. Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога5 1.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога 5
1.1 Понятие мотивации профессиональной деятельности дефектолога 5
1.2 Основы мотивации профессиональной деятельности дефектолога в зарубежной и отечественной литературе 10
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога 16
2.1 Цель, задачи и содержание экспериментальной работы 16
2.2 Анализ полученных результатов 20
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 29
Введение
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Актуальность темы.
Проблема мотивации профессиональной деятельности дефектолога в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
Изучение структуры мотивации профессиональной деятельности дефектолога, знание мотивов, побуждающих к работе, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейших компонентов профессиональной деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для дефектологов. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено не поддающееся учёту количество публикаций и среди них монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, а также зарубежных авторов: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, А.Г. Маслоу.
Цель исследования исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога.
Предметом исследования являются мотивационный комплекс дефектолога.
Объект исследования дефектологи детских садов г. Брянска.
Задачи исследования:
-дать понятие мотивации профессиональной деятельности дефектолога;
- изложить основы мотивации профессиональной деятельности дефектолога в зарубежной и отечественной литературе анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
- провести исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога.
Методы исследования
В процессе работы использовались следующие методики:
- Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
- Интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батаршева.
- Тест опросник измерения мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана, адаптация М.Ш. Магомед-Эминова).
Гипотеза: существует взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом дефектологов.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога
1.1 Понятие мотивации
профессиональной деятельности дефектолога
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом.
Персонал в любой организации является ее неотъемлемой частью, организация не может существовать без людей, а как следствие из этого что-то производить, добиваться своей цели в деятельности. Управление персоналом, прежде всего, базируется на принципах заинтересованности сотрудников организации работать на нее, на достижение неких целей. Именно поэтому, сегодня актуально изучение принципов и методов эффективной мотивации персонала [2].
В настоящее время, к сожалению, растет количество детей с отклонениями в развитии. Если не замечать проблему или думать о том, что со временем все выравнивается, то ситуация только усугубится. Если же вовремя обратиться к специалисту, то к школе ребенок овладевает необходимыми для обучения навыками.
Речь идет о детях с задержкой психического и речевого развития, с нарушением интеллекта, с синдромом дефицита внимания и т.д.
Данным категориям детей необходим комплексный подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др.
Существующая в настоящий момент система конкурсного отбора в вузы, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями.
В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения [3].
Дефектологом называют специалиста по работе с детьми, у которых имеются отклонения в физическом или психическом развитии. Выделяется два типа дефектологов, в зависимости от того, насколько широка направленность их деятельности: те, кто изучает, обучает и воспитывает детей, имеющих отклонения в развитии, и непосредственно коррекционные педагоги.
Профессия дефектолога дает возможность ребенку, отличающемуся от других своим психическим или физическим развитием, лучше узнать окружающий мир, приобщиться к его ценностям и достижениям, жить обычной жизнью. Этот специалист имеет специальные знания в коррекционной педагогике и может помочь родителям справиться с трудностями, которые неизбежно возникают при воспитании и обучении таких детей.
Специалисты, работающие с детьми, у которых имеются отклонения в развитии, сегодня очень востребованы. Их сфера деятельности довольно широка: они работают в специальных коррекционных школах, государственных школах-интернатах, реабилитационных центрах. В дошкольных образовательных учреждениях услуги данных специалистов необходимы для диагностики уровня развития детей и их способностей. В частных школах и детских садах также имеются ставки дефектологов.
Под мотивации профессиональной деятельности понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению и освоению профессии. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения задач и побуждающих его к изучению профессиональной деятельности [7].
Если дефектолог разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.
Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в конкретном вузе. Тем не менее не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Молодые специалисты-дефектологи опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, дефектологи упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального рабочего процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число дефектологов 1 курса (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения. С одной стороны, перед нами высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной профессиональной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и профессиональной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса. Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин [11].
Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею.
Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением отношения дефектологов к избранной профессии, должен быть включен целый ряд вопросов. Это:
1) удовлетворенность профессией;
2) динамика удовлетворенности от курса к курсу;
3) факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные;
4) проблемы профессиональной мотивации, или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.
Эти отдельные моменты, как и отношение к профессии в целом, влияют на эффективность профессиональной деятельности дефектологов. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы.
Несмотря на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности учащегося, его установок, ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей [7].
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.
Таким образов, формирование устойчивого положительного отношения к профессии дефектолога один из актуальных вопросов специальной психологии. Здесь еще немало нерешенных задач. В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о непрерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее конкретное решение во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение поможет человеку предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров [11].
1.2 Основы мотивации профессиональной деятельности дефектолога
в зарубежной и отечественной литературе
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [12]. В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельности.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, З. Фрейд и др.). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [3, с. 122]. Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Ньютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [19, с. 225]. Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [4, с. 4142]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [15].
Наиболее широким является понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [7]. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Продуктивным в изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.И. Савонько) является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В.Г. Асееву выделить в ней а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих.
Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием.
Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность [10]. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Отметим, что подобное структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное со структурой профессиональной деятельности, оказалось очень продуктивным. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей человека (Х. Мюррей, Дж. Аткинсон, А. Маслоу и др.) [3].
Одним из ранних исследователей личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа Х. Мюррея (1938). Из множества рассматриваемых автором побудителей поведения им были выделены четыре основных: потребность в достижении, потребность в доминировании, потребность в самостоятельности, потребность в аффиляции. Эти потребности были рассмотрены в более широком контексте М. Аргайлом. Он включил в общую структуру мотивации (потребностей):
- не социальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах);
- потребность в зависимости, как принятие помощи, защиты, принятия руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть;
- потребность в аффиляции, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками;
- потребность в доминировании, т.е. принятия себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения;
- сексуальная потребность физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого;
- потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально;
- потребность в чувстве собственного достоинства (self-esteem), самоидентификация, т.е. в принятии самого себя как значимого.
Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии может в значительной мере представлять интерес для анализа деятельности и поведения обучаемых.
Таким образом, в плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой стороны, - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Его треугольник потребностей А. Маслоу, обращает на себя внимание при его рассмотрении, во-первых, место и значение, которое отводится собственно потребностям человека, и, во-вторых, что потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию.
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога
2.1 Цель, задачи и содержание экспериментальной работы
Цель исследование профессиональной мотивации дефектолога.
Задачи исследования:
- Выявить мотивационный комплекс дефектолога;
- Определить преобладающий тип профессиональной мотивации (внутренняя, внешняя положительная, внешняя отрицательная мотивация);
- Определить уровень мотивации профессиональной деятельности.
Исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога было проведено на основе специальных методик.
Рассмотрим методики, примененные для исследования.
1) «Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)».
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Инструкция
Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале. (Приложение 1)
Обработка
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Интерпретация
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:
ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности [25].
2) Интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батаршева.
Интегративным показателем, отражающим благополучие или неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и другое.
Данная методика позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие:
- Интерес к работе
- Удовлетворенность достижениями в работе
- Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками
- Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством
- Уровень притязаний в профессиональной деятельности
- Предпочтение выполняемой работы высокому заработку
- Удовлетворенность условиями труда
- Профессиональная ответственность
- Общая удовлетворенность трудом
Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью таблицы (Приложение 2). Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.
Средний уровень удовлетворенности трудом - 45 - 55% от общей суммы баллов
Низкий уровень удовлетворенности трудом - 1 - 44% от общей суммы баллов
Высокий уровень удовлетворенности трудом - выше 56% от общей сумма баллов
3) Тест опросник измерения мотивации достижения (модификация теста-опросника А. Мехрабиана, адаптация М.Ш. Магомед-Эминова).
Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы мужскую (форма А) и женскую (форма Б).
Инструкция
Вам предлагается ряд утверждений, определяющих отношение человека к некоторым жизненным ситуациям. Оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений. Для каждого утверждения проставьте отметку в колонке, соответствующей вашему выбору:
+ 3 полностью согласен;
+2 согласен;
+ 1 скорее согласен, чем не согласен;
0 нейтрален;
-1 скорее не согласен, чем согласен;
-2 не согласен;
-3 полностью не согласен.
Не тратьте время на обдумывание, давайте тот ответ, который первым приходит в голову, поскольку при обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не содержательный анализ ответов по отдельным пунктам. Каждое следующее утверждение читайте только после того, как оценили предыдущее, постарайтесь ничего не пропускать. Свободно и искренне выражайте свое мнение.
Обработка результатов
За каждый ответ испытуемый получает определенное количество баллов. Подсчет баллов производится с помощью ключей простым суммированием. К каждой форме опросника прилагается собственный ключ (Приложение 3).
Интерпретация результатов
Методика измеряет результирующую тенденцию мотивации, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов стремление к достижению успеха или избегание неудачи. Высокие показатели по тесту означают, что стремление к достижению успеха выражено в большей степени, чем избегание неудачи, низкие наоборот.
Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% мотивом избегания неудачи.
Так же можно воспользоваться следующей суммарной шкалой:
Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.
Если эта сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.
2.2 Анализ полученных результатов
В проведенном исследовании принимали участие дефектологи МБДОУ детский сад №109 «Воробушек» и МБДОУ детский сад комбинированного вида № 134 "Морячок" г. Брянска.
Целью нашего исследования было исследование мотивации профессиональной деятельности дефектолога.
По результатам исследования мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) можно сделать следующие выводы.
У всех специалистов сферы обслуживания сохраняется сочетание наилучшего и оптимального комплекса ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ.
Говоря о внутреннем типе мотивации, следует отметить то, что для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Были получены следующие статистически значимые связи:
- сильная связь между удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками и удовлетворенностью взаимоотношениями с руководством коэффициент корреляции равен 0,831 при уровне значимости p0,01. На мотивацию специалистов сферы обслуживания влияют взаимоотношения с сотрудниками и с руководством. Удовлетворенность трудом будет выше, если работник имеет высокий уровень взаимопонимания со своим руководителем доверия к нему. Недоступность руководителя или взаимное непонимание между руководством и работниками могут существенно снизить эффективность работы предприятия;
- сильная связь между стремлением к успеху и удовлетворенностью достижениями в работе, коэффициент корреляции равен 0,695 при уровне значимости p0,01. Стремление к успеху влияет на достижения специалиста в работе. Человек, стремящийся достичь успеха, высоких результатов в профессиональной деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Успех в деятельности, как известно, зависит не только от способностей человека, но и от стремления добиться цели, от целеустремленного и настойчивого труда ради достижения успеха и от удовлетворенности достижениями в работе. Специалисты, нацеленные на успех, проявляют стремление во что бы то ни стало его достичь. Каждую минуту они думают об успехе, живут в постоянном ожидании успеха. Они находятся в активном поиске какой либо деятельности, достаточно быстро в нее включаются и с самого начала уверены, что у них обязательно все получится. Настроившись на позитив, и заранее предсказав себе успех, данный вид деятельности вызывает у них только положительные эмоции;
- сильная связь между внутренней мотивацией и удовлетворенностью достижениями в работе, коэффициент корреляции равен 0,803 при уровне значимости p0,01. Внутренняя мотивация влияет на удовлетворенность достижениями в работе. Эта мотивация начинается с внутреннего побуждения к достижению цели. Мотивируя специалиста и вызывая у него интерес к работе, поведет к достижениям работника в своей области. Работник будет чувствовать, что его деятельность является стоящей и важной в принятой им системе ценностей, он будет быть уверен, что несет личную ответственность за результат своих действий, он будет иметь возможность оценить результаты своей работы;
- сильная связь между внутренней мотивацией и интересом к работе, коэффициент корреляции равен 0,668 при уровне значимости p0,01. Если у специалиста есть внутренняя мотивация, то они показывают действительно выдающиеся результаты. В этом случае у специалистов есть интерес к работе, некий азарт. Им нравиться общаться с гостями, предлагать ассортимент блюд и помогать определиться с выбором заказа. У них увеличивается интерес к работе. Интерес к работе во многом определяется не только ее содержанием, но и организацией труда, системой мотивации персонала, методами управления и степенью влияния работника на организацию (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решений);
- сильная связь между внешней положительной мотивацией и удовлетворенностью условиями труда, коэффициент корреляции равен 0,634 при уровне значимости p0,01. Исходя из этих данных, мы можем говорить о том, что при высоком уровне внешней положительной мотивации, будет высокий уровень общей удовлетворенности условиями труда. Факторы внешней положительной мотивации оказывают сильное воздействие на удовлетворенность условиями труда;
- сильная связь между внешней положительной мотивацией и удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками, коэффициент корреляции равен 0,621 при уровне значимости p0,01. Высокий уровень внешней положительной мотивации влияет на удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками. У специалистов с положительной мотивацией благоприятно складываются отношения в коллективе, их устраивает социальный климат в организации, это способствует установлению личных эмоциональных контактов между сотрудниками и обмену опыта;
- обратная связь между внешней отрицательной мотивацией и удовлетворенностью взаимоотношениями с руководством, коэффициент корреляции равен - 0,753 при уровне значимости p0,01. Усиление внешней отрицательной мотивации негативно влияет на отношение в руководству. Частое использование внешней отрицательной мотивации по отношению к специалистам приводит к осложнению коммуникативного контакта с руководством, что проявляется в тревожности перед разговором перед руководителем, боязни проявления инициативы.
По результатам методики «Интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батаршева» можно сказать, что у 67% специалистов высокий уровень удовлетворенности трудом, у 33% средний уровень. Это свидетельствует о том, что у дефектологов присутствует интерес к работе, они удовлетворены своими достижениями в работе, их устраивают взаимоотношения с сотрудниками и руководством, но низкий уровень притязаний в профессиональной деятельности, они все же предпочитают выполняемую работу высокому заработку, они не удовлетворены условиями труда, профессионально ответственны. Перед руководителем, озабоченным достижением высокой отдачи от своих подчиненных, стоит задача формирования такой рабочей среды, которая будет максимально эффективно воздействовать на их профессиональную мотивацию. Под мотивирующей рабочей средой понимается весь контекст профессиональной деятельности персонала организации, включающий как характеристики рабочих заданий, так и характеристики рабочей ситуации, которые оказывают воздействие на профессиональную мотивацию работников.
Результаты исследования по тесту опроснику измерения мотивации достижения (модификация тест опросника А. Мехрабиана, адаптация М.Ш. Магомед-Эминов) показали, что 58 % дефектологам присуща тенденция стремления к успеху, 42% присуща тенденция стремления к избеганию неудач.
Специалистам-дефектологам, относящиеся к тенденции стремление к успеху, присуще выраженное стремление к достижению позитивно сформулированных целей с преобладанием ожидания успеха. Позитивные переживания, связанные с работой, достижением, успехом в осуществлении намеченных планов. Уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Высокий уровень притязаний. Предпочтение несколько завышенных, но вполне достижимых целей. Склонность планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Специалисты с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.
Заключение
Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности дефектолога. Изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого дефектолога. В связи с этим результаты проведенного исследования процесса профессиональной мотивации, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства общества и формирования у дефектологов новых целей и потребностей.
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.
Пути становления и особенности мотивации для каждого дефектолога индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации дефектолога.
Таким образом, на основе результатов анализа, можно констатировать, что состояние профессиональной мотивации зависит от того, оценивает ли специалист профессиональную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями и уровнем притязаний, а также влияние на профессиональную мотивацию мнение коллег с тем или другим уровнем способностей.
Говоря о внутреннем типе мотивации, следует отметить то, что для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации.
У дефектологов присутствует интерес к работе, они удовлетворены своими достижениями в работе, их устраивают взаимоотношения с сотрудниками и руководством, но низкий уровень притязаний в профессиональной деятельности, они все же предпочитают выполняемую работу высокому заработку, они не удовлетворены условиями труда, профессионально ответственны.
Список литературы
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 2011.
- Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 2013. - С.122.
- Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Н., 2011.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 2012. - С.63.
- Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов // Вопросы психологии, 2011. - № 4.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 2013.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 2012.
- Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. М., 2013. 376 с.
- Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М., 2012.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 2013.
- Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации специалистов // Вопросы психологии, 2012. - № 2.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч.пособие. - М., 2011.
- Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 2012 - № 4.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 2011.
- Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. - М., 2012.
- Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л., 2013. 264 с.
- Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев. М., 2012. 191 с.
- Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л., 2012.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2012. 304 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 2012.
- Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопр. психол. - 2012. - № 6. - С. 126-135.
- Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. - СПб Питер., 2011.
- Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. - М., 2012. 136 с.
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - М., 2011.-256 с.
- Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. Иркутск, 2011. 25 с.
- Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 2011.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 2011.
Приложение
Приложение 1
Методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (в модификации А.А. Реана)
Бланк ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
в очень незначительной мере |
в достаточно незначительной мере |
в небольшой, но и в немаленькой мере |
в достаточно большой мере |
в очень большой мере |
|
1. Денежный заработок |
|||||
2. Стремление к продвижению по работе |
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
|||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других |
|||||
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы |
|||||
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
Приложение 2
Методика «Интегральная удовлетворенность трудом А.В. Батаршева»
N |
Среднее |
Т-критерий |
Значимость различий |
|
Интерес к работе |
25 |
3,84 |
2,080 |
,043 |
25 |
3,24 |
|||
Удовлетворенность достижениями в работе |
25 |
2,88 |
1,912 |
,062 |
25 |
2,24 |
|||
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками |
25 |
4,16 |
2,695 |
,010 |
25 |
3,24 |
|||
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством |
25 |
2,84 |
1,758 |
,085 |
25 |
2,24 |
|||
Уровень притязаний в профессиональной деятельности |
25 |
2,08 |
-,868 |
,390 |
25 |
2,24 |
|||
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку |
25 |
1,44 |
-1,041 |
,303 |
25 |
1,76 |
|||
Удовлетворенность условиями труда |
25 |
1,48 |
-,837 |
,406 |
25 |
1,72 |
|||
Профессиональная ответственность |
25 |
1,12 |
,184 |
,855 |
25 |
1,08 |
|||
Общая удовлетворенность трудом |
25 |
16,44 |
2,631 |
,011 |
25 |
14,56 |
Приложение 3
Ключи к Тесту опросник измерения мотивации достижения
Ключ к форме А
№ п/п |
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
1 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
5 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
13 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
14 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
16 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
17 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
18 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
19 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
20 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
21 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
22 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
23 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
24 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
26 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
27 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
28 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
29 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
30 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
31 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
32 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ключ к форме Б
№ п/п |
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
1 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
14 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
16 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
17 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
18 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
19 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
20 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
21 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
22 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
23 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
24 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
26 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
27 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
28 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
29 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
30 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
. Теоретические аспекты изучения мотивации профессиональной деятельности дефектолога5 1.