Источники гражданского права

Тема 3. Источники гражданского права

(2 часа)

  1. Понятие и виды источников гражданского права.
  2. Гражданское законодательство, его иерархия.
  3. Роль и значение судебной практики для развития гражданского права.
  4. Применение аналогии права и аналогии закона.
  5. Действие гражданского закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

  1. Понятие источника ГП. Виды источников ГП

Источник ГП – это способ внешнего выражения гражданско-правовых норм, закрепляющий их общеобязательность.

Источники права обладают определенными признаками, позволяющими отличить их от других способов изложения правил поведения. К основным признакам права относятся:

  • общеобязательность – т.е., распространение на всех субъектов права, их неопределенный круг;
  • нормативность – содержанием источника являются правила поведения, рассчитанные на универсальное применение в течение длительного (как правило, неопределенного) времени, а не разовое применение;
  • формальная определенность – нормы права (правила поведения) должны быть надлежащим образом формализованы для доведения их содержания до сведения субъектов правоотношений, уяснения и правильного применения;
  • системность – право для его эффективного применения должно быть определенным образом структурировано с выделением общих и специальных норм, правовых понятий, легальных дефиниций и т.п.

К источникам ГП Украины (виды источников ГП) в общем виде можно отнести следующие.

1. Нормативно-правовой акт (НПА) – это письменный документ компетентного органа государства или органа местного самоуправления, закрепляющий обеспеченное им формально обязательное правило поведения общего характера.

Система разных по своей юридической силе НПА в сфере гражданского права представляет собой гражданское законодательство (более подробно значение НПА как источника гражданского права будет рассмотрено во втором вопросе темы).

2. Нормативно-правовой договор – это объективированное, формально обязательное правило поведения общего характера, установленное по взаимной договоренности нескольких субъектов и обеспечиваемое государством.

Из нормативно-правовых договоров как источников ГП особое значение имеют международные договоры и типовые договоры.

Международные договоры. Международный договор – это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, изложено ли такое соглашение в одном документе, в двух или несколько связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (Венская конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969 г., З.У. «О международных договорах Украины» от 29.06.2004 г. № 1906-IV).

В соответствии со ст. 9 Конституции Украины, международно-правовые договоры, согласие на обязательность которых было дано ВРУ, становятся частью национального законодательства Украины. В соответствии с ч. 2 ст. 19 З.У. «О международных договорах Украины» в Украине действует принцип примата международного права над национальным: если в международном договоре, вступившем в силу (напр., в силу его ратификации ВРУ), установлены иные правила, нежели предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, применяются правила международного договора. Аналогичное правило содержится в ч. 2 ст. 10 ГК Украины.

С точки зрения регулирования гражданско-правовых отношений наиболее важными международными договорами Украины являются:

1) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция 1980 г.);

2) Конвенция ООН о сроках исковой давности по договорам международной купли-продажи товаров 1975 г (с дополнениями, внесенными Конвенцией 1980 г.);

3) Конвенция ООН о признании и исполнении иностранных арбитражных решений 1958 г. (Нью-Йоркская Конвенция);

4) Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. (Европейская Конвенция по правам человека);

5) Женевская Конвенция, которой вводится Унифицированный закон о переводных и простых векселях от 07.06.1930 г. (ратифицирована Украиной 06.07.1999 г., фактически действует с 06.01.2000 г.).

Типовые договоры. В отличие от примерных договоров, которые носят рекомендательный характер, типовые договоры являются обязательными для соблюдения сторонами.

Так, в соответствии со ст. 180 ХК Украины, типовые договоры разрабатываются и принимаются КМУ (Постановление об утверждении Типового договора аренды земли от 03.03.2004 г. № 220). В то же время на практике действует большое количество типовых договоров, утвержденных другими государственными органами (Типовой договор о снабжении электрической энергией, Типовой договор о предоставлении услуг по содержанию зданий, сооружений и придомовых территорий).

3. Правовой прецедент – это объективированное решение органа государства по конкретному делу, обязательное при разрешении всех последующих аналогичных дел.

В теории выделяют два вида прецедентов – административный и судебный. В Украине административный прецедент никогда не рассматривался в качестве источника права, в то время как судебная практика приобретает постепенно все большее нормотворческое значение.

Судебный прецедент (от англ. precedent «предшествующий») – это вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу, обязательное при рассмотрении судами в будущем аналогичных дел. (В СССР прецедент был исключен из источников права после 1917 г. и даже запрещен).

На сегодняшний день акты судебного правоприменения следует рассматривать в связи с их нормотворческим значением в следующих случаях:

а) Решения Европейского суда по правам человека, толкующие Европейскую Конвенцию 1950 г. о правах человека, ратифицированную Украиной, в силу Закона о ратификации становятся частью национального законодательства (ст. 9 Конституции). Согласно ст. 17 З.У. «Об исполнении решений и применении практики Европейского Суда по правам человека» от 23.02.2006 г. № 3477-IV, суды при рассмотрении дел обязаны применять практику ЕСПЧ в качестве источника права.

б) Решения Конституционного Суда Украины об официальном толковании положений Конституции и законов Украины распространяются не только на стороны в конкретном решенном споре (деле), но и на всех прочих субъектов права на всей территории Украины, не исчерпываются разовым применением, не имеют срока действия (действуют практически столько же, сколько сохраняет силу истолкованная правовая норма) и имеют все признаки «квазипрецедентного» права.

В отечественной доктрине приобретает распространение концепция судебного правотворчества, подтвержденная практикой Конституционного Суда Украины, который путем обращения к своим предыдущим решениям придал мотивированию (обоснованию) части своих решений качества судебного прецедента.

Так, например, в научной литературе уже неоднократно высказываются мнения о том, что за решениями КСУ об официальном толковании законодательства Украины признается нормативный характер (Лаврів З.М. Прецедент у Європейському та вітчизняному праві // Вісник господарського судочинства. – 2004. – № 2. – с 259; Цимбалістий Т.О. Правова природа актів Конституційного Суду України // Університетські наукові записки. – 2007. – № 1 (21). – С. 47-55).

Вместе с тем, по мнению некоторых исследователей, решения КСУ об официальном толковании следует рассматривать не как самостоятельный источник права, создающий новые правила поведения (правовые нормы), а как разъяснения содержания уже существующих правовых норм (Латковська Т. Рішення КСУ – джерела банківського права? // ПГП. – 2006. – № 1. – С. 70-73; Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: в 6 т. – Х., 2004. – Т. 2.) или как акты, которые имеют многоразовое применение, являются обязательными на территории Украины и носят дополнительный, вспомогательный характер (Хімчук Н.І. Рішення Конституційного Суду України як джерело цивільного права // Форум права. – 2009. – № 3. – С. 634-638).

в) Кроме того, в доктрине обращается внимание на то, что одним из вариантов воплощения идеи судебного прецедента как источника права может быть предоставление подобного качества мотивированным (обоснованным) судебным решениям, которые принимаются Верховным Судом Украины при разрешении спора в связи с неодинаковым применением кассационной инстанцией одних и тех же норм материального права.

Так, в соответствии со ст. 111-28 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»: рішення ВСУ, прийняте за наслідками розгляду заяви про перегляд судового рішення з мотивів неоднакового застосування судом (судами) касаційної інстанції одних і тих самих норм матеріального права у подібних відносинах є обов’язковим для всіх суб’єктів владних повноважень, що застосовують у своїй діяльності нормативно-правовий акт, що містить зазначену норму права та для всіх судів України. Суди зобов’язані привести свою судову практику у відповідність із рішеннями ВСУ.

4. Правовой обычай – это санкционированное правило поведения общего характера, возникшее вследствие его многократного повторения на протяжении длительного времени на основе всеобщей убежденности в его правильности. Обычай является исторически самой первой формой права.

Впервые обычай был назван в качестве источника ГП в ст. 7 ГК.

Ст. 7 ГК закрепляет, что гражданские отношения могут регулироваться обычаем, в частности обычаем делового оборота.

Обычай – правило поведения, которое хотя и не установлено законодательными актами, однако является установившимся в определенной сфере гражданских отношений.

Как указывается в ГК, обычай может быть зафиксирован в соответствующем документе, например в своде обычаев.

Статья 7 ГК прямо упоминает в качестве примера правового обычая только обычаи делового оборота (также упоминаются в ст.ст. 213, 526, 527, 529, 531, 532, 538, 539, 613, 627, 630, 652, 654, 668, 682, 687, 846, 1014, 1021, 1059, 1068, 1088, 1089, 1099 ГК), однако в нормах ГК можно встретить упоминание и других видов обычаев: «обычаи национального меньшинства» (ст. 28 ГК), «местные обычаи» (ст. 333 ГК), просто «обычаи» (ст. 444 ГК).

Признаки обычая делового оборота:

  • это правило поведения, которое уже сложилось и широко применяется,
  • применяется в какой-либо области предпринимательских отношений,
  • не предусмотрено законодательством.

Условия применения обычая делового оборота:

  • не должен противоречить императивным нормам законодательства,
  • не должен противоречить договору, заключенному между сторонами.

Кроме того, следует отметить, что Высший хозяйственный суд Украины в своем Информационном Письме от 07.04.2008 г. № 01-8/211 «О некоторых вопросах практики применения норм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины» в п. 2 указал, что документами, которые применяются в Украине, в которых зафиксированы обычаи делового оборота, являются:

  • «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» в редакции 1993 г.,
  • Принципы международных коммерческих договоров в редакции 1994 г.,
  • «Инкотермс» Официальные правила толкования торговых терминов «Международной торговой палаты» в редакции 2000 г..

Анализ судебной практики показывает, что случаи применения обычаев делового оборота судами носят единичный характер, нет каких-либо обобщений на этот счет.

Вместе с тем, несмотря на их значимость к источникам ГП Украины не могут быть отнесены:

  1. доктринальные источники (т.е. обоснованные и опубликованные учеными выводы по тем или иным вопросам, являющиеся результатом научного толкования правовых норм, напр., научно-практические комментарии законодательства, модельные нормативные акты, рекомендательные оговорки, аналитические научные статьи, монографии, и т.п.);
  2. акты индивидуально-правового регулирования (такие, как распоряжения, приказы, которые рассчитаны на разовое применение, напр., указы Президента о награждении либо назначении на должность, распоряжения КМУ о выделении средств и т.п.);
  3. частные (гражданско-правовые, хозяйственно-правовые) акты, в частности договоры между сторонами не являются нормативным источником, поскольку связывают лишь стороны и исчерпываются своим исполнением;
  4. рекомендации (напр., методические) государственных органов. Данные документы помогают в принятии решений, но не являются обязательными для исполнения;
  5. обыкновения (правила поведения, сложившиеся на основе постоянного повторения, напр. в силу удобства). Могут приниматься во внимание для толкования договорных условий, не подразумевает обязательности следования;
  6. устоявшаяся практика взаимоотношения сторон (т.е. практика отношений, сложившаяся между сторонами конкретного договора в предыдущих отношениях);
  7. решения судов низших инстанций по конкретным спорам (такие решения обязательны только для сторон в споре);
  8. неофициальные толкования законодательства (напр., толкования норм законов, данные в письмах Комитета ВРУ по правовой работе, Министерства юстиции, Министерства экономики);
  9. корпоративные нормы (напр., правила профессиональной этики в отдельных сферах деятельности (аудиторов, журналистов), особенно в отношении саморегулирующихся профессий).

2. Гражданское законодательство, его иерархия

Гражданское законодательство является основным источником ГП.

В соответствии с решением КСУ от 9 июля 1998 года № 12-рп/98, термин «законодательство» охватывает «законы Украины, действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дано ВРУ, а также постановления ВРУ, указы Президента Украины, декреты и постановления КМУ, принятые в рамках их полномочий и в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины».

Гражданское законодательство – это вся совокупность нормативно-правовых актов, в которых гражданско-правовые нормы находят свое официальное выражение.

Как соотносятся между собой гражданское законодательство и гражданское право?

Гражданское законодательство следует отличать от понятия «гражданское право»: в то время, как законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов и международных договоров, гражданское право означает совокупность правовых норм, отраженных в различных источниках права. Гражданское право – внутренняя форма права, составляет содержание гражданского законодательства, а гражданское законодательство – внешняя форма права.

Гражданское законодательство состоит из законов и подзаконных нормативных актов. Все нормативно-правовые акты, которые составляют гражданское законодательство, расположены по строго иерархической системе.

В соответствии с юридической силой можно выстроить следующую иерархию нормативно-правовых актов в Украине:

1) Конституция Украины от 28 июня 1996 года. Основной Закон государства является актом высшей юридической силы: все законы и подзаконные НПА должны соответствовать его положениям. Конституция содержит нормы прямого действия, которые позволяют обращаться в суд за защитой своего нарушенного права непосредственно на основании конституционных норм (ст. 8 Конституции, Пост. Пленума ВСУ от 01.11.96 г. № 9 «О применении Конституции при осуществлении правосудия»).

В соответствии со ст. 4 ГК, Конституция является основой гражданского законодательства Украины. Непосредственное значение для регулирования гражданских правоотношений имеют нормы статей 13, 14, 21, 23, 24, 27, 28, 29, 31, 32, 41, 55 Конституции и др.

2) Законы. Закон – это официальный юридический документ, принимаемый высшим органом законодательной (представительной) власти (парламентом, референдумом, учредительным собранием).

В Конституции отражен принцип верховенства закона, согласно которому только законом могут приниматься наиболее важные решения в сфере государственной и экономической политики, например, только законами определяется правовой режим собственности, основы гражданско-правовой ответственности, создания и деятельности общественных организаций, политических партий (ст. 92 Конституции).

Теория разграничивает следующие виды законов:

  • конституционные законы (т.е. законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, к ним выдвигаются особые требования относительно процедуры принятия);
  • органические законы (т.е., законы, принимаемые по прямому предписанию Конституции в особом порядке);
  • кодифицированные акты (т.е., сводные, юридически и логически согласованные нормативные акты, которые обобщают и систематизируют нормы права, регулирующие определенную (однородную) группу общественных отношений);

Основным кодифицированным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс Украины, однако гражданские правоотношения также регулируются Хозяйственным кодексом, Семейным кодексом, Земельным кодексом, Жилищным кодексом, Гражданско-процессуальным кодексом.

  • «текущие» законы (напр., ЗУ «О залоге», «Об ипотеке», «Об ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и суда и др.).

Вместе с тем, не будучи формально законами, некоторые специфические источники права приравнены к законам по своей юридической силе (иногда называют «квазизаконами»). Из них для гражданского права особое значение имеют декреты КМУ, принятые в период с декабря 1992 года по 19 декабря 1993 гг., когда на основании ст. 97 (1) Конституции УССР 1978 г. КМУ были переданы законотворческие полномочия «с целью оперативного разрешения вопросов, связанных с осуществлением рыночной реформы ». Некоторые из этих актов действуют до сих пор, напр., Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и контроля» от 19.02.1993 г.

3. Подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые Президентом, КМУ, центральными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями на основании Конституции и законов.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятся:

1) указы Президента Украины: регулируют гражданские правоотношения в случаях, установленных Конституцией, при этом источником гражданского права могут считаться лишь те указы, которые носят нормативный, а не индивидуально-распорядительный характер. Указы Президента принимаются «на основе и во исполнение Конституции и законов Украины» (ст. 106 Конституции);

2) постановления Кабинета Министров Украины – должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента Украины (Пост. КМУ «О порядке удостоверения завещаний и доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным» от 15.06.1994 г. № 419);

3) акты центральных органов исполнительной власти – могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных Конституцией и законами. В общем массиве центральное место занимают акты Министерства юстиции (напр., в сфере нотариата), Министерства экономики (в сфере розничной торговли), Министерства внутренних дел (регистрация физических лиц, регистрация и использования транспортных средств);

4) местные (областные, районные, в городах Киеве и Севастополе) государственные администрации могут принимать нормативные акты во исполнение Конституции, законов Украины, актов Президента, КМУ, центральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 119 Конституции).

4. Акты органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления путем принятия нормативных актов осуществляют полномочия, отнесенные, согласно ст. 143 Конституции, к ведению территориальных громад села, поселка, города, а именно: управляют коммунальным имуществом (в т.ч. жилым и нежилым фондом, земельными участками), создают, реорганизуют и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, учреждения и пр.

Особый статус в ряде источников гражданского права имеют нормативные акты органов АР Крым. Согласно ст. 137 Конституции Украины, АРК осуществляет самостоятельное нормативное регулирование по вопросам: 1) с/х и лесов; 2) мелиорации и карьеров; 3) общественных работ, ремесел, промыслов; 4) градостроения и жилищного хозяйства; 5) туризма, гостиничного бизнеса и т.п.

Кроме того, на территории Украины продолжает действовать некоторое законодательство СССР и Украинской ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что оно не противоречит Конституции и законам Украины (Постановление ВРУ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.1991 г. № 1545-XII). В частности, к действующим (формально не отмененным актам) законодательства времен СССР относятся: Жилищный кодекс УССР от 30.06.1983 г., Законы «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г., «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 г. Из подзаконных НПА сохраняют свою силу Постановление Совета Министров УССР «О служебных жилых помещениях» от 04.02.1988 г., Инструкции П-6 «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения по количеству» от 15.06.1965 пост. ГосАрбитража при Совете Министров СССР, П-7 «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения по качеству» от 25.04.1966г. пост. ГосАрбитража при Совете Министров СССР).

Значение такого построения нормативных актов - чем выше положение нормативного акта в системе гражданского законодательства, тем выше его юридическая сила. Так, если несколько нормативных актов решают по-разному один и тот же вопрос, применяется тот акт, который имеет большую юридическую силу. Например, в гостинице вывешены Правила проживания в гостиницах (локальный нормативный акт), утвержденные местной администрацией, в которых указано, что гостиница не несет ответственности за пропажу из номеров гостиницы вещей, не сданных в камеру хранения. Однако это противоречит ГК, согласно которому гостиница отвечает за утрату, недостачу вещей, внесенных в гостиницу, кроме денег, ценных бумаг и драгоценностей.

Нормы международного права и международные договоры. Конституция Украины, ГК Украины (ст.10) закрепляют, что международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью гражданского законодательства. Более того, если в международном договоре Украины содержаться другие правила, чем те, которые установлены актом гражданского законодательства, применяются правила международного договора.

Соотношение норм ГК и ХК Украины

Актуальным является вопрос соотношения норм ГК и ХК Украины, которые имеют одинаковую юридическую силу, приняты и вступили в силу одновременно, содержат значительное количество норм явно коллизионного характера.

Еще не так давно эта проблема разрешалась в контексте определения того, какой из кодексов можно считать общим законодательным актом, а какой специальным.

В научной литературе по этому вопросу высказывалась мысль о том, что отношения, на которые распространяет свое действие ХК, регулируются ГК только тогда, когда в ХК или в другом специальном законе отсутствуют соответствующие специальные норм. Надо сказать, что к этой проблеме неоднократно обращался и Верховный Суд Украины. Так, в постановлении ВСУ от 16.05.2006 г. по делу № 22/197 указывается: «Хозяйственный кодекс Украины …нормы которого в регулировании имущественных отношений субъектов хозяйствования являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса Украины». Соответственно ВСУ предпочел нормы ХК нормам ГК. По приведенному делу речь шла о коллизии по срокам исковой давности. В то же время, по делу о недействительности (ничтожности) хозяйственного договора ВСУ в своем постановлении от 26.06.2007 г. пришел к противоположным выводам. Суд отдал предпочтение ст. 228 ГК, отдельные положения которой противоречили положениям ст. 207 ХК.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что разграничение между кодексами должно проходить не по принципу – «общий» ГК и «специальный» ХК – а в плоскости конкуренции отдельных норм этих кодексов. Как ГК, так и ХК могут содержать и общие, и специальные нормы.

Противоречия и разногласия как в научной среде, так и в судебной практике были сняты с выходом информационного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 07.04.2008 г. № 01-8/211 «О некоторых вопросах практики применения норм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины». В п. 1 этого информационного письма был поставлен вопрос: «Соотносятся ли ГК Украины и ХК Украины как общий и специальный законы? Нормы какого кодекса подлежат преимущественному применению?»

В своем ответе ВХСУ указал следующее: применять необходимо не в целом закон как нормативно-правовой акт, а соответствующую правовую норму или ее часть, по содержанию которой и определяется, является ли это норма (ее часть) специальной или обшей.

ВХСУ делает следующие выводы:

1) специальные нормы ХК Украины, которые устанавливают особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования, подлежат преимущественному применению перед теми нормами ГК, которые содержат соответствующее общее регулирование;

2) если нормы ХК Украины не содержат особенностей регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования, а устанавливают общие правила, которые не согласуются с соответствующими правилами ГК, необходимо применять правила, установленные ГК.

3. Роль и значение судебной практики для развития гражданского права

Судебная практика понимается как деятельность судов по единообразному применению права при разрешении конкретного имущественного либо неимущественного спора.

Судебная практика имеет следующее значение для регулирования гражданско-правовых отношений.

1) Нормотворчество. Как отмечалось ранее, в некоторых случаях судебная практика имеет совершенно очевидные признаки судебного нормотворчества. В частности, к таким случаям можно отнести:

  • решения КСУ об официальном толковании положений Конституции и законов («квазипрецедентное право»);
  • решения Европейского суда по правам человека, толкующие Конвенцию Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, ратифицированную Украиной и потому являющейся частью украинской правовой системы (ст. 9 Конституции) (прецедентное право);
  • решения ВСУ, принятые в связи с рассмотрением заявления о пересмотре судебного решения по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права (ст. 111-28 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI)

2) Толкование права. Суды применяют право и в процессе правоприменительной деятельности толкуют нормы. Толкование – это процесс уяснения и разъяснения смысла правовой нормы.

Толкование в зависимости от приемов делится на: грамматическое, логическое, систематическое, историческое, телеологическое; по объёму различается буквальное, ограничительное, расширительное и распространительное толкование.

В Украине судебное решение представляет собой акт казуистического толкования, обязательного лишь для сторон в конкретном споре. Исключение составляют лишь толкование КСУ положений Конституции и законов, имеющее в силу закона официальный характер и распространяющееся на всех субъектов права в Украине.

3) Обобщения судебной практики. Согласно ч. 2 ст. 36 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» Пленум высшего специализированного суда обобщает с целью обеспечения одинакового применения норм права при разрешении дел соответствующей судебной юрисдикции практику применения материального и процессуального закона; по результатам обобщения судебной практики дает разъяснения рекомендационного характера по вопросам применения специализированными судами законодательства о разрешении дел соответствующей судебной юрисдикции. (Например, Про практику застосування судами статті 376 Цивільного кодексу України (про правовий режим самочинного будівництва): Постанова Пленуму Вищого спеціалізованного суду України з розгляду цивільних і кримінальних справ від 30.03.2012 р. № 6.).

4) Участие в законотворческом процессе. Кроме прочего, суды оказывают влияние на развитие гражданского права путем:

  • участия судов в подготовке проектов законов и подготовке заключений по законопроектам (ст. 45 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»);
  • анализа и обобщения судебной практики по различным категориям дел, следствием чего является выявление несовершенства правового регулирования (ст. 27, 32, 36). Например, многие нормы ГК Украины 2003 г. являются почти дословным воспроизведением положений постановлений Пленума ВСУ и разъяснений ВАС Украины (см., напр., ст.ст. 1187 и 1188 ГК о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности и вследствие взаимодействия нескольких источников повышенной опасности).

4. Применение аналогии права и аналогии закона

ГП охватывает своим регулированием наиболее типичные, характерные для современного периода общественные отношения. Однако законодательство не в состоянии предусмотреть правовые нормы на все случаи жизни. Могут возникать отношения, которые законодательством не учтены. В таком случае говорят о пробеле в гражданском законодательстве. Лакуны (пробелы) законодательства, которые не могут быть восполнены условиями заключенного между сторонами договора и обычаями делового оборота, устраняются с помощью применения аналогии.

Различают два вида аналогий:

  • аналогия закона (применение закона, регулирующего подобные, похожие отношения);
  • аналогия права (применение общих начал и принципов права).

Согласно ч. 1 ст. 8 ГК, если гражданские отношения не урегулированы гражданским законодательством или договором, они регулируются нормами гражданского законодательства, регулирующими отношения, подобные по содержанию (аналогия закона).

Аналогия закона допустима при наличии определённых условий:

1) существование пробела в законодательстве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств (условий договора и обычаев делового оборота);

2) наличие законодательного урегулирования сходных отношений;

3)применение аналогичного закона к сходным отношениям не должно противоречить их сущности (так, недопустимо применение общих положений о сделках к большинству личных неимущественных отношений; нельзя к договорам с участием потребителей применять по аналогии нормы, касающиеся хозяйственных договоров).

Судебная практика содержит множество примеров применения аналогии гражданского закона. Например, согласно ст. 147 ГК, участники ООО имеют преимущественное право покупки доли другого участника пропорционально размеру своих долей. Однако законодательство не предусматривает механизм реализации такого права и последствия несоблюдения преимущественного права участником-продавцом доли, и поэтому суды по аналогии применяют правило о праве преимущественной покупки доли в общей долевой собственности (ст. 362 ГК).

В случае невозможности урегулирования спорных отношений путем применения аналогии закона суды должны урегулировать их путем применения общих начал гражданского законодательства (аналогия права) (ч. 2 ст. 8 ГК Украины). Т.е. из целого комплекса норм необходимо вывести общий принцип, в соответствии с которым и разрешить спор (обязательства вследствие спасания имущества).

Реальное применение аналогии права в судебной практике является крайне редким, исключительным случаем.

5. Действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц

Действие во времени

Гражданское законодательство постоянно совершенствуется, обновляется. Принимаются новые законы, некоторые утрачивают силу. Поэтому важно установить – с какого времени, и на протяжении какого времени действует тот или другой законодательный акт, и на какие отношения он распространяется. Момент, которым определяется начало действия нормативного акта, принято называть временем вступления его в силу.

Вступление в действие различных нормативных актов регулируется разными источниками.

1) Конституция Украины – ст. 160 Конституции. Конституция как особый акт осуществления народного суверенитета вступила в силу согласно не общей норме о вступлении в силу законов (ст. 94), а специальной норме (ст. 160) – с момента ее принятия, т.е., с 28 июня 1996 г. (Решение Конституционного Суда Украины о вступлении в действие Конституции Украины от 03.10.1997 р. № 4-зп).

2) Законы: их вступление в действие регулируется ст. 94 Конституции, согласно которой закон подписывает Председатель Верховной Рады Украины и безотлагательно направляет его Президенту Украины. Президент Украины на протяжении 15 дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и официально обнародует его или возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в ВРУ для повторного рассмотрения.

В случае, если Президент Украины в течение установленного срока не возвратил закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован.

Если во время повторного рассмотрения закон будет опять принят ВРУ не менее чем 2/3 от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально обнародовать на протяжении 10 дней. В случае, если Президент Украины не подписал такой закон, он безотлагательно официально обнародуется Председателем ВРУ и публикуется за его подписью.

Закон вступает в действие через 10 дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования.

3) Подзаконные нормативно-правовые акты: порядок их принятия, подписания и введения в действие регулируется Указом Президента «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в действие» (от 10 июня 1997 г. № 503/97). Статья 57 Конституции выдвигает требование обязательного обнародования НПА, определяющих права и обязанности граждан. Акты ВРУ, акты Президента Украины, КМ Украины не позднее, чем в 15-дневный срок после их принятия в установленном порядке и подписания подлежат опубликованию на государственном языке в официальных печатных изданиях. Датой официального опубликования НПА считается дата выхода в свет соответствующего номера того официального издания, в котором указанный акт был опубликован ранее, чем в других официальных изданиях. Акты Президента вступают в силу как и законы, через 10 дней после их опубликования, если иное не предусмотрено в самом акте, но не ранее дня опубликования. Акты КМ Украины вступают в действие с момента их принятия; те акты КМ, которые определяют права и обязанности граждан, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях и вступают в действие не ранее дня их опубликования.

Согласно Указу Президента «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в действие» официальными печатными изданиями являются:

  • (1) «Офіційний вісник України» и
  • (2) газета «Урядовий кур’єр».

Дополнительно Указ устанавливает, что официальными источниками являются:

  • в отношении законов и иных актов ВРУ – (3) журнал «Відомості Верховної Ради України» и (4) газета «Голос України»;
  • в отношении актов Президента – (5) журнал «Офіційний вісник Президента України».

В регулировании общественных отношений используются разные способы действия во времени нормативно-правовых актов.

Теория и практика выделяют следующие способы действия норм во времени (регулирующие переход от одной формы регулирования к другой):

  • перспективное действие, т.е. распространение действия нормы на правоотношения, которые возникнут после ее вступления в действие
  • немедленное (непосредственное) действие, при котором норма вводится в действие немедленно в момент ее принятия;
  • путём переходного периода (ультраактивная форма)
  • обратное действие (ретроактивная форма), при котором действие нормы распространяется на правоотношения, возникшие и / или прекратившиеся до ее введения в действие;
  • путём переживания старого закона.

Немедленное (непосредственное) действие. По общему правилу, нормативный акт вступает в силу немедленно после принятия с соблюдением установленной процедуры и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие после его вступления в действие (т.е. действует на будущее). Таким образом обеспечивается предсказуемость правового регулирования и стабильность гражданско-правовых связей в обществе.

Обратное действие. В соответствии с общепризнанным правилом, отраженным в ст. 58 Конституции, законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют юридическую ответственность.

КСУ в деле об обратном действии во времени законов и иных нормативно-правовых актов (справа про зворотну дію в часі законів та інших нормативно-правових актів) від 9 лютого 1999 року № 1-рп/99) установил что

действие НПА во времени следует понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в действие и прекращается с утратой им своей силы, то есть к событию, факту применяется тот акт, во время которого они наступили или имели место. Конституционный суд посчитал, что, поскольку данная норма содержится в Разделе II Конституции («Права, свободы и обязанности человека и гражданина»), то применяется она лишь к физическим лицам. Если же законодатель хочет распространить правило о ретроспективности закона, упраздняющего ответственность, на юридические лица, он должен прямо указать об этом в законе.

Положение о запрете распространения обратного действия норм гражданского законодательства отражено в ст. 5 ГК и поэтому применяется одинаково как к физическим, так и к юридическим лицам.

Согласно ст. 5 ГК, по общему правилу, акты гражданского законодательства регулируют права и обязанности сторон, возникшие со дня их вступления в действие, и не имеют обратного действия, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют гражданско-правовую ответственность лица. В соответствии с ч. 3 ст. 5 ГК, если гражданские правоотношения возникли ранее и регулировались актом гражданского законодательства, утратившим силу, новый акт гражданского законодательства применяется к правам и обязанностям, возникшим с момента его вступления в действие.

Обратное действие норм ГК было предусмотрено в двух случаях:

  • правила о приобретательной давности (ст. 344 ГК) были распространены в том числе и на случаи, когда владение несобственника чужим имуществом началось за три года до вступления в силу Кодекса (т.е., не ранее 1.01.2001 г.);

И, наконец, сам ГК, будучи принятым 16 января 2003 г., согласно п. 1 Переходных положений вступил в действие только 1 января 2004 г., т.е., с использованием переходного периода (ультраактивная форма вступления в действие).

Переживание старого закона означает применение к отношениям, которые возникли и прекратились до вступления в силу нового законодательства, уже отмененных нормативно-правовых актов, которые, однако, действовали на момент существования спорных правоотношений. Так, нормы Гражданского кодекса УССР, Закона СССР «О кооперации в СССР», Закона «О предприятиях в Украине», несмотря на то, что они на сегодняшний день утратили силу вследствие принятия нового законодательства, регулирующего данные правоотношения (ГК Украины 2003 г., ХК 2003 г., ЗУ «О кооперации» 2004 г.), продолжают применяться судами к отношениям, возникшим и прекратившимся до вступления в силу нового законодательства.

В отношении признания сделок недействительными Переходные положения ГК устанавливают правило о переживании старого закона: к искам о признании оспоримых сделок недействительным и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, право на предъявление которых возникло до 1 января 2004 года, применяется исковая давность, установленная для соответствующих исков законодательством, действовавшим ранее.

Как вытекает из изложенного, практически все способы действия норм во времени были использованы при введении в действие ГК Украины.

Согласно Переходным положениям ГК Украины, по общему правилу, нормы Кодекса применяются к отношениям, возникшим после его вступления в силу (1 января 2004 г.). К гражданским же отношениям, возникшим до его вступления в силу, положения Кодекса применяются только к тем правам и обязанностям, которые возникли или продолжают существовать после его вступления в действие. В частности:

  • положения нового ГК о наследовании применяются к открывшемуся наследству, которое не было принято никем из наследников до вступления в силу ГК; правила о выморочном имуществе (ст. 1227 ГК) применяются также к наследству, со дня открытия которого до вступления в силу ГК прошло не менее одного года;
  • правила об исковой давности применяются к искам, срок предъявления которых, установленный ранее действовавшим законодательством, не истек до вступления в силу нового ГК;
  • к договорам, заключенным до 1.01.2004 г. и продолжающим действовать после вступления в силу нового ГК, применяются правила ГК об основаниях, порядке и последствиях изменения или расторжения отдельных договоров независимо от даты их заключения;
  • правила об ответственности за нарушение договора применяются в тех случаях, когда соответствующие нарушения были допущены после вступления в силу нового ГК (т.е., после 1.01.2004 г.), кроме случаев, когда в договорах, заключенных до 1 января 2004 года, была установлена иная ответственность за такие нарушения.

Действие в пространстве. По общему правилу, нормы гражданского права действуют на всей территории Украины в пределах ее государственной границы. Согласно ст. 3 ЗУ «О государственной границе Украины» 4 ноября1991 р. № 1777-XII государственная граница Украины, если иное не предусмотрено международно-правовыми договорами, устанавливается: на суше – по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; на море – по внешней границе территориального моря Украины; на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвега реки; на несудоходных реках (ручьях) – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и других водоёмах – по прямой линии, соединяющей выходы государственной границы Украины до берегов озера или другого водоёма; на водохранилищах гидроузлов и других искусственных водоемах – в соответствии с линией государственной границы Украины, проходившей на местности до их заполнения; на железнодорожных и автодорожных мостах, дамбах и других сооружениях, проходящих через пограничные участки судоходных и несудоходных рек (ручьёв), – по середине этих сооружения или по их технологической оси, независимо от прохождения государственной границы Украины на воде.

Кроме того, законодательством на определённых территориях может вводиться особый правовой режим, в соответствии с которым отдельные НПА в пределах указанной территории не действуют или действуют с изъятиями.

Изъяты из-под действия украинского гражданского права территории иностранных посольств и консульств, которые юридически считаются территорией соответствующих государств.

Действие по кругу лиц. Означает степень распространения нормативных актов на субъектов гражданских правоотношений. Гражданско-правовые нормы, по общему правилу, применяются безотносительно ко всем субъектам права, если иное не предусмотрено самим законом.

Общее правило: гражданское законодательство распространяется на всех граждан и организаций, находящихся на территории Украины. Иногда нормативный акт распространяет свое действие лишь на определенную группу субъектов (Закон «О защите прав потребителей»).

Изъятия представляют случаи применения норм гражданского права к иностранным государствам, а также лицам, обладающим дипломатическим иммунитетом (иностранные послы, консулы, персонал иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, сотрудники международных организаций, чей статус приравнен к дипломатическому).

Обладают иммунитетом от применения гражданского законодательства сотрудники иностранных посольств и консульств. Вопросы предоставления и пределов дипломатического иммунитета регулируются Венской конвенцией от 18.04.1961 г. о дипломатических сношениях, Венской конвенцией от 24.04.1963 г. о консульских сношениях и Положением о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Украине.

Однако в некоторых случаях возникает проблема выбора законодательства того или другого государства в случае появления в гражданском правоотношении иностранного субъекта либо объекта (например, спорное помещение находится за рубежом).

В этом случае необходимо руководствовать нормами Закона Украины «О международном частном праве» от 23.06.2005 года № 2709-IV. Данный Закон устанавливает порядок урегулирования частноправовых отношений, которые хотя бы через один из своих элементов связаны с одни или несколькими правопорядками, другими, нежели украинский правопорядок.

Под частноправовыми отношениями в этом законе понимаются такие отношения, которые базируются на принципах юридического равенства, вольном волеизъявлении, имущественной самостоятельности, субъектами которых являются физические и юридические лица.

Иностранный элемент – признак, который характеризует частноправовые отношения, и выявляется в одной из таких форм:

- если хотя один участник правоотношений является гражданином Украины, который проживает за пределами Украины, иностранцем, лицом без гражданства либо иностранным юридическим лицом;

- объект правоотношений находится на территории иностранного государства;

- юридический факт, который создает, изменяет или прекращает правоотношения, имел либо имеет место на территории иностранного государства.

Коллизионная норма – норма, которая определяет право какого государства подлежит применению к правоотношениям с иностранным элементом.

1. Коллизионные нормы в отношении правового статуса физических и юридических лиц.

- личным законом физ.лица считается право государства, гражданином которого он является; если физ.лицо является гр-ном двух или более государств – право того государства, с которым лицо имеет наиболее тесную связь, в частности, имеет место проживания, занимается основной деятельностью; если лицо без гражданства – право государства, в котором это лицо имеет место проживания, а в случае отсутствия – место пребывания;

- личным законом юридического лица считается право государства местонахождения юридического лица (где зарегистрирована, или другим образом создана).

2. Коллизионные нормы в отношении сделок, доверенности, исковой давности

Форма сделки – применяются требования права места совершения сделки, а если стороны в разных государствах – право места проживания стороны, которая сделала предложение, если иное не установлено договором. Форма сделки в отношении недвижимого имущества определяется в соответствии с правом государства, в которой находится имущество, а в отношении имущества, право на которое зарегистрировано на территории Украины – право Украины.

Право, кот. применяется к доверенности – порядок выдачи, срок действия, прекращение и правовые последствия определяются правом государства, в котором выдана доверенность.

3. Коллизионные нормы в отношении права интеллектуальной собственности – к правоотношениям в сфере защиты права интеллектуальной собственности применяется право государства, в котором требуется защита таких прав.

4. Коллизионные нормы вещного права – право собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое имущество определяется правом государства, в которой это имущество находится, если иное не предусмотрено законом. Право собственности и другие вещные права на движимое имущество, которое по сделкам пребывает в дороге – определяется правом государства, из которого это имущество отправлено.

5. Коллизионные нормы по договорным обязательствам.

К договорным отношениям применяется право по выбору сторон (ст. 43). Однако если нет согласия сторон о выборе права, то по общему правилу, (ст. 44):

применяется право стороны исполнителя по договору:

(напр., продавец – договор купли-продажи; даритель – договор дарения; получатель ренты – по договору ренты; подрядчик – по договору подряда; поручитель – по договору поручения и др.).

договор о недвижимом имуществе – право государства, в котором имущество находится, а если имущество подлежит регистрации – то право государства, где осуществлялась регистрация;

договор о совместной деятельности или о выполнении работ – право государства, в котором такая деятельность проводится либо создаются ее результаты.

6. Коллизионные нормы по внедоговорным обязательствам –

применяется право того государства, где имело место событие;

к обязательствам о возмещении вреда применяется право государства, в кот. имело место событие или др.обстоятельство, которое стало основанием для требования о возмещении вреда.

7. Коллизионные нормы по наследованию – наследственные отношения регулируются правом государства, в котором наследодатель имел последнее место проживание. Наследование недвижимого имущества регулируется правом государства, на территории которого находится имущество, а имущество, которое подлежит гос.регистрации в Украине – правом Украины.

Вопросы для самопроверки знаний:

  1. Что называется источником права?
  2. В чем состоит отличие источника гражданского права от источника гражданского законодательства?
  3. Как в гражданско-правовых нормах реализуется диспозитивность метода регулирования?
  4. Какие существуют виды нормативных актов? Что такое иерархия нормативных актов?
  5. Какую роль играют конституционные нормы в формировании гражданского законодательства?
  6. Какая сила актов законодательства Советского Союза на территории Украины?
  7. С какого момента нормативный акт вступает в силу? Чем это регулируется?
  8. Что такое официальный источник? Какие издания признаются таковыми источниками? Какие юридическеи проблемы существуют в связи с этим в Украине?
  9. Какое значение имеет время вступления в силу нормативного акта?
  10. В каких случаях будет иметь место обратное действие закона?
  11. Какие условия и принципы действия законов в пространстве?
  12. Чем отличается действие законов в пространстве от действия законов по кругу лиц?
  13. К каким лицам нормы гражданского законодательства не применяются?
  14. Чем отличается аналогия закона от аналогии права?
  15. Какое значение ратифицированных международно-правовых документов Украины как источников гражданского права? Что имеет высшую юридическую силу в случае конфликта нормы закона и положения ратифицированного межународно-правового документа?
  16. Какое значение и какая юридическая сила решений Конституционного Суда Украины?
  17. Является ли судебная практика источником гражданского права в Украине?
  18. Что такое прецедент? Действует ли в Украине прецедентное право?
  19. Что такое правовой обычай? Какая сфера его применения как исчтоника гражданского права? Чем отличается правовой обычай от обычая?
  20. Какое значение имеют доктринальные источники? Применяются ли они на практике?

Рекомендуемые материалы для подготовки по теме 3 «Источники гражданского права»

1. Нормативно-правовые акты

  1. Конституція України від 28 червня 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. –1996. – № 30. – Ст. 141.
  2. Конвенція Організації Об'єднаних Націй про договори міжнародної купівлі-продажу товарів від 11 квітня 1980 р. (дата набуття чинності для України: 01.02.1991 р.) // Офіційний вісник України. – 2006. – № 15. – Ст.1171.
  3. Конвенція про позовну давність у міжнародній купівлі-продажу товарів (дата підписання Україною: 14.06.74 р., дата ратифікації: 14.07.93 р., дата набуття чинності: 01.04.94 р.) // Офіційний вісник України. – 2006. – № 15. – Ст. 1171.
  4. Цивільний кодекс України від 16 січня 2003 р. № 435-IV // Відомості Верховної Ради України. – 2003. – № 40-44. – Ст. 356 (зі змінами та доповненнями).
  5. Цивільний кодекс УРСР від 18 липня 1963 р. // Відомості Верховної Ради УРСР. – 1963. – № 30. – Ст.463.
  6. Цивільний процесуальний кодекс України від 18 березня 2004 р. № 1618-IV // Відомості Верховної Ради України. – 2004. – № 40-41, 42. – Ст. 492 (зі змінами та доповненнями).
  7. Про виконання рішень та застосування практики Європейського суду з прав людини: Закон України від 23 лютого 2006 р. №3477- IV // Відомості Верховної Ради України. – 2006. – № 30. – Ст. 260.
  8. Про державний кордон України: Закон України від 4 листопада 1991р. № 1777-XII // Відомості Верховної Ради України. – 1992. – № 2. – Ст. 5.
  9. Про міжнародне приватне право: Закон України від 23 червня 2005 р. №2709-IV // Відомості Верховної Ради України. – 2005. – № 32. – Ст. 422.
  10. Про ратифікацію Конвенції про захист прав і основоположних свобод людини 1950 р., Першого протоколу та протоколів №2, 4, 7 і 11 до Конвенції: Закон України від 17.07.1997 р. № 475/97-ВР // Відомості Верховної Ради України. – 1997. – №40. – Ст. 264.
  11. Про ратифікацію Конвенції про правову допомогу і відносини у цивільних, сімейних та кримінальних справах: Закон України від 10 листопада 1994 р. №240 // Зібрання законодавства України. – Серія 3. – 2001. – №1. – Ст. 26.
  12. Про порядок офіційного оприлюднення нормативно-правових актів та набрання ними чинності: Указ Президента України від 10 червня 1997 р. № 503/97 // Офіційний вісник України. – 1997. – № 24. – Ст. 11 (із змінами і доповненнями).
  13. Про порядок тимчасової дії на території України окремих актів законодавства Союзу РСР: Постанова Верховної Ради України від 12 вересня 1991 р. № 1545-XII // Відомості Верховної Ради України. – 1991. – № 46. – Ст. 621.

2. Судебная практика

  1. Рішення Конституційного Суду України у справі за конституційним зверненням Національного банку України щодо офіційного тлумачення положення частини першої статті 58 Конституції України (справа про зворотну дію в часі законів та інших нормативно-правових актів) від 9 лютого 1999 року № 1-рп/99 // Офіційний вісник України. – 1999. – №7. – Ст. 255.
  2. Рішення Конституційного Суду України у справі за конституційним зверненням Київської міської ради професійних спілок щодо офіційного тлумачення частини третьої статті 21 Кодексу законів про працю України (справа про тлумачення терміну "законодавство") від 9 липня 1998 р. № 12-рп/98 // Офіційний вісник України. – 1998. – №32.
  3. Про деякі питання практики застосування норм Цивільного та Господарського кодексів України: Інформаційний лист Вищого господарського суду України від 7 квітня 2008 р. № 01-8/211 // Вісник господарського судочинства. – 2008. – № 3.
  4. Про застосування Конституції України при здійсненні правосуддя: Постанова Пленуму Верховного Суду України від 1 листопада 1996 р. №9 // Бюлетень Міністерства юстиції України. – 2000. – №4.
  5. Про судову практику у справах про спадкування: постанова Пленуму Верховного Суду України від 30 травня 2008 р. № 7 // Вісник Верховного Суду України. – 2008. – № 6.
  6. Про судову практику розгляду цивільних справ про спадкування: Інформаційний лист Вищого спеціалізованого суду України з розгляду цивільних і кримінальних справ № 24-753/0/4-13 від 16 травня 2013 р. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://sc.gov.ua/ua/2013_rik.html

3. Литература

  1. Калмыков Ю. Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм / Ю. Х. Калмыков. – Саратов, 1976. – 267 с.
  2. Кодифiкацiя цивiльного законодавства на українських землях. Т. 1 / за наук. ред.: Р.О. Стефанчук, М. О. Стефанчук. – Київ : Правова єднiсть, 2009. – 1160 с.
  3. Кодифiкацiя цивiльного законодавства на українських землях. Т. 2 / за наук. ред.: Р.О. Стефанчук, М. О. Стефанчук. – Київ : Правова єднiсть, 2009. – 1160 с.
  4. Кузнецова Н. С. Регулирование гражданско-правовых отношений в Украине и направления совершенствования гражданского законодательства / Н. С. Кузнецова // Розвиток цивільного законодавства: посткодифікаційний період. Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції, присвяченої 175-річчю Київського національного університету імені Тараса Шевченка. – К. : Освіта, 2010. – С. 12-14.
  5. Майданик Р. А. Поняття і види джерел цивільного права України / Р. А. Майданик // Приватноправове регулювання суспільних відносин: традиції, сучасність, перспектива. Матеріали міжнародної науково-практичної конференції, Одеса, 19-20 квітня 2012 року. – К. : ТОВ «Білоцерківдрук», 2013. – С. 51-55.
  6. Мамутов В. Досвід окремої кодифікації та інкорпорації господарського та цивільного законодавства / В. Мамутов // Юридична Україна. – 2003. – №3. – С. 9-12.
  7. Новітнє вчення про тлумачення правових актів: навч. посіб. з курсу тлумачення правових актів для суддів, що проходять підвищення кваліфікації, і кандидатів на посади суддів, що проходять спеціальну підготовку / В. Г. Ротань, І. Л. Самсін, А. Г. Ярема та ін. ; відп. ред., кер. авт. кол. В. Г. Ротань. – Х. : Право, 2013. – 752 с.
  8. Проблемні питання у застосуванні Цивільного і Господарського кодексів України / під редакцією Яреми А. Г., Ротаня В. Г. – К. : Реферат, 2005. – 336 с.
  9. Тилле А. А. Время, пространство, закон. Действие советского закона во времени и пространстве / А. А. Тилле. – М.: Изд-во "Юридическая литература", 1965. – 203 с.
  10. Толстой Ю. К. Гражданское право и гражданское законодательство / Ю. К. Толстой // Правоведение. – 1998. – №2. – С. 128-149.
  11. Эрделевский А. М. О проблемах толкования гражданского законодательства / А. М. Эрделевский // Государство и право. – 2002. – №2. – С.21-27.
  12. Янкова Е. С. Новый Гражданский кодекс в системе права Украины / Е. С. Янкова // Еволюція цивільного законодавства: проблеми теорії і практики. Матеріали міжнародної науково-практичної конференції. 29-30 квітня 2004р., м. Харків. – К.: Академія правових наук України, НДІ приватного права і підприємництва, НДІ інтелектуальної власності, Національна юридична академія ім. Ярослава Мудрого, 2004. – С.112-121.

Источники гражданского права