СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

PAGE 6

ЛЕКЦИЯ 2: «СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ» - 1 ЧАС

ПЛАН:

  1. Роль социальной работы в системе образования
  2. Сущность педагогической деятельности в социальной работе
  3. Виды педагогической деятельности в работе социальных служб
  4. Дидактические компоненты социальной работы

1. Социальная работа характеризуется 2 составляющими социально-педагогической деятельности:

  • непосредственной,
  • опосредованной,

которые имеют ярко выраженную адресность и локальность.

  • Педагогическая деятельность – включенная и внешняя (сами педагоги и социальные работники). Связана с поиском путей сокращения детей «группы риска» и социальной дезадаптации
  • Современная школа связана с системой различных общественных организаций (органы социальной защиты семьи и детства, правовые органы, попечительские советы, спонсорские организации, УПК, УПБ, внешкольные детские центры, учреждения культуры, территориальные детские и медицинские заведения, неформальные фонды, специализированные школы и студии)
  • Структура системы образования:
  1. ДОУ – их специфика …
  2. Общеобразовательная школа:
  • Начальная школа (1-4)
  • Основная школа (5-9)
  • Старшая школа (10-11)
  • Гуманитарные гимназии (1-11)
  1. Профессиональные учебные заведения (специализированные лицеи, техникумы, колледжи)
  2. Школы-интернаты, лесные, санаторные школы
  3. Учебные заведения дополнительного образования (центры творчества, художественные, музыкальные, спортивные, коррекционно - развивающие, одаренных детей и т.д.)
  4. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа
  5. Религиозные учебные заведения (воскресные школы, епархиальные гимназии, духовные академии)
  • Сферы деятельности социальных работников:
  • образовательные учреждения,
  • комиссии по делам молодежи,
  • учреждения здравоохранения,
  • сфера социальной защиты (социальное обслуживание, социальные приюты, реабилитационные центры и т.д.),
  • учреждения органов МВД (приемники - распределители, спец. интернаты, колонии, ювенальные суды и др.).
  • Именно сфера деятельности определяет основные направления собственно педагогической работы в социальной службе:
  1. профессиональное регулирование процессов дезадаптации (социальной, психологической, педагогической),
  2. социальная реабилитация людей с аномалиями, отклонениями от нормы.
  • Своеобразие работы социальных педагогов определяется их специализацией, выделяют следующие специализации:
  • социальный семейный педагог или работник семейного профиля,
  • общинный (сельский) социальный работник,
  • специалист по социальной работе с детьми и молодежью (молодежный соц. работник)
  • специалист по организации культурного досуга,
  • валеолог или специалист по охране здоровья (медицинский соц. работник)
  • социальный эколог (природоохранительная функция),
  • социальный работник – специализирующийся на проблемах занятости (трудоустройства) и профессиональной адаптации,
  • социальный этнолог (возрождение национальных традиций и обрядов, народного творчества),
  • социальный педагог - дефектолог (профессиональная коррекционная помощь детям с проблемами в развитии),
  • социальная работа с детьми – инвалидами (адаптация в обществе),
  • социальный работник – геронтолог,
  • школьный социальный педагог (проблемы микроклимата, межличностных отношений),
  • социальный работник, оказывающий помощь людям, имеющим делинквентные наклонности (склонность к правонарушениям), профессиональное предупреждение противоправных действий,
  • социальная служба административного или муниципального уровня (в условиях открытого микросоциальной среды, экспертиза социальной службы).
  • В связи с тем, что социальная деятельность имеет педагогическую направленность, она рассматривается в единстве 3-х ее характеристик:
  • Практическая деятельность, которая сводится к решению проблем человека, координации деятельности различных вневедомственных служб и оказание реальной помощи клиентам,
  • Образовательная деятельность – самообразование, подготовка к активной профессиональной деятельности,
  • Исследовательская деятельность – анализ и изучение социально-педагогической информации, оформление личного опыта.
  • При этом работа социального работника строится на:
  1. знании и опыте,
  2. узаконенности полномочий (легитимность деятельности),
  3. статусе и репутации
  4. харизматических данных и личностной привлекательности

2. Организация взаимодействия - сочетание руководства, самоуправления, саморегуляции в соответствии с возрастным и дифференцированным подходами.

  • Организация группового (целеполагание, планирование, организация, анализ результатов), межгруппового взаимодействия – прямое, совместно-параллельное, совместно-последовательное, соревновательное, и массового – консолидация толпы, подготовка и определение характера зрелища, создание композиции, использование материальной матрицы деятельности, вовлечение в деятельность
  1. Структура комплексной социально-педагогической деятельности – в единстве реализации основных ее типов:
  2. мотивационная
  3. социально-пропедевтическая (профилактическая)
  4. целеполагание
  5. информационно-технологическая
  6. объяснительная
  7. конструктивно-проективная
  8. реабилитационная

4. Структура социально-педагогической деятельности предполагает выделение ее важнейших характеристик:

  • целеполагание в процессе совместной деятельности (соотношение уровней целеполагания – государственный, региональный, муниципальный, локальный, групповой, индивидуальный)
  • субъект и объект социального воспитания (индивидуальные, групповые, социальные субъекты),
  • институты социального взаимодействия (школа, родители, государственные и общественные организации),
  • особенности организации процесса взаимодействия субъектов деятельности (общение – ролевое и межличностное; основные формы общения – диалог (фактический, информационный, дискуссионный, исповедальный); познание – как удовлетворение потребностей в информации и поисковой активности; деятельность – предметно-практическая и духовно-практическая, удовлетворение потребности в сотрудничестве, творчестве, репродуктивности; игра – как средство организации различных видов деятельности, условия эффективной организации игры; спорт – удовлетворение физиологических и психолого-органических потребностей).
  • Взаимодействие (по целям): функционально-ролевое и эмоционально-межличностное; вербальное, предметное, тактильное, кинестетическое (по средствам); групповое, парное, межгрупповое, массовое (по форме); кооперативное и конкурентное (по стратегии); продуктивное и непродуктивное (по результату)
  • основные принципы ее организации:
  • природосообразности,
  • культуросообразности,
  • центрации социального воспитания на личности,
  • принцип дополнительности
  • формы и методы организации продуктивного и коррекционного взаимодействия в социально-воспитательной работе;
  • стили отношения между участников взаимодействия: выделяют 5 стилей:
  • отношения диктата,
  • отношения авторитета,
  • отношения опеки,
  • конфронтации,
  • сотрудничества.
  • Стили межличностного взаимодействия:
  • сотворчество,
  • сотрудничество,
  • паритетные,
  • независимые,
  • конкурентные,
  • конфликтные,
  • авторитарные.
  • Методы воспитания с позиции педагогического управления включают в себя мотивацию или стимулирование; целеполагание, т.е. планирование, организация, нормирование, учет и контроль, релаксация; педагогического анализа и коррекции.
  • В контексте саморазвития и самовоспитания они трансформируются в методы целеполагания, т.е. планирование, самоорганизация, самоконтроль, мобилизация, релаксация; самоанализ и коррекция. (М.М. Левина, М.И. Махмутова, Т.И. Шамова):
  • Метод воспитания – это разработанная с учетом педагогических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил воспитательной деятельности, применение которых позволяет повысить эффективность социально-педагогического взаимодействия.
  • Метод самовоспитания – это разработанная с учетом педагогических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил самовоспитания, применение которых позволяет повысить эффективность самоуправления личности с учетом его интересов и индивидуальных способностей и возможностей.
  • В социуме определяющее влияние оказывает и окружение человека:
  • общественное мнение (доминирование устойчивых установок и норм поведения)
  • социальные (религиозные, общественные, государственные, национальные) традиции
  • соревновательный эффект (попытки соотношения уровня собственного развития и образца, примера (фасилитатора)
  • формы и средства коммуникации
  • приемы поощрения и наказания

  • С позиции определения уровня социальной проблемы (содержательная характеристика социальной работы):
  • воспитание: проблемно-эвристический; проблемно-информационный, информационно-алгоритмический (косвенное или перспективное управление деятельность воспитанника)
  • самовоспитание: творческий (исследовательский), репродуктивно-исследовательский, репродуктивный (исполнительский).

  • С учетом доминирования логических или эвристических приемов деятельности:
  • логические (анализ, сравнение, описание, определения, объяснения, доказательства, обобщения, систематизация, классификация);
  • эвристические (мозгового штурма, инверсии, эмпатии, эвристических вопросов, многомерных матриц, синектики и др.)

  • анализ учения П.Ф.Каптерева – 3 типа методов – догматический, аналитический, генетический (сократический и эвристический).

  • С учетом доминирования специфики процессов взаимодействия:
  • Методы стимулирования и мобилизации: (внушение личной и общественной значимости и успешности деятельности, повышение требований, уровня трудности заданий, создание проблемных и дискуссионных ситуаций, создание ситуаций ролевого общения, поощрение и порицание)
  • Методы релаксации (снятия напряжения): (внушение на снятие напряжения, снижение требовательности и сложности, применение функциональной музыки, применение специальных мимических и пантомимических приемов (поза кучера), переключение на малозначимые виды деятельности, гипноз, самовнушение, аутогенная тренировка и др.)

  • Таким образом, педагогическая и социально-педагогическая деятельность имеют между собой много общего:

Вид деят-ти

Цель работы

Хар-р деят-ти

Объект деят-ти

Система учр-ний

педагогическая

Передача социального опыта

Программированное, непрерывное

Все дети

Система образовательных учреждений

Социально-педагогическая

Помощь в соц-ции

Адресность, локальность

Дети с проблемами в развитии

+ с/пед. учреждения и соц. службы

  • Социально-педагогическая деятельность должна использовать как традиционные педагогические технологии, так и разрабатывать собственные программы.
  • Задача социального педагога (в т.ч. и социального работника): перевести социальную ситуацию в педагогическую, т.е. взять на себя управленческую функцию для организации условий коррекции поведения человека и разработать технологическую программу целевого управления (МПЦУ):
  • 3 шага:
  • 1: построение «дерева целей» в логике ярусов – «хочу – могу – делаю – получаю»
  • 2: разработка адекватной программы исполнения программы
  • 3: реализация управленческой программы + рисунок «Дерево саморазвития»
  • (семя – мотив – хочу; корни – диагностика способностей – могу; ствол – делаю, крона – актуальные цели; плоды – перспективные цели, генеральные и ведущие идеи.

  • Объект социально-педагогической деятельности – система социальных проблем, референтных для данного общества: (9 групп)

  • Индивидуальные, семейные проблемы (слабое физическое здоровье, беспомощность, жестокость, угнетение, внешняя непривлекательность, одиночество и социальная изоляция);
  • организационные проблемы (рост бедных и неимущих, беженцы и бомжи)
  • социально-экологические проблемы (охрана окружающей среды, загрязнение пром. центров, экологические катастрофы)
  • социально-экономические проблемы (резкое падение доходов населения, недостатки образования, медицины, социального обеспечения, социально-культурной инфраструктуры)
  • социальная стратификация (расслоение и неравенство в обществе, экономическая эксплуатация, технократическое манипулирование)
  • проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей (аспекты девиантного поведения, социальные отклонения и общественная анемия)
  • проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем (неадекватные образы, этические нормы, недостижимые идеалы, социальные предрассудки и отчуждение, античеловеческие ценности)
  • проблемы коммуникации, информационного обеспечения или эпистолярно-эмоциональные
  • проблемы структур власти (социальная напряженность или стабильность в обществе, от режима – зависит социальная активность населения) и т.д.

Социально-педагогическая деятельность направлена на:

Обеспечение выживания, обучение способам самостоятельного решения житейских проблем, открывая возможности самообеспечения и достижения достойного уровня существования;

Предоставление связи клиента с системами, которые могут представлять ресурсы, услуги для выхода из трудной жизненной ситуации, содействуя эффективной и слаженной работе этих систем (Московский дом милосердия, Российский союз ветеранов Афганистана, фонд «Душа человека», «Дети улиц» и др.);

Выполнение посреднической функции между государством и человеком, поиск эффективных и гуманных средств решения его проблемы, апеллирование к государству для скорейшей социальной адаптации в обществе;

Создание условий для адаптации клиентов в изменяющихся условиях социальной действительности посредством активизации механизмов самоорганизации клиентов (индивидуально-личностный или групповой).

Социальные педагоги в своей деятельности реализуют важнейшие функции социального обслуживания подрастающего поколения:

Оказание социальной помощи:

Выявление и взятие на учет детей, подростков, наиболее нуждающихся в социальной (материальной, финансовой, медицинской, жилищной, психологической) помощи и поддержке.

Создание условий для самостоятельного обеспечения своего материального благополучия для подростков и молодежи.

Предоставление надомных услуг детям и подросткам, нуждающимся в постороннем уходе (учеба, наблюдение на дому, воспитание).

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитание (частные детские сады, прогулочные группы, помощь нянь и гувернанток).

Обеспечение, сохранение и укрепление физического, психического, социального, нравственного здоровья личности.

Формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении.

Организация временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, устройство в образовательные учреждения, усыновление и попечительство.

Консультирование:

Участие в профессиональной подготовке молодежи.

Участие в подготовке к браку и родительству.

Родительский медико-психологический и педагогический всеобуч.

Социально-педагогическая коррекция и реабилитация:

Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, беспризорных и оставшихся без родителей.

Педагогическая реабилитация детей, подростков (и их семей) с ограниченными возможностями.

Создание условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека, его положительного потенциала в социально полезных сферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностном развитии.

Информирование населения, изучение и прогнозирование их социально-педагогических нужд:

Предоставление информации для разрешения сложной жизненной ситуации.

Распространение среди населения медико-психологических и педагогических знаний.

Изучение наиболее характерных для региона педагогических потребностей и социальных проблем, разработка и реализация конкретных способов их устранения.

Создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме.

Участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Участие в разработке и реализации социальных программ.

Формирование мобильных бригад социальных педагогов, психологов, медиков для оказания необходимой помощи.

Компенсация неблагополучного опыта социализации и создание социальных условий для жизни детей и их семей.

Социальные педагоги основное внимание уделяют сегодня переходу от методов борьбы с социальным неблагополучием к методам социально-педагогической превенции, ориентируясь на единство 3 процессов (обучение, воспитание, развитие).

Процесс функционирования социального педагога заключается в последовательном проведении человека через все этапы оказания ему социально-педагогической помощи, социальной реабилитологии (см. рис.) от нужды к самообеспечению.

В работе социального педагога выделяется 3 уровня (этапа) осуществления профессиональной деятельности:

Исполнение (копирование чужих образцов выполнения деятельности)

Планирование (осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств)

Проектирование (осуществление деятельности исходя из ее системного понимания).

На каждом этапе профессиональной деятельности социальным педагогом реализуются определенные функции:

1 этап: диагностическая, организаторская, планирования

2 этап: коммуникативная, побудительная, формирующая

3 этап: аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ