Денежная система России

17

«УТВЕРЖДАЮ»

ИО Начальника кафедры

Финансов и кредита

подполковник А. КАЛЬСИН

«____»_____________200__ г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Деньги, кредит и банки»

Т е м а № 3. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

Занятие № 2. Денежная система России

Обсуждена на заседании

предметно-методической

комиссии №

«___» _____________200__г.

протокол № ____


Учебно-воспитательные цели занятия:

1. Изучить: содержание основных правил (принципов) организации денежного обращения и основных элементов денежной системы России.

2. Воспитывать у курсантов элементы экономического мышления и правильное понимание тех проблем, которые стоят перед государством в области организации денежной системы страны.

Время: 2 часа. Место: аудитория.

Содержание:

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

  1. Основные принципы организации денежной системы России.
  2. Денежная система России.

Заключение.

Структурно-логическая схема:

1-й вопрос. Основные принципы организации денежной системы России.

  1. Кругооборот наличных денег.
  2. Правила (принципы).

2-й вопрос. Денежная система России.

  1. Денежная единица. Суррогаты денег.
  2. Виды денежных знаков.
  3. Организация и регулирование денежного обращения. Роль Центрального Банка РФ.
  4. Золотое содержание.


Литература:

а) основная:

  1. Деньги, кредит и банки: Учебное пособие/ Под ред. Ю.В. Коречкова. – Ярославль: ЯВВФУ, 1997.
  2. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1999.

б) дополнительная:

  1. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР" (Банке России) // Деньги и кредит. - 1995. - № 5. - С. 3.
  2. Закон РФ "О внесении изменений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" // Российская газета. - 1996. - 10 февраля.
  3. Указ Президента РФ "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" // Экономика и жизнь. - 1994. - № 39. - С. 4.
  4. Указ Президента РФ "О мерах по собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочиванию наличного и безналичного обращения" // Российская газета. - 1996. - 22.08.
  5. Указ Президента РФ от 4.08.1997. № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштабов цен».
  6. Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 5.01.1998г.
  7. Борисов С.М. Федеральный Закон "О Центральном банке"// Деньги и кредит. - 1995. - № 11.
  8. Бункина М.И. Деньги. Банки. Валюта: Учебное пособие. - М.: АО ДИС, - 1994. - 172 с.
  9. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник/ Под ред. М.Т. Антонова и М.А. Песселя - М.: АО Финстатинформ, 1995. - 281 с.
  10. Доллан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общей ред. В. Лукашевича. - Л., 1991. - 448 с.
  11. Нуриев Л.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ. - 1995. - 128 с.

Учебно-материальное обеспечение:

  1. ТСО: Лектор 2000.
  2. Слайды № 3/2.

ВВЕДЕНИЕ

Как было отмечено в предыдущей лекции денежная система стала формироваться с появлением государства. Она регламентирует и регулирует правовыми актами денежное обращение, определяет в законодательном порядке единое для данной страны устройство денежного обращения. В России эти правовые положения по организации денежного обращения изложены в законах "О Центральном банке РФ", "О банках и банковской деятельности", в различных указах Президента России по нормализации денежного обращения в стране, нормативных документах Правительства РФ и Банка России.

Логика рассмотрения материала лекции будет такова: в 1-ом вопросе мы изучим общие правила (принципы) организации движения денег, а во 2-м - более подробно – основные элементы денежной системы России. Большую часть занятия посвятим 2-ому вопросу. В лекции рассматриваются в основном вопросы организации наличного денежного обращения.

1 вопрос.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

1. Кругооборот наличных денег

В организации денежного обращения в Российской Федерации, в частности такой его сферы как движение наличных денег, важное место занимает то, что деньги должны совершать постоянный кругооборот. Рассмотрим этот кругооборот.

Начав свое движение из касс банков, наличные деньги через кассы предприятий, организаций, учреждений попадают в основном к населению в форме денежных доходов. Затем население осуществляет покупки товаров в магазинах, оплачивает различные услуги, некоторую часть своих доходов помещают на счета в банках и др. Поступившие от населения наличные деньги все предприятия, организации, учреждения обязаны сдать в кассы банка. Следовательно, выйдя из касс банка деньги, пройдя кассы предприятий, организаций, учреждений и руки населения, вновь возвращаются в банки. Лишь незначительная часть денег расходуется предприятиями на месте (например, суммы, расходуемые из выручки торговых и других организаций). Предприятия определенную часть наличной денежной выручки используют для расчетов между собой.

Перемещение между отдельными группами населения (значительно увеличившееся за последнее время) также несколько нарушают кругообразный характер движения денег. Но основной линией движения наличных денег является кругообразная. На отдельных участках этого круга происходит как бы замедление движения за счет перемещения денег между отдельными группами населения, деньги возвращаются в банк в этих случаях по более длинному пути, но, в конечном счете, подавляющая масса выпущенных денег из касс банков возвращается обратно.

Схематично это будет выглядеть следующим образом:

Схема 1

В условиях современной российской хозяйственной практики бесперебойный кругооборот денег имеет огромное значение для организации денежного обращения.

Если предприятия, учреждения будут задерживать в своих кассах большие суммы наличных денег по различным причинам, банки будут вынуждены для обеспечения потребностей в деньгах выпускать новые порции денег, что отрицательно скажется на состоянии денежного обращения, в конечном счете усилит инфляционные процессы.

Если деньги остаются на руках у населения из-за неудовлетворенного спроса на товары и услуги, из-за недоверия к кредитным учреждениям, банки тоже будут вынуждены выпускать дополнительные деньги.

Но для того, чтобы этого не происходило нужно, чтобы все предприятия, учреждения подчинялись определенным правилам. Не надо думать, что в условиях рынка, особенно в условиях современного российского рынка, в этих вопросах все должно происходить стихийно, что рынок все отрегулирует сам. Здесь должна быть организация, причем как показала российская действительность весьма жесткая.

2. Правила (принципы)

Какие же правила (принципы) организации денежного обращения можно привести.

1. Все предприятия, учреждения, организации обязаны сдавать поступившую им выручку в банк (за исключением небольших сумм, которые разрешается оставлять в кассах предприятий). В принципе, в условиях рыночных отношений, предприятия заинтересованы в том, чтобы не держать много денег у себя в кассах. Это и опасно, а самое главное невыгодно, т.к. за деньги, помещенные в банк, предприятия получают проценты. Кроме того, как мы отметили, это неразумно и для организации денежного обращения.

Основным источником поступления наличных денег в кассы предприятий и организаций является выручка, полученная за проданные населению товары и услуги, оказанные предприятиями бытового обслуживания, коммунальными, транспортными, зрелищными и другими предприятиями такого рода.

Для обеспечения бесперебойного поступления наличных денег от предприятий и организаций банки осуществляют инкассацию (сбор) денежной выручки. Основным способом инкассации является сбор денег банковскими работниками (инкассаторами). Этот способ, во-первых, обеспечивает регулярное поступление наличных денег в кассы банка, во-вторых, повышает степень сохранности денежных средств в период их нахождения в пути от кассы предприятия до кассы банка. Конечно, за инкассацию выручки нужно платить. В некоторых районах и там, где сумма выручки небольшая деньги в банк доставляются кассиром предприятия.

Торговые предприятия, расположенные в сельской местности, сдают выручку почтовым учреждениям, которые используют эти деньги для оплаты переводов, выплаты пенсий и т.д.

В настоящее время появилось очень много различных предприятий, которые не сдают торговую выручку в банк и не учитывают ее. Это отрицательно влияет не только на состояние денежного обращения, но позволяет укрываться от налогообложения. Раз нет выручки, значит нет базы для уплаты налога в бюджет. На руководителей таких предприятий могут наложить штраф в 3-х кратном размере неоприходованной выручки.

В июне 1993 г. вышел закон "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением", в соответствии с которым все лица, ведущие предпринимательскую деятельность при осуществлении ими торговых операций обязаны применять контрольно-кассовые машины (ККМ), т.е. выдавать покупателю после каждой покупки отпечатанный этими машинами чек. ККМ должны регистрироваться в специальном органе и обязательно в налоговых органах, которые через свою сеть (полицию, инспекцию) очень жестко контролируют правильность использования ККМ.

Проблема заключается в том, что пока в достаточном количестве таких машин нет, а если они и есть, то достаточно дорогие.

2. Обязательность сдачи денег в банк не исключает, что предприятия не имеют дело с наличными деньгами.

Предприятия, организации и учреждения могут хранить в своих кассах наличные деньги, но только в пределах норм (лимитов). Лимиты устанавливаются банком по согласованию с предприятием. У различных предприятий они колеблются в зависимости от потребности в наличных деньгах (ориентируются обычно на среднедневные обороты) и установленных сроков сдачи выручки, которые зависят от суммы и дальности доставки денег. За накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов на руководителей предприятий может быть наложен штраф в 3-х кратном размере суммы превышения лимита.

Сверх лимита в течение трех дней после получения в банке могут оставаться в кассе лишь деньги, которые предназначаются для выплаты заработной платы.

Без ограничения норм могут расходоваться наличные деньги те предприятия, которые имеют постоянную налично-денежную выручку, но только на определенные цели: на выплату пенсий, заработной платы, на закупку сельскохозяйственной продукции, скупку вещей у населения и ряд других; расходовать наличные деньги на нужды другого предприятия при этом запрещено.

В самом деле, неразумно, имея выручку наличными деньгами, сдавать их в банк, а затем идти снова в банк за деньгами для выплаты, например, заработной платы своим работникам. При этом запрещается задерживать выручку, если платежи должны совершиться через несколько дней. Если же совпадает срок поступления выручки и платежа, тогда разрешается использовать выручку, если нет, то нужно деньги сдать в банк.

Почтовым учреждениям и сбербанкам, имеющим большой оборот с наличными деньгами, также устанавливается лимит хранения денег в кассах. Для устранения встречных перевозок денег эти учреждения выплачивают деньги за счет поступлений и сдают в банк лишь суммы, превышающие установленные для них лимитов остатки денег в кассах.

3. Все расчеты между предприятиями и организациями должны совершаться в безналичном порядке. Установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Он равен 10 тыс. руб., все что свыше, должны производится только в безналичном порядке. За превышение этого предельного размера использования наличных денег при расчетах между юридическими лицами может быть наложен штраф в 2-х кратном размере суммы произведенного платежа.

4. Банк выдает наличные деньги на строго определенные цели: на выплату заработной платы, на оплату командировочных и других видов расходов. Соблюдение целевого принципа выдачи денег из банка, является важной предпосылкой обеспечения кругооборота денег и его ускорения.


2 вопрос.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Денежная система Российской Федерации включает:

- официальную денежную единицу;

- виды денежных знаков, порядок их эмиссии;

- организацию и регулирование денежного обращения.

3. Денежная единица. Суррогаты денег

Денежной единицей в России является рубль, состоящий из 100 коп. Рубль, как денежная единица, впервые упоминается в XIII веке. Первоначально представлял собой слиток серебра около 204 г. Делился рубль первоначально на 200 единиц в Москве, на 216 в Новгороде, а не на 100 единиц, как сейчас. После 1534г. рубль делился и на: 2 полтины, 4 полуполтины, на 100 коп., 200 денег, 400 полушек.

При Петре I создается первая в мире десятичная монетная система, в основе которой 1 руб.=100 копейкам, в 1725-1726 гг. чеканились медные рубли - плиты весом в 1,6 кг каждая.

В 1769 г. были выпущены бумажные рубли - ассигнации. В 1839 г., когда была проведена денежная реформа, 1 серебряный рубль = 3,5 рублей ассигнациями. В 1897 г., после проведения очередной денежной реформы в дореволюционной России, когда был введен золотой монометаллизм, один золотой рубль = 15 руб. ассигнациями.

После октября 1917 г. государство сохранило прежнее, дореволюционное наименование денежной единицы - рубль и ее сотой доли - копейки. В период проведения двух денежных реформ (1922-24 гг.) и в 1947 г. денежной единицей по-прежнему оставался рубль.

Итак, официальной денежной единицей РФ является рубль, состоящий из 100 коп. Иногда, говорят, что национальной валютой России является рубль. И это будет тоже правильно, хотя мы привыкли к тому, что слово "валюта" применяется к иностранным денежным единицам.

Важно подчеркнуть, что рубль является единственной денежной единицей России. Запрещено на территории РФ введение других денежных единиц и различных суррогатов.

Дело в том, что в условиях высокого уровня инфляции, при жестокой денежной политике Центрального банка всегда возникает нехватка наличности. Регионализм и ослабление притяжения центра неизбежно вызывают стремление местных властей к выпуску собственных денежных знаков. Очень часто именно с лозунга собственной денежной единицы начинается разделение экономических систем. Потребность в денежных суррогатах возникает также, если действуют строгие ограничения на расчеты наличностью.

Не имея достаточных денежных средств для погашения задолженности местных бюджетов и пенсионных фондов перед гражданами, субъектами РФ подчас принимают решения о выпуске расчетно-товарных чеков, квитанций, талонов для компенсации долгов товарами и услугами.

Это по существу является эмиссией денежных суррогатов, денежных знаков, отличных от рубля, что является нарушением эмиссионных полномочий государства.

В прессе, по телевидению часто делаются объявления, реклама по существу о новых видах денежных знаков. Выпуск группой банков банковых векселей, способных обращаться, объявление биржей "Гермес" "новых денег России" - контрактов "Гермес-Нефть" в качестве эквивалентов рубля, выпуск страховых полисов и ценных бумаг на предъявителя, "заводские" и "региональные" деньги - все это примеры из длительного ряда нарушений целостности денежной системы, стремления получить эмиссионную прибыль от суррогатов денежных средств.

В законах РФ (в частности в законе о Центральном Банке РФ) подтверждена эмиссионная монополия государства (в лице Центрального банка) запрещен выпуск иных, чем рубль, денежных единиц, и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения.

Запрещено обращение и иностранной валюты, долларов и др. В последнее время появилось много публикаций, в которых показано, что долларизация, т.е. внедрение в оборот доллара, опасна для денежной системы России. В самом деле, если официально разрешить обращение доллара, это сузит сферу действия рубля и приведет к дальнейшему росту цен и снижения его покупательной способности. Хотя некоторые говорят, что должна быть же хоть какая-то сфера хозяйства обслуживаться устойчивыми деньгами.

Может быть в качестве компромисса ряду магазинов было разрешено торговать за иностранную валюту, но только товарами иностранного производства. Эти магазины часто нарушали эти правила и продавали за инвалюту не только импортные товары, но и товары российского производства, были и другие нарушения. В последующем торговлю за инвалюту запретили.

К сожалению, у Центрального банка нет достаточного регламентированных прав по ограничению и изъятию различных денежных суррогатов. В дальнейшем было бы важно установление более жесткого контроля Банка России за эмиссионной политикой. В частности, важно предоставить ему право изымать незаконно выпущенные денежные знаки и их суррогаты, отзывать банковские лицензии, ставить в судебном или ином порядке вопрос о прекращении эмиссионных действий. Такая детализация норм Закона была направлена на сохранение целостности денежной и экономической системы страны.

У Банка России должно быть больше прав в отношении пресечения частных и регионных эмиссий денежных суррогатов. Как бы ни назывался финансовый инструмент - депозитный сертификат, страховой полис, вексель, биржевой контракт и т.п. - если он выпускается эмитентом в массовом порядке, обращающимся на предъявителя, стандартизированным условиям, то мы имеем дело с частной эмиссией, с намерениями выпустить денежный суррогат в нарушении эмиссионных функций государства. Необходимо расширить права контроля и возможности санкций со стороны Центрального банка в этой области.

Как выяснилось у Центрального банка не оказалось достаточных юридических прав по пресечению деятельности коммерческих структур, которые воспользовались недовольством тех, кто не сумел или не захотел обменять купюры образца 1961-1992 гг. Например, бывшее Ярославское страховое общество Пушкова принимало без ограничений деньги образца 1961-1992 гг. во вклад с выплатой процентов более выгодных, чем Центральный Банк России. Это являлось прямым нарушением законов РФ. По закону - это прерогатива лишь Центрального банка России.

4. Виды денежных знаков

Денежной единицей России является рубль. Рассмотрим, в каком же виде, в каких купюрах он обращается.

Покупюрный состав и денежная масса в рублях представляет следующие (после проведенного обмена в июле-августе 1998 гг.):

1. Билеты Банка России образца 1997 г. состоящие из 5, 10, 50, 100, 500руб. В последующем были выпущены билеты номиналом в 1000 и руб.

2. Металлическая монета достоинством: 1, 5, 10 и 50 копеек. Что касается выпуска серии монет из драгоценного металла (выпущенных, например, в связи с 1000-летием введения христианства на Руси и в ряде других случаев), но этот выпуск носит нумизматический характер. Их сбыт приносит определенный доход государству.

Удельный вес знаков различного достоинства во всей денежной массе называется ее купюрным строением (иногда неправильно говорят "капюра"). Оно определяется главным образом уровнем розничных цен на товары и тарифов на услуги. Чем ниже цены и тарифные ставки, тем больше должно быть в обращении мелких купюр. Под купюрой понимается количество денежных единиц в денежном знаке.

Правильное купюрное строение денежной массы имеет большое значение для обеспечения бесперебойности платежей наличными деньгами.

Можно привести пример середины 1992 г., когда из-за неточного определения темпов инфляции, роста цен своевременно не были изготовлены купюры крупного достоинства (тогда это были 5 т.р.) и возник кризис обеспечения наличными деньгами в хозяйстве (многие предприятия, воинские части месяцами не могли выдать зарплату рабочим, денежное довольствие военнослужащим). В 1993 г. такая же картина повторяется, в прессе отмечалось, что на Северном флоте, в других регионах страны месяцами не выдают получку не только потому, что своевременно не происходит финансирование войск, но и потому, что в банках иногда не бывает наличности.

Очень важно правильно определить купюрное строение полученных из банка начальнику финансовой службы. Нужно иметь купюры разных достоинств, обеспечивающих полноту и своевременность расчетов с военнослужащими. Можно иметь наличность, но только крупными купюрами. Это удобно для помощника командира по ФЭС, но неудобно для расчетов с военнослужащими, особенно по призыву. Может возникнуть такая ситуация, когда одной купюрой придется рассчитываться с несколькими военнослужащими.

Из истории Великой Отечественной войны известно, что когда наши войска вступили на территорию Румынии, а военные леи не были изготовлены в достаточном количестве (войска обеспечивались военными деньгами на территории Румынии в виде военных лей), то пришлось срочно печатать их. В спешке напечатали их в основном крупными купюрами, которыми затем рассчитывались с военнослужащими одной на несколько человек.

Мы изучили существующий купюрный состав денежной системы России. Рассмотрим порядок обмена денежных знаков в июле-августе 1993 г., результатом которого явилось образование такой структуры денежной массы.

Обменом денег в 1993 г. по существу была создана денежная система России, поэтому это мероприятие следует рассмотреть подробнее.

В конце июля Центральный банк РФ начал обмен денежных банкнот образца 1961-1992 г. Первоначально предполагалось заменить:

- государственные казначейские билеты СССР, образца 1961 г. достоинством 1, 3, 5 руб.;

- билеты Госбанка СССР образца 1961-1992 гг. достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 500, 1000 руб. и банкноты банка России образца 1992 г. достоинством 5000 и 10.000 руб.

Предполагалось, что после обмена в налично-денежном обороте останутся:

- банкноты Банка России образца 1993 г. достоинством 100, 200, 500, 1000, 5000, 10.000 и 50.000 рублей;

- а также металлическая монета СССР и Банка России образца 1961 г. и последующих годов.

Предполагалось, что все банки на территории России с 26.07.93 г. прекращают прием от торгующих и других организаций гос. казначейских билетов СССР, билетов Госбанка СССР и банкнот Банка России образца 1961-1992 гг. (достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 200, 500, 1000, 5000 и 10.000 руб.). В последующем указе Президента России был внесен ряд изменений и дополнений.

Центральный Банк при организации обмена преследовал решение 3-х задач:

1. Устранить множественность модификаций денежных знаков и изъять поддельные и фальшивые денежные знаки. Модификаций было действительно много - до 30 образцов различных купюр с 1961-го по 1992 г. Появилось много фальшивых денег (в некоторых регионах до 20% сдаваемых в банк денег оказывались фальшивыми).

2. Заставить некоторые коммерческие структуры сдать в банк так называемый "грязный нал", т.е. те большие суммы наличных денег, которые они держали у себя, не сдавая в банк, укрывая от налогообложения, ведя при этом двойную бухгалтерию. И это оказалось действительно так. Из сданных примерно 1 трлн. около 75 % пришлось на коммерческие структуры и лишь чуть больше 25 % на население. Следовательно, основная масса денег образца 1961-1992 гг. находилась у юридических лиц, которые, боясь потерять их, стали сдавать в банк для обмена на денежные билеты 1993 г.

3. Предотвратить массовый сброс рублевой наличности в Россию из стран ближнего зарубежья, оградить и отделить денежную систему России, установив по существу российский рубль. Эта задача была в основном решена - нашествие рублей на российский рынок в основном приостановлено. О масштабах этого нашествия можно судить хотя бы на примере Литвы, где после введения национальной денежной единицы - литы, осталось около 0,5 трлн. рублей.

4. Конечная цель обмена - отделить денежную систему России от стран ближнего зарубежья путем выпуска новых видов денежных знаков.

При организации обмена были установлены определенные ограничения (по срокам и суммам):

1) Срок обмена был установлен: с 26.07 по 7.08.93 г. Затем указом президента он был продлен до 31.08.93 г.

2) Сумма для физических лиц была определена в размере 35 т.р. (для жителей стран ближнего зарубежья - до 15 т.р.) на одного человека, затем указом Президента она была увеличена до 100 т.р. Сумму, превышающую 35 т.р., а затем 100 т.р., можно было тоже сдавать в банк, но она зачислялась на специальный депозитный счет с выплатой 100 % годовых.

Указом Президента также разрешалось в неограниченном количестве сверх установленных норм обменивать 10 тыс. банкноты выпущенные в 1992 г. Разрешалось также оставлять в обороте старые купюры образца 1961-1992 гг. достоинством 1, 3, 5 и 10 руб.

3) В принципе и для предприятий и организаций был установлен определенный лимит обмена. Сумма сдаваемых денег от различных коммерческих структур не должна была превышать лимит, установленный для кассы данной организации, и суммы торговой выручки, поступившей в кассу на конец дня 25 июля. При этом сдача и обмен происходили на основании акта, который обязаны были составить все предприятия и организации. В акте отражалась вся наличность, находящаяся в кассе по состоянию на 26.07.93 г. К сдаваемой сумме в банк обмена прикладывался данный акт.

После начала проведения этих мероприятий Центральному Банку России предъявили ряд претензий.

1. Банк России не имел законного права этого делать. В последующем выяснилось, что согласно Закона "О денежной системе России", Центральный банк имеет право изымать из оборота денежные купюры, заменять их на новые.

2. Были ущемлены права населения. Президиум Верховного Совета РФ издал специальное постановление, где указал, что этим решением банк нарушил конституционные права граждан, особенно в части ограничения суммы обмена. Но банк приводил свои аргументы по необходимости ограничения сумм обмена и соблюдение интересов граждан. В июне 1993 г. средний доход на человека в России составлял 20 т.р., следовательно 35 т.р. - вполне достаточная сумма для подавляющего большинства населения. К тому же именно старых купюр на одного гражданина приходилось всего 8 т. руб.

3. Некоторые утверждали, что фактически была проведена денежная реформа конфискационного типа. Но реально конфискации для большинства населения не было, т.к. до 100 т.р. деньги обменивались без ограничений свыше 100 т.р. можно было положить на депозитный счет под 100 %, что в условиях инфляции выгоднее, чем держать деньги на руках, они в этом случае обесцениваются быстрее.

Но были ли отрицательные последствия? Конечно были:

1) Сбербанк не был подготовлен, не было достаточных запасов денежных знаков, особенно мелких. Ведь вначале предполагалось обменять и купюры 1, 3, 5 и 10 руб. Их сдали предприятия, не стали выдавать населению. В результате, стало невозможно рассчитаться при проезде в городском транспорте, при мелких покупках. В магазинах перестали сдавать сдачи мелкой купюрой.

В целом товарооборот стал осуществляться с перебоями. Впоследствии разрешили использовать в обороте мелкие купюры образца 1961-1992 гг. и эта проблема стала решаться.

Неоправданно пострадали и те, кто находился в пути, у них не брали денежные билеты старых образцов.

Конечно, безболезненнее можно было бы провести систему "мягкого" изъятия денег старых выпусков из обращения, т.е. постепенно через банки заменить одни виды купюр на другие (старые принимать, а выпускать новые). Однако, как отмечают работники Центрального банка, усилившийся "сброс" старых денежных знаков из-за российских рубежей заставил прибегнуть к более жесткому варианту обмена.

2) Был элемент очередного подрыва населения к деньгам. Бывший министр финансов Б. Федоров именно на это делал упор. И это верно, в определенной степени у населения было подорвано доверие к правительству, к его денежной политике обращения.

Учитывая это, в 1998г., в период проведения деноминации, исключили всякие ограничения по сумме обмена, а также установили годичный срок такого обмена. Деноминация 19998г. в целом положительно сказалась на состоянии денежного обращения страны: облегчились расчеты, изменилось строение денежной массы: сократилось количество бумажных купюр (с 9 до 5) и увеличилось количество монет, что позволило более активно использовать автоматы и экономить на организации наличного денежного обращения (монеты служат значительно дольше).

5. Организация и регулирование денежного обращения.

Роль Центрального Банка РФ

В 1995г. Государственная Дума России принимает по существу новый закон о центральном Банке РФ, где четко излагается организация денежной системы России и роль Центрального банка в этой организации.

В законе подчеркивается, что исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Решения по выпуску новых билетов и об изъятии старых согласовываются с правительством РФ. Период изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» разделил полномочия правительства и ЦБ в области изготовления денежных знаков. В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

- определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

- разработка порядка ведения кассовых операций в хозяйстве.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством.

Вопросы регулирования денежного обращения рассматриваются и в широком и в узком смысле слова.

В широком смысле - когда регулируются величина и темпы роста всей денежной массы (наличной и безналичной). При этом правительство и Центральный Банк РФ разрабатывают основные направления денежно-кредитной политики, которые утверждаются парламентом. И здесь велика роль Банка России, который, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег, при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:

- ставки учетного процента (дисконтную политику);

- нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

- операции на открытом рынке;

- регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.

В узком смысле регулирование денежного обращения рассматривается обычно с позиций регулирования движения наличных денег, при этом говорят об эмиссионно-кассовом регулировании, предполагая кассовое обслуживание коммерческих банков и тех юридических лиц, которые имеют счета в учреждениях Центрального Банка РФ.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет.

Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

- необходимостью удовлетворить потребности экономики в наличных деньгах;

- обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

- поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам;

- сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита сумма превышения передается из оборотной кассы в резервные фонды. Это является изъятием денег из обращения. Обратная процедура - передача денег из резервных фондов в оборотную кассу является выпуском денег в обращение. Выпуск денег в обращение носит централизованный характер, хотя и осуществляется децентрализованно.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного в основных направлениях денежно-кредитной политики на предстоящий период.

В коммерческих банках резервные фонды не создаются - у них имеются операционные кассы, предельный остаток денег в которых устанавливается соответствующим учреждением Центрального Банка РФ. Кассовое обслуживание коммерческих банков осуществляется расчетно-кассовыми центрами ЦБ РФ.

6. Золотое содержание

В принципе, одним из элементов денежной системы является масштаб цен, т.е. весовое количество золота, закрепленного законодательно за денежной единицей страны.

Россия, как и все страны мира, отказалась от установления официального содержания рубля в золоте, и официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ и публикуется в печати.

Отказ от установления золотого содержания рубля объясняется тем, что:

- реальное стоимостное содержание денежной единицы определяется не законодательной привязкой к золоту, а ее покупательной способностью в мире товаров, экономическим и политическим положением страны, ролью национальной валюты в международном денежном и товарном обращении;

- ни одна денежная система не может сейчас выдержать прямой (а не в историческом плане, через ценовые пропорции) привязки к золоту;

- рыночные денежные системы не могут существовать в условиях жестко фиксированных валютных паритетов, особенно в периоды высокой и экономической нестабильности.

Вывод таков, что можно установить золотое содержание денежной единицы, однако рынок постоянно будет взрывать это жесткое закрепление, превращать его в формальность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по лекции

Таким образом, денежная система РФ, имея свои исторические корни (с точки зрения наименования денежной единицы), юридически была создана в 1993г., когда посредством обмена денег Россия отделилась своей денежной системой от денежных систем стран бывшего СССР.

Для эффективного кругооборота наличных денег Банк России установил определенные правила их обращения, при которых выдача наличных денег из касс банка осуществляется за счет их поступлений.

В РФ (как и в других странах) монопольное право выпуска денег принадлежит Центральному Банку России. Он же осуществляет и эмиссионно-кассовое регулирование.

Задание на самоподготовку:

Деньги, кредит и банки: Учебное пособие/ Под ред. Ю.В. Коречкова. - Ярославль: ЯВВФУ, 1997. – С. 89-94.

Сообщение о следующем занятии: Тема № 3. Занятие № 3. Самостоятельная работа под руководством преподавателя. «Денежная система».

Ответы на вопросы курсантов и проверка их конспектов.

Разработчик Профессор кафедры № 13

(должность)

Сл. РА подпись В. Жихарев

(в/звание) (И. Фамилия)


БАНКИ

редприятия

Учреждения, организации, воинские части

Индивидуальные предприятия

Торговые организации

Бытовые, зрелищные и др. предприятия, обслуживающие население

Учреждения связи и Сбербанка

НАСЕЛЕНИЕ

НАСЕЛЕНИЕ

(рынок и др.)

  • Движение денег из касс банка к населению.
  • Движение денег от населения в кассы банка.

Денежная система России