Понятие, предмет и система финансового права

Тема №2 «Понятие, предмет и система финансового права»

1. Предмет финансового права.

2. Понятие финансового права.

3. Система финансового права.

4. Методы правового регулирования.

5. Источники финансового права.

Вопрос №1: «Предмет финансового права».

Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. В процессе такой деятельности государства возникает две группы финансовых отношений: материальные и организационные.

Материальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределение государственных денежных фондов.

Отношения, возникающие в процессе организации денежной системы страны в целом и финансовой деятельности государства в частности, системы финансовых учреждений государства, обеспечения их деятельности относятся к разряду организационных финансовых отношений.

Общим признаком материальных и организационных финансовых отношений выступает то, что они обусловлены существованием государства и являются продуктом его финансовой деятельности.

Признаки материальных финансовых отношений:

  1. Являются денежными, поскольку выражают процесс либо формирования государственного денежного фонда либо процесс расходования денежного фонда;
  2. Опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряжённое встречным движением стоимости в товарной форме;
  3. Носят распределительный характер;
  4. Являются разновидностью экономических отношений;
  5. Возникают в процессе финансовой деятельности государства, существуют лишь в правовой форме.

Вопрос №2: «Понятие финансового права».

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы и обеспечения её нормального функционировании, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.

Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.

Финансовое законодательство- это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Вопрос №3: «Система финансового права».

Финансовое право, подобно многим другим отраслям права состоит из общей и особенной частей.

Общая часть включает в себя правовые нормы, закрепляющие основные начала финансовой деятельности государства, её задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию государственных органов, участвующих в финансовой деятельности государства. Эти нормы устанавливают положения, которые распространяются на все разделы и институты особенной части финансового права.

Общая часть финансового права представлена следующими институтами:

  1. финансовое устройство
  2. правовые основы денежной системы
  3. управление в области финансов
  4. финансовое планирование
  5. финансовый контроль
  6. финансово- правовая ответственность

Что касается особенной части финансового права, то в правовой науке уже сложилось мнение, согласно которому в системе финансового права находит своё отображение финансовая система страны как объективно существующая экономическая категория.

Существуют проблемы в отношении состава финансовой системы. Тем не менее в большинстве случаев называются следующие институты:

  • бюджетное право
  • налоговое право
  • внебюджетные денежные фонды
  • финансы государственных предприятий
  • государственные доходы
  • государственный кредит
  • имущественное и личное страхование
  • государственные расходы
  • банковское кредитование
  • денежное обращение и расчёты
  • валютное регулирование

Вопрос №4: «Методы правового регулирования».

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников финансового отношения посредством

определения их прав и обязанностей.

Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Основным методом выступает императивный метод, который в юридической литературе называют односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным, а ранее именовали административным.

Преимущественное применение финансовым правом императивного метода объясняется спецификой финансовой деятельности государства. В процессе формирования своих денежных фондов оно чаще всего вынуждено добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т.е. путём принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев.

Налоги устанавливаются государством в односторонне-властном порядке посредством издания соответствующим органом нормативного акта. В Казахстане право установления налогов предоставлено Парламенту и делается им путём принятия закона. Этот акт обычно дополняется подзаконными актами органа, призванного государством осуществлять сбор налогов. Эти акты конкретизируют и разъясняют положения закона.

Императивный метод регулирования финансовых правоотношений характеризуется следующими признаками:

  1. государство определяет поведение субъектов финансового отношения путём односторонне-властных предписаний, содержащихся в правовых актах, носящих как правило нормативный характер;
  2. это предписание детально регламентирует поведение сторон;
  3. взаимные права и обязанности сторон порождены государством и вытекают из того нормативного акта, который регулирует данное отношение;
  4. стороны не вправе отступать от исполнения предписаний государства, которые носят для них обязательный характер;
  5. исполнение предписаний государства обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым уполномоченным органом государства либо через суд, либо в одностороннем порядке;
  6. возможность выбора поведения сторон, в том числе на основе их взаимного соглашения, либо вообще отсутствует, либо касается несущественных моментов;
  7. неисполнение предписания влечёт за собой ответственность нарушителя;
  8. субъект, представляющий в финансовом правоотношении государство наделён более широкими правами, чем другой, и как правило, обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписаний государства.

Диспозитивный метод по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов финансового отношения. Правовой акт государства, регулирующий данное отношение не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. В итоге возникает договорная форма финансового отношения.

Диспозитивный метод правового регулирования финансовых отношений характеризуется следующими признаками:

  1. права и обязанности сторон формируются по линии двух источников:
    1. нормативного акта, регулирующее данное отношение;
    2. договорами, заключенного между сторонами;
  2. односторонне-властные предписания государства не носят всеобъемлющего характера, оставляя субъектам данного отношения право на собственное волеизъявление;
  3. правовой акт, регулирующий данное правоотношение, порождает для субъекта, представляющего в нём государство, не только права, но и обязанности перед другой стороной, а также выступает предпосылкой возникновения финансового обязательства государства перед этой стороной;
  4. регулирующее воздействие государства на поведение своего контрагента выражается не только в форме побуждения с использованием для этого экономических стимулов и материальной заинтересованности;
  5. права и обязанности сторон финансового правоотношения более уравновешены, т.е. выражены категорической формулой «власти и подчинения», свойственной императивному методу, и управомоченный субъект также выступает носителем определённых юридических обязанностей, в том числе, вытекающих из договора, опосредующее данное отношение;
  6. юридической формой финансового отношения, при регулировании его посредством диспозитивного метода, выступает финансово-правовой договор, сторонами которого являются государство и контрагент государства по финансовому отношению;
  7. финансово-правовой договор порождает права и обязанности сторон, наделяя при этом большими правами вторую сторону этого отношения – государство или представляющий его орган;
  8. финансово-правовой договор может быть заключён только в случае, когда это позволяет тот правовой акт, который регулирует данное финансовое отношение, и только по вопросам, которые этим правовым актом отосланы на разрешении сторон договора.

Вопрос №5: «Источники финансового права».

Источниками финансового права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержаться финансово-правовые нормы.

Главным источником финансового права является Конституция Республики Казахстан, которая устанавливает основы финансовой деятельности государства, компетенции высших органов государственной власти в области финансов, предусматривает обязанность граждан по уплате законно установленных налогов.

Как результат борьбы общества за демократию правового регулирования финансовых отношений, важное место в системе источников финансового права занимают законы – акты высшего представительного органа государства.

Однако, в правовом регулировании финансовых отношений продолжают играть существенную роль и подзаконные акты, в первую очередь Постановления Правительства Республики Казахстан.

Наконец, не изжита до конца практика правового регулирования посредством ведомственных правовых актов – актов Министерства финансов, Министерства государственных доходов, а по некоторым вопросам и Нацбанка РК.

Понятие, предмет и система финансового права