Основные понятия педагогической психологии

Тема 2. Основные понятия педагогической психологии

1. Понятие обучения и воспитания.

2. Понятие учения и учебной деятельности.

3. Проблема соотношения обучения и развития.

1. Понятие обучения и воспитания

Воспитание – процесс целенаправленного воздействия на поведение и личность ребенка.

Обучение – целенаправленная передача общественно-исторического (социокультурного) опыта предыдущих поколений индивиду.

Воспитание и обучение реализуются в педагогической деятельности совместно – воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая – одновременно воспитываем. В педагогической же психологии в аналитических целях они рассматриваются раздельно.

Воспитание имеет своей целью сформировать у человека социально значимые ценностные ориентации, нормы поведения, морали, системы оценок и т.д. Воспитание реализуется в основном через межличностное общение людей (через действия с духовной культурой).

Обучение имеет своей целью, главным образом, интеллектуальное и когнитивное развитие человека (развитие знаний, умений, навыков, способностей). Обучение реализуется через теоретическую и практическую деятельность (через действия с материальной культурой).

Понятия «обучение» и «воспитание» включены в более широкое понятие «образование». Образование понимается как приобщение, вхождение человека в культуру, создание своей личности, образа «Я» по образу культуры (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственность, существующие в обществе).

С понятием обучения в педагогической психологии тесно связан ряд других понятий: обучаемость, обученность, учение, научение, учебная деятельность, усвоение.

Обучаемость – способность индивида к присвоению транслируемого ему социокультурного опыта.

Обученность – результат процесса обучения.

Сравним понятия «обучение» и «учение».

В понятии «обучение» акцент делается на совместной деятельности, сотрудничестве обучающего и обучаемого.

2. Понятие учения и учебной деятельности

Учение рассматривается как особый вид познавательной деятельности субъекта, имеющий своей целью развитие способностей, приобретение знаний, умений, навыков. В понятии «учение» упор делается на собственную активность, деятельность, усилия обучаемого, подчеркивается активная роль субъекта. Учение ведет к изменениям в психике и поведении субъекта, развитию.

Иногда понятие «учение» употребляют как синоним понятия «учебная деятельность». Это понятие было введено в психологию Элькониным в конце 50-х и наполнено специфическим содержанием.

Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию, в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе его контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Усвоением называются устойчивые изменения в психике и поведении, возникшие благодаря предшествующей познавательной деятельности субъекта. Т.о. усвоение возникает в процессе учения.

Иногда отождествляют понятия учения и научения, а также понятия усвоения и научения. В последнем случае под научением подразумевают результат учения, приобретения знаний, умений, навыков.

Усвоение рассматривают также как сложную интеллектуальную деятельность человека, включающую все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую переработку, сохранение знаний и применение их в новых ситуациях решения задач.

Научение характеризуется как прогрессивное, поступательное количественное и качественное изменение усваиваемых человеком знаний, навыков и умений.

Сторонники бихевиористского подхода рассматривают научение как изменения в поведении в ответ на стимул с подкреплением.

Научение можно рассматривать как более общее понятие по отношению к учению. В этом случае научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека). Учение в этом случае является прерогативой человека. Сторонники же бихевиоризма ставят знак равенства между человеком и животными.

Виды научения:

  1. Импритинг (запечатление) – развертывание инстинктивного поведения в ответ на пусковой сигнал со стороны внешней среды (если прикоснуться к щеке младенца, он поворачивает голову и начинает сосать).
  2. Условнорефлекторное (описано Павловым). Условнорефлекторные реакции возникают в ответ на первоначально нейтральный стимул (безразличный для удовлетворения органических потребностей, ранее не вызывавший реакцию), который связывается во времени и пространстве с удовлетворением органических потребностей. Например: условная реакция на положение при кормлении – сосание; условная реакция на слово, называющее знакомый ребенку предмет – поворот головы в его сторону.
  3. Оперантное (Скиннер). Случайно найденная реакция (методом проб и ошибок) помогает индивиду решить задачу, с которой он столкнулся. Эта реакция, получившая положительное подкрепление, закрепляется в опыте.

Специфически человеческие виды научения:

  1. Викарное. Кроме человека, частично представлено только у высших животных. Это научение через наблюдение за поведением других людей и подражание им.
  2. Вербальное. Приобретение нового опыта через язык и другие знаковые системы (научные символы) с момента усвоения речи и особенно в школе.

Научение может быть стихийным, как побочный итог любой деятельности (дети на прогулке в парке научились отличать деревья разных пород), или целенаправленным и специально организованным, как обучение в школе.

Торндайк сформулировал основные законы научения:

  • Закон эффекта – связь между ситуацией и реакцией упрочается при наличии состояния удовлетворения.
  • Закон упражняемости – связь тем прочней, чем чаще повторяется последовательность стимула и реакции плюс подкрепление.
  • Закон готовности – связь образуется тем быстрее, чем больше она соответствует наличному состоянию организма или субъекта.

3. Проблема соотношения обучения и развития

Решение вопроса об отношении развития и обучения ребенка можно свести к трем основным группам:

1. Ж. Пиаже. Развитие создает возможности, а обучение их реализует, то есть развитие и обучение — два параллельных независимых процесса. Обучение ничего не меняет в детском развитии, хотя и должно согласовываться с ним. Обучение идет вслед за развитием: должны созреть определенные функции, прежде чем школа сможет приступить к обучению определенным знаниям и умениям. Созревание идет впереди школьного обучения.

2. У. Джеймс, К. Коффка, Э. Торндайк, Дж. Уотсон. Обучение тождественно развитию. Бихевиристы приравнивают развитие к эффективной адаптации, которая достигается путем обучения, то есть подкрепления нужных поведенческих, реакций. Оба эти процесса совершаются параллельно, каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Что идет впереди, а что идет вослед, неясно.

3. Л.С. Выготский. Обучение… не есть развитие, но правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только то, в ходе которого ребенок овладевает принципиально новыми способами взаимодействия с окружающим миром. Например, специальное обучение слепоглухих детей делает возможным развитие таких психических явлений как самосознание, речь, мышление, которые не появились бы сами по себе.

Обучение не только определяет развитие, но и зависит от него, опирается на актуальный уровень развития психических процессов, существующий у ребенка.

В связи с разработкой идеи опережающего характера обучения по отношению к развитию Л. С. Выготский предложил понятие зоны ближайшего развития, которая определяется мерой помощи взрослого, которая необходима ребенку для решения задач, находящихся в сфере его интеллектуальных возможностей. При этом уровень актуального развития определяется теми задачами, которые ребенок способен решить самостоятельно без посторонней помощи.

Возьмем двух детей с одинаковым умственным возрастом в 7 лет. Самостоятельно они решают задачи одинаковой трудности, следовательно, их актуальное умственное развитие одинаково. Но при малейшей помощи взрослого один из них решает задачи на 9 лет, а другой - на 7,5 лет. С точки зрения ближайших возможностей развития эти дети резко расходятся.

Зона ближайшего развития – это то, что ребенок в состоянии сделать с помощью взрослого.

С помощью этого метода можно учесть не только уже завершенные процессы развития, созревшие к данному моменту функции, но и те процессы, которые находятся в стадии становления, созревания.

Понятие зоны ближайшего развития тесно связано с законом развития ВПФ (сформулированным Выготским), который гласит: всякая ВПФ формируется сначала в совместной деятельности с другими людьми (как интерпсихическая функция) и постепенно становится деятельностью индивидуальной, внутренним психическим процессом ребенка.

Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития, после окончания формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Обучение, по мнению Выготского, создает зону ближайшего развития, пробуждает у ребенка, вызывает к жизни те психические функции, которые сейчас возможны только в сотрудничестве с окружающими, но затем становятся внутренним достоянием самого ребенка.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Основные понятия педагогической психологии