Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И. С. Тургенева Ася
Гречишникова Марина Анатольевна, учитель русского языка и
литературы
2 часа – спаренные уроки
Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и
эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность,
показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств,
переживаний, сомнений героев.
Задачи:
- Обучающие – формирование объективной оценки произведения на
основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать,
делать выводы. Развивающие – совершенствование навыков анализа художественного
произведения; повторение теоретических понятий: жанр,
изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания
образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и
сопоставления, классификации, умения выделять главное. Воспитательные – воспитание внимательного читателя, любви к
родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к
чтению произведений Тургенева.
Оборудование: текст повести И. С. Тургенева “Ася”, музыкальное
сопровождение (П. И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная
соната”), аудиомагнитофон, проектор мультимедиа.
Ход урока
К уроку учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о
писателе.
I. Оргмомент.
Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:
И. С. Тургенев “Ася”.
История семьи Гагиных. Психологизм повести.
Н. Н. – главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.
Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?
Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока.
Это основные направления работы на уроке.
Учитель: Предложите свои варианты темы.
Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):
История первой любви.
История Аси и Н. Н.
Прекрасные мгновенья.
Воспоминания о первой любви.
Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.
II. Погружение в атмосферу повести.
Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия
повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I,
II, IV, X.
1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они
ассоциируются?
(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П. И. Чайковский
“Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”, Шопен или другие
лирические классические произведения(см. Музыкальное приложение). Можно
предложить самим учащимся назвать авторов и произведения, так как многие из них
учатся в музыкальной школе и знакомы с творчеством этих авторов.)
Вопросы:
Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными
фрагментами? (Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. “К Элизе” обычно
ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин танцуют вальс. Музыка
Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в
сцене объяснения в гл. XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому
своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники
почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно
сопровождает музыка.)
- Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным
сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного? Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа?
(Роман (бессмертное произведение)тический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние
немецких поэтов-романтиков.) Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое
знакомство с Асей?(Ночь, луна, мелодия вальса) Почему? (Должно случиться
что-то особенное) Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)? (Россия.
Грусть по родине. Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе? (Не такая, как
все. Особенная. И “умом Россию не понять, аршином общим не измерить…” - были
и такие ассоциации – Асю тоже “аршином общим не измерить”.)
III. “Что за хамелеон эта девушка!”
Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему
эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?
- Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации
вызывают эти строки? (А. С. Пушкин “Евгений Онегин”: Татьяна, русская
душою, …) Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной? (гл. IX – Ее
душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной.) Назовите черты сходства. (“как лань лесная, боязлива” Татьяна, Ася
дичится; читала французские романы, “русская душою”, любовь к природе,
первой призналась в любви, “Ваша!”, решительность, естественность поведения,
искренность, драматическая развязка отношений главных героев) Перечислите “странности” Аси. (с помощью мультимедиа-проектора
(презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы)