Введение в изучение курса социальная педагогика
PAGE 8
ЛЕКЦИЯ 1: . Введение в изучение курса «СОЦИАЛЬНая педагогика» - 1 ЧАС
ПЛАН:
- Социальная педагогика в системе педагогических дисциплин.
- Социализация как социально-педагогическое явление.
- Предмет, функции, задачи социальной педагогики.
- Ретроспективный анализ системы педагогической работы в социальной сфере.
1.
- Социальная педагогика как раздел общей педагогики. Педагогика древнейшая наука, которая определяла темп и ритм развития человека и человеческого сообщества (микро и макрокосм). Развитие культуры значение специальной подготовки подрастающего поколения к жизни в социуме. Каждое новое поколение: 3 задачи П Н - Б
- освоение предыдущего опыта человечества,
- его обогащение и приумножение,
- передача новому поколению.
- Педагогика наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и усвоения младшим поколением социального опыта, необходимого для существования человека и общества в целом. Объект педагогики человек, развивающийся в процессе воспитательного воздействия. Предмет педагогики особая социальная функция образования (воспитание и обучение), исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка теории и методики образования как специально организованного педагогического процесса.
- Основная проблематика педагогики:
- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на процесс воспитания и обучения;
- определение аксиологических основ образования (цели и перспективы);
- разработка содержания воспитательно-образовательного процесса;
- исследование и конструирование технологий воспитательного воздействия на личность.
:примеры содержания и технологий (методов)
- Система педагогических наук: общая педагогика, исследующая основные закономерности образования, история педагогики, сравнительная, возрастная (…андрогогика и др.), специальная (дефектология (сурдопедагогика слух, тифлопедагогика зрение, олигофренопедагогика недоразвитие, логопедия - речь), профессиональная, военная, ПВШ, экологическая, социальная, медицинская, методики преподавания (технологический инструментарий).
- Педагогика как наука и искусство (К.Д.Ушинский)
:
обоснуйте свое понимание данного положения
- Педагогика решает комплекс задач (теоретических и практических):
Теоретические:
- Определение закономерностей процесса образования (воспитания и обучения)
- Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности
- Разработка инновационных технологий, средств и форм управления образовательными структурами.
- Перспективное планирование развития образования как системы.
Практические:
- Воплощение теории на практике
- Развитие системы образовательных услуг населению
2.
- Социализация процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» (Ф.Г.Гиддингс 1887 «Теория социализации»); это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры в процессе взаимодействия человека со стихийными (спонтанными), относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления (адаптации) человека в условиях конкретного социума.
- Социальная адаптация это процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р.Мертон), т.е. становление индивида социальным существом.
- Обособление процесс автономизации человека в обществе, результатом которого становится развитие потребности иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), собственные привязанности (эмоциональная автономия), формирование потребности самостоятельно противостоять негативным жизненным ситуациям и самоутверждение (поведенческая автномия), т.е. процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
- Социализация - сложный процесс, который трактуется как:
- присвоение отношений, адаптация к условиям микросреды, изменения себя под мир, принятие ценностей, сформированных обществом, обеспечивающих нормативное функционирование человека в системе отношений, сопровождаемое социальной успешностью (как фактор традиции)
- преобразование отношений, творение собственной микросреды, самореализацию себя в отношениях с людьми, изменение мира под себя, социальное конструирование реальности, актуализацию субъектных основ социализации (как фактор инновации)
:
какой аспект социализации преобладает в современном обществе, обоснуйте свой взгляд
- Особую значимость процесс социализации приобретает для человека на этапе детства. Это детерминировано тем, что детство является зоной потенциального развития и нуждается в поддержке и активной помощи и правовой защите, становится атрибутом существования взрослого человека.
:
какие аспекты поддержки ребенка являются наиболее актуальными в ХХ1 веке
- Т.Е. таким образом возникает конфликт между мерой адаптации человека в социуме и степенью его обособления в обществе.
- Социализация человека имеет как общие закономерности, так и особенности, связанные со спецификой отдельной личности.
- Выделяются основные этапы социализации:
- младенчество (0-1)
- раннее детство (1-3) (сенсомоторная стадия Ж.Пиаже)
- дошкольное детство (3-6) (освоение себя, самопознание на биологическом уровне)
- младший школьный возраст (6-10) (вхождение в коллектив, активная социализация)
- младший подростковый (10-12) (смена авторитетов или агентов социализации, критическое отношение к себе)
- старший подростковый (12-14)
- ранний юношеский (15-17) (смена физиологии, критическое отношение к себе и окружающему миру, эмоциональная неуравновешенность, период открытий и разочарований)
- юношеский (18-23)
- молодость (23-30)
- раннюю зрелость (30-40) зрелость (28 60)
- позднюю зрелость (40-55)
- пожилой возраст (55-65) (60-75)
- старость (65-70) (75 90)
- долгожительство (более70) (более 90)
- С.И.Гессен (периодизация процесса социализации):
1 ступень дошкольный период произвольного существования ребенка, преобладание игровой деятельности
2 ступень период активного познания окружающего мира, ввод в мир культуры
3 ступень этап завершения ее формирования самообразование, внешкольное и университетской образование, формирование мировоззрения
- Неравномерность развития ребенка: 6 фаз развития: до 5 лет интенсивного развития, 5-7 «первый застой», 7-11 - интенсивного развития, 11-14«второй застой», 14-17 - интенсивного развития, 17-21 гармонизации или медленного развития
- Социализация проходит под воздействием групп факторов:
- мегафакторы (очень большой, всеобщий) космос, планета, мир (влияние опосредованно)
- макрофакторы страна, этнос, общество, гос-во (влияние опосредованно),
- мезофакторы (средний, промежут) по местности, в которой они проживают (регион, село, город, поселок), по принадлежности к сетям коммуникации (радио, ТВ), по принадлежности к субкультурам
- микрофакторы (семья, соседи, группы сверстников, воспитательные, общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные заведения, микросоциум.
- Процесс социализации проходит под влиянием агентов социализации
:
привести пример агентов социализации на различных возрастных этапах
- Средства социализации - набор универсальных средств, содержание которых специфично для различных социальных групп и возрастов (способы кормления детей, продукты материальной культуры, стиль общения, игры, спорт, способы убеждения и принуждения, предписания, запреты)
:
привести пример средств социализации на различных исторических этапах
- Механизмы социализации:
Социальные и социально-психологические:
Габриэль Тард подражание
Ури Бронфенбренер взаимная аккомодация (приспособляемость)
В.С. Мухина идентификация и обособление
А.В. Петровский смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности
- Обобщение:
- импритинг (запечатление) фиксирование на рецепторном и подсознательном уровне особенностей воздействующих жизненно важных объектов
- экзистенциальный нажим овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами
- подражание следование образцу
- идентификация (отождествление)
- рефлексия оценка и принятие социальных ценностей
Социально-педагогические:
- традиционный (стихийный) носители стереотипов близкие люди
- институциональный (социальные институты и общественные организации, средства массовой коммуникации)
- стилизованный в рамках субкультуры
- межличностный
:
привести пример наиболее референтных механизмов социализации для себя
- При этом человек становится субъектом, объектом и жертвой социализации (конформист или диссидент), решая на каждом этапе задачи:
- естественно-культурные определенный уровень физического и сексуального развития (телесный канон, кинесический язык (жесты, позы, пантомимика…)
:
привести пример
социально-культурные познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые
:
привести пример
- социально-психологические становление самосознания, самоопределение в жизни и на перспективу, самореализация личности
3.
- Социальная педагогика не новая наука, а уже сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания
- Социальная педагогика
- отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных (А.В.Мудрик)
- научная дисциплина, интегрирующая научные достижения смежных наук и реализующая их в практике общественного воспитания (В.Д.Семенов)
- наука о воспитательном воздействии социальной среды (В.Д.Семенов)
- область общей П., нацеленная на исследование социальных основ процессов воспитания и образования ребенка с целью включения его в систему социальных отношений (П.Наторп)
- область общей П., обращенная к анализу проблемных отношений ребенка и поиску путей их преодоления средствами воспитания и обучения (А.Дистервег)
- область общей П., ориентированная на распознание и разрешение проблемных социальных ситуаций, осложняющих процесс социализации ребенка педагогическими средствами (С.А. Расчетина)
:
Интегративные связи СП с другими науками нарисовать схему
- Отрасли научного исследования могут формироваться по предметному и проблемному принципу:
- Предметный - Э. Эриксон социальная психология 3 процесса: соматический, эго- и социальный (биология, психология, социальные науки) различные стороны реальной действительности в их целостности в педагогике 3 самостоятельные области: теория социально-педагогической поддержки, теория воспитания и теория образования.
- Проблемный когда различные научные сферы объединяются для решения определенной проблемы (локальной или фундаментальной, теоретической или практической)
- Т.Е. СП можно рассматривать как «интегративный котел», область интеграции знаний о 3 видах социальной практики (воспитание, обучение и социальная поддержка) которые могут быть самостоятельными феноменами и интегрировать для решения социальной проблемы.
- Основные функции СП подразделяется на
- теоретические:
- Информационная
- Аналитическая (объяснительная)
- Эвристическая
- Практическая (воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная)
- Прогностическая
- Изучение реципиента (ребенка, подростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта.
- Оказание помощи реципиенту (ребенку, подростку), попавшему в беду в контексте поиска путей, вариантов выхода из кризиса, психолого-педагогической поддержки.
- Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
- Анализ, изучение, распространение и пропаганда позитивного опыта.
- Направление деятельности реципиента (ребенка, подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовывать свою жизнь и поступки.
- Координация и объединение различных специалистов, организаций, решающих проблемы реципиента (ребенка, подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
- Организация исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, педагогических центров.
- Практические (прикладные):
- Диагностическая (социальный диагноз)
- Предупредительно - профилактическая
- Правозащитная
- Социально-психологическая
- Социально-педагогическая (нравственно-гуманистическая, обучение самоорганизации жизни, развитие познавательных интересов, поддержка в саморазвитии, коммуникативная, организационная, корректирующая)
- Воспитывать в сознании реципиента (ребенка, подростка) понятия добра и справедливости, любви к ближнему, живому, творчеству, взаимопониманию и др.
- Поставить перед реципиентом (ребенком, подростком) цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с окружающими, определить цель и смысл своего существования.
- Развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в социуме.
- Развивать чувство собственного достоинства, самостоятельность и уверенность в себя.
- Формировать у реципиента (ребенка, подростка) умение и желание общаться с людьми (в малых и больших группах, объединениях сверстников, в семье, в работе, учебных заведениях.
- Социальная педагогика как интегративная полифункциональная наука состоит из разделов:
- Философия социального воспитания фундаментальные теоретико-методологические и мировоззренческие вопросы трактовка сущности социального воспитания, задач, ценностей и принципов,
- Социология социального воспитания процесс социализации как контекст социального воспитания, факторы социализации,
- Социально-педагогическая виктимология исследование издержек социализации и людей (групп), которые потенциально или реально могут попасть под их влияние (жертва)
- Теория социального воспитания обоснование и прогнозирование развития социальной сферы
- Психология социального воспитания выявляет социально-психологические условия эффективности субъектов взаимодействия социального воспитания на основе составления их психологических характеристик
- Технологии социального воспитания отбор и конструирование способов целесообразной организации процесса социального воспитания
- Экономика и менеджмент социального воспитания исследует потребности общества в социальном воспитании и его качественные характеристики, а также экономические ресурсы социума для его организации и оптимального управления.
:
представьте схему взаимосвязи основных разделов СП с другими науками и учебными дисциплинами
- Социально-педагогическая поддержка социальный институт и вид взаимодействия с реципиентом, берущий на себя посреднические функции между ребенком и социальными институтами в контексте оптимизации процесса социализации
- Тезаурус социальной педагогики:
- Формирование процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни социума
- Просвещение распространение (спонтанное и упорядоченное) научных знаний о человеке, обществе, мире в разнородной социальной среде (сравнение 18 век и 21 (экономика, право, медицина, педагогика)
- Воспитание социально контролируемое, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для освоения общественно-исторического опыта и формирования отношения к нему, мировоззрения, поведения (воспитание умственное, нравственное, физическое и т.д.…), а также выделяется воспитание по форме институционального влияния (семейное, религиозное или конфессиональное, общественное (социальное), диссоциальное (контрсоциальное)
- Развитие объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения духовных и физических сил человека, реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека это процесс и результат его социализации, а также саморазвития и самореализация в обществе
- Образование система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека (цель, ценность, процесс и результат (В.Н. Гинецинский)
- Образование формирование образа мыслей и действий человека в социуме в форме обучения в различных учреждениях
- Обучение процесс реализации социально значимых задач образования личности под руководством педагога, нацеленный на передачу (трансформацию) системы ЗУНов и опыта деятельности. Подразделяется на 2 части (преподавание и учение).
- Система образования система взаимосвязанных (взаимодополняющих) воспитательно-образовательных учреждений в обществе
- Содержание образования система ЗУНов, овладение которыми закладывает основы развития и формирования личности.
- Педагогический процесс процесс развития личности в единстве воспитания и обучения н основе учета закономерностей и противоречий каждого из элементов
- Социодидактика теория обучения детей в логике институализированной, формально закрепленной формы процесса социализации (социального развития)
- Социально-педагогическая деятельность социальная работа, включающая в себя и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку в организации себя, своего психологического состояния, установления нормальных отношений в группах различного уровня
- Методы социальной педагогики:
- Методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок)
- Методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание социальных воспитывающих ситуаций)
- Методы стимулирования деятельности и поведения индивидов (оценка, поощрение, порицание)
- Они применяются комплексно, обеспечивая целостное воздействие на личность
4.
- Основные этапы развития СП как науки: (в соответствии с тем какие социальные институты имели прерогативу в воздействии на человека, уровнем «циркуляции» научных знаний и их теоретического осмысления) 2 этапа: предыстория и собственно история СП, а также ряд исторических эпизодов, т.е. масштабных общественных ситуаций, в ходе которых разрешались социальные противоречия.
- 4 в. до н.э. 19 век период скрытого развития СП, оформление социальной практики и движение навстречу теоретическому, научному знанию
- язычество и христианство,
- перекресток религиозной и светской жизни (новое время)
- ребенок представитель 3-го сословия (18 век)
- ситуация противоборства 2-х культур (западничество и славянофильство 1 половины 19 века)
- ситуация поиска места детей в социальной жизни
- 19-начало 20 века период становления и научного оформления СП
- ребенок в ситуации революционных волнений, социальная ориентация воспитания
- построение социалистических отношений
3. 30 90 гг. ХХ века скрытый период развития СП
- ребенок на этапе репрессий (идеологический прессинг и единообразие)
- ситуация социальных противоречий
- современный период развития СП
- ситуация нестабильности в период перестройки (возрождение СП)
- ситуация перманентной и неустойчивой стабилизации общества, период социального расслоения
- В различные исторические периоды социализация ребенка имела разнообразные формы и ценностные ориентации
- Средние века (служение богу)
- 18 век (служение государству)
- 19 век служение обществу)
- Двуречье законы Хамурапи
- Иудея законы Моисея, Декалог
- Финикия Карфаген (новый город)
- Афины Солон (4 век до н.э.) выкупал афинян из рабства, бесплатные обеды (параситейн), наказания за праздность, обеспечение родителей при условии получения образования, создание новых рабочих мест для свободных граждан участие в строительстве (Парфенон)
- Рим Гракхи, Цезарь, Октавиан Август перераспределение свободных земель, завоевание новых, государственные раздачи хлеба, компенсации пострадавшим (Везувий), помощь коллегий, киники асоциальное поведение автаркия независимость от общества (Антисфен, Диоген что естественно, то нестыдно)
- Христианство противопоставление различным философским учениям (стоики, эпикурейцы, жрецы Изиды, иудейство) милосердие, конфессии (ортодоксия и соборность)
- Русь странник (путешественник, тунеядец, бездомный проходимец), Нестор «звериные обычаи» сын Ольги Святослав в жертву детей, Князь Владимир, ярослав Мудрый, Владимир Мономах (религиозное желание спасения души), Феодосий Печерский (черное монашество)
- Благотворительность (общественная (общинная), религиозная (слепня, слепая милостыня), частная, личная)
- 1551 Стоглавый Собор рост числа нищих 3 разряда больные и престарелые (богадельни), относительно здоровые (питание от боголюбцев), здоровые (общественная работа)
- 17 век «встреча с Западом» - Борис Годунов организация общественных работ (строительство) Смутное время.
- 18 век Петр 1 развитие государственной благотворительности (приюты и богадельни, «гошпитали», смирительные, прядильные и суконные дома, лотереи (Елизавета), «прошаки» - жесткие карательные меры).
- Дети: Петр 1 (зазорные младенцы), Екатерина 2 (лишенные родительской ласки), Воспитательные дома, пансионерство система общественного призрения, сиротские институты, Гатчинский Воспитательный дом (Гугель, Одоевский), детские приютыстроительные дома, Мария Федоровна («Большая дура Шумила Гремиловна), Александр 1 «Императорское человеколюбивое общество» - Румянцев, Голицын, Муравьев-Апостол, «Женское патриотическое общество», вдовьи или сиротские классы, Общество посещения бедных (Одоевский и Сологуб)
- Начало 20 века система социальной работы (до 10.000 благотворительные организаций)
- 1894 - Фребелевское общество народный детский сад
- 1904 Союз для борьбы с детской смертностью
- 1909 скаутское движение (Пантюхов) «Вера в бога, Верность царю, помощь ближнему Будь готов», св. Георгий Победоносец,
- 1909 Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному призрению:
- городские и земские управы
- полугосударственные благотворительные организации
- общественные благотворительные организации
- ведомственные и специализированные благотворительные организации
(Вентцель, Шацкий «Сетлемент» - «Культурный поселок», колония «Бодрая жизнь, Толстой)
- 1921 Деткомиссия ВЦИК (Дзержинский) детские трудовые колонии, детские дома, организация детского досуга «коммунарское движение», опыт Макаренко (колонии и коммуны), Сорока-Росинский «ШКИД» (Белых и Пантелеев).
Термин «социальная педагогика» активно употребляется с начала ХХ в., несмотря на то, что само название было предложено немецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине ХIХ в.
В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке.
Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы. Церковь продолжала занимать главенствующее место в воспитании людей, но все же потеряла авторитет. Появление некоторой пустоты дало возможность социальной педагогике занять определенное место в сфере воспитания и становления человека. Педагогика развивалась, и новой ступенью стало появление андрогогики педагогики взрослых. Но она с самого начала (т. е. с середины XIX в.) и по настоящее время занималась в основном проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отсоединилась герогогика, которая стала заниматься развитием людей пожилого возраста. В XIX в. зародилась и в течение нашего столетия сформировалась педагогика перевоспитания детей и подростков, которые имеют трудности и проблемы поведения в обществе. Ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными. Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже появившуюся новую отрасль социальную педагогику ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиентов» педагогики детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.
Другое определение предмету «социальная педагогика» дал немецкий ученый Пауль Наторп. По его мнению, социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.
В России социальная педагогика появилась в конце ХIХ в. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С. Т. Шацкого, а также в трудах и опыте ряда ярких педагогов.
Проблемы, которые характерны для социальной педагогики, стали проявляться в обществе в 1970-е гг. Возник новый кризис системы воспитания. Появились разработки новых вариантов работы с детьми по месту жительства и соответствующие методические рекомендации. В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.
Первый этап этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.
После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.
Второй этап развития социальной педагогики научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.
Третий этап становления социальной педагогики теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.
Социальная педагогика отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:
1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;
2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;
3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации.
Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.
Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.
Это определяет построение учебного курса «Социальная педагогика».
- Он начинается с рассмотрения социализации как социально-педагогического явления.
- Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика.
- Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.