Особенности социальной адаптации детей на примере МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка
PAGE \* MERGEFORMAT4
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социальная адаптация и ее значение в социализации воспитанников в учреждениях социальной защиты населения………………………….…… 5
1.1 Социальная адаптация как цель воспитательной работы в учреждениях социальной защиты населения………………………………………………… 5
1.2 Адаптация детей-сирот к современным социально-экономическим условиям……………………………………………………………………….. 12
Глава 2. Особенности социальной адаптации детей на примере МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка……………………………………………………………………….. 17 17
2.1 Организация и проведение исследования……………………………….. 17
2.2 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка …………………………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………. 31
Список использованной литературы………………………………………… 34
Приложение……………………………………………………………………. 36
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.
Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством.
Ведущими причинами «социального сиротства» являются:
лишение родительских прав (до 70%);
отказ от воспитания ребёнка (до 20%);
пребывание родителей в местах заключения (до 10%).
Следовательно, в наших учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитанника в обычную жизнь страны.
У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия учреждений социальной защиты населения помочь в социальной адаптации воспитанников.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей социальной адаптации детей в учреждениях социальной защиты населения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий: дети-сироты; адаптация; социальная адаптация; социальная дезадаптация.
2. Проанализировать особенности социальной адаптации детей-сирот
3. Измерить уровень социальной адаптации воспитанников МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка и их сверстников, живущих в полных семьях.
Объект исследования: дети-сироты.
Предмет исследования: особенности социальной адаптация детей в МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка.
Глава 1. Социальная адаптация и ее значение в социализации воспитанников в учреждениях социальной защиты населения
1.1 Социальная адаптация как цель воспитательной работы в учреждениях социальной защиты населения
Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Первые приюты открывались при монастырях и лишь к XVIIIXIX веках многие из них стали патронировать государством.
В России детские приюты для детей старше 3 лет возникли в XVIII веке при монастырях. Первый немонастырский приют был открыт в Петербурге в 1837 году при Демидовском доме призрения трудящихся, он назывался «детскими комнатами». В 1838 году был создан Комитет главного попечительства детских приютов, предложивший в 1839 году Положение о детском приюте. В разработке этого Положения принимал участие В.Ф. Одоевский. По данному положению, цель детских приютов предоставить детям временное убежище и элементарное образование. Первоначально дети посещали эти приюты лишь в дневное время, в 1846 году был разрешен ночлег, а в 1847 году и постоянное проживание детей.
Несмотря на значительный прогресс в деле призрения детей-сирот, который наблюдался на протяжении XX века, те, кто имел к этому отношение, видели то же, что и столетия назад. Дети, оставшиеся без родителей постоянно или временно отстают в развитии, имеют серьезные эмоциональные нарушения, чаще болеют и очень часто умирают.
Вначале думали, что причины этого бедность, плохая пища, плохие условия. Когда с этим справились, были созданы хорошие, чистые приюты и больницы, где соблюдались все гигиенические правила, был обеспечен должный медицинский уход, состояние детей не изменилось к лучшему, а в некоторых случаях даже ухудшилось.
Следующая версия обедненная среда: однообразная, казенная обстановка, малое количество игрушек, недостаток впечатлений. Решение этой проблемы не привело к успеху.
Решающий прорыв был сделан в середине XX века психологами Д. Боулби и Р. Шпицем, доказавшими первостепенную значимость для развития ребенка материнской заботы.
К середине XX века стало научно доказанным и общественным, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью. Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации» [28].
Целью воспитательной работы в учреждениях социальной защиты населения
является социальная адаптация.
Адаптация (от латинского adaptare приспособлять) процесс приспособления живого организма к окружающим условиям [23].
Социальная адаптация (от латинского adapto приспособляю и social is общественный) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности [3].
Существует множество определений понятия «социальная адаптация». Кроме того, различные науки философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды. Социальная адаптация один из ведущих механизмов социализации личности [25].
Социальная адаптация ребенка процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы [2].
Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социальной адаптации взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления.
Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.
Управленческая адаптация без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.
Экономическая адаптация это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.
Педагогическая адаптация это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.
Психологическая адаптация это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно.
Профессиональная адаптация это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин [6].
Специалисты отмечают основные типы адаптации человека [22]:
1) через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов);
2) самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир. Крайняя форма ухода из среды (полное самоустранение) самоубийство.
Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в совремённых условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.
Социальная адаптация детей-сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.
Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:
Первый этап подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.
Второй этап включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.
Третий этап усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.
Четвертый этап устойчивая социально психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.
Антонимом социальной адаптации является понятие социальная дезадаптация.
Социальная дезадаптация это неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения. У подростков социальная дезадаптация выражена в бродяжничестве, аморальном поведении, правонарушениях и преступлениях, алкоголизме и наркомании, а в конечном итоге в неумение найти своё место в жизни, невозможно получить образование и профессию, создать семью [5].
Дети-сироты лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательные учреждения, в которых содержаться (обучаются, воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке [1].
Социальный сирота ребенок, родители которого лишены родительских прав или в силу каких-либо причин не в состоянии выполнить свои родительские функции.
Детский дом это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Мы рассмотрим, какие социальные функции выполняет семья, и сможем определить, какие функции должен выполнять детский дом как социальный институт «заменитель» семьи.
Детский дом для воспитанников временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет подготовить детский дом выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.
Большое значение для изучения как практических, так и теоретических проблем воспитания детей в сиротских учреждениях имеют работы А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.И. Захарова. Многочисленные исследования Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях [8]. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, они просто другие. А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают:
- частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка;
- педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье;
- групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта с взрослыми, что влечет за собой недифференцированность и неосознанность ребенком своего «Я»;
- жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности.
Существующая система воспитания детей-сирот несовершенна и не способна решить проблему их адаптации в совремённом социуме, не достигается психологическая готовность каждого ребёнка к преодолению жизненных трудностей.
В основе воспитательной работы в МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка лежала идея развития личностных начал каждого воспитанника и формирование самостоятельности в процессе организации всех видов деятельности. При работе форм проведения воспитательных мероприятий и их содержания акцент делался на смыслообразующие мотивы личности воспитанников.
Существенно поменялся состав группы. Эти изменения заставили воспитателей пересмотреть прежние ориентиры, более тщательно отбирать направления формы и методы работы с детьми, исходя из уровня развития детей, их возрастных и психологических особенностей, возникающих проблем. Большое внимание уделяли формированию коллектива детей, привитие у них санитарно-гигиенических, трудовых навыков, самообслуживание и учебного труда.
Таким образом, мы рассмотрели понятия «адаптация» и «социальная адаптация». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту». «Достойная Человека жизнь это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь для человека как представителя наивысшей ступени биологического мира».
1.2 Адаптация детей-сирот к современным социально-экономическим условиям
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
У воспитанников масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений. В 1518 лет подростки вынуждены уходить из детского дома в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу это начать скитаться. К статусу сироты добавляется статус мигранта, маргинала и чужака.
Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция не географический факт, а социальное явление. Р. Парк считает, что миграцию не стоит отождествлять с простым движением. Как минимум, она заключает в себе изменение места жительства и разрушение домашних связей [5]. Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:
1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;
2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение домом, а воспитателей и детей родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь.
Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников ожидание чего-то нового, для других страх перед будущим. Те, кого обижали в детском доме, ждут, что жизнь переменится к лучшему.
Исследование показало, что кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет наличие родственников и отношения, которые с ними формируются. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи.
У детей-сирот на протяжении истории призрения была возможность повысить свой статус в государственном учреждении относительно беспризорного. Это реализуется за счет государства и за счет образования или профессии, которые обязательно стараются дать ребенку в воспитательном учреждении. На этом пути сироты часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители.
Молодые люди из числа сирот не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии невостребованные. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам в трудоустройстве, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.
Ограничения с получением специальности и работы связаны с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с которым иногда связан только сам факт рождения.
Сироты, которые не общались с родителями во время пребывания в детском учреждении, или ничего не знают о своих родителях, начинают наводить о них справки. Некоторые молодые люди это делают после окончания школы, но чаще всего после ПТУ, другого учебного заведения, после службы в армии. Когда приходится устраиваться на работу и заново решать проблему прописки и жилья. Одни молодые люди могут узнать только о том, что родители были, но теперь их больше нет, другим удается получить сведения и о своей бывшей прописке или месте проживания, а значит претендовать на жилье.
Если родители и дети соглашаются жить вместе, то нередко молодые люди начинают вести такой же асоциальный образ жизни, как и их родители. Можно говорить о негативной адаптации.
Иногда сами дети, делая вывод, что лучшая защита это нападение, начинают издеваться над родителями, выгоняют их, продают жилье.
В некоторых случаях подросткам легче ассоциировать себя с негативной средой. Стать бомжами, вступить в банду, но не возвращаться к своим родителям.
После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает.
Среди сирот много бомжей, так же как и людей, совершивших противоправные действия. После пребывания в местах лишения свободы проблемы адаптации приобретает новое звучание.
Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 1418 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. В результате получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни [13].
До окончания школы (9 или 11 классов) дети-сироты находятся в одном пространстве детском учреждении, разной степени открытости/ закрытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством. Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус воспитанника. На наш взгляд сироты, по крайней мере, одного учебного заведения, тяготеют друг к другу.
Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники детского дома», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство детское учреждение. Новый коллектив, как и все общество вне детского учреждения чужие. Если адаптация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу.
Сотрудники детских домов заинтересованы в активизации адаптации воспитанников к новым социально-экономическим условиям. Это даст возможность подготовить воспитанников к ориентации в финансовой сфере [3].
Основным критерием эффективности работы по социальной адаптации воспитанников является высокий уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из детского дома. В качестве основных показателей адаптированности можно отметить:
насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку;
насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу;
насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей;
развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности;
отсутствие девиантного поведения.
Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей ребенка.
Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности
После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает. Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 1418 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. Получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни. Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников).
Глава 2. Особенности социальной адаптации детей на примере МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
п. Дубровка
2.1 Организация и проведение исследования
Изучение особенностей социальной адаптации детей МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Измерить уровень социальной адаптации в МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
п. Дубровка в возрасте от 1217 лет.
2. Измерить уровень социальной адаптации учеников 7 класса общеобразовательной школы.
3. Провести анализ полученных данных.
4. На основании результатов работы дать рекомендации по организации работы с воспитанниками в МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка с целью повышения уровня их социальной адаптации.
База исследования:
Социальная квартира является структурным подразделением МСУ СО "Социальнo-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
Цель создания подразделения - поддержка и социальная защита несовершеннолетних подростков, молодежи до 23 лет, временного их приюта, подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.
В социальной квартире имеют право проживать выпускники сиротских учреждений, воспитанники домов-интернатов, специальных школ, спецучреждений, подростки вернувшиеся из мест лишения свободы, покинувшие социальнo-неблагополучную семью, испытывающие трудности в социальной адаптации.
Права и обязанности проживающего в социальной квартире: Основанием для определения в социальную квартиру является:
- личное заявление нуждающегося;
- решение медико-психолога-педагогического консилиума МСУ СО "Центр";
- приказ директора МСУ СО "Центр";
- направление комиссии по делам несовершеннолетних;
Поселяемый в социальную квартиру МСУ СО "Центр" заключает договор-контракт с администрацией Центра о выполнении обязательных условий проживания.
Проживающий в социальной квартире обеспечивается куратором по социальной работе. Основная задача специалиста по социальной работе - максимально содействовать психолого-педагогической и социальной реабилитации проживающего в социальной квартире, подготовка его к дальнейшей самостоятельной жизни.
Проживающий в социальной квартире имеет право:
- на временное бесплатное или частично бесплатное получение продуктов из кладовой Центра по нормативам питания его воспитанников для самостоятельного приготовления пищи;
- на помощь Центра в решении его социальных проблем (сбор документов для решения жилищного вопроса, вопроса трудоустройства, разрешения конфликтов и налаживание отношений с родителями и родственниками и т.п.
- на получение психологической и медицинской помощи;
- на временное бесплатное или частично бесплатное получение одежды, обуви, необходимой мебели и оборудования жилого помещения в соответствии с законодательством РФ.
Проживающий в социальной квартире обязан:
- выполнять правила внутреннего распорядка Центра;
- выполнять работы, предлагаемые администрацией Центра;
- работать по самообслуживанию в графике дежурств (уборка жилья, стирка личного белья, приготовление пищи и прочее);
- бережно относиться к имуществу социальной квартиры и нести ответственность за его сохранность;
- вносить плату за проживание в социальной квартире; Проживающий в социальной квартире начинает оплачивать проживание в ней с момента устройства на работу и в это время снимается с довольствия. Если размер заработной платы невысок и проживающий не может обеспечить себя питанием и одеждой, то он не снимается с довольствия и не вносит плату за проживание. При этом предоставляется справка с места работы о размере заработной платы.
Основными причинами увеличения числа «социальных сирот» являются:
- падение социального престижа семьи;
- материальные и жилищные трудности;
- межнациональные конфликты;
- рост внебрачной рождаемости;
- высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни;
- рост числа разводов;
- распространение жестокого обращения с детьми.
В ходе работы по социальной адаптации были вскрыты следующие проблемы воспитанников:
1. Проблемы социального характера:
перегруженность детей отрицательным опытом, негативными образами, обусловленная изначальными пребыванием в неполноценной, опасной социальной ситуации;
социальный статус ребенка-сироты «ребенок государства».
2. Проблемы медицинского характера:
патологические отклонения в состоянии здоровья воспитанников;
тяжелые психические травмы, нервные расстройства, задержка развития;
ослабленность детского организма, отставание в физическом развитии.
3. Психологические проблемы:
ранняя депривация, деформация эмоционально-чувственной сферы, вызванная недостатком родительской любви;
эмоциональная холодность, зажатость, отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, а иногда и агрессивное отношение к ним;
несформированность коммуникативных умений, неумение выстраивать конструктивное общение на уровне «ребенок ребенок», «ребенок взрослый»;
повышенная уязвимость воспитанников детского дома, неспособность к самоопределению, инфантилизм;
нарушение чувства близкой привязанности к родным (братьям, сестрам).
4. Педагогические проблемы:
социально-педагогическая запущенность детей;
девиантное поведение;
низкий уровень культуры;
высокий уровень притязаний, эгоизм, потребительское отношение к людям, слабо развито чувство ответственности, бережливости.
По результатам исследования проблем воспитанники отмечают, что сталкиваются с проблемами: в учебе, конфликт с взрослыми (учителя, воспитатели), тоска по дому.
В решении проблем респонденты отметили, что чаще обращаются к воспитателям, друзьям и учителям. К социальному педагогу, к психологу, к заместителю директора по УВР они обращаются с проблемами реже.
Полученные результаты говорят нам о необходимости организации социальной адаптации.
Для того чтобы оптимизировать данный процесс, мы рекомендуем следующее:
реагировать на проблему воспитанника таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней;
непрерывно повышать активность и ответственность воспитанника;
ограничивать влияние негативных социальных факторов;
развивать навыки межличностного общения у учащихся;
пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию;
информировать органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков;
выявлять совместно с психологом и социальным педагогом причины и условия совершения подростками правонарушений;
проводить первоначальные ознакомительные беседы.
Для измерения уровня социальной адаптации используется методика К. Роджерса и Р. Даймонда.
Данная методика разработана с целью диагностики неприспособленности, выявления отклонений в психологическом состоянии воспитанников детского дома, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения.
Предназначена для школьников 1217 лет.
Описание методики:
Методика состоит из 101 утверждения, которые испытуемый оценивает по 7-балльной шкале (от 0 до 6 баллов), как свойственные и не свойственные ему (от 0 совершенно ко мне не относится, до 6 точно про меня).
Для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы используется социометрия Джекоба Морено[28].
При формировании групп не могли быть учтены пожелания воспитанников, поскольку мы были недостаточно знакомы с ними. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для воспитанников и для руководства выгодно учитывать пожелания при организации деятельности коллектива.
2.2 Анализ результатов и выводы по исследованию социальной адаптации детей в МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка
Исследования уровня социальной адаптации проводилось в феврале 2014 года среди воспитанников МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка и учеников 7 класса Дубровской средней школы.
Таблица 1. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка и учеников 7 класса Дубровской средней школы
Школьники |
||||||||||||
Адаптация |
Дезадаптация |
Принятие себя |
Непринятие себя |
Принятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Уход от решения проблем |
68 -170 |
68 170 |
22 52 |
14 35 |
12 30 |
14 35 |
14 35 |
14 35 |
25 65 |
15 45 |
6 15 |
12 30 |
10 25 |
126 |
80.3 |
42.6 |
14 |
22 |
14.5 |
25.2 |
15.2 |
49 |
18 |
8.3 |
17.3 |
15.6 |
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
||||||||||||
Адаптация |
Дезадаптация |
Принятие себя |
Непринятие себя |
Принятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Уход от решения проблем |
107.7 |
94 |
34 |
17.5 |
20.3 |
18 |
22.5 |
19.7 |
42.7 |
25.4 |
8.2 |
17.6 |
16.2 |
Из таблицы 1 мы видим, что дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), хоть и находится в пределах нормы, но все же гораздо выше, чем у их сверстников, живущих в семьях. У детей-сирот так же выше уровень непринятия себя (расхождение между «Я идеальным» и «Я реальным» представлениями о себе), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль. Как дети, живущие в семьях, так и дети-сироты ведомы. Уровень ухода от решения проблем у воспитанников превышает аналогичный показатель учащихся. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома хоть и находится в пределах нормы, но немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях.
Таким образом, чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка детском доме, это далеко не так.
У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний».
Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.
То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.
Мы исследовали уровень социальной адаптации у мальчиков и девочек, воспитывающихся в МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка с целью выявления отклонений в психологическом состоянии, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения.
Таблица 2. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка
Мальчики |
||||||||||||
Адаптация |
Дезадаптация |
Принятие себя |
Непринятие себя |
Принятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Уход от решения проблем |
68170 |
68170 |
2252 |
1435 |
1230 |
1435 |
1435 |
1435 |
2625 |
1845 |
615 |
1025 |
1025 |
106.2 |
90.2 |
32 |
16.7 |
20.5 |
18.8 |
24.2 |
18.3 |
39.7 |
25 |
8.8 |
17.5 |
17 |
Девочки |
||||||||||||
Адаптация |
Дезадаптация |
Принятие себя |
Непринятие себя |
Принятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Уход от решения проблем |
109.2 |
97.8 |
36 |
18.2 |
20 |
17 |
20.8 |
21.2 |
45.7 |
25.8 |
7.5 |
17.7 |
15.3 |
Из таблицы 2 мы видим, что дезадаптация девочек хоть и находится в пределах нормы, но немного выше, чем у мальчиков, таким образом, девочки склонны к неадекватному поведению норм и требований в обществе. Как мальчики, так и девочки принимают себя, принимают других, ведомы. У мальчиков выше эмоциональный комфорт, а у девочек выше эмоциональный дискомфорт. Уровень эскапизма у мальчиков в пределах нормы, но немного выше, поэтому они стремятся в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий.
В целом, анализ данных позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация мальчиков МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка немного выше, чем у девочек, мальчики лучше приспосабливаются к условиям социальной среды.
Социальную адаптацию воспитанников мы можем проследить через взаимоотношения с одногруппниками.
В феврале 2014 года мы провели диагностику эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами групп.
Рассмотрим результаты нашей диагностики
Из полученных нами данных мы видим, что в первой группе в «зону звезд» попали лидеры, набравшие максимальное количество выборов это Б. Руслан, Л. Забар, Р. Иван. Они находятся в самой лучшей позиции, каждый из них привлекательная личность для других. Максимальное количество выборов (6 из 6) получил Р. Иван, он оказался самым популярным среди одногруппников. Таким образом, выявляется неформальная группа из трех человек, а остальные к ним тянутся.
В «зону предпочитаемых» вошли М. Артур, С. Матвей, С. Михаил, П. Василий. В этой позиции ребята тоже хорошо себя чувствуют. Не смотря на то, что П. Василий получил меньше всех выборов (2 выбора из 6), он находится на границе зон «предпочитаемых» и «пренебрегаемых». Причиной, видимо, служит его поведение, неуправляемость, гиперактивность. Сам Василий сделал самое большое количество выборов (6 из 6), что говорит о том, что Вася стремится к общению, хочет иметь дружеские отношения со всеми ребятами в группе.
Нужно отметить, что в этой группе нет ни «пренебрегаемых», ни «отвергнутых».
Коэффициент сплоченности данной группы составляет 100% в целом в этой группе хорошо всем.
Во второй группе мы видим, что в «зону звезд» входят Д. Виктор, К. Иван, которые получили самое большое количество выборов (6 из 7) и стали несомненными лидерами в данной группе. П. Денис получил 5 выборов и тоже относится к «зоне звезд». Сами ребята сделали от 3 до 4 выборов это ни самое большое количество. Этим ребятам очень комфортно в своей группе, они приятны для многих своих товарищей и сами идут на контакт.
В «зону предпочитаемых» вошли Б. Вадим, К. Максим, они получили по 4 выбора из 7, им то же хорошо среди ребят в группе, сами они сделали среднее количество выборов. Д. Александр и С. Сергей, хотя они и находятся на границе «зоны предпочитаемых» и «зоны пренебрегаемых», набрали по 2 голоса. В свою очередь Д. Александр сделал наибольшее количество выборов, что говорит о потребности личности в общении, С. Сергей сделал 5 выборов, ему то же хочется общаться с большей частью группы.
«Зона отвергнутых» Н. Сергей, он не получил ни одного выбора и сам он сделал минимальное количество выборов (1), это говорит о том, что мальчик не хочет ни с кем общаться в этой группе, ему дискомфортно.
Коэффициент сплоченности группы составляет 87,5% это неплохой показатель. Ребятам хорошо в этом коллективе, кроме Н. Сергея. Рекомендуем улучшить климат группы; повлияв на отвергнутого, помочь воспитаннику выделиться, завоевать авторитет, заинтересовать ребят своей персоной. Необходимо провести беседы с ребятами, без Н. Сергея, и с ним самим наедине. Поговорить о его поведении, отношении с ребятами. Не нужно делать замечания и обсуждать Сережу при всех, чтобы не давать повода ребятам дальше отвергать его.
Обратить внимание на то, что бы Д. Александр и С. Сергей не перешли из «зоны предпочитаемых» в «зону пренебрегаемых».
В третьей группе в «зону звезд» вошла К. Анастасия, она получила максимальное количество выборов (6 из 6), оказалась лидером данной группы, и Н. Надежда, получила (5 из 6) выборов.
В «зону предпочитаемых» Б. Надежда, Е. Лолита, Н. Галина, им комфортно в своей группе. С. Валерия находится на границе «зоны предпочитаемых» и «зоны пренебрегаемых», девочка получила (2 из 6) выборов.
«Зона пренебрегаемых» П. Диана, она получила минимальное количество выборов (1). Девочка нужна от случая к случаю, а так прекрасно обходятся без неё. Сама же Диана стремится к общению, об этом говорят её 5 выборов.
Коэффициент сплоченности группы составляет 83,3%
Рекомендуем обратить внимание на Диану. Ей нужна помощь воспитателей в проявлении себя с лучшей стороны. Не нужно делать замечания при всех, обсуждать её проступки лучше с ней наедине, без присутствия девочек. С девочками нужно провести беседы, предложить им поставить себя на ее место, попросить письменно перечислить её достоинства. Обратить внимание на С. Валерию.
В четвертой группе «зона звезд» не выявлена.
Все ребята относятся к «зоне предпочитаемых». Ч. Сергей и Ш. Дмитрий получили по 2 выбора из 6 это граница «зоны предпочитаемых» и «зоны пренебрегаемых».
Коэффициент сплоченности группы составляет 100%
Обратить внимание на Ч. Сергея и Ш. Дмитрия.
В пятой группе «зона звезд» не выявлена.
«Зона предпочитаемых» А. Алексей, К. Руслан, К. Евгений, им комфортно в коллективе.
«Зона отвергнутых» Ш. Александр, В. Максим, они не получили ни одного выбора. В. Максим и сам не сделал ни одного выбора. Мальчик полностью отвергнут группой и сам не стремится завоевать чью-то симпатию. Ш. Александр, наоборот, стремится к общению, он сделал 4 выбора из 5.
Коэффициент сплоченности группы составляет 66,6% это группа с самым низким коэффициентом в детском доме.
Рекомендуем обратить внимание на изолированных ребят. Провести беседы со всеми воспитанниками. Помочь ребятам проявить себя, доказать, что они нужны коллективу. Чаще подчеркивать их способности, положительные качества.
В шестой группе «зона звезд» не выявлена.
«Зона предпочитаемых» Б. Анастасия, В. Екатерина, Т. Лидия, они уверенно заняли свое место. А. Алена и В. Виктория получили по 2 выбора из 5 и находятся на границе «зоны предпочитаемых» и «зоны пренебрегаемых». «Зона пренебрегаемых» П. Анастасия, она получила 1 выбор. Девочка не стремится к общению. Коэффициент сплоченности группы составляет 83,3%
Таблица 3. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников 6 группы МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка
Адаптация |
Дезадаптация |
Принятие себя |
Непринятие себя |
Принятие других |
Непринятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Эскапизм |
|
100 |
85 |
32 |
16 |
17 |
17 |
16 |
17 |
46 |
29 |
3 |
15 |
12 |
А.А |
138 |
94 |
44 |
14 |
28 |
17 |
28 |
22 |
51 |
23 |
9 |
18 |
18 |
Б.А |
112 |
112 |
41 |
22 |
19 |
25 |
29 |
20 |
41 |
24 |
7 |
20 |
19 |
В.В |
132 |
112 |
42 |
22 |
23 |
24 |
24 |
20 |
57 |
28 |
12 |
20 |
16 |
В.К |
42 |
81 |
8 |
17 |
12 |
1 |
0 |
21 |
25 |
28 |
4 |
15 |
12 |
П.А |
131 |
103 |
49 |
18 |
21 |
18 |
28 |
27 |
54 |
23 |
10 |
18 |
15 |
Т.Л |
68170 |
68170 |
2252 |
1435 |
1230 |
1435 |
1435 |
1435 |
2625 |
1845 |
615 |
1025 |
1025 |
нормы |
Из таблицы 4 мы видим, что данные П. Анастасии (адаптация, принятие себя, непринятие других, эмоциональный комфорт, доминирование) не соответствуют нормам. Девочка дезадаптированна, то есть не приспособилась к новым условиям среды. Напринимает себя, напринимает других (в социометрии сделала два выбора, а сама получила один), она не стремиться к общению, потому что испытывает эмоциональный дискомфорт, поэтому в социометрии она в «зоне пренебрегаемых».
Данные В. Виктории показывают, что она не принимает других, поэтому у девочки в группе мало друзей, находится на границе «зоны предпочитаемых» и «зоны пренебрегаемых».
По результатам исследования мы рекомендуем обратить внимание на П. Анастасию и В. Викторию. Провести беседы с воспитанниками 6 группы. Помочь девочкам проявить себя, доказать, что они нужны коллективу. Чаще подчеркивать их способности, положительные качества.
Таким образом, мы измерили степень сплоченности, выявили внутригрупповых «авторитетов» по признакам симпатии и «отвергнутых» по признакам антипатии.
Учитывая полученные результаты, мы считаем возможным, рекомендовать педагогическому составу детского дома:
создавать эмоционально комфортную обстановку для воспитанников;
удовлетворять важнейшие потребности в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;
включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;
в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка;
одна из важнейших проблем в детском доме потребность детей-сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную перегрузку воспитателей, рекомендуем уделять каждому ребенку персонально 1520 минут в день, но в эти минуты сосредоточить свое внимание исключительно на нем;
учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения;
использовать полученные нами данные для реструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности, чтобы социальная адаптация имела положительную динамику.
Заключение
В процессе теоретического изучения данной проблемы мы рассмотрели понятия «адаптация» и «социальная адаптация». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту». «Достойная Человека жизнь это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь для человека как представителя наивысшей ступени биологического мира».
Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей.
Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности
Мы узнали, что молодые люди из числа сирот не конкурентоспособны на современном рынке труда, а полученные профессии невостребованные.
После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает. Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 1418 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. Получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни.
Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников).
Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.
Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.
Социальный педагог, осуществляет профессиональную деятельность в условиях детского дома, является источником социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе он является организатором работы по формированию социальной адаптированности воспитанников. Формирует у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека».
В процессе экспериментального изучения данной проблемы было установлено следующее:
Результаты проведенного исследования не подтвердили существующую гипотезу о том, что если сформировать у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека», то социальная адаптация будет иметь положительную динамику.
Из полученных результатов видно, что уровень дезадаптированности у детей-сирот детского дома выше, чем у их сверстников, так как мы выяснили, что чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка, это далеко не так.
Таким образом, ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.
Литература
- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 217704-5 // СПС Консультант +
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» N 124-ФЗ // СПС Консультант +
- Астониц М. «Дети сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребёнка в условиях депривации» // Вестник Евразии, 2012. №3
- Беличева С.А. Социально педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 2010, №1
- Владимирова Л. Дети и общество // Грани общества. 2012. август. с. 89
- Гологузова М.Н. Социальная педагогика. М., 2011
- Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2010. 400 с.
- Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. М., 2012
- Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. М., 2012
- Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 2010 110 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности. М., 2011
- Кондратьев М.Ю. социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2011. 304 с.
- Кривцова С.В. Подросток на перепутье эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 2010
- Кулаков С.А. на приеме у психолога подросток. СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2011
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов-на-Дону. Творческий центр «Учитель», 2010
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 2011
- Мудрик А.В. Общение школьников. М., 2012
- Назарова И.Б. адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., Московский общественный научный фонд, 2010
- Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования, 2011, №4
- Нестерова О. Сирота до востребования / Труд. 2005 23 сент., с. 1,2
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2011. 480 с.
- Одинцова Л.Н., Шамахова Н.н. Детский дом семейного типа. 2000, Вологда: ВИРО 56 с.
- Охрана прав детей. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация. МГПУ, 2011
- Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб, 2010
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов и 100 ответов, М: ВЛАДОС ПРЕСС, 2010
- Психология развития, СПб, Издательство «Питер», 2010
- Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е издание, испр. и доп. М.: Политиздат. 2010. 494
- Реан Л.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб, серия №6, выпуск 3, 2011
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Показатели уровня социальной адаптации воспитанников МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка и учеников 7 класса Дубровской средней школы
Адаптация (A) |
Самопринятие (S) |
Принятие других (L) |
Эмоциональная комфортность (E) |
Интернальность (I) |
Стремление к доминированию (D) |
|
Воспитанники детского дома |
52 |
64 |
59 |
51 |
56 |
47 |
Ученики 7 класса средней школы |
62 |
76 |
65 |
64 |
67 |
48 |
Показатели уровня социальной адаптации воспитанников МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка
Адаптация (A) |
Самопринятие (S) |
Принятие других (L) |
Эмоциональная комфортность (E) |
Интернальность (I) |
Стремление к доминированию (D) |
|
А |
S |
L |
E |
I |
D |
|
девочки |
51 |
63 |
62 |
45 |
58 |
44 |
мальчики |
54 |
65 |
56 |
58 |
54 |
51 |
Особенности социальной адаптации детей на примере МСУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Дубровка