать его интересы.

Правовая культура личности — составная часть гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности.

Политическая культура личности — составная часть гражданской культуры, характеризующая степень овладения личностью политическими ценностями государства и общества, опытом социально значимой деятельности; уровень сформированности умения, ориентироваться в системе политических взглядов и отношений.

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности