Позиционные изменения в области согласных звуков. Ассимиляция. Диссимиляция. Аккомодация

Лекция 5

Позиционные изменения в области согласных звуков. Ассимиляция. Диссимиляция. Аккомодация.

План

1. Позиционные изменения в области согласных звуков.

а) ассимиляция.

б) диссимиляция.

в) аккомодация.

г) исторические чередования (согласных звуков).

2. Звуковые законы в области согласных звуков.

Изменения звуков, которые происходят под воздействием соседних звуков, называются позиционными изменениями.

Ассимиляция

1. Позиционная мена и позиционные изменения согласных.

Позиционная мена согласных связана с отношениями:

а) звонких и глухих шумных в положении перед шумными и на конце слова: [н'изък – н'иск'и / прUс'ит' – проз'бъ / клуп / пр'икас];

б) твердого и мягкого согласного в позиции перед [э], где в сочетании с [э], как правило, выступают только мягкие согласные: [рука – рук'э / с'иэло –

нъс'иэл'э].

Следовательно, позиционная мена согласных определяется законами: ассимиляции по глухости – звонкости, ассимиляции по ряду (положение перед [э]) и закон абсолютного конца слова (нейтрализация), где выступает только глухой вариант.

Позиционные изменения согласных связаны с отношениями твердых и мягких согласных при их сочетаемости в потоке речи, т.е. твердые согласные, попадая в положение перед мягким согласным, испытывают ассимилятивное смягчение и произносятся мягко: [с'т'эп' / з'в'эр'].

Такие позиционные изменения согласных называются ассимиляцией согласных по твердости – мягкости.

Ассимиляция – это уподобление в потоке речи однотипных звуков (согласного – согласному, гласного – гласному) по тем или иным признакам в пределах одного слова или сочетания слов.

Ассимиляции бывают:

1) по направлению – прогрессивными (если предшествующий звук оказывает влияние на последующий) и регрессивными (если последующий звук оказывает влияние на предыдущий);

2) по отстоянию – контактными (если взаимодействуют соседние звуки) и дистактными (если влияние одного звука на другой осуществляется опосредованно, на расстоянии);

3) по объему – частичными (неполными) и полными. Примеры: тра[в]а, но тра[ф]ка (ассимиляция регрессивная, контактная, частичная); [с]ошью, но [шыть] (ассимиляция регрессивная, контактная, полная); литературное Ван’[к]а и диалектное Ван’[к’]а (ассимиляция по мягкости прогрессивная, контактная) и т.п.

Диссимиляция

Диссимиляция – расподобление однотипных звуков: из двух одинаковых или подобных получается два различных или менее подобных звука, например: литературное коридор (два[р]) и просторечное ко[л]идор (диссимиляция регрессивная, дистактная) и т.п.

Аккомодация

Аккомодация – это приспособление друг к другу в потоке речи разнотипных звуков (гласных к согласным, согласных – к гласным).

Примеры: рад и р’ад, где [а] во втором случае приспосабливается к мягкому [р’], становясь более передним по ряду по сравнению с гласным [а] в слове рад (аккомодация прогрессивная, контактная).

Представляют интерес аккомодационные явления в примерах типа конь [кон’], соль [с?ол’], где налицо двойная разнонаправленная аккомодация: гласного последующему согласному по ряду и первого согласного последующему гласному – по лабиализации, поскольку эти согласные под влиянием последующего губного гласного приобретают губной оттенок (в транскрипции – знак кружочка справа вверху над звуком).

В обоих случаях налицо регрессивная контактная аккомодация, но по разным признакам – по ряду гласного и огублению согласного.

Исторические чередования (согласных звуков)

От позиционной мены и позиционных изменений надо отличать чередования звуков. Чередование звуков – это такая мена звуков при образовании слов и их форм, которая определяется не фонетическими, а словообразовательными или морфологическими причинами: друг – друзья, крюк – крючок, носить – ношу.

Московская фонологическая школа (МФШ) разработала теорию чередований.

Чередование – это мена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме. Чередования могут быть фонетическими и нефонетическими (морфологическими).

Морфологические чередования – это такая мена звуков при образовании слов и их форм, которая определяется не фонетическими, а словообразовательными или морфологическими причинами: крюк – крючок, носить – ношу.

Такие чередования сопровождают образование слов и их форм. Они изучаются в разделах Морфология и Словообразование, а к фонетике никакого отношения не имеют. С историей русского языка связаны и такие чередования, которые не имеют ни морфологической, ни фонетической обусловленности: друг – друзья, засушить – засохнуть – засыхать и под.

Такие чередования фонем, а не звуков встречаются в конкретных словах и относятся к разряду исторических, т.к. являются нефонетическими ссовременной точки зрения и изучаются в курсе исторической грамматики русского языка.

Предметом рассмотрения в фонетике выступают фонетические чередования, которые включают позиционные и комбинаторные изменения

звуков, наблюдающиеся в определенных фонетических позициях, к числу которых относят начало или конец слова, положение в ударном или безударном слоге, соседство рядом стоящих звуков: [гoлъву / глoф / гълвa]; [гoлъву / глoф]; [р’иэз’бa / р’эззът’].

Позиционные фонетические чередования, как уже было сказано выше, могут быть позиционно обусловленными и позиционно прикрепленными.

Первые не знают исключений: ска[з]ать – ска[c]ка, прика[з]ать – рика[с]; вторые – происходят нерегулярно: [с’т’]ена и [cт’]ена.

Фонетические чередования могут образовывать (1) пересекающиеся (перекрещивающиеся) ряды, имеющие общие члены, либо (2) параллельные ряды, не имеющие общих членов. Фонетические чередования в области согласных связаны с изменением глухих-звонких шумных согласных перед шумными и в конце слова, твердых-мягких согласных перед [э].

Параллельные ряды согласных:

[ц]арь – танц[о]р – [ц]ель [ц] – [ц] – [ц]

Совпадение в одном звуке, неразличение двух или более фонем вопределенной позиции называется нейтрализацией (Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка, 2010).

Исторические чередования

Наряду с позиционными чередованиями, или фонетическими, имеется другой вид чередований, называемых историческими. Позиционные чередования звуков обусловлены фонетически, т.е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией в области гласных и ассимиляцией в области согласных.

Исторические чередования не обусловлены фонетически и представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка.

Таково, например, чередование [г] // [ж] в корне бег-. В словах бега - бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим.

Исторические чередования по своим функциям в современном языке неодинаковы. Особо важной является роль исторических чередований при формообразовании и словообразовании. Отсюда следует, что исторические чередования изучаются в грамматике и исторической фонетике.

Звуковые законы в области согласных звуков.

1) Фонетический закон конца слова.

Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть [rpyc'т'], подъезд – подъест [пдjэст] и т.п.

2) Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр'ишол поjьст] (пришел поезд);

2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

3) Ассимиляция согласных по звонкости и глухости.

Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в'иес'т'и - в'иес'т'и] (везти - вести), [фп'ьр'ием'ешку - фп'ьр'ием'ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [тjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

1) на стыке морфем: [пхоткъ] (походка), [збор] (сбор);

2) на стыке предлогов со словом: [гд'елу] (к делу), [зд'елъм] (с делом);

3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [до бы] (дочь бы);

4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кзы] (рог козы), [рас-п'ат'] (раз пять).

4) Ассимиляция согласных по мягкости.

Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:

Парные

твердые

Непарные

твердые

б в д з л м н п р с т ф г к х

ж ш ц

Парные мягкие

Непарные мягкие

б' в' д' з' л' м' н' п' р' с' т' ф' г’ к’ х’

ч' ш’ j

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б'ел], [в'ес], [м'ел], [с'ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м'ил], [п'ил'и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л'] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л'ес]; ср. ['ор]) и перед частицей ([рос - л'и]; ср. [рсл'и]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т'], [д'], [с'], [н'], [л']: [м'eс'т'], [в'иез'д'е], [ф-ка 'ь], [каз'н'] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз'д'иел'ит'], [ръс'т'иенут'], [б'ьез'-н'иево), [б'иес'- с'ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с'м'ех], [з'в'eр'], [д'в'eр'],[т'в'eр'], [с'п'eт'], [с'-н'им], [ис'-пeч'], [рз'д'eт'] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт'eн'ч'ьк], [н'ефт'], [вз'ат'] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, то действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

5) Ассимиляция согласных по твердости.

Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п.

Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прс'ит'] - [проз'бъ], [мълт'ит'] - [мълд'ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л']: [пол'ь] - [зпол'ныj] (поле, запольный).

6) Ассимиляция зубных перед шипящими.

Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [ат'], [рат'](сжать, разжать); [ыт'], [рыт'] (сшить, расшить); ['от], [р'от] (счет, расчет); [рзно 'ик], [изво 'ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б'иеаръ], [биеаръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж']: [по'ъ] (позже), [je'у] (езжу); [во 'и], [дро 'и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч’], [ц], в результате чего получаются долгие [ч’:], [ц:]:

[ч':от] (отчет), (фкрац:ъ] (вкратце).

8) Упрощение сочетаний согласных.

Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш'иесл'ивы], [г'иганск'и], [ч'уствъ], [с'ердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

9) Сокращение групп одинаковых согласных.

При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [рас:ор'ит'] (раз+ссорить), [с:ылкъj] (с ссылкой), [клон:ыj] (колонна+н+ый); [д'эс:киj] (Одесса+ск+ий).

Выводы по лекции (делают студенты).

Литература:

1. Багичева Н.В. и др. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников : учеб. пособие. – М.: Флинта, 2011.

2. Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка. – М., 2010.

4. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009.

5. Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика. – М.: Мир и Образование, 2011.

Позиционные изменения в области согласных звуков. Ассимиляция. Диссимиляция. Аккомодация