Психология учения
Тема 4. Психология учения
1. Учебная деятельность и ее компоненты.
2. Структура учебной деятельности.
3. Мотивация учебной деятельности и ее формирование.
1. Учебная деятельность и ее компоненты
Учебная деятельность деятельность по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения специально поставленных преподавателем учебных задач, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Основные характеристики учебной деятельности (по Ильясову), отличающие ее от других форм учения:
1. Специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач.
2. В ней осваиваются общие способы действия и научные понятия (в отличие от житейских, усваиваемых до школы).
3. Общие способы действия предваряют решение задач (в отличие от учения по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего способа, программы действий).
4. Учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, т.к. отвечает постоянно неудовлетворенному стремлению к познанию. Изменения происходят в психических свойствах и поведении обучающихся.
Предмет учебной деятельности (то, на что она направлена) усвоение знаний, овладение обобщенными способами действия, обработка приемов и способов действия, их программ, алгоритмов; изменение в субъекте учебной деятельности.
Средства учебной деятельности (с помощью которых она осуществляется): а) интеллектуальные действия анализ, синтез, обобщение, классификация и др.; б) знаковые, вербальные средства, в форме которых усваиваются знание; в) фоновые знания, в которые включаются новые и посредством этого структурируется индивидуальный опыт.
Способы учебной деятельности (как получать знания) репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные.
Продукт учебной деятельности: а) структурированное и актуализируемое знание, с помощью которого можно решать определенные задачи в разных областях науки и практики; б) внутренние новообразования психики.
2. Структура учебной деятельности
Структура учебной деятельности: 1) мотивационно-ориентировочное (мотивы учения); 2) исполнительно-операциональное (учебная задача и ее решение посредством учебных действий); 3) контрольно-оценочное (контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку).
Учебная задача это определенное учебное задание, предлагаемое в определенных учебных ситуациях, из которых складывается учебный процесс. По Леонтьеву, задача это цель, данная в определенных условиях. К условиям задачи относится данное и искомое. Основное требование к задаче выразить искомое через данное.
Основное отличие учебной задачи от всякой другой цель и результат учебной задачи состоят в изменении самого субъекта, а не предметов (в трудовой деятельности). Для успешного решения задачи необходимо, чтобы она была понята учащимися, принята (личностно значима), вызывала эмоциональные переживания (лучше удовлетворения, чем досады). Для правильного понимания задачи лучше, чтобы она была сформулирована в форме задания «проанализируйте», «объясните, почему», «в чем причина» (выявление скрытых связей), чем в форме «опишите», «расскажите» (изложение данного).
Учебные действия. В соответствии с этапами учебной деятельности выделяются действия целеполагания, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки).
С точки зрения психической деятельности обучающегося выделяют мыслительные, перцептивные, мнемические действия. Мыслительные действия включают такие операции как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию и др. Перцептивные действия включают опознание, идентификацию и т.д. Мнемические действия включают запечатлевание, фильтрацию информации, ее структурирование, сохранение, актуализацию и т.д.
Формируя учебные действия, важно иметь в виду психологический и педагогический аспекты. Психологический аспект подразумевает, что ребенок овладевает базовыми познавательными действиями: анализом, сравнением, обобщением, классификацией, установлением закономерностей, абстрагированием, перекодированием информации из одной знаковой системы в другую, моделированием, прогнозированием, переносом. Педагогический аспект включает в себя формирование учебных умений: выполнять требования взрослого, действовать по образцу, а также основных навыков: письма, чтения, счета. В-третьих, обучение ребенка самопроверке и, наконец, обучение его оценке результатов собственного труда.
Контроль и оценка. Всякое действие становится произвольно регулируемым только при наличии контролирования и оценивания. Контроль предполагает три звена: а) модель, образ желаемого результата действия; б) процесс сличения этого образа и реального действия; в) принятие решения о продолжении действия (если образ результата и реального действия совпали) или коррекции (в случае их несовпадения).
Г. А. Цукерман основой становления самоконтроля и самооценки считает кооперацию ребенка со сверстниками: в ситуации равноправного общения дети получают опыт контрольных и оценочных действий в адрес себя и других.
Для оптимального развития самоконтроля и самооценки необходимо включать учеников в совместную деятельность, предоставляя задания для взаимного контроля и оценки в процессе и после ее выполнения.
Сначала развитие самоконтроля означает развитие умения находить и исправлять ошибочные решения. В случае ошибки ученику предлагается вернуться к учебному заданию и повторить решение с начала, контролируя при этом каждую операцию (пошаговый контроль).
Оценка касается качественных характеристик действий и может выражаться в форме одобрительного кивка головой, похвале, осуждающем жесте, награде. Отметка выражается в количественных величинах (например, в баллах).
Отрицательная отметка («2») мотивирует учебную деятельность ученика: а) если у него сформировалась значимость успеха в учении и б) если он обладает сильной нервной системой. У учащихся со слабой нервной системой отрицательная отметка дезорганизует деятельность. Отрицательная отметка должна аргументироваться и нейтрализоваться высказыванием учителем своей уверенности в способности ученика отметку исправить.
Механизмы становления самооценки в учебной деятельности (И. И. Чеснокова):
1. Ребенок оценивает себя, полностью полагаясь на оценки учителя как авторитета (1-3-й класс), позднее самооценка строится на основе оценок сверстников, выступающих референтной группой (4-9-й класс).
2. Обучающийся оценивает себя, сравнивая себя с другими участниками образовательного процесса (с 16-17 лет).
Самооценка развивается, если ребенок сам участвует в выработке критериев оценки и в применении этих критериев к конкретным ситуациям собственной деятельности.
Требования к оценке:
1. Сравнивать достижения ребенка с его прежними достижениями. Сильных порицать за ухудшение, слабых хвалить за улучшение.
2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
3. В ситуации неуспеха искать островки успеха и использовать их для исправления ситуации.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо «Будь внимательней» эффективнее: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня нужно не больше пяти».
5. Поощрять за старание в процессе работы.
6. Оценивать систематически, но без «перебора», так как большое количество текущих оценок ограничивает самостоятельность и самоконтроль учащихся, рождает мотивы избегания неудач, способствует развитию неуверенности в себе.
7. Оценивать своевременно, пока действуют актуальные потребности школьников.
8. Аргументировать: объяснять, почему это действие оценивается так или иначе.
9. Поощрять достижение определенных результатов, а не участие вообще; подчеркивать значимость результатов, достигнутых учащимся.
10. Связывать достигнутый результат с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь.
3. Мотивация учебной деятельности и ее формирование
Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом: познавательная потребность встречается с предметом деятельности выработкой обобщенного способа действия, и опредмечивается в нем. И в тоже время учебная деятельность мотивируется внешними мотивами мотивами самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения, общения, доминирования и др.
Для учебной деятельности особенно важны интеллектуально-познавательные мотивы (внутренние) жажда знаний, стремление к расширению кругозора и т.п. они характеризуются положительным эмоциональным тоном и ненасыщаемостью. Когда учащимися движут подобные мотивы, они, не считаясь с усталостью, временем, другими побудителями и отвлекающими факторами, настойчиво и увлеченно работают над решением учебной задачи. Наибольшее влияние на успешность учебной деятельности оказывает познавательная потребность в сочетании с высокой потребностью в достижениях (стремление человека к улучшению результатов своей деятельности).
М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов:
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
1.1. Мотивы, связанные с содержанием учения: стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений.
1.2. Мотивы, связанные с самим процессом учения: стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
2.1. Широкие социальные мотивы:
2.1.1. мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
2.1.2. мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
2.2. Узколичные мотивы:
2.2.1. стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);
2.2.2. желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).
2.3. Отрицательные мотивы:
2.3.1. стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
Нередко в реальной педагогической практике родителей и учителей используются такие "педагогические подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика или полное игнорирование, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных поощрений и иных стимулов. Эти воздействия обусловливают ориентацию ученика на мотивы самосохранения, материального благополучия и комфорта.
Формирование внутренних мотивов учения:
1. Содержание учебного материала. Связать учебный материал с собственными потребностями школьников, например, потребностью в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в новизне, в эмоциональном насыщении, в самооценке. Поэтому учебный материал должен вызывать эмоциональный отклик, быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, качественно иллюстрированным. Изучаемый материал должен опираться на уже имеющиеся у школьников знания, и в то же время позволять узнать новое и узнать уже известное с новой стороны.
2. Организация учебной деятельности. А. К. Маркова: изучение каждого раздела/темы должно состоять из следующих этапов:
Мотивационный этап сообщение, почему и для чего учащимся нужен данный раздел программы. Этап состоит из трех учебных действий: а) создание учебно-проблемной ситуации: обозначение некоего пробела в знаниях, постановка перед учащимися таких задач, решение которых невозможно без изучения данной темы; б) формулировка учебной задачи; в) рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки. Учащиеся должны понять, что конкретно нужно узнать и чему научиться в рамках данной темы, на основе чего оценивать, успешно ли она пройдена.
Операционально-познавательный этап. Положительные эмоции, возникающие в процессе самой деятельности и восприятия достигнутого результата. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность в самой этой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания.
Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов целесообразно организовывать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, преодоления возникших трудностей и познания нового. Важно обращать внимание на конкретные результаты, достигнутые школьником, дать ему возможность по чувствовать свою компетентность.
Групповая форма деятельности. Задействуются социальные механизмы (подражание, стремление показать себя в выигрышном свете), наблюдается эффект фасилитации активизация деятельности в присутствии других людей. Учебный процесс протекает в группах более динамично и интересно. Задействуются потребности учеников в общении.
Оценка результатов учебной деятельности. Оценивание должно осуществляться систематически, объективно, по понятным ученикам критериям, элемент случайности в нем следует сводить к минимуму.
Стиль деятельности учителя. Демократический стиль, подразумевающий частичное делегирование прав и ответственности, способствует развитию внутренней мотивации.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Психология учения