Урок — основная форма учебного процесса в школе

ТЕМА 1.14
Формы обучения
Урок — основная форма учебного процесса в школе

Требования к компетентности по теме

  • знать и уметь раскрывать сущность понятий «форма обучения», «общие формы обучения», «конкретные формы обучения»; уметь характеризовать развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования;
  • знать и уметь раскрывать характерные черты классно-урочной системы, уметь анализировать ее преимущества и недостатки;
  • знать и уметь давать общую характеристику урока и внеурочных форм организации обучения; уметь определять тип и структуру урока;
  • знать и уметь обосновывать требования к современному уроку, пути повышения его эффективности; уметь применять эти знания при анализе образовательной практики;
  • уметь проектировать цель, задачи, осуществлять отбор содержания, выбор методов и средств обучения в рамках урока или других внеурочных форм организации обучения.

Основные вопросы

  1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения.
    1. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования.
    2. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков.
    3. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
    4. Требования к современному уроку7 и пути повышения его эффективности.

Понятия темы

Форма обучения, организационная система обучения, общие формы обучения, конкретные формы обучения, классно-урочная система, урок, тип урока, структура урока, домашняя работа, самостоятельная работа, нестандартный урок.

Рекомендуемая литература

1. Капранова, В. А. Основы школьной дидактики / В.А. Капранова, И.Г. Тихонова. — Минск, 2002. —
С. 113—117.

2. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. —

М.: Педагогическое общество России 2002. — С. 284—350.

3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — С. 519—535.

4. Прокопъев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие / И. И. Прокопьев,
Н. В. Михалкович. — Минск : ТетраСистемс, 2002. — С. 316—342.

5. Ситаров, В. А Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред.
В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 244—258.

6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. —

М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 251—268.

7. Харламов И.Ф. Педагогика /И.Ф.Харламов. – Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. – С.239-287; 300-315.

1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения

Решение проблемы форм обучения и воспитания предполагает ответ на вопрос: «Каким образом должен быть организован учебно-воспитательный процесс?». Как понятие философии, форма — это внутренняя и внешняя организация (строение) сущности (содержания) какого-либо объекта. Внутреннее строение есть структура объекта.

Форма педагогического проц\есса (обучения, воспитания) — это внутреннее строение (структура) или внешнее строение педагогического процесса. Общая форма педагогического процесса — характеристика педагогического процесса, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обусловливающая особенности их взаимодействия (по В. К Дьяченко). С учетом же внешнего строения и оформления педагогического процесса выделяют конкретные формы обучения и воспитания. Конкретная форма обучения или воспитания — это отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.

Охарактеризуем общие формы педагогического процесса (обучения, воспитания) с учетом того, что общение, которое является сущностной характеристикой педагогического процесса, может быть как опосредованным, так и непосредственным (см. таблииу 10).

Таблица 0

Вид общения

Структура общения

Общие формы обучения

Организационная система обучениия

Опосредованное общение

1. Опосредован-ное общение через письмен-ную речь

Индивидуальная (обособленно-индивидуальная) форма обучения

Ученик выполняет учебное задание (читает, пишет, решает учебную задачу, ставит опыты и т. п.) и ни с кем в данный отрезок времени не вступает в непосред-ственное общение

Индивидуальная система обучения (ИСО) — применяются две формы обучения: парная и индивидуально-обособленная. ИСО преобладала до XVI века

Групповая система обучения (ГСО; с XVI века) — применяются три формы: групповая, парная и индивидуально-обособленная. Преобладает групповая форма обучения

Коллективная система обучения (КСО; с XX в.) — применяются четыре формы: коллективная, групповая, парная и индивидуально-обособленная. Ведущее значение при этом приобретает коллективная форма обучения

Непосредственное общение

2. Общение в паре постоянного состава: в каждый момент времени одного говорящего слушает один человек (диалог, монолог)

Парная форма обучения

Учитель работает с одним учеником, дает ему консультацию. Или же два ученика решают вместе задачу, разучивают стихотворение, проводят опыт и т. п.

3. Общение в малой или большой группе: одного говорящего в каждый момент времени слушают два, три и более человек

Групповая форма обучения

Один говорящий обучает одновременно несколько человек (от двух до ста и более). Выступающие могут меняться, но в каждый момент времени один говорит, остальные слушают

4. Общение в парах сменного состава или диалогические сочетания (наиболее часто используемая в обычной жизни структура общения)

Коллективная форма обучения

Учащиеся работают в парах сменного состава, в которых они выполняют поочередно роль учителя и ученика (взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление)

Индивидуальная, парная, групповая (общеклассная, фронтальная, бригадная и т. п.) формы педагогического процесса являются традиционными. Коллективная форма (работа учащихся в парах сменного состава) применяется в учебно-воспитательном процессе намного реже. В реальном педагогическом процессе все общие формы обучения и воспитания тесно взаимосвязаны и применяются в единстве.

Применение общих форм обучения в соответствии с конкретными целями обучения дает множество конкретных форм учебной работы: урок, урок-лекция, урок-семинар, кружковые или факультативные занятия, консультация, зачет, экзамен, коллоквиум, собеседование, учебная конференция и другие.

2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования

Возникнув на определенном этапе развития общества, учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях изменялся как по своему содержанию, так и по форме. При этом он проходил определенные этапы развития, зависящие от его организационной системы. В педагогике (В. К. Дьяченко и другие) под организационной системой учебно-воспитательного процесса понимают определенную совокупность общих форм обучения, применяемых в учреждениях образования. До XVI века в школах применялись парная и индивидуально-обособленная формы организации процесса обучения. В средневековой школе учитель не обучал всех одновременно, а обучал каждого в отдельности и по очереди. Такая организационная система обучения и воспитания называется индивидуальной. С развитием городов, ремесел, торговли, с появлением книгопечатания спрос на грамотных людей значительно повышался. У одного учителя нередко было 20—30 и более учеников. Основное противоречие системы индивидуального обучения — противоречие между количественным ростом учащихся у одного учителя и его возможностями обучать каждого ученика в отдельности. Учителя стали объединять своих учащихся сначала в малые группы (3—10 человек), а затем в большие группы — классы (30 и более человек). Обучение группами становилось главной формой организации учебно-воспитательного процесса. Организационная система обучения включала уже три формы: групповую, парную и индивидуально-обособленную. Так как преобладающей стала групповая форма обучения, то организационную систему обучения назвали групповой.

Широкое применение коллективных форм обучения привело к возникновению коллективной системы обучения, структура которой состоит из всех четырех форм обучения. При этом ведущее значение приобретает коллективная форма: не менее 50—60 % времени учащиеся работают в парах сменного состава. Данная система обучения была реализована в опыте ряда педагогов (А. Г. Ривина, В. К Дьяченко,
А. С. Границкой и других).

Высшим этапом развития системы группового обучения является классно-урочная система, возникшая в школах Чехии, Западной Беларуси и Украины в XVI—XVII веках. Теоретическое обоснование классно-урочной системы осуществил Я. А. Коменский. В дальнейшем существенный вклад в ее развитие внесли И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский и другие педагоги. Классно-урочная система получила широкое распространение в мировом школьном образовании.

Основные недостатки классно-урочной системы

Недостаточный учет индивидуаль-ных различий учащихся

Деятельность учащихся носит индивидуалистический характер, редко применяется коллективная форма обучения

С точки зрения организации классно-урочная система является негибкой структурой

Преобладание у школьников познавательных процессов созерцательного характера; недостаточное внимание уделяется практической деятельности

Противоречие между одинаковым темпом работы всех учащихся класса и большими различиями в их индивидуальных особенностях, трудолюбии и других качествах

Урок не обеспечивает завершен-ности обучения: работа над новым материалом осуществляется в процессе домашней работы, которая осуществляется с разной степенью эффективности

Схема 44

Характерные черты классно-урочной системы: учащиеся приблизительно одного возраста образуют классы, состав которых за период обучения изменяется незначительно; каждый класс работает по своему годовому учебному и недельному расписанию; основной единицей занятий является урок, который посвящается обычно одному предмету; работой учащихся на уроке руководит учитель.

В течение всего периода существования классно-урочной системы многократно предпринимались попытки ее усовершенствования, направленные на преодоление присущих ей противоречий и недостатков (см. схему 44, с. 105). Наряду с классно-урочной системой сложились системы взаимного обучения (белл-ланкастерская система обучения в конце XVIII — начале XIX в.), избирательного обучения (батавская, мангеймская системы обучения в конце XIX в.), индивидуализированного обучения (Дальтон-план, план Трампа в начале XX в.) и другие системы обучения.

Современные педагоги стремятся преодолевать недостатки классно-урочной системы, повышая эффективность урока и других форм обучения.

3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков

Урок — единица, основная форма образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой. В уроке как дидактической конструкции представлены все компоненты учебного процесса: цель, задачи, содержание, методы и средства.

В современной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу. Наиболее употребительной является классификация уроков по дидактическим целям, (см. схему 45).

Под структурой урока понимают его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации. Классическая (традиционная) структура урока опирается на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний, усвоение новых знаний и умений, их закрепление и систематизация, применение на практике.

Соответствующий этой структуре урок называется комбинированным. Он состоит из следующих этапов:

  • организационный этап (определение готовности учащихся к работе на уроке);
  • постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися;
  • проверка выполнения домашнего задания (определение уровня усвоения материала по предыдущей теме и готовности к восприятию нового материала);
  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний (основная задача этого этапа — формирование у школьников представлений об изучаемых явлениях, фактах, понятиях, их сущности и взаимосвязях);
  • первичная проверка понимания учащимися нового материала;
  • закрепление знаний (организация деятельности учащихся по применению новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков);
  • обобщение и систематизация знаний;
  • контроль и самоконтроль знаний;
  • информация о домашнем задании (сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения);
  • подведение итогов урока (организация рефлексивной деятельности учащихся: чему научились на уроке, что узнали нового и т. п.).

Уроки изучения новых знаний

Комбинированный урок

Уроки закрепления и повторения знаний

Типы уроков по дидактическим целям

Уроки проверки (контроля) знаний

Уроки формирования умений и навыков

Уроки обобщения и систематизации изученного

Схема 45

Тип комбинированного урока один из самых распространенных в педагогической практике. Последовательность элементов в его структуре не является жестко закрепленной. Урок этого типа позволяет одновременно решать несколько учебно-воспитательных задач. Проведение комбинированного урока требует от учителя правильной регламентации времени на отдельные этапы. Например, затягивание этапа повторения пройденного или проверки домашнего задания приводит к сокращению времени на изучение нового материала, развитие познавательных процессов и т. п. Эти недостатки могут отчасти компенсироваться проведением уроков других типов, а также нестандартных уроков.

Охарактеризуем некоторые другие типы уроков. Содержанием урока изучения новых знаний является неизвестный учащимся учебный материал достаточно большого объема, требующий значительного времени на его изучение. Структура урока изучения новых знаний состоит из следующих элементов: организация начала урока, постановка цели и задач; объяснение нового материла (изложение учителем и (или) организация самостоятельной работы учащихся с учебником, приборами, компьютерной техникой и т.п.); проверка понимания и первичное закрепление материала; комментирование домашнего задания; подведение итогов урока. (Далее, характеризуя структуру уроков других типов, не будем указывать первый и заключительный этапы, так как они являются обязательными.)

На уроках закрепления знаний и (или) формирования, закрепления умений и навыков происходит вторичное осмысление ранее усвоенных знаний, формируются умения и навыки по их применению. Структура урока данного типа включает такие этапы, как проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений различных видов и степени сложности, практических или лабораторных работ; включение учащихся в самостоятельную работу под руководством учителя; показ достигнутых результатов, их обсуждение, коррекция, оценивание (выставление отметок) знаний и деятельности учащихся; домашнее задание и его комментарий.

Уроки обобщения и систематизации изученного проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов, всего курса в целом. Для того чтобы сформировать у учащихся систему теоретических знаний, на уроке выделяются основные положения, показывается взаимосвязь изученных фактов, событий, систематизируются и обобщаются изученные знания. Кроме того, проводится проверка знаний, умений и навыков по изученным темам или разделам. Соответственно, в структуре урока данного типа можно выделить следующие этапы: вступительное слово учителя, в котором намечаются пределы (границы) повторения материала; повторение и обобщение учебного материала с использованием разных видов и форм опроса; анализ и оценка работы учащихся, диагностика глубины и прочности знаний; рекомендация учащимся способов и содержания дальнейшей самостоятельной работы; постановка домашнего задания.

Уроки контроля имеют целью диагностику уровня обученности учащихся, то есть сформированности у них знаний, умений и навыков в определенной предметной области для того, чтобы выявить недостатки (пробелы) и наметить пути дальнейшей работы по их устранению. Основной этап в структуре такого урока состоит из инструкции к заданиям контрольного типа и собственно самостоятельной работы учащихся по их выполнению. Урок контроля предполагает последующее проведение урока коррекции знаний и умений, в ходе которого анализируются типичные ошибки и их причины, намечаются пути предупреждения отставания и неуспеваемости отдельных учащихся, определяется общая тенденция усвоения программного материала; дается комментарий хорошим работам учащихся, учащиеся настраиваются учителем на изучение нового материала.

4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Урок-экскурсия — конкретная форма обучения, предполагающая выход учащихся на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства и других) для непосредственного ознакомления с ними. В зависимости от решаемых дидактических задач различают экскурсии разных видов: вводные (проводятся перед непосредственным изучением нового материала); текущие; итоговые (контроль и закрепление изученного материала). По предметному содержанию экскурсии подразделяются на производственные, краеведческие, естественнонаучные, историко-литературные и др. Кроме того, проводятся комплексные экскурсии, которые позволяют изучать отдельные объекты в их целостности и дают информацию по нескольким учебным дисциплинам.

Этапы проведения экскурсий: предварительная подготовка; выезд к изучаемому объекту; обработка материалов экскурсии и итоговая беседа по ее результатам.

Урок-лекция — форма организации обучения, в ходе которой педагог последовательно и системно, преимущественно монологически излагает и объясняст учебный материал. Структура лекционного занятия: вводная часть (ознакомление с темой, задачами, планом, рекомендуемой литературой); основная часть (раскрытие темы); заключительная часть (выводы и обобщения).

Урок-семинар — форма обучения, важным компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующее активное обсуждение проблемы под руководством педагога. Задачами семинара являются углубление и систематизация теоретических знаний учащихся, контроль их усвоения, обсуждение творческих работ учащихся и другие. Виды уроков-семинаров: семинары-конференции, семинары-консультации, коллоквиумы, семинары-зачеты.

Практические занятия направлены на формирование определенных практических умений и навыков в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла, трудовой и профессиональной подготовки учащихся. Обычно проводится в мастерских, лабораториях и учебных кабинетах. Практикум — вид практических занятий тренировочного характера. В ходе таких занятий учащиеся упражняются в решении познавательных задач, в специальных способах профессиональной деятельности или овладевают научной терминологией.

Лабораторная работа — практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с небольшой группой учащихся. Обычно она направлена на овладение методами и средствами экспериментально-практического исследования, развитие творческих (исследовательских) умений учащихся, формирование умений применять теоретические знания в процессе решения практических задач. Структура лабораторной работы включает: обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы учащихся; выполнение задания учеником или группой; консультация учителя; обсуждение и оценка учащимися полученных результатов; письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания; контрольное собеседование учителя с представителями учебных групп. Лабораторные работы по определенной учебной дисциплине обычно объединяются в единую систему, образуя «лабораторный практикум».

Урок-дидактическая (деловая) игра — форма организации обучения, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся по специально разработанному игровому сценарию, моделирующему определенный опыт человеческой деятельности.

Одной из тенденций развития конкретных форм обучения является появление в методическом арсенале творчески работающих учителей так называемых нестандартных уроков. Примерами таких уроков являются: урок-путешествие, урок-соревнование, урок творчества, урок-сказка, урок-аукцион знаний, урок-концерт, урок-конференция и другие. Нестандартным урокам свойственны творчество, импровизация, вариативность структуры, увлеченность педагога и учащихся совместной творческой деятельностью.

В настоящее время в практике школ получили распространение курсы по выбору (факультативы), ориентированные на работу с детьми, хорошо успевающими по отдельным учебным предметам. Для работы с такими детьми организуются также занятия в кружках и клубах по интересам. Для неуспевающих учащихся организуются консультации, поддерживающие и стимулирующие занятия по предмету.

Наряду с постоянно действующими формами организации обучения большое значение имеют такие эпизодические формы, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и другие. Важнейшей формой организации учебно-познавательной деятельности школьников является домашняя работа.

Домашняя учебная работа — самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителя. Домашняя работа является продолжением и дополнением работы учащихся на уроке. Она способствует осмыслению, углублению знаний учащихся по теме урока; приучает их к самостоятельному мышлению и формирует умение применять полученные знания. Кроме того, правильно организованная домашняя работа приучает учащихся ответственно относиться к своим обязанностям, формируя у них волевые качества, положительное отношение к учебному труду.

В ходе выполнения домашнего задания решаются разные задачи: закрепление и углубление теоретических знаний; формирование умений и навыков, привычек поведения; применение знаний в стандартной ситуации: обобщение и систематизация знаний; подготовка к усвоению нового учебного материала; творческое применение изученного материала в нестандартной ситуации; усвоение нового материала (опережающее домашнее задание) и другие. При проведении инструктажа по выполнению домашнего задания используются разные способы: указание на аналогии, объяснение на примере, анализ «подводных камней», с которыми могут столкнуться учащиеся, разбор сложных ситуаций (предупреждение о возможных трудностях и их устранении). Можно предложить учащимся различные памятки, инструкции. Не менее важно индивидуализировать домашние задания по характеру, объему, уровню сложности и срокам исполнения. Для этого можно давать задания-минимум для всех и задания-максимум для учеников с повышенным интересом к предмету. Практикуются также задания по желанию (по выбору).

5. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности

Требования к уроку в дидактике подразделяют на дидактические, воспитательные и развивающие, организационные и гигиенические (таблица 11, с. 110). В современной теории и практике образования выделяют следующие пути повышения эффективности урока:

  • Углубление, обобщение, повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в процессе овладения новым учебным материалом и его практическим применением.
  • Связь с жизнью, практической деятельностью учащихся, их субъективным опытом.
  • Включение элементов поисковой, исследовательской деятельности учащихся.
  • Вооружение школьников способами познавательной деятельности, общеучебными умениями (учиться выделять главное, работать с книгой и др.).
  • Отход от традиционной структуры комбинированного урока, разнообразие структур урока в зависимости от дидактических целей и задач урока, проведение нестандартных уроков.
  • Создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся между собой.
  • Диагностика уровня обученности и воспитанности учащихся, их способностей, интересов и т. д., что позволит осуществлять личностно ориентированное обучение.
  • Применение разнообразных методов и технологий обучения.
  • Сочетание урока с другими формами обучения: домашней работой, факультативами и предметными кружками, практикумами и семинарскими занятиями, экскурсиями, консультациями и т. д.
  • Технологический подход к проектированию и проведению урока. Технология проектирования урока — это определение модели, схемы урока, плана действий учителя и учащихся, реализация которого на практике приведет к определенному результату.
  • Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.
  • Организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в процессе применения знаний, выработки умений и навыков. Самостоятельная работа учащихся — это учебная деятельность, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя. В ходе самостоятельной работы учащиеся осуществляют анализ задания, поиск способов его выполнения, планирование, собственно выполнение, проверку и оценку результатов.

Самостоятельная работа может успешно применяться на различных этапах урока:

  1. при подготовке к восприятию нового материала (предварительное чтение книги, просмотр иллюстраций, подготовка ответов на заданные учителем вопросы и пр.);
    1. при изучении новых знаний (до объяснения дается задание: составить план, сделать конспект, графически изобразить и т. п.; самостоятельная работа с учебником; работа с использованием дополнительных источников, например, статей, схем, таблиц, репродукций и т. д., изучение всей темы по учебнику; проведение наблюдений, опытов);
    2. на этапе применения знаний (выполнение упражнений, написание сочинений, выступление с докладами и т. п.);
    3. на этапе обобщения и систематизации знаний (составление сводных тематических таблиц, схем, диаграмм; подготовка текстов, обобщенных характеристик; определение выводов);
    4. при проверке знаний, умений и навыков (выполнение письменных, графических, практических работ, тестов; ответы на вопросы учителя и вопросы учащихся друг другу и т. п.).

Эффективность и успешность самостоятельной работы учащихся на уроке зависит от соблюдения педагогом следующих условий:

  • Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
  • Наличие у учащихся сформированных умений и навыков самостоятельной работы
    (от элементарных до более сложных).
  • Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
  • Соотнесение объема и сложности работы с темпом ее выполнения,
  • Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.
  • Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели::
    фронтальная работа (все ученики выполняют одно и тоже задание); коллективная деятельность (работа в парах сменного состава); групповая работа (группы учащихся выполняют одинаковые или разные задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
  • Осознание учащимися результатов своих достижений.

Показателем целенаправленной работы учителя по организации самостоятельной работы учащихся является увеличение времени, отводимого на уроках на самостоятельную работу, до 70 %. Это приводит к уменьшению времени, затрачиваемого на домашнюю работу учащихся.

Таблица 11. Требования к современному уроку

Дидактические (образовательные) требования к уроку

Воспитательные и развивающие (психологические) требования к уроку

Организационные требования к уроку

Гигиенические требования
к уроку

1. Четкое определение места и задач данного урока в системе уроков.

2. Реализация принципов целостного педагогического процесса.

3. Определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, учебной программой, уровнем подготовки учащихся.

4. Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, сформированно-сти умений и навыков на уроке.

5. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля.

6. Сочетание различных общих форм организации учебной работы.

7. Разнообразие типов и видов урока.

8. Осуществление межпредметных связей

1. Развитие различных видов мышления, памяти, внимания. Реализация принципов развивающего обучения.

2. Учет уровня развития и психологических, инди-видуальных особенностей учащихся.

3. Развитие познавательных интересов, других положительных мотивов учебно-познавательной деятельности.

4. Формирование потребности в знаниях, готовности и умений самообразования.

5. Развитие способностей учащихся, в том числе творческих.

6. Обеспечение условий продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся (проблемные методы обучения, поисковая и исследовательская деятельность и т. п.).

7. Организация и обогащение опыта общения, отношений, сотрудничества.

8. Формирование научного мировоззрения, основ базовой культуры личности.

9. Создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т. п.

1. Наличие продуманного плана проведения урока.

2. Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обуче-ния, логическая стройность и завершенность.

3. Структурная гибкость и подвижность урока.

4. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения (наглядных, технических).

5. Создание деловой атмосферы на уроке, самоорганизация учащихся.

6. Организация рефлексивной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание результатов урока

1. Оптимальный температурный режим.

2. Воздушный режим (проветривание классной комнаты).

3. Соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы.

4. Соблюдение норм освещения.

5. Предупреждение утомления и переутомления.

6. Чередование видов деятельности.

7. Проведение физкультурных, «психологических» пауз лечебно-профилактического характера

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Определите понятия «форма обучения», «общая форма обучения», «конкретная форма обучения».
  2. Какие общие формы обучения вам известны? Проследите развитие систем индивидуального, группового, коллективного обучения в истории образования.
  3. Назовите основные характерные черты классно-урочной системы. Каковы ее преимущества и недостатки?
  4. Охарактеризуйте урок как основную форму учебно-воспитательного процесса. Какие типы уроков выделяют в coвременной дидактике? Охарактеризуйте их структуру.
  5. Какие другие формы организации учебного процесса распространены в современной школе?
  6. Определите значение домашнего задания в процессе обучения. Раскройте основные положения методики организации домашней работы.
  7. Каковы требования к современному уроку и пути повышения его эффективности?
  8. Какую работу учащихся на уроке можно назвать самостоятельной? Сформулируйте условия эффективности самостоятельной работы учащихся на уроке.

Глоссарий

  • Форма педагогического процесса (обучения, воспитания) — внутреннее строение (структура) и внешнее строение педагогического процесса и его сущности — педагогического общения,
  • Общая форма педагогического процесса (обучения, воспитания) —характеристика педагогического процесса, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обусловливающая особенности их взаимодействия.
  • Конкретная форма обучения (воспитания) — отрезок времени учебно-воспитательного процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.
  • Организационная система учебно-воспитательного процесса — определенная совокупность общих форм обучения и воспитания, применяемых в учреждениях образования.
  • Урок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой.
  • Структура урока — внутреннее строение и последовательность отдельных этапов урока, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.
  • Домашняя учебная работа — самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителем.
  • Технология проектирования урока — определение модели или схемы урока, плана действий учителя и учащихся, выполнение которого приведет к определенному результату.
  • Самостоятельная работа учащихся — любая учебная деятельность, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя.

Урок — основная форма учебного процесса в школе