Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся

ТЕМА 1.15

Современные средства обучения

Рациональная организация учебной деятельности учащихся

Требования к компетентности по теме

знать и уметь раскрывать сущность понятий «средства обучения», «технические средства обучения», «учебник», «мультимедиа», «рационализация деятельности», «самоорганизация»;

знать назначение и уметь раскрывать функции различных дидактических средств, уметь осуществлять их классификацию;

знать и уметь обосновать требования к учебникам и учебным пособиям, уметь анализировать учебники и учебные пособия (по специальности) с точки зрения этих требований;

знать, уметь характеризовать и применять современные технические, в том числе компьютерные средства обучения;

понимать и уметь раскрывать сущность рациональной организации учебной деятельности учащихся;

знать и уметь характеризовать методы самоорганизации учебной деятельности, уметь применять их в своей учебной деятельности.

Основные вопросы

1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика.

2. Требования к учебникам и учебным пособиям.

3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства.

4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников.

5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся.

Понятия темы

Средства обучения, технические средства обучения, учебник, учебное пособие, компьютеризированное обучение, мультимедиа, учебная деятельность, рационализация учебной деятельности, самоорганизация учебной деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Лозицкий В.А. Комплексное применение электронных и традиционных средств обучения / В.А.Лозицкий / Адукацыя i выхаванне. — 2008. — № 8. — С. 50-—55.

2. Михайлова, Н. С. Самообразовательная деятельность: сущность и механизмы управления / Н. С. Михайлова // Кiраванне у адукацыi. — 2007. — № 1. — С. 28—37.

3. Прокопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие / И. И. Прокопьев,
Н. В. Михалкович. — Минск : ТетраСистемс, 2002. — 544 с.

4. Сластенин, В, А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. Е. Н. Шиянов ; под ред.
В.А. Сластенина - М.; изд центр «Академия» 2002 _С 276_277

5. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2007. —С. 185—199.

6. Степаненков,Н. К Рациональная организация образовательной среды учащихся / Н. К. Степаненков //
Адукацыя i выхаванне. — 2007 — №1. — С.48-52

1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика

Педагогическими средствами называют материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса (по Л. Д. Столяренко). Соответственно, средства обучения — предметное обеспечение учебного процесса. Это предметы, которые в учебном процессе выполняют роль сенсомоторных стимулов, воздействующих на органы чувств учащихся и облегчающих им непосредственное или косвенное познание мира (В. А. Сластенин), К средствам обучения относят учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства, учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания и др.).

Дидактические средства выполняют мотивационную, информационную, оптимизационную функции и функцию управления процессом обучения (Р. Фуш, К. Кроль). Эти функции чаще всего выступают вместе, при этом на определенных этапах обучения какая-либо из них может являться доминирующей.

Дидактические средства подразделяются на средства для учителя и учащихся. Первые — это предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые — индивидуальные средства, учащихся, с помощью которых они осуществляют учебно-познавательную деятельность (учебники и учебные пособия, письменные принадлежности и т. д.).

Существуют различные классификации средств обучения. Рассмотрим классификацию, в основе которой находится чувственная модальность (см. схему 46).

Средства обучения

Визуальные
(зрительные или наглядные)

Аудиальные (слуховые)

Аудиовизуальные
(зрительно-слуховые)

Схема 46

Визуальные средства —- оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты; среди них выделяют натуральные (природа, реальные предметы), объемные (муляжи, геометрические тела, макеты различных объектов), изобразительные (карты, фотографии, картины), символические (рисунки, иллюстрации), графические (графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и т. д.) средства.

Аудиальные средства: радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и др.

Аудиовизуальные средства: кино- и видеотехника, компьютеры.

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения, когда они используются в тесной связи с его другими компонентами. Подбор дидактических средств зависит от материальной базы школы, поставленных целей урока, запланированных методов учебной работы, возраста учащихся, особенностей отдельных учебных предметов.

Следует отметить, что понятие «средства обучения» имеет и более широкий смысл. В этом случае под средствами обучения понимают все, что способствует достижению целей образования: совокупность форм, методов, содержания образования и специальных дидактических средств. Классификация средств обучения в таком понимании представлена в таблице 12 (по Б. Б. Айсмонтасу).

Таблица 12

Идеальные средства

Материальные средства

На уровне всего процесса обучения

Система обучения

Кабинеты для обучения

Методы обучения

Библиотеки

Система общешкольных требований

Столовые, буфеты

Медицинский кабинет

Помещения для администрации и педагогов

На уровне предмета

Учебные компьютерные программы

Учебники и учебные пособия

Система условных обозначений в различных дисциплинах (математические символы, нотная грамота и др.)

Дидактические материалы

Методические разработки по предмету

Книги-первоисточники

На уровне урока

Произведения искусства

Тексты из учебника и других книг

Средства наглядности (схемы, чертежи)

Упражнения из учебников, задачников и др.

Знаковая система устной и письменной речи

Тестовый материал

Организационная деятельность учителя

Средства наглядности (макеты, модели)

Квалификация и культура учителя

Технические средства обучения

Формы организации работы на уроке

Лабораторное оборудование

2. Требования к учебникам и учебным пособиям

Одними из основных средств обучения являются учебники и учебные пособия.

Учебник — основной и ведущий вид учебной литературы; книга для обучающихся, в которой систематически излагается материал определенной области знаний.

В учебниках, как правило, содержатся указания по организации учебной работы школьников, фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, справочная информация, вопросы для самоконтроля (см. тему 1.11).

К учебникам, используемым в общеобразовательной школе, применяются следующие требования:

соответствие целям воспитания учащихся; направленность на формирование основ диалектического мировоззрения;

методологическая состоятельность раскрытия основных понятий, фактов, законов, теорий; рассмотрение системы знаний в единстве с методами познания, с применением знаний на практике;

корректность введения научных понятий, общепринятость терминологии и символики, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки;

отражение эволюции научных идей, роли прогрессивных деятелей науки, вклад отечественных ученых в развитие науки; ознакомление с успехами и перспективами развития науки и техники;

соответствие учебной программе, целесообразность структуры учебника; прикладная, политехническая и профориентационная направленность материала учебника;

доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся определенного возраста, соответствие предыдущей подготовке и уровню развития школьников;

соответствие объема учебного материала нормам учебного времени; логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;

ясность, точность и лаконичность изложения материала; использование средств выразительности и образности языка для усиления эмоционального воздействия на сознание учащихся;

согласованность со смежными дисциплинами, использование межпредметных связей;

выделение основного теоретического и практического учебного материала; наличие обобщений, выводов;

пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения; направленность на развитие навыков самообразования;

использование средств мотивации обучения, развития интереса учащихся к предмету и его практическим приложениям;

направленность учебного материала на формирование научно-теоретического мышления, умений выразить свои суждения в устной и письменной форме; побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам; развитие воображения учащихся пространственных и временных представлений о мире, явлениях и событиях;

учет возможностей применения технических средств обучения в процессе преподавания; высокое качество иллюстративного материала; включение в учебник необходимых справочных материалов.

Работа над усвоением учебной информации осуществляется школьниками не только с помощью учебников, но и с помощью учебных пособий: хрестоматий по литературе и истории; задачников по математике, физике, химии; сборников упражнений по родному и иностранному языкам; контурных карт по истории и географии; тетрадей для лабораторных исследований по биологии, химии; словарей, справочников и энциклопедий и т. д. Учебные пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы, как в школе, так и при выполнении домашних учебных заданий.

3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства

Повышению эффективности учебно-воспитательного процесса способствует применение технических средств обучения. Технические средства обучения (ТСО) — это различные технические устройства, способствующие более эффективному восприятию обучаемыми программного материала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученных знаний, а также различные средства механизации трудоемких процессов, происходящих в ходе обучения.

По назначению ТСО делятся на:

технические средства передачи учебной информации, позволяющие раскрыть содержание материала учебных дисциплин (учебное телевидение; видеоаппаратура; диа-, кино-, графо- и мультимедийные проекторы; звуковая аппаратура: магнитофоны, усилители, средства демонстрационного эксперимента, электромеханические стенды, действующие макеты или модели механизмов);

технические средства контроля, позволяющие быстро получить сведения об уровне усвоения учащимися переданной им информации; применяются при проведении текущего контроля знаний учащихся, проверке на допуск к лабораторным занятиям, проведении зачетов и экзаменов, самоконтроле знаний обучаемых в процессе их самостоятельной работы;

тренажерные технические средства, используемые для выработки практических навыков в выполнении логических задач или физических действий при работе с аппаратурой, проведении измерений, настройке или управлении сложными устройствами или процессами;

вспомогательные технические средства — устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время и повышающие культуру педагогического труда: интерактивные классные доски, устройства дистанционного управления комплексом ТСО и затемнением аудитории, оргтехника и другие;

комбинированные технические средства, выполняющие одновременно несколько функций: передачу информации и контроль, тренаж и контроль и другие; примером таких средств являются современные персональные компьютеры.

Компьютеризация обучения является в настоящее время одной из основных тенденций совершенствования системы образования. Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: 1) компьютерная поддержка традиционного обучения; 2) обучение, реализуемое с помощью компьютера.

В первой области компьютер применяется для решения следующих дидактических задач:

предъявление информации в разных формах (вербальной, наглядной, экспериментальной);

формирование у учащихся общеучебных и специальных знаний и умений по конкретным предметам;

контроль, оценка и коррекция результатов обучения;

организация индивидуального и группового обучения;

управление процессом обучения.

Вторая область охватывает обучение, организованное и реализуемое с помощью компьютерной системы!

(см. схему 47).

Компьютерная система обучения

Аппаратные средства (компьютер как ТСО)

Программные средства (программное обеспечение)

Схема 47

Применение компьютера как аппаратного средства характеризует его как совокупность оборудования и средств, обеспечивающих ввод-вывод, модификацию текстовой, графической аудио- и видеоинформации. Как универсальное ТСО компьютер способен выполнять функции книги, пишущей машинки, магнитофона, кино, видео и др. Эффективность компьютера как ТСО определяется типом процессора, размером и характеристикой памяти, звуко- и видеоадапторами и др.

Программное средство — это компьютерная программа учебного назначения. Такие программы бывают следующих типов:

автоматизированные системы обучения (АСО) — компьютерные учебники, программный пакет, обеспечива-ющий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел;

лабораторные практикумы (ЛП) — программа, служащая для проведения наблюдений, их численного и графического представления, исследования различных объектов на практике;

тренажеры (TP) — программы, используемые для отработки и закрепления технических навыков при решении задач, выполнения упражнений;

контролирующие программы (КП) — программы, предназначенные для проверки (и оценки) качества знаний обучающихся;

справочные системы (СС) — программы, предназначенные для хранения и предъявления обучаемому разно-образной учебной справочной информации;

компьютерные игры (КИ) по назначению делятся на два класса: деловые (подражание жизненным ситуациям) и соревновательные.

мультимедиа (от англ. multimedia — многокомпонентная среда) — программы, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющие область приме-нения компьютера в учебном процессе.

В условиях мультимедиаобразовательных технологий имеются уникальные возможности для стимулирования и поддержания высокого уровня познавательного интереса и развития творчества учащихся на основе обновляющихся форм и методов обучения. В числе таких форм могут быть телемосты, деловые и ролевые игры, выставки творческих достижений учащихся, КВН, турниры ораторов, интеллектуальные аттракционы, поэтические вечера, дискуссионные клубы и др.

4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников

Учебная деятельность — это деятельность учащихся, направленная на овладение учебным материалом и решение учебных задач (см. тему 1.12).

Учебная деятельность школьников включает процессы изучения, познания, усвоения, освоения

(см. схему 48).

Освоение

Усвоение

Изучение и познание

Схема 48

Изучение — ознакомление с информацией в процессе обучения.

Познание — процесс творческой деятельности личности, формирующей систему ее знаний.

Усвоение — процесс приобретения индивидом научного и культурно-исторического опыта.

Освоение — одновременное создание собственного образовательного продукта и усвоение уже созданных.

Средствами учебной деятельности являются интеллектуальные действия, мыслительные операции, а также знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Учебные действия могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опыта и т. д.), перцептивные действия (слушание, осязание, наблюдение и т. п.), символические действия, основанные на использовании речи. К внутренним относятся мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание), действия воображения, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.).

Способы учебной деятельности могут различаться по характеру и степени сложности и быть репродуктивными, проблемно-творческими, исследовательско-познавательными (В. В. Давыдов). Продуктом учебной деятельности является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знаний и умений применять их для решения разнообразных практических задач.

Главным результатом учебной деятельности является формирование теоретического мышления учащихся. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.

Одним из условий повышения качества знаний школьников является рационализация их учебной деятельности, предполагающая специальные педагогические приемы и способы построения учебной работы.

Рационализация учебной деятельности — это введение более целесообразной организации учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, придание учебно-познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение способов ее выполнения на основе изучения ее механизмов. Важное значение здесь имеет стиль мышления, ориентированный на оптимизацию деятельности; установка познавать и творить. Благодаря этому появляется возможность достижения конечной цели с наименьшими затратами сил (энергии), времени и материальных ресурсов. Признак рационализации — умение планировать деятельность, чтобы несколько процессов, задач, действий, операций осуществлялись одновременно.

Говоря о рационализации учебной деятельности учащихся, следует принять во внимание следующие рекомендации ученых-педагогов (В. И. Андреев и другие):

чаще меняйте виды деятельности учащихся на уроке;

тщательно отбирайте содержание учебного материала для организации самостоятельной работы школьников в соответствии с их возможностями;

используйте индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения;

не допускайте учебных перегрузок учащихся;

в процессе занятий используйте приемы эмоциональной разрядки, релаксации, аутотренинга, применяйте рефлексию;

чаще давайте задания, в том числе и домашние, с опорой на познавательный творческий интерес учеников;

организуйте самостоятельную работу учащихся так, чтобы у них развивались как общеучебные, так и специ альные (определяемые спецификой предмета) умения;

поддерживайте необходимые санитарно-гигиенические условия при проведении урока (освещенность и про-ветриваемость кабинета, оптимальный температурный режим и др.);

следите за необходимым материальным оснащением занятий (лабораторное и техническое оборудование учебные пособия и др.).

5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся

Один из способов достижения рационализации учебной деятельности — это применение рациональных приемов и методов самоорганизации своей работы учащимися.

Самоорганизация деятельности рассматривается как деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя, которая проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Рассмотрим сущность и методы самоорганизации учебной деятельности школьников (см. схему 49).

Самоорганизация учебной деятельности

Самопознание
(самоанализ, самонаблюдение, самохарактеристика)

Самоконтроль
(планирование, самоубеждение, самокоррекция, самоприказ и др.)

Самооценка
(самоанализ, сравнение, самоотчет)

Схема 49

Самоорганизация учебной деятельности должна начинаться, как правило, с самопознания — процесса постижения школьником сущности, способностей и возможностей своего «Я». Самопознание включает следующие методы: самоанализ, самонаблюдение, самохарактеристика. Самоанализ рассматривается как рациональное исследование человеком своих состояний и качеств. Самонаблюдение имеет две стороны: первая — это наблюдение за своим внутренним состоянием, проявлением мысли, чувства, воли и т. д.; вторая — взгляд на себя со стороны, наблюдение за умственной деятельностью, соотнесение ее результатов с поставленными целями. Результатом самонаблюдения является описание учеником самого себя — самохарактеристика, которая может отражаться в дневнике самонаблюдений.

Следующим важнейшим методом самоорганизации деятельности является самоконтроль — самостоя-тельное регулирование и направление личностью своей умственной работы, поведения, побуждений, желаний на необходимый для развития путь. В учебной деятельности самоконтроль предполагает постоянное соотнесение содержания и структуры своей умственной деятельности с содержанием и структурой обучения в учебном заведении.

Метод самоконтроля имеет интегрированный характер, он включает следующие операции: осознание учеником потребности в работе, постановка цели, планирование, реализация программы действий, коррекция результатов. Особое внимание в процессе самоконтроля следует уделять планированию — выделению основных и промежуточных целей в предстоящей и текущей умственной деятельности и взаимодействиях ее с личными целями. По ходу самоконтроля с целью повышения эффективности самоорганизации деятельности целесообразно применять следующие приемы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самокоррекция. По мнению А. С. Зубры, самоконтроль выполняет две важнейшие функции: сдерживающую и функцию положительной направленности личности. Следует отметить, что именно в способности к самоконтролю проявляется уровень культуры личности школьника и степень его самоорганизации.

Методы самоанализа и самоконтроля тесным образом связаны с методом самооценки. Самооценка — это оценивание личностью себя, своих возможностей, качеств, свойств, действий, результатов деятельности и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний ученика, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Она является важным регулятором поведения ученика и его учебной деятельности, влияет на эффективность умственного труда и дальнейшее развитие культуры личности.

Необходимо помнить, что при всем стремлении учащихся самостоятельно организовывать процесс учения требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учеников к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «средства обучения», «технические средства обучения», «учебник», «мультимедиа», «рационализация учебной деятельности», «самоорганизация учебной деятельности».

2. Осуществите классификацию различных видов дидактических средств.

3. Охарактеризуйте наглядные и технические средства обучения.

4. Проанализируйте требования к учебникам и учебным пособиям.

5. Представьте области применения компьютерных средств обучения в учебном процессе.

6. Раскройте сущность рациональной организации учебной деятельности школьников.

7. Обоснуйте методы самоорганизации учебной деятельности учащихся.

Глоссарий

Средства обучения — материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.

Технические средства обучения — различные технические устройства, способствующие более эффективному восприятию обучаемыми программного материала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученных знаний, а также различные средства механизации трудоемких процессов, происходящих в ходе обучения.

Учебник — основной и ведущий вид учебной литературы; книга для обучающихся, в которой систематически излагается материал определенной области знаний.

Мультимедиа — компьютерная технология, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющая область применения компьютера в учебном процессе.

Рационализация учебной деятельности — введение более целесообразной организации учебной работы в соответ-ствии с личными и общественными потребностями, придание познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение способов ее выполнения на основе изучения ее механизмов.

Самоорганизация учебной деятельности — деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя. Проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся