Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И. С. Тургенева Ася


Гречишникова Марина Анатольевна, учитель русского языка и

литературы

2 часа – спаренные уроки

Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и

эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность,

показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств,

переживаний, сомнений героев.

Задачи:

    Обучающие – формирование объективной оценки произведения на

    основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать,

    делать выводы. Развивающие – совершенствование навыков анализа художественного

    произведения; повторение теоретических понятий: жанр,

    изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания

    образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и

    сопоставления, классификации, умения выделять главное. Воспитательные – воспитание внимательного читателя, любви к

    родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к

    чтению произведений Тургенева.

Оборудование: текст повести И. С. Тургенева “Ася”, музыкальное

сопровождение (П. И. Чайковский “Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная

соната”), аудиомагнитофон, проектор мультимедиа.

Ход урока

К уроку учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о

писателе.

I. Оргмомент.

Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:

И. С. Тургенев “Ася”.

История семьи Гагиных. Психологизм повести.

Н. Н. – главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.

Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?

Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока.

Это основные направления работы на уроке.

Учитель: Предложите свои варианты темы.

Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):

История первой любви.

История Аси и Н. Н.

Прекрасные мгновенья.

Воспоминания о первой любви.

Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.

II. Погружение в атмосферу повести.

Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия

повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I,

II, IV, X.

1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они

ассоциируются?

(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П. И. Чайковский

“Времена года. Июнь”, Бетховен “К Элизе”, “Лунная соната”, Шопен или другие

лирические классические произведения(см. Музыкальное приложение). Можно

предложить самим учащимся назвать авторов и произведения, так как многие из них

учатся в музыкальной школе и знакомы с творчеством этих авторов.)

Вопросы:

Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными

фрагментами? (Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. “К Элизе” обычно

ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин танцуют вальс. Музыка

Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в

сцене объяснения в гл. XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому

своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники

почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно

сопровождает музыка.)

    Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным

    сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного? Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа?

    (Роман (бессмертное произведение)тический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние

    немецких поэтов-романтиков.) Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое

    знакомство с Асей?(Ночь, луна, мелодия вальса) Почему? (Должно случиться

    что-то особенное) Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)? (Россия.

    Грусть по родине. Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе? (Не такая, как

    все. Особенная. И “умом Россию не понять, аршином общим не измерить…” - были

    и такие ассоциации – Асю тоже “аршином общим не измерить”.)

III. “Что за хамелеон эта девушка!”

Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему

эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?

    Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации

    вызывают эти строки? (А. С. Пушкин “Евгений Онегин”: Татьяна, русская

    душою,
    …) Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной? (гл. IX – Ее

    душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной.
    ) Назовите черты сходства. (“как лань лесная, боязлива” Татьяна, Ася

    дичится; читала французские романы, “русская душою”, любовь к природе,

    первой призналась в любви, “Ваша!”, решительность, естественность поведения,

    искренность, драматическая развязка отношений главных героев) Перечислите “странности” Аси. (с помощью мультимедиа-проектора

    (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы)