Исследование экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..….3

Глава 1. Теоретическое исследование экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях………………………………………….…..5

1.1 Понятие, отличительные особенности экскурсии в дошкольных учреждениях…………………………………………………………………..…..5

1.2 Особенности организации и проведения экскурсии в разных возрастных группах……………………………………………………………..20

1.3 Фомы обучения, содержание, организация экскурсии и руководство деятельностью детей в детском саду…………………………………………..25

Глава 2. Эмпирическое исследование экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях……………………………………………..29

2.1 Модель исследования экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях……………………………………………………...29

2.2 Результаты исследования………………………………………...……32

2.3 Памятка по подготовке воспитателя к экскурсии…………..……….41

Заключение………………………………………………………..………..45

Литература………………………………………………………...………..48

Приложения………………………………………………………...………50


Введение

Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обучения обеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечивает познавательные и интеллектуальные возможности ребенка. Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, экскурсия, предметно-практическая деятельность.

Значительное место в жизни детского сада принадлежит экскурсиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на экскурсиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения экскурсий – прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия – сочетается с формальными оценками. Достижения ребенка оцениваются исходя из групповых стандартов.

Так как, экскурсия в дошкольных учреждениях является основной формой обучения детей – изучение его организации и проведения является актуальным.

Целью курсовой работы является выявить особенности организации экскурсии, определить эффективность педагогического процесса.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации экскурсий детей в дошкольных учреждениях;

- выявить положительные и отрицательные стороны в проведенных экскурсиях воспитателями;

- сделать сравнительный анализ особенностей проведенных экскурсий;

- разработать методические рекомендации воспитателям по проведению экскурсий.

Гипотеза: многие воспитатели допускают ошибки в построении плана экскурсий и дальнейшем его проведении, из-за чего снижается продуктивность их деятельности. Дети хуже усваивают материал.

Объект исследования: поведение воспитателями экскурсий в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования: экскурсии в дошкольных учреждениях.

Научная новизна курсовой работы состоит в теоретическом анализе особенностей организации экскурсий для детей дошкольного возраста.


Глава 1. Теоретическое исследование экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях

1.1 Понятие, отличительные особенности экскурсии в дошкольных учреждениях

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие, а в школе – урок. Использование занятий и уроков в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучения всех всему», разработал правила организации школы (понятия – школьный год, четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках. Уже тогда Коменский выдвигал принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентричности, наглядности, активности и др. Впоследствии дидактические принципы были разработаны основоположником русской педагогики К.Д. Ушинским; на основе достижений физиологии и психологии второй половины XIX в. великий педагог дал научное обоснование дидактических принципов.

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на экскурсиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение – это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, была поднята проблема существования различий между обучением детей на экскурсиях в детском саду и на уроках в начальной школе [1, 116].

Советская педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие перед ним задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. Выготским. Суть ее заключается в том, что обучение не должно ориентироваться на уже достигнутый уровень, а всегда опережать его, немного забегать вперед, чтобы ученику необходимо было приложить усилия для овладения новым материалом. В связи с этим Л.С. Выготский определил два уровня умственного развития: первый – это наличный уровень подготовленности, который характеризуется тем, какие задания ученик может выполнять самостоятельно; второй – «зона ближайшего развития» – то, с чем ребенок справляется с небольшой помощью взрослого. Воспитатель, руководствуясь принципом развивающего обучения, дает детям задания на достаточно высоком уровне трудности, чтобы выполнение их требовало некоторого усилия, активной умственной деятельности.

Принцип воспитывающего обучения. Советская педагогика четко определила этот принцип, исходя из ленинского положения о партийности школы и обучения. Задача обучения – не просто дать знания, но и сформировать через них правильное отношение к жизни, к окружающей действительности, к труду, к людям. Обучение и воспитание как процессы неразрывны.

Определяя содержание экскурсии, воспитатель намечает и воспитательные задачи, которые должны быть в ходе его решены. Например, планируя занятие на тему «Как люди узнают друг о друге», педагог ставит образовательную задачу – уточнить и систематизировать знания детей о том, какими средствами связи пользуются люди, чтобы узнать друг о друге, какие предметы необходимы для того, чтобы написать и отправить письмо. Вместе с воспитателем дети составляют письмо больному товарищу, отбирают для него самые красивые рисунки, проявляя таким образом заботу и внимание.

Малыши наблюдают труд няни, узнают, в чем заключается ее работа, как много сил она им отдает; воспитатель стремится вызвать у детей желание помочь няне, бережно относиться к ее труду, т. е. одновременно решаются образовательные и воспитательные задачи [2, 129].

Принцип доступности обучения. Обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям. Доступным должно быть и содержание обучения, и его методы. Впервые принцип доступности был сформулирован Яном Амосом Коменским так: «от близкого к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому». Этот принцип лежит в основе составления учебных программ. Программа для дошкольников предусматривает прежде всего изучение тех предметов и явлений, которые непосредственно окружают ребенка, ознакомление с ними идет от близкого к далекому. Так, вначале дети знакомятся с тем, что находится непосредственно в групповой комнате, затем – в детском саду, в его окрестностях, в родном городе, селе и лишь потом с понятиями «наша Родина», «столица Советского Союза». Принцип доступности предполагает соблюдение меры трудности содержании нового материала, правильное соотношение трудного и легкого. Доступность обучения обеспечивается благодаря опоре на имеющиеся у детей знания, конкретности изложения материала.

Принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные. Именно так располагается материал в программе. Этот принцип должен соблюдаться и в практической организации обучения. Воспитатель распределяет изучение программного материала на экскурсии так, чтобы обеспечивалось последовательное усложнение его от экскурсии к экскурсии, связь последующего материала с предшествующим, что способствует уточнению и упрочению знаний. Например, рисованию на тему «Осень в саду» предшествуют наблюдения осенней природы на участке детского сада и в парке, беседы об осени, чтение стихотворений.

На основе последовательного накопления знаний об окружающих явлениях воспитатель формирует у детей обобщенные понятия. Так, в течение осени дети ежедневно наблюдают вместе с воспитателем изменения в природе. В обобщающей беседе, которая проводится в конце сезона, воспитатель подводит детей к выводу о характерных особенностях осени, ее отличии от других времен года.

В подготовительной к школе группе ребенок должен усвоить определенный круг знаний о труде взрослых: труд на пользу общества – почетное и нужное дело; особо отличившихся в работе отмечают премиями, грамотами, орденами, медалями. Чтобы подготовить детей к пониманию общественной значимости труда, воспитатель начиная с младшей группы последовательно знакомит с доступными их пониманию видами трудовой деятельности взрослых, каждый раз подчеркивая, как важен для людей труд повара, почтальона, строителя, колхозника, учителя и т. д., каким уважением пользуются в нашей стране те, кто добросовестно трудятся. На основании накопленных детьми знаний педагог формирует обобщенное представление о значении труда человека для общества.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их происходит тем результативнее, чем активнее ребенок ими оперирует; овладение знаниями происходит успешнее, если перед детьми ставятся умственные задачи.

При исследовании вопросов обучения был проведен такой эксперимент. Детям давались два типа инструкций – указаний, как они должны действовать. Первый тип условно назывался диктантным: дошкольникам как бы диктовалась последовательность действий. Каждое новое действие называлось после того, как было выполнено предыдущее. Второй тип инструкции условно назывался целостным: задача ставилась перед детьми сразу, целиком. Практика показала, что при целостной инструкции дети действуют самостоятельнее, увереннее, хотя и забывают иногда последовательность операций. Дробление же процесса на мелкие операции в случае диктантной инструкции вызывает чисто механическое выполнение действий; дети при этом могут совершать довольно сложную работу, но не развиваются умственно. Целостная инструкция дает ребенку большую свободу действий, предлагает более трудную в умственном отношении задачу. Это способствует развитию активности ребенка, его большей самостоятельности [3, 48].

Широко используется в детском саду прием сравнения. В процессе наблюдения педагог учит детей выделять характерные особенности внешнего вида предметов, живых объектов, находить сходство и отличие между ними. Вначале такое сравнение возможно только при одновременном рассматривании двух предметов или живых объектов, а позднее дошкольники могут находить сходство или отличие при рассматривании только одного предмета на основе представления о сравниваемом с ним. Сравнительные наблюдения позволяют сделать заключение не только о внешнем сходстве или различии, но и установить некоторые закономерности, вытекающие из них. Например, при сравнении стрекозы и бабочки дети устанавливают, что их внешний вид зависит от способов питания: «У бабочки есть хоботок, а у стрекозы нет, потому что бабочка пьет сок, а стрекоза ловит на лету мух».

Для активизации детей в процессе обучения могут быть рекомендованы разные приемы.

Прежде всего надо предоставлять возможность быть активными в ходе занятий именно тем дошкольникам, которые мало проявляют себя. Так, в рассказах по картинке, по плану, по образцу, в решении задач надо, чтобы сначала высказались эти дети. Вызов для ответа не должен превращаться в общение воспитателя только с одним ребенком. Следует, давая задачу одному из детей, заинтересовать ею всю группу; в процессе рассказа, наблюдения надо отмечать то, что важно для всех малышей, над чем им также надо потрудиться. Тогда дети будут относиться к тому, что делает или говорит каждый из них, как к своему делу. Поэтому нужно также уметь обратить их внимание на то, что говорит или делает тот или иной ребенок.

Постепенно все дети становятся активными, но для этого необходимо педагогически целесообразно организовать их жизнь в коллективе, руководить ею.

Принцип наглядности имеет особенно важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Выдвинутый еще Коменским, этот принцип был сформулирован так: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами».

Принцип индивидуального подхода к детям. Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности – одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению; разным темпом усвоения знаний – один быстро схватывает и запоминает, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал. В разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.

Воспитатель организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. Если бы он занимался со всеми дошкольниками одинаково, то одни успешно справлялись бы с материалом, а другие постепенно все более и более отставали бы. Неправильно, если педагог в своей работе опирается только на детей, знающих материал, тех, кто всегда поднимает руку; тогда активно работают одни и те же ребята, а какая-то часть остается пассивной. Не успевая мыслью за активными детьми, они постепенно отстают в развитии и усвоении знаний. Дифференцированный подход в обучении требует от воспитателя определенной гибкости: дать более сложное задание сильному ребенку, поставить перед ним более трудный вопрос, поручить больший объем работы – это будет поддерживать его интерес к экскурсии; в то же время добиваться, чтобы все дети выполнили поставленные перед ними задачи, спросить и тех, кто не поднимает руку; оказывать своевременную помощь более слабым, подбирать им индивидуальные задания в пределах их индивидуальной «зоны ближайшего развития», задавать им доступные вопросы, дать почувствовать, что они тоже способны усвоить материал [4, 39].

Руководствуясь дидактическими принципами, воспитатель достигает лучших результатов в обучении детей.

Содержание обучения детей дошкольного возраста определено «Программой воспитания в детском саду». Оно включает развитие речи, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, обучение изобразительным и конструктивным умениям и навыкам, музыкальное воспитание, развитие движений.

При отборе программного материала следует учитывать, чтобы он был, с одной стороны, посилен детям, а с другой – максимально развивал их умственные способности; чтобы он был не только запасом сведений, но и давал возможность дошкольникам приблизиться к пониманию закономерностей, которые придуши окружающему миру; чтобы дети получали такие знания, которые бы побуждали их наблюдать окружающее, устанавливать связи и зависимости, делать выводы.

Советские ученые постоянно работают над совершенствованием программы обучения с учетом возможностей детей.

Изучение содержания каждого раздела программы обучения дошкольников осуществляется в курсе соответствующих методик. В дошкольной педагогике отдельно изучается раздел «Ознакомление детей с окружающим».

Самостоятельная деятельность детей организуется на экскурсии в целях закрепления знаний, отработки навыков и умений. Наиболее оптимальные условия при этом создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих.

В конце экскурсии формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было сформулировано самими детьми, побуждает их к эмоциональной оценке экскурсии. В заключение дается и оценка учебной деятельности, умений группы в целом и отдельных детей[5, 94] .

Учебная деятельность формируется постепенно. На основании исследования А.П. Усова выделила три уровня развития учебной деятельности. Наиболее высокий, первый уровень характеризуется тем, что дети слушают указания воспитателя, активно руководствуются ими в работе, правильно оценивают сделанное и спрашивают, о непонятном, достигают нужных результатов. На этом уровне дети действуют осознанно, не прибегают к механическому подражанию. В этом случае можно считать, что учебная деятельность у дошкольников в основном сформирована.

Второй уровень – более слабый. Имеющиеся признаки учебной деятельности нестойки. В то же время дети уже могут обучаться: слушают указания, придерживаются их в работе, при выполнении задания склонны к подражанию друг другу, самоконтроль осуществляют, сравнивая свой результат с результатами других.

Третий уровень – самый низкий. Он характеризуется чисто внешней общей дисциплинированностью на экскурсии, однако обучаться дети еще не могут: они слушают указания, но как бы не слышат их, не руководствуются ими в работе, результата не достигают, к оценке не чувствительны [6, 83].

Исследования и практика показывают, что дети более успешно овладевают учебной деятельностью в процессе обучения на экскурсии, быстрее усваивают предъявляемые к ним требования, если обучение тем или иным знаниям, умениям и навыкам (например, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений) начинается своевременно, с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.

В дошкольном возрасте, особенно в младшем, велика роль игровой мотивации в обучении и формировании учебной деятельности. «Кошка хочет молока, давайте вылепим для нее мисочки», «Построим матрешке домик», «Расскажем (прочитаем) кукле стихотворение», – говорит воспитатель, и дети охотно принимаются за дело. Педагог должен постепенно формировать у детей познавательные мотивы учебной деятельности, т. е. интерес не только к конечному результату, но и к самому процессу приобретения знаний, к способам выполнения действий, чтобы они получали удовлетворение от приобретения новых знаний и умений. Дидактические принципы – это основные положения, которыми руководствуется воспитатель при организации обучения. Термин «дидактический» происходит от греческого слова «дидактикос», что значит «поучающий».

Сравнивая урок в школе и занятие в ДОУ, можно выделить следующие признаки сходства.

1. Одна и та же сущность: управление познавательной деятельностью детей, вооружение их знаниями и умениями и одновременное всестороннее воспитание. Обучение и в школе, и в ДОУ ведется по программам.

2. Четкая и строгая организация: всегда одно и то же время, четкое расписание, обязательность обучения для каждого ребенка, коллективная работа педагога со всеми детьми над одним и тем же материалом.

Наряду с таким сходством со школьным обучением, дошкольное обучение имеет свои особенности (Таблица 1) [7, 34].

Различия в обучении в школе и в ДОУ диктуются возрастными особенностями детей. Эти различия необходимо учитывать в работе.

Таблица 1

ШКОЛА

ДОУ

Содержание обучения

В школе идет предметное обучение, ученики овладевают основами наук, знания даются в строгой научной логике. В содержание школьного обучения входит также вооружение учащихся довольно сложными практическими умениями умственного труда: решение математических задач, написание сочинений, диктантов, составление схем, работа с книгой (чтение, конспектирование, цитирование).

Содержание обучения в ДОУ проще. Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе.

Форма организации

а) по длительности: 4-6 уроков по 40 мин.

б) по структуре:

- организационный момент;

- проверка и оценка домашнего задания;

- сообщение нового материала или фронтальная проверка знаний (контрольная работа);

- закрепление изученного;

- задание на дом

а) по длительности: 2-3 экскурсии в день длительностью от 10 до 35 мин.

б) по структуре:

- организационный момент;

- начало экскурсии (установки к ходу экскурсии);

- ход экскурсии;

оценка деятельности детей, подведение итогов (конец экскурсии).

Нет оценки знаний по 5-балльной системе, оценка только словесная, нет домашних заданий, нет контрольных работ.

Применяемые методы и приемы

В школе преобладают словесные и практические методы в сочетании с наглядными и игровыми.

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

организация занятие дошкольный дети

Кроме того, при организации обучения детей в ДОУ и проведении занятий педагогам необходимо учитывать следующие требования.

Не следует смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.

Экскурсии должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания. Данный тезис впервые был выдвинут И. Песталоцци, который создал систему элементарного начального обучения детей, ориентировался на всестороннее развитие и формирование «ума, сердца, руки», считал, что необходимо развивать основные способности детей – считать, измерять, говорить. Именно он высказал идею развивающего обучения, которой придерживаются современные педагоги.

Широко использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные) и игровые приемы, дидактический материал.

В этом отношении нельзя не вспомнить тем, кто стоял у истоков разработки современных дидактических игр и материалов: М. Монтессори и Ф. Фребеля.

М. Монтессори создала дидактический материал, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой для «самовоспитания и самообучения». Утверждала, что процесс обучения должен и может быть организован в созданной педагогом предметно-развивающей среде. При этом М. Монтессори считала основной формой обучения специально организованные экскурсии в форме индивидуального урока, который должен проводиться в пространстве данной среды и с использованием разработанных ею дидактических материалов.

Ф. Фребель разработал систему коллективного обучения детей на экскурсии в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), разработал систему занятий и дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезывание из бумаги, плетение, вышивание).

Экскурсии в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям.

Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на экскурсии, используются в свободной деятельности).

В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные экскурсии.

Занятие – это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Занятие – это:

- основная форма организации познавательной активности ребенка;

- динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

- элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы;

- единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

Следует выделить основные признаки экскурсии:

- занятие – основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

- по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

- занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);

- ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

- группа – основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;

- группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;

- занятие проводится в заранее определенные часы дня;

- в течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы);

- заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на экскурсии) [8, 92].

Уровни проведения экскурсии:

- высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми;

- высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью экскурсии;

- средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам экскурсии;

- низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.

Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста):

- выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

- умение прогнозировать свою деятельность;

- умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

- самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

- логика мышления;

- гибкость мысли;

- скорость преобразования способа деятельности в соответствии с изменившимися ситуациями;

- возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

- поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта) [9, 48].

Обучение на экскурсии переводит процесс усвоения знаний из стихийной деятельности в деятельность целенаправленную и организованную. Задача обучения состоит в том, чтобы деятельность ребенка по усвоению понятий была выделена и всесторонне организована. Это будет способствовать тому, что процесс усвоения понятий будет постепенно восходить от ориентировки на изолированные, внешние, случайные признаки к ориентировке на систему существенных признаков, характеризующих суть явления, будет помогать формированию у детей четкой системы знаний.

В дошкольном возрасте, особенно на ранних его ступенях, усвоение детьми знаний во многом неосознанное. Об этом свидетельствует тот факт, что дети не могут объяснить правильность своих действий и на вопрос воспитателя «Как ты узнал?», «Как решил?» они или не отвечают вовсе или указывают ложные основания, а зачастую просто отвечают: «Знаю, что правильно». Формируя осознанное отношение детей к процессу учения, воспитатель тем самым обеспечивает живой интерес, внимание, сосредоточенность, познавательную активность, сообразительность ребенка в процессе обучения.

Таким образом, обучение для ребенка является одновременно источником и средством умственного развития, в особенности в тех случаях, когда воспитатель дает возможность детям самостоятельно делать маленькие открытия. Сделать деятельность учения внутренней потребностью ребенка – серьезная педагогическая задача, так как, чем любознательнее ребенок, чем активнее он в удовлетворении своей любознательности, тем успешнее идет его умственное развитие.

Что собою представляет обучение дошкольников? Это сложный, взаимосвязанный процесс деятельности воспитателя и ребенка, в ходе которого воспитатель организует, направляет, руководит познавательной деятельностью ребенка, а ребенок активно усваивает обобщенный опыт, накопленный человечеством в виде знаний, умении, навыков. В центре обучения находится, с одной стороны, воспитатель, который разнимает познавательные способности и творческие силы ребенка, а с другой – ребенок, его учение, его активное движение к познанию все более глубоких связей и зависимостей, существующих в предметах и явлениях окружающей действительности.

Успех учения дошкольников, а, следовательно, и развитие их познавательных способностей зависит, во-первых, от содержания учебного материала, во-вторых, от педагогического мастерства воспитателя, использования им передовых методов и приемов обучения; в-третьих, от личностных качеств и индивидуальных особенностей ребенка.

Проблема обучения дошкольников очень сложна и недостаточно разработана и психолого-педагогической литературе. То же самое можно сказать и о практике дошкольных учреждений, где дошкольникам в их обучении нередко отводится пассивная роль. Учебный процесс на экскурсии рассматривается как передача знаний, а иногда и как передача умений и даже способов мышления. Бесспорно, такое понимание является следствием неумения управлять в должной мере познавательной деятельностью дошкольников.

Таким образом, суть деятельности учения дошкольников состоит, прежде всего, в усвоении способов решения умственных и практических задач, в развитии познавательных и творческих возможностей и способностей ребенка [10, 164].

Обучение в детском саду имеет свою специфику, оно отличается от школьного обучения своим содержанием, организационными формами и методами.

В отличие от школьного обучения, где учащиеся усваивают основы научных знаний, в дошкольных учреждениях дети усваивают элементарные, научно достоверные знания об окружающих предметах и явлениях.

Основная форма обучения в детском саду – занятие, которое отличается от школьного урока гибкостью (разнообразием структуры, изменением длительности). Большой удельный вес в педагогическом процессе детского сада занимает обучение дошкольников в повседневной жизни: в играх, быту, труде.

Ведущее место в дошкольном обучении занимают наглядные и практические методы, а также игровые приемы в сочетании со словом воспитателя.

1.2 Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность экскурсии должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало экскурсии, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.

В ходе экскурсии педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе экскурсии педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного экскурсии состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания [19, 158].

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации экскурсии профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

В каждой возрастной группе экскурсии имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8-10 мин.

4-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

7-го года жизни – 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

Экскурсии по дополнительному образованию, если таковые предусмотрены планами работы ДОУ, проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе -1 занятий, в средней- 2 экскурсии, в старшей группе- 2 экскурсии, в подготовительной к школе группы – 3 экскурсии в неделю [15, 64].

В соответствии с примерными режимами дня и временем года экскурсии в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – экскурсии. В первой группе раннего возраста с детьми проводят экскурсии индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры – экскурсии проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 экскурсии. Число детей, участвующих в экскурсии зависит не только от их возраста, но и от характера экскурсии, его содержания.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

С подгруппой из 3-6 человек (половина возрастной группы) проводятся экскурсии по обучению предметной деятельности, конструированию, физкультурные, а также большинство занятий по развитию речи.

С группой из 6-12 человек можно проводить экскурсии со свободной формой организации, а также музыкальные и те, где ведущая деятельность – зрительное восприятие.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность экскурсии – 10 мин для детей от 1 г. 6 мес. и 10-12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Экскурсии новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче [20, 64].

Форма организации детей на экскурсии может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность экскурсии в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом. Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели экскурсии. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на экскурсии. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации экскурсии и в начале его. В конце экскурсии со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке экскурсии.

Окончание экскурсии в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием экскурсии, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.


1.3 Фомы обучения, содержание, организация занятий и руководство деятельностью детей в детском саду

Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определенном режиме.

Формы различаются по:

- количественному составу обучающихся;

- характеру взаимодействия между учащим и обучающим (степенью активности и самостоятельности);

- способам деятельности (методам и приемам);

- месту проведения;

- удельному весу, т. е. по месту, которое они занимают в учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно-воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.

В детском саду используются следующие формы организованного обучения:

- фронтальные;

- групповые;

- индивидуальные.

Для экскурсии как формы обучения характерен целый ряд признаков:

- на занятии идет освоение детьми определенного объема знаний, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному «Программой воспитания»;

- они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

- они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание экскурсии, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений, навыков.

Экскурсии являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием – в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

Экскурсии отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Содержание конкретного экскурсии разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.

Программа каждого экскурсии предусматривает:

- определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т. д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;

- объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;

- объем навыков и умений, нужных для учебно-познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;

- формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.

Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.

Занятие проводится со всеми детьми фронтально. Это требует особого внимания к его организации и руководству деятельностью детей.

Обстановка на каждом конкретном занятии должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятельности детей. Необходимо использовать наглядные и практические методы обучения на экскурсии, привлекать разнообразные наглядные материалы: предметные, изобразительные, графические. При организации экскурсии предусматривается рациональное расположение материала, определяется последовательность его использования, способ подачи и характер деятельности с ним [21, 183].

Внутренняя логика и структура занятий представлены в его основных частях:

- начало;

- ход;

- окончание.

Основные дидактические задачи, которые ставятся и разрешаются воспитателем в начале экскурсии:

- вызвать интерес к содержанию экскурсии;

- собрать внимание детей;

- раскрыть перед детьми учебную задачу.

Ход экскурсии должен обеспечить активное участие всех детей в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии воспитателя, с самостоятельной деятельностью детей. Руководство деятельностью детей на занятии осуществляется различными методами:

- направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;

- расширением знаний;

- направленными на обобщение, закрепление и применение знаний, навыков и умений [12, 43].

При отборе методов учитывается цель и содержание экскурсии, место в системе работы по данному разделу, возраст детей. Важно активизировать умственную активность детей и их самостоятельность. Умственная активность вызывается прежде всего доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно-проблемного характера, привлечением личного опыта детей.

На экскурсии осуществляется освоение содержания программы всеми детьми, поэтому они являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или выступают как средство индивидуального изменения процесса усвоения знаний. Указанные особенности сближают экскурсии как форму обучения со школьным уроком, обеспечивая известную преемственность. Основные различия между уроком и занятием в степени интенсивности нагрузки, структуре и методах, используемых в ходе обучения.

Как ведущая, основная форма обучения, экскурсии занимают особое место в системе воспитательной работы детского сада. Экскурсии отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. С характером умственной и физической нагрузки на занятии согласуется содержание и структура прогулки (отбор и чередование наблюдений, игр и труда, сочетание организованной фронтальной или групповой деятельности с самостоятельной, индивидуальной).

Глава 2. Эмпирическое исследование экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях

2.1 Модель исследования экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях

Учитывая актуальность проблемы изучения ролевых ожиданий подростков и их родителей, нами было проведено эмпирическое исследование. Оно проводилось на базе учреждения образования: ГОУ ДУ № 5 г. Брянска (приложение 1)

Цель исследования: определить эффективность педагогического процесса.

Задачи исследования:

- выявить положительные и отрицательные стороны в проведенных экскурсиях воспитателями;

- сделать сравнительный анализ особенностей проведенных занятий;

- разработать методические рекомендации воспитателям по проведению занятий.

Гипотеза: многие воспитатели допускают ошибки в построении плана занятий и дальнейшем его проведении, из-за чего снижается продуктивность их деятельности. Дети хуже усваивают материал.

Исследование проводилось среди воспитателей дошкольного учреждения, всего – 10 человек. Все воспитатели проводили экскурсии по математике, с учетом возрастных особенностей своей группы.

Был проведен педагогический анализ экскурсии.

Педагогический анализ – целенаправленное изучение экскурсии в целом, его объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию работы педагога.

Исходя из данного определения следует, что методика его проведения, с одной стороны, должна, способствовать раскрытию сущности занятий как особой формы обучения в детском саду, а с другой стороны, должна позволять осуществлять анализ на теоретическом уровне, характеризующемся выделением функциональных связей структурных элементов экскурсии.

Педагогический анализ проводится с целью определения эффективности образовательного процесса. Установление причин и факторов, определяющих качество педагогической деятельности, возможно лишь на основе системного подхода.

Методика проведения педагогического анализа предполагает.

1. Сбор информации. Изучение модели или конспекта экскурсии, с целью определения вида, формы, темы экскурсии; изучения цели и образовательных задач; установления места данного экскурсии в процессе обучения. Просмотр экскурсии, фиксация его хода по какой-либо схеме или ведение видео, аудиозаписи, фото съемки. Просмотр детских работ.

2. Характеристика элементов экскурсии и связей между ними. Оценка каждого элемента экскурсии, выделенного в модели. Определение в модели связей, их сравнение со связями, реально существующими в просмотренном занятии, т.е. сопоставление модели и реального объекта.

Методически грамотная формулировка образовательных задач, их соответствие уровню развития детей. Направленность деятельности педагога на создание необходимых условий обучения и решение задач экскурсии. Точность применения методических приемов. Деятельность детей, содержащая оценку освоения ими нового знания; особенности поведения каждого ребенка на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию), учебные навыки детей. Условия проведения экскурсии – выделение и оценка соответствия требованиям санитарно-гигиенических, материально-технических и организационно-педагогических условий.

Определение вида связи:

- между видом, формой, темой экскурсии и образовательными задачами, которая определяет: соответствуют ли цель и задачи виду, форме, теме экскурсии; дает ли возможность данное занятие полностью реализовать предложенное содержание обучения;

- между образовательными задачами и деятельностью педагога, которая определяет приемы для решения каждой задачи и возможность данной совокупностью приемов качественно достичь цели экскурсии;

- между программными задачами и деятельностью детей. В осуществлении данной операции необходимо оценить, насколько данное занятие обеспечило развитие детей и их познавательную активность;

- между образовательными задачами и условиями проведения экскурсии, которая поможет оценить, как задачи определили расположение рабочих столов педагога и детей, наглядных пособий, использование раздаточных материалов;

- между деятельностью педагога и деятельностью детей, оценивающая взаимодействие, согласованность их деятельности. В этой операции также необходимо сопоставить тон воспитателя, стиль общения с особенностями поведения детей на занятии. Может ли педагог контролировать, анализировать деятельность детей в ходе экскурсии, и на этой основе корректировать свои действия, приемы работы;

- между деятельностью педагога и условиями проведения экскурсии. В этой операции необходимо выявить умение педагога использовать в своей деятельности имеющиеся условия, корректировать свою деятельность в связи с изменением условий;

- между условиями проведения экскурсии и деятельностью детей, в которой оценивается, как условия отразились на результатах усвоения детьми программного содержания;

3. Формирование выводов и рекомендаций. Определение эффективности проведения экскурсии в соответствии с целью и образовательными задачами. Выяснение причин, определивших полученный результат. На основании выводов вырабатываются рекомендации. Формулировка рекомендаций должна быть конкретной, четкой, педагогу должно быть понятно, что нужно сделать по совершенствованию своей педагогической деятельности. Рекомендации могут быть направлены как на ликвидацию причин, отрицательно повлиявших на результативность экскурсии, так и на стимулирование педагога к профессиональному росту, повышению квалификации, обобщению и распространению собственного педагогического опыта.

2.2 Результаты исследования

Данное эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:

1этап: Сбор информации. Изучены конспекты экскурсии, с целью определения вида, формы, темы экскурсии; изучения цели и образовательных задач; установления места данного экскурсии в процессе обучения. Просмотр экскурсии, фиксация его хода по следующей схеме:

Анализ конспекта.

Положительные стороны:

- анализ целей;

- анализ структуры и организации экскурсии;

- анализ содержания;

- организация самостоятельной работы детей;

- анализ методики проведения экскурсии;

- анализ работы и поведение детей на занятии.

Отрицательные стороны.

2. Характеристика элементов экскурсии и связей между ними. Оценка каждого элемента экскурсии, выделенного в модели. Определение в модели связей, их сравнение со связями, реально существующими в просмотренном занятии, т.е. сопоставление модели и реального объекта.

3. Формирование выводов и рекомендаций.

Были получены следующие результаты.

Занятие 1 – анализ экскурсии по математике в старшей группе:

Положительные стороны.

- анализ целей: программное содержание достаточно легко реализуется во время его проведения;

- анализ структуры и организации экскурсии: Продуманность выбора типа экскурсии, его структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Очень грамотно подобраны игры и физкультминутки;

- анализ содержания: полнота, достоверность, доступность информации;

- организация самостоятельной работы детей: на занятии все дети были активно задействованы;

- анализ методики проведения экскурсии: содержательный дидактический наглядный материал, на этом занятии видна большая активность детей, все были заинтересованы;

- анализ работы и поведение детей на занятии: у детей был большой интерес, активность и работоспособность на разных этапах.

Отрицательные стороны. При проведении этого экскурсии отрицательных моментов не было.

Занятие 2 Анализ конспекта экскурсии по математике во 2-ой младшей группе «Путешествие на ферму» (приложение 2)

Положительные стороны:

- анализ целей: программное содержание достаточно легко реализуется во время его проведения;

- анализ структуры и организации экскурсии: продуманность выбора типа экскурсии, его структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов, очень грамотно подобран сюжет и физкультминутка;

- анализ содержания: полнота, достоверность, доступность информации;

- организация самостоятельной работы детей, на занятии все дети были активно задействованы;

- анализ методики проведения экскурсии, содержательный дидактический наглядный материал, на этом занятии видна большая активность детей, все были заинтересованы;

- анализ работы и поведение детей на занятии, у детей был большой интерес, активность и работоспособность на разных этапах;

Отрицательные стороны: при проведении этого экскурсии отрицательных моментов не было.

Таким образом: в занятии отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей, взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала; связь программных задач данного экскурсии с пройденным материалом на предыдущих экскурсиях, конкретность формулировки программного материала. Подбор дидактического материала соответствует теме экскурсии. Воспитатель грамотно, четко даёт указания, объяснения, умет организовать практическую, самостоятельную деятельность детей; умеет активизировать мыслительную деятельность детей; активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок); подводить детей к обобщению.

3. Анализ конспекта экскурсии по развитию элементарных математических представлений по теме « Квадрат, куб».

Положительные моменты:

- анализ целей экскурсии: в занятии отражены все поставленные цели;

- анализ структуры и организации экскурсии. Занятие продумано, воспитатель профессионально и грамотно реализовывал все поставленные цели; методы и приемы соответствовали возрасту детей и требованиям методики данной программы;

- анализ содержания: программное содержание соответствуют уровню знаний и развития детей данной возрастной группы. Цели экскурсии конкретны и доступны;

- организация самостоятельной деятельности детей: на занятии дети проявляли активность и интерес, все были задействованы;

- программное содержание соответствуют уровню знаний и развития детей данной возрастной группы. Цели экскурсии конкретны и доступны;

- анализ методики экскурсии и поведения детей: на занятии использовался содержательный дидактический наглядный материал, который заинтересовывал детей на каждом этапе экскурсии, большой интерес проявился в динамическом упражнении. К заданию в рабочих тетрадях дети подходили с большой ответственностью.

Отрицательные моменты: некоторым детям не хватало время для заданий в рабочей тетради, их это огорчало.

Вывод: В занятии отражены все поставленные цели и задачи, которые соответствуют возрасту детей. Подбор дидактического материала соответствует теме экскурсии. Воспитатель грамотно, четко даёт указания, объяснения, умет организовать практическую, самостоятельную деятельность детей; умеет активизировать мыслительную деятельность детей; активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок); подводить детей к обобщению.

4. Анализ конспекта экскурсии во 2-ой младшей группе «У зайчика в гостях».

Положительные моменты:

- характеристика программного содержания: программное содержание полностью соответствует уровню развития детей данной возрастной группы. Здесь полностью соблюден и выдержан объем программного содержания, формулировки цели и задач четки и конкретны;

- характеристика деятельности воспитателя: воспитатель действовал грамотно и профессионально: были выделены и задействованы все приемы для решения поставленных задач. Все приемы, применяемые воспитателем на занятии, были правильны и точны;

- характеристика деятельности детей: все задачи программного содержания были освоены детьми полностью, на занятии дети проявляли активность, были внимательны. Детьми было продемонстрированно высокое знание материала;

- данное занятие является итоговым: педагог использует игровые приёмы на занятии. Для лучшего усвоения и закрепления материала воспитатель интегрирует в область математики аппликацию – дети изготавливают коврики в подарок, тем самым закрепляя и совершенствуя полученные на занятии знания и навыки;

Отрицательные моменты: это занятие лучше использовать в конце года, когда у детей появятся знания и навыки, т.к. оно подходит лишь для закрепления материала. Такой вывод я сделала, когда обнаружила очень много задач. Ребёнку не имеющего достаточно знаний будет сложно участвовать в занятии, тем самым можно сказать, что это и есть небольшой минус этого экскурсии. Воспитатель поставила перед детьми слишком большой объём учебного материала, поэтому, я считаю, педагог может не «уложиться» в отведённое время данной возрастной группы.

5. Анализ экскурсии по методике математике во 2-ой младшей группе. Тема: «День и ночь».

Анализ экскурсии: в занятие присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные моменты:

- дети были на занятии организованны, отвечали правильно на вопросы, на занятии все дети были активно задействованы;

- в ходе экскурсии была возможность для активной мыслительной деятельности детей;

- программное содержание достаточно легко реализуется во время его проведения. Время занятие не затянуто, поэтому дети не устали и усвоили материал. У детей эмоционально положительный отклик вызвала игра;

- конспект иметь продуманную последовательность в изложении материала, имеет нестрогую структуру, не требует утверждения с заведующей;

- поставленные цели, задачи соответствуют возрасту детей, в конспекте отражены все заявленные задачи;

- подбор дидактического материала соответствует теме экскурсии.

Отрицательные стороны: в конспекте экскурсии отсутствовала физкультурная минутка, пришлось вносить некоторые изменения в структуру конспекта (саму физмитурку). Можно включить физминутку, которая больше нравится воспитателю. Физминутки, так или иначе связанны с учебными заданиями для детей позволяющие им переключать свое внимание не теряя при этом интереса к изучаемой теме. При проведении этого экскурсии значительных отрицательных моментов не было.

6. Анализ экскурсии по математике в старшей группе. Тема: «Веселое путешествие» (Приложение 3)

Положительные стороны:

- анализ целей: программное содержание подобрано в соответствии с программой и с возрастом детей, хорошая формулировка поставленных задач, продумана дозировка материала;

- анализ структуры и организации экскурсии: хорошо продуман тип экскурсии, придумано интересное название, хорошая последовательность частей, грамотно подобраны игры, которые соответствуют содержания экскурсии;

- анализ содержания: на занятии были доступные для понимания детей вопросы, присутствовали на занятии поисковые вопросы и на закрепление пройденного материала;

- организация самостоятельной работы детей: на занятии детям было интересно, каждый ребёнок старался отвечать на поставленные вопросы, каждый ребёнок был задействованы на занятии;

- анализ методики проведения экскурсии: яркий и интересный был подобран наглядный и дидактический материал, с которым дети с интересом занимались и рассматривали. Наглядный материал соответствует возрасту и уровню развития детей, а также был удобно и эффективно размещён;

- анализ работы и поведение детей на занятии: детям очень было интересно, познавательно, старались правильно отвечать на вопросы, были активны и любознательны;

Отрицательные стороны: при проведении этого экскурсии присутствовал один отрицательный момент – это небольшое отклонение во времени проведения. Воспитателю даны рекомендации по содержанию экскурсии и по созданию вопросов и ответов детям.

7. Анализ экскурсии с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у трёх медведей».

В занятии неправильно прописаны цели. Цель должна быть одна. Далее идут задачи или программное содержание, в котором должны быть раскрыты образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Некоторые задачи полностью отсутствуют: закрепление навыка количественного счета, закрепление навыка увеличение числа на несколько единиц.

Не правильно прописано оборудование. Необходимо написать материалы и оборудование к занятию, далее разделить на 2 части: раздаточный материал (по количеству детей), демонстрационный материал. В данном занятии не понятно, есть ли вообще раздаточный материал для детей.

В занятии так же предлагается разделить круг на несколько равных частей. Данная задача не подходит под возрастную категорию детей.

В средней группе данное занятие займёт достаточно большое время проведения, в следствии чего. произойдёт утомление детей.

8. Анализ экскурсии по математике Веселый поезд. Вторая младшая группа.

Положительные стороны:

- анализ структуры и организации экскурсии: интересное, содержательное занятие;

- содержание экскурсии соответствует поставленным целям;

- возможность экскурсии задействовать каждого ребёнка;

- большая двигательная активность, что позволяет дольше удержать внимание детей;

- данное занятие подойдёт для закрепления знаний в конце учебного года.

Отрицательные стороны:

- требуется или достаточно большое пространство для проведения экскурсии или небольшое количество детей;

- достаточно много требуется материала что не всегда доступно в детском саду.

9. Анализ экскурсии по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста «Впереди, сзади, между».

Положительные стороны:

- анализ целей и задач: в занятии отражены все заявленные задачи, они соответствуют и методам и приемам поставленных задач;

- анализ структуры и организации экскурсии: продуманность выбора типа экскурсии, его структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов, очень грамотно подобран сюжет и физкультминутка;

- анализ содержания: полнота, достоверность, доступность информации;

- организация самостоятельной работы детей: на занятии все дети были активно задействованы;

- анализ методики проведения экскурсии, содержательный дидактический наглядный материал, на этом экскурсии видна большая активность детей, все были заинтересованы;

- анализ работы и поведение детей на занятии, все вопросы и задания для детей действительно актуальны и содержательны.

Отрицательные стороны: при проведении этого экскурсии отрицательных моментов не было.

Таким образом: в занятии отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей, взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала; связь программных задач данного экскурсии с пройденным материалом на предыдущих экскурсиях, конкретность формулировки программного материала, итог экскурсии соответствует самой структуре комплексного экскурсии.

10. Анализ экскурсии по математическому развитию во 2-й младшей группе. Тема: «Волшебный сундучок».

Положительные стороны:

- анализ целей: программное содержание достаточно легко реализуется во время его проведения интересно, отражает программные задачи;

- анализ структуры и организации экскурсии: продуманность выбора типа экскурсии, его структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Очень грамотно подобраны игры и физкультминутки;

- анализ содержания: полнота, достоверность, доступность информации;

- организация самостоятельной работы детей: на занятии все дети были активно задействованы;

- анализ методики проведения экскурсии: содержательный дидактический наглядный материал, на этом занятии видна большая активность детей, все были заинтересованы;

- анализ работы и поведение детей на занятии: у детей был большой интерес, активность и работоспособность на разных этапах.

Отрицательные стороны: при проведении этого экскурсии отрицательных моментов не было.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что при проведении занятий многие воспитатели допускали ошибки как при составлении плана-конспекта экскурсии, так и при самом его проведении, из-за чего дети хуже усваивали материал: дети у таких воспитателей чаще отвлекались, не могли ответить на закрепляющие вопросы по пройденному материалу.

Таким образом, является актуальным разработка памятки для воспитателей по разработке и проведению занятий.

2.3 Памятка по подготовке воспитателя к занятию

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие экскурсии. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих экскурсиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие экскурсии в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие экскурсии лишь подход к настоящим развивающим экскурсиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие экскурсии строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Ниже мы приводим модели построения обучающего (часто его называют традиционным) и развивающего занятий.

Рисунок – Модель построения обучающего экскурсии

Подобная модель построения обучающего экскурсии оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление», – и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.

Рисунок – Модель развивающего экскурсии

Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности.


Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д.

Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе экскурсии требуют особой подготовки педагога, и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.

Не менее важны сценарий экскурсии и его «режиссура». Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) – к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы – к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе экскурсии. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.

Разработка гибкого плана включает в себя:

- определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов экскурсии;

- подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания;

- планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);

- выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий);

- планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе экскурсии:

а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей экскурсии;

б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;

в) использование содержания субъектного опыта всех участников экскурсии в диалоге «ребенок – педагог» и «ребенок – дети».

Планирование результативности экскурсии предусматривает:

- обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;

- анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

- внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Занятие пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.


Заключение

В планомерном развитии процесса обучения на экскурсиях заключаются большие воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитание организованных форм поведения, внимательности, умственной активности.

Процесс обучения на экскурсиях позволяет воспитателю равномерно работать со всеми детьми в группе, осуществляя определенную программу.

По своему содержанию дошкольное обучение направлено на то, чтобы всесторонне воспитывать и развивать ребенка, используя материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения.

В обучении решающая роль принадлежит личному влиянию воспитателя на детей. Поэтому оно требует от воспитателя глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия с особенностями детского развития.

Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически.

Ввиду того что большой интервал между экскурсиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на экскурсиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на других экскурсиях.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на экскурсиях.

Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные экскурсии. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у ребенка желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для дошколят, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от экскурсии к занятию.

Итак, для экскурсии как формы организации обучения характерен ряд признаков:

- на экскурсиях идет освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения;

- экскурсии проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

- экскурсии организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание экскурсии, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков.

Экскурсии занимают особе место в системе воспитательной работы детского сада. Экскурсиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей.

Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высока.

При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.


Литература

1. Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским экскурсиям – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. – 252 с.

2. Усова А.П., Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение», 2010. – 208 с.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

4. Колесникова Л. Учение без утомления // Дошкольное образование. – 2008 – №5. С.56-60.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) М.: 2009, С.416.

6. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.

7. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе. Воронеж.: ТЦ «Учитель», 2011.

8. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2010.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М.: Мозаика – Синтез, 2009.

10. Актуальные проблемы воспитания в практике дошкольного образования. Материалы научно-практической конференции (28 ноября 2006 г.) – КГОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2» Красноярск, 2010.

11. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2009.

12. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2010.

13. Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. – 2012 – №4. С.87-90.

14. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. Получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Паноко (и др.). – Мн.: НИО, 2007, – 304 с.

15. Бондаренко Т.М. Комплексные экскурсии во второй младшей группе детского сады. М.: Учитель, 2009.

16. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина – Как преодолеть трудности в обучении детей Ось-89. 2009. С.272.

17. Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. – Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.

18. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста М.: Гном и Д, 2009. – 144 с.

19. Голицына Н.С. Экскурсии в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2009.

20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010.

21. Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сада Изд.: Феникс, 2011 г. С.336.

22. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: мозаика-синтез, 2011.

Исследование экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях