Предмет, задачи и методы изучения ботаники. Основные систематические категории. Различия между высшими и низшими растениями
Лекция 1. Вводная. Предмет, задачи и методы изучения ботаники. Основные систематические категории. Различия между высшими и низшими растениями.
Ботаника (греч. «ботанэ» «трава») - наука о растениях. Современная ботаника наука комплексная. Она изучает все стороны жизни и существования растений. Ее разделами являются:
- морфология растений наука о разнообразии внешнего строения растений: цветков, плодов, корней. Изучает эволюцию внешнего строения, взаимосвязь строения и среды обитания. Основной метод морфологии описательный: наблюдение и сравнение.
- Анатомия наука о внутреннем строении растения: изучает строение клетки, тканей, органов, эволюцию внутреннего строения и взаимосвязь с окружающей средой.
- С анатомией тесно связаны цитология - наука, изучающая особенности строения растительной клетки.
- Гистология наука о растительных тканях.
- Физиология растений изучает жизненные процессы фотосинтеза, дыхания. К физиологии примыкает
- Биохимия растений наука о химическом составе, изменении веществ в результате метаболизма и
- География растений -наука о границах их распространения.
- Экология растений наука, изучающая взаимодействие растений с внешней средой.
- Палеоботаника наука о вымерших растениях. Вымерших растений во много раз больше ныне существующих.
- Систематика растений изучает многообразие растительных организмов и их место в филогенезе.
Основная задача систематики классификация огромного многообразия растений. Что подразумевает: 1. Выявление, 2. Описание, 3. Классификацию, 4. Идентификацию, 5. Группировку организмов в системы.
Методы исследования: всех ботанических специальностей:
- Сравнительно морфологический; сутью которого является сопоставление сходства и различий в строении представителей разных групп растений, что позволяет судить об истории их формирования и развития, проследить родственные связи;
- Палеоботанический основан на изучении ископаемых остатков растений;
- Онтогенетический позволяет на основе индивидуального развития растений представить пути их исторического развития;
- Физиолого-биохимический устанавливает родство растений на основе сходства их химического состава;
- Цитологический основан на специфичности хромосомного аппарата каждого вида.
- Молекулярно генетический базируется на изучении нуклеотидной последовательности наследственного материала.
В современной систематике в надцарстве эукариоты выделяют 3 царства:
1. Растения
2. Животные
3. Грибы.
Растения царство эукариотических организмов, способных к фотосинтезу, имеющих плотные, как правило, целлюлозные клеточные стенки. Преобладающее большинство растений по типу питания автотрофы.
К особенностям растений как живых организмов следует отнести:
- их характер питания (тип ассимиляции фотоавтотрофный, способ осмотический),
- прикрепленный образ жизни,
- неограниченный рост,
- сильное расчленение тела с целью увеличения поверхности,
- распространение с помощью спор, плодов и семян,
- запасание углеводов в виде крахмала.
Царство растения делят на три подцарства: багрянки, или красные водоросли, настоящие водоросли и листостебельные растения. Вегетативное тело багрянок и настоящих водорослей не расчленено на органы и ткани. Поэтому их нередко называют низшими растениями. Высшие растения, в отличие от низших сложные, дифференцированные на органы и ткани многоклеточные организмы, приспособленные к обитанию в наземной среде.
Для всех живых организмов характерны определенные признаки живой материи, отличающие их от неживой природы:
- Определенный химический состав.
- Клеточное строение
- Обмен веществ и энергии.
- Питание необходимое условие для получения энергии, роста, развития и других процессов жизнедеятельности. Различают автотрофное и гетеротрофное питание. Автотрофный тип ассимиляции подразумевает синтез органических веществ из неорганических (углекислый газ и вода) под действием энергии Солнца. Гетеротрофный тип ассимиляции характеризуется потреблением готовых органических соединений. Питание растений делится на минеральное (всасывание корнем воды и минеральных веществ) и фотосинтез.
- Дыхание высвобождение энергии, необходимой для всех процессов жизнедеятельности за счет расщепления (окисления) высокоэнергетических соединений АТФ.
- Выделение выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, которые могут образовываться в результате дыхания.
- Саморегуляция. Живые организмы обладают способностью поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов по типу обратной связи. Недостаток поступления каких либо питательных веществ мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток вызывает прекращение синтеза этих веществ.
- Размножение. При размножении организмы воспроизводят себе подобных. Выживание вида обеспечивается сохранением главных признаков родителей у потомства, которое возникает путем бесполого или полового размножения. Растения размножаются тремя способами: вегетативным (за счет вегетативных органов), бесполым (спорообразование) и половым (образование гамет и их слияние). В жизненном цикле высших растений обязательно происходит смена полового (гаметофит) и бесполого (спорофит) поколений. В результате вегетативного размножения возникают особи с неизменным генотипом, а в результате бесполого и полового размножения меняется генотип особей, что приводит к повышению гетерозиготности популяций и в конечном счете повышает приспособленность организмов к меняющимся условиям окружающей среды.
- Наследственность.
- Изменчивость. Изменчивость создает разнообразие материала для естественного отбора.
- Индивидуальное развитие (онтогенез).
- Эволюционное развитие (филогенез). Все живые организмы существуют не только в пространстве, но и во времени. Филогенез есть необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни.
- Целостность
- дискретность живых систем. С одной стороны живая материя целостна, определенным образом организована, подчинена ряду законов. С другой стороны она дискретна, т.к. любая система состоит из обособленных элементов. Именно принцип дискретности лежит в основе представлений об уровнях организации живой материи.
- Рост живые существа растут за счет питательных веществ, полученных в результате автотрофного или гетеротрофного питания.
- Раздражимость все живые организмы реагируют на изменения внешней и внутренней среды.
- Подвижность. Растения неподвижны, т.к. прикреплены к субстрату, но зато способны к ростовым движениям. Таксисы это движение организма в ответ на раздражающий фактор. Если перемещение организма осуществляется в направлении к источнику раздражения, то такой таксис называется положительным. Если перемещение осуществляется от источника раздражения отрицательным.
В зависимости от вида раздражителя разделяют фототаксис (ответная реакция на действие света), хемотаксис (действие химических соединений), термотаксис (температуры). Примером положительного фототаксиса является целесообразная ориентация хлоропластов в клетках мезофилла листа.
Тропизмы двигательная реакция органов и частей растений на одностороннее влияние фактора окружающей среды (света, силы земного притяжения, воды, химических веществ). Тропизмы могут быть положительными, если орган или часть растения изгибается в сторону действующего фактора, и отрицательным, если происходят отклонения органа в противоположную сторону. У растений выражен геотропизм реакция отдельных его органов на одностороннее воздействие силы земного притяжения. Различают три типа геотропизма: положительный, когда орган растет вертикально вниз, отрицательный, когда направление движения органа противоположное, и поперечный, или диагеотропизм, когда орган старается занять горизонтальное положение. Главные стержневые корни обладают, как правило, положительным геотропизмом, ветви первого порядка древесных растений, черешки листьев отрицательным геотропизмом, корневища и боковые корни поперечным тропизмом. Фототропизм ростовые движения растений в ответ на одностороннее воздействие света.
Настии это двигательные ответные реакции органов или частей растений на действие раздражителей, которые влияют диффузно и равномерно с разных сторон:
Нутации способность растений к круговым или маятниковым движениям за счет периодических изменений тургорного давления, и интенсивности роста противоположных сторон определенного органа. У вьющихся растений верхушка во время роста делает нутационные движения и при контакте с опорой начинает обвиваться вокруг нее (хмель, тыква, горох).
Сезонность. Непрерывный рост растений в течение жизни происходит периодически. Смена периодов роста и покоя связана с факторами внешней среды (свет, температура, влажность). А также внутренними физиологическими процессами, которые наследственно закреплены в процессе эволюции. Для лиственных растений проявлением сезонности является листопад. Листопад биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растений и их развитием. Листопаду предшествует старение листа, при котором замедляются жизненно важные процессы: дыхание, фотосинтез; преобладают процессы гидролиза, в результате которого образуются балластные вещества. Питательные минеральные и органические вещества оттекают из листа, лист опадает. С наступлением холодов и уменьшением освещенности хлорофилл не синтезируется. Высокое содержание сахара в тканях листа, низкая температура и слабое освещение способствует образованию антоцианов. Листопад приспособление растений к условиям существования, когда уменьшается световой день, понижается температура воздуха и почвы. Опадение листвы предотвращает у растений физиологическую засуху, т.к. оставшиеся листья испаряли бы воду, которая не может в это время в достаточном количестве поступать в корни. Способность к листопаду определяется цикличностью физиологических процессов.
Значение растений. В экологических системах растения играют роль продуцентов. С их помощью происходит образование и накопление органики, выделение в атмосферу кислорода, включение в круговорот веществ углекислого газа. При прямом участии растений образуются почва, торф, ископаемые растения образовали залежи бурого и каменного угля.
Растения основной компонент всех фитоценозов и биогеоценозов. Они участвуют в геохимических круговоротах веществ в природе, круговоротах углерода, кислорода, азота, серы, фосфора, воды, изменяют химический состав почвы, влажность воздуха, насыщают атмосферу кислородом. Растения укрепляют почву, заселяют ранее безжизненные пространства, т.е. участвуют в почвообразовании, играют существенную климатообразующую роль. Являются биоиндикаторами состава почвы или загрязнений атмосферы.
Космическая роль растений заключается в создании кислородной атмосферы, снижении парникового эффекта.
Для жизни человека растения имеют большое значение. Пищевое значение имеют хлебные злаки, зернобобовые, овощи, плодовые растения, маслиничные, пряные и другие. В растениях содержится большое количество питательных веществ, витаминов.
Прядильные или волокнистые растения служат сырьем для изготовления одежды. Древесина используется как строительный материал. Многие растения содержат дубильные, красильные, лекарственные и другие ценные вещества.
Предмет, задачи и методы изучения ботаники. Основные систематические категории. Различия между высшими и низшими растениями