Организация и развитие платных услуг в МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2»
Содержание
Введение |
7 |
|
1 |
Теоретические основы организации деятельности МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» |
9 |
2 |
Исследование механизма бюджетного финансирования муниципального общеобразовательного учреждения |
12 |
2.1 |
Динамика объемов бюджетного финансирования в МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» |
12 |
2.2 |
Анализ расходования бюджетных средств в МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» |
16 |
3 |
Приоритетные направления совершенствования процесса финансирования муниципального общеобразовательного учреждения |
22 |
3.1 |
Повышение эффективности использования бюджетных средств |
22 |
3.2 |
Организация и развитие платных услуг в МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» |
26 |
Заключение |
29 |
|
Список использованных источников |
31 |
Введение
Прохождение практики в МУ «Центр обслуживания муниципальных учреждений Ромодановского муниципального района» дает наглядное представление о бюджетном финансировании, в связи с тем, что в данной организации обслуживается 19 муниципальных учреждений, для более детального, полного и точного анализа мною была выбрана одна организация, такая как Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2».
Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.
В общеобразовательных учреждениях бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям федеральных и региональных стандартов по различным предметам. Но не всегда случается так, что объем бюджетного финансирования соответствует реальным расходам общеобразовательного учреждения. Таким образом, складывается ситуация, когда муниципальные общеобразовательные учреждения нуждаются в дополнительных денежных средствах на финансирование своих расходов, поэтому совершенствование механизма бюджетного финансирования в муниципальном общеобразовательном учреждении является актуальной для нашего времени темой исследования.
Целью прохождения практики по бюджету является закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в области бюджетного финансирования муниципального общеобразовательного учреждения и разработка основных направлений совершенствования этого финансирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы организации деятельности муниципального общеобразовательного учреждения;
2) изучить организационно-правовую структуру МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2»,
3) исследовать механизм бюджетного финансирования МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2»,
4) разработать приоритетные направления совершенствования процесса финансирования муниципального общеобразовательного учреждения.
Предметом исследования является механизм бюджетного финансирования муниципального общеобразовательного учреждения.
Объектом исследования является МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2».
1 Теоретические основы организации деятельности
МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная
школа № 2»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2», в дальнейшем по тексту именуемое «Учреждение», по своей организационно-правовой форме является муниципальным образовательным учреждением. Тип Учреждения общеобразовательное учреждение полного общего образования. Вид Учреждения средняя общеобразовательная школа.
Учреждение является некоммерческой организацией, деятельность которой финансируется из средств бюджета Ромодановского муниципального района на основе сметы доходов и расходов [4].
В соответствии со своим статусом Учреждение реализует общеобразовательные программы начального общего; основного общего образования. Кроме того, школа реализует дополнительные образовательные программы различных направленностей в соответствии с лицензией.
Целями образовательного процесса, осуществляемого МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» являются:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
- адаптация обучающихся к жизни в обществе;
- создание у обучающихся основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование у обучающихся здорового образа жизни.
Задачами начального общего образования является воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
Задачами основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Организация образовательного процесса в Учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий.
МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования [23]: 1ступень начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года); 2 ступень основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет).
С учетом пожелания обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), а также возможностей Учреждения, Учреждение может оказывать дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги (на договорной основе), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами [23]: 1) обучение по дополнительным образовательным программам, не включенным в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих статус Учреждения; 2) репетиторство, кружки, курсы; 3) подготовка детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательном учреждении.
Стоимость оказания платных дополнительных образовательных услуг определяется договором между Учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся.
Деятельность Учреждения финансируется Учредителем на основе сметы доходов и расходов. Учреждение не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, за нее данный вид деятельности проводит МУ «Центр обслуживания муниципальных учреждений Ромодановского муниципального района» ежегодно представляющий отчет о поступлении и расходовании средств. Финансовые средства и материально-техническую базу Учреждения составляет основные фонды и оборотные средства, отраженные на его самостоятельном балансе.
Тарифные ставки (оклады) работников Учреждения устанавливаются по итогам аттестации на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. Учреждение в праве оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, в соответствии с целями и задачами, установленными настоящим Уставом.
МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школы № 2», как и любая некоммерческая организация, содержит в своей структуре отделы, предназначенные для реализации функций общеобразовательного учреждения.
Организационно-правовая структура МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школы № 2» представлена директором школы и отделами, находящимися в его подчинении. Каждый элемент организационно-правовой структуры школы выполняет заранее установленные для них функции.
2 Исследование механизма бюджетного финансирования муниципального общеобразовательного учреждения
2.1 Динамика объемов бюджетного финансирования в МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2 »
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2 » финансируется, в основном, за счет средств бюджета Ромодановского муниципального района.
МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» финансируется на основе сметы доходов и расходов. Безвозмездные поступления из бюджета за 2008 2010 гг. изображены в таблице 2 [21].
Таблица 2 Безвозмездные поступления из бюджета в МОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2», в тыс. руб.
Наименование поступления |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Субсидии на вознаграждение за классное руководство |
732,1 |
524,4 |
604,2 |
Субсидии на внедрение инновационных образовательных программ |
356,3 |
356,3 |
356,3 |
Субсидии на внедрение современных образовательных технологий |
323,2 |
323,2 |
323,2 |
Субвенции на поощрение лучших учителей |
121 |
113 |
109 |
Итак, рассмотрев таблицу 2, можно сделать следующие выводы:
- снижение суммы субсидии на вознаграждение за классное руководство в 2009 и в 2010 гг. связано с сокращением числа классов в школе, что привело к снижению количества классных руководителей;
- субвенции на поощрение лучших учителей также сократились, вследствие сокращения педагогического состава в школе в 2009 и 2010 гг.
Динамику объемов бюджетного финансирования МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» за 2008 2010 гг. можно подробно рассмотреть на рисунке 2.
Рисунок 2 Динамика объемов бюджетного финансирования МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2»
Таким образом, исходя из данных рисунка 2, можно сделать вывод о том, что в 2008 году наблюдается самый большой объем поступлений из бюджетных средств 1632,6 тыс. руб., но в 2009 году этот показатель снизился на 202,7 тыс. руб. Это связано с сокращением в школе педагогического состава, что снизило затраты на оплату труда.
Чтобы более подробно рассмотреть поступление бюджетных средств, можно обратиться к данным бюджетной росписи за 2010 год. Средства поступают из бюджета на определенные нужды, то есть распределение средств происходит по некоторым направлениям. Рассмотрим поступление бюджетных средств, необходимых для финансирования основных направлений расходов в 2010 году. Для этого обратимся к данным таблицы 3 [20].
Таблица 3 Объемы бюджетных поступлений для финансирования основных направлений расходов в МОУ «Ромодановская средняя
общеобразовательная школа № 2».
Получатель |
Сумма бюджетных ассигнований на год (план) |
||||
Всего |
в том числе по кварталам |
||||
I |
II |
III |
IV |
||
Заработная плата |
1094,6 |
219,0 |
274,0 |
274,0 |
327,6 |
Прочие выплаты |
14,4 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
Начисления на оплату труда |
286,8 |
71,6 |
71,7 |
71,7 |
71,8 |
Услуги связи |
7,2 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
57,7 |
14,0 |
14,0 |
15,0 |
14,7 |
Всего: |
1460,7 |
310,0 |
365,1 |
366,1 |
419,5 |
Таким образом, поступление бюджетных средств для расходования на заработную плату в 2010 году составило 1094,6 тыс. руб., причем наибольшая сумма бюджетных ассигнований пришлась на четвертый квартал 2010 года. Поступление средств на прочие выплаты составило 14,4 тыс. руб. за 2010 год, эта сумма распределилась равномерно между четырьмя кварталами по 3,6 тыс. руб. за каждый квартал. Начисления на оплату труда составляют 286,8 тыс. руб., наибольшая часть из которых поступила в школу в четвертом квартале. Бюджетные поступления на расходы за услуги связи составили в 2010 году 7,2 тыс. руб., причем эти поступления распределились равномерно по 1,8 тыс. руб. за квартал. На увеличение стоимости материальных запасов пришлось 57,7 тыс. руб., причем наибольшая сумма бюджетных ассигнований пришлась на третий квартал.
Чтобы нагляднее рассмотреть удельный вес, который занимают каждое из вышеперечисленных направлений расходования бюджетных средств, обратимся к рисунку 3.
Рисунок 3 Удельный вес бюджетных средств, необходимых для
финансирования расходов МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» в 2010 году
Исходя из данных рисунка 3, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в объеме бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования расходов школы в 2010 году, занимают бюджетные ассигнования на заработную плату почти 75%. Наименьший объем бюджетных ассигнований приходится на финансирование услуг связи 0,49% от общего объема бюджетных ассигнований.
Для финансирования своих расходов, помимо бюджетных средств, МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» предоставляет некоторые платные услуги, а именно [23]:
- подготовка детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательном учреждении;
- репетиторство.
Доход от предоставления школой платных услуг достигает около 7 тыс. руб. в год. Данный показатель очень невелик, так как внедрение платных услуг в школу произошло сравнительно недавно. Необходимо расширять спектр платных услуг, но при этом не заходить за определенные рамки.
Итак, МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» финансируется из бюджета Ромодановского муниципального района, причем наибольший объем бюджетных средств был перечислен в 2008 году в размере 1632,6 тыс. руб. В 2010 году этот показатель немного снизился. Школа также предоставляет платные услуги, но доход от них слишком мал, чтобы финансировать какие-либо крупные расходы.
2.2 Анализ расходования бюджетных средств в
МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная
школа № 2»
Расходы в МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» в 2008 2010 гг. включают следующие затраты [21]:
- на текущее содержание;
- на приобретение оборудования и инвентаря;
- на капитальный ремонт.
К расходам на текущее содержание относятся:
1) заработная плата педагогического, учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала;
2) учебные, канцелярские и хозяйственные расходы;
3) расходы на командировки и служебные разъезды.
В соответствии с рисунком 4 в 2008 году текущие расходы составили 1 190 300 руб., а в 2009 году 1 185 100 руб., снижение текущих расходов произошло из-за сокращения учащихся, дополнительных ставок и технического персонала. В 2010 году текущие расходы выросли на 55 100 руб. за счет повышения энергии ресурсов и капитального ремонта котельной.
Рисунок 4 Текущие расходы МОУ «Ромодановская
средняя общеобразовательная школа № 2» за 2008 2010гг.
Основной статьей расходов является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет около 45% всех расходов на текущее содержание школы. В 2008 году расходы на оплату труда составили 677 100 руб., а в 2009 году 635 500 руб. Это снижение произошло за счет сокращения классов комплектов. В 2010 году оплата труда возросла на 20 000 руб. в связи с повышением коэффициента тарификации и классного руководства.
Фонд заработной платы по школе включает [23]:
- заработную плату учителей за уроки;
- оплату за проверку тетрадей;
- заработную плату административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала;
- дополнительные виды оплаты учителей.
Фонд заработной платы учителей определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на один класс и средней ставки учителя в месяц. Ставки и оклады устанавливаются в соответствии с разрядами единой тарифной сетки (от 7-го до 14-го) и аттестацией педагогического персонала.
Оклады рассчитываются по нормам педагогической нагрузки. Учителям I IV классов за 20 часов в неделю, остальным по 18 часов в неделю. Общий объем нагрузки учителя определяется по данным учебных планов Министерства образования, в которых приведены учебные предметы и число часов в неделю в каждом классе.
В фонд заработной платы педагогического персонала включается дополнительная оплата за проверку письменных работ:
- в первых классах 10% от величины заработной платы;
- в других классах в зависимости от предмета и с учетом количества ставок: по русскому языку 15%, по математике 10%, по иностранному языку 10%, по биологии и химии 5%.
Ставки заработной платы каждому учителю и общий фонд заработной платы педагогов по школе устанавливаются путем тарификации учителей, которая производится ежегодно на 1 сентября. Фонд заработной платы административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется по утвержденным типовым штатам и должностным окладам (директор школы, заместитель директора, библиотекарь, уборщица и т. д.).
В фонд заработной платы включаются также следующие доплаты [16]:
1) за классное руководство до 20% оклада;
2) за заведование кабинетом 20% оклада;
3) за руководство школьным кружком 80%;
4) за ведение внеклассной работы до одной ставки;
5) учителю химии за вредные условия до 12% оклада;
6) выплаты ежемесячной денежной компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими печатными изданиями 10% от оклада.
Начисленный фонд заработной платы уменьшается на 3% этого фонда в связи с тем, что работники во время болезни получают пособие по временной нетрудоспособности за счет средств бюджета социального страхования.
Начисления на оплату труда рассчитываются путем умножения годового фонда оплаты труда на общий процент налогов. В 2010 году этот процент составил 26,2% (в него входят 6% - федеральный бюджет, 14% - страховая и накопительная часть трудовой пенсии, 2,9% - Фонд социального страхования, 2% - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 1,1% - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 0,2% -Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве).
Следующей значительной статьей являются учебные расходы, которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных, канцелярских принадлежностей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обновление и использование библиотечных фондов учебников. В 2008 году учебные расходы составили 50 600 руб., а в 2009 году 24 600 руб. Снижение учебных расходов произошло из-за не выполнения бюджета. В 2010 году на учебные расходы было выделено 80 400 руб. в связи с внедрением проекта «Образование».
Важной статьей расходов являются затраты на бесплатное питание детей. Предусматривается, что в группах продленного дня 10% детей освобождаются от оплаты полностью, а 15% наполовину. Сумма расходов определяется исходя из норм расходов, количества детей и количества дней, в течение которых дети пользуются бесплатным питанием.
В смете школы предусматриваются также расходы на приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зданий. Потребность школы в инвентаре и оборудовании на плановый год определяется исходя из обеспеченности школы на начало года и необходимости его обновления в плановом периоде с учетом установленных норм на одну школу или на одно ученическое место.
Затраты на капитальный ремонт школы при сводном планировании определяются исходя из общей внешней кубатуры школьных зданий и расчетных норм расходов на 1 м2. За счет средств, выделяемых на эти цели, могут проводиться реконструкция и расширение школы, пристройка классных комнат. В соответствии с рисунком 5 в 2008 году затраты на капитальный ремонт составили 7 200 руб., а в 2009 году 77 100 руб. Увеличение капитальных расходов в 2009 году произошло из-за капитального ремонта столовой и приобретения компьютера. В 2010 году капитальные расходы составили 100 000 руб. в связи с приобретением котла отопления и установки пожарной сигнализации.
Рисунок 5 Капитальные расходы МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» за 2008 2010 гг.
Помимо вышеперечисленных расходов, МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа» выплачивает следующие виды налогов в бюджет [2]:
1) земельный налог;
2) налог на имущество;
3) транспортный налог.
МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа» поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения.
На основе платежных поручений, можно рассмотреть суммы денежных средств, выплачиваемых в бюджет в виде налогов. Они изображены в таблице 4.
Таблица 4 Суммы налогов, уплачиваемых в бюджет
№п/п |
Наименование налога |
Сумма налога, в рублях |
1 |
Земельный |
35007 |
2 |
Налог на имущество |
856 |
3 |
Транспортный |
475 |
Таким образом, наибольшая сумма денежных средств была выплачена по земельному налогу 35007 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка оценивается в 2333819 рублей, что соответствует налоговой базе. Ставка по этому налогу равна 1,5 % [15].
По налогу на имущество было выплачено 856 рублей. Средняя стоимость имущества за отчетный период составила 155486 рублей. Налоговая ставка равна 2,2 % [2].
По транспортному налогу было выплачено 475 рублей. МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» имеет в своем распоряжении УАЗ 3741. Ставка налога равна 25 % [15].
Таким образом, школа работает на основе муниципального бюджета, который формируется ежегодно. Средства этого фонда распределяются по школе в зависимости от числа учащихся, которым нужна помощь, и расходуются по специальным сметам. На основе расчетов по статьям расходов составляется смета расходов общеобразовательной школы, а на основе этих смет составляется сводная смета расходов на содержание общеобразовательной школы к проекту местного бюджета, бюджета субъекта федерации.
3 Приоритетные направления совершенствования процесса финансирования муниципального общеобразовательного учреждения
3.1 Повышение эффективности использования бюджетных средств
Бюджетное финансирование образования продолжает играть немалую роль, поскольку другие источники по разным причинам пока слабы. Средством повышения эффективности бюджетного финансирования, может стать использование принципов «подушевого» нормативного планирования и распределения бюджетных ресурсов в сфере образования [5].
В сфере профессионального образования на основе оценки потребности определяется государственный заказ на профессиональное образование. Эта оценка должна осуществляться органом управления образованием совместно с потребителями (ведомствами, профессиональными ассоциациями и объединениями работодателей). Предполагается разработка Госкомстатом, Минэкономики, Минтрудом, Минфином и Минобразования России системы контрольных показателей структуры профессиональной подготовки, оценки текущего и перспективного спроса на рынке труда. Целесообразно предусмотреть ежегодное выделение средств на проведение социологических исследований в целях дополнения объективной образовательной статистики.
Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется развивать систему региональных и муниципальных заказов. Государственный региональный заказ будет охватывать основную часть начальной и средней профессиональной подготовки, а также определенную долю высшего профессионального образования. Он должен определяться соответствующими органами субъектов Российской Федерации. Рекомендуется вырабатывать эти предложения на основе прогноза развития территорий, консультаций с представителями работодателей, образовательных учреждений и других заинтересованных организаций.
Для общего образования применение нормативного бюджетного финансирования предусматривает финансирование учебных заведений пропорционально количеству учащихся в размерах, обеспечивающих предоставление образовательных услуг в объеме минимальных требований образовательного стандарта.
При этом необходимо разделять норматив подушевого финансирования, рассчитываемый на федеральном уровне и подушевой норматив, рассчитываемый на местном уровне. Первый служит основой для оценки уровня финансирования образования и создает объективную основу для межбюджетных взаимоотношений между центром и регионами, регионами и муниципальными образованиями. Второй определяет конкретный объем финансирования (прямого перечисления средств) образовательных учреждений.
Базой для расчета норматива первого типа должны стать расходы, обеспечивающие выполнение государственного образовательного стандарта, по крайней мере, в объеме минимальных требований. В этом случае появляется объективная основа для определения того, какое образование и в каком объеме общество способно гарантировать. Естественно, что при этом подушевой норматив должен обеспечивать реально равный уровень финансирования образования в городских и сельских школах, в регионах с различными условиями, то есть должна быть разработана система поправочных коэффициентов. Объем бюджетных расходов на образование, привязанный к конкретному содержанию, может стать реальной основной соглашений между федеральным центром и регионами в вопросах разделения обязанностей и полномочий по финансированию образования.
Подушевое финансирование на уровне минимальных требований государственного образовательного стандарта должно быть подкреплено системой федеральных гарантий через систему целевых федеральных трансфертов на финансирование общего образования. Субъекты РФ и органы местного самоуправления должны иметь возможность устанавливать подушевые нормативы финансирования на уровне, превышающем федеральный, при условии полного финансирования соответствующих дополнительных расходов за счет собственных бюджетных средств.
Однако, отсутствие утвержденных федеральных и, в большинстве случаев региональных образовательных стандартов, откладывают введение этой экстренно необходимой меры на неопределенный срок. В этих условиях целесообразно ввести временные стандарты, рассчитанные исходя из возможностей. Норматив подушевого финансирования, рассчитываемый на региональном и муниципальном уровне (подушевой норматив второго типа), по крайней мере, в переходный период, должен включать преимущественно текущие расходы: заработную плату, учебные и административно-хозяйственные расходы, расходы на повышение квалификации, на оборудование и текущий ремонт.
В нормативе может быть учтена и стоимость коммунальных услуг, однако в отношении части образовательных учреждений это может быть затруднено ввиду большой внутрирегиональной дифференциации стоимости этих услуг.
Ввиду наличия повышенной внутрирегиональной дифференциации школ по стоимости основных фондов, на первом этапе не представляется возможным включение в нормативы подушевого финансирования расходов на аренду помещений, капитальный ремонт и капитальное строительство. Первоначально эти расходы должны быть отнесены к фиксированным издержкам, финансирование которых в основном должно идти вне зависимости от наполняемости классов. При этом необходимо предусмотреть возможность корректировки этих расходов в сторону увеличения при наличии переполнения школы и в сторону уменьшения - при существенном сокращении контингента учащихся в данном образовательном учреждении.
В дальнейшем в целях стимулирования конкуренции на образовательном рынке целесообразно постепенное включение данной категории расходов в состав подушевого норматива.
Необходимо также предусмотреть меры финансовой поддержки малокомплектных школ в населенных пунктах в тех случаях, когда одна такая школа остается единственной в пределах транспортной досягаемости для определенного контингента учащихся.
С целью закрепления педагогических кадров, усиления социальной поддержки работников образования целесообразно ввести норматив социальных выплат, устанавливающий предельное соотношение объема допустимых (за счет средств бюджета), социальных выплат, к объему планируемых бюджетных ассигнований.
Общеобразовательные организации независимо от формы собственности должны иметь доступ к подушевому финансированию при условии соблюдения ими требований государственных образовательных стандартов. Реализация этого права должна быть достигнута через систему государственной аккредитации общеобразовательных организаций.
Вместе с тем, особый порядок финансирования может быть предусмотрен для сельских школ, детских домов и интернатов, спецшкол и специальных профтехучилищ для детей с противоправным поведением, для учреждений системы специального образования для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, а также для системы дошкольного и дополнительного внешкольного образования.
Внедрение механизма подушевого финансирования возможно при выполнении трех условий [6]:
1) реализация образовательными учреждениями предусмотренного Законом об образовании права на юридическую и финансовую самостоятельность, включая открытие банковских счетов;
2) выделение бюджетных средств не постатейно, а общей суммой, при государственном контроле за соблюдением минимальных нормативов по социально значимым выплатам;
3) формировании общественно-государственных органов (попечительских советов образовательных учреждений), осуществляющих контроль за расходованием средств, включая полученные из внебюджетных источников.
Предложенные меры должны быть с необходимостью дополнены стимулированием создания фондов поддержки учреждений образования (фондов социально-экономического развития) на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, которые будут аккумулировать спонсорские и родительские средства, и направлять их на повышение качества учебного процесса (педагогические инновации), поддержание и развитие материально-технической базы школ, реализацию мер социальной защиты. Порядок и направления расходования средств указанных фонда определяется и контролируется общественными органами управления.
3.2 Организация и развитие платных услуг в муниципальном общеобразовательном учреждении
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505
"Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг",
платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию обучающихся, а воспитанникам дошкольных учреждений и обучающимся общеобразовательных учреждений по желанию их родителей (законных представителей) [12]. К таковым следует относить услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами, и оговоренные в уставе образовательного учреждения.
Организация и развитие платных образовательных услуг поможет муниципальному образованию создать внутрихозяйственный резерв, средства которого должны быть использованы на покрытие расходов, связанных с общеобразовательным процессом и на цели, указанные в Уставе общеобразовательного учреждения.
Для внедрения платных дополнительных образовательных услуг необходимо обеспечить [12]:
- обоснованность стоимости платных дополнительных образовательных услуг, исходя из расходов, связанных с их предоставлением;
- общественный контроль за обоснованностью расходов финансовых средств, полученных от предоставленных платных дополнительных образовательных услуг;
- эффективный контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг и при необходимости принять дисциплинарные меры воздействия к должностным лицам, допустившим нарушения.
К платным дополнительным услугам можно отнести [13]:
1) обучение по дополнительным образовательным программам, не включенным в перечень основных общеобразовательных программ;
2) репетиторство, кружки, курсы;
3) подготовка детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательном учреждении.
4) в крупных городах принудительно взимается родительская плата за охрану школ;
Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.
К платным образовательным услугам, предоставляемым муниципальными образовательными учреждениями, не относятся [13]:
- снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;
- реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
- факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.
Организация и развитие платных услуг значительно расширяет профиль общеобразовательного учреждения. Муниципальное общеобразовательное учреждение не должно ограничиваться предоставлением только лишь тех услуг, которые включены в перечень основных общеобразовательных программ. С каждым годом деятельность общеобразовательного учреждения должна развиваться, предоставляя все новые и новые услуги. Главный принцип предоставления платных услуг должен заключаться в том, чтобы эти услуги были по приемлемой стоимости, а также они должны предоставляться строго на договорной основе. При этом самое важное оказывать эти услуги в рамках закона, то есть не заходить за строго установленные рамки. Некоторые руководители муниципальных общеобразовательных учреждений пренебрегают этими рамками, что оказывает негативное влияние на учащихся и весь образовательный процесс, а также приводит к различным спорам и разногласиям с родителями учащихся общеобразовательного учреждения.
Таким образом, оказание платных дополнительных образовательных услуг должно происходить только по желанию обучающихся, а воспитанникам дошкольных учреждений и обучающимся общеобразовательных учреждений по желанию их родителей. Денежные средства, полученные от оказания платных услуг, должны быть использованы на цели, указанные в Уставе общеобразовательного учреждения.
Заключение
В завершение написания отчета о прохождении практики хотелось бы подвести итоги, обозначить результаты, достигнутые в связи с ее прохождением.
МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» является некоммерческой организацией, деятельность которой финансируется из средств бюджета Ромодановского муниципального района на основе сметы доходов и расходов. Организационно-правовая структура представлена директором школы и отделами, находящимися в его подчинении. Каждый элемент организационно-правовой структуры школы выполняет заранее установленные для них функции.
Поступление бюджетных средств для расходования на заработную плату в 2010 году составило 1094,6 тыс. руб., причем наибольшая сумма бюджетных ассигнований пришлась на четвертый квартал 2010 года. Поступление средств на прочие выплаты составило 14,4 тыс. руб. за 2010 год, эта сумма распределилась равномерно между четырьмя кварталами по 3,6 тыс. руб. за каждый квартал. Начисления на оплату труда составляют 286,8 тыс. руб., наибольшая часть из которых поступила в школу в четвертом квартале. Бюджетные поступления на расходы за услуги связи составили в 2010 году 7,2 тыс. руб., причем эти поступления распределились равномерно по 1,8 тыс. руб. за квартал. На увеличение стоимости материальных запасов пришлось 57,7 тыс. руб., причем наибольшая сумма бюджетных ассигнований пришлась на третий квартал.
Школа работает на основе муниципального бюджета, который формируется ежегодно. Средства этого фонда распределяются по школе в зависимости от числа учащихся, которым нужна помощь, и расходуются по специальным сметам. На основе расчетов по статьям расходов составляется смета расходов общеобразовательной школы, а на основе этих смет составляется сводная смета расходов на содержание общеобразовательной школы к проекту местного бюджета, бюджета субъекта федерации.
Приоритетными направлениями совершенствования процесса финансирования муниципального общеобразовательного учреждения являются:
- повышение эффективности использования бюджетных средств, путем использования принципов «подушевого» нормативного планирования и распределения бюджетных ресурсов в сфере образования;
- организация и развитие платных услуг в муниципальном общеобразовательном учреждении поможет муниципальному образованию создать внутрихозяйственный резерв, средства которого должны быть использованы на покрытие расходов, связанных с общеобразовательным процессом и на цели, указанные в Уставе общеобразовательного учреждения.
Данный перечень направлений совершенствования процесса финансирования муниципального общеобразовательного учреждения, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие пути совершенствования, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.
Список использованных источников
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // «Справочно-правовая система Гарант».
2 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №147-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // «Справочно-правовая система Гарант».
3 Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» // «Справочно-правовая система Гарант».
4 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями) // «Справочно-правовая система Гарант».
5 Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования» // «Справочно-правовая система Гарант».
6 Указ Президента РФ от 31 августа 1999 г. N 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» // «Справочно-правовая система Гарант».
7 Приказ Минфина РФ от 27 августа 2004 г. N 243 «О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений» // «Справочно-правовая система Гарант».
8 Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями и дополнениями) // «Справочно-правовая система Гарант».
9 Письмо Минобразования РФ от 20 декабря 2000 г. N 03-51/64 «О методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях» // «Справочно-правовая система Гарант».
10 Письмо Минобразования РФ от 28 января 2002 г. N 20-50-277/20-05 «О мерах по выделению муниципальным образованиям субвенций в бюджетах субъектов РФ на финансирование общеобразовательных учреждений основного общего образования» // «Справочно-правовая система Гарант».
11 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) // «Справочно-правовая система Гарант».
12 Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (с изменениями и дополнениями) // «Справочно-правовая система Гарант».
13 Приказ Минобразования РФ от 16 июня 1998 г. N 1578 «О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями» // «Справочно-правовая система Гарант».
14 Письмо Минобразования РФ от 21 июля 1995 г. N 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» // «Справочно-правовая система Гарант».
15 Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 13 марта 2001 г. N 04-05-11/22 «Об обложении образовательных учреждений налогом, перечисляемым в дорожный фонд и земельным налогом» // «Справочно-правовая система Гарант».
16 Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы. Учеб. для вузов / Бабич А. М., Павлова Л. Н. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. 373 с.
17 Бюджетная система России: учеб. для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 703 с.
18 Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для студ. вузов / А. М. Годин, Н. С. Максимова, И. В. подпорина. 2-е изд. испр. и доп. М.: Дашков и К, 2005. 565 с.
19 Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / А. С. Нешитой. Изд. 6-е, испр. и доп. М.: Дашков и К, 2007. 307 с.
20 Бюджетная роспись бюджета Ромодановского муниципального района на 2010 год.
21 Смета доходов и расходов МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» на 2008, 2009, 2010 годы.
22 Тарификационный список учителей и педагогических работников по МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» на 2010 год.
23 Устав МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа
№ 2»;
24 Штатное расписание МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа» на 2010 год.
PAGE 6
Организация и развитие платных услуг в МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2»