Внеклассная работа по литературе: десять направлений
В нашей сельской глубинке школа для многих детей — единственный и последний очаг гуманитарного образования и воспитания, а литература — предмет, который учит добру, истине, красоте и любви. Значит, мне, учителю, невозможно оставаться случайным человеком в жизни детей. А стать близким, понятным и принятым в душу можно только через совместный труд, через общение, любовь, сотворчество и сотрудничество. Именно поэтому для себя определила основные составляющие своей педагогической технологии: Интерес — сотворчество — общение. Три кита моей педагогической концепции помогают мне раскрывать творческие способности детей, “расковывать” их, будить в них потребность саморазвития и самопознания, приближать их к новому витку мышления и, самое главное, убеждать ученика в том, что он — кладезь возможностей и талантов.
Хочу предложить коллегам ряд идей для внеклассной работы по литературе, рассказать о конкретных формах, в которых она может быть воплощена.
1. Неделя литературы
В нашей школе стало хорошей традицией ежегодное проведение интегрированной Недели литературы (совместно с начальными классами, предметами гуманитарного и естественно-научного цикла). Организуя Неделю, мы с успехом используем многие формы работы.
- Конкурсные литературные диктанты (тематические словарные — литературоведческие понятия, литературные герои и произведения; история и литература; география и литература). По мере организации такого диктанта вырабатывается интерес к предметам, желание грамотно писать не только на уроках русского языка, но и на других уроках. Поэтическая переменка. Она устраивается в коридоре во время перемены. Школьники читают любимые стихи известных и неизвестных поэтов, собственные произведения. Иногда используются аудиозаписи со стихами русских поэтов в исполнении авторов или известных актёров. Выступление лекторской группы на классном часе. В рамках Недели традиционным стало проведение классного часа на темы, связанные с Неделей. Заранее готовится группа лекторов из учащихся старших классов, определяются темы для младшего (2–3-и классы) и среднего звена (5–8-е классы). Примерные темы: «Литературные места на географической карте», «Исторические события в художественной литературе», «Портреты А. С. Пушкина глазами художников», «Л. Н. Толстой в Казани». Исследовательские конференции учащихся (темы проектов, исследований даются учащимся соответственно представленной теме Недели). Примерные темы: «Цветы в ботанике и в поэзии С. Есенина», «Литературные места на карте России», «Бородино глазами историков и литераторов», «Сад в понимании А. П. Чехова и биологов».
Обобщая опыт нескольких лет по проведению предметных недель, я пришла к выводу, что для детей и учителя удобнее проводить Неделю по тематическим дням. Это даёт возможность затронуть наиболее интересные вопросы, сконцентрироваться на определённой теме. Заранее продумывается план, составляются мероприятия, назначаются ответственные. Предлагаю программу одной из Недель (при составлении плана учитывался материал, который собран в течение нескольких лет в кабинете литературы, имеется в библиотечном фонде).
2008 год — юбилей Л. Н. Толстого. Поэтому общей темой Недели литературы стали слова “Л. Н. Толстой — это целый мир”. Дни Недели распределены следующим образом.
1-й день. Толстой — писатель-гуманист, педагог, философ (лекции, нравственные проповеди, диспуты, презентации книг).
2-й день. История глазами Л. Н. Толстого (выступления лекторских групп, выставка исторических книг).
3-й день. Л. Н. Толстой на карте мира (заочные экскурсии, беседы).
4-й день. В здоровом теле — здоровый дух (видеопрезентация, беседы, исследовательская конференция).
5-й день. Мы читаем Л. Н. Толстого. (С 1-го по 11-й классы проводят День чтения: вслух читают произведения писателя.)
6-й день. «Уроки Л. Н. Толстого» (группа учащихся готовит компьютерный вариант подарочного издания «Золотые правила Л. Н. Толстого» — для 5–8-х классов, «Мудрые мысли Л. Н. Толстого» — для 9–11-х классов и раздаёт в подарок учащимся).
2. Литературная гостиная. Литературный салон
Литературные гостиные позволяют школьникам раздвинуть рамки времени, стать самим активными участниками далёких или недавних времён и событий; играть роли и писателя (поэта), и его современников, и критиков. Это в свою очередь помогает учащимся не просто знать культуру разных веков, но и чувствовать её, уметь воспроизводить в соответствующих самой культуре формах. Поэтому, кроме всего прочего (подготовки материала, распределения ролей), при проведении литературной гостиной много внимания уделяется оформлению интерьера зала в зависимости от эпохи. Всевозможные декорации, макеты, эскизы костюмов, портреты, рисунки, выполненные юными художниками-декораторами, становятся важной частью происходящего.
Возможные темы: «Это светлое имя Пушкин» (А. С. Пушкин в поэзии Серебряного века), «Пора вам знать: я тоже современник» (о поэтах Серебряного века), «Шесть лет промчалось, как мечтанье» (Пушкин и Царскосельский лицей), «Тургеневские девушки в гостях у Полины Виардо» (повести Тургенева о любви), «Татьянин день», «“Чудное мгновение” А. П. Чехова».
3. Литературно-музыкальная композиция. Литературный монтаж
Провожу их с большим удовольствием. Назову лишь наиболее удачные из них: «Этих дней не смолкнет слава», «Мысли о добром и прекрасном» (100-летию русского академика Д. С. Лихачёва посвящается), «Жил и пел для нас» (о В. Высоцком), «Огонь войны души не сжёг» (лирика военных лет).
Учащиеся заинтересованы в проведении таких праздников, так как появляется у них шанс показать с пользой для себя и других заложенные природой способности: музыкальные, актёрские, ораторские, танцевальные. Кроме того, участие в них помогает больше узнать о профессиях художника-оформителя, режиссёра, сценариста. Это важно сегодня, когда школа переходит на профильное обучение. В таких мероприятиях принимает участие большое количество учащихся, особенно бывают активны те, кто не всегда может проявить себя на уроках. Подбирая материал к таким мероприятиям, дети учатся свободно ориентироваться в библиотечном фонде, работать с источниками.
4. Литературные игры
С увеличением количества развлекательно-познавательных передач и интеллектуальных игр в СМИ у школьников тоже появляется желание участвовать в них. Поскольку такой возможности у сельских ребят почти нет, постоянно стараюсь проводить игры типа «Поле чудес», «Колесо истории», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Счастливый случай», «Слабое звено», «Кто хочет стать отличником». Школьники придумывают и предлагают свои версии игры, активно готовят вопросы и задания. Как ни странно, лёгкая развлекательная форма этих шоу оказывается весьма подходящей для осуществления образовательных и воспитательных задач.
5. Дискуссионный клуб
С учащимися 10–11-х классов систематически проводятся заседания дискуссионного клуба по актуальным проблемам современности: «Читать или не читать? — вот в чём вопрос», «Истинная любовь к отечеству. В чём она выражается», «Нельзя ли без жаргонизмов?», «Интеллигентность в моём понимании», «Современная литература для молодёжи».
6. Кружковая работа
Она организуется каждый год в различных формах. Так, в 2005/2006 учебном году кружок проходил в форме читательского клуба «Литературно-исторические чтения» с учащимися 7-х классов по авторской программе. Занятия читательского клуба строились на основе произведений о Великой Отечественной войне и проходили по-разному: выразительное чтение, мелодекламации, литературно-исторические турниры, экскурсии в библиотеку и кинотеатр, диспуты.
С 2000 года с учащимися 5–6-х классов проводится литературный кружок «Я и мир вокруг меня» по УМК «Вокруг тебя — мир». Основными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность являются: медленное, выразительное чтение; инсценирование фрагментов произведений; самостоятельная работа; анкетирование и социологический опрос. Уровень активности учащихся повышается за счёт интересного содержания внепрограммных произведений, творческого характера заданий, элементов состязательности, игрового проведения занятий, эмоционального воздействия.
На занятиях кружка органично используются Приёмы арт-технологии (обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества), где умственное воспитание переплетается с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиваться на уроках. Здесь уместны нестандартные формы деятельности с учащимися: мозговая атака, диспут, час открытых мыслей, читательская конференция, театрализованные представления, имитационное моделирование, заочные путешествия.
7. Проектная технология
Проекты на базе информационно-коммуникационных технологий являются интегрированными и ведутся совместно учителем информатики, учениками и учителем литературы. Результат деятельности практически всегда связан с созданием конкретного продукта. Это может быть информационный ресурс, проект, творческое дело, что особенно привлекательно для учащихся.
Учащимся 8-х и 10-х классов был предложен проект «Создание виртуальной картинной галереи И. И. Шишкина», посвящённый юбилею города Елабуги. Предметное содержание дали литература и краеведение. В процессе реализации проекта ученики работали как с художественными (поэтическими) текстами, так и с краеведческими и искусствоведческими изданиями, участвовали в экскурсиях, подбирали иллюстративный и репродуктивный материал в Интернете. В результате такой работы появилась модель картинной галереи, по которой с учащимися 6-х классов была организована заочная экскурсия.
8. Смотр литературных газет
Мероприятие устраивается в школе как выставка-конкурс по юбилейному литературному календарю. При кабинете литературы успешно работает редколлегия, которая занимается выпуском компьютерных газет на литературные темы (пять-шесть газет в год). Создание проекта требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и выпуск. Кроме того, над газетой трудится проектная группа детей-художников; некоторые из них подготавливают рисунки на бумаге, а другие сканируют их с последующей вставкой в номер. Таким образом, дети участвуют во всех этапах подготовки газеты. Эта работа способствует совершенствованию навыков литературного творчества и журналистской деятельности, овладению практическими навыками управления информацией в компьютере, вырабатывает навыки исследовательской деятельности.
9. Сюжетно-ролевые и познавательно-творческие игры
Отличительной особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что учащиеся вместе с учителями представляют себя исполнителями определённых ролей. Особенно большое значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи. Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя творческие игры.
Для снятия эмоциональной напряжённости учитель ориентирует ребят в игре на соревнование, которому присущ юмор, оригинальность и нестандартность решений и ответов. Игровых форм множество: литературные турниры; аукционы, викторины и игры по отдельным произведениям, авторам, по разделам литературы (учащиеся самостоятельно с большим желанием составляют вопросы для литературных викторин); игры-конкурсы на лучшего кроссвордиста, на лучшего знатока литературных героев, событий и фактов.
10. Библиотечная деятельность
Невозможно представить организацию внеклассной работы по литературе без участия и сотрудничества учителя литературы и библиотекарей школьной и районной библиотек. В этом плане в нашей школе налажена чётко отработанная система совместной деятельности. К постоянно организуемым внеклассным мероприятиям следует отнести такие формы, как День чтения, презентация новинок литературы, Книжкина неделя, читательские конференции, бенефис читателя, ежегодная церемония вручения учащимся школ медалей «Лучик» (лучший читатель книг).
В рамках юбилейной даты детского поэта С. Я. Маршака мы с учащимися 6-го класса совместно с библиотекарями смоделировали новую форму внеурочного мероприятия — Литературный забор. Она возникла из увлечения любимого героя Тома Сойера, который любил организовывать покраску забора. Идея создания литературного забора пришлась по душе и увлекла ребят.
Технологическая цепочка подготовки и проведения данного мероприятия.
- Оформительская группа учащихся приготовила “дощечки” забора из ватмана. Проектно-творческая группа подобрала и сгруппировала необходимый материал. Учащиеся распределились на добровольной основе на группы. Каждая группа отвечает за “создание дощечки” литературного забора. При его проведении учитываются возрастные особенности и интересы учащихся; подобраны в основном игровые виды деятельности; включены элементы театрализации, творческого воображения. Дети могут заняться и своим любимым занятием — рисованием по собственному желанию.