Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление

ТЕМА 1.24

Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление

Требования к компетентности по теме

знать и уметь раскрывать сущность понятия «педагогическое общение», структуру и функции педагогического общения;

знать и уметь охарактеризовать закономерности педагогического общения; знать и уметь раскрывать содержание его бессловесного и словесного компонентов;

понимать сущность готовности учителя к педагогическому общению, его коммуникативной культуры; уметь диагностировать и рефлексировать уровень сформированности у себя коммуникативных способностей и умений;

знать и уметь охарактеризовать возможные стили педагогического общения и педагогического руководства, уметь обосновать целесообразность их применения в педагогическом процессе;

знать и уметь раскрывать сущность понятий «педагогический конфликт», «конфликтоген педагогического общения»; знать этапы развития «педагогического конфликта», возможные стили поведения в нем, уметь обосновать их целесообразность;

знать и уметь раскрывать типы конфликтогенов педагогического общения, их возрастную специфику; знать и уметь применять методы преодоления педагогических конфликтов.

Основные вопросы

1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности педагогического общения.

2. Культура педагогического общения.

3. Стили педагогического общения и педагогического руководства.

4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления.

5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика.

Понятия темы

Общение, коммуникация, педагогическое общение, культура педагогического общения, педагогический такт, стиль педагогического общения, стиль педагогического руководства, конфликт в педагогическом общении,
конфликтогены педагогического общения.

Рекомендуемая литература

1. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб. : Питер, 2006. —
С. 151 — 169.

2. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.]. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — Гл. 3.

3. Основы педагогики : учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Минск : Аверсэв, 2003. —
С. 209—-218

4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. — Минск : ТетраСистемс, 2002. — С. 207—229.

5. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. — Минск : Бел. навука, 1998. — С. 134—179.

6. Сергеев, И. С Основы педагогической деятельности / И. С. Сергеев. — СПб.: Питер, 2004. — Гл. 2.

7. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. —
М. : Изд. центр «Академия», 2002. — С. 458—472..

1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности педагогического общения

Понятие «общение» относится к числу межпредметных категорий. Его изучают философия, психология, социология, педагогика. Эти науки рассматривают общение как один из видов человеческой деятельности, обеспечивающий все другие виды деятельности. Общение — это и социальный процесс, так как оно обслуживает групповую (коллективную) деятельность и реализует общественные отношения. Нередко общение сводят только к коммуникации — передаче, обмену информацией посредством языка или других знаковых средств, В этом узком понимании общение выступает в качестве средства воспитания и обучения или их важной составляющей.


Структура общения

Коммуникативная сторона общения — обмен информацией между субъектами общения

Интерактивная сторона общения — обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия

Перцептивная сторона общения — восприятие, изучение, установление взаимопонимания, оценка партнерами по общению друг друга

Схема 82

Восприятие и понимание личности ученика педагогом

Познание физических состояний и личностных качеств ученика, обеспечивающее понимание его индивидуальности, определение перспектив его развития

Информационная функция

Обеспечивает процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию различных видов деятельности, в том числе самообразования, содействует развитию межличностных взаимоотношений в группе и т. д.

Функция организации деятельности

Способствует формированию разнообразных умений личности (организаторских, коммуникативных и других); реализуется через участие учащихся в деятельности в роли организаторов или исполнителей

Нормативная функция

Обеспечивает усвоение нравственно-эстетической информации, моральных понятий и норм, правовых знаний и формирование соответствующих умений взаимодействия с окружающим миром

Регулятивная функция

Предусматривает осуществление контроля, коррекции деятельности и поведения учащихся

Функция обмена социальными ролями

Направлена на социализацию личности через смену социальных ролей; способствует формированию умений личности адекватно воспринимать и понимать других людей

Сопереживание

Как уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности или группы данная функция способствует развитию эмоциональной чувствительности учащихся, формирует способность стать на позицию другого человека, воспитывает гуманность

Самоутверждение

Обеспечивает ребенку веру в свои силы, осознание своего «Я», стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, способствует его самоопределению в разных сферах жизнедеятельности

Схема 83

В широком смысле общение — одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей. Когда утверждают, что общение является сущностью педагогического процесса, то имеют в виду именно общение в широком смысле.

Благодаря общению процесс воспитания и обучения начинается с рождением ребенка и продолжается всю жизнь. В процессе общения индивида с людьми происходит социализация, становление его индивидуальности, формируются познавательная и эмоционально-волевая сферы, усваиваются конкретные виды социальной деятельности. В структуре общения исследователи выделяют три взаимосвязанных компонента (см. схему 82, с. 184).

Соответственно, говорят о коммуникативной, интерактивной, перцептивной функциях общения. Охарактеризованные выше стороны и функции общения характерны и для общения педагога с учащимися. Для обозначения процесса общения педагога с воспитанниками существует специальный термин — «педагогическое общение». Для того чтобы педагогическая деятельность была эффективной, необходимо, чтобы она строилась «по законам общения» (К В. Кузьмина).

Педагогическое общение — это целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. Таким образом, педагогическое общение — это профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач воспитания, обучения, развития. Если общение педагога с классом сводится только к контролю за поведением детей и решению возникающих дисциплинарных проблем, то его нельзя назвать педагогическим. Оно становится таковым в том случае, если возникает обмен духовными ценностями и смыслами учащегося и педагога.

Функции педагогического общения являются развитием функций человеческого общения и обусловлены целями, структурой и содержанием педагогической деятельности. Назовем и коротко охарактеризуем эти функции (по Н. В. Михалковичу; см. схему 83, с. 184).

Осознание вышеперечисленных функций педагогического общения учителем поможет ему построить такую модель общения, которая обеспечит решение поставленных учебно-воспитательных задач.

Педагогическое общение включает словесный (вербальный) (от лат. verbalis — устный, словесный) и бессловесный (невербальный) компоненты. Бессловесный компонент составляют: зрительный образ учителя (имидж), телесные средства (мимика, пантомимика, жесты), пространственные средства (мизансцена класса, организация межличностного микропространства общения, дистанция общения). Речь как средство общения одновременно выступает в качестве источника информации и способа взаимодействия собеседников.

Установлены закономерности педагогического общения, или социально-психологические эффекты
(см. схему 84).

Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества, действия и поступки

Эффект первого впечатления —

обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нем

Социально-психологические эффекты (по В.И.Смирнову)

Эффект новизны — придание большего значения более поздней (последней) информации при восприя-тии и оценивании знакомо-го человека

Эффект первичности —

придание большего значения при восприятии и оценивании незнакомого (ма-лознакомого) человека той информации о нем, которая поступила раньше

Эффект стереотипизации —

использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека как средства "сокращения" узнавания. Стереотипизация приводит к построению неточного образа, к возник-новению предубеждений

Схема 84

Непосредственно на уроке «срабатывают» (по И. С. Сергееву):

эффект имиджа — первоначально основное впечатление на класс оказывает внешний вид учителя;

эффект первых фраз — вызывает необходимость обновлять типовые приемы (словесные заготовки), позволяющие привлечь внимание, вызвать интерес, настроить на работу, то есть продуктивно начать урок (интересный факт, эпиграф урока, короткий видеофрагмент, загадка и т. п.);

эффект релаксации —- участникам педагогического общения приходится прилагать усилия по самоорганизации своего внимания, поэтому учителю необходимо периодически применять приемы, направленные на разрядку, умственное переключение и эмоциональное расслабление (шутка, перерыв, игровые моменты и т. п.);

эффект рассеяния — учащиеся воспринимают изложенную педагогом информацию не совсем четко, противоречиво, некоторые вообще остаются при своем мнении; установлено, что только 70 % озвученной педагогом информации будет услышано учениками, 60 % — будет понято, 45 % — будет принято к размышлению, 25 % — через некоторое время останется в памяти.

2. Культура педагогического общения

Готовность к профессионально-педагогическому общению является важнейшим условием эффективной педагогической деятельности. Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и коммуникативные умения.

Готовность к профессионально-педагогическому общению включает знание основ педагогического общения, его закономерностей, функций, структуры, содержания: сформированность умений организовать общение, управлять им и собственным психическим состоянием, а также сформированность определенных личностных, нравственных качеств педагога, указанные знания, умения и личностные качества определяют культуру педагогического общения, позволяющую педагогу осуществлять педагогическое общение, а значит, воспитание и обучение на достаточно высоком профессиональном уровне.

Основу этой культуры составляет общительность. Это интегральное качество выражается в устойчивой потребности в систематическом общении с детьми, коллегами, родителями, в умении быстро устанавливать контакты, в чувстве удовлетворения и радости от общения, в эмоциональном благополучии на всех этапах общения. Общительность как свойство личности включает, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность (способность испытывать удовольствие от процесса общения); социальное родство (желание находиться в обществе, среди других людей); альтруистические тенденции (эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека). Педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять его.

Общительность связана с такими свойствами педагога, как искренность, приветливость, отзывчивость в общении; чувство юмора, сдержанность и терпеливость в конфликтных ситуациях, проявление расположения, уважения и требовательности, педагогическая интуиция, тактичность в общении с детьми.

Общительность проявляется также в системе коммуникативных умений и навыков (см. схему 9, с. 24). Важным показателем культуры педагогического общения является культура речи. Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами. Слово педагога — это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В. А. Сухомлинский). В педагогическом общении «присутствует» все многообразие видов речи, но независимо от того, что делает педагог (убеждает, внушает, информирует, обращается к чувствам и эмоциям учащихся, призывает их к действию и т. п.), к его речи предъявляются особые требования:

правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

точность (употребление слов, выражение в свойственных им значениях);

ясность, простота, логичность, доступность;

богатство (разнообразие используемых языковых средств);

образность, эмоциональность.

Важна и эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, громкость, тембр голоса, сила, паузы, ритмика и т. п.

Невербальные средства дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога. Невербальные средства общения — жесты, мимика (движения лицевых мышц), пантомимика (выразительные движения тела, рук, глаз и т. д.) — это эмоциональный язык общения.

Следующий показатель культуры педагогического общения — наличие умений саморегуляции психической деятельности. К этим умениям относятся, например, умение управлять своим психическим состоянием, эмоциями, поддерживать у себя доброжелательный настрой, творческое настроение, а также умение снимать психическое напряжение.

Особо следует выделить в качестве показателя культуры педагогического общения педагогический такт — соблюдение педагогом принципа меры, избегание крайностей в общении с детьми в разных сферах деятельности, сочетание уважения и требовательности к воспитанникам, умение выбрать правильный подход к ним. Из определения следует, что педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт проявляется в оценочных суждениях, в интонации, в умении быть терпеливым и внимательным, умении поощрять и наказывать. Напротив, всякое отклонение от меры является бестактностью, нередко приводящей педагога к конфликтам с учащимися.

Общение — это индивидуально-творческая сфера деятельности педагога. Поэтому можно говорить об искусстве педагогического общения с воспитанниками, которое, в частности, состоит в том, чтобы уметь определять необходимый стиль педагогического общения и педагогического руководства в конкретной учебно-воспитательной ситуации.

3. Стили педагогического общения и педагогического руководства

Стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования и поведения человека (А. А. Бодалев). Исходя из этого, под стилем педагогического общения понимают «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» (В. А. Кан-Калик). К этим особенностям относятся: особенности коммуникативных возможностей педагога, достигнутый уровень его взаимоотношений с воспитанниками, творческая индивидуальность педагога и особенности детей, с которыми он общается. Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педагогической литературе (см. схему 85).

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью

Предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок

Общение на основе дружеского расположения

Проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к группе учащихся, в стремлении понять мотивы их деятельности и поведения, в открытости контактов. При этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности»

Общение-
дистанция

Педагог и воспитанник занимают разные социальные позиции, поэтому должна существовать дистанция в их отношениях. Эта дистанция должна быть для воспитанников естественной в силу естественности для них ведущей роли педагога. Педагогу в свою очередь важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении

Общение-устрашение

Строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении, страхе; ориентирует детей на то, чего делать нельзя

Общение-заигрывание

Основывается на желании педагога нравиться воспитанникам, завоевать у них авторитет, который скорее всего будет «дешевым», ложным. Нередко харакгерен для молодых педагогов

Общение-превосходство

Характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей, мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся

Схема 85

Если первые два стиля являются гуманистическими, субъект-субъектными взаимодействиями «педагог — воспитанник», то общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство относятся к негативным стилям и характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками.

Охарактеризованные стили педагогического общения связаны со стилями педагогического руководства (см. схему 86, с. 188). Стиль педагогического руководства — характерная манера и преобладающие способы взаимодействия педагога с отдельной личностью или группой воспитанников. Традиционно выделяют авторитарный, демократический, попустительский (либеральный) стили педагогического руководства.

В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического руководства.


Стили педагогического руководства (управления)

Авторитарный стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте». Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Педагог единолично задает цели и способы деятельности, проявляет чрезмерную требовательность, прене-брегает мнением и инициативой учащихся. Воспитанники находятся в позиции объектов педагогического воздействия. Преобладает официальный, начальственный тон в обращении (указания, поучения, приказ, инструкция, окрик). Данный стиль педагогического руководства тормозит развитие личности, подавляет ее активность, порождает неадекватную само-оценку, воздвигает смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками

Попустительский (либеральный) стиль можно выразить словами: «Как все идет, так пусть и идет». Отсутствует система в организации деятельности учащихся и контроля за нею. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива и отдельных учащихся. Тон и формы (увещевания, уговоры и т. п.) обращения диктуются желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависят от настроения педагога. Данный стиль ведет либо к панибратству, либо к отчуждению. Он не способствует развитию личности, не побуждает учащихся к инициативе, самостоятельности. Отсутствует целенаправленное педагогическое взаимодействие «педагог — воспитанник»

Демократичный стиль можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Общение и деятельность педагога и учащихся строится на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он поддерживает право воспитанников на собственное мнение и на свою позицию, поощряет их активность, инициативу. Этот стиль характе-ризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжела-тельностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основными формами
обращения учителя являются совет, рекомендация, просьба. Этот стиль способствует развитию личности, побуждает к самостоятельности, стимулирует высокую адекватную самооценку и способствует установлению гуманных взаимоотношений

Схема 86

4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления

Объективная особенность педагогического общения — его противоречивость, и, следовательно, высокая конфликтность, возможность конфликтных ситуаций. Конфликт — это ситуация обострения противоречий во взаимодействии между людьми, участниками совместной деятельности (межличностный, межгрупповой конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутриличностный конфликт). Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.

Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации

(по М М Рыбаковой)

Ситуации деятельности возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и внеучебной деятельности. Например, отказ учащегося выполнить задание по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи, невыполнение домашнего задания

Ситуации поведения возникают в связи с наруше-ниями школьниками правил поведения. Эти ситуации приобретают характер конфликтных, если учитель, не выяснив мотивов, делает ошибочный вывод о поступках ученика. В частности, ошибки учителя при оценке поведения или его завышенные требования вызывают конфронтацию действиям учителя со стороны учащихся

Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе деятельности. Педагогическая ситуация приобретает конфликтный характер, если она вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу; если деловые отношения подменяются межличностными, если неоправданно даются отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам

Схема 87

Соответственно, педагогический конфликт — взаимодействие учителя с учеником или группой учащихся на основе противоположных норм, ценностей, интересов. Конфликтная ситуация включает оппонентов, объект (призовое место, денежная премия, право на контроль, право на человеческое достоинство и т. п.), цели и обостренные отношения между ними. Для того чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент (внешний повод, неприятный случай, происшествие). Конфликт сопровождается значительными эмоциональными проявлениями и направлен обычно на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений (см. схему 87, с. 188).

В социальной психологии различают четыре этапа в развитии конфликта (см. схему 88).

IV. Разрешение конфликта

III. Переход к конфликтным действиям

II. Осознание конфликтной ситуации

I. Возникновение объективных противоречий

Схема 88

Педагогическая мудрость проявляется на втором этапе динамики конфликта — осознании ситуации. Если конфликт эмоциональный (не существует объекта конфликта, а есть личностная неприязнь), необходимо позаботиться о том, чтобы сработали механизмы психической защиты или «стражи» душевного здоровья: мудрость, понимание другого, свобода выбора переживаний. Если же налицо объективное противоречие, где есть объект конфликта, и в котором педагог увидел воспитательный потенциал, то следует оценить ситуацию как конфликтную конструктивную и переходить к «конфликтному поведению».

Таблица 26

Стиль поведения в конфликте

Характерные черты поведения

В каких случаях возможен (эффективен) данный стиль

Конкуренция (соперничество)

Нет заинтересованности в сотрудничестве с другими людьми, человек предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, опираясь на волевые решения, при этом свои интересы он удовлетворяет в ущерб другим участникам конфликта. Способы реализации: стремление доказать, что другой человек не прав; демонстрация обиды, пока другая сторона не передумает; стремление перекричать другого; применение физического насилия; непринятие явного отказа; требование безоговорочного послушания; стремление перехитрить другого; обращение за помощью союзников для поддержки; требование, чтобы оппонент согласился с вами ради сохранения отношений

Эффективен, если вы:

наделены реальной властью или обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;

уверены, что ваше решение в данной ситуации правильное или наилучшее;

делаете большую ставку на решение возникшей проблемы;

чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага

Продолжение табл. 26

Стиль поведения в конфликте

Характерные черты поведения

В каких случаях возможен (эффективен) данный стиль

Уклонение

Уход от конфликтной ситуации без попытки ее решения; отсутствие сотрудничества для выработки решения проблемы.

Способы реализации: молчание, смена темы или переключение внимания на что-то другое; демонстративное удаление, обиженный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчиков, переход на чисто деловые отношения, индифферентное отношение, полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной

Приемлем, если:

проблема не столь важна для вас, не хотите тратить силы или чувствуете, что находитесь в безнадежном положении;

чувствуете себя неправым;

соперник обладает большей властью;

нет достаточной информации для решения проблемы или нет необходимости тотчас же принимать решение

Приспособление

Совместное действие с противо-воположной стороной, без отстаивания своих личных интересов, жертвование своими интересами

Приемлем, если:

исход дела важен для оппонента и не существенен для вас;

вы понимаете, что не можете одержать верх из-за обладания малой властью;

вы хотите сохранить добрые отношения с другими людьми;

вы понимаете, что не правы;

вы думаете, что эта ситуация будет полезным уроком для человека, которому вы уступаете

Компромисс

Частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок,
с учетом всех «за» и «против».
Способы реализации: прояснение интересов и желаний обеих сторон; выяснение области совпадения интересов; выдвижение предложений, выслушивание предложений другой стороны; выработка приемлемой формулы взаимных уступок

Наиболее эффективен, если:
обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

вы хотите получить решение быстро, потому что это более экономичный и эффективный путь;

вас может устроить временное решение; вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

другие подходы к решению проблемы оказались не эффективными; удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную цель;

компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять

Продолжение табл. 26

Стиль поведения в конфликте

Характерные черты поведения

В каких случаях возможен (эффективен) данный стиль

Сотрудничество

Активное участие в разрешении конфликта путем сотрудничества с другими участниками конфликта, поиск общих интересов.

Способы реализации: поиск обоюдовыгодного результата и удовлетворение интересов всех сторон; поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон; выявление причины конфликта и совместный поиск новых альтернативных решений или выработка приемлемых компромиссов

Наиболее эффективен, если:
стороны имеют различные скрытые нужды или противоположные цели и затруднительно определить источник неудовлетворенности;

решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет от него устраниться;

тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

вы располагаете достаточным временем, чтобы поработать над проблемой;

вы и ваш партнер готовы и способны обсуждать суть своих и чужих интересов;

обе стороны конфликтной ситуации обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы

Под «конфликтным поведением» понимают не агрессию или взаимное давление, а целенаправленное педагогическое воздействие педагога на воспитанника, включающее систему действий по управлению конфликтом. Их основу составляют известные стили поведения в конфликтных ситуациях (см. таблицу 26, с. 189).

Выбор и применение стилей управления конфликтными ситуациями обусловлен следующими принципами. В педагогической конфликтной ситуации нужно всегда видеть противоречие, которое может привести к развитию школьника, отношений между ним и учителем. Если целью учителя является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье, то ему нужно озаботиться тем, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем. Находясь в конфликтной ситуации, учитель обязан помнить о необходимости выполнения профессиональных действий.

В целом для успешного разрешения конфликтных ситуаций важно учитывать следующие общие положения:

учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе;

необходимо вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения;

осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения;

при разрешении конфликтов профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации лежит на учителе;

разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, определяет их разное поведение в конфликте;

различно понимание участниками событий и их причин, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

присутствие других школьников при конфликте делает их из свидетелей участниками конфликта, поэтому не следует привлекать других детей к конфликту, выносить все на обсуждение коллектива;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы школьника;

всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить, поэтому стратегией педагогического общения должно быть не столько мастерство разрешения конфликтов, сколько соблюдение правил их предупреждения.

5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика

Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или вообще без таковых, в ситуации «слово за слово». Конфликтогены — слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его.

Например, вызывают конфликт:

незаслуженные или унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!»);

негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы такие...»);

настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести;

указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец — алкоголик!»);

решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем — для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смей так говорить!»);

неуместная ирония, сарказм;

ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпустить пар».

Конфликтогены — это, образно говоря, «мусор» общения. Они не всегда приводят к конфликтам, но опасны тем, что «конфликтогенная неряшливость» человека в общении делает его источником конфликтогенов. «Ходячим конфликтогеном» является также человек, который, сам избегает конфликтогенов в речи, но обязательно отреагирует на любой конфликтоген собеседника. Определены (И. С. Сергеев и другие) наиболее часто встречающиеся в педагогическом общении типы конфликтогенов (см, схему 89, с. 192).

Конфликты могут быть исключены из педагогического общения при соблюдении правил бесконфликтного общения:

не употреблять конфликтогенов;

не отвечать конфликтогеном на конфликтоген;

делать как можно больше благожелательных посылов по отношению к учащимся (готовность к сотрудничеству, демонстрация дружелюбия, проявление эмпатии).

Типы конфликтогенов

Конфликтогены превосходства:

проявления возрастного, статусного, позиционного превосходства учителя (угроза, замечания, критика, насмешка,
сарказм, прямые обвинения
и т. п.);
снисходительное отношение к ученику, проявление высокомерия, напоминание об оказанном благодеянии;
навязывание своего мнения, позиции;

намеренные или непреднамеренные нарушения этики, обман и т. п.

Конфликтогены агрессив-ности:

непреодоленная природная агрессивность;

привьгчка к проявлению ситуативной агрессивности (плохое самочувствие, неприятности, ответная реакция на конфликтоген)

Конфликтогены эгоизма:

эгоцентризм;

отсутствие эмпатии;

корысть и т. п.

Схема 89

Выявлены наиболее часто встречающиеся «возрастные» конфликтогены (М. М. Рыбакова и др.). Так, у подростков это потребность в самовыражении и самоутверждении, «чувство взрослости», усиление половой идентификации, потребность в общении и общественном признании (например, потребность быть принятым группой), повышенный эгоцентризм. В целом увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется обострением противоречий в кризисный период развития подростка. По данным исследователей, преобладающими причинами конфликтных ситуаций в подростковом возрасте выступают факты негативного поведения учащихся, неспровоцированные или вызванные действиями учителей. На втором месте по частоте возникновения стоят конфликты, связанные с дидактическими ошибками (например, систематическое занижение оценки, разные отметки за одинаковые ошибки в письменных работах и т. п.). Далее идут конфликты, обусловленные неправильной тактикой взаимодействия педагогов с подростками (мстительность, дискриминация в отношении к отдельным подросткам), а также грубым открытым или маскируемым нарушением педагогической этики.

Конфликтогены юношеского возраста — это переживание своего «Я» как индивидуальной целостности, неповторимости, непохожести на других людей, потребность в самопознании; рост социальной активности, «примеривание» к различным социальным ролям, определение гражданской позиции, нравственных ориентиров, профессиональный выбор; большая самостоятельность в оценочной деятельности, проблема смысла жизни, размышление о своем жизненном предназначении, потребность в доверительном общении, любви и другие.

Конфликты в старшем школьном возрасте вызываются, во-первых, нарушениями дисциплины старшеклассниками (невыполнение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, курение, пропуск занятий, обман учителей, вражда, драки и т. п.); во-вторых, конфликтогенным поведением самих учителей, их бестактностью (позиция «учитель всегда прав»; применение мер наказания, не соответствующих возрастным особенностям; публичные оскорбления, вторжение в личный мир юношей и девушек, осуждение их взаимных симпатий; злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов другим учащимся, любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия советоваться со старшими и т. п.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите «общение» как психологическое и педагогическое понятие.

2. Раскройте структуру и функции педагогического общения.

3. Назовите и охарактеризуйте закономерности педагогического общения.

4. Какие знания, способности, умения, личностные качества составляют готовность учителя (воспитателя) к профессионально-педагогическому общению и его коммуникативную культуру?

5. Дайте характеристику возможных стилей педагогического общения и педагогического руководства.

6. Докажите, что высокая конфликтность педагогического общения является его объективной особенностью. Определите понятие «педагогический конфликт».

7. Назовите этапы развития педагогического конфликта. Охарактеризуйте возможные стили поведения в нем.

8. Какие типы конфликтогенов встречаются в педагогическом общении? Раскройте их возрастную специфику.

Глоссарий

Общение — одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей.

Коммуникация — обмен информацией посредством языка или других знаковых средств.

Педагогическое общение — целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Культура педагогического общения — совокупность знаний, коммуникативных способностей и умений, а также личностных качеств, позволяющих педагогу осуществлять педагогическое общение на высоком профессиональном уровне.

Педагогический такт — соблюдение педагогом принципа меры, избежание крайностей в общении с детьми в разных сферах деятельности, сочетание уважения и требовательности к воспитанникам, умение выбрать правильный подход к ним.

Стиль педагогического общения — индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников.

Стиль педагогического руководства — характерная манера и способы взаимодействия педагога с отдельной личностью или группой воспитанников.

Конфликт — ситуация обострения противоречий во взаимодействии между людьми, участниками совместной деятельности (межличностный, межгрупповой конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутриличностный конфликт).

Педагогический конфликт — взаимодействие учителя с учеником или группой учащихся на основе противоположных норм, ценностей, интересов.

Конфликтогены — слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его.

Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление