ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА
ТЕМА 8 ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА 8.1. Понятие и виды оценки кадров
Оценка проводится с целью определения соответствия работника должности.
Виды оценки персонала:
1. По объекту, т.е. по тому, что оценивается:
Деятельность (сложность, качество, эффективность); Достижение цели и результативность (вклад в общие результаты организации);
Наличие у работника тех или иных качеств (знаний, навыков, черт характера, его сильные и слабые стороны).
2. По источникам, на данных которых базируется оценка:
Документы (автобиография, резюме, характеристика, анкета);
Результаты кадровых собеседований, Данные тестирования, Отчеты о выполнении заданий.
3.По степени охвата:
Глобальная оценка (все предприятие);
Локальная оценка (подразделение); Индивидуальная оценка (работник).
4. По периоду:
Итоговая оценка - за весь период;
Промежуточная оценка - регулярная (раз в три - пять лет); Специальная оценка в связи с особыми обстоятельствами, перед принятием
соответствующего решения (направлением на учебу, утверждением в новой должности).
8.3. Организация процесса аттестации
Процесс аттестации кадров можно разделить на четыре основных этапа:
1.Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации,
проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки, определение места и времени проведения деловой оценки, разработка методики деловой оценки и привязка к конкретным условиям организации, информирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации.
2. Формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение:
директор по персоналу; начальник отдела кадров, руководитель подразделения, где происходит аттестация, юрист, психолог.
3.Основной этап: организация работы аттестационной комиссии, оценка
индивидуальных |
вкладов |
работника, |
заполнение |
документов, |
обработка |
||
результатов. |
|||||||
4. Заключительный этап: подведение |
итогов |
аттестации, |
принятие |
||||
персональных |
решений |
о |
продвижении |
работников, |
направлении |
на учебу, |
перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.
8.2.Методы оценки персонала
Название метода |
Краткое описание метода |
Результат |
Биографический |
Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные |
Логическое заключение |
заявления, автобиография, документы об образовании, |
о семье, образовании, |
|
характеристика |
карьере, чертах |
|
характера |
||
Собеседование |
Беседа с работником в режиме «вопрос ответ» по |
Вопросник с ответами |
(Интервью) |
заранее составленной или произвольной схеме для |
|
получения дополнительных данных о человеке |
||
Анкетирование |
Опрос человека с помощью специальной анкеты для |
Самооценка качеств |
самооценки качеств личности и их последующего анализа |
личности и их |
|
последующего анализа |
||
Социологический |
Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо |
Анкета |
опрос |
знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, |
социологической |
подчиненные) и построение диаграммы качеств личности |
оценки, диаграмма |
|
качеств |
||
Наблюдение |
Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной |
Отчет о наблюдении |
обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке |
||
методами моментных наблюдений и фотографии рабочего |
||
дня |
||
Тестирование |
Определение профессиональных знаний и умений, |
Психологический |
способностей, мотивов, психологии личности с помощью |
портрет |
|
специальных тестов с последующей их расшифровкой с |
||
помощью «ключей» |
||
Экспертные |
Формирование группы экспертов, определение |
Модель рабочего места |
оценки |
совокупности качеств и получение экспертных оценок |
|
идеального или реального работника |
||
Критический |
Создание критической ситуации и наблюдение за |
Отчет об инциденте и |
инцидент |
поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, |
поведении человека |
принятие сложного решения, поведение в беде и т.д.) |
||
Самооценка |
Письменный отчет или устное выступление |
Письменный отчет |
(Самоотчет) |
руководителя или специалиста перед трудовым |
|
коллективом с анализом выполнения плана работы и |
||
личных обязательств |
||
Попарное |
Выявление наивысшего рейтинга различных сотрудников |
Оценки сотрудников и |
сравнение |
по тому или иному показателю оценки, через |
их ранжирование |
последовательное сравнение сотрудников друг с другом |
||
Шкалирование |
Проставление оценок по шкале с бальными оценками |
Шкала с оценками |
Деловая игра |
Проведение организационно-деятельностной игры, анализ |
Отчет об игре. Оценки |
знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям |
игроков и их ролей. |
|
(«генератор идей», «организатор», «критик», «эксперт», |
||
«делопроизводитель», «наблюдатель» и др.) и оценка |
||
способностей работы в малой группе |
||
Анализ |
Передача работнику конкретной производственной |
Доклад с |
конкретных |
ситуации с заданием проведения анализа и подготовки |
альтернативами |
ситуаций |
предложений по ее разрешению в форме доклада |
решения ситуации |
Экзамен (зачет, |
Контроль профессиональных знаний и умений, |
Экзаменационный лист |
защита) |
предусматривающий предварительную подготовку |
с оценками |
оцениваемого по определенной дисциплине (кругу |
||
проблем) и выступление перед экзаменационной |
||
комиссией |
||
Аттестация |
Комплексный метод оценки персонала, использующий |
Протокол |
персонала |
другие методы (собеседования, анкетирования, |
аттестационной |
наблюдения, тестирования, и др.) для определения |
комиссии, решение и |
|
аттестационной комиссией соответствия кандидата |
приказ директора |
|
вакантной или занимаемой должности, и последующего |
||
анализа ответов для определения потенциала человека |