Оценка финансовой целесообразности издательского проекта

Лекция. Оценка финансовой целесообразности издательского проекта

Решение публиковать те или иные книги - наиболее серьезное из решений, принимаемых издательством. Поэтому прежде чем оно будет принято, редактор должен собрать все нужные сведения и оформить заявку на публикацию. В каждом издательстве форма заявки может быть своя, но, как правило, она включает следующие пункты:

  1. Фамилия / профессия / квалификация автора
  2. Предыдущие публикации
  3. Название проекта
  4. Объем, иллюстрации, бумага, формат, предлагаемый тираж
  5. Расчетная стоимость производства
  6. Предлагаемая сумма гонорара (роялти) и аванса
  7. Предлагаемая цена

9. Предлагаемая дата публикации

  1. Рынок / читательское назначение
  2. Конкурентные издания, присутствующие на рынке
  3. Комментарии консультанта / эксперта
  4. Потенциал продажи прав
  5. Уникальность или оригинальность рукописи / издания (USP)

15. План маркетинга и каналы распространения

Редакторский отдел может собрать всю эту информацию своими силами, но возможно, ему придется посоветоваться с коллегами: производственниками, финансовым и маркетинговым отделами. В некоторых издательствах заявку передают руководителям (генеральному, коммерческому/финансовому директорам) для одобрения, но чаще всего ее обсуждают и утверждают коллегиально на коммерческой дирекции или других производственных совещаниях.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ АВТОРОВ

Заполните, пожалуйста, эту анкету, ответив на вопросы в наиболее полной форме. Данная информация играет важную роль в разработке проекта продвижения Вашей книги и будет использована для создания аннотаций, печатаемых на обложке / суперобложке, рекламных проспектах и т.д.

Ф.И.О. автора

(Просьба также указать ученую степень и профессиональную квалификацию)

Название книги

(Подзаголовок, если таковой имеется)

Гражданство

Рабочий адрес

(включая номер телефона, факса и адрес электронной почты)

Домашний адрес

(включая номер телефона, факса и адрес электронной почты)

Название веб-сайта

Занимаемая должность

Описание в общих чертах основных этапов карьеры

Существенные факты профессиональной карьеры, недавних и будущих лекций или выступлений, сферы исследовательских интересов

Приведите список Ваших предыдущих книг и недавних статьей

Какой у этой книги целевой рынок? Существуют ли дополнительные рынки, для которых она была бы привлекательна?

Если это переиздание, то каким образом оно было обновлено и дополнено?

Укажите оптимальные с Вашей точки зрения рекламные носители для

продвижения данной книги (периодические издания, радиоканалы и т.д.)


Приложение 2

Предварительная информация

ISBN

Название

Формат/обложка/иллюстрации

Автор

Продажная цена

Должность/другие публикации

Дата публикации

Описание содержания

Имеющиеся права

Предполагаемый рынок сбыта

Конкуренция / USP издания

Обзор плана маркетинга

Проект следует оценить на нескольких этапах редакционно-издательского процесса:

  • прежде чем будет принято решение об издании;
  • перед началом производства;
  • перед окончательным определением тиража и отпускной цены.

При этом следует ответить на следующие вопросы:

  1. Достаточен ли средний валовой процент прибыли с продаж для
    достижения нормы чистой прибыли?

Необходимо провести подсчет, чтобы убедиться, что в стоимость каждой продажи включена доля накладных расходов.

Валовая прибыль (англ. Gross Profit) – разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги. Следует иметь в виду, валовая прибыль отличается от операционной прибыли (прибыль до уплаты налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам).

Чистый доход от продаж вычисляется следующим образом:

Чистый доход от продаж

=

Суммарный доход от продаж

Стоимость возвращенных товаров и предоставленных скидок

Валовая прибыль вычисляется:

Валовая прибыль

=

Чистый доход от продаж

Себестоимость реализованной продукции или услуги

Сумма операционных затрат

Валовую прибыль не следует путать с чистой и маржинальной прибылью.

Маржинальная прибыль вычисляется:

Маржинальная прибыль

=

Чистый доход от продаж

Себестоимость реализованной продукции или услуги

Чистая прибыль вычисляется:

Чистая прибыль

=

Валовая прибыль

Сумма налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам

Норма чистой прибыли характеризует уровень доходности хозяйственной деятельности организации. Норма чистой прибыли измеряется в процентах и определяется как отношение чистой прибыли к выручке.

Накладные расходы – дополнительные к основным затратам расходы, необходимые для обеспечения процессов производства, связанные с управлением, обслуживанием, содержанием и эксплуатацией оборудования плюс ненормированные расходы: брак, штрафы, проценты и т.д.

Себестоимость это затраты (издержки) на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг. Как правило, себестоимость составляют расходы, непосредственно относящие к выпускаемой продукции, но возможен и вариант подсчета себестоимости, при котором управленческие и коммерческие расходы также распределяются на стоимость выпускаемой продукции.

Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Виды себестоимости:

  • Себестоимость по статьям калькуляции (распределение затрат для составления себестоимости по статьям учёта);
  • Себестоимость по элементам затрат.

Структура себестоимости по статьям калькуляции:

  1. Материалы, прочее (комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы и т. д.)
    1. Топливо, энергия идущая на производство
    2. Амортизация основных производственных фондов (ОПФ, или 2-я группа основных средств: оборудование, станки, техника и т.п.)
    3. Основная заработная плата основного персонала (оклад, тариф)
    4. Дополнительная заработная плата основного персонала (надбавки, доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством; калькулируются как процент от п.4)
    5. Отчисления на социальные мероприятия (пенсионный фонд, фонд безработицы, фонд социального страхования, фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной заработной платы)
    6. Общепроизводственные расходы (ОПР: расходы на сбыт, внутрипроизводственные затраты, ФОТ служащих и прочее (например ремонт: закупка паркета, клея, ламината, штукатурки и т. д.); калькулируется как процент от п.4)
    7. Командировочные расходы — стоимость билетов, суточные, оплата жилья
    8. Работы сторонних организаций (контрагентов)
    9. Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления

Специфика книжной продукции отражается в составе и структуре ее себестоимости. Затраты издательства учитываются по следующим статьям, отражающим особенности расходов в издательской деятельности и в совокупности составляющим себестоимость издательской продукции:

  • авторский гонорар за литературное произведение;
    • авторский гонорар за художественно-графические работы;
      • стоимость бумаги, картона, переплетных и иных материалов;
      • типографские расходы;
      • редакционные расходы (обработка и оформление оригинала);
      • общеиздательские (или, по единой для всех отраслей и видов деятельности классификации - общепроизводственные и общехозяйственные) расходы;
      • коммерческие расходы.

Типографские расходы составляют значительный удельный вес в себестоимости издательской продукции. Их величина зависит от вида издания, его тиража, вида печати, сроков исполнения заказа, типографии.

Редакционные расходы - расходы на обработку и оформление авторского и издательского оригиналов и подготовку оригинал-макета, в том числе:

  • расходы на оплату труда редакционно-производственного персонала (штатного и не состоящего в штате), включая отчисления в государственные внебюджетные фонды;
  • износ основных средств, используемых в редакции;
  • расходы по ремонту основных средств производственного назначения;
  • расходы по содержанию и ремонту оборудования и инвентаря редакции;
  • расходы по приобретению на договорных условиях готовых оригинал-макетов, художественных и графических оригиналов;
  • прочие расходы (бумага, расходные материалы для копировальной техники и принтеров и т.п.).

Общеиздательские расходы включают расходы по управлению издательством и общехозяйственные расходы, не связанные непосредственно с тем или иным конкретным изданием.

  1. Расходы по управлению издательством:
    • оплата труда управленческого персонала, включая взносы в государственные внебюджетные фонды;
      • оплата служебных командировок управленческого персонала;
      • прочие расходы, включая канцелярские расходы, оплату услуг связи, оплату консультантов, аудита и др.
    1. Общехозяйственные расходы:
  • оплата труда общеиздательского персонала, включая взносы в государственные внебюджетные фонды;
  • оплата служебных командировок работников, не входящих в состав аппарата управления;
  • аренда помещений;
  • содержание и эксплуатация основных средств и инвентаря общеиздательского назначения;
  • амортизация основных средств общеиздательского назначения;
  • охрана, подготовка кадров и проч.

К числу коммерческих расходов издательства относят:

  • расходы на рекламу;
  • тару и упаковку;
  • доставку продукции;
  • хранение готовой продукции;
  • комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и иным посредническим организациям;
  • представительские и другие расходы, связанные с реализацией готовой продукции;
  • стоимость обязательных бесплатных экземпляров изданий, которая определяется по расчетной себестоимости одного экземпляра.

Примерное соотношение различных видов затрат в структуре себестоимости:

  • авторский гонорар - до 12% (с учетом относительно низкой цены на книгу и методики расчета роялти, в денежном выражении гонорар авторов сегодня чрезвычайно низок в сравнении с мировым уровнем);
  • редакционные расходы - до 10-12% (можно сказать, что уменьшение расходов в этой части, как правило, ведет к снижению качества книжной продукции);
  • расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы - до 60% (это та часть расходов, которая постоянно растет и на которую издатель практически не может оказывать влияния);
  • общеиздательские расходы - около 12% (учитывая постоянный рост затрат, связанных с энергетикой, транспортом, арендой и прочими расходами, эти расходы обречены на постоянный и даже избыточный рост);
  • коммерческие расходы - 6-8% (в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке вряд ли возможно ощутимое для издателя их сокращение).

Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции:

  • Объем и оформление издания (влияют на размер авторского гонорара)
  • Количество и вид иллюстрирования (сказывается на сумме вознаграждения художников и дизайнеров и на типографских расходах)
  • Тираж (является определяющим фактором в издательском бизнесе, поскольку отражает величину расходуемых продуктов, совокупных затрат на производство продукта)

Анализ себестоимости

Себестоимость – важнейший показатель для анализа с целью повышения эффективности производства. Анализ может выполняться в нескольких разрезах. Например, все расходы делят на переменные (которые зависят от объема выпуска продукции) и постоянные (или условно-постоянные, которые в рамках некоторого диапазона не зависят от количества произведенной продукции). Такой анализ позволяет определить объемы производства, при которых предприятие выходит на окупаемость затрат (точка безубыточности).

Источником информации для анализа себестоимости продукции выступает бухгалтерский, складской и производственный учет. Анализировать себестоимость по данным публичной бухгалтерской отчетности, как правило, возможно только в самом общем виде (рост или падение затрат, изменение прибыли от продаж). Для более глубоко анализа необходимы данные из учетной системы предприятия.

  1. Достаточна ли средняя валовая прибыль в абсолютном выражении?

Это можно подсчитать, только соотнеся заложенные в смету накладные расходы на предстоящий период с планируемым на тот же период валовым доходом от продаж новых названий, допечаток и распродажи имеющихся запасов.

  1. Не слишком ли велик тираж?

Если мы хотим рассчитать тираж на более длительный срок реализации, нужно принять во внимание проценты по заемным средствам и другие соображения, перечисленные выше.

Безубыточный тираж издания

Используя такие понятия, как постоянные и переменные расходы, можно рассчитать возможную прибыль от реализации издательского проекта и определить тот тираж, начиная с которого проект может быть безубыточным. Но сначала введем еще одно важное понятие, активно используемое как фактор оценки финансовой деятельности предприятий. Речь идет о так называемом маржинальном доходе, который определяется как разность между выручкой от реализации продукции (без учета НДС) и переменными расходами. Чем он больше, тем больше вероятность превышения постоянных затрат, а значит - получения прибыли от производственной деятельности. Можно также сказать, что маржинальный доход - это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных расходов и формирование прибыли, т.е. чем больше маржинальный доход, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и издательство получает возможность зарабатывать прибыль.

Анализ безубыточности позволяет определить стратегию сокращения издержек путем их разделения на переменные и постоянные.

Под точкой безубыточности понимается такой объем производства, при котором обеспечивается нулевой уровень прибыли, т.е. равенство величин издержек и полученных доходов. Для достижения точки безубыточности маржинальный доход должен покрыть постоянные расходы.

Рис. 14. График безубыточности

Рассмотрим следующий пример:

а - сумма постоянных расходов (300 000 руб.);

b - сумма переменных расходов на 1 экз. издания (60 руб.);

х - объем производства (тираж издания), принимает различные значения;

с - цена 1 экземпляра (200 руб.).

Тогда уравнение, определяющее полную себестоимость тиража издания у, будет иметь следующий вид: 

у = а + bх.

Маржинальный доход, приходящийся на 1 экз. издания, как разница между выручкой (с) и переменными расходами (b), будет равен с - b.

Критический объем производства или точку безубыточности (в экземплярах) можно определить как а / (с - b).

Отношение суммы постоянных расходов к величине маржинального дохода определяет «критический тираж» издания, при котором разница между ценой экземпляра книги и ее себестоимостью равна нулю, т.е. издательство уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли. Действительно, из соотношения а / (с - b) = х имеем а = х (с - b), откуда и получаем а - х (с - b) = 0.

В нашем случае:

а / (с - b) = х = 300 000 / (200 - 60) = 2143 экз.

Число экземпляров играет здесь роль коэффициента, значение которого мы определили из соотношения а / (с - b), на который надо умножить маржинальный доход, приходящийся на 1 экз. издания, чтобы он стал равен постоянным расходам. Тогда разница а - х (с - b) обращается в ноль.

Учитывая, что отношение прибыли к выручке определяет рентабельность реализованной продукции, точку безубыточности называют еще порогом рентабельности тиража издания.

Для значений, принятых в нашем примере, получим:

  • величина маржинального дохода равна (с - b) = 200 - 60 = 140 руб. на экз.;
  • критический объем производства равен а / (с - b) = 300 000 / 140 = 2143 экз.

Полная себестоимость издания, в зависимости от тиража, составит:

  • для 1 тыс. экз.: а + bх = 300 000 + 60 х 1000 = 360 000 руб.
  • 2,143 тыс. экз.: а + bх = 300 000 + 60 х 2143 = 428 580 руб.
  • 5 тыс. экз.: а + bх = 300 000 + 60 х 5000 = 600 000 руб.

Расчет прибыли через маржинальный доход можно представить в следующем виде:

Показатель

Вариант издания

I

II

III

Тираж (x), тыс. экз.

1

2,143

5

Постоянные расходы (а), руб.

300 000

300 000

300 000

Переменные расходы (b) на 1 экз./руб.

60

60

60

всего, руб.

60 000

128 580

300 000

Цена (с) 1 экз., руб.

200

200

200

Маржинальный доход (с - b): на 1 экз. / руб.

140

140

140

всего, руб.

140 000

140 000

700 000

Прибыль (х (с - b) - а) (покрытие маржинальным доходом постоянных расходов), руб.

-160 000

0

+400 000

Из соотношения а / с-b = х можно рассчитать и минимальную цену реализации при заданном тираже издания: с = (а / х) + b. Так, при названных выше показателях минимальная цена реализации 1 экз. издания при тиражах 3000 и 5000 экз. составит соответственно:

300 000 : 3000 + 60 = 160 руб. и 300 000 : 5000 + 60 = 120 руб.

Расчет маржинального дохода можно использовать для оценки безубыточного тиража издания, еще не приступая к реализации конкретного издательского проекта, и сопоставить требуемые затраты со своими возможностями. Как правило, маржинальный доход используют при сравнительном анализе нескольких видов продукции. Он что позволяет сравнить разные издательские проекты на предмет их вклада в общий доход издательства и выбрать наиболее эффективные.

Используя данные расчета прибыли через маржинальный доход, можно приблизительно, но в то же время с достаточной для принятия решений степенью точности определить чистую прибыль, остающуюся после покрытия всех расходов по тому или иному проекту. То же самое можно сделать применительно к оценке экономической эффективности работы структурных подразделений издательства.

Учитывая постоянные и переменные расходы, можно рассчитать возможную прибыль от реализации издательского проекта и определить тот тираж, начиная с которого проект может быть безубыточным.

Маржинальный доход — превышение выручки с продаж над совокупными издержками, относящимися к определенному уровню продаж; разность между выручкой и переменными расходами.

Пусть:

а — сумма постоянных расходов;

b — сумма переменных расходов, приходящихся на 1 экз. издания

x — объем производства (тираж издания)

c — цена 1 экземпляра.

Тогда управление, определяющее полную себестоимость тиража издания (у), будет иметь следующий вид: y = a + bx.

Маржинальных доход, приходящийся на 1 экз. издания, как разница между выручкой (с) и переменными расходами (b), будет равен c – b.

Критический объем производства или точку безубыточности (в экземплярах) можно определить как a / (c - b).

Отношение суммы постоянных расходов к величине маржинального дохода определяет «критический тираж» издания. Это происходит потому что при этом тираже разница между ценой экземпляра книги и ее себестоимостью равна нулю, то есть издательство уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли, Учитывая, что отношение прибыли к выручке определяет рентабельность реализованной продукции, точку безубыточности называют еще порогом рентабельности тиража издания.

Величина маржинального дохода равна (c - b).

Критический объем производства равен a / (c - b).

Полная себестоимость издания: а + bx тираж.

Расчет безубыточности

Прибыль от предпринимательской деятельности по определению равна разности валового дохода и затрат на производство товаров и услуг (себестоимости).

Учет затрат, точка безубыточности. Себестоимость складывается из переменных и постоянных затрат и что при росте объема продукции средние постоянные затраты уменьшаются практически до нуля.

Пример 1. Пусть постоянные затраты издательства на подготовку тиража составляют 10 000 руб. (затраты на заработную плату, подготовку оригинал-макета, другие редакционно-издательские расходы). Переменные затраты (стоимость полиграфических услуг, бумаги, переплетных и других полиграфических материалов) составляют 25 руб. на экземпляр. Тогда себестоимость тиража Сб в Q экземпляров равна: Сб = 10 000+25*Q.

Себестоимость одного экземпляра: Сб = 25+10 000/Q.

При тираже в 100 экз. себестоимость одного экземпляра – 125 руб., при тираже 1000 экз. – 35 руб., при тираже более 5000 экз. себестоимость одного экземпляра стремится к 25 руб.

Влияние соотношения постоянных и переменных затрат на прибыль принято называть операционным эффектом. Обозначим разность между объемом продаж и постоянными затратами через ВП (вклад на покрытие). Операционный эффект ОЭ на прибыль Пр подсчитывается по формуле: ОЭ = ВП/Пр.

Пример 2. Пусть при тех же условиях, что и в примере 9, произведено 1000 экз., которые проданы по цене 50 руб. за экз. При себестоимости в 35 руб. за экз. общая сумма выручки – 50 000 руб., прибыли – 15 000 руб. Предположим, что произведено и продано 2000 экз. по той же цене 50 руб. Тогда себестоимость тиража – 60 000 руб. (30 руб. за экз.), объем выручки – 100 000 руб., прибыли – 40 000 руб. Вклад на покрытие составил ВП = 60 000 – 10 000 = 50 000 руб. Операционный эффект снижения себестоимости ОЭ = 50 000:40 000 = 1,25 и выразился в росте прибыли на 267% при росте выручки на 200%, т.е. в опережающем росте прибыли по сравнению с выручкой.
Безубыточность соответствует объему продаж, покрывающему издержки и обеспечивающему прибыль. Нижний предел безубыточности НПБ равен себестоимости продаваемых товаров. В натуральном выражении НПБ можно рассчитать по формуле, учитывающей постоянные затраты Зпост, переменные затраты Зпер и среднюю цену реализации одного экземпляра Р: НПБ = Зпост: (1 – Зпер/Р).

Пример 3. Пусть действуют те же начальные условия, что и в примерах 1 и 2: Зпост = 10 000 руб, Зпер = 25*Q. Положим во всех вариантах рентабельность по доходу 20% и аналитическим методом подсчитаем необходимую цену реализации одного экземпляра Р, которая будет равна
Р = ((Зпост+Зпер)/Q)/0,8. Тогда выручка: Т = Q*Р.

По вышеприведенной формуле вычислим нижний предел безубыточности в натуральном и денежном выражении, а также прибыль Пр=Р – (Зпер+Зпост).

Тираж Q (экз.)

Сумма всех затрат (руб.)

Пост.затраты (руб.)

Переменные затраты (руб.)

Розн.цена за 1 экз.

Выр. от реал-и (руб.)

Нижн. предел безубыточности (руб.)

Нижн. предел безубыточности (экз.)

Прибыль (руб.)

100

12 500

10 000

2 500

156,25

15 625

11 905

76

3 125

1 000

35 000

10 000

25 000

43,25

43 750

23 333

533

8 750

10 000

260 000

10 000

250 000

32,50

325 000

43 333

1333

65 000

Процентное отношение объема продаж, превышающего нижний предел безубыточности, ко всему объему продаж Q характеризует запас финансовой прочности фирмы:

ФЗП = ((Q – НПБ/Q)*Р)*100.

  1. Достаточно ли денежных средств для финансирования проекта?

Обычно на открытие нового проекта издательство использует средства, предназначенные для дальнейшего развития. Это могут быть оборотные средства от реализации предыдущих проектов в полном объеме, включая возмещение затрат на производство и прибыль от данного проекта. А может быть только их часть. Если оборотных средств бывает не достаточно, то руководство решает вопрос о займе, кредите или поиске инвестиций. При этом нельзя забывать о проценте по кредиту или займу, которые издатель должен включить в себестоимость будущего издания, и которые в итоге не должны сделать проект убыточным.

  1. Следует ли сократить тираж, чтобы снизить риск?

Стратегия печати небольшого пробного тиража для проверки рынка иногда полезна.

  1. Правильно ли установлена цена для данного рынка?

По расчетам у Вас может выходить хороший процент прибыли, но нельзя упускать из виду стратегические цели компании в плане финансовых результатов, восприятие цены покупателем, эластичность спроса и цены конкурентов.

Процесс определения цены на продукцию в издательстве включает в себя несколько этапов:

  1. определение цели ценообразования;
  2. определение спроса;
  3. оценка издержек производства;
  4. анализ цен и товаров конкурентов;
  5. выбор метода ценообразования;

Предварительно оценить целесообразность проекта можно следующим образом:

  1. Для начала определяют оптимальную цену издания в розничной торговле, учитывая при этом платежеспособность целевой группы, цены конкурентов на аналогичную продукцию и др.
  2. Затем устанавливают возможную отпускную цену издания в издательстве, исходя из размера интегрированной скидки, которую издательство предоставляет оптовикам ( от 10% до 35%).
  3. Цену издания с учетом скидки умножают на планируемый тираж и из полученной суммы вычитают прямые расходы и получают норму валовой прибыли.
  4. Из этой суммы вычитают накладные расходы — и узнают норму чистой прибыли. (Расчет прямых и накладных расходов ниже будет рассмотрен подробнее в Приложении 3).

Помимо организационных и содержательных составляющих работы по планированию необходимо иметь в виду и ее финансовые аспекты. Речь идет о финансовой целесообразности издательских проектов и тематического плана в целом. В процессе принятия решений, касающихся выпуска изданий, перед началом производства и перед окончательным определением тиража и отпускной цены каждый издательский проект должен быть оценен. Желательно при этом получить ответы на следующие вопросы:

  1. Какова рентабельность?
  2. Каков объем средней валовой прибыли?
  3. Как может изменяться ситуация с прибылью в течение периода реализации тиража (будет оставаться стабильной, снижаться)?
  4. Достаточно ли для реализации проекта собственных средств издательства?
  5. Как соотносится предполагаемая отпускная цена издательства с ценами конкурентов?

Принимая решение о публикации того или иного произведения, издатель учитывает следующие финансовые показатели:

  1. Процентное отношение нормы чистой прибыли к общей сумме расходов. При этом он учитывает минимальное, или контрольное соотношение. Если ожидаемая прибыль от проекта ниже приемлемого уровня, такой проект нуждается в оптимизации или будет отклонен. В некоторых случаях и могут быть приняты и малоприбыльные проекты, например, с целью продвижения нового автора или издательского портфеля, а также, если новое направление спонсируется третьими лицами или работает на повышение репутации издательства. В любом случае малоприбыльные или даже убыточные проекты должны быть сбалансированы другими проектами, ожидаемая прибыль которых значительно превышает норму. Таким образом, в общей калькуляции проект окажется как минимум безубыточным. При этом следует помнить, что проект, показатель прибыли которого ниже нормы, не обязательно является неприбыльным или безубыточным.
  2. Когда возрастают издательские издержки — прямые или накладные — показатель прибыли падает. Поэтому одна из основных задач менеджера проекта — не допустить увеличения издержек. Прямые издержки в свою очередь делятся на две основные группы: постоянные и переменные. Постоянные издержки в отличие от переменных не зависят от тиража издания.

Прямые издержки – такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся:

  • стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;
    • заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров;
    • иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

Косвенные (накладные) издержки – это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:

  • расходы на содержание административного аппарата;
  • арендную плату;
  • амортизацию;
  • проценты за кредит и т.п.

Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

Постоянные издержки – это издержки, которые не зависят от объема производства.

Переменные издержки – это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, затраты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Однако в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к постоянным.

Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные, издержки фирмы.

Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.

Решение о публикации произведения принимается после анализа ряда характеристик и сведений по предполагаемому к выпуску изданию. Это может быть информация следующего рода:

  • сведения об авторе;
  • предыдущие публикации автора;
  • наличие, объем иллюстраций;
  • предполагаемый тираж;
  • предварительный расчет себестоимости;
  • гонорар;
  • расчетная издательская отпускная цена;
  • предполагаемая дата публикации;
  • рынок реализации;
  • издания-конкуренты;
  • заключения рецензентов;
  • план маркетинга и предполагаемые каналы реализации.

Приложение 3

СМЕТА РАСХОДОВ

от « » 200 г.

На издание:

Вид работ

ед.изм

кол-во

расценки

итого

наимен

I

Авторский гонорар

1

Текст

а.л.

руб.

2

Перевод текста

а.л.

руб.

3

Составление

а.л.

руб.

4

Подбор иллюстр. ряда (для изданий по искусству)

шт.

руб.

5

Вступит. ст. (предисло., послеслов.)

а.л.

руб.

6

Составление указателей (библ., им. и проч.)

уч.л

руб.

7

Коммент., примеч.

а.л.

руб.

Итого авторский гонорар:

руб.

II

Редакционные расходы

1

Набор текста

а.л.

руб.

2

Чистка фаулов

а.л.

руб.

3

Корректура 1

п.л.

руб.

4

Корректура 2

а.л.

руб.

5

Сверка

а.л.

руб.

6

Редактирование

п.л.

руб.

7

Научное редактирование

а.л.

руб.

8

Рецензирование

а.л.

руб.

9

Приобретение фотооригиналов, рисунков, оплата исп.архивных, библиот. и проч. материалов

шт.

руб.

10

Худож. оформление:

обложка

10.1

шт.

руб.

10.2

суперобложка

руб.

10.3

макетирование

руб.

10.4

рисунки

шт.

руб.

10.5

технические работы (сканирование, штрих-код и проч._

шт.

руб.

10.6

препресс

руб.

11

Техническое редактирование

а.л.

руб.

12

Верстка

уч.л

руб.

13

Прочие виды работ / вид работы

шт.

руб.

Итого редакционные расходы:

руб.

III

Общеиздательские расходы

руб.

IV

Накладные расходы (30% от общеиздательских)

руб.

V

Единый социальный налог ФОТ (пп.1.и.2.)

руб.

ВСЕГО БЕЗ ПОЛИГРАФИИ:

руб.

VI

Стоимость полиграфических услуг, бумаги и материалов

1

Тираж (экз.), расчет 2-х вариантов

вар. №1

экз.

вар. №2

экз.

2

Вид печати, красочность

3

Бумага для книжного блока

руб.

4

Вид переплета (тв., обложка), вид крепления, ламинация, штам.

5

Бумага для обложки

руб.

6

Цветная печать

руб.

7

Фотовывод

руб.

8

Стоимость изготовления тиража

руб.

9

Прочие виды работ / вид работы

руб.

Итого полиграфия:

руб.

VII

ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ИЗДАНИЯ

руб.

VIII

Себестоимость одного экземпляра

руб.


Приложение 4. Смета издания

Автор

Название

Руководитель проекта: Тираж:

Редактор: Объем:

Художник: Формат:

Переводчик: Иллюстрации:

СТАТЬИ ЗАТРАТ

Планируемые затраты

Фактические затраты

I

Гонорар

1

авторский гонорар

2

художественное оформление

3

иллюстративная часть

4

начисления _______ %

Итого по авторскому гонорару

II

Материалы

1

бумага: на текст

2

на иллюстрации

3

бумага на форзац

4

бумага на обложку (переплет)

5

картон

6

материал

Итого по материалам

III

Типографские расходы

Итого прямые затраты

IV

Общеиздательские расходы

1

редактирование

2

корректура

3

набор (ввод правки)

4

верстка

5

изготовление оригинал-макета (подписная корректура, пленки)

Итого себестоимость

V

Прибыль ____________ %

VI

Отпускная стоимость

PAGE 1

Оценка финансовой целесообразности издательского проекта